Jump to content

О святой дух и водяная баня , BWV 165

О, святой дух и водяная баня
Церковная кантата И.С. Баха
Картина интерьера церкви Шлосскирхе, вид вдоль нефа в сторону алтаря, с изображением двух балконов и органа на третьем уровне над алтарем.
Повод Троица
Текст кантаты Саломон Франк
Хорал « Теперь предоставьте нас Богу Господу » Людвиг Гельмбольд
Выполненный 16 июня 1715 г ( 1715-06-16 ) : .: Веймар
Движения 6
Вокал Хор SATB и соло
Инструментальный
  • 2 скрипки
  • альт
  • виолончель
  • басу
  • непрерывный

и воды О святая баня Духа [ а ] ), BWV   165 церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Веймаре к Троицкому воскресенью и провел первое исполнение 16 июня 1715 года.

Бах начал регулярно сочинять кантаты годом ранее, когда его повысили до концертмейстера при Веймарском дворе, и он писал одну кантату в месяц для исполнения в Шлосскирхе , придворной капелле герцогского замка . O heilges Geist- und Wasserbad была его первой кантатой к Троицкому воскресенью, празднику, отмечающему конец первой половины литургического года . Либретто основано на предписанном на придворного поэта Саломо Франка день евангельском чтении о встрече Иисуса и Никодима . Оно близко по содержанию Евангелию и связывает понятие Троицы с крещением .

Музыка состоит из шести частей , чередующихся арий и речитативов , и написана для небольшого ансамбля из четырех вокальных партий, струнных и континуо. Голоса объединяются только в заключительном хорале, пятой Nun laßt uns Gott dem строфе гимна Людвига Гельмбольда « Herren », в котором упоминаются Священные Писания, крещение и Евхаристия в кратком изложении темы кантаты . На основе текста, насыщенного образами барокко , Бах составил музыкальную проповедь, особенно в двух речитативах для баса, и добился контрастов выражения. Он руководил первым выступлением и, вероятно, еще одним в Троицкое воскресенье, завершая свой первый год работы в качестве Томаскантора в Лейпциге 4 июня 1724 года.

портрет герцога Вильгельма Эрнста, одетого в доспехи и в длинном белом парике
Вильгельм Эрнст, герцог Саксен-Веймарский

2 марта 1714 года Бах был назначен концертмейстером (концертмейстером) Веймарской Хофкапеллы ( придворной капеллы ) соправящих герцогов Вильгельма Эрнста и Эрнста Августа Саксен-Веймарских. [ 1 ] , дало ему «вновь определенный ранг» Эта должность была создана для него, возможно, по его требованию, что, по словам Кристофа Вольфа . [ 2 ]

С 1695 года ответственность за церковную музыку в Schlosskirche (придворной церкви) была разделена между капельмейстером Самуэлем Дрезе и визе-капельмейстером Георгом Кристофом Штраттнером , которые отвечали за одно воскресенье в месяц, в то время как капельмейстер служил три воскресенья. Эта модель, вероятно, продолжилась с 1704 года, когда Стратнеру наследовал сын Дрезе Иоганн Вильгельм . Когда Концертмейстер Бах также взял на себя основную ответственность за одну кантату в месяц, [ 1 ] нагрузка капельмейстера . Рабочая была дополнительно сокращена до двух воскресений в месяц [ 1 ]

Площадку для выступлений на третьем ярусе придворной церкви, по-немецки называемую Химмельсбург (Небесный замок), Вольф описал как «близкую и интимную». [ 3 ] приглашает небольшой ансамбль певцов и музыкантов. [ 3 ] Исполнителями кантат в основном была основная группа Хофкапелле , состоящая из семи певцов, трех лидеров и пяти других инструменталистов. При необходимости привлекались дополнительные музыканты военного оркестра, а также городские музыканты и певцы гимназии . Бах как концертмейстер, вероятно, руководил выступлениями в качестве первого скрипача, а партию органа исполняли такие ученики Баха, как Иоганн Мартин Шубарт и Иоганн Каспар Фоглер . [ 4 ] Даже в таких композициях, как камерная музыка, Бах требовал сильную секцию континуо с виолончелью, фаготом и виолончелью в дополнение к клавишному инструменту. [ 5 ]

Ежемесячные кантаты с 1714 по 1715 год.

[ редактировать ]

Хотя Бах до своего продвижения по службе сочинял вокальную музыку только для особых случаев, регулярная возможность сочинить и исполнить новое произведение привела к созданию программы, в которую Бах «отдался всем сердцем», как отмечает Кристоф Вольф. [ 6 ] В своей первой кантате серии Himmelskönig, sei willkommen , BWV 182 , для двойного праздника Вербного воскресенья и Благовещения , он продемонстрировал свое мастерство в тщательно продуманном произведении в восьми частях , для четырех вокальных партий и порой десятичастного инструментального письма. , [ 6 ] и представил себя скрипачом-солистом. [ 7 ]

Следующая таблица произведений, исполненных Бахом в качестве концертмейстера в период с 1714 по конец 1715 года, основана на таблицах Вольфа и Альфреда Дюрра . [ 8 ] По мнению Дюрра, «О heilges Geist- und Wasserbad» — одиннадцатое кантатное сочинение этого периода. [ 9 ] Произведения содержат арии и речитативы, как в современной опере, тогда как более ранние кантаты концентрировались на библейском тексте и хорале. [ 10 ] Некоторые произведения, такие как «Resist the Sin» , возможно, были написаны раньше.

Ежемесячные кантаты Баха с 1714 по 1715 год.
Дата Повод БВВ Это начинается Источник текста
25 марта 1714 г. Благовещение , Вербное воскресенье 182 Царь Небесный, добро пожаловать Франк?
21 апреля 1714 г. Радуйтесь 12 Плач, жалобы, беспокойство, страх Франк?
20 мая 1714 г. Пятидесятница 172 Звучите, вы, песни Франк?
17 июня 1714 г. Третье воскресенье после Троицы 21 у меня было много печали Франк?
15 июля 1714 г. Седьмое воскресенье после Троицы 54 Но сопротивляйся греху глина
12 августа 1714 г. Одиннадцатое воскресенье после Троицы 199 Мое сердце плавает в крови глина
2 декабря 1714 г. Первое воскресенье Адвента 61 Ныне приди, Спаситель язычников Ноймайстер
30 декабря 1714 г. Воскресенье после Рождества 152 Встаньте на путь веры Франк
24 марта 1715 г. ? Глаза 80а Всё рождено от Бога Франк
31 апреля 1715 г. Пасха 31 Небеса смеются! Земля ликует Франк
16 июня 1715 г. Троица 165 О, святой дух и водяная баня Франк
14 июля 1715 г. Четвертое воскресенье после Троицы 185 Милосердное Сердце вечной любви Франк
6 октября 1715 г. ? 16-е воскресенье после Троицы 161 Приди, сладкий час смерти Франк
3 ноября 1715 г. ? 20-е воскресенье после Троицы 162 Ой! Теперь я вижу, что иду на свадьбу Франк
24 ноября 1715 г. 23-е воскресенье после Троицы 163 Каждому свое Франк

Тема и текст

[ редактировать ]

Троицкое воскресенье

[ редактировать ]

Бах сочинил «Святой дух и водяную баню» к Троице воскресенью , [ 11 ] воскресенье, завершающее первую половину литургического года. [ 12 ] Предписанными чтениями на этот день были Послание к Римлянам : «Какая глубина богатства премудрости и познания Божия» ( Римлянам 11:33–36 ) и Евангелие от Иоанна : встреча Иисуса и Никодима. ( Иоанна 3:1–15 ). [ 11 ] [ 12 ]

В Лейпциге Бах сочинил по этому случаю еще две кантаты , посвященные различным аспектам чтений: Höchsterwünschtes Freudenfest , BWV 194 , впервые сочиненную для открытия церкви и органа в Штормтале 2 ноября 1723 года; [ 13 ] Это вызывающая и унылая вещь , BWV 176 (1725) [ 14 ] и хоральная кантата «Хвала Господу, Боже моему» , BWV 129 (1726). [ 15 ] Ученые спорят, выступал ли Бах в Троицкое воскресенье 1724 года, которое выпало на 4 июня, Höchsterwantes Freudenfest или O heilges Geist- und Wasserbad, или и то, и другое. [ 16 ]

Текст кантаты

[ редактировать ]

