Только на Вознесении , BWV 128.
Только на Вознесении | |
---|---|
БВВ 128 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
Вознесение , событие кантаты, Костел Святого Креста в Еленя-Гуре | |
Повод | Праздник Вознесения |
Текст кантаты | Кристиана Мариана фон Циглер |
Хорал | Маттеус Авенариус |
Выполненный | 10 мая 1725 г Лейпциг .: |
Движения | 5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
О вознесении Христа только на небо, [ 1 ] БВВ 128 , [ а ] — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Бах сочинил ее в Лейпциге к празднику Вознесения Господня и впервые исполнил ее 10 мая 1725 года.
История и слова
[ редактировать ]
Бах сочинил кантату на втором году своего пребывания в Лейпциге к празднику Вознесения Господня . [ 2 ] Предписанные чтения для праздника были из Деяний Апостолов , Иисуса, говорящего своим ученикам проповедовать и крестить, и Его Вознесения ( Деяния 1:1–11 ), а также из Евангелия от Марка ( Марка 16:14–20 ). . На втором году своего пребывания в Лейпциге Бах сочинял хоральные кантаты между первым воскресеньем после Троицы и Вербным воскресеньем , но на Пасху вернулся к кантатам на более разнообразные тексты, возможно, потому, что потерял либреттиста. Девять его кантат на период между Пасхой и Пятидесятницей основаны на текстах Кристианы Марианы фон Циглер , включая эту кантату. [ 3 ] Позже Бах включил большинство из них в свой третий годовой цикл, но сохранил этот и BWV 68 для Пятидесятницы в своем втором годовом цикле, возможно, потому, что они оба начинаются с хоральной фантазии, как хоральные кантаты, тогда как многие другие начинаются с баса. соло как вокс Кристи . [ 2 ]
Поэт, имеющий склонность к выражению личного взгляда, писавшему от первого лица, взял тему кантаты из первой строфы хорала Эрнста Зоннеманна по ( 1636 мотивам Иозуа Вегелина ): [ 4 ] как только Иисус вознесся на небеса, больше ничего не удерживает меня на земле, поскольку мне обещано увидеть Его «лицом к лицу», перефраз 1 Коринфянам 13 . Во второй части она намекает на Преображение Иисуса ( Матфея 17:4 ), в третьей части она видит непостижимую силу Иисуса повсюду, не ограниченную определенным местом. Он поднимет меня на свою правую руку, согласно Матфею 25:33 , и рассудит меня правильно, согласно заключительному хоралу, четвертой строфе Маттеуса Авенариуса « О Иисус, моя похоть ». [ 5 ]
Текст Циглера в печатной версии 1728 года и текст кантаты различаются, возможно, изменены самим Бахом. Например, ария и речитатив объединяются в одну часть вставкой « wo mein Erlöser lebt » (где живет мой искупитель). [ 1 ] как связь. [ 2 ]
Бах впервые исполнил кантату 10 мая 1725 года. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата в пяти частях празднично партитурована для трех вокальных солистов, альта , тенора и баса , четырехголосного хора, двух валторн , двух гобоев , гобоя д'амур , гобоя да качча , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 2 ] Инструментарий особенно богат и разнообразен, отмечает Джулиан Минчем: «Как и подобает его важности, инструментальные силы относительно велики и впечатляющи: две валторны, гобой всех видов, струнные и континуо, а в последнее время и одна труба». [ 6 ]
- Припев: Только на Вознесении
- Речитатив (тенор): Я готов, приди за мной.
- Ария и речитатив (бас): Вверх, вверх, с ярким звуком.
- Ария (альт, тенор): Постичь свое всемогущество.
