Славь Господа, душа моя , BWV 143
Славь Господа, душа моя | |
---|---|
БВВ 143 | |
Церковная кантата И.С. Баха | |
Повод | Новый год |
Библейский текст | Псалмы 146:1,5,10 |
Хорал | « Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос » Якоб Эберт |
Движения | 7 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Славь Господа, душа моя , [ 1 ] БВВ 143 , [ а ] — ранняя кантата Иоганна Себастьяна Баха . Судя по всему, он сочинил кантату к Новому году, вероятно, когда ему было около 20 лет, но была ли она впервые исполнена в Мюльхаузене или Веймаре : дата написания неясна. неизвестно, [ 2 ] Авторство Баха подвергалось сомнению, поскольку кантата имеет несколько необычных особенностей; Одним из них является партитура. Это единственная кантата Баха, в которой три корни да качча сочетаются с литаврами .
Неизвестный либреттист черпал в основном Псалом 146 и Якоба Эберта « гимн Du Friedefürst, Herr Jesu Christ », чтобы разработать семь частей , сам написав только две части. Сборка текста аналогична ранним кантатам Баха. Кантата состоит из семи частей, которые объединяют три основных текстовых источника: псалом, гимн и современную поэзию. Вступительный припев основан на стихе псалма, за которым следует первая строфа гимна и еще один стих псалма в качестве речитатива . на За арией стихи следует третий стих псалма как ария. За ней следует еще одна ария на стихи, в которой одновременно инструментально цитируется мелодия гимна. Последняя часть сочетает в себе элементы хоральной фантазии третьей строфы гимна с ярким контрапунктом завершающей псалом «Аллилуйи».
История и текст
[ редактировать ]
Бах написал кантату к Новому году , который также является праздником Обрезания Христова . Предписанными чтениями на этот день были Послание к Галатам : «Верою мы наследуем» ( Галатам 3:23–29 ) и Евангелие от Луки — обрезание и наречение Иисуса через восемь дней после его рождения. [ 4 ] Однако большая часть текста кантаты была взята неизвестным либреттистом из 146 Псалма , а также из Якоба Эберта « гимна Du Friedefürst, Herr Jesu Christ », написанного в 1601 году. [ 5 ]
Текст составлен из стихов псалма (1-й стих для 1-й части, 5-й стих для 3-й части и 10-й стих для 5-й части). [ 6 ] и две строфы из гимна: первая как часть 2, третья как заключительная часть. [ 1 ] Только части 4 и 6 представляют собой свободную поэзию, при этом мелодия гимна снова звучит инструментально во время части 6. [ 6 ] Из-за структуры текста ученый Баха Кристоф Вольф датирует произведение примерно 1710 годом. [ 6 ] когда Бах работал в Веймаре.
Самая старая (и единственная) рукопись была написана в 1762 году, уже после смерти Баха. [ 6 ] Происхождение кантаты оспаривается: некоторые предполагают, что это, возможно, не произведение Баха из-за ее «непретенциозного» характера и отсутствия авторитетной оригинальной музыки, или, возможно, это была транспозиция более раннего произведения. [ 7 ] Альтернативно, часть кантаты могла быть написана Бахом, а другие части (вероятно, припевы и басовая ария) были добавлены или изменены другими композиторами. [ 8 ] Джон Элиот Гардинер , проводивший « Паломничество кантаты Баха» в 2000 году, отмечает стилистическое сходство структуры текста с ранними кантатами Баха, написанными в Мюльхаузене . Он также видит там музыкальное выражение, похожее на кантату об инаугурации нового городского совета, Gott ist mein König , BWV 71 , написанную в 1708 году. Хотя некоторые музыковеды предполагают, что она могла быть написана по тому же случаю годом позже (документальный фильм данные свидетельствуют о том, что такая «утраченная» работа существовала), Гардинер предполагает, что это могла быть либо еще более ранняя работа, либо что она «была, по крайней мере частично, ученическое произведение, написанное в Веймаре под непосредственным руководством Баха. [ 9 ]
Биограф Баха XIX века Филипп Спитта предположил, что кантата была впервые исполнена в первый день Нового 1735 года. Однако, согласно более поздним исследованиям, пьеса, исполненная в тот день, была частью IV Рождественской оратории . [ 10 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Кантата торжественно исполняется для трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля из трех корней да качча (Со), литавр (Ти) . , указанный вместе с духовыми), фагот (Fg), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо . [ 5 ] Это единственная кантата Баха, в которой три корни да качча сочетаются с литаврами. [ 11 ]
Кантата состоит из семи частей. Он начинается с припева на куплет из псалма, за которым следует первая строфа гимна в исполнении сопрано. [ 1 ] Другой стих псалма исполнен в виде тенорового речитатива, за которым следует теноровая ария на тему свободной поэзии. [ 8 ] Третий куплет псалма представляет собой басовую арию, на которую отвечает еще одна теноровая ария на тему свободной поэзии с инструментальной цитатой из мелодии гимна. [ 1 ] Кантата завершается гибридной частью, которая сочетает в себе, как хоральную фантазию, третью строфу гимна как cantus Firmus с ярким контрапунктом «Аллилуйя», завершающим псалом. [ 10 ] [ 7 ]
В следующей таблице движений счет соответствует Neue Bach-Ausgabe . [ 5 ] Тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). Континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Славь Господа, душа моя | Пс. 146:1 | Хор | САТБ | 3Co Fg | 2Вл А | Си-бемоль мажор | 3/4 |
2 | Ты, Князь мира, Господь Иисус Христос | Эберт | Хорал | С | Вл | Си-бемоль мажор | ![]() | |
