Если бы в этот раз с нами не был Бог , BWV 14
Разве Бог не был бы с нами на этот раз | |
---|---|
БВВ 14 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
Повод | Четвертое воскресенье после Крещения |
Хорал | « Если бы в этот раз с нами не был Бог » Мартин Лютер |
Выполненный | 30 января 1735 г Лейпциг .: |
Движения | 5 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату Wär Gott nicht mit uns diese Zeit (Если бы Бог не был с нами в это время), BWV 14 , в Лейпциге в 1735 году в четвертое воскресенье после Крещения и впервые исполнил ее 30 января 1735 года, через несколько недель. после его Рождественской оратории . Кантата в формате хоральной кантаты Баха основана на Мартина Лютера « гимне Wär Gott nicht mit uns diese Zeit ». Его текст перефразирует Псалом 124 , акцентируя внимание на мысли, что жизнь верующих зависит от помощи Божией и без нее погибает.
Бах сочинил кантату как позднее дополнение к своему циклу хоральных кантат 1724/25 года. В 1725 году Пасха была ранней, и поэтому не было четвертого воскресенья после Крещения. Вероятно, текст был подготовлен уже тогда. написал продвинутую необычную хоральную фантазию Десять лет спустя Бах в качестве первой части , соединив элементы мотета со сложным контрапунктом . Мелодия гимна исполняется на инструментах, позволяя сопрано взаимодействовать с более низкими голосами. Во внутренних частях , исполняемых тремя солистами, Бах изображает в словесных терминах такие явления, как наводнение, волны и ярость. Заключительный хорал по сложности напоминает хоралы его Рождественской оратории .
История и слова
[ редактировать ]

Бах занимал должность Томаскантора (директора церковной музыки) в Лейпциге с 1723 года. В течение своего первого года, начиная с первого воскресенья после Троицы , он написал первый цикл кантат по случаю литургического года . На втором курсе он сочинил второй годовой цикл кантат, который планировалось состоять исключительно из хоральных кантат , каждая из которых основывалась на одном лютеранском хорале . [ 1 ] в том году не было Поскольку Пасха была в начале 1725 года, четвертого воскресенья после Крещения . В 1735 году, вскоре после первого исполнения его «Рождественской оратории» , [ 2 ] Бах, кажется, хотел заполнить эту пустоту и завершить свой цикл хоральных кантат. Исследователь Баха Кристоф Вольф обнаружил очевидным, что Бах повторил второй цикл в 1735 году, исполнив новую кантату между Was mein Gott will, das g'scheh allzeit , BWV 111 , в третье воскресенье после Крещения и Ich hab в Gottes Herz und Sinn , BWV 92 , для Септуагесимы . [ 3 ]
Предписанные чтения для четвертого воскресенья после Крещения были взяты из Послания к Римлянам «любовь совершает закон» ( Римлянам 13:8–10 ) и из Евангелия от Матфея «Иисус, успокаивающий бурю» ( Матфея 8:23–10) . 27 ). В Neu Leipziger Gesangbuch , который был стандартным гимном в Лейпциге с конца 17 века, » Лютера « Wär Gott nicht mit uns diese Zeit указан как один из пяти гимнов по этому случаю. [ 4 ] Текст кантаты основан на этом гимне в трёх строфах , парафразе 124-го псалма , опубликованного в Иоганна Вальтера сборнике гимнов Eyn geystlich Gesangk Buchleyn 1524 года. [ 5 ] По словам Джона Элиота Гардинера , этот гимн «по-видимому, исполнялся в это воскресенье в Лейпциге с незапамятных времен». [ 6 ]
В типичном для Баха формате цикла хоральных кантат текст внешних строф сохраняется неизменным, тогда как неизвестный либреттист перефразировал внутренние строфы, в данном случае на три части , две арии, обрамляющие речитатив . [ 7 ] По словам Вольфа, либреттистом мог быть Андреас Штюбель, писавший ранее в 1724/25 году. [ 8 ] Тема хорала связана с Евангелием в общем: жизнь верующего зависит от помощи Божией и без нее погибает. Связь обеспечивает и образ наводнения, который передает псалом, который начинается «Если бы не Господь был на нашей стороне» ( Псалом 124 ), и продолжается «то вода потопила нас, поток прошли по душе нашей, тогда гордые воды прошли по душе нашей» ( Псалом 124:4–5 ). Поэт перефразировал его в центральном речитативе на « Es hätt uns ihre Wut wie eine wilde Flut und als beschäumte Wasser überschwemmet » («Их ярость, как бушующий прилив и как пенящаяся волна, захлестнула бы нас»). [ 9 ]
Бах впервые исполнил кантату 30 января 1735 года. Это одна из последних дошедших до нас церковных кантат. [ 10 ] Единственная сохранившаяся кантата Баха для четвертого воскресенья после Крещения — это его кантата первого цикла BWV 81 .
