Где Господь Бог не стоит с нами , BWV 178
Где Господь Бог не стоит с нами | |
---|---|
БВВ 178 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Юстус Йонас , автор гимна, на котором основана кантата | |
Повод | Восьмое воскресенье после Троицы |
Хорал | « Где Господь Бог не стоит с нами » от Юстуса Йонаса |
Выполненный | 30 июля 1724 г Лейпциг .: |
Движения | 7 |
Вокал | САТБ Солисты и хор |
Инструментальный |
|
Если Господь Господь не останется на нашей стороне , [ 1 ] BWV 178 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Лейпциге к восьмому воскресенью после Троицы и впервые исполнил ее 30 июля 1724 года.
Это восьмая кантата, сочиненная Бахом для своего цикла хоральных кантат , второго цикла кантат, который он начал после того, как был назначен Томаскантором в 1723 году. Кантата основана на восьми строфах гимна « » Wo Gott der Herr nicht bei uns hält (1524). Юстуса Йонаса , перефраз Псалма 124 . В отличие от большинства кантат цикла, в тексте сохранены не только первая и последняя строфы хорала, но и шесть строф, две из которых расширены современными строками неизвестного либреттиста , который также перефразировал две строфы в тексты арий . Первая часть — хоральная фантазия , вторая — хоральная строфа с речитативом , третья — ария, четвертая, центральная часть — хорал для солирующего голоса, следующие две части повторяют пару хорала с речитативом и арией, а Кантата завершается двумя строфами в четырехчастном исполнении. Таким образом, Бах написал пять различных способов постановки хорала .
Кантата написана для трех вокальных солистов ( альт , тенор и бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля, состоящего из валторны , удваивающей мелодию хорала, двух гобоев , двух гобоев д'амур , струнных и бассо континуо .
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на втором году обучения в Лейпциге к восьмому воскресенью после Троицы . [ 2 ] [ 1 ] Предписанные чтения для воскресенья взяты из Послания к Римлянам : «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Римлянам 8:12–17 ), а также из Евангелия от Матфея : предупреждение лжепророков из Нагорной проповеди ( Матфея 7:15–23 ). [ 2 ] [ 3 ] Текст кантаты основан на гимне « Где Бог Господь не держит с нами », изданном в 1524 году лютеранским реформатором Юстусом Йонасом как парафраз 124 псалма . [ 2 ] Тема псалма – необходимость помощи против разъяренных врагов – соответствует Евангелию. [ 4 ]
По сравнению с другими хоральными кантатами Баха того периода, неизвестный поэт [ 4 ] сохранил большую часть оригинального текста, шесть из восьми строф , расширив две из них речитативом, чтобы еще ближе приблизиться к Евангелию. Он перефразировал только 3 и 6 строфы, по арии каждая. [ 3 ] [ 4 ] В последней арии, выступая против рационализма , поэт расширяет слова реформаторского гимна « Vernunft kann das nicht fassen » (Разум не может этого постичь): [ 5 ] призывая к молчанию, описываемому как нестабильный и безумный, он обращается к разуму. [ 6 ]
Бах руководил первым исполнением кантаты с Томанерхором 30 июля 1724 года. [ 2 ] [ 7 ] как восьмая хоральная кантата его второго годового цикла. [ 7 ]
Большая часть произведений Баха игнорировалась после его смерти в 1750 году до Возрождения Баха в 19 веке. Однако интерес к хоральным кантатам сохранялся. Есть сведения, что сын Баха Вильгельм Фридеман эту кантату исполнил в Галле . [ 2 ] Также биограф Баха Иоганн Николаус Форкель , несмотря на то, что мало что мог сказать о кантатах в своей жизни композитора , позаимствовал рукописи хоральных кантат у Вильгельма Фридемана и скопировал две из них, Es ist das Heil uns kommen her , BWV 9 , и эта кантата. [ 8 ] [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в семь частей . И текст, и мелодия гимна сохраняются во внешних хоральных частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, а также в центральной части - хорале для солирующего голоса и в двух речитативах, включающих хоральный текст и мелодию. , один для сольного голоса, другой с участием хора для хоральной партии. [ 10 ] Бах озвучил произведение для трёх вокальных солистов ( ( А), тенора (Т) и баса (В), четырёхголосного хора и барочного инструментального ансамбля валторны альта (Со) для усиления мелодии хорала, двух гобоев ( Обь), два гобоя д'амур (Оа), две партии скрипки (Вл), одна партия альта (Ва) и бассо континуо . [ 2 ] [ 3 ] Продолжительность кантаты составляет 23 минуты. [ 1 ]
В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Дюрра. [ 11 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Где Господь Бог не стоит с нами | Йонас | Хоральная фантазия | САТБ | Каждые 2об. | 2Вл А | Несовершеннолетний | ![]() |
2 | Что вдохновляет человеческую силу и ум | Джонас, анон. | Хорал и речитатив | А | ![]() | |||
3 | Как дикие морские волны | анон. | Воздух | Б | 2Вл А | соль мажор | 9 8 | |
4 | Они преследуют нас как еретики | Йонас | Хорал | Т | 2 Да | си минор | ![]() | |
5 | Откройте горло широко | Джонас, анон. | Хорал и речитатив | САТБ | си минор | ![]() | ||
