Jump to content

Украшай себя, о дорогая душа , BWV 180

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Украшай себя, о дорогая душа
Хоральная кантата И.С. Баха
Повод 20-е воскресенье после Троицы
Хорал « Украшай себя, о дорогая душа »
Франк Иоганн
Выполненный 22 октября 1724 г ( 1724-10-22 ) .: Лейпциг
Движения 7
Вокал САТБ Хор и солисты
Инструментальный
  • 2 рекордера
  • поперечная флейта
  • 2 гобоя
  • охотничий гобой
  • 2 скрипки
  • альт
  • маленькая виолончель
  • орган
  • непрерывный

Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Укрась себя, о дорогая душа, [ 1 ] BWV   180 в Лейпциге в 20-е воскресенье после Троицы и впервые исполнено 22 октября 1724 года.

Хоральная кантата основана на Иоганна Франка « гимне Schmücke dich, oliebe Seele » с мелодией Иоганна Крюгера , гимна Евхаристии . Оно соответствует предписанному воскресному чтению — притче о Великом пире из Евангелия от Матфея . Первая и последняя строфы употребляются без изменений и в тексте, и в мелодии: первая трактуется как хоральная фантазия , вторая — как четырёхчастный заключительный хорал . Неизвестный либреттист перефразировал внутренние строфы как речитативы и арии , цитируя одну строфу гимна внутри речитатива. Бах написал кантату для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из различных флейт, гобоев, струнных и континуо. Все движения заданы в мажорном режиме , в соответствии с праздничным текстом, а некоторые движения напоминают танцы.

История и слова

[ редактировать ]

Бах написал кантату на втором году обучения в Лейпциге в рамках второго ежегодного цикла хоральных кантат. [ 2 ] на 20-е воскресенье после Троицы . [ 3 ] Предписанными чтениями для воскресенья были Послание к Ефесянам — «поступайте осмотрительно,... исполненные Духа» — ( Ефесянам 5:15–21 ) и Евангелие от Матфея , притча о великом пире ( Ефесянам 5:15–21). Матфея 22:1–14 ). Немецкий термин, использованный в переводе Библии Лютера, — Hochzeitsmahl , буквально «свадебная трапеза».

Текст кантаты основан на Евхаристическом гимне в девяти строфах « Schmücke dich, oliebe Seele » (1649), с текстом Иоганна Франка и мелодией Иоганна Крюгера , [ 4 ] [ 5 ] таким образом соединяя «великий пир» Евангелия с Абендмахлем (Евхаристией). [ 3 ] Гимн поется во время службы по подготовке к святому причастию и изображает невесту, готовящуюся к свадьбе. Неизвестный автор сохранил текст первой, средней и последней строф (1, 4 и 9), а остальные строфы перефразировал в арии и речитативы : строфы 2 и 7 — в арии; строфы 3, 5–6 и 8 на речитативы. Он оставался близок к оригиналу и не искал более тесной связи с прочтением, чем та, которую дает общий контекст. [ 3 ]

Бах сочинил кантату после хоральной прелюдии одноименной BWV 654 , входящей в состав его «Великих восемнадцати хоральных прелюдий» . [ 5 ] Он руководил первым исполнением кантаты 22 октября 1724 года. [ 3 ]

Структура и оценка

[ редактировать ]

Бах структурировал кантату в семь частей . Текст и мелодия гимна сохранены во внешних хоральных частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют последовательность речитативов и арий , один речитатив с хоралом cantus Firmus . Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор , бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух блокфлейт (Fl), флауто-траверсо (Ft), двух гобоев (Ob), двух скрипок (Fl ). Vl), альт (Va), виолончель пикколо (Vp) и бассо континуо . [ 6 ] На титульном листе партитуры с автографом написано: «КОНЦЕРТО. / Доминика 20 пост Тринит: / Укрась себя, дорогая душа и т. д. / 4 Voci / Traversiere / 2 Flauti. / 2 Hautbois / 2 Violini / Viola. / Continuo / di / Синьор/Джо:Себ:Бах». [ 7 ]

В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 6 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 3 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Украшай себя, о дорогая душа , BWV 180
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Украшай себя, о дорогая душа Франк Хоральная фантазия САТБ 2Эл 2Об 2Вл А Фа мажор 12/8
2 Мужайтесь, ваш Спаситель стучится анон. Воздух Т футы До мажор общее время
3 Как дороги дары святой трапезы! – Ох, как голодна моя душа анон. Речитатив и хорал С Влкп общее время
4 Мое сердце чувствует страх и радость внутри себя анон. Речитатив А 2эт. общее время
5 Солнце жизни, свет чувств анон. Воздух С 2Эл 2Об 2Вл А общее время
6 Господи, подари мне свою верную любовь анон. Речитатив Б общее время
7 Иисус, истинный хлеб жизни Франк Хорал САТБ 2Об От 2Вл А Фа мажор общее время


