Сладкое утешение, мой Иисус грядет , BWV 151
Сладкое утешение, мой Иисус грядет | |
---|---|
БВВ 151 | |
Рождественская кантата И.С. Баха | |
![]() Георг Кристиан Лемс , автор текста кантаты | |
Повод | Третий день Рождества |
Выполненный | 27 декабря 1726 г. Лейпциг : |
Süßer Trost, mein Иисус kömmt (Сладкое утешение, мой Иисус приходит), BWV 151 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Лейпциге на третий день Рождества и впервые исполнил ее 27 декабря 1725 года.
История и текст
[ редактировать ]Эту сольную кантату Бах сочинил в конце 1725 года в Лейпциге, на третьем году своего пребывания в должности Томаскантора в Лейпциге , как часть своего третьего цикла кантат . Он написал ее для церковной службы на праздник Иоанна Богослова , отмечаемый в третий день Рождества Христова . [ 1 ] Томанерхор использовался только в финальной части, как и в других произведениях Баха , третий праздник подряд. [ 2 ]
Предписанными чтениями для праздника были Послание к Евреям ( Евреям 1:1–14 ) и пролог Евангелия от Иоанна , также называемого Гимном Слову ( Иоанна 1:1–14 ). [ 1 ] Бах выбрал текст Георга Кристиана Лемса , вдохновленный посланием. [ 3 ] Последняя часть представляет собой постановку заключительной строфы « Lobt Gott, ihr Christen alle gleich », рождественской песни со словами и мелодией Николауса Германа, опубликованной в 1560 году. [ 4 ]
Бах впервые исполнил кантату 27 декабря 1725 года. Повторно она исполнялась между 1728 и 1731 годами. [ 1 ] Партитура и части с автографами теперь хранятся в Kunstsammlungen der Veste Coburg в Германии. [ 5 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Произведение рассчитано для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор и бас ), четырехголосного хора , флейты , гобоя д'амур , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 4 ]
Кантата состоит из пяти частей :
- Ария (сопрано): Сладкое утешение, мой Иисус грядет.
- Речитатив (бас): Радуйся, сердце мое
- Ария (альт): Я могу найти утешение в смирении Иисуса.
- Речитатив (тенор): Ты дорогой сын Божий
- Хорал: Сегодня он снова стучит в дверь
Музыка
[ редактировать ]Из-за интимной партитуры и отсутствия масштабного вступительного припева это произведение представляет собой «драгоценную миниатюру» и «самую личную из рождественских кантат Баха ». [ 6 ]
Вступительная ария с колыбельного начинается молто адажио в размере 12/8. [ 7 ] Это движение «доминирует и освещает всю работу» своим «настроением переливающейся прозрачности». [ 2 ] [ 8 ] Он написан соль мажор и сопровождается флейтой облигато и струнными, удвоенными гобоем д'амур. [ 9 ] Линия флейты сильно украшена, почти арабеска , и расширяется на мелодичных арках сопрано. [ 8 ] [ 10 ] включает Ария да капо резко контрастирующую среднюю часть, «экстатический alla breve танец радости , частично гавот , частично жигу », построенный на мотиве «подвижных цепочек троек », образующих «сладкозвучную мелодию». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Затем вступительная часть повторяется, завершая движение. Джон Элиот Гардинер предполагает, что это движение включает в себя «музыкальные предварительные отголоски Глюка и Брамса » и «что-то подлинно левантийское или даже баскское по происхождению». [ 9 ] Крейг Смит отмечает, что это «ближайший Бах к архитектуре южногерманского рококо . Можно почти увидеть путти и золотые солнечные лучи многих церквей этой эпохи в Баварии и Австрии». [ 6 ]
Вторая часть — секко басовый речитатив . Он обеспечивает двойной переход, как гармоничный - переход от мажорной тональности к минорной для подготовки третьей части, так и тематически - «прогрессирующий (или регрессирующий) от состояния празднования к признанию смирения состояния Христа». [ 8 ]
Ария да капо альт сопровождается унисоном гобоя д'амур и струнных. [ 10 ] Он расширяет второстепенный режим и тему лишений, заложенные во второй части. Движение подчеркивает интервал септакты и технику инверсии, чтобы поддержать смысл текста. [ 8 ] Он начинается с хроматической струнной линии под руководством соло скрипки, которая, когда начинается вокальная линия, «становится неразрывно, даже одержимо, переплетенной» с певцом. [ 6 ]
Речитатив тенора меняет направление движения баса, переходя от минора к мажору и меняя акцент текста со смирения на празднование. Это секко, короткое и простое по мелодии. [ 8 ]
Финальная часть представляет собой четырехголосную постановку восьмой и последней строфы хорала Германа. [ 9 ]
Записи
[ редактировать ]- Амстердамский барочный оркестр и хор под управлением Тона Купмана . И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 18 . Антуан Маршан, 2002 г.
- Коллегия Баха, Япония, Масааки Судзуки . И. С. Бах: Кантаты Том 43 . ДО 2008 года.
- Хор и оркестр «Про Арте» Мюнхен, Курт Редель. И.С. Бах: Кантаты Nos. 157 · 55 · 151 . Эрато, 1956 год.
- Frankfurter Kantorei / Bach-Collegium Stuttgart , Helmuth Rilling . Кантата Баха . Хэнсслер , 1971 год.
- Голландский хор мальчиков / Нидерландский Бах-коллегиум , Питер Ян Леусинк . Издание Баха Том. 12 - Кантаты Том. 6 . Блестящая классика, 1999.
- Хор Монтеверди / Солисты английского барокко Джон Элиот Гардинер . Кантаты Баха Том. 15: Нью-Йорк . Соли Део Глория, 2000.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Кантата BWV 151» . бах-кантаты . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шумахер, Герхард. «Примечания к кантатам Баха, том 36 » (PDF) . бах-кантаты. п. 17 . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ «Кантата BWV 151, «Сладкое утешение, мой Иисус грядет» » . Хор Баха в Вифлееме . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «БВВ 151» . Университет Альберты . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ «Песня №151» . Вся музыка . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смит, Крейг. «БВВ 151» . Эммануэль Музыка . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Рид, Филип. «Примечания к Бриттену в Олдебурге » (PDF) . бах-кантаты. стр. 5–6 . Проверено 2 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Минчем, Джулиан. «Глава 8 BWV 151» . jsbachcantatas . Проверено 4 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 57, 64, 133 и 151 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хофманн, Клаус (2008). «Примечания к Кантатам 43 » (PDF) . бах-кантаты. п. 8 . Проверено 2 июня 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сладкое утешение, мой Иисус приходит, BWV 151 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- Сладкое утешение, мой Иисус грядет, BWV 151 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Сладкое утешение, мой Иисус грядет BWV 151; BC A 17 / Священная кантата (3-е Рождество) : Bach Digital
- BWV 151 Сладкое утешение, мой Иисус грядет : английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 151.5 bach-chorales.com