Либретто было написано придворным поэтом Саломоном Франком и опубликовано в Evangelisches Andachts-Opffer в 1715 году. [ 17 ] Начало относится к словам Иисуса в Иоанна 3:5: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Иоанна 3:5 ) . [ 18 ] Вторая часть, речитатив , размышляет о рождении в Духе как о крещении по благодати Божией: « Er wird im Geist und Wasserbade ein Kind der Seligkeit und Gnade» (В ванне духа и воды он становится ребенком блаженства и благодати) . [ 19 ] Часть 3, ария для альта, считает, что связь должна возобновляться на протяжении всей жизни, потому что она будет разорвана человеком, что отражено в части 4. Последняя ария - это молитва о понимании того, что смерть Иисуса принесла спасение. [ 11 ] называется « Тодес Тод » (смерть смерти). [ 18 ] Кантата завершается пятой строфой гимна Людвига Гельмбольда 1575 и года « Nun laßt uns Gott dem Herren », в которой упоминаются Священные Писания, крещение Евхаристия . [ 17 ] [ 20 ] Бах использовал восьмую и последнюю строфу «Erhalt uns in die Truth» («Храни нас в истине»), чтобы завершить свою кантату Gott der Herr ist Sonn und Schild , BWV 79 . [ 20 ]

Саломон выражает свою мысль в барокко богатом образами стиле . Образ змея используется в нескольких значениях: как змей , соблазнивший Адама и Еву согрешить в раю, как символ , который Моисей воздвиг в пустыне, и связанный с 14-м стихом Евангелия: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознестись Сыну Человеческому». [ 21 ]

Производительность и публикация

[ редактировать ]

Бах руководил первым исполнением кантаты 16 июня 1715 года. Материал исполнения для Веймара утерян. [ 22 ] Бах снова исполнил произведение в роли Томаскантора в Лейпциге . Дошедший до нас исполнительский материал подготовил его помощник Иоганн Кристиан Кёппинг . [ 23 ] Первое возможное возрождение - Троицкое воскресенье в первый год правления Баха, 4 июня 1724 года. [ 24 ] также завершение его первого года обучения и первого цикла кантат в Лейпциге, поскольку годом ранее он вступил в должность в первое воскресенье после Троицы. Бах внес, по-видимому, незначительные изменения. [ 25 ]

Кантата была опубликована в Bach-Ausgabe , первом издании полного собрания сочинений Баха, выпущенном Bach-Gesellschaft , в 1887 году в 33-м томе под редакцией Франца Вюлльнера . Во втором издании полного собрания сочинений, Neue Bach-Ausgabe , оно появилось в 1967 году под редакцией Дюрра, а в 1968 году последовал Kritischer Bericht (Критический отчет). [ 24 ]

Оценка и структура

[ редактировать ]

Название копии Иоганна Кристиана Кёппинга: «Концерт для 2-х скрипок: 1 альта. Фаготто для виолончели SATe Basso e Continuo / di Joh:Seb:Bach» (Концерт для 2-х скрипок, 1 альта. Фагот для виолончели SAT и баса и континуо). / Джо:Себ:Бах). [ 26 ] Кантата в шести частях озвучена как камерная музыка для четырех вокальных солистов ( сопрано , альта , тенора и баса ), четырехголосного хора (САТБ) в заключительном хорале, двух скрипок (Вл), альта (Ва), фагота ( Fg), виолончель (Vc) и бассо континуо (Bc). [ 21 ] [ 23 ] Фагот необходим, но не имеет самостоятельной партии. [ 17 ] [ 22 ] Продолжительность указана около 15 минут. [ 11 ]

В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe: [ 24 ] и сокращения для голосов и инструментов из списка кантат Баха . Тональность взяты и тактовый размер у ученого Баха Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения святого духа и водяная баня
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Струны Бас Ключ Время
1 О, святой дух и водяная баня Франк Воздух С 2Вл А Fg Bc соль мажор общее время
2 Греховное рождение проклятых наследников Адама Франк Речитатив Б до нашей эры До минор Ля минор общее время
3 Иисус, который по великой любви Франк Воздух А до нашей эры До минор 12/8
4 Да, у меня есть жених души Франк Речитатив Б 2Вл А Fg Bc Си минор соль мажор общее время
5 Господи, смерть моей смерти Франк Воздух Т 2Вл ( ед. ) соль мажор общее время
6 Его слово, его крещение, его ужин Шлем мяч Хорал САТБ 2Вл А Fg Bc общее время


Движения

[ редактировать ]
Иисус (слева, в профиль, указывая правой рукой) и Никодим (лицом к зрителю, в тюрбане, правая рука на сердце) сидят за столом и спорят о книгах.
«Иисус учит Никодима» (на картине семнадцатого века) — эта тема использовалась как композиторами, так и художниками.