Музыка
[ редактировать ]Оценка и структура
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в пять частей. В типичном для его хоральных кантат формате первая и последняя части поставлены для хора как хоральная фантазия и заключительный хорал соответственно. Они обрамляют последовательность арий/речитативов/арий, которые либреттист извлек из средней строфы гимна. Бах написал произведение для трех вокальных солистов ( сопрано (S), тенора (T) и баса (B)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля в стиле барокко: corno da caccia (Co), двух гобоев (Ob), две скрипки (Vl), альт (Va) и бассо континуо (Bc). [ 11 ]
В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра с использованием символа общего времени (4/4). [ 12 ] Инструменты показаны отдельно для духовых и струнных, а континуо, играющее повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Разве Бог не был бы с нами на этот раз | Лютер | Хоральная фантазия | САТБ | Каждые 2об. | 2Вл А | соль минор | 3/8 |
2 | Наша сила означает слишком слабую | анон. | Воздух | С | Ко | 2Вл А | Си-бемоль мажор | 3/4 |
3 | Да, если бы только Бог это признал | анон. | Речитатив | Т | ![]() | |||
4 | Боже, твой сильный защитник | анон. | Воздух | Б | 2Об | соль минор | ![]() | |
5 | Хвала и благодарность Богу, который не уступил | Лютер | Хорал | САТБ | Каждые 2об. | 2Вл А | соль минор | ![]() |
Движения
[ редактировать ]1
[ редактировать ]Вступительный припев: « Если бы Бог не был с нами в это время», [ 9 ] [ 13 ] – хоральная фантазия на мотив гимна. Гимн Лютера поется на ту же мелодию, что и « Где Бог Господь не держит с нами » Юстуса Йонаса, [ 14 ] которую Бах обработал хоральной кантатой Wo Gott der Herr nicht bei uns hält , BWV 178 . Вступительный припев представляет собой необычную композицию, не следующую схеме инструментальных ритурнелей с cantus Firmus , построчно исполняемую сопрано длинными нотами. В обстановке, напоминающей мотет , струнные играют с голосами в колла-парте , а каждая строка хорала подготовлена сложной четырехчастной контрфугой , в которой на первое вступление темы отвечает ее инверсия . После подготовки вступлений мелодия хорала не поется, а исполняется валторной и гобоями длинными нотами, образуя пятичастную композицию, уникальную для кантатных частей Баха. Единственная другая пьеса подобной сложности, также придающая инструментам cantus Firmus, - это вступительный припев Ein feste Burg ist unser Gott , BWV 80 , но он не задуман как контрфуга. [ 12 ]
2
[ редактировать ]Первая ария « Сама наша сила слишком слаба ». [ 9 ] поется сопрано в сопровождении струнных и валторны, что иллюстрирует « старк » (сильный) и « швах » (слабый) текста в сочетании с голосом. [ 3 ] Гардинер отмечает, что валторна поддерживает голос «в самом высоком регистре (в автографе он называется Corne. par Force и тромба)». [ 6 ]
3
[ редактировать ]Центральный речитатив « Да, если бы Бог это допустил ». [ 9 ] поется тенором как секко-речитатив в сопровождении только континуо. Опасности наводнения иллюстрируются в быстрых отрывках континуо с такими словами, как « Wut » («ярость»), « Flut » («наводнение») и « überschwemmet » («наводнение»), что делает движение почти ариозо. . [ 12 ]
4
[ редактировать ]Басовая ария « Боже, под Твоей крепкой защитой мы в безопасности от наших врагов ». (Боже, под Твоей крепкой защитой мы в безопасности от наших врагов.), [ 9 ] аккомпанируют два гобоя. В средней части показано аналогичное словесное изображение , изображающее « Wellen » (волны) с октавными скачками и быстрыми нисходящими масштабами. [ 10 ]
5
[ редактировать ]Заключительный хорал: « Хвала и благодарность Богу, не допустившему, чтобы их утроба схватила нас». [ 9 ] представляет собой четырехчастную постановку с «контрапунктно анимированными басовыми и средними голосами», похожую на хоралы Рождественской оратории , впервые исполненной несколькими неделями ранее. Вольф комментирует зрелость поздних церковных кантат Баха, вызванную «опытом, накопленным композитором между 1723 и 1729 годами, который придает более поздним кантатам особенный зрелый характер». [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Инструментальные группы, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных исполнениях, выделены зеленым цветом под заголовком « Инстр. ». [ нужна ссылка ]
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 1. | Густав Леонхардт Леонхардт-Консорт |
|
Тельдек | 1972 | Период |
Кантата Баха Том 8. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Вюртембергский камерный оркестр Хайльбронна | Хэнсслер | 1984 | ||
Бах Сделано в Германии Том. 4 – Кантаты III | Ханс-Йоахим Ротч Томанерхор Новый Музыкальный Коллегиум Баха | Вечный | 1984 | ||
Кантаты Баха Том. 19: Гринвич/Ромси | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
Издание Баха Том. 18 - Кантаты Том. 9 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат Том. 20 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2002 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том 54 - Слава Богу в вышних, Кантаты · 14 · 100 · 197 · 197а (Кантаты из Лейпцига 1730-40-х (III)) | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2012 | Период | |
Кантаты Баха Лютера, Том 2. | Кристоф Сперинг Chorus Musicus Кёльн Новый оркестр | Немецкая Гармония Мунди | 2016 | Период |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюрр и Джонс 2006 , стр. 30–33.
- ^ Вольф 2002 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Вольф 2006 , с. 24.
- ^ Готфрид Вопелиус , редактор (1682). 3-я страница «Первого реестра» в Neu Leipziger Liederbuch . Лейпциг: Кристоф Клингер.
- ^ Брюэр 2003 .
- ^ Jump up to: а б Гардинер 2006 .
- ^ Дюрр и Джонс 2006 , стр. 217–218.
- ^ Вольф 2002 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брокер 2012г .
- ^ Jump up to: а б Дюрр и Джонс 2006 , с. 220.
- ^ Бах цифровой 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Дюрр и Джонс 2006 , с. 219.
- ^ Нойендорф 2014 .
- ^ Бройер 2003 , с. 80.
Библиография
[ редактировать ]Результаты
- Если бы в этот раз с нами не был Бог, BWV 14 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Если бы Бог не был с нами в этот раз BWV 14; BC A 40 / Хоральная кантата (4-е воскресенье Крещения)» . Бах Цифровой . 2016 . Проверено 28 января 2017 г.
Книги
- Бройер, Зигфрид (2003). «297 Где Господь Бог не стоит с нами» . Ин Хан, Герхард; Хенкис, Юрген (ред.). Песни о сборнике евангелических гимнов (на немецком языке). Ванденхук и Рупрехт. стр. 80–83. ISBN 9783525503300 .
- Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2006). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-929776-4 .
- Вольф, Кристоф (2002). Ученый музыкант . WW Нортон и компания. п. 280. ИСБН 978-0-393-32256-9 .
Интернет-источники
- Деллал, Памела (2012). «BWV 14 – Если бы на этот раз с нами не был Бог» . ЭммануэльМузыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 3, 13, 14, 26, 81 и 155 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 19 января 2019 г.
- Вольф, Кристоф (2006). «Кантаты цикла Пикандра и начала 1730-х годов». И. С. Бах: Кантаты Том. 20 — Тон Купман (примечания). Вызов классики .
- Нойендорф, Кристофер Дж. (2014). «Если бы Бог не был с нами в это время» . Бесплатный лютеранский хоровой сборник . Проверено 9 февраля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Если бы в этот раз с нами не был Бог, BWV 14 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Глава 61 BWV 14 Разве Бог не был бы с нами на этот раз / Если бы Бога не было с нами сейчас. Джулиан Минчем, 2010 г.
- Серия открытий Фестиваля Баха в Орегоне / BWV 14 Разве бы Бог не был с нами на этот раз Фестиваль Баха в Орегоне, 2003 г.
- Люк Дан: BWV 14.5 bach-chorales.com