3 | Блажен помощник Бога Иакова | Пс. 146:5 | Речитатив | Т | ![]() | |||
4 | Тысячекратная беда, ужас | анон. | Воздух | Т | Фг | 2Вл А | До минор | ![]() |
5 | Господь – Царь навеки | Пс. 146:10 | Воздух | Б | 3Co Fg | Си-бемоль мажор | 3/4 | |
6 | Иисус, Спаситель твоего стада | анон. | Ария + хорал (инструментал) | Т | 3Co Fg | 2Вл А | соль минор | ![]() |
7 |
|
|
Хоральная фантазия | САТБ | 3Co Fg | 2Вл А | Си-бемоль мажор | 6/8 |
Музыка
[ редактировать ]Вступительный припев на первый куплет псалма « Lobe den Herrn, meine Seele » (Хвала Господу, душа моя). [ 1 ] довольно короток, в нем используются имитационные фигуры фанфар без особого гармонического развития. [ 11 ] В нем используется тема ритурнели в тонике и доминантных аккордах, включая последовательность нисходящей трети. [ 8 ] Голоса поют преимущественно гомофонно . [ 10 ]
Хорал сопрано « Du Friedefürst, Herr Jesu Christ » (О Князь мира, Господь Иисус Христос) [ 1 ] в сопровождении скрипки облигато . [ 11 ] Хотя вокальная линия по большей части не украшена, она сопровождается ритмически активным скрипичным контрапунктом, следующим по квинтовому кругу . линия облигато достигает двойной каденции . Перед вступлением сопрано [ 8 ]
Тенор- речитатив на другой стих из псалма « Wohl dem, des Hülfe der Gott Jakob ist » (Благоприятно тому, кому помогает Бог Иакова), [ 1 ] довольно короткий и считается ничем не примечательным. [ 8 ]
Четвертая часть — теноровая ария вольным стихом « Тысячекратная беда , ужас». [ 1 ] [ 7 ] Вокальная линия «замысловатая и угловатая», отражающая темы несчастья, страха и смерти. [ 11 ] Музыковед Джулиан Минчем предполагает, что эти темы предполагают, что Саломон Франк мог быть поэтом, поскольку это были повторяющиеся образы в его текстах, но также отмечает отсутствие интеграции, нетипичную для творчества Франка. [ 8 ]
Басовая ария на десятый куплет псалма « Der Herr ist König ewiglich » (Господь – Царь вечный), [ 1 ] использует триадный мотив, аналогичный мотиву Gott ist mein König , BWV 71. [ 7 ] Он короткий и имеет ограниченный диапазон тонального развития или хроматических вариаций. [ 11 ] Голос сопровождается рожками и литаврами без струн, что иллюстрирует силу Бога. [ 10 ]
Шестая часть — еще одна теноровая ария на тему свободной поэзии « Jesu, Retter deiner Herde » (Иисус, спаситель Твоего стада), [ 1 ] характеризуется многослойностью гаммы инструментального сопровождения. [ 7 ] Голос, фагот и континуо звучат как трио, а мелодия хорала звучит в скрипках. [ 10 ]
В заключительном припеве используется третья строфа хорала: « Gedenk, Herr, jetzund an dein Amt » (Подумай, Господи, в это время в Своем офисе), [ 1 ] как твердая песня в сопрано. [ 7 ] Он не составлен в типичном четырехголосном исполнении, но нижние голоса поют живо и контрастно «Аллилуйас» , заимствованное из псалма. [ 10 ]
Записи
[ редактировать ]- Frankfurter Kantorei / Бах-коллегия Штутгарта . Кантата Баха . Хэнсслер , 1975 год.
- Томанерчор / Новый Бах Collegium Musicum . Кантаты / С Корно да Качча . Этерна, 1984.
- Хор Монтеверди / Солисты английского барокко . Кантаты Баха, том. 17 . Соли део Глория, 2000.
- Амстердамский барочный оркестр и хор . И.С. Бах: Полное собрание кантат . Антуан Маршан, 2001 год.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «BWV» — это Bach-Werke-Verzeichnis , тематический каталог произведений Баха.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Деллал, Памела . «BWV 143 – Славь Господа, душа моя» . ЭммануэльМузыка . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Бах, Иоганн Себастьян (1985). Кантата №. 143 – Хвалите Господа, душа моя: Калмусское издание . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 978-0-7692-8376-0 .
- ^ Тау, Тери Ноэль. «Портрет в Эрфурте, предположительно изображающий Баха, веймарского концертмейстера» . Лицо Баха . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 143 Lobe den Herrn, meine Seele (II)» . Бах-Кантаты . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп, Уолтер Ф. «BWV 143 Славь Господа, душа моя» . Университет Альберты . Проверено 27 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вольф, Кристоф (2003). Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.) (PDF) . п. 24 . Проверено 28 февраля 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Поммер, Макс. Примечания к кантатам с Corno da Caccia , Thomanerchor Leipzig / Neues Bachisches Collegium Musicum, Eterna, 1984.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Минчем, Джулиан. «Глава 65 BWV 143» . Кантаты Иоганна Себастьяна Баха . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Гардинер, Джон Элиот (2008). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 16, 41, 58, 143, 153 и 171 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исояма, Тадаши (1997). «BWV 143: Lobe den Herrn, meine Seele / (Хвала Господу, душа моя)» (PDF) . Бах-Кантаты. п. 8 . Проверено 28 февраля 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и Тернер, Райан; Смит, Крейг. «Ноты к кантате Баха / BWV 143» . Эммануэль Музыка . Проверено 27 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Слава Господу, душа моя, BWV 143 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Слава Господу, душа моя BWV 143; BC T 99 / Священная кантата (Новый год/Обрезание) Лейпцигский университет на Бахе в цифровом формате
- BWV 143 Славь Господа, душа моя : английский перевод, Университет Вермонта