Поздние церковные кантаты Иоганна Себастьяна Баха.
Поздние церковные кантаты Иоганна Себастьяна Баха — это священные кантаты, которые он сочинил после четвертого цикла 1728–29. сочинил ли Бах полный цикл кантат Неизвестно, за последние 20 лет своей жизни, но дошедшие до нас кантаты этого периода, написанные по случаю литургического года, иногда называют его пятым циклом, поскольку, согласно его некрологу , он бы написал пять таких циклов — поскольку такие кантаты не были поздними дополнениями к более ранним циклам (например, хоральные кантаты, добавленные к циклу хоральных кантат ), или были заимствованы в его ораториях .
Другие кантаты этого периода были написаны для особых случаев, таких как 200-летие Аугсбургского исповедания в июне 1730 года, похороны и свадьбы. Некоторые сведения и композиции этого периода написания и исполнения кантат отсутствуют, что приводит к различным способам представления и связи того, что известно о них баховедам. Например, в XIX веке Спитта считал почти все хоральные кантаты Баха поздними кантатами. [ 1 ] в то время как более поздние исследования связали подавляющее большинство из них со вторым годом композитора в Лейпциге (1724–25). [ 2 ]
События литургического года
[ редактировать ]В кантате Баха после цикла Пикандра можно различить несколько групп : [ 2 ]
- Хоральные кантаты (см. также цикл хоральных кантат § Хоральные кантаты, составленные после Троицы 1725 г. ):
- восполнение пробелов в цикле хоральных кантат (первые две фактически составлены между вторым и четвертым циклом):
- Кантаты для неизвестных случаев, сначала, вероятно, для свадьбы, возможно, позже повторно использованные по случаю литургического года, неясно, к какому циклу они могли в конечном итоге принадлежать:
- Возможные более поздние дополнения к третьему циклу :
- Повторное использование более раннего материала, который в противном случае был бы исполнен только один раз (или вообще не был бы исполнен): [ 3 ]
- BWV 157 (Очищение): первоначально похоронная кантата (6 февраля 1727 г.)
- BWV 36 (Первое воскресенье Адвента 1726–31): пародия на BWV 36c ( светская кантата , 1725 г.)
- BWV 248 VI a (Михаилмас 1734?): после первой части BWV 1160 (светская кантата, 25 августа 1731 г.). [ 4 ]
- BWV 30 (Праздник Иоанна Крестителя ок. 1738 г.): пародия на BWV 30a (светская кантата, 1737 г.)
- BWV 191 (Рождество 1742 г.?): На основе, вероятно, неисполненной иначе «Глории мессы» для дрезденского двора, BWV 232 I (1733 г.)
К этому периоду также относятся три сохранившиеся оратории Баха: « Рождественская оратория» (набор из шести кантат, представленных в рождественский сезон 1734–1735 годов), « Оратория Вознесения» (1738?, размером с одну кантату) и « Пасхальная оратория» ( Пасхальная кантата 1725 года с небольшими изменениями, переработанная в ораторию ок . [ 2 ]
Несколько более ранних церковных кантат были переставлены после периода цикла Пикандра, некоторые из них в новой версии.
У Баха было несколько учеников, которые писали церковные кантаты в годы их становления в Лейпциге:
- Карл Филипп Эмануэль и Доулз предоставили настройки либретто из цикла Пикандра 1728–29. [ 5 ] [ 6 ]
- Около 1745–46 Бах помогал переписывать исполнительские части кантаты Иоганна Готлиба Гольдберга. [ 7 ]
- BWV 217, возможно, был написан Altnickol . [ 8 ]
Дата | Повод | Кантата | БВВ | Группа | Дополнительная информация |
---|---|---|---|---|---|
1731-12-02 | 1-е воскресенье Адвента | Взлетай радостно | BWV 36, более поздняя версия | адаптации | Ранняя версия 1726–29 гг. |
1734-12-25 | Рождество | Радуйтесь, радуйтесь! Встаньте, восхвалите дни | БВВ 248 Часть I | Оратории | Первая часть Рождественской оратории. |
1742-12-25? | Рождество | Слава Богу в вышних | БВВ 191 | адаптации | На основе BWV 232 я (1733) |
после 1740 г. | Рождество | Слава Тебе, Иисус Христос | БВВ 91, 2-я версия | Чор. не мочь. цикл | 5-й и 6-й МВТ. измененный |
1734-12-26 | 2-й день Рождества | И были пастухи в той же местности | БВВ 248 Часть II | Оратории | Вторая часть Рождественской оратории. |
1734-12-27 | 3-й день Рождества | Господь небесный, услышь лепет | БВВ 248, часть III | Оратории | Часть III Рождественской оратории |
— | Воскресенье после Рождества | — | — | — | |
1735-01-01 | Новый год | Падать с благодарностью, падать с похвалой | БВВ 248, часть IV | Оратории | Часть IV Рождественской оратории |
1733–34 | Воскресенье после Нового года | О Боже, сколько горя | БВВ 58, 2-я версия | Чор. не мочь. цикл | После ранней версии (1727 г.) |
1735-01-02 | Воскресенье после Нового года | Слава Тебе, Боже, поется | BWV 248 Part V | Оратории | Часть V Рождественской оратории |
