Jump to content

Славь Господа, душа моя , BWV 143

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Славь Господа, душа моя
Церковная кантата И.С. Баха
Повод Новый год
Библейский текст Псалмы 146:1,5,10
Хорал « Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос »
Якоб Эберт
Движения 7
Вокал
  • САТБ преступление
  • сопрано, тенор и бас
Инструментальный

Славь Господа, душа моя , [ 1 ] БВВ 143 , [ а ] ранняя кантата Иоганна Себастьяна Баха . Судя по всему, он сочинил кантату к Новому году, вероятно, когда ему было около 20 лет, но была ли она впервые исполнена в Мюльхаузене или Веймаре : дата написания неясна. неизвестно, [ 2 ] Авторство Баха подвергалось сомнению, поскольку кантата имеет несколько необычных особенностей; Одним из них является партитура. Это единственная кантата Баха, в которой три корни да качча сочетаются с литаврами .

Неизвестный либреттист черпал в основном Псалом 146 и Якоба Эберта « гимн Du Friedefürst, Herr Jesu Christ », чтобы разработать семь частей , сам написав только две части. Сборка текста аналогична ранним кантатам Баха. Кантата состоит из семи частей, которые объединяют три основных текстовых источника: псалом, гимн и современную поэзию. Вступительный припев основан на стихе псалма, за которым следует первая строфа гимна и еще один стих псалма в качестве речитатива . на За арией стихи следует третий стих псалма как ария. За ней следует еще одна ария на стихи, в которой одновременно инструментально цитируется мелодия гимна. Последняя часть сочетает в себе элементы хоральной фантазии третьей строфы гимна с ярким контрапунктом завершающей псалом «Аллилуйи».

История и текст

[ редактировать ]
спорный портрет молодого Баха с каштановыми вьющимися волосами, празднично одетого
Портрет молодого Баха (оспаривается) [ 3 ]

Бах написал кантату к Новому году , который также является праздником Обрезания Христова . Предписанными чтениями на этот день были Послание к Галатам : «Верою мы наследуем» ( Галатам 3:23–29 ) и Евангелие от Луки обрезание и наречение Иисуса через восемь дней после его рождения. [ 4 ] Однако большая часть текста кантаты была взята неизвестным либреттистом из 146 Псалма , а также из Якоба Эберта « гимна Du Friedefürst, Herr Jesu Christ », написанного в 1601 году. [ 5 ]

Текст составлен из стихов псалма (1-й стих для 1-й части, 5-й стих для 3-й части и 10-й стих для 5-й части). [ 6 ] и две строфы из гимна: первая как часть 2, третья как заключительная часть. [ 1 ] Только части 4 и 6 представляют собой свободную поэзию, при этом мелодия гимна снова звучит инструментально во время части 6. [ 6 ] Из-за структуры текста ученый Баха Кристоф Вольф датирует произведение примерно 1710 годом. [ 6 ] когда Бах работал в Веймаре.

Самая старая (и единственная) рукопись была написана в 1762 году, уже после смерти Баха. [ 6 ] Происхождение кантаты оспаривается: некоторые предполагают, что это, возможно, не произведение Баха из-за ее «непретенциозного» характера и отсутствия авторитетной оригинальной музыки, или, возможно, это была транспозиция более раннего произведения. [ 7 ] Альтернативно, часть кантаты могла быть написана Бахом, а другие части (вероятно, припевы и басовая ария) были добавлены или изменены другими композиторами. [ 8 ] Джон Элиот Гардинер , проводивший « Паломничество кантаты Баха» в 2000 году, отмечает стилистическое сходство структуры текста с ранними кантатами Баха, написанными в Мюльхаузене . Он также видит там музыкальное выражение, похожее на кантату об инаугурации нового городского совета, Gott ist mein König , BWV 71 , написанную в 1708 году. Хотя некоторые музыковеды предполагают, что она могла быть написана по тому же случаю годом позже (документальный фильм данные свидетельствуют о том, что такая «утраченная» работа существовала), Гардинер предполагает, что это могла быть либо еще более ранняя работа, либо что она «была, по крайней мере частично, ученическое произведение, написанное в Веймаре под непосредственным руководством Баха. [ 9 ]

Биограф Баха XIX века Филипп Спитта предположил, что кантата была впервые исполнена в первый день Нового 1735 года. Однако, согласно более поздним исследованиям, пьеса, исполненная в тот день, была частью IV Рождественской оратории . [ 10 ]

Оценка и структура

[ редактировать ]

Кантата торжественно исполняется для трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из трех корней да качча (Со), литавр (Ти) . , указанный вместе с духовыми), фагот (Fg), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо . [ 5 ] Это единственная кантата Баха, в которой три корни да качча сочетаются с литаврами. [ 11 ]

Кантата состоит из семи частей. Он начинается с припева на куплет из псалма, за которым следует первая строфа гимна в исполнении сопрано. [ 1 ] Другой стих псалма исполнен в виде тенорового речитатива, за которым следует теноровая ария на тему свободной поэзии. [ 8 ] Третий куплет псалма представляет собой басовую арию, на которую отвечает еще одна теноровая ария на тему свободной поэзии с инструментальной цитатой из мелодии гимна. [ 1 ] Кантата завершается гибридной частью, которая сочетает в себе, как хоральную фантазию, третью строфу гимна как cantus Firmus с ярким контрапунктом «Аллилуйя», завершающим псалом. [ 10 ] [ 7 ]

