День всех душ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |





Zaduszki или Dzień Zaduszny — польское название Дня памяти всех усопших верующих ( Дня поминовения всех душ ) 2 ноября. [ 1 ] Слово Zaduszki, происходящее от Dzień Zaduszny , можно примерно перевести на английский как «день молитв за души». В этот день люди посещают кладбища, чтобы зажечь свечи и помолиться за души своих усопших верующих, особенно тех, кто, как полагают, находится в чистилище .
Ежегодное празднование в литургический год Дня поминовения усопших было стандартизировано и назначено на 2 ноября святым Одилом Клюнийским к концу X века. В 1311 году решением Святого Престола День поминовения усопших был введен в Римский обряд и Общий римский календарь .
В народном понимании День всех святых рассматривался как канун главного поминовения Дзеня Задушного , когда происходило большинство народных обычаев и обрядов.
Считалось, что в осенние дни Задушки духи умерших родственников посещали их старые дома, собираясь возле окон или слева от главного входа. В конце концов считалось, что, входя в дом, они грелись у домашнего очага и искали приготовленную для них поминальную трапезу. Перед возвращением в Потусторонний мир души шли в церковь на особую ночную мессу душой умершего священника. Живым не разрешалось смотреть на мертвых; те, кто нарушил это правило, будут строго наказаны.
Ритуал Задушки начинался с ухода за кладбищами: люди приводили в порядок могилы своих родственников, украшали их цветами, зажигали свечи; Был организован коллективный заупокойный молебен, который завершился освящением могил священником молитвами и святой водой. Домовладельцы в Восточной Польше готовились к встрече умерших, убирая и подготавливая дом к визиту; засыпать пол песком, оставить дверь или окно открытой, передвинуть скамью ближе к очагу. А на этой скамейке ставили таз с водой, гребешок и полотенце, чтобы души могли умыться и причесаться.
На праздник Задушки женщины традиционно пекли особый хлеб для души. Хлеб приносили на кладбище и раздавали бедным, детям, священнослужителям или просто оставляли на могилах, аналогично современным «кошерам или угощениям». Семьи традиционно старались раздать как можно больше (кое-где пекли и раздавали до 200–300 булочек), веря, что это поможет привлечь богатство и процветание.
Во времена Задушки люди соблюдали множество табу: не работали в поле, не выполняли никакой важной работы по дому, не отправлялись в путешествие. По польским поверьям, в Задушскую ночь нужно было лечь спать как можно раньше, чтобы не отвлекать умерших от празднования их праздника. Остатки поминального обеда не разрешалось убирать со стола до утра; Выход на улицу и вынос мусора или воды также были табу. В ту ночь все собаки должны оставаться на цепях. Если кому-то нужно было вынести мусор или вылить воду рядом с домом, он произносил специальное предупреждающее слово: «Подвинься, душа, а то я пролью на тебя свой мусор/воду!» Запрещалось также белить печь или стены дома, чтобы не обрызгивать покойников глиной и известью.
В других славянских странах
[ редактировать ]Подобные обряды существуют не только в Польше, но и в других славянских странах, таких как Сербия , Словения , Северная Македония , Болгария , Хорватия и Словакия . Они известны под разными названиями:
- Белорусский : Дяды , букв. 'Дедушки'
- Болгарский : Жалящая, Душница, Мертвые субботы, День мертвых, День мертвых.
- Хорватский : Душни дан, Мртвих дан , букв. «День души, День мертвых»
- Македонский : Реквием, Мертвая суббота.
- Russian : Родительская суббота, Урочные дни , lit. 'Parental Saturday, Fixed Day'
- Сербский : Задушнице / Дудушнице.
- Словацкий : День памяти, Память усопших, Души
Однако, в отличие от римско-католической Польши, в православно-славянских странах в календарном году происходит четыре таких события: одно, приходящееся на первую субботу ноября, как и канун Всех Святых/Всех Святых в католических, англиканских и некоторых лютеранских общинах, называемое День Святого Димитрия Zadušnice / Zadušnica , а также день перед началом Великого поста (как правило, в марте), день перед Пятидесятницей и день перед Михайловским праздником.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс, Виктория (21 ноября 2016 г.). Празднование жизненных обычаев во всем мире: от детского душа до похорон, том 1–3 . Издательство Блумсбери США. ISBN 979-8-216-05857-1 .