1735-01-06 | Крещение | Господи, когда гордые враги фыркают | БВВ 248 Часть VI | Оратории | Часть VI Рождественской оратории. |
до 1761 г. | 1-е воскресенье после Крещения | Вспомни, Господи, как мы | БВВ 217/Великобритания. II 23‑> | БВВ Великобритания. II | Вероятно, ложное |
— | 2-е воскресенье после Крещения | — | — | — | |
— | 3-е воскресенье после Крещения | — | — | — | |
1735-01-30 | 4-е воскресенье после Крещения | Разве Бог не был бы с нами на этот раз | БВВ 14 | Чор. не мочь. цикл | |
1731-02-02 | Очистка | у меня достаточно | БВВ 82, 2-я версия | 3-й цикл | Также 3-я и 4-я версии |
после 1727 г. | Очистка | я не позволю тебе | BWV 157 более поздняя версия | Похоронные кантаты | Была похоронная кантата 1727 года. |
— | 5-е воскресенье после Крещения | — | — | — | |
— | 6-е воскресенье после Крещения | — | — | — | |
в. 1733–34 | Семидесятый | Я доволен своим положением | — | ( цикл Пикандра ) | ( К. П. Е. Бах ) |
— | Шестидесятая | — | — | — | |
1728–31 | Эстомихи | Ты истинный Бог и Сын Давидов | БВВ 23, 3-я версия | Веймарские кантаты | До минор, четыре части |
— | Благовещение | — | — | — | |
в. 1738 г. | Пасха | Давай, торопись и беги | БВВ 249 | Оратории | И более ранние версии |
— | Пасхальный понедельник | — | — | — | |
в. 17:30? | Пасхальный вторник | Мир тебе | БВВ 158 | 2-й цикл ? | 2-й/3-й МВт. для очищения? |
— | Квазимодогениты | — | — | — | |
1731-04-08 | милость Господа | Господь — мой верный пастырь | БВВ 112 | Чор. не мочь. цикл | |
— | Радуйтесь | — | — | — | |
— | Петь | — | — | — | |
— | Просить | — | — | — | |
1738-05-15? | Вознесение | Славьте Бога в Его царствах | БВВ 11 | Оратории | Оратория Вознесения |
— | Услышь меня | — | — | — | |
1731-05-13 | Пятидесятница | Звучите, вы, песни | БВВ 172, 3-я версия | Веймарские кантаты | Weimar v. – 1st Leipzig v. |
1740? | Пятидесятница | Гонка и рев | — | ( цикл Пикандра ) | ( Студент Доулс ) |
— | Пятидесятница, понедельник | — | — | — | |
— | Пятидесятница, вторник | — | — | — | |
1730-06-04? | Троицкое воскресенье ? | Теперь все слава богу | БВВ 192 | Хоровая кантата ? | Нет четкой связи с циклом |
— | 1-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 2-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
1738-06-24 | День Святого Иоанна | Радуйся, хозяино искупленное | БВВ 30 | адаптации | Переработано из BWV 30a. |
1745–46 | День Святого Иоанна | По сердечному милосердию | — | ( студенты ) | ( BNB I/G/2: Голдберг ) |
до 1761 г. | День Святого Иоанна | Хвалите его сердцем и устами | БВВ 220/Великобритания. II 23‑> | БВВ Великобритания. II | Неизвестный композитор |
— | 3-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
1733-07-02? | Посещение | Магнификат ре мажор | БВВ 243 | Латинская церковная муз. | Также Рождество; 1723 г. в Е ♭ |
до 1761 г. | Посещение | Моя душа хвалит и хвалит | БВВ 189/Великобритания. II 23‑> | БВВ Великобритания. II | Если Гофман : до 1716 г. |
1732-07-06 | 4-е воскресенье после Троицы | Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос | БВВ 177 | Чор. не мочь. цикл | |
в. 1746–47 | 4-е воскресенье после Троицы | Милосердное сердце | БВВ 185 последняя версия | Веймарские кантаты | Три более ранние версии |
в. 1732–33 | 5-е воскресенье после Троицы | Тот, кто позволяет доброму Господу править | BWV 93 более поздняя версия | Чор. не мочь. цикл | Два периода творчества |
в. 1734 г. | 5-е воскресенье после Троицы | Бог благословил нас всем | — | ( цикл Наменбух ) | (По Штёльзелю ) [ 9 ] |
1734-08-01 | 6-е воскресенье после Троицы | Это спасение, что мы приходим сюда | БВВ 9 | Чор. не мочь. цикл | |
в. 1734 г. | 6-е воскресенье после Троицы | Это будет его имя | — | ( цикл Наменбух ) | (По Штёльзелю ) [ 9 ] |
— | 7-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 8-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 9-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 10-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 11-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 12-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
1735-09-04 | 13-е воскресенье после Троицы | О! какие блаженные взгляды | — | ( цикл игры на струнах ) | (По Штёльзелю ) [ 10 ] |
1735-09-11 | 14-е воскресенье после Троицы | Позорное разоблачение моих грехов | — | ( цикл игры на струнах ) | (По Штёльзелю ) [ 10 ] |
1730-09-17 | 15-е воскресенье после Троицы | Воскликните Богу во всех землях | БВВ 51 | В любое время. | Позднее добавление к 3-му циклу? |
1735-09-18 | 15-е воскресенье после Троицы | Заботы - это камни | — | ( цикл игры на струнах ) | (По Штёльзелю ) [ 10 ] |
1735-09-25 | 15-е воскресенье после Троицы | Мой Джесу, рука твоего отца | — | ( цикл игры на струнах ) | (По Штёльзелю ) [ 10 ] |