В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 5 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения хвалы Господу, душа моя , BWV 143
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Славь Господа, душа моя Пс. 146:1 Хор САТБ 3Co Fg 2Вл А Си-бемоль мажор 3/4
2 Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос Эберт Хорал С Вл Си-бемоль мажор общее время
3 Блажен помощник Бога Иакова Пс. 146:5 Речитатив Т общее время
4 Тысячекратная беда, ужас анон. Воздух Т Фг 2Вл А До минор общее время
5 Господь – Царь навеки Пс. 146:10 Воздух Б 3Co Fg Си-бемоль мажор 3/4
6 Иисус, Спаситель твоего стада анон. Ария + хорал (инструментал) Т 3Co Fg 2Вл А соль минор общее время
7
  • Помни, Господь Иисус, твоя должность
  • Аллилуйя
  • Эберт
  • Пс. 146
Хоральная фантазия САТБ 3Co Fg 2Вл А Си-бемоль мажор 6/8

Вступительный припев на первый куплет псалма « Lobe den Herrn, meine Seele » (Хвала Господу, душа моя). [ 1 ] довольно короток, в нем используются имитационные фигуры фанфар без особого гармонического развития. [ 11 ] В нем используется тема ритурнели в тонике и доминантных аккордах, включая последовательность нисходящей трети. [ 8 ] Голоса поют преимущественно гомофонно . [ 10 ]

Хорал сопрано « Du Friedefürst, Herr Jesu Christ » (О Князь мира, Господь Иисус Христос) [ 1 ] в сопровождении скрипки облигато . [ 11 ] Хотя вокальная линия по большей части не украшена, она сопровождается ритмически активным скрипичным контрапунктом, следующим по квинтовому кругу . линия облигато достигает двойной каденции . Перед вступлением сопрано [ 8 ]

Тенор- речитатив на другой стих из псалма « Wohl dem, des Hülfe der Gott Jakob ist » (Благоприятно тому, кому помогает Бог Иакова), [ 1 ] довольно короткий и считается ничем не примечательным. [ 8 ]

Четвертая часть — теноровая ария вольным стихом « Тысячекратная беда , ужас». [ 1 ] [ 7 ] Вокальная линия «замысловатая и угловатая», отражающая темы несчастья, страха и смерти. [ 11 ] Музыковед Джулиан Минчем предполагает, что эти темы предполагают, что Саломон Франк мог быть поэтом, поскольку это были повторяющиеся образы в его текстах, но также отмечает отсутствие интеграции, нетипичную для творчества Франка. [ 8 ]

Басовая ария на десятый куплет псалма « Der Herr ist König ewiglich » (Господь – Царь вечный), [ 1 ] использует триадный мотив, аналогичный мотиву Gott ist mein König , BWV 71. [ 7 ] Он короткий и имеет ограниченный диапазон тонального развития или хроматических вариаций. [ 11 ] Голос сопровождается рожками и литаврами без струн, что иллюстрирует силу Бога. [ 10 ]

Шестая часть — еще одна теноровая ария на тему свободной поэзии « Jesu, Retter deiner Herde » (Иисус, спаситель Твоего стада), [ 1 ] характеризуется многослойностью гаммы инструментального сопровождения. [ 7 ] Голос, фагот и континуо звучат как трио, а мелодия хорала звучит в скрипках. [ 10 ]

В заключительном припеве используется третья строфа хорала: « Gedenk, Herr, jetzund an dein Amt » (Подумай, Господи, в это время в Своем офисе), [ 1 ] как твердая песня в сопрано. [ 7 ] Он не составлен в типичном четырехголосном исполнении, но нижние голоса поют живо и контрастно «Аллилуйас» , заимствованное из псалма. [ 10 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Деллал, Памела . «BWV 143 – Славь Господа, душа моя» . ЭммануэльМузыка . Проверено 3 сентября 2022 г.
  2. ^ Бах, Иоганн Себастьян (1985). Кантата №. 143 – Хвалите Господа, душа моя: Калмусское издание . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN  978-0-7692-8376-0 .
  3. ^ Тау, Тери Ноэль. «Портрет в Эрфурте, предположительно изображающий Баха, веймарского концертмейстера» . Лицо Баха . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
  4. ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 143 Lobe den Herrn, meine Seele (II)» . Бах-Кантаты . Проверено 27 мая 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Бишоп, Уолтер Ф. «BWV 143 Славь Господа, душа моя» . Университет Альберты . Проверено 27 мая 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Вольф, Кристоф (2003). Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.) (PDF) . п. 24 . Проверено 28 февраля 2016 г. .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Поммер, Макс. Примечания к кантатам с Corno da Caccia , Thomanerchor Leipzig / Neues Bachisches Collegium Musicum, Eterna, 1984.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Минчем, Джулиан. «Глава 65 BWV 143» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 3 сентября 2022 г.
  9. ^ Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 16, 41, 58, 143, 153 и 171 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Исояма, Тадаши (1997). «BWV 143: Lobe den Herrn, meine Seele / (Хвала Господу, душа моя)» (PDF) . Бах-Кантаты. п. 8 . Проверено 28 февраля 2016 г. .
  11. ^ Jump up to: а б с д и Тернер, Райан; Смит, Крейг. «Ноты к кантате Баха / BWV 143» . Эммануэль Музыка . Проверено 27 мая 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c585d56c5b8a7a43fd8c85c0d14b12c4__1678370100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/c4/c585d56c5b8a7a43fd8c85c0d14b12c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lobe den Herrn, meine Seele, BWV 143 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)