О святой дух и водяная баня , BWV 165
О, святой дух и водяная баня | |
---|---|
БВВ 165 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
![]() Замковая церковь в Веймаре | |
Повод | Троица |
Текст кантаты | Саломон Франк |
Хорал | « Теперь предоставьте нас Богу Господу » Людвиг Гельмбольд |
Выполненный | 16 июня 1715 г .: Веймар : |
Движения | 6 |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
и воды О святая баня Духа [ а ] ), BWV 165 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Веймаре к Троицкому воскресенью и провел первое исполнение 16 июня 1715 года.
Бах начал регулярно сочинять кантаты годом ранее, когда его повысили до концертмейстера при Веймарском дворе, и он писал одну кантату в месяц для исполнения в Шлосскирхе , придворной капелле герцогского замка . O heilges Geist- und Wasserbad была его первой кантатой к Троицкому воскресенью, празднику, отмечающему конец первой половины литургического года . Либретто основано на предписанном на придворного поэта Саломо Франка день евангельском чтении о встрече Иисуса и Никодима . Оно близко по содержанию Евангелию и связывает понятие Троицы с крещением .
Музыка состоит из шести частей , чередующихся арий и речитативов , и написана для небольшого ансамбля из четырех вокальных партий, струнных и континуо. Голоса объединяются только в заключительном хорале, пятой Nun laßt uns Gott dem строфе гимна Людвига Гельмбольда « Herren », в котором упоминаются Священные Писания, крещение и Евхаристия в кратком изложении темы кантаты . На основе текста, насыщенного образами барокко , Бах составил музыкальную проповедь, особенно в двух речитативах для баса, и добился контрастов выражения. Он руководил первым выступлением и, вероятно, еще одним в Троицкое воскресенье, завершая свой первый год работы в качестве Томаскантора в Лейпциге 4 июня 1724 года.
Фон
[ редактировать ]
2 марта 1714 года Бах был назначен концертмейстером (концертмейстером) Веймарской Хофкапеллы ( придворной капеллы ) соправящих герцогов Вильгельма Эрнста и Эрнста Августа Саксен-Веймарских. [ 1 ] , дало ему «вновь определенный ранг» Эта должность была создана для него, возможно, по его требованию, что, по словам Кристофа Вольфа . [ 2 ]
С 1695 года ответственность за церковную музыку в Schlosskirche (придворной церкви) была разделена между капельмейстером Самуэлем Дрезе и визе-капельмейстером Георгом Кристофом Штраттнером , которые отвечали за одно воскресенье в месяц, в то время как капельмейстер служил три воскресенья. Эта модель, вероятно, продолжилась с 1704 года, когда Стратнеру наследовал сын Дрезе Иоганн Вильгельм . Когда Концертмейстер Бах также взял на себя основную ответственность за одну кантату в месяц, [ 1 ] нагрузка капельмейстера . Рабочая была дополнительно сокращена до двух воскресений в месяц [ 1 ]
Площадку для выступлений на третьем ярусе придворной церкви, по-немецки называемую Химмельсбург (Небесный замок), Вольф описал как «близкую и интимную». [ 3 ] приглашает небольшой ансамбль певцов и музыкантов. [ 3 ] Исполнителями кантат в основном была основная группа Хофкапелле , состоящая из семи певцов, трех лидеров и пяти других инструменталистов. При необходимости привлекались дополнительные музыканты военного оркестра, а также городские музыканты и певцы гимназии . Бах как концертмейстер, вероятно, руководил выступлениями в качестве первого скрипача, а партию органа исполняли такие ученики Баха, как Иоганн Мартин Шубарт и Иоганн Каспар Фоглер . [ 4 ] Даже в таких композициях, как камерная музыка, Бах требовал сильную секцию континуо с виолончелью, фаготом и виолончелью в дополнение к клавишному инструменту. [ 5 ]
Ежемесячные кантаты с 1714 по 1715 год.