1747-09-17 | 16-е воскресенье после Троицы | Дорогой Боже, когда я умру? | БВВ 8, 2-я версия | Чор. не мочь. цикл | После 1-й версии (1724 г.) |
— | 17-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
в. 1732–35 | Михайловский праздник | Господь Бог, мы все славим Тебя | БВВ 130, 2-я версия | Чор. не мочь. цикл | После 1-й версии (1724 г.) |
1734-09-29? | Михайловский праздник | [Безтекстовая кантата], BWV 248a | БВВ 248 VI а | адаптации | После BWV 1160 (1731) |
до 1751 года? | Михайловский день ? | Теперь есть спасение и сила | БВВ 50 | — | Как дошедшее до нас не Баха? |
1734-10-24 | 18-е воскресенье после Троицы | Господь Христос, Единородный Сын Божий | BWV 96 более поздняя версия | Чор. не мочь. цикл | После 1724 г.; также в. 1746–47 |
в. 1735 год? | День Реформации | Наш Бог – крепкая крепость | BWV 80, 2nd Leipz. v. | Чор. не мочь. цикл | После BWV 80b и a |
— | 19-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 20-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 21-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 22-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
в. 1744–47 | 23-е воскресенье после Троицы | Блажен, кто надеется на своего Бога | BWV 139 более поздняя версия | Чор. не мочь. цикл | После версии 1724 г. |
— | 24-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 25-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
— | 26-е воскресенье после Троицы | — | — | — | |
1731-11-25 | 27-е воскресенье после Троицы | Проснитесь, голос зовет нас | БВВ 140 | Чор. не мочь. цикл |
Адвент
[ редактировать ]В баховском Лейпциге не было концертной церковной музыки в период между первым воскресеньем Адвента и Рождеством ( tempus clausum ). Окончательная версия Schwingt freudig euch empor , BWV 36, была впервые представлена в первое воскресенье Адвента, 2 декабря 1731 года , а более ранняя версия кантаты датирована периодом между 1725 и 1730 годами. [ 11 ]
Рождество до Крещения
[ редактировать ]С Рождества 1734 года по Крещение 1735 года Бах представил шесть кантат, вместе известных как Рождественская оратория (Weihnachts-Oratorium):
- Рождество 25 декабря 1734 года: Радуйтесь, радуйтесь, встаньте, славьте дни , BWV 248 я
- Второй день Рождества, 26 декабря 1734 года: И были в той местности пастухи , BWV 248. II
- Третий день Рождества, 27 декабря 1734 года: Правитель небес, услышь лепет , BWV 248. III
- Новый год 1 января 1735 года: Падайте с благодарностью, падайте с похвалой , BWV 248 IV
- Воскресенье после Нового года, 2 января 1735 года: Слава Тебе, Боже, поется , BWV 248 V
- Крещение 6 января 1735 г.: Господи, когда фыркают гордые враги , BWV 248 МЫ
Версия ре мажор Магнификата Баха , возможно, исполнялась на Рождество с 1733 года. Другие рождественские композиции с текстом на латыни - это Sanctus ре мажор, BWV 238 (повторное исполнение в 1735 году или позже) и кантата Gloria in excelsis Deo , BWV 191 (вероятно, впервые исполненная в 1745 году), композиция, основанная на Кирие-Глории. месса 1733 года , которая будет расширена до его мессы си минор . В период после четвертого цикла кантат также были повторены исполнения его более ранних рождественских кантат Unser Mund sei voll Lachens , BWV 110 и Gelobet seist du, Jesu Christ , BWV 91 , последней в новой версии, выпущенной после 1740 года. [ 12 ] Другая рождественская кантата, Uns ist ein Kind geboren , BWV 142 , вероятно, не была сочинена Бахом и, вероятно, возникла до того, как Бах жил в Лейпциге. [ 13 ]
Новая версия Ach Gott, wie manches Herzeleid , BWV 58 , исполнялась в воскресенье после Нового года, 4 января 1733 года или 3 января 1734 года . [ 14 ] Однако эта кантата была добавлена в цикл хоральных кантат. [ 15 ] даже несмотря на то, что он не полностью соответствовал формату хоральной кантаты и в своей первой версии был исполнен 5 января 1727 года , через год после того, как была написана основная часть этого цикла. [ 16 ]
Между Крещением и Великим постом
[ редактировать ]Gedenke, Herr, wie es uns gehet , BWV 217 , кантата для первого воскресенья после Крещения, вероятно, не была написана Бахом. Иоганн Кристоф Альтниколь был назван возможным композитором. [ 8 ]
Herr, wie du willt, so schicks mit mir , BWV 73 , кантата третьего воскресенья после Крещения первого цикла, переставалась как минимум два раза между 1731 и 1750 годами. [ нужна ссылка ]
Не был бы Бог с нами на этот раз , BWV 14 , впервые исполненная в четвертое воскресенье после Крещения 30 января 1735 года , последняя из дошедших до нас хоральных кантат Баха, была добавлена к циклу хоральных кантат. [ 15 ]
Кантаты Иоганна Себастьяна Баха на пятое и шестое воскресенье после Крещения не сохранились.
