Все, что делает Бог, сделано хорошо , BWV 100.
Все, что делает Бог, сделано хорошо | |
---|---|
БВВ 100 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Рукопись с автографом первой части кантаты. | |
Хорал | « Все, что делает Бог, сделано хорошо » Сэмюэл Родигаст |
Выполненный | в. 1734 год в Лейпциге |
Движения | шесть |
Вокал | Хор SATB и соло |
Инструментальный |
|
То, что делает Бог, сделано хорошо [ 1 ] БВВ 100 , [ а ] — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в Лейпциге между 1732 и 1735 годами. Хоральная кантата основана на гимне « Was Gott tut, das ist wohlgetan » Самуэля Родигаста (1674).
Бах раньше сочинил хоральную кантату на тот же гимн как часть своего цикла хоральных кантат, но в этой поздней работе он оставил полный текст гимна без изменений. Он следовал формату хоральных кантат, создавая сольные части вступительной хоральной фантазией и заключительным хоралом. Внутренние части — четыре новые арии , первая — дуэт. Для обеих хоральных частей он повторно использовал более ранние композиции, расширив их инструментарий для праздничного случая, которым могла быть свадьба.
История и текст
[ редактировать ]Это произведение представляет собой позднюю хоральную кантату для неустановленного случая. [ 2 ] Вероятно, Бах сочинил и впервые исполнил ее в Лейпциге около 1734 года. [ 3 ] Это считается одной из последних дошедших до нас церковных кантат Баха. [ 4 ]
Кантата основана на гимне « Что делает Бог, то хорошо сделано » (1674) Сэмюэля Родигаста . [ 2 ] Этот хорал традиционно использовался в Лейпциге как свадебная песня. [ 5 ] Бах использовал текст без изменений, тогда как в большинстве его ранних хоральных кантат внутренние строфы были перефразированы современным либреттистом . [ 3 ] Бах следовал формату этого цикла, сочинив внешние части как хоральную фантазию и четырехчастную хоральную постановку, а внутренние части - как сольные произведения, независимые от мелодии хорала, здесь - последовательность из четырех арий. [ 3 ] Для внешних частей он повторно использовал более ранние композиции из двух разных кантат: [ 2 ] добавляя к их оркестровке праздничного случая. [ 3 ]
Бах снова исполнял кантату в 1737 и 1742 годах. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей. Первая и последняя положены для хора как хоральная фантазия и заключительный хорал . Они составляют четыре арии, первая из которых - дуэт. Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (А), тенора (Т) и баса (В)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко: две валторны (Со), литавры ( Ti), flauto traverso (Ft), гобой д'амур (Oa), две скрипки (Vl), альт (Va), виолончель (Vc), виолончель (Vo) и бассо континуо. (БК). [ 3 ] [ 6 ] Продолжительность кантаты составляет около 25 минут. [ 3 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 6 ] Тональность Альфреда и тактовый размер взяты из книги ученого Баха Дюрра с использованием символов обычного времени (4/4) и alla breve (2/2). [ 3 ] Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано. Поскольку все строфы начинаются со слов « Was Gott tut, das ist wohlgetan », показаны вторые строки движений.
Нет. | Вторая линия | Источник текста | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Его воля остается просто | Родигаст | Хоральная фантазия | САТБ | 2Co Ti Ft Oa | 2Вл А | соль мажор | ![]() |
2 | Он не будет мне изменять | Родигаст | Ария (Дуэт) | В | ре мажор | ![]() | ||
3 | Он, вероятно, подумает обо мне | Родигаст | Воздух | С | футы | си минор | 6/8 | |
4 | Он мой свет, моя жизнь | Родигаст | Воздух | Б | 2Вл А | соль мажор | ![]() | |
5 | Я должен попробовать чашку прямо сейчас | Родигаст | Воздух | А | Ой | ВК Во | Ми минор | 12/8 |
6 | Я хочу остаться там | Родигаст | Хорал | САТБ | 2Co Ti Ft Ob | 2Вл А | соль мажор | ![]() |
Музыка
[ редактировать ]Только первая и последняя части используют мелодию хорала, а внутренние части используют «тщательно градуированные звуковые краски». [ 5 ] Однако восходящая четвертая часть хоральной мелодии повторяется на протяжении всей кантаты. [ 7 ]
Первая часть основана на более ранней хоральной кантате Баха на тот же гимн « Was Gott tut, das ist wohlgetan» , BWV 99 , с добавленными партиями валторны и литавр. [ 3 ] Изменение инструментовки делает настроение «праздничным и веселым», в отличие от интимной атмосферы оригинала. [ 8 ] Часть открывается представлением двух инструментальных тем, которые повторяются, когда сопрано вступает с мелодией хорала. [ 7 ] Инструментальные партии сложны по сравнению с вокальной партией. [ 9 ]
