Иисус, теперь хвала , BWV 41
Иисус, тебя не будут проповедовать | |
---|---|
БВВ 41 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Повод | Новый год |
Хорал | « Господи, ты не лучше » Германн Йоханнес |
Выполненный | 1 января 1725 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
Иисус, теперь хвала, [ 1 ] БВВ 41 , [ а ] — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . он сочинил Хоральную кантату в Лейпциге к Новому году и впервые исполнил ее 1 января 1725 года в рамках своего второго цикла кантат . Он основан на гимне Иоганна Германа (1591 г.).
История и слова
[ редактировать ]Бах написал кантату в 1724 году, на втором году своего пребывания в должности Томаскантора в Лейпциге , к Новому году . [ 2 ] Праздник также праздновал имянаречение и обрезание Иисуса . Предписанными чтениями для праздника были Послание к Галатам , которое мы наследуем по вере ( Гал. 3:23–29 ), и Евангелие от Луки , Обрезание и наречение Иисуса ( Лк. 2:21 ).
В том же году Бах сочинил цикл хоральных кантат , начатый в первое воскресенье после Троицы 1724 года. [ 3 ] Кантата основана на гимне Нового года в трех строфах Иоганна Германа (1591), который также был томаскантором . [ 4 ] Его мелодия принадлежит Мельхиору Вульпиусу , который впервые опубликовал ее в своем духовном сборнике гимнов Эйншён , напечатанном в Йене (1609 г.). [ 5 ] Гимн сначала называет Иисуса по имени, что соответствует празднованию наречения имени. [ 6 ] В противном случае это больше касается начала Нового года. Он был популярен в Лейпциге и по этому случаю использовался еще в двух кантатах Баха: [ 7 ] Пойте Господу новую песнь , BWV 190 , и как имя Твое, Боже, так и слава Твоя , BWV 171 . [ 8 ] Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфу как части 1 и 6, а строфу 2 перефразировал в последовательность чередующихся арий и речитативов , расширив 14 строк дополнительными идеями, но не ссылаясь конкретно на Евангелие. [ 6 ]
Бах впервые исполнил кантату 1 января 1725 года и повторил ее как минимум один раз, между 1732 и 1735 годами.
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в шести частях партитурирована для четырех солистов ( сопрано , альт , тенор и бас ), четырехголосного хора , трех труб , литавр , трех гобоев , двух скрипок , альта , виолончели-пикколо да спалла и бассо континуо . [ 2 ]
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Духовые инструменты/Ударные инструменты | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иисус, тебя не будут проповедовать | Хор | САТБ | 3Об | 2Вл и БК | 3Трп, Тмп | До мажор | ![]() |
2 | Оставь нас, Боже Всевышний | Воздух | Сопрано | 3Об | до нашей эры | соль мажор | 6/8 | |
3 | Ой! твоя рука, твое благословение должно быть только | Речитатив | Высокий | до нашей эры | ![]() | |||
4 | Предлагаю вам благородный мир | Воздух | Тенор | ВкПдС , Британская Колумбия | Несовершеннолетний | ![]() | ||
5 | А потому что враг день и ночь | Речитатив | САТ, Бас-соло | до нашей эры | ![]() | |||
6 | Только тебе — честь, только тебе — слава | Хорал | САТБ | 3Об | 2Вл, Ва, Бк | 3Трп, Тмп | До мажор | ![]() |
Музыка
[ редактировать ]Во вступительном припеве, хоральной фантазии , Бах столкнулся с проблемой построения необычайно длинной строфы из 14 строк и дополнительного повтора двух последних строк, как это, кажется, было принято в Лейпциге. [ 2 ] В концерте оркестра преобладает синкопальных фанфар мотив труб. В первых четырех строках, повторяющихся в следующих четырех и последних двух, сопрано поет cantus Firmus , причем нижние голоса - в свободной полифонии . [ 6 ] Строки 9 и 10 говорят о « in guter Stille » (в добром молчании). [ 1 ] отмечены адажио ; Хор поет гомофонией в трехметровом размере в сопровождении оркестра без труб. Строки 11 и 12, повторяющиеся в 13 и 14, представляют собой presto fugato , где инструменты играют колла парте , выражая « Wir wollen uns dir ergeben » (Мы хотим посвятить себя вам), [ 1 ] «восторженное посвящение духовным ценностям». [ 7 ] Фугальный сюжет заимствован из первой фразы хоральной мелодии. [ 8 ] Строки 15 и 16 повторяют строки 1 и 2, в которых говорится: « behüt Leib, Seel und Leben » (Защити наше тело, душу и жизнь). [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ]
Напротив, обе арии были описаны как камерная музыка . Первая ария исполняется сопрано в сопровождении трех гобоев в пасторальном стиле. 6
8 раз . Короткий секко речитатив переходит в теноровую арию, в которой доминирует облигато виолончели пикколо в экспансивной части. [ 2 ] Последний речитатив для баса содержит одну строчку из » Мартина Лютера , «Немецкой литании которую Бах поставил для четырехчастного хора, с пометкой «аллегро» , как если бы прихожане присоединились к молитве отдельного человека. [ 6 ] Заключительный хорал соответствует первой части. Строки несколько раз разделены трубным мотивом; трубы молчат в строках с 9 по 14; строки с 11 по 14 находятся в 3
4 раза; финальная фанфара напоминает начало. [ 2 ]
Джон Элиот Гардинер отмечает, что Бах достигает представления о годовом цикле, заканчивая как первую часть, так и конец кантаты в начале произведения, как «замыкание круга». [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]- Бах Сделано в Германии Том 1 - Кантаты II , Гюнтер Рамин , Томанерхор , Гевандхаусоркестр , солисты Томанерхора, Герт Лютце , Йоханнес Эттель , Лейпцигская классика 1950 г.
