Украшай себя, о дорогая душа , BWV 180
Украшай себя, о дорогая душа | |
---|---|
БВВ 180 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг | |
Повод | 20-е воскресенье после Троицы |
Хорал | « Украшай себя, о дорогая душа » Франк Иоганн |
Выполненный | 22 октября 1724 г Лейпциг .: |
Движения | 7 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Укрась себя, о дорогая душа, [ 1 ] BWV 180 в Лейпциге в 20-е воскресенье после Троицы и впервые исполнено 22 октября 1724 года.
Хоральная кантата основана на Иоганна Франка « гимне Schmücke dich, oliebe Seele » с мелодией Иоганна Крюгера , гимна Евхаристии . Оно соответствует предписанному воскресному чтению — притче о Великом пире из Евангелия от Матфея . Первая и последняя строфы употребляются без изменений и в тексте, и в мелодии: первая трактуется как хоральная фантазия , вторая — как четырёхчастный заключительный хорал . Неизвестный либреттист перефразировал внутренние строфы как речитативы и арии , цитируя одну строфу гимна внутри речитатива. Бах написал кантату для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко, состоящего из различных флейт, гобоев, струнных и континуо. Все движения заданы в мажорном режиме , в соответствии с праздничным текстом, а некоторые движения напоминают танцы.
История и слова
[ редактировать ]Бах написал кантату на втором году обучения в Лейпциге в рамках второго ежегодного цикла хоральных кантат. [ 2 ] на 20-е воскресенье после Троицы . [ 3 ] Предписанными чтениями для воскресенья были Послание к Ефесянам — «поступайте осмотрительно,... исполненные Духа» — ( Ефесянам 5:15–21 ) и Евангелие от Матфея , притча о великом пире ( Ефесянам 5:15–21). Матфея 22:1–14 ). Немецкий термин, использованный в переводе Библии Лютера, — Hochzeitsmahl , буквально «свадебная трапеза».
Текст кантаты основан на Евхаристическом гимне в девяти строфах « Schmücke dich, oliebe Seele » (1649), с текстом Иоганна Франка и мелодией Иоганна Крюгера , [ 4 ] [ 5 ] таким образом соединяя «великий пир» Евангелия с Абендмахлем (Евхаристией). [ 3 ] Гимн поется во время службы по подготовке к святому причастию и изображает невесту, готовящуюся к свадьбе. Неизвестный автор сохранил текст первой, средней и последней строф (1, 4 и 9), а остальные строфы перефразировал в арии и речитативы : строфы 2 и 7 — в арии; строфы 3, 5–6 и 8 на речитативы. Он оставался близок к оригиналу и не искал более тесной связи с прочтением, чем та, которую дает общий контекст. [ 3 ]
Бах сочинил кантату после хоральной прелюдии одноименной BWV 654 , входящей в состав его «Великих восемнадцати хоральных прелюдий» . [ 5 ] Он руководил первым исполнением кантаты 22 октября 1724 года. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Структура и оценка
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в семь частей . Текст и мелодия гимна сохранены во внешних хоральных частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале, которые обрамляют последовательность речитативов и арий , один речитатив с хоралом cantus Firmus . Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано , альт , тенор , бас ), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из двух блокфлейт (Fl), флауто-траверсо (Ft), двух гобоев (Ob), двух скрипок (Fl ). Vl), альт (Va), виолончель пикколо (Vp) и бассо континуо . [ 6 ] На титульном листе партитуры с автографом написано: «КОНЦЕРТО. / Доминика 20 пост Тринит: / Укрась себя, дорогая душа и т. д. / 4 Voci / Traversiere / 2 Flauti. / 2 Hautbois / 2 Violini / Viola. / Continuo / di / Синьор/Джо:Себ:Бах». [ 7 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 6 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 3 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Украшай себя, о дорогая душа | Франк | Хоральная фантазия | САТБ | 2Эл 2Об | 2Вл А | Фа мажор | 12/8 |
2 | Мужайтесь, ваш Спаситель стучится | анон. | Воздух | Т | футы | До мажор | ![]() | |
3 | Как дороги дары святой трапезы! – Ох, как голодна моя душа | анон. | Речитатив и хорал | С | Влкп | ![]() | ||
4 | Мое сердце чувствует страх и радость внутри себя | анон. | Речитатив | А | 2эт. | ![]() | ||
5 | Солнце жизни, свет чувств | анон. | Воздух | С | 2Эл 2Об | 2Вл А | ![]() | |
6 | Господи, подари мне свою верную любовь | анон. | Речитатив | Б | ![]() | |||
7 | Иисус, истинный хлеб жизни | Франк | Хорал | САТБ | 2Об От | 2Вл А | Фа мажор | ![]()