Дуэт альта и тенора, по мнению Людвига Финшера , отражает «итальянский камерный дуэт ( Стеффани , Гендель ) за счёт мотетного расположения текста и имитационного переплетения вокальных партий». [ 4 ] Мелодия состоит из имитационных слоев, основанных на восходящем четвертом интервале. Строка континуо представляет собой четырехтактный, в основном скалярный мотив , повторяющийся в нескольких связанных тональностях. [ 8 ]
Ария сопрано сопровождается тем, что Джон Элиот Гардинер называет «самым технически сложным из всех облигати для флейты Баха с руладами из двадцати четырех последовательных полукваверов на такт». [ 10 ]
«Веселая» басовая ария сопровождается «ритмичными» синкопированными струнными. [ 10 ] «Великолепная просторная» мелодия примечательна завершающим нисходящим мотивом. [ 7 ] Как и в галантном стиле, аккомпанирующие скрипки играют параллельные трети и шестые части. [ 4 ] Формальная структура части необычна: вместо обычной финальной репризы раздела A, ожидаемой в форме да капо , за разделом B сразу следует заключительная ритурнель . [ 8 ]
Альтовая ария имеет размер 12/8 и минорный лад и сопровождается гобоем д'амур и континуо. Он фокусируется на образах горечи. [ 8 ] Арию открывает плавная сольная мелодия гобоя д'амур. [ 9 ]
Заключительный хорал похож на версию, которая дважды появлялась в Die Elenden sollen essen , BWV 75 , первой кантате, которую Бах исполнил в роли Томаскантора. По сравнению с предыдущим произведением, в этом сочинении Бах добавил валторны и литавры для большей праздничности и симметрии со вступительной частью, а также расширил подражательные инструментальные партии. [ 3 ] [ 11 ]
Записи
[ редактировать ]- Канторей Санкт-Якоби Гамбург / Гамбургский камерный оркестр, Хайнц Вундерлих . И.С. Бах: Кантаты BWV 100 и BWV 175 . Соли Део Глория, 1961 год.
- Мюнхенский хор Баха / Мюнхенский оркестр Баха , Карл Рихтер . Кантаты Баха Том 4 – Воскресенья после Троицы I. Архивное производство, 1977 год.
- Голландский хор мальчиков / Нидерландский Бах-коллегиум , Питер Ян Леусинк . Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 . Блестящая классика, 2000.
- Хор Монтеверди / Солисты английского барокко Джон Элиот Гардинер . Кантаты Баха Том. 8 . Соли Део Глория, 2000.
- Амстердамский барочный оркестр и хор под управлением Тона Купмана . И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 21 . Антуан Маршан, 2003 г.
- Коллегия Баха, Япония / Масааки Судзуки . И.С. Бах - Кантаты, Том 54 (BWV 100, 14, 197, 197а) . ДО 2013 ГОДА. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деллал, Памела (2018). «BWV 100 — «Что делает Бог, то хорошо сделано» III» . ЭммануэльМузыка .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Was Gott tut, das ist wohlgetan BWV 100; BC A 191 / Хоральная кантата (цель неизвестна)» . Бах Цифровой . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). «То, что делает Бог, сделано хорошо, BWV 100» . Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета. стр. 790–793. ISBN 978-0-19-929776-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Финшер, Людвиг. «Примечания к кантатам Баха, том 25 » (PDF) . п. 15 . Проверено 1 июня 2013 г. - через кантаты Баха.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф, Кристоф (2003). «Примечания к кантатам Баха, том 21 Тона Купмана и Амстердамского оркестра и хора в стиле барокко» (PDF) . Кантаты Баха. стр. 21–22 . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «БВВ 100» . Университет Альберты . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с фон Вейнен, Дингеман. «Вкладыш к кантатам Баха, том 8 » (PDF) . Кантаты Баха . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Минчем, Джулиан. «Глава 57 BWV 100» . jsbachcantatas . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тирания, Джин . «Кантата №100» . Вся музыка . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер, Дж. Э. «Примечания к кантатам Баха, том 8 » (PDF) . п. 2 . Проверено 1 июня 2013 г. - через кантаты Баха.
- ^ «БВВ 100,6» . bach-chorales.com .
- ^ "И.С. Бах - Кантаты, Том 54 (BWV 100, 14, 197, 197а)" . БИС .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Все, что делает Бог, сделано хорошо, BWV 100 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Кантата BWV 100 Все, что делает Бог, сделано хорошо» . Сайт кантат Баха . Проверено 14 ноября 2012 г.
- «Берлин, Берлинская государственная библиотека - прусское культурное наследие / DB Mus.ms. Bach P 159 (партитура)» . Бах Цифровой . Проверено 23 марта 2018 г.
- Все, что делает Бог, сделано хорошо, BWV 100 : выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация)
- BWV 100 Все, что делает Бог, сделано хорошо : английский перевод, Университет Вермонта