Первая версия Ich habe genug , BWV 82 , была исполнена в праздник Очищения 2 февраля 1727 года . [ 17 ] Эта версия для сопрано, флейты, струнных и континуо ми минор связана с третьим циклом кантаты Баха или, альтернативно, с периодом «между третьим и четвертым циклами». [ 3 ] После 1729 года Бах выпустил еще три версии этой кантаты: версию до минор для баса , гобоя, струнных и континуо, для исполнения в 1731 году, третью версию для баса или меццо и четвертую версию с дополнительным гобоем да качча . [ 18 ] Приди, сладкий час смерти , BWV 161 — веймарская кантата на 16-е воскресенье после Троицы. [ 19 ] В середине 1730-х годов Бах скопировал партитуру, добавив к заголовку рукописи «пункт Festo Purific Mariae» (также для праздника очищения). [ 20 ] Также Mit Fried und Freud ich fahr weg , BWV 125 , хоральная кантата 1725 года, вероятно, была повторно поставлена после ок. 1735. [ 21 ] Я вам не позволю, благословите меня тогда , BWV 157 была похоронной кантатой 1727 года: позже она была преобразована в кантату Очищения, праздника, который всегда приходился на промежуток между Крещением и Великим постом. [ 22 ]
Для Септуагесимы (третьего воскресенья перед Великим постом) 1727 года Бах сочинил Ich bin vergnügt mit meinem Glücke , BWV 84 , кантату на либретто, которое два года спустя появилось в совершенно иной форме в цикле либретто, опубликованном Пикандером . Однако кантата 1727 года скорее связана с третьим циклом кантат Баха, чем с его четвертым циклом кантат, которые представляли собой декорации либретто, опубликованных Пикандером для церковных служб в 1728–1729 годах. [ 23 ] Однако несколько лет спустя Карл Филипп Эммануил Бах , все еще живший со своим отцом в Лейпциге, поставил три первые части версии либретто Пикандра 1729 года для Septuagesima, Ich bin vergnügt mit meinem Stande . [ 5 ]
Бах переставил свой первый цикл Sexagesima cantata Leichtgesinnte Flattergeister , BWV 181 , около 1743–46. [ 24 ]
В период с 1728 по 1731 год Бах создал финальную до минорную версию своей Веймарской Эстомихи кантаты Du wer Gott und Davids Sohn , BWV 23 , в четырёх частях. [ 25 ]
От Великого поста до Троицы
[ редактировать ]В Великий пост разрешалось использовать концертную музыку только в двух случаях:
- Благовещение (25 марта, переносится на Вербное воскресенье, если эта дата приходится на Страстную неделю) - исполнение кантаты Благовещения Баха после 1728 года не известно.
- Страстная пятница, в этот день Страсти совершались . Единственные новые «Страсти», сочиненные Бахом после 1729 года, — это его (утерянные) «Страсти по Марку» , BWV 247 , поставленные в Страстную пятницу 1731 и 1744 годов. Однако настройки «Страстей» Баха не рассматриваются как кантаты.
Der Himmel lacht! Die Erde jubilieret , BWV 31 — пасхальная кантата, сочиненная Бахом в Веймаре. Он уже переставил его в течение своего первого года в Лейпциге и сделал это снова на Пасху 25 марта 1731 года . Кроме того, он расширил свою пасхальную кантату 1725 года Kommt, eilet und laufet , BWV 249 до оратории (несколько версий) и несколько раз перестраивал ее за последние 20 лет своего пребывания на посту Томаскантора.
В пасхальный понедельник « Останься с нами, потому что будет вечер » BWV 6 и «Радуй себя, свои сердца» BWV 66 , принадлежащие ко второму и первому циклу кантат соответственно, после 1729 года неоднократно переставались.
Der Friede sei mit dir , BWV 158 — возможно, неполная кантата пасхального вторника. Его вторая и третья части (из четырех частей), по-видимому, заимствованы из более ранней кантаты «Очищение». [ 26 ] Возможно, она исполнялась как кантата пасхального вторника второго цикла (другой кантаты по этому случаю в 1725 году не сохранилось) и/или вскоре после 4-го цикла. Другая кантата пасхального вторника, Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß , BWV 134 , принадлежащая первому циклу, была повторена 27 марта 1731 года и, вероятно, также 12 апреля 1735 года .
Am Abend aber desselbigen Sabbats , BWV 42 , кантата из второго цикла для первого воскресенья после Пасхи (Quasimodogeniti), была повторно поставлена 1 апреля 1731 года .
Der Herr ist mein getreuer Hirt , BWV 112 , премьера которого состоялась во второе воскресенье после Пасхи (Misericordias Domini) 8 апреля 1731 года , представляет собой позднее дополнение к циклу хоральных кантат.
Вы будете плакать и выть , BWV 103 , кантата для третьего воскресенья после Пасхи ( Юбилей ) на либретто фон Циглера , вероятно, была переставлена 15 апреля 1731 года . [ 27 ] В следующие два воскресенья ( Кантата и Рогате) неизвестно, какие кантаты Бах мог исполнить за последние 20 лет своей жизни.
Оратория «Вознесение» , Lobet Gott in sein Reichen , BWV 11, была впервые исполнена 19 мая 1735 года . [ 28 ] Что касается воскресенья после Вознесения (Exaudi), неизвестно, какие кантаты Бах мог исполнить после второго цикла (1725 г.).
