Воскликните Богу во всех землях , BWV 51
Воскликните Богу во всех землях | |
---|---|
БВВ 51 | |
Церковная сольная кантата И.С. Баха | |
![]() Готфрид Райхе , для которого, вероятно, была написана сольная партия трубы. | |
Повод | 15-е воскресенье после Троицы |
Хорал | Ныне хвали, душа моя, Господа |
Выполненный | 17 сентября 1730 г Лейпциг .: |
Движения | пять |
Вокал | сопрано соло |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Jauchzet Gott in allen Landen («Ликуйте в Боге на каждой земле»). [ 1 ] или «Воскликните Богу во всех землях» [ 2 ] ) BWV 51 , в Лейпциге . Это произведение является единственной церковной кантатой Баха, написанной для сопрано и трубы соло. Он сочинил его для общего пользования ( ogni tempo) , то есть не для конкретной даты церковного календаря, хотя использовал его для 15-го воскресенья после Троицы : первое известное исполнение состоялось 17 сентября 1730 года в Лейпциге . Произведение могло быть написано раньше, возможно, по случаю при дворе Кристиана, герцога Саксен-Вайсенфельса , для которого Бах сочинил « Охотничью кантату» и « Пастушескую кантату» .
Текст написал неизвестный поэт, черпавший вдохновение из различных библейских книг, особенно из псалмов, и включивший в качестве заключительного хорала строфу из гимна « Nun lob, mein Seel, den Herren ». Бах структурировал произведение в пять частей , где сольный голос сопровождался инструментальным ансамблем в стиле барокко, состоящим из виртуозной трубы, струнных и континуо. В то время как внешние движения трубы выражают экстравертное ликование по поводу благости Бога и Его чудес, центральная интроспективная ария, сопровождаемая только континуо, передает «глубокое выражение преданности Богу». [ 3 ] Заключительный хорал он поставил как хоральную фантазию , сопрано поет неприукрашенную мелодию под трио из двух скрипок и континуо, что приводит к необычной праздничной фугальной «Аллилуйя», к которой присоединяется труба.
Исследователь Баха Клаус Хофманн отмечает, что это произведение, необычайно популярное среди церковных кантат Баха, уникально по востребованной виртуозности солиста сопрано и трубы и свидетельствует о «переполняющем ликовании и сияющей красоте». [ 4 ]
История и слова
[ редактировать ]Бах использовал кантату в Лейпциге в 15-е воскресенье после Троицы 17 сентября 1730 года. Предписанные чтения для воскресенья взяты из Послания к Галатам , увещевания Павла «поступать в Духе» ( Галатам 5:25–6: 10 ), и из Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея , которая призывает верующих не беспокоиться о материальных нуждах, а искать Царство Божье прежде всего ( Матфея 6:23–34 ). Автор неизвестен. Без какой-либо ссылки на предписанные показания, [ 4 ] он включает в первую часть идеи из Матфея 6:30 , Псалмы 138:2 и Псалмы 26:8 , а в центральную арию мысли из Матфея 6:34 и Плача 3:22–23 . [ 5 ] Заключительный хорал — пятая строфа « Nun lob, mein Seel, den Herren », добавленная к Иоганна Грамана в Кенигсберге в 1549 году. гимну [ 2 ] Бах использовал ту же строфу в другом оформлении, чтобы завершить свою кантату « Мы благодарим Тебя, Боже, мы благодарим Тебя» , BWV 29 . [ 6 ] Бах руководил спектаклем 17 сентября 1730 года. [ 2 ]
В рукописи Баха указано 15-е воскресенье после Троицы «et in ogni tempo» («и в любое время»). Последняя фраза указывает на возможное общее использование произведения с текстом кантаты, не имеющим прямого отношения к прочтению Священных Писаний. Посвящение 15-му воскресенью было добавлено позже, что указывает на то, что кантата не предназначалась для конкретного случая. [ 4 ]