- Хорал: Тогда ты станешь мной
Музыка
[ редактировать ]Во вступительном припеве хорал на мелодию немецкой Глории « Allein Gott in der Höh sei Ehr » Николауса Деция включен в оркестровый концерт. Cantus Firmus находится у сопрано в длинных нотах, тогда как нижние голоса участвуют в подражании. Из хоральной мелодии Бах почерпнул весьма образные мотивы инструментов: то сигнал, исполняемый сначала струнными и гобоями, то двумя валторнами, то сюжет фуги . Оба мотива содержат ноты первой строки мелодии в том же порядке, что и в мелодии, сигнал содержит первые пять нот, фуге подчиняются все девять нот. [ 2 ]
Бах использует трубу, королевский инструмент эпохи барокко, только в третьей части, чтобы символизировать правление Иисуса. Труба появляется первой в ритурнели , которая повторяется голосом и снова с включенным голосом. После средней части первая часть арии не повторяется да капо ; вместо этого добавленная строка задается как речитатив в сопровождении струнных, за которым следует только повторение ритурнели. [ 2 ] [ 7 ]
Следующий дуэт носит интимный характер. Инструмент облигато в партитуре помечен как «органо», но музыка написана в партии гобоя и, похоже, была написана для гобоя д'амур. Возможно, Бах изменил свои намерения в процессе сочинения или изменил маркировку позже. Макс Регер использовал тему ритурнели этого движения в своей «Вариации Баха» , соч. 81.
Кантата завершается четырехголосным хоралом, в котором большинство инструментов играют колла-парте , а валторны играют разные партии из-за их ограниченного диапазона. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]- Бах Сделано в Германии, Том 1 - Кантаты V , Гюнтер Рамин , Томанерхор , Оркестр Гевандхауса , Лотте Вольф-Маттеус , Герт Лютце , Йоханнес Эттель , Этерна 1953.
- Бах: 13 священных кантат и 13 симфоний , Гельмут Виншерманн , Канторей Бармен-Гемарке , немецкие солисты Баха , Юлия Хамари , Курт Эквилуз , Герман Прей , Philips 1971
- Кантата Баха Том 35 , Хельмут Риллинг , Гехингер Канторей , Коллегия Баха Штутгарт , Габриэле Шокенбах , Альдо Бальдин , Вольфганг Шёне , Хенсслер 1981
- И.С. Бах: Кантатное произведение - Священные кантаты Том 7 , Густав Леонхардт , Кнабенчор Ганновер , Collegium Vocale Gent , Леонхардт-Консорт , Рене Якобс , Курт Эквилуз , Макс ван Эгмонд , Тельдек 1983
- И.С. Бах: Кантаты «Вознесение» , Джон Элиот Гардинер , Хор Монтеверди , солисты английского барокко , Робин Блейз , Кристоф Генц , Рейнхард Хаген , архивная постановка 1993 г.
- Издание Баха Том. 12 - Кантаты Том. 6 , Питер Ян Леусинк , Голландский хор мальчиков , Нидерландский Бах-коллегиум , Сице Бувалда , Нико ван дер Меель , Бас Рамселаар , Brilliant Classics 1999
- И.С. Бах: Полное собрание кантат, том 15 , Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр и хор , Богна Бартош , Йорг Дюрмюллер , Клаус Мертенс , Антуан Маршан, 2001 г.
- И. С. Бах: Кантаты Том 35 (Кантаты из Лейпцига 1725 г.) , Масааки Судзуки , Коллегия Баха, Япония , Робин Блейз , Макото Сакурада , Питер Кой , BIS 2001
Примечания
[ редактировать ]- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Деллал, Памела . «BWV 128 – «Только на Вознесение» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 281–284. ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Кристоф Вольф . «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . pregardien.com. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 года . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ «О Вознесении одном / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2009 . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ «O Jesu, meine Lust / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2005 . Проверено 1 июня 2011 г.
- ^ Минчем, Джулиан (2010). «Глава 46 BWV 128 Только о Вознесении» . jsbachcantatas.com . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Леонард, Джеймс (2011). «Кантата № 128 «О Вознесении одном», BWV 128» . Allmusic.com . Проверено 28 мая 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Кантата BWV 128 Только о Вознесении : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Только в День Вознесения BWV 128; BC A 76 / Священная кантата (День Вознесения) Бах Digital
- Кантата BWV 128 Только о Вознесении : история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Веб-сайт кантат Баха
- BWV 128 Только о Вознесении : английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 128 Только о Вознесении : текст, оценка, Университет Альберты
- Люк Дан: BWV 128.5 bach-chorales.com