Третья версия Звучите, песни, звените, струны! BWV 172 , Веймарская кантата, впервые была исполнена в Пятидесятницу 13 мая 1731 года (вторая лейпцигская версия). Либретто кантаты Пятидесятницы из цикла Пикандра 1728–29 годов « Raset und brauset ihr свирепого ветра» было написано Иоганном Фридрихом Долесом , тогдашним учеником Баха, в 1740 году. Кантата, возможно, исполнялась в то время в Лейпциге. [ 6 ]
«Увеличенная плоть и кровь» , BWV 173 , кантата для понедельника Пятидесятницы, составленная между третьим и четвертым циклами, и «Желаемый Фрейденлихт» , BWV 184 , кантата первого цикла для вторника Пятидесятницы, были повторно поставлены 14 и 15 мая 1731 года соответственно. [ 3 ]
Неполная кантата Nun danket alle Gott , BWV 192 , возможно, Троицкого воскресенья, хоральная кантата премьера которой состоялась 4 июня 1730 года , вероятно, не была написана для Лейпцига. [ 29 ] Неясно, может ли это быть связано с каким-либо циклом. [ 2 ] Более ранняя кантата Троицкого воскресенья, Höchsterwünschtes Freudenfest , BWV 192 , уже видела три разные версии, прежде чем ее вторая версия (1724 г.) была повторена 20 мая 1731 года . [ 30 ]
Между Троицей и Адвентом
[ редактировать ]Неизвестно, какие кантаты Бах мог исполнять в первое, второе и третье воскресенья после Троицы за последние 20 лет своей жизни.
Freue dich, erlöste Schar , BWV 30 впервые было исполнено в праздник Рождества Иоанна Крестителя, 24 июня 1738 года . Это была пародия на светскую кантату BWV 30a , премьера которой состоялась в 1737 году. Пикандер, вероятно, написал либретто как для оригинальной композиции, так и для пародии. [ 31 ] Durch die Herzene Mercy - кантата ко Дню Святого Иоанна, сочиненная Иоганном Готлибом Гольдбергом, для которой Бах помог скопировать части исполнения примерно в 1745–46 годах. [ 7 ] [ 32 ] Хвалите его сердцем и устами , BWV 220 — кантата ко Дню Святого Иоанна неизвестного композитора. [ 33 ] Его самая старая рукопись утеряна, но существовала до 1761 года. [ 34 ]
Meine Seele rühmt und preist , BWV 189 — это кантата «Посещение» (2 июля), в которой в качестве текста используется немецкий парафраз Магнификата. Судя по тому, что осталось от источников XVIII века, он датирован 1761 годом. Однако, вероятно, он был написан Мельхиором Гофманом не позднее 1715 года. [ 35 ] Около 1733 года Бах выпустил ре мажорную версию своего Магнификата , которую он, возможно, исполнил во время Посещения 2 июля 1733 года . [ 36 ]
Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ , BWV 177 , кантата per omnes vs хорал, впервые исполненная в четвертое воскресенье после Троицы, 6 июля 1732 года , является поздним дополнением к циклу хоральных кантат. [ 37 ] [ 15 ] «Милостивое сердце вечной любви» , BWV 185 — веймарская кантата четвертого воскресенья после Троицы, существующая в четырех версиях, последняя из которых была написана в Лейпциге около 1746–47. [ 38 ]
«Кто бы ни позволил господу править» , BWV 93 — хоральная кантата пятого воскресенья после Троицы, впервые представленная на втором курсе Баха в Лейпциге. Примерно в 1732–1733 годах он переставил его в измененной версии. [ 39 ]
Es ist das Heil uns kommen her , BWV 9 — хоральная кантата шестого воскресенья после Троицы, впервые представленная 20 июля 1732 года и добавленная к циклу хоральных кантат. [ 40 ] [ 15 ]
Неизвестно, какие кантаты Бах исполнял после 1729 года в седьмое и восьмое воскресенья после Троицы.
Was frag ich nach der Welt , BWV 94 , хоральная кантата для девятого воскресенья после Троицы, впервые исполненная на втором году обучения Баха в Лейпциге, вероятно, была переставлена примерно в 1732–1735 годах. [ 41 ] Вт Речнунг! Доннерворт , BWV 168 , кантата 1725 года, посвященная тому же случаю, возможно, была повторно поставлена после 1745 года. [ 42 ]
Неизвестно, какие кантаты исполнялись в Лейпциге с десятого по тринадцатое воскресенье после Троицы после 1729 года.
Хоральная кантата на 14-е воскресенье после Троицы Иисуса, der du meine Seele , BWV 78 , впервые исполненная в 1724 году, была переставлена после 1735 года. [ 43 ]
Jauchzet Gott in allen Landen , BWV 51 , впервые исполненный в 15-е воскресенье после Троицы 17 сентября 1730 года , был назначен на это воскресенье или на любой другой случай. [ 44 ]
Komm, du süße Todesstunde , BWV 161, кантата на 16-е воскресенье после Троицы или Очищения, существует также в более поздней (лейпцигской?) версии, которая, однако, вероятно, не была написана композитором. [ 45 ] К 16-му воскресенью после Троицы, 17 сентября 1747 года, Бах поставил вторую версию ре мажор хоральной кантаты « Дорогой Боже, когда я умру?» БВВ 8 . Премьера его первой версии ми мажор состоялась в 1724 году. [ 46 ]
За последние 20 лет пребывания Баха в Лейпциге не было зафиксировано ни одного исполнения кантаты на 17-е воскресенье после Троицы.