Кантата состоит из сольных частей, завершающихся четырехголосным хоралом. Арии чередуются с двумя речитативами, оба в исполнении баса. Джон Элиот Гардинер резюмирует: «Это настоящая музыкальная проповедь, основанная на евангельском рассказе о ночном разговоре Иисуса с Никодимом на тему «новой жизни», подчеркивающая духовную важность крещения». [ 27 ] Он указывает на множество музыкальных образов воды. [ 27 ]

В первой арии « O heilges Geist- und Wasserbad » (О ванна Святого Духа и воды) [ 19 ] ритурнель это фуга , тогда как в пяти вокальных частях сопрано и скрипка I представляют собой дуэт в подражании тому же материалу. Эти секции составлены симметрично , ABC B' A'. Тема B включает в себя инверсию материала из A, тема C заимствована из такта 2 ритурнели. Дюрр пишет:

Широкое использование формальных схем, основанных на принципах симметрии и инверсии, по всей вероятности, намеренно и служит символом внутренней инверсии человечества — его возрождения в крещении. [ 21 ]

Первый речитатив « Греховное рождение проклятых наследников Адама». [ 19 ] это секко , но некоторые фразы близки к ариозо . [ 28 ] Музыковед Джулиан Минчем отмечает, что Бах точно следует смыслу текста, например, посредством «ритмических нарушений смерти и разрушения», смены гармонии на «отравленную» и «полной смены настроения при упоминании блаженного христианина». ". Он резюмирует: «Здесь гнев и негодование по поводу унаследованного Человеком гноящегося греха противопоставляются миру и радости дарованного Богом спасения». [ 22 ]

Вторая ария « Jesu, der aus großer Liebe » (Иисус, который по великой любви) [ 19 ] в сопровождении континуо преобладает выразительный мотив с несколькими скачками шестых вверх , который вводится в ритурнель и подхватывается альтовым голосом в четырех частях. [ 14 ] Минчам отмечает, что «настроение серьезное и задумчивое, но в то же время целеустремленное и спокойное решительное». [ 22 ]

Второй речитатив: « Ich habe ja, mein Seelenbräutigam » (Да, о жених души моей), [ 19 ] сопровождается струнными ( accompagnato ), отмеченными Бахом «Rec: con Stroment» (Речитатив: с инструментами). [ 26 ] Немецкий музыковед Клаус Хофманн отмечает, что текст обращается к мистицизму, отражая Жениха, Агнца Божьего и змея в двойном смысле. [ 29 ] Текст усилен несколькими мелизмами , пометкой « адажио » на словах « hochheiliges Gotteslamm » (святейший Агнец Божий), [ 19 ] и мелодическими партиями инструментов. Гардинер отмечает, что у Баха есть изображения змея , в пустыне изображенного Моисеем , и аккомпанемент в последней строке стихает: « wenn alle Kraft vergehet » (когда все мои силы угасли). [ 27 ]

Последняя ария « Jesu, meines Todes Tod » (Иисус, смерть моей смерти) [ 19 ] настроен для тенора в сопровождении скрипок в унисон с пометкой «Aria Violini unisoni e Tenore». [ 26 ] Снова возникает образ змеи, описанный композитором и музыковедом Уильямом Уиттекером : «Вся облигато для скрипок в унисон построена из образа сгибающейся, извивающейся, извивающейся рептилии, обычно символа ужаса, но в музыкальной речи Баха вещь прозрачной красоты». [ 27 ]

черно-белый портрет мужчины в кепке и длинной бороде, обрамленный сверху аркой с надписью «Николаус Сельнеккер».
Николаус Зельнекер , написавший мелодию гимна

Кантата завершается четырехчастной хоральной строфой Sein Wort, sein Tauf, sein Nachtmahl (Его слово, Его крещение, Его причастие). [ 14 ] [ 19 ] [ 30 ] Текст в четырех коротких строках резюмирует, что Иисус помогает всем нуждающимся своими словами, своим крещением и своим причастием, и заканчивается молитвой о том, чтобы Святой Дух научил верно верить в это. [ 25 ] [ 26 ]

Гимническая мелодия Николауса Зельнекера впервые была опубликована в Лейпциге в 1587 году в виде христианских псалмов, песен и церковных песнопений. [ 31 ] Бах обозначил движение: « Хорал. Строменти согласный », указывая на то, что инструменты играют колла-парте с голосами. [ 26 ]

Записи взяты из списка на сайте кантат Баха. [ 32 ] Инструментальные ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.