[ редактировать ]Хотя Бах до своего продвижения по службе сочинял вокальную музыку только для особых случаев, регулярная возможность сочинить и исполнить новое произведение привела к созданию программы, в которую Бах «отдался всем сердцем», как отмечает Кристоф Вольф. [ 6 ] В своей первой кантате серии Himmelskönig, sei willkommen , BWV 182 , для двойного праздника Вербного воскресенья и Благовещения , он продемонстрировал свое мастерство в тщательно продуманном произведении в восьми частях , для четырех вокальных партий и порой десятичастного инструментального письма. , [ 6 ] и представил себя скрипачом-солистом. [ 7 ]
Следующая таблица произведений, исполненных Бахом в качестве концертмейстера в период с 1714 по конец 1715 года, основана на таблицах Вольфа и Альфреда Дюрра . [ 8 ] По мнению Дюрра, «О heilges Geist- und Wasserbad» — одиннадцатое кантатное сочинение этого периода. [ 9 ] Произведения содержат арии и речитативы, как в современной опере, тогда как более ранние кантаты концентрировались на библейском тексте и хорале. [ 10 ] Некоторые произведения, такие как «Resist the Sin» , возможно, были написаны раньше.
Дата | Повод | БВВ | Это начинается | Источник текста |
---|---|---|---|---|
25 марта 1714 г. | Благовещение , Вербное воскресенье | 182 | Царь Небесный, добро пожаловать | Франк? |
21 апреля 1714 г. | Радуйтесь | 12 | Плач, жалобы, беспокойство, страх | Франк? |
20 мая 1714 г. | Пятидесятница | 172 | Звучите, вы, песни | Франк? |
17 июня 1714 г. | Третье воскресенье после Троицы | 21 | у меня было много печали | Франк? |
15 июля 1714 г. | Седьмое воскресенье после Троицы | 54 | Но сопротивляйся греху | глина |
12 августа 1714 г. | Одиннадцатое воскресенье после Троицы | 199 | Мое сердце плавает в крови | глина |
2 декабря 1714 г. | Первое воскресенье Адвента | 61 | Ныне приди, Спаситель язычников | Ноймайстер |
30 декабря 1714 г. | Воскресенье после Рождества | 152 | Встаньте на путь веры | Франк |
24 марта 1715 г. ? | Глаза | 80а | Всё рождено от Бога | Франк |
31 апреля 1715 г. | Пасха | 31 | Небеса смеются! Земля ликует | Франк |
16 июня 1715 г. | Троица | 165 | О, святой дух и водяная баня | Франк |
14 июля 1715 г. | Четвертое воскресенье после Троицы | 185 | Милосердное Сердце вечной любви | Франк |
6 октября 1715 г. ? | 16-е воскресенье после Троицы | 161 | Приди, сладкий час смерти | Франк |
3 ноября 1715 г. ? | 20-е воскресенье после Троицы | 162 | Ой! Теперь я вижу, что иду на свадьбу | Франк |
24 ноября 1715 г. | 23-е воскресенье после Троицы | 163 | Каждому свое | Франк |
Тема и текст
[ редактировать ]Троицкое воскресенье
[ редактировать ]Бах сочинил «Святой дух и водяную баню» к Троице воскресенью , [ 11 ] воскресенье, завершающее первую половину литургического года. [ 12 ] Предписанными чтениями на этот день были Послание к Римлянам : «Какая глубина богатства премудрости и познания Божия» ( Римлянам 11:33–36 ) и Евангелие от Иоанна : встреча Иисуса и Никодима. ( Иоанна 3:1–15 ). [ 11 ] [ 12 ]
В Лейпциге Бах сочинил по этому случаю еще две кантаты , посвященные различным аспектам чтений: Höchsterwünschtes Freudenfest , BWV 194 , впервые сочиненную для открытия церкви и органа в Штормтале 2 ноября 1723 года; [ 13 ] Это вызывающая и унылая вещь , BWV 176 (1725) [ 14 ] и хоральная кантата «Хвала Господу, Боже моему» , BWV 129 (1726). [ 15 ] Ученые спорят, выступал ли Бах в Троицкое воскресенье 1724 года, которое выпало на 4 июня, Höchsterwantes Freudenfest или O heilges Geist- und Wasserbad, или и то, и другое. [ 16 ]
Текст кантаты
[ редактировать ]Либретто было написано придворным поэтом Саломоном Франком и опубликовано в Evangelisches Andachts-Opffer в 1715 году. [ 17 ] Начало относится к словам Иисуса в Иоанна 3:5: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Иоанна 3:5 ) . [ 18 ] Вторая часть, речитатив , размышляет о рождении в Духе как о крещении по благодати Божией: « Er wird im Geist und Wasserbade ein Kind der Seligkeit und Gnade» (В ванне духа и воды он становится ребенком блаженства и благодати) . [ 19 ] Часть 3, ария для альта, считает, что связь должна возобновляться на протяжении всей жизни, потому что она будет разорвана человеком, что отражено в части 4. Последняя ария - это молитва о понимании того, что смерть Иисуса принесла спасение. [ 11 ] называется « Тодес Тод » (смерть смерти). [ 18 ] Кантата завершается пятой строфой гимна Людвига Гельмбольда 1575 и года « Nun laßt uns Gott dem Herren », в которой упоминаются Священные Писания, крещение Евхаристия . [ 17 ] [ 20 ] Бах использовал восьмую и последнюю строфу «Erhalt uns in die Truth» («Храни нас в истине»), чтобы завершить свою кантату Gott der Herr ist Sonn und Schild , BWV 79 . [ 20 ]