Бах сочинил BWV 51 в период, когда церковные кантаты сочинял нерегулярно, некоторые из них дополняли его ранние циклы. По мнению исследователя Баха Кристофа Вольфа , Бах, возможно, написал кантату незадолго до 1730 года по неизвестному случаю. Материал исполнения сохранился, но не раскрывает дальнейших подробностей, кроме указания на одно более позднее выступление. [ 7 ] Хофманн видит связь с двором Вайсенфельса , где была популярна партитура соло-сопрано и трубы, и предполагает, что произведение, возможно, изначально предназначалось для выступления при дворе профессиональной певицы. [ 4 ] Бах написал две кантаты ко дню рождения Кристиана, герцога Саксен-Вайсенфельса . [ а ] Он был приглашен на празднование дня рождения 1729 года и вернулся с титулом гофкапельмейстера Саксен-Вайсенфельса (придворного музыкального директора Саксен-Вайсенфельса), и Хофманн считает связь между титулом и кантатой «весьма вероятной». [ 4 ]
Чрезвычайно виртуозны как партия сопрано, охватывающая две октавы и требующая высокого до, так и партия солирующей трубы, которая порой на равных торгует мелодическими линиями с сопрано. Исследователь Баха Альфред Дюрр предполагает, что у Баха был необычайно одаренный певец, добавляя, что женский голос маловероятен в консервативном Лейпциге. [ 2 ] По словам Джошуа Рифкина , Кристоф Нихельманн является возможным кандидатом, потому что Бах, зная о его способностях, охотно принял его в Томасскую школу , а Нихельманн поступил в школу за три недели до первого выступления. [ 8 ] Партия трубы, вероятно, была написана для Готфрида Райхе , главного трубача Баха того времени. Партитура в кантатах Баха уникальна, но часто использовалась итальянскими композиторами, такими как Алессандро Скарлатти . Сын Баха Фридеман Бах аранжировал произведение, добавив вторую трубу и литавры . [ 2 ]
Кантата — одна из четырех священных кантат, написанных Бахом для сопрано соло (если исключить его аранжировку кантаты для баса соло и гобоя, мне достаточно , BWV 82 , для флейты и сопрано BWV 82a) и ни для каких других вокальных солистов ( остальные — ложный мир, я тебе не доверяю , BWV 52 , я доволен своим счастьем , BWV 84 , и Мое сердце плавает в крови , BWV 199 ), при этом он написал несколько светских кантат для сопрано соло: Уступите дорогу, грустные тени , BWV 202 , Ich bin mir glückt , BWV 204 , Non sa che sia dolore , BWV 209 и O Добрый день, желаемое время , BWV 210 . [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату из пяти частей и написал ее для солистки-сопрано и барочного инструментального ансамбля труб (Tr), двух скрипок (Vl), альта (Va) и бассо континуо (Bc). [ 10 ] [ 11 ] Название партитуры с автографом гласит: «Доминика 15 пост Тринитатис / et / Во все времена. / Jauchzet Gott в Аллене Ландене. / à / Сопрано соло / 1 Труба * / 2 Скрипка / Альт / и / Continuo / / Джо: Себ: Бах». [ 5 ] Это единственная церковная кантата Баха, написанная для сопрано соло и трубы. Продолжительность указана 20 минут. [ 2 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . Тональность взяты у Дюрра с и размеры использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных. Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Воскликните Богу во всех землях | Воздух | Сопрано | Тр | 2Вл А | До мажор | ![]() |
2 | Мы поклоняемся в храме | Речитатив | Сопрано | 2Вл А | Несовершеннолетний | ![]() | |
3 | Всевышний, твори добро | Воздух | Сопрано | Несовершеннолетний | 12/8 | ||
4 | Хвалите и хвалите с честью | Хорал | Сопрано | 2 Вл | До мажор | 3/4 | |
5 | Аллилуия | [Финал] | Сопрано | Тр | 2Вл А | До мажор | 2/4 |
Движения
[ редактировать ]Музыка концертная и виртуозная как для трубы, так и для солиста. Первая ария и заключительная «Аллилуйя» выполнены в стиле итальянского концерта . [ 4 ] Дюрр отмечает, что пять частей представлены в пяти различных музыкальных формах: концерт, монодия , вариация , хоральная фантазия и фуга . [ 2 ] Наиболее богата партитура во внешних частях (с трубой) и сведена к континуо в центральной арии.