Движения

[ редактировать ]

Евхаристический гимн, мелодия которого интригующим образом чередуется между двух- и трехтактными фразами, появляется в трех частях: вступительной хоральной фантазии , в речитативе и в виде заключительного четырехчастного хорала. [ 8 ] По сравнению с ранней кантатой, посвященной тому же случаю, «Ах!» ich sehe, itzt, da ich zur Hochzeit gehe , BWV 162 , Бах подчеркивает приглашение Бога и радость пиршества, а не возможность того, что человек не ответит на приглашение. Альфред Дюрр сравнивает вступительный припев и обе арии с танцами: часть 1 — с жигой , часть 2 — с бурре , а часть 5 — с полонезом . Все движения задаются в основном режиме . [ 8 ] Внутренние движения отличаются инструментами облигато . Музыковед Джулиан Минчем отмечает «нежное, пасторальное качество произведения, полную деликатности и утонченности, ... очарования, изящества и намека на хрупкость». [ 8 ]

Вступительный припев: « Укрась себя, душа любимая ». [ 9 ] представляет собой оркестровый концерт со встроенными вокальными партиями, в котором сопрано исполняет cantus Firmus на мелодию Иоганна Крюгера . [ 10 ] Движение разделяет «нежные» [ 8 ] тональность фа мажор с тремя другими произведениями из цикла хоральных кантат: первое, O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 20 , французская увертюра на такие темы, как вечность и смятение; Herr Christ, der einge Gottessohn , BWV 96 , пастораль, написанная двумя неделями ранее; и позже последний, Wie schön leuchtet der Morgenstern , BWV 1 , тональная поэма с изображением утренней звезды. Четыре движения контрастируют по своему характеру, но их объединяет то, что они выражают «неуловимую личную связь». [ 8 ] Джон Элиот Гардинер , который дирижировал « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, считает «расслабленное процессионное движение 12/8» «идеально адаптированным к идее души, наряжающейся во все свои свадебные наряды». [ 11 ] Минчем наблюдает тонкие аспекты передачи сообщения, такие как использование указания минорного лада , развитие мотива ритурнели из нот первой строки хоральной мелодии и значение не только для отдельной души, но и «для всего человечества». по записям нижних голосов в постоянно меняющейся последовательности. [ 8 ]

Поперечная флейта сопровождает голос тенора в арии « Ermuntre dich: dein Heiland klopft » (Будьте живы, стучит ваш Спаситель). [ 1 ] Стук выражается в повторяющихся нотах. [ 11 ] На протяжении всего движения мотив, названный Альбертом Швейцером мотивом радости, представляет собой «почти затаившее дыхание выражение личной эйфории». [ 8 ] Сложная партия флейты, вероятно, была написана для превосходного флейтиста, для которого Бах впервые написал несколько недель назад в Was frag ich nach der Welt , BWV 94 , а затем осенью 1724 года в других кантатах. [ 11 ]

Виолончель-пикколо дополняет сопрано в речитативе, который начинается секко- речитативом : « Wie teuer sind des heiligen Mahles Gaben » (Как дороги дары святой трапезы), [ 1 ] и ведет к четвертой строфе хорала: « Ach, wie evilt mein Gemüte » (Ах, как жаждет мой дух), [ 1 ] поется в умеренно украшенной версии мелодии. [ 11 ] Бах использует речитатив, чтобы ввести хорал, вызывая «дар общения». [ 8 ] а хоральная строфа выражает тоску по этому дару, упоминая жажду и голод. Мелодия иногда звучит как новая мелодия, выражающая личную тоску. Виолончель-пикколо в непрерывном движении «окутывает голос сопрано квази-маточным покровом божественного утешения», как выразился Минчем. [ 8 ]

На двух блокфлейте записан текст альтового речитатива « Сердце мое чувствует в себе страх и радость ». [ 1 ] который развивается до ариозо , при этом блокфлейты сначала играют только длинные аккорды, а затем постепенно добавляют движение. [ 11 ] Бах выражает радость (« Freude ») в расширенной мелизме слова. [ 8 ]

Полный оркестр поддерживает сопрано во второй арии « Lebens Sonne, Licht der Sinnen » (Солнце жизни, свет чувств). [ 1 ] Минчам описывает арию да капо как «радостно кипучую». Короткая средняя часть арии касается минорных тональностей. Мелизма на alles (все) подчеркивает, что Бог значит все для «искупленного грешника». [ 8 ]

