Блажен, кто полагается на своего Бога , BWV 139
Блажен, кто надеется на своего Бога | |
---|---|
БВВ 139 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() «Деньги дани» Тициана | |
Повод | 23-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Готовься, мой дух » Иоганн Кристоф Рубе |
Выполненный | 12 ноября 1724 г. Лейпциг. : |
Движения | 6 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату «Счастлив тот, кто клянется своим Богом» , BWV 139 , [ а ] в Лейпциге на 23-е воскресенье после Троицы и впервые исполнил его 12 ноября 1724 года. Хоральная кантата основана на гимне Иоганна Кристофа Рубе (1692).
История и слова
[ редактировать ]Хоральную кантату Бах сочинил на втором курсе Лейпцига к 23-му воскресенью после Троицы . Предписанные чтения для воскресенья были из Послания к Филиппийцам , «наша беседа на небесах» ( Филиппийцам 3:17–21 ), и из Евангелия от Матфея , вопрос об уплате налогов, на который ответил Рендер кесарю. . ( Матфея 22:15–22 ) [ 1 ] Кантата основана на пятистрофном гимне Иоганна Кристофа Рубе. [ 2 ] (1692). [ 3 ] Она поется на мелодию Иоганна Германа Шейна « Machs mit mir, Gott, nach Deine Güt » (1628). [ 4 ] кантаты Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфу как внешние части . Он вывел четыре внутренних движения как последовательность чередующихся арий и речитативов из внутренних строф. Часть 2 он основал на строфе 2, части 4 и 5 — на строфах 3 и 4, а третью часть вставил на основе Евангелия. [ 1 ] По словам Ханса-Иоахима Шульце [ 5 ] в «Мире кантат Баха» (т. 3), Андреас Штёбель, [ 6 ] бывший со-ректор Thomasschule является вероятным автором текстов хоральных кантат, поскольку он обладал необходимыми богословскими знаниями, и Бах остановил последовательность кантат через несколько недель после своей смерти 31 января 1725 года. [ 7 ]
Бах впервые исполнил кантату 12 ноября 1724 года. Он исполнил ее еще раз между 1732 и 1735 годами, а также между 1744 и 1747 годами. [ 7 ] Во второй части сохранилась партия скрипки облигато , но отсутствует партия второго инструмента облигато, возможно, второй скрипки или гобоя д'амур. [ 8 ] [ 9 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях тщательно написана для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор и бас ), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из двух гобоев д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 1 ]
- Хорал: Блажен, кто надеется на Бога своего.
- Ария (тенор): Бог – мой друг; что хорошего в ярости?
- Речитатив (альт): Спаситель посылает свои
- Ария (бас): Несчастье бьет со всех сторон.
- Речитатив (сопрано): Да, внутри меня есть самый большой враг.
- Хорал: Дагеро Несмотря на адское войско!
Музыка
[ редактировать ]Вступительный припев представляет собой хоральную фантазию . Струнные и два гобоя д'амур играют концертную музыку, под которую сопрано поет cantus Firmus , а нижние голоса интерпретируют текст, говоря в первом разделе о «детском доверии истинно верующего», о «всех черти» во втором, «он, тем не менее, остается в мире» в третьем. [ 10 ] Тональность — ми мажор , редкая, «довольно крайняя» тональность во времена Баха, как отмечает музыковед Джулиан Минчем: только около трети хоральных кантат Баха начинаются в мажорной тональности вообще , и только две — в ми мажоре, причем вторая — ми мажор. Либстер Готт, ты знаешь, что я хочу? BWV 8 , «размышления о смерти и тяжелой утрате и одно из его самых личных произведений». [ 9 ]
В теноровой арии, часть 2, мотив первой строки « Gott ist mein Freund » (Бог — мой друг) снова и снова проявляется в голосе и инструментах. Голос становится «более запутанным», когда разъяренные враги и « шпёттеры », те, кто высмеивает или издевается. упоминаются [ 9 ]
В части 4, басовой арии со скрипкой соло и гобоями д'амур в унисон , Бах плавно переходит от громкой музыки с двойными точками к «самой беспечной текстуре, которую только можно вообразить» в размере 6/8, чтобы проиллюстрировать текст «Но рука помощи внезапно появляется», сравнил Джон Элиот Гардинер с «протянутой рукой Бога, нарисованной Микеланджело в Сикстинской капелле ». [ 10 ]
Записи
[ редактировать ]- Кантаты Баха Том 5 – Воскресенья после Троицы II , Карл Рихтер , Мюнхенский хор Баха , Мюнхенский оркестр Баха , Эдит Матис , Труделиз Шмидт , Эрнст Хефлигер , Петер Шрайер , Дитрих Фишер-Дискау , архивное производство 1978 г.