Саломон выражает свою мысль в барокко богатом образами стиле . Образ змея используется в нескольких значениях: как змей , соблазнивший Адама и Еву согрешить в раю, как символ , который Моисей воздвиг в пустыне, и связанный с 14-м стихом Евангелия: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознестись Сыну Человеческому». [ 21 ]
Производительность и публикация
[ редактировать ]Бах руководил первым исполнением кантаты 16 июня 1715 года. Материал исполнения для Веймара утерян. [ 22 ] Бах снова исполнил произведение в роли Томаскантора в Лейпциге . Дошедший до нас исполнительский материал подготовил его помощник Иоганн Кристиан Кёппинг . [ 23 ] Первое возможное возрождение - Троицкое воскресенье в первый год правления Баха, 4 июня 1724 года. [ 24 ] также завершение его первого года обучения и первого цикла кантат в Лейпциге, поскольку годом ранее он вступил в должность в первое воскресенье после Троицы. Бах внес, по-видимому, незначительные изменения. [ 25 ]
Кантата была опубликована в Bach-Ausgabe , первом издании полного собрания сочинений Баха, выпущенном Bach-Gesellschaft , в 1887 году в 33-м томе под редакцией Франца Вюлльнера . Во втором издании полного собрания сочинений, Neue Bach-Ausgabe , оно появилось в 1967 году под редакцией Дюрра, а в 1968 году последовал Kritischer Bericht (Критический отчет). [ 24 ]
Музыка
[ редактировать ]Оценка и структура
[ редактировать ]Название копии Иоганна Кристиана Кёппинга: «Концерт для 2-х скрипок: 1 альта. Фаготто для виолончели SATe Basso e Continuo / di Joh:Seb:Bach» (Концерт для 2-х скрипок, 1 альта. Фагот для виолончели SAT и баса и континуо). / Джо:Себ:Бах). [ 26 ] Кантата в шести частях озвучена как камерная музыка для четырех вокальных солистов ( сопрано , альта , тенора и баса ), четырехголосного хора (САТБ) в заключительном хорале, двух скрипок (Вл), альта (Ва), фагота ( Fg), виолончель (Vc) и бассо континуо (Bc). [ 21 ] [ 23 ] Фагот необходим, но не имеет самостоятельной партии. [ 17 ] [ 22 ] Продолжительность указана около 15 минут. [ 11 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe: [ 24 ] и сокращения для голосов и инструментов из списка кантат Баха . Тональность взяты и тактовый размер у ученого Баха Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Струны | Бас | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | О, святой дух и водяная баня | Франк | Воздух | С | 2Вл А | Fg Bc | соль мажор | ![]() |
2 | Греховное рождение проклятых наследников Адама | Франк | Речитатив | Б | до нашей эры | До минор – Ля минор | ![]() | |
3 | Иисус, который по великой любви | Франк | Воздух | А | до нашей эры | До минор | 12/8 | |
4 | Да, у меня есть жених души | Франк | Речитатив | Б | 2Вл А | Fg Bc | Си минор – соль мажор | ![]() |
5 | Господи, смерть моей смерти | Франк | Воздух | Т | 2Вл ( ед. ) | соль мажор | ![]() | |
6 | Его слово, его крещение, его ужин | Шлем мяч | Хорал | САТБ | 2Вл А | Fg Bc | ![]()
|
Движения
[ редактировать ]
Кантата состоит из сольных частей, завершающихся четырехголосным хоралом. Арии чередуются с двумя речитативами, оба в исполнении баса. Джон Элиот Гардинер резюмирует: «Это настоящая музыкальная проповедь, основанная на евангельском рассказе о ночном разговоре Иисуса с Никодимом на тему «новой жизни», подчеркивающая духовную важность крещения». [ 27 ] Он указывает на множество музыкальных образов воды. [ 27 ]
1
[ редактировать ]В первой арии « O heilges Geist- und Wasserbad » (О ванна Святого Духа и воды) [ 19 ] ритурнель — это фуга , тогда как в пяти вокальных частях сопрано и скрипка I представляют собой дуэт в подражании тому же материалу. Эти секции составлены симметрично , ABC B' A'. Тема B включает в себя инверсию материала из A, тема C заимствована из такта 2 ритурнели. Дюрр пишет:
Широкое использование формальных схем, основанных на принципах симметрии и инверсии, по всей вероятности, намеренно и служит символом внутренней инверсии человечества — его возрождения в крещении. [ 21 ]
2
[ редактировать ]Первый речитатив « Греховное рождение проклятых наследников Адама». [ 19 ] это секко , но некоторые фразы близки к ариозо . [ 28 ] Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что Бах точно следует смыслу текста, например, посредством «ритмических нарушений смерти и разрушения», смены гармонии на «отравленную» и «полной смены настроения при упоминании блаженного христианина». ". Он резюмирует: «Здесь гнев и негодование по поводу унаследованного Человеком гноящегося греха противопоставляются миру и радости дарованного Богом спасения». [ 22 ]
3
[ редактировать ]Вторая ария « Jesu, der aus großer Liebe » (Иисус, который по великой любви) [ 19 ] в сопровождении континуо преобладает выразительный мотив с несколькими скачками шестых вверх , который вводится в ритурнель и подхватывается альтовым голосом в четырех частях. [ 14 ] Минчам отмечает, что «настроение серьезное и задумчивое, но в то же время целеустремленное и спокойное решительное». [ 22 ]
4
[ редактировать ]Второй речитатив: « Ich habe ja, mein Seelenbräutigam » (Да, о жених души моей), [ 19 ] сопровождается струнными ( accompagnato ), отмеченными Бахом «Rec: con Stroment» (Речитатив: с инструментами). [ 26 ] Немецкий музыковед Клаус Хофманн отмечает, что текст обращается к мистицизму, отражая Жениха, Агнца Божьего и змея в двойном смысле. [ 29 ] Текст усилен несколькими мелизмами , пометкой « адажио » на словах « hochheiliges Gotteslamm » (святейший Агнец Божий), [ 19 ] и мелодическими партиями инструментов. Гардинер отмечает, что у Баха есть изображения змея , в пустыне изображенного Моисеем , и аккомпанемент в последней строке стихает: « wenn alle Kraft vergehet » (когда все мои силы угасли). [ 27 ]
5
[ редактировать ]Последняя ария « Jesu, meines Todes Tod » (Иисус, смерть моей смерти) [ 19 ] настроен для тенора в сопровождении скрипок в унисон с пометкой «Aria Violini unisoni e Tenore». [ 26 ] Снова возникает образ змеи, описанный композитором и музыковедом Уильямом Уиттекером : «Вся облигато для скрипок в унисон построена из образа сгибающейся, извивающейся, извивающейся рептилии, обычно символа ужаса, но в музыкальной речи Баха вещь прозрачной красоты». [ 27 ]
6
[ редактировать ]
Кантата завершается четырехчастной хоральной строфой Sein Wort, sein Tauf, sein Nachtmahl (Его слово, Его крещение, Его причастие). [ 14 ] [ 19 ] [ 30 ] Текст в четырех коротких строках резюмирует, что Иисус помогает всем нуждающимся своими словами, своим крещением и своим причастием, и заканчивается молитвой о том, чтобы Святой Дух научил верно верить в это. [ 25 ] [ 26 ]
Его слово, его крещение, его ужин |
Его Слово, Его крещение, Его Вечеря |
Гимническая мелодия Николауса Зельнекера впервые была опубликована в Лейпциге в 1587 году в виде христианских псалмов, песен и церковных песнопений. [ 31 ] Бах обозначил движение: « Хорал. Строменти согласный », указывая на то, что инструменты играют колла-парте с голосами. [ 26 ]
Записи
[ редактировать ]Записи взяты из списка на сайте кантат Баха. [ 32 ] Инструментальные ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|
Кантата Баха Том 38. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1976 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат. Эпизод / Том 39 | Густав Леонхардт Вокальный колледж, Джентльмен Леонхардт-Консорт | Тельдек | 1987 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Vol. 4 - Man Singet mit Freuden, Кантаты • 49 • 145 • 149 • 174 (Кантаты из Лейпцига 1726–29) | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 1996 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 3 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1997 | Период | |
Издание Баха Том. 5 - Кантаты Том. 2 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | |
Кантаты Баха Том. 27: Блитбург/Кирквелл / Вторник Троицы / Воскресенье Троицы. | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: О святой дух и водяная баня, BWV 165 | Готтольд Шварц Томанерхор Оркестр Гевандхауса | MDR , ( кантата из серии MDR Фигаро) | 2003 |
|
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вольф 2002 , с. 147.