Хоральная кантата « Господи Боже, мы все хвалим Тебя» , BWV 130 , на Михайлов день , премьера которой состоялась в 1724 году, была переставлена в измененной версии около 1732–35. [ 47 ] BWV 248 VI a (также обозначается как BWV 248a) — фрагмент безымянного Михаэлискантата (Michaelmas cantata), вероятно, впервые исполненного в 1734 году, незадолго до того, как его музыка была почти полностью принята в последней части Рождественской оратории ( BWV 248 VI ). [ 48 ] [ 49 ] Михайловский праздник также был предложен для (фрагмента кантаты?) Nun ist das Heil und die Kraft , BWV 50 , происхождение которого, однако, неясно. [ 50 ]
Herr Christ, der einge Gottessohn , BWV 96 , хоральная кантата на 18-е воскресенье после Троицы, впервые исполненная в 1724 году, была повторена с измененной оркестровкой 24 октября 1734 года . Кантата была переработана примерно в 1746–1747 годах. [ 51 ]
Окончательная версия кантаты Дня Реформации Баха Ein feste Burg ist Unser Gott , BWV 80, возможно, возникла около 1735 года. [ 52 ] Более ранняя лейпцигская версия кантаты, BWV 80b, была написана в 1727–1731 годах. [ 53 ]
За последние 20 лет пребывания Баха в Лейпциге с 19 по 22 воскресенья после Троицы исполненных кантат не было.
Модифицированная версия хоральной кантаты 1724 года Wohl dem, der auf sein Gott , BWV 139 для 23-го воскресенья после Троицы была представлена примерно в 1744–1747 годах. [ 54 ]
В период с 1730 по 1749 год, до 27-го и последнего возможного воскресенья после Троицы, никаких дальнейших кантат, исполняемых по воскресеньям после Троицы, не известно: в это воскресенье 1731 года Бах исполнил премьеру Wachet auf, ruft uns die Stimme , BWV 140 , позднего дополнения к Цикл хоральных кантат. [ 55 ]
Другие случаи
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2016 г. ) |
Новый совет
[ редактировать ]Выборы или инаугурация нового городского совета отмечались службой. Обычно это было ежегодное мероприятие. Кантаты, написанные для таких торжеств, обозначались термином «Ратсвехзель» (смена совета) или «Ратсваль» (выборы совета). В Лейпциге служба прошла в Николаикирхе в понедельник после Варфоломея (Варфоломея), 24 августа.
Кантаты о выборах в Лейпцигский совет Баха включают: [ 2 ]
- До 1730 года:
- Хвалите, Иерусалим, Господа, BWV 119 , 30 августа 1723 г.
- Желаю Иерусалиму удачи, BWV Anh. 4 , 27 августа 1725 г. (сохранился только текст Пикандра).
- Ваши врата в Сион , BWV 193 (неполное), 25 августа 1727 г. [ 56 ]
- Последние 20 лет Баха в Лейпциге
- Боже, вынеси свой приговор королю , BWV 1140 (ранее BWV Anh. 3 ), 28 августа 1730 г. (сохранился только текст Пикандра) [ 57 ]
- Мы благодарим Тебя, Боже, мы благодарим Тебя, BWV 29 , 27 августа 1731 г. (повторно использовано 31 августа 1739 г. и 24 августа 1749 г.)
- ( BWV 137 , хоральная кантата к Троице XII: «Выступление 25.8.1732 (Спитта II, стр. 286ф. и др.) по случаю инаугурации нового городского совета не доказано».) [ 58 ]
- Правитель Небес, Король Чести, BWV Anh 193 , 28 августа 1740 г. (сохранился только текст)
- Готт, человек lobet dich in der Stille, BWV 120 , 29 августа 1742 г.
- Славь Господа, душа моя, BWV 69 , 1743–48 (адаптировано из BWV 69a)
200-летие Аугсбургского исповедания.
[ редактировать ]25 июня 1730 года исполнилось 200 лет после Аугсбургского исповедания . В Лейпциге это событие запомнилось трехдневным фестивалем. Пикандер написал три либретто кантаты (позже опубликованных в Ernst-Schertzhaffte und Satyrische Gedichte , Vol. III, 1732), по одному на каждый день празднования. Иоганн Себастьян Бах написал эти либретто. Однако музыка этих настроек в значительной степени потеряна: [ 2 ] [ 59 ] [ 60 ]
- Singet dem Herrn ein neues Lied , BWV 190a ( 25 июня 1730 , BDW 00231 – музыка утеряна, но предположительно заимствована из частей 1, 2, 3 и 5 BWV 190 )
- Gott, man lobet dich in der Stille , BWV 120b ( 26 июня 1730 , BDW 00147 – музыка утеряна, но частично реконструируема из BWV 120 , 120a , 232) II /9 и 1019а )
- Вюншет Иерусалим Глюк , BWV Anh. 4a ( 27 июня 1730 , BDW 01312 - музыка утеряна, вероятно, на основе - столь же утерянной - кантаты BWV Anh. 4 )
Свадьба
[ редактировать ]Лейпцигские церковные кантаты для свадьбы включают: [ 2 ]
- Поэтому его благословение льется потоком, BWV Anh 14 , 12 февраля 1725 г. (утеряно).
- О сладостно-восхитительном насилии, BWV Anh 196 , 27 ноября 1725 г. (музыка потеряна)
- О вечный огонь, о происхождение любви , BWV 34a , после 1 июня 1727 г. (неполное) [ 61 ]
- Господь милостив к тому, кто его ждет, BWV Anh 211 18 января 1729 г. (музыка потеряна)
- Приятное пламя, удвоенная мощность, BWV Anh 212 , 26 июля 1729 г. (музыка потеряна)
- Господь Бог, властитель всего сущего, BWV 120a , 1729? (адаптировано из BWV 120, частично утеряно)
- Свет должен прийти к праведникам, BWV 195 , 1727–31?
- Бог — наша уверенность, BWV 197 , 1736/37 (частично на основе 197a)
- BWV 117 (1728–31) – BWV 192 (1730) – BWV 97 (1734) – BWV 100 ( ок. 1734–35): (части?) хоральных кантат, которые, возможно, изначально задумывались как свадебные кантаты (см. выше).
Помимо церковных свадебных кантат, Бах сочинял также светские свадебные кантаты, такие как BWV 202 и 210 .
Похороны
[ редактировать ]Траурная музыка лейпцигского периода Баха включает: [ 2 ]
- на 6 февраля 1727 года похоронах И. К. фон Поникау в Помсене была представлена кантата в двух частях:
- Часть I: Я не позволю тебе, тогда благослови меня , BWV 157 , позже повторно использованная как кантата для «Очищения», см. выше.
- Часть II: Либстер Готт, vergisst du mich , BWV Anh. 209 , утраченная кантата, написанная на либретто 1711 года Г. К. Лемса к седьмому воскресенью после Троицы. Кантата могла быть написана в Веймарский период или в период между вторым и четвертым циклами (возможно, даже как кантата Троицы XV). [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
- Плач, дети, плачь всему миру , BWV 244a , 24 марта 1729 г. , панихида по принцу Леопольду Ангальт-Кётенскому (утраченная музыка этой кантаты связана со Страстями по Матфею )
- Закройте могилу! Траурные колокола , BWV Anh 16 (1735, музыка утеряна) [ 65 ]
- Боже мой, забери праведную душу , BWV Anh 17 (музыка потеряна) [ 66 ]
Помимо церковных кантат для похорон, Бах также сочинил светскую траурную музыку ( Trauer-Ode , BWV 198 , 17 октября 1727 ) и несколько похоронных песнопений (например, O Jesu Christ, meins Lebens Licht , BWV 118 , c. 1736–37).
Прием
[ редактировать ]Большая часть кантат Баха за последние 20 лет в Лейпциге, вероятно, отправилась в Галле вместе с Вильгельмом Фридеманом Бахом , где многие из них потерялись. [ 10 ] Сохранившиеся части поздней кантаты Баха включают:
- Поздние дополнения к циклу хоральных кантат: этот цикл остался в Лейпциге. [ 15 ] Считая почти все хоральные кантаты поздними произведениями, Спитта подробно обсуждал их в своей биографии Баха XIX века. [ 1 ]
- (Кантаты превратились в) оратории: они сохранились в наследии Карла Филиппа Эммануила Баха.
- Пересмотренные версии кантат, написанные для более ранних циклов кантат.
- Кантаты, сочиненные для случаев вне литургического календаря (например, священные кантаты для свадеб), кантаты, в основном состоящие из повторно использованного материала, изначально не составленного для случаев литургического календаря (например, BWV 191), аранжировки произведений других авторов (например, BWV 200). .
- Кантаты, сочиненные студентами в период обучения у Баха.
Существовал ли когда-либо последовательный пятый цикл кантат, сочиненных Бахом за последние двадцать лет его жизни, остается предметом предположений: свидетельства существования такого цикла отдаленны и косвенны, но это возвращающаяся тема в научной литературе. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Филипп Спитта , перевод Клары Белл и Дж. А. Фуллера Мейтленда. Книга V: Последний период жизни и творчества Баха, Глава III: «Поздние хоральные кантаты», стр. 64–108, в книге «Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750» , том 3. Novello & Co. . 1884–1885.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Альфред Дюрр ; Ричард Д. П. Джонс (6 июля 2006 г.). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-929776-4 . «Введение», стр. 29–45.
- ^ Jump up to: а б с Татьяна Шабалина «Недавние открытия в Санкт-Петербурге и их значение для понимания кантат Баха», стр. 77-99 в «Понимании Баха» 4 , 2009 г.
- ^ Баха Цифровые произведения 00315 и 01318
- ^ Jump up to: а б BDW 09341 в Bach Digital
- ^ Jump up to: а б Дэниел Р. Меламед. «Настройка либретто Пикандра Дж. Ф. Доулсом и преподавание вокальной композиции Дж. С. Баха» в «Журнале музыковедения» , Vol. 14, № 4 (осень 1996 г.), стр. 453-474. Пресса Калифорнийского университета
- ^ Jump up to: а б ДБ Муз. РС. 7918 в Bach Digital
- ^ Jump up to: а б BDW 00274 в Bach Digital
- ^ Jump up to: а б Горбун 2009г .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Павлин 2008г .
- ^ BDW 00047 и 00048 в Bach Digital
- ^ БД Муз. РС. Бах P 869 в Bach Digital
- ^ Classical Net У нас рождается ребенок , Classical Net, 1998.