1
[ редактировать ]Первая ария « Jauchzet Gott in allen Landen » (Ликуйте в Боге во всех странах), [ 1 ] выполнен в форме да капо , с расширенными колоратурами . [ 2 ] [ 3 ] Тема, начинающаяся с трезвучия фанфар, хорошо подходит для трубы. Сначала оно разрабатывается в ритурнели оркестра, а затем «постоянно работает» в партии сопрано. [ 4 ]
2
[ редактировать ]Единственный речитатив « Wir beten zu dem Tempel an » (Мы молимся в твоем храме), [ 1 ] сначала сопровождается струнными, вторая часть — секко, но ариозо . [ 2 ] [ 3 ] Вторая часть развивает идею «von seinen Wundern lallen» (болтовни о Его чудесах) в колоратурах ритмической сложности. [ 4 ]
3
[ редактировать ]Вторая ария « Высочайшие, обновите благость Свою », [ 1 ] сопровождается только континуо «квази остинато ». [ 2 ] [ 4 ] который поддерживает выразительные колоратуры голоса. Строки в континуо, находящиеся в постоянном движении в размере 12/8, кажется, постоянно поднимаются к адресу «Höchster» (самый высокий), который выглядит как прыжок на октаву вниз. Две расширенные мелизмы выражают благодарность за то, что вы — дитя Божие. Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что Бах способен скромными средствами передать «глубокое выражение преданности Богу». [ 3 ]
4
[ редактировать ]Хорал « Слава и хвала с честью». [ 1 ] представляет собой хоральную фантазию , в которой сопрано поет неприукрашенную мелодию под трехчастный аккомпанемент двух скрипок и континуо. [ 2 ] [ 3 ]
5
[ редактировать ]Хорал без перерыва переходит к заключительной фугальной «Аллилуйе» под звуки трубы, завершая кантату особенно празднично. [ 2 ] Движение начинается с сопрано и отвечающей трубы, прежде чем вступают другие инструменты, чтобы создать «прекрасное произведение». [ 4 ] Минчам резюмирует: «Длительные мелизмы заставляют человека буквально затаить дыхание от чистого удовольствия и энергии, генерируемой благодаря отношениям с Богом». [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Выбор взят из списка, предоставленного веб-сайтом Bach Cantatas. [ 12 ]
Кантата была записана такими сопрано, как Элизабет Шварцкопф (с 1948), Мария Стадер (1959), Элли Амелинг (1970), Эдит Матис (1972), Эдита Груберова (1979), Люсия Попп (1980), Хелен Донат (1983). , Элизабет Парселлс (1983), Моника Фриммер (1984), Барбара Хендрикс (1989), Кристин Шефер (1999), Сири Торнхилл (2007) и Натали Дессе (2009).
В следующей таблице второй солист — трубач. Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном под заголовком Instr. .
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Сольные кантаты Иоганна Себастьяна Баха | Густав Леонхардт Концерт Амстердам | Телефункен | 1963 | ||
Бах: Кантата BWV 51 – Кантата BWV 202 | Курт Мазур Оркестр Гевандхауса |
|
Вечный | 1971 | |
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 25 | Фриц Вернер Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна | Эрато | 1972 | Камера | |
И.С. Бах: Кантатное произведение Том 14. | Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт | Тельдек | 1974 | Период | |
И.С. Бах: Magnificat-Jauchzet Бог во всех странах | Джон Элиот Гардинер Солисты английского барокко | Филипс | 1983 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 19 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр |
|
Антуан Маршан | 2001 | Период |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 30 - BWV 51, 210, 1127 (Сольные кантаты) | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии |
|
ДО | 2005 | Период |
Барочный Дуэт | Джон Нельсон Оркестр Святого Луки | Сони Музыка | 1992 |
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кантата «Охота» , Что меня радует, так это только оживленная охота , BWV 208 , 1713 года, и кантата «Пастух» , Entfleeht, исчезни, побег, ihr Sorge , BWV 249a , 1725 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Деллал, Памела . «BWV 51 – «Хвалите Бога во всех землях» » . Эммануэль Музыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дюрр, Альфред; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . стр. 539–. ISBN 9780199297764 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Минчем, Джулиан (2010). «Глава 53 Bwv 51 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хофманн, Клаус (2005). «Восклицайте Богу во всех землях!» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 6 . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Гроб, Йохен (2014). «BWV 51 (I) / BC 134» (на немецком языке). s-line.of . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Теперь хвалите, душа моя, господа / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха. 2008 год . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ Вольф, Кристоф (2001). «Кантаты периода 1726–1731 годов и цикла Пикандра (1728–29)» (PDF) . Сайт кантат Баха. стр. 12–14 . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Рифкин, Джошуа (1987). И.С. Бах: Кантата BWV 140 «Просыпайтесь, голос зовет нас»; Кантата BWV 51 «Jauchzet Gott in aller Landen» (примечания). Ансамбль Баха и Джошуа Рифкин. Уазо Лира. п. 7-8. 417616-2.
- ^ Либерген, Патрик. Нью-Йорк: Alfred Publishing, 2008. стр. 63–69. ISBN 978-0-7390-5139-9
- ^ Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 51 Восклицайте Богу во всех землях» . Университет Альберты . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1. Бэренрейтер-Верлаг. OCLC 523584 .
- ^ Орон, Арье (2015). «Кантата BWV 51 В поисках Бога во всех землях» . Сайт кантат Баха . Проверено 10 сентября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Яухцет Готт в Аллене Ландене, BWV 51 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Яухцет Готт в Allen Landen BWV 51; BC A 134 / Священная кантата (15-е воскресенье после Троицы) Бах Digital
- BWV 51 Радуйтесь Богу во всех землях , английский перевод, Университет Вермонта
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Яухцет Готт в Аллене Ландене, BWV 51 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- «Аллилуйя» , Мюнхенский ансамбль Генриха Шютца с Эммой Киркби