Jump to content

Сивки (пасхальная традиция)

Шествие Сивков в Чобенице , 2015 г.

Сивки или Сивек (буквально «Пасхальные серые» , как у серых лошадей ) — региональная традиция, уходящая корнями в польский фольклор , