Хорошо для тебя, что я пойду , BWV 108
Тебе хорошо, что я пойду | |
---|---|
БВВ 108 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Кристиана Мариана фон Циглер , автор текста кантаты | |
Повод | Петь |
Текст кантаты | Кристиана Мариана фон Циглер |
Библейский текст | Иоанна 16:7,13 |
Хорал | Герхардт Пол |
Выполненный | 29 апреля 1725 г. Лейпциг. : |
Движения | 6 |
Вокал |
САТБ преступление |
Инструментальный |
|
тебя, что я ухожу Это хорошо для [ 1 ] BWV 108 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Лейпциге для Cantate Sunday , четвертого воскресенья после Пасхи , и впервые исполнил ее 29 апреля 1725 года.
Это вторая из девяти кантат на тексты Кристианы Марианы фон Циглер , с которой он сотрудничал в конце своего второго цикла кантат . Она использовала две цитаты из предписанного Евангелия из « Прощальной беседы» и завершила кантату строфой из « » Пауля Герхардта Gott Vater, sende deinen Geist . Тема – предсказание Иисуса о его расставании и пришествии Духа как Утешителя. Первое объявление поется басом как vox Christi , второе, в центре произведения, — хором в трех фугах, объединенных в стиле мотета , но объединенных схожими темами. Бах написал кантату для трех вокальных солистов ( альта , тенора и баса ), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух гобоев д'амур, струнных и континуо. Он использовал элементы словесной живописи , такие как очень длинные ноты, чтобы проиллюстрировать твердую веру, и мотивы вздохов , прерываемые паузами, чтобы проиллюстрировать желающее сердце.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на втором году обучения в Лейпциге для четвертого воскресенья после Пасхи , названную «Кантата». [ 2 ] Предписанные чтения для воскресенья были из Послания Иакова : «Всякий дар добрый исходит от Отца светов» ( Иакова 1:17–21 ) и из Евангелия от Иоанна , где Иисус объявляет Утешителя в своей прощальной речи ( Иоанна 16:5–15 ). На втором курсе Бах сочинял хоральные кантаты между первым воскресеньем после Троицы и Вербным воскресеньем , но на Пасху вернулся к кантатам на более разнообразные тексты, возможно, потому, что потерял либреттиста . [ 3 ]
Между Пасхой и Пятидесятницей прихожане Баха прослушали серию из девяти кантат на тексты новой либреттистки Кристианы Марианы фон Циглер . Поскольку средний интервал между выступлениями составлял менее недели (они были не только по воскресеньям; были и дополнительные на Вознесение и Пятидесятницу), Баха, возможно, сочиняли с такой же интенсивной скоростью, хотя неизвестно, когда он начал работайте над ними. Первой из этой серии был Ihr werdet weinen und heulen , BWV 103. [ 4 ] [ 3 ] неделю спустя последовал Es ist euch Gut, daß ich шарнирхе . Он начинается с басового соло, когда Vox Christi произносит цитату из Евангелия ( Иоанна 16:7 ); вторая цитата появляется в части 4 ( Иоанна 16:13 ). Части 2 и 3 посвящены надежде на спасение; часть 5 – это молитва о руководстве до самой смерти. [ 2 ] поэт использовал В качестве заключительного хорала десятую строфу гимна Пауля Герхардта « Gott . Vater, sende deinen Geist » (1653) [ 5 ] выражение веры в Божье руководство. [ 2 ]
Публикация
[ редактировать ]Текст кантаты был опубликован в 1728 году в первом сборнике Циглера, попытка переплетной записи . [ 3 ] Версия, заданная Бахом, была несколько иной, поскольку он сократил здесь текст, как и в других кантатах того же либреттиста. Музыка сохранилась в виде голографической рукописи, но не была опубликована до 1876 года, когда кантата появилась в Обществом Баха . первом полном издании сочинений Баха, выпущенном [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей, начиная с библейской цитаты из Vox Christi , говорящего Иисуса. За набором арии и речитатива следует припев на другую библейскую цитату из Евангелия, а ария переходит к заключительному хоралу. Бах написал произведение для трех вокальных солистов ( альт (А), тенора (Т) и баса (В)), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух гобоев д'амур (Оа), двух скрипок (Вл. ), альт (Ва) и бассо континуо . [ 7 ] Продолжительность кантаты указана как 20 минут. [ 2 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 7 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 2 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Гобой | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Тебе хорошо, что я пойду | Иоанна 16:7 | Воздух | Б | Ой | 2Вл А | майор | ![]() |
2 | Без сомнения, это может беспокоить меня. | анон. | Воздух | Т | Вл | Фа-диез минор | ![]() | |
3 | Так что твой дух будет править мной | анон. | Речитатив | Т | ![]() | |||
4 | Но когда Он, Дух истины, придет | Иоанна 16:13 | Хор | САТБ | 2 Да | 2Вл А | ре мажор | ![]() |
5 | Чего бы мое сердце ни пожелало от тебя | анон. | Воздух | А | 2Вл А | си минор | 6/8 | |
6 | Твой дух, который Бог дает с небес | Герхардт | Хорал | САТБ | 2 Да | 2Вл А | си минор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]Кантата имеет сходство с той, которую Бах написал в прошлом году по тому же случаю: Wo gehest du hin? БВВ 166 . [ 8 ]
1
[ редактировать ]Сходство начинается с первой части, которая, как и в кантате прошлого года, отдана басу как vox Christi . [ 4 ] Движение представляет собой цитату 7-го стиха из Евангелия, начинающегося словами: « Хорошо для вас, что я выхожу; ибо, если не пойду, не придет к вам Утешитель ». (Хорошо для вас, что я ухожу; ибо если бы Я не пошёл, то Утешитель не пришёл бы к вам.) [ 1 ] Это нечто среднее между арией и ариозо . [ 2 ] Гобой д'амур как инструмент облигато играет расширенные мелодии. Голос и гобой разделяют музыкальный материал, передавая «настроение скорби при разлуке». [ 4 ]
2
[ редактировать ]Следующая ария « Несомненно, меня могут беспокоить » [ 1 ] доминирует виртуозное соло скрипки. Слова «Ich glaube» (я думаю) иллюстрируются очень длинными нотами голоса, в то время как басовая партия остинато передает «стойкость» по-другому. [ 4 ] Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что Бах выборочно использует тональность фа-диез минор, «часто для медленных движений большой выразительной силы», например, для альтовой арии Buß und Reu из своих «Страстей по Матфею». [ 9 ]
3
[ редактировать ]Короткий секко- речитатив выражает: « Так Твой Дух будет вести меня, чтобы я шел по правильному пути». [ 1 ]
4
[ редактировать ]Следующая библейская цитата, стих 13 Евангелия: « Но когда придет Тот, Дух Истины, Он наставит вас на всякую истину».) [ 1 ] исполняет хор. [ 4 ] Он разделен на три части, похожие на форму да капо . Все три части - фуги , [ 4 ] объединенные в стиле мотета, [ 8 ] инструменты играли в основном в колла-парте с голосами. [ 9 ] Второй раздел начинается словами: « Ибо Он не будет говорить от Себя »; [ 1 ] в третьем разделе говорится: « И что будет , Он предскажет», [ 1 ] на тему фуги, аналогичную первой, [ 2 ] придавая движению «чувство единства». [ 4 ]
5
[ редактировать ]Последняя ария « Чего от Тебя желает мое сердце », [ 1 ] сопровождается струнными, в которых доминирует первая скрипка. Слово «Herz» (сердце) передается вздыхающими мотивами , усиливаемыми последующими паузами. [ 4 ]
6
[ редактировать ]Заключительный хорал: « Дух Твой, который Бог посылает с небес, ведет всех, кто любит Его », [ 1 ] представляет собой четырехголосную постановку на мелодию « Приди ко Мне, говорит Сын Божий ». [ 10 ] Басовая партия постоянно движется вперед. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]Подборка взята из списка на сайте «Кантаты Баха». [ 11 ] вокальные ансамбли с одним голосом в партии ( ОВПП ) и инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях Зеленым отмечены .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|---|
Проект кантат RIAS Баха (1949–1952) | Карл Ристенпарт Камерный хор РИАС Камерный оркестр РИАС | Слушать | 1950 | |||
Кантаты Баха BWV 67, 108 и 127 | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Баварский государственный оркестр | Архивная продукция | 1958 | |||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 6. | Николас Арнонкур Хор мальчиков Тёльцер Музыкальный концерт в Вене | Тельдек | 1979 | Период | ||
Кантата Баха Том 33. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1981 | |||
Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | ||
Кантаты Баха Том. 24: Альтенбург/Уорик / Третье воскресенье после Пасхи (Юбилей) / Четвертое воскресенье после Пасхи (Кантат) | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 15 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2001 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Том. 36 - (Кантаты из Лейпцига 1725 г.) - BWV 6, 42, 103, 108 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2006 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 10 – «Химмельфартс-Оратория» – Кантаты BWV 108 · 86 · 11 · 44 | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Акцент | 2008 | ОВПП | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Деллал, Памела . «BWV 108 – Хорошо, что я иду» . ЭммануэльМузыка . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дюрр, Альфред (2006). « Хорошо для тебя, что я иду », BWV 108 . Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета . стр. 317–319. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Кристоф . «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 29 августа 2011 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хофманн, Клаус (2006). «Хорошо для вас, что я уйду / Вам полезно, чтобы я ушел, BWV 108» (PDF) . Кантаты Баха. п. 7 . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ «Бог Отец, пошли твой дух / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2010 . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Хорошо, что я ухожу, BWV 108 : Партитуры в Международном проекте библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Jump up to: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 108 Хорошо, что я ухожу» . Университет Альберты . Проверено 23 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, Джон Элиот (2005). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 12, 103, 108, 117, 146 и 166 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 44: BWV 85, BWV 108 и BWV 87, каждая из которых начинается с басовой арии» . jsbachcantatas.com . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Приди ко мне, говорит Сын Божий» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 108 — Хорошо, что я иду » . Сайт кантат Баха . Проверено 23 апреля 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Хорошо, что я ухожу , BWV 108 (И. С. Бах) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Для вас хорошо, что я еду по BWV 108; BC A 72 / Священная кантата (4-е воскресенье Пасхи) Бах Digital
- BWV 108 Хорошо, что я иду, английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 108.6 bach-chorales.com