|
Движения
[ редактировать ]Евхаристический гимн, мелодия которого интригующим образом чередуется между двух- и трехтактными фразами, появляется в трех частях: вступительной хоральной фантазии , в речитативе и в виде заключительного четырехчастного хорала. [ 8 ] По сравнению с ранней кантатой, посвященной тому же случаю, «Ах!» ich sehe, itzt, da ich zur Hochzeit gehe , BWV 162 , Бах подчеркивает приглашение Бога и радость пиршества, а не возможность того, что человек не ответит на приглашение. Альфред Дюрр сравнивает вступительный припев и обе арии с танцами: часть 1 — с жигой , часть 2 — с бурре , а часть 5 — с полонезом . Все движения задаются в основном режиме . [ 8 ] Внутренние движения отличаются инструментами облигато . Музыковед Джулиан Минчем отмечает «нежное, пасторальное качество произведения, полную деликатности и утонченности, ... очарования, изящества и намека на хрупкость». [ 8 ]
1
[ редактировать ]Вступительный припев: « Укрась себя, душа любимая ». [ 9 ] представляет собой оркестровый концерт со встроенными вокальными партиями, в котором сопрано исполняет cantus Firmus на мелодию Иоганна Крюгера . [ 10 ] Движение разделяет «нежные» [ 8 ] тональность фа мажор с тремя другими произведениями из цикла хоральных кантат: первое, O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 20 , французская увертюра на такие темы, как вечность и смятение; Herr Christ, der einge Gottessohn , BWV 96 , пастораль, написанная двумя неделями ранее; и позже последний, Wie schön leuchtet der Morgenstern , BWV 1 , тональная поэма с изображением утренней звезды. Четыре движения контрастируют по своему характеру, но их объединяет то, что они выражают «неуловимую личную связь». [ 8 ] Джон Элиот Гардинер , который дирижировал « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, считает «расслабленное процессионное движение 12/8» «идеально адаптированным к идее души, наряжающейся во все свои свадебные наряды». [ 11 ] Минчем наблюдает тонкие аспекты передачи сообщения, такие как использование указания минорного лада , развитие мотива ритурнели из нот первой строки хоральной мелодии и значение не только для отдельной души, но и «для всего человечества». по записям нижних голосов в постоянно меняющейся последовательности. [ 8 ]
2
[ редактировать ]Поперечная флейта сопровождает голос тенора в арии « Ermuntre dich: dein Heiland klopft » (Будьте живы, стучит ваш Спаситель). [ 1 ] Стук выражается в повторяющихся нотах. [ 11 ] На протяжении всего движения мотив, названный Альбертом Швейцером мотивом радости, представляет собой «почти затаившее дыхание выражение личной эйфории». [ 8 ] Сложная партия флейты, вероятно, была написана для превосходного флейтиста, для которого Бах впервые написал несколько недель назад в Was frag ich nach der Welt , BWV 94 , а затем осенью 1724 года в других кантатах. [ 11 ]
3
[ редактировать ]Виолончель-пикколо дополняет сопрано в речитативе, который начинается секко- речитативом : « Wie teuer sind des heiligen Mahles Gaben » (Как дороги дары святой трапезы), [ 1 ] и ведет к четвертой строфе хорала: « Ach, wie evilt mein Gemüte » (Ах, как жаждет мой дух), [ 1 ] поется в умеренно украшенной версии мелодии. [ 11 ] Бах использует речитатив, чтобы ввести хорал, вызывая «дар общения». [ 8 ] а хоральная строфа выражает тоску по этому дару, упоминая жажду и голод. Мелодия иногда звучит как новая мелодия, выражающая личную тоску. Виолончель-пикколо в непрерывном движении «окутывает голос сопрано квази-маточным покровом божественного утешения», как выразился Минчем. [ 8 ]
4
[ редактировать ]На двух блокфлейте записан текст альтового речитатива « Сердце мое чувствует в себе страх и радость ». [ 1 ] который развивается до ариозо , при этом блокфлейты сначала играют только длинные аккорды, а затем постепенно добавляют движение. [ 11 ] Бах выражает радость (« Freude ») в расширенной мелизме слова. [ 8 ]
5
[ редактировать ]Полный оркестр поддерживает сопрано во второй арии « Lebens Sonne, Licht der Sinnen » (Солнце жизни, свет чувств). [ 1 ] Минчам описывает арию да капо как «радостно кипучую». Короткая средняя часть арии касается минорных тональностей. Мелизма на alles (все) подчеркивает, что Бог значит все для «искупленного грешника». [ 8 ]
6
