Туронь
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2019 г. ) |


В польском фольклоре Туронь — праздничное чудовище в виде черного, рогатого и лохматого животного с отвисшей челюстью. Его появление можно заметить на народных мероприятиях в период после Рождества , но, скорее всего, во время Масленицы и перед началом Великого поста . Название происходит от слова tur , что означает зубр .
Таможня
[ редактировать ]Человек, игравший в Туроня, накрывался полотнищем ткани или овечьей шкурой, держа перед собой деревянный шест, увенчанный бычьей головой с откинутой челюстью, рогами (иногда настоящими – бычьими – или просто деревянными), головой покрытый шкурой кролика или шкурой другого животного.
Туронь ходит сгорбившись или его ведут на веревке.
Всякий раз, когда группа колядующих входит в дом, Туронь прыгает вокруг, танцует и ржет, как осел. Особенно Туронь любит подшучивать над женщинами, которых гоняет по дому, провоцирует, а иногда и бьет челюстью. Во время пения гимна Туронь хлопает челюстью в ритм песни и звонит в колокольчик на шее. [ 1 ]
Морда Туроня сделана из тонкого дерева, покрыта кроличьей шкурой и такая большая, что он может проглотить яблоко целиком или выпить стакан водки за один раз. [ 2 ] Считается, что алкоголь, который употребляет зверь практически в каждом посещаемом доме, делает его поведение наглым. Туронь держит в руках две палки, которыми он стучит по полу при каждом движении, перепрыгивая через них, а также через табуретки в доме.
В какой-то момент важный момент в пении: Туронь теряет сознание, и тогда все пытаются реанимировать его массажем, зажигая сено как своеобразное благовоние, дуя ветер под хвост, заливая водку в морду чучела и снимая заклятия. Туронь выздоравливает и снова начинает резвиться, что часто объявляет об окончании визита.
В каждом регионе Польши Туронь различается по форме. Краковский Туронь сопровождает колядовщиков, несущих звезду во время Крещения (6 января). Он следует за колядующими, и когда они входят в дом, Туронь нападает на любого, кто слишком долго смотрит на звезду или ее носителей.
В Кельцком уезде горожане гуляют по деревне с зубром (также называемым «турунь») в последнюю неделю карнавала. [ 3 ] Подобный обычай известен в Тарнуве , где Туроня сопровождают другие фигуры: татарин (турок) и Жид (еврей). В Мелце люди гуляют с Туронь в канун Рождества . [ 1 ]
Всякий раз, когда Туронь становится невыносимой для домовладельца и его семьи, они поют песню, чтобы изгнать ее: [ 1 ]

Иди домой, Турон
не беспокой никого
Ты вырос не здесь
Это не то место, где ты проведешь ночь
Что примерно переводится как:
Иди, Туронь, иди домой.
Не беспокой больше души
Здесь не то место, где ты живешь
Это не то место, где ты будешь спать
После этой песни домовладелец дает колядующим «выкуп» в виде денег и подарка из кладовой. Затем колядующие благодарят за угощение и идут в следующий дом.
Этимология
[ редактировать ]По словам Оскара Кольберга : «Я вспоминаю исследование о зубах, воспитанное немцем Хариусом. Зубр как животное является иностранным названием для восточных языков и относится к быку – следовательно, оно принадлежит терминологии и обычаям языческих славян. культура, в которой зуб был эмблемой Солнца и в честь него существовал праздник Туржице. Тем не менее Турунь следует считать таковым со дня Рождества нового Солнца; рождается, ярче и дольше светит с приходом нового лета». [ 4 ]
Символизм
[ редактировать ]Туронь – символ плодородия, способ желать посредством жестов. Он тыкает домовладельцев своими рогами, чтобы передать им плодородие.
См. также
[ редактировать ]- Крампус - родственная фигура в центральноевропейском фольклоре.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кольберг 1871 , с. 67.
- ^ Кольберг 1871 , с. 249–250.
- ^ Кольберг 1871 , с. 44–46.
- ^ Кольберг 1871 , с. 45.
Источники
[ редактировать ]- Кольберг, Оскар (1871). Полное собрание сочинений, том 5, Краков часть I. Краков: Типография Ягеллонского университета.