Записи « О святой дух и водяная баня»
Заголовок Дирижер/Хор/Оркестр Солисты Этикетка Год Орх. тип
Кантата Баха Том 38. Хельмут Риллинг
Гехингер Канторей
Бах-коллегия Штутгарта
Хэнсслер 1976  ( 1976 )
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат. Эпизод / Том 39 Густав Леонхардт
Вокальный колледж, Джентльмен
Леонхардт-Консорт
Тельдек 1987  ( 1987 ) Период
И.С. Бах: Кантаты Vol. 4 - Man Singet mit Freuden, Кантаты • 49 • 145 • 149 • 174 (Кантаты из Лейпцига 1726–29) Масааки Сузуки
Коллегия Баха в Японии
ДО 1996 Период
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 3 Тон Купман
Амстердамский барочный оркестр и хор
Антуан Маршан 1997 Период
Издание Баха Том. 5 - Кантаты Том. 2 Питер Ян Лейсинк
Голландский хор мальчиков
Нидерландский Бах-Коллегиум
блестящая классика 1999  ( 1999 ) Период
Кантаты Баха Том. 27: Блитбург/Кирквелл / Вторник Троицы / Воскресенье Троицы. Джон Элиот Гардинер
Хор Монтеверди
Солисты английского барокко
Слава одному Богу 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: О святой дух и водяная баня, BWV 165 Готтольд Шварц
Томанерхор
Оркестр Гевандхауса
MDR , ( кантата из серии MDR Фигаро) 2003  ( 2003 )


Примечания

[ редактировать ]
  1. Хотя грамматически heiliges согласуется с Bad вместо Geist , Деллал переводит «О ванна Святого Духа и воды», а У. Мюррей Янг — «О Святой Дух и водяная баня» (цитируется на веб-сайте кантат Баха).
  1. ^ Перейти обратно: а б с Вольф 2002 , с. 147.
  2. ^ Вольф 2002 , с. 155.
  3. ^ Перейти обратно: а б Вольф 2002 , стр. 157–159.
  4. ^ Вольф 2002 , стр. 157–158.
  5. ^ Вольф 2002 , стр. 157–160.
  6. ^ Перейти обратно: а б Вольф 2002 , с. 156.
  7. ^ Вольф 2002 , с. 158.
  8. ^ Вольф 2002 , стр. 162–163.
  9. ^ Дюрр 2006 , с. 14.
  10. ^ Дюрр 1971 , с. 29.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Дюрр 2006 , с. 371.
  12. ^ Перейти обратно: а б Вертеманн 2015 .
  13. ^ Дюрр 2006 , с. 715.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 374.
  15. ^ Дюрр 2006 , с. 377.
  16. ^ Дюрр 1971 , с. 40.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Амвросий 2012 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Хофманн 1996 , с. 6.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Брокер 2012г .
  20. ^ Перейти обратно: а б Браун 2007 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 373.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Минчам 2010 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Хофманн 1996 , с. 7.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Бах Цифровой 2014 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Дюрр 2006 , с. 372.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Grob 2014 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер 2008 .
  28. ^ Дюрр 2006 , стр. 373–374.
  29. ^ Хофманн 1996 .
  30. ^ Дан 2024 .
  31. ^ Браатц и Орон 2005 .
  32. ^ Концерн 2012 .

Библиография

[ редактировать ]

Результаты

  • О святой дух и водяная баня, BWV 165 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
  • «O heil'ges Geist- und Wasserbad BWV 165; BC A 90 / Священная кантата (Троицкое воскресенье)» . Бах Цифровой . 2014 . Проверено 13 июня 2014 г.

Книги

Интернет-источники

Полные записи кантат Баха сопровождаются примечаниями музыкантов и музыковедов; Гардинер прокомментировал свое «Паломничество» кантаты Баха , Хофманн написал для Масааки Судзуки , а Вольф — для Тона Купмана .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5541709ce45b546447bf68b878c76997__1716663900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/97/5541709ce45b546447bf68b878c76997.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
O heilges Geist- und Wasserbad, BWV 165 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)