- Группа арий Баха - Кантаты и части кантат , Роберт Шоу , Группа арий Баха Хорал и оркестр Роберта Шоу, Эйлин Фаррелл , Кэрол Смит , Ян Пирс , Норман Фэрроу , RCA 1954
- Кантата Баха Том 19 , Хельмут Риллинг , Гехингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Хелен Донат , Марга Хеффген , Адальберт Краус , Зигмунд Нимсгерн , Хенсслер 1973
- И.С. Бах: Кантатное произведение - Священные кантаты Том 3 , Николаус Арнонкур , Венский хор мальчиков , Chorus Viennensis , Concentus Musicus Wien , солист Венского хора мальчиков, Пауль Эссвуд , Курт Эквилуз , Рууд ван дер Меер , Тельдек 1974
- И.С. Бах: Кантаты Nos. 27, 34 и 41 , Густав Леонхардт , Тёльцер Кнабенчор , Барочный оркестр, солист Тёльцер Кнабенчор, Маркус Шефер , Гарри ван дер Камп , Sony 1995
- И.С. Бах: Кантаты с виолончелью пикколо (Том 3) , Кристоф Коэн , Камерный хор Accentus , Ансамбль барокко де Лимож , Барбара Шлик , Андреас Шолль , Кристоф Прегардьен , Готхольд Шварц , Астре Овидис 1995
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 11 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Сибилла Рубенс , Аннетт Маркерт , Кристоф Прегардьен , Клаус Мертенс , Антуан Маршан 1999
- Кантаты Баха Том. 17: Берлин , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , Солисты английского барокко , Рут Холтон , Люси Баллард , Чарльз Хамфрис , Джеймс Гилкрист , Питер Харви , Соли Део Глория 2000
- Издание Баха Том. 21 - Кантаты Том. 12 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерланды Бах Коллегиум , Рут Холтон , Сице Бувальда , Кнут Шох , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 2000
- И. С. Бах: Кантаты Том 33 , Масааки Судзуки , Bach Collegium Japan , Юкари Ноносита , Робин Блейз , Ян Кобов , Доминик Вернер , BIS 2005
Примечания
[ редактировать ]- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Деллал, Памела (2021). «BWV 41 – Иисус и шесть гепреисет» . pameladellal.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 150–152 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Вольф, Кристоф (2000). Хоральные кантаты из цикла Лейпцигских / церковных кантат, 1724–25 (III) (PDF) . Сайт кантат Баха (примечания для СМИ). п. 9 . Проверено 28 августа 2012 г.
- ^ «Jesu, nun sei gepreiset / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2003 . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Jesu, nun sei gepreiset» . Сайт кантат Баха . 2006 год . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хофманн, Клаус (2006). «Jesu, nun sei gepreiset, BWV 41 / Иисус, теперь хвала» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 4 . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер, Джон Элиот (2008). «Кантаты к Новому году / Гефсиманекирхе, Берлин» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 3 . Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 32 Bwv 41 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 20 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Jesu, nun se gepreiset, BWV 41 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Иисус, теперь хвала BWV 41; BC A 22 / Хоральная кантата (Новый год/Обрезание) Бах Digital
- Кантата BWV 41 Jesu, nun sei gepreiset : история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- Люк Дан: BWV 41.6 bach-chorales.com