- ^ BDW 00073 в Bach Digital
- ^ Jump up to: а б с д и Альфред Дорфель . Издание Общества Баха , том 27: Тематический справочник церковных кантат No. 1-120 . Breitkopf & Härtel , 1878. Введение, стр. V – IX.
- ^ BDW 00074 в Bach Digital
- ^ BDW 00103 в Bach Digital
- ^ BDW 00104 , 00105 и 00106 в Bach Digital
- ^ BDW 00195 в Bach Digital
- ^ БД Муз. РС. Бах P 124 в Bach Digital
- ^ BDW 00152 в Bach Digital
- ^ BDW 00191 в Bach Digital
- ^ Альфред Дюрр ; Ричард Д. П. Джонс (6 июля 2006 г.). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-929776-4 . стр. 36–41
- ^ BDW 00219 в Bach Digital
- ^ BDW 00030 в Bach Digital
- ^ BDW 00192 в Bach Digital
- ^ BDW 00128 в Bach Digital
- ^ BDW 00013 в Bach Digital
- ^ BDW 00233 в Bach Digital
- ^ BDW 00236 , 00237 и 00238 в Bach Digital
- ^ BDW 00038 и 00039 в Bach Digital
- ^ BDW 09155 в Bach Digital
- ^ BDW 00277 в Bach Digital
- ^ Потерян BWV 220 (1), Breitkopf в Bach Digital
- ^ D-LEsta 21081/7372 №. 7 и BDW 00229 в Bach Digital
- ^ БД Муз. РС. Bach P 39 и BDW 00302 в Bach Digital
- ^ BDW 00215 в Bach Digital
- ^ БД Муз. РС. Улица Баха 4 и BDW 00224 в Bach Digital
- ^ D-LEb Thomana 93, Faszikel 1 и BDW 00118 в Bach Digital
- ^ BDW 00011 в Bach Digital
- ^ BDW 00119 в Bach Digital
- ^ BDW 00203 в Bach Digital
- ^ BDW 00097 в Bach Digital
- ^ BDW 00066 в Bach Digital
- ^ BDW 00196 в Bach Digital
- ^ BDW 00010 и 00009 в Bach Digital
- ^ CH-CObodmer Ms.11625 и 00158/00159 Digital BDW в Bach
- ^ Боссайт, Игнас [на французском языке] (2004). Иоганн Себастьян Бах, Рождественская оратория (BWV 248) . Перевод Булла, Страттона. Предисловие Филиппа Эрревеге . Левен: Издательство Левенского университета . п. 35 . ISBN 9789058674210 .
- ^ БД Mus.ms. Улица Баха 112 VI, выпуск 1 в Bach Digital
- ^ BDW 00065 в Bach Digital
- ^ BDW 00121 в Bach Digital
- ^ Дюрр/Джонс oc, с. 709
- ^ Ф-Ппо А. Мицкевич Ркп. 973 - RUS-SPsc BWV 80b - US-PRscheide (o. Sign.) BWV 80b - BDW 00101 в Bach Digital
- ^ BDW 00171 в Bach Digital
- ^ BDW 00172 в Bach Digital
- ^ Работа 00234 в Bach Digital.
- ^ Работа 01310 в Bach Digital .
- ^ Работа 00169 в Bach Digital.
- ^ Пикандер (= Кристиан Фридрих Хенрици). Эрнст-Шертцхаффте и поэмы сатиров , Том III. Лейпциг: Джон Теод. Дочь Боэтии (1732; 2-е издание 1737 г.), стр. 73–79.
- ^ Новое издание Баха (Baerenreiter). Том 34: Церковные кантаты различного, частично неизвестного назначения в Серии I: Кантаты.
- ^ BDW 00044 и 00045 в Bach Digital
- ^ БВВ 2а , с. 456
- ^ BDW 01520 в Bach Digital
- ^ Кристин Бланкен. «Цикл кантат-текстов 1728 года из Нюрнберга: предварительный отчет об открытии, относящемся к так называемому «третьему ежегодному циклу кантат» И.С. Баха», стр. 9–30 в книге «Понимание Баха» , Vol. 10, 2015.
- ^ BDW 01324 в Bach Digital
- ^ BDW 01325 в Bach Digital
Источники
[ редактировать ]- Глёкнер, Андреас (2009). «Еще один сборник кантат Готфрида Генриха Штельцеля в исполнительском репертуаре Баха?» [Есть ли в исполнительском репертуаре Баха еще один цикл кантат Готфрида Генриха Штельцеля?]. В Волни, Питер (ред.). Ежегодник Баха 2009 [ Ежегодник Баха 2009 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 95. Новое Баховское общество . Лейпциг: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 95–115. дои : 10.13141/bjb.v2009 . ISBN 978-3-374-02749-1 . ISSN 0084-7682 .
- Пфау, Марк Родрих (2008). «Неизвестное издание текста лейпцигской кантаты 1735 года: Новости о Бахе и Штёльцеле» [Неизвестное издание текста лейпцигской кантаты 1735 года: Новости о Бахе и Штёльцеле]. В Волни, Питер (ред.). Ежегодник Баха 2008 [ Ежегодник Баха 2008 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 94. Новое Баховское общество . Лейпциг: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 99–122. дои : 10.13141/bjb.v2008 . ISBN 978-3-374-02668-5 . ISSN 0084-7682 .
v