- ^ Вольф 2002 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2002 , стр. 157–159.
- ^ Вольф 2002 , стр. 157–158.
- ^ Вольф 2002 , стр. 157–160.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2002 , с. 156.
- ^ Вольф 2002 , с. 158.
- ^ Вольф 2002 , стр. 162–163.
- ^ Дюрр 2006 , с. 14.
- ^ Дюрр 1971 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дюрр 2006 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б Вертеманн 2015 .
- ^ Дюрр 2006 , с. 715.
- ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 374.
- ^ Дюрр 2006 , с. 377.
- ^ Дюрр 1971 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Амвросий 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Хофманн 1996 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Брокер 2012г .
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 373.
- ^ Перейти обратно: а б с д Минчам 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Хофманн 1996 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с Бах Цифровой 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 372.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Grob 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 2008 .
- ^ Дюрр 2006 , стр. 373–374.
- ^ Хофманн 1996 .
- ^ Дан 2024 .
- ^ Браатц и Орон 2005 .
- ^ Концерн 2012 .
Библиография
[ редактировать ]Результаты
- О святой дух и водяная баня, BWV 165 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- «O heil'ges Geist- und Wasserbad BWV 165; BC A 90 / Священная кантата (Троицкое воскресенье)» . Бах Цифровой . 2014 . Проверено 13 июня 2014 г.
Книги
- Дюрр, Альфред (1971). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 3-423-04080-7 .
- Дюрр, Альфред (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Перевод Ричарда Д. П. Джонса . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-393-32256-9 .
Интернет-источники
Полные записи кантат Баха сопровождаются примечаниями музыкантов и музыковедов; Гардинер прокомментировал свое «Паломничество» кантаты Баха , Хофманн написал для Масааки Судзуки , а Вольф — для Тона Купмана .
- Амвросий, З. Филип (2012). «BWV 165 О святой дух и водяная баня» . Университет Вермонта . Проверено 20 февраля 2015 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2005). «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Теперь давайте Gott dem herren» . Сайт кантат Баха . Проверено 30 мая 2012 г.
- Браун, Фрэнсис (2007). «Теперь будем Богом-Господом / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . Проверено 30 мая 2012 г.
- Дан, Люк (2024). «Теперь будем Богом-Господом / Текст и перевод хорала» . bach-chorales.com . Проверено 25 мая 2024 г.
- Деллал, Памела (2012). «BWV 165 - О святой дух и водяная баня» . ЭммануэльМузыка . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 129, 165, 175, 176, 184 и 194 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 15 июня 2019 г.
- Гроб, Йохен (2014). «BWV 165 / BC A 90» (на немецком языке). s-line.de. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 20 февраля 2015 г.
- Хофманн, Клаус (1996). «BWV 165: О святой дух и водяная баня / (О святая духовная и водяная баня)» (PDF) . Сайт кантат Баха . Проверено 30 мая 2012 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 62: BWV 165, О святой дух и водяная баня / О священный источник и дух» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- Орон, Арье (2012). «Кантата BWV 165 О святая баня Духа и Воды» . Сайт кантат Баха . Проверено 20 февраля 2015 г.
- Вертеманн, Хелен (2015). «Кантаты Баха в Предигеркирхе» (на немецком языке). Кантаты Баха . Проверено 7 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература O heilges Geist- und Wasserbad и о нем, BWV 165 в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Арнольд, Йохен (2009). Говоря о Боге поэтически и музыкально: Скрытые и явленные действия Бога в кантатах Баха (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт . ISBN 978-3-647-57124-9 .
- Костер, Ян (2011). «Веймар 1708–1717» . Let.rug.nl. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- Леонард, Джеймс (2015). «Иоганн Себастьян Бах Кантата № 165, «O heilges Geist- und Wasserbad», BWV 165 (BC A90)» . Вся музыка . Проверено 7 апреля 2015 г.
- Зедлер, Гюнтер (2008). Сохранившиеся церковные кантаты Иоганна Себастьяна Баха (Мюльхаузен, Веймар, Лейпциг I): дискуссии в форме анализа – объяснения – интерпретации (на немецком языке). Совет директоров – Книги по запросу. п. 102. ИСБН 978-3-8370-4401-0 .