- Кантата Баха Том 58 , Хельмут Риллинг , Гехингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Инга Нильсен , Хелен Уоттс , Адальберт Краус , Филипп Хуттенлохер , Хэнсслер 1980
- И.С. Бах: Кантатное произведение · Полное собрание кантат · Les Cantates, Episode / Vol. 34 – BWV 136–139 , Николаус Харнонкур , Тельцер Кнабенчор , Concentus Musicus Wien , солист Tölzer Knabenchor, Пауль Эссвуд , Курт Эквилуз , Роберт Холл , Тельдек 1982 год
- И.С. Бах: Кантаты (21-е и 23-е воскресенье после Троицы) , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Кэтрин Фьюдж , Дерек Ли Рэгин , Джулиан Поджер , Готхольд Шварц , Соли Део Глория 1998
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 11 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Лиза Ларссон , Аннетт Маркерт , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 1999
- Издание Баха Том. 11 - Кантаты Том. 5 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский Бах Коллегиум , Марьон Стрийк , Сице Бувалда , Нико ван дер Меель , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- И.С. Бах: Кантаты Vol. 28 - Кантаты из Лейпцига 1724 г. - BWV 26, 62, 116, 139 , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Юкари Ноносита , Робин Блейз , Макото Сакурада , Питер Кой , BIS 2004
- И.С. Бах: Кантата BWV 139 «Процветает тот, кто надеется на своего Бога» , Рудольф Лутц , Schola Seconda Pratica , Сюзанна Фрей , Антония Фрей , Йоханнес Калешке , Эккехард Абеле , Gallus Media 2008
Примечания
[ редактировать ]- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 511–514 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ «Иоганн Кристоф Рубе» . Гимнари.орг . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ «Блажен, кто надеется на своего Бога / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2011 . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Поступи со мной, Боже, по благости Твоей» . Сайт кантат Баха . 2006 год . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ «Ханс-Иоахим Шульце (музыковед, аранжировщик)» . Сайт кантат Баха . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Роль, Клод. «Кантата BWV 125 – Комментарий на французском языке» . Сайт кантат Баха . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Вольф, Кристоф (1999). «Лейпцигские церковные кантаты: цикл хоральных кантат (II: 1724–1725)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 7 . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ Хофманн, Клаус (2004). «Блажен, кто полагается на своего Бога, BWV 139, BWV 139 / Счастлив человек, который в своем Боге» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 10 . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Минчем, Джулиан (2010). «Глава 24 BWV 139 Блажен, кто полагается на Бога своего» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гардинер, Джон Элиот (2010). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 52, 55, 60, 89, 115, 139, 140 и 163 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 28 октября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Блажен, кто надеется на своего Бога, BWV 139 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Блажен, кто полагается на своего Бога BWV 139; BC A 159 / Хоральная кантата (23-е воскресенье после Троицы) Bach Digital
- Кантата BWV 139 Блажен, кто полагается на своего Бога : история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 139 – «Блажен, кто надеется на своего Бога» : ноты к кантате, Эммануэль Музыка
- BWV 139 Блажен, кто надеется на своего Бога : английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 139 Блажен, кто надеется на своего Бога : текст, оценка, Университет Альберты (на немецком языке)
- BWV 139.6 bach-chorales.com