Последний речитатив « Господи, пусть Твоя верная любовь ко мне» [ 1 ] является secco, но завершается как ариозо словами « und deiner Liebe stets gedenken » (и постоянно думает о вашей любви). [ 1 ] Это молитва к Богу, чтобы он любил просителя и вызывал «взаимную привязанность». [ 8 ]

Заключительный хорал « Jesu, wahres Brot des Lebens » (Иисус, истинный хлеб жизни). [ 1 ] рассчитан на четыре части. [ 3 ] [ 8 ]

Записи для таблицы взяты из подборки на сайте «Кантаты Баха». [ 12 ] Группы с одним голосом на партию (ОВПП) и ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.

Записи песни «Укрась себя, о дорогая душа» , BWV 180
Заголовок Дирижер/Хор/Оркестр Солисты Этикетка Год Тип хора Инстр.
Радиозапись - Архивный номер: U0-09167. Макс Турн
Участники оркестра Гамбургского радио
отчет о недоставке 1962  ( 1962 )
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 23 Фриц Вернер
Хор Генриха Шютца в Хайльбронне
Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна
Эрато 1970  ( 1970 )
Кантаты Баха Том. 5 – воскресенья после Троицы II. Карл Рихтер
Мюнхенский хор Баха
Мюнхенский баховский оркестр
Архивная продукция 1978  ( 1978 )
Кантата Баха Том 54. Хельмут Риллинг
Гехингер Канторей
Бах-коллегия Штутгарта
Хэнсслер 1979  ( 1979 )
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Episode / Vol. 42 - BWV 180–184. Густав Леонхардт
Ганноверский хор мальчиков
Леонхардт-Консорт
Тельдек 1988  ( 1988 ) Период
И.С. Бах: Кантаты с виолончелью пикколо (Том 1) Кристоф Коин
Лейпцигский вокальный концерт
Ансамбль Лиможского барокко
Овидис Астре 1993  ( 1993 ) Период
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 10 Тон Купман
Амстердамский барочный оркестр и хор
Антуан Маршан 1998  ( 1998 ) Период
Издание Баха Том. 19 - Кантаты Том. 10 Питер Ян Лейсинк
Голландский хор мальчиков
Нидерландский Бах-Коллегиум
блестящая классика 2000  ( 2000 ) Период
Кантаты Баха Том. 11: Генуя/Гринвич / 20-е воскресенье после Троицы / 21-е воскресенье после Троицы. Джон Элиот Гардинер
Хор Монтеверди
Солисты английского барокко
Слава одному Богу 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: Кантаты Том. 26 – Кантаты из Лейпцига 1724 г. Масааки Сузуки
Коллегия Баха в Японии
ДО 2003  ( 2003 ) Период
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том 1: «Я хочу с радостью нести крестовый посох» - Кантаты BWV 98 · 180 · 56 · 55. Сигисвальд Куйкен
Маленькая группа
Акцент 2004  ( 2004 ) ОВПП Период


  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Деллал, Памела . «BWV 180 – Укрась себя, о дорогая душа» . ЭммануэльМузыка . Проверено 7 сентября 2022 г.
  2. ^ Вольф, Кристоф (1991). «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 2 . Проверено 21 июня 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 484–486 . ISBN  3-423-04080-7 .
  4. ^ «Украшай себя, душа родная / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2005 . Проверено 31 октября 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б Лихи, Энн (16 октября 2011 г.). Хоральные прелюдии «Лейпциг» И.С. Баха: музыка, текст, теология . Scarecrow Press 2011. С. 59–69. ISBN  9780810881815 . Проверено 8 октября 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 180 Укрась себя, о дорогая душа» . Университет Альберты . Проверено 14 октября 2015 г.
  7. ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 180 / BC A 149» (на немецком языке). s-line.de Получено 15 октября.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Минчем, Джулиан (2010). «Глава 21 BWV 180 Укрась себя, о дорогая душа» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
  9. ^ Хофманн, Клаус (2004). «Укрась себя, о дорогая душа / Укрась себя, любимая душа» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 5-6 . Проверено 22 октября 2015 г.
  10. ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Укрась себя, душа милая» . Сайт кантат Баха . 2006 год . Проверено 1 ноября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 38, 49, 98, 109, 162, 180 и 188 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 13 октября 2018 г.
  12. ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 180 Украшай себя, о дорогая душа» . Сайт кантат Баха . Проверено 14 октября 2015 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6abfcaf242c02af60d4fe465f05b612__1722690060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/12/d6abfcaf242c02af60d4fe465f05b612.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 180 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)