[ редактировать ]Последний речитатив « Господи, пусть Твоя верная любовь ко мне» [ 1 ] является secco, но завершается как ариозо словами « und deiner Liebe stets gedenken » (и постоянно думает о вашей любви). [ 1 ] Это молитва к Богу, чтобы он любил просителя и вызывал «взаимную привязанность». [ 8 ]
7
[ редактировать ]Заключительный хорал « Jesu, wahres Brot des Lebens » (Иисус, истинный хлеб жизни). [ 1 ] рассчитан на четыре части. [ 3 ] [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]Записи для таблицы взяты из подборки на сайте «Кантаты Баха». [ 12 ] Группы с одним голосом на партию (ОВПП) и ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованном исполнении, отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Тип хора | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|---|
Радиозапись - Архивный номер: U0-09167. | Макс Турн
|
|
отчет о недоставке | 1962 | ||
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 23 | Фриц Вернер Хор Генриха Шютца в Хайльбронне Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна | Эрато | 1970 | |||
Кантаты Баха Том. 5 – воскресенья после Троицы II. | Карл Рихтер Мюнхенский хор Баха Мюнхенский баховский оркестр | Архивная продукция | 1978 | |||
Кантата Баха Том 54. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1979 | |||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Episode / Vol. 42 - BWV 180–184. | Густав Леонхардт Ганноверский хор мальчиков Леонхардт-Консорт |
|
Тельдек | 1988 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты с виолончелью пикколо (Том 1) | Кристоф Коин Лейпцигский вокальный концерт Ансамбль Лиможского барокко | Овидис Астре | 1993 | Период | ||
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 10 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1998 | Период | ||
Издание Баха Том. 19 - Кантаты Том. 10 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | ||
Кантаты Баха Том. 11: Генуя/Гринвич / 20-е воскресенье после Троицы / 21-е воскресенье после Троицы. | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты Том. 26 – Кантаты из Лейпцига 1724 г. | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2003 | Период | ||
И.С. Бах: Кантаты на полный литургический год Том 1: «Я хочу с радостью нести крестовый посох» - Кантаты BWV 98 · 180 · 56 · 55. | Сигисвальд Куйкен Маленькая группа | Акцент | 2004 | ОВПП | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Деллал, Памела . «BWV 180 – Укрась себя, о дорогая душа» . ЭммануэльМузыка . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Вольф, Кристоф (1991). «Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.)» (PDF) . Сайт кантат Баха . п. 2 . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 484–486 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ «Украшай себя, душа родная / Текст и перевод хорала» . Сайт кантат Баха . 2005 . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Лихи, Энн (16 октября 2011 г.). Хоральные прелюдии «Лейпциг» И.С. Баха: музыка, текст, теология . Scarecrow Press 2011. С. 59–69. ISBN 9780810881815 . Проверено 8 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бишоф, Вальтер Ф. «BWV 180 Укрась себя, о дорогая душа» . Университет Альберты . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 180 / BC A 149» (на немецком языке). s-line.de Получено 15 октября.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Минчем, Джулиан (2010). «Глава 21 BWV 180 Укрась себя, о дорогая душа» . jsbachcantatas.com . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ Хофманн, Клаус (2004). «Укрась себя, о дорогая душа / Укрась себя, любимая душа» (PDF) . Сайт кантат Баха. п. 5-6 . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Укрась себя, душа милая» . Сайт кантат Баха . 2006 год . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 38, 49, 98, 109, 162, 180 и 188 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 180 Украшай себя, о дорогая душа» . Сайт кантат Баха . Проверено 14 октября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Укрась себя, о дорогая душа, BWV 180 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Украшай себя, о дорогая душа BWV 180; BC A 149 / Хоральная кантата (20-е воскресенье после Троицы) Бах Digital
- BWV 180 Укрась себя, о дорогая душа : английский перевод, Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 180.7 bach-chorales.com