Свенконка
Свенконка ( произносится [ɕfjenˈt͡tsonka] ), что означает «освящение пасхальных корзин», является одной из самых устойчивых и любимых польских традиций в Великую субботу во время Пасхи . Корни которого уходят в раннюю историю Польши , его также наблюдают эмигранты и их потомки поляки в Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании, Ирландии, Швеции и других польских общинах мира.
Происхождение
[ редактировать ]Традиция освящения еды на Пасху, имеющая раннесредневековые корни в христианском обществе, возможно, возникла из языческого ритуала. [ 1 ] [ 2 ] Считается, что эта традиция в своей основной форме восходит к VII веку, а более современная форма, содержащая хлеб и яйца (символы воскресения и Христа), датируется XII веком. [ 3 ]
Новое время
[ редактировать ]Корзины с образцами пасхальных продуктов приносят в церковь для освящения в Великую субботу. Корзину традиционно выстилают белой льняной или кружевной салфеткой и украшают веточками самшита ( букшпан ), типичного пасхального вечнозеленого растения. Поляки особенно гордятся изготовлением декоративных и изысканных корзин с хрустящим полотном, иногда расшитым по этому случаю, а также самшитом и лентой, вплетенной в ручку. Наблюдение за творчеством других прихожан – одна из особенных радостей мероприятия.
В то время как в некоторых старых или сельских общинах священник посещает дом, чтобы благословить еду, подавляющее большинство поляков и американцев польского происхождения посещают церковь в Великую субботу, молясь у Гроба Господня (четырнадцатая и последняя станция Креста ). . Однако Благословение Пищи – это праздник. Трехчастные молитвы благословения конкретно касаются различного содержимого корзин, а также особые молитвы о мясе, яйцах, пирожных и хлебе. Затем священник или диакон окропляет отдельные корзины святой водой . [ 4 ]
используют соломенную щетку В более традиционных польских церквях для разбрызгивания воды ; другие используют более современные металлические палочки для окропления святой водой. В некоторых приходах корзины выстраиваются на длинных столах; в других прихожане идут к алтарю, неся свои корзины, как будто выстроившись в шеренгу причастия. Старшие поколения американцев польского происхождения, происходящие от иммигрантов начала 19-го века, склонны благословлять целые порции еды, которые часто приносят в церковные залы или кафетерии в больших корзинах и корзинах для пикника.
Продукты в корзинах имеют символическое значение:
- Христа яйца – символизируют жизнь и воскресение
- хлеб – символ Иисуса
- ягненок – представляет Христа
- соль – символизирует очищение
- хрен – символ горькой жертвы Христа
- ветчина – символ великой радости и изобилия.
Согласно местным традициям, еда, освящённая в церкви, остаётся нетронутой до полудня субботы или утра воскресенья.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леопольд Креценбахер. Ethnologia Europaea: Учебные походы и опыт фольклора, 1986. с. 159
- ^ Роман Ландовски. Старые обычаи круглый год: между верой, традицией и ритуалом. 2000. стр. 205.
- ^ Отец Мариан Писарзак MIC. Освящение пасхальных блюд. Пасхальный и постный контекст. оп. Освящение пасхальных блюд и напитков в Польше. Историко-литургическое исследование. Варшава 1979, стр. 378. [сноски]
- ^ Свеконка Анны Хетцель Гункель