6 | Молчи, просто молчи, шатаясь разум! | анон. | Воздух | Т | 2Вл А | Ми минор | ![]() | |
7 | Враги все в твоих руках | Йонас | Хорал | САТБ | 2 Кор | 2Вл А | Несовершеннолетний | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Как и в большинстве хоральных кантат Баха, вступительный припев « Wo Gott der Herr nicht bei uns hält » («Если Бог-Господь не останется на нашей стороне») [ 1 ] это хоральная фантазия . Хоральная мелодия была опубликована в 1529 году анонимным автором в Виттенберге. [ 12 ]
Инструменты начинают концерт, где струнные играют пунктирные ритмы, а гобои добавляют «взволнованные шестнадцатые ноты» на протяжении всей части. [ 4 ] Хотя Свен Химке написал в предисловии к изданию Carus 2017 года , что «Бах ясно дает понять, что эта кантата посвящена конфронтации и конфликту», Дюрр отметил, что она придает движению ощущение единства. [ 3 ]

Сопрано поет мелодию хорала построчно в увеличенном темпе. [ 4 ] сдвоенный рогом, как cantus Firmus . [ 3 ] Нижние голоса поют частично гомофонно , частично самостоятельными линиями, подобными инструментам. Бах использует этот контраст для иллюстрации текста в первых строках, не обращая внимания на его отрицание. « Wo Gott der Herr nicht bei uns hält » записано в гомофонии, а последнее слово « hält » (буквально: «держится») звучит как длинная нота, тогда как в « wenn unsre Feinde toben » выражается ярость врагов. выражается в пунктирном ритме и быстром беге. Когда тактовой формы » в следующих строках повторяется « Штоллен , Бах также повторяет музыку, хотя она и не отражает текст. [ 3 ] Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, резюмировал: «Бах создает вступительный припев огромной силы, устойчивой энергии и удивительного композиционного мастерства, которым можно надрать уши своим слушателям». [ 8 ]
2
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой комбинацию хорала: « То, что задумает человеческая сила и остроумие, не может легко напугать нас ». [ 5 ] и вкрапленный речитатив: « Ибо с нами Бог Всевышний стоит». и освобождает нас от их ловушек). [ 5 ] Бах отличает хоральные строки от речитатива секко по строке континуо с повторяющимся мотивом , происходящим от начала соответствующей хоральной мелодии: [ 3 ] но в четыре раза быстрее». [ 4 ]
3
[ редактировать ]Первая ария, исполненная басом, начинается « Как дикий морской прибой с яростью сокрушает корабль ». [ 5 ] Он иллюстрирует образ «дикого морского прибоя» в волнообразных линиях голоса, а также в облигато партии скрипок в унисон и в континуо. Басовый голос должен петь сложные колоратуры на слова « Meereswellen » и особенно « zerscheitern » (разбиться). [ 3 ] [ 5 ] Гардинер отметил, что обстановка вызывает как морской шторм, так и ярость врагов, с которыми связана эта аналогия, задаваясь вопросом, как Бах, житель Тюрингии , не имеющей выхода к морю , мог пережить дезориентирующий шторм, который он хорошо проиллюстрировал разнообразной группировкой в 16-м проходах. [ 8 ]
4
[ редактировать ]Центром кантаты является неизменная строфа хорала: « Нас преследуют как еретиков, они ищут нашей крови». [ 5 ] Неприукрашенную мелодию тенора сопровождают гобои д'амур и континуо как равноправные партнеры. [ 10 ] с автономными мотивами. [ 4 ]
5
[ редактировать ]Пятая часть снова представляет собой комбинацию хорала « Они широко распахивают зияющую глотку». [ 5 ] и речитатив: « Как львы с громыхающим рыком ;»). [ 5 ] Хотя Бах инструментально различает хорал и речитатив во второй части, он использует здесь разные вокальные силы, трактуя хоральные линии в четырехчастной обстановке, а речитативы закреплены за отдельными певцами. [ 4 ] в последовательности бас, тенор, альт, бас. [ 6 ] Континуо объединяет движение постоянным независимым регулярным движением в мотивах арпеджио , основанных на трезвучиях ; [ 6 ] [ 4 ] поэтому речитативы здесь не в обычном свободном темпе. [ 4 ]
6
[ редактировать ]Последняя ария поется тенором « Schwig, schweig nur, tumelnde Reason » (Молчи, тише, бешеный разум!), [ 5 ] . Гардинер понимал здесь «бешеный разум» как «ласкательные слова рационалистов, которые разрушят все лютеранское богословское здание». [ 8 ]
Бах использует настройку для струнных, иллюстрирующую неустойчивость разума в синкопированном ритме, прерываемом аккордами на повторяющемся призыве « schweig » (молчи); [ 6 ] «причудливые» мелодические линии прерываются паузами, гармонии неустойчивы. [ 4 ] Драма арии прекращается лишь в конце средней части, когда звучат слова « so werden sie mit Trost erquiket » (они оживут с утешением). [ 5 ] отмечены адажио и ведут к фермате . [ 6 ]
7
[ редактировать ]Кантата завершается двумя строфами хорала: « Die Feind sind all in deiner Hand, darzu all ihr Gedanken » (Враги все в твоей руке, вместе со всеми своими мыслями), [ 5 ] обе строфы в одной и той же четырёхчастной обстановке. [ 3 ] [ 4 ] [ 13 ]

Рукописи и публикации
[ редактировать ]Старший сын Баха Вильгельм Фридеман владел набором партий для кантаты. Эти рукописи были написаны разными писцами, включая композитора. Набор хранится в Лейпциге. [ 2 ]
Кантата была впервые опубликована в 1888 году в первом полном издании произведения Баха, Bach-Gesellschaft Ausgabe . Рассматриваемый том был отредактирован Альфредом Дёрффелем . [ 2 ] [ 4 ] В Neue Bach-Ausgabe он был опубликован в 1966 году под редакцией Альфреда Дюрра, а в 1967 году последовал критический отчет. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]Список записей представлен на сайте кантат Баха. [ 14 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, показаны на зеленом фоне. Тип хора обычно не указывается, исключение делается для записи под руководством Сигисвальда Куйкена , которая необычна тем, что в каждой партии исполняется один голос . Эта версия получила положительную оценку в «Граммофоне» , критик которого предположил, что эта кантата одна из тех, что подходят для небольшого исполнения. [ 15 ]
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|---|
Проект кантат RIAS Баха (1949–1952) | Карл Ристенпарт Камерный хор РИАС Камерный оркестр РИАС | Слушать | 1950 | |||
Кантата Баха Том 44. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1972 | |||
Кантаты Баха Том. 4 – воскресенья после Троицы I. | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Мюнхенский баховский оркестр |
|
Архивная продукция | 1977 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Episode / Vol. | Николас Арнонкур Хор мальчиков Тёльцер Музыкальный концерт в Вене | Тельдек | 1988 | Период | ||
Издание Баха Том. 11 - Кантаты Том. 5 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 14 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2000 | Период | ||
Кантаты Баха Том 5: Рендсбург/Брауншвейг [ 8 ] | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Том. 23 кантаты из Лейпцига 1724 г. - BWV 10, 93, 107, 178 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2002 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том. 36: «Ich habe genug» – Кантаты BWV 82 · 102 · 178 [ 15 ] | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Акцент | 2005 | ОВПП | Период | |
И.С. Бах: Там, где Господь Бог нас не поддерживает | Георг Кристоф Бильдер Томанерхор Оркестр Гевандхауса | Рондо | 2008 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Дюрр и Джонс 2006 , с. 456.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бах Цифровой 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дюрр и Джонс 2006 , с. 459.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Химке 2017 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Брокер 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дюрр и Джонс 2006 , с. 460.
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр и Джонс 2006 , с. 458.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гардинер 2008 .
- ^ Дюрр и Джонс 2006 , стр. 458–459.
- ^ Перейти обратно: а б Дюрр и Джонс 2006 , стр. 459–460.
- ^ Дюрр и Джонс 2006 , стр. 456–458.
- ^ Хофманн 2002 .
- ^ Дан 2024 .
- ^ Концерн 2024 .
- ^ Перейти обратно: а б Граммофон 2006г .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 178; BC A 112» . Бах Цифровой . 2024.
- Дан, Люк (2024). «БВВ 178,7» . bach-chorales.com . Проверено 19 июля 2024 г.
- Деллал, Памела (2024). «BWV 178 – «Где Господь Бог не стоит с нами» » . ЭммануэльМузыка . Проверено 19 июля 2024 г.
- Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). «Где Господь Бог не стоит с нами, BWV 178» . Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 456–460. ISBN 978-0-19-969628-4 .
- Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 45, 46, 101, 102, 136 и 178 (Кантаты, том 5) (Примечания для СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 11 августа 2018 г.
- Химке, Свен (2017). «Предисловие». Везде, где нет с нами Бога / BWV 178 (PDF) . Издательство Карус . п. 4 . Проверено 20 июля 2024 г.
- Хофманн, Клаус (2002). «Где с нами нет Бога Господа, BwWV 178 / Если с нами нет Бога Господа» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 9 . Проверено 24 июля 2012 г.
- Орон, Арье (2024). «Кантата BWV 178 Где Господь не стоит с нами» . Сайт кантат Баха . Проверено 19 июля 2024 г.
- Фриман-Эттвуд, Джонатан (2006). «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 178; BC A 112» . Граммофон (требуется регистрация) . Проверено 21 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Там, где Бог Господь не стоит с нами, BWV 178 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Кантата BWV 178 Где Господь с нами не останавливается история, озвучка, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение, Сайт кантат Баха
- Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 382–385 . ISBN 3-423-04080-7 .
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 9 BWV 178 Где Господь Бог не стоит с нами» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- BWV 178 Там, где Господь Бог не стоит с нами, английский перевод, Университет Вермонта
- BWV 178 Там, где Бог Господь не стоит с нами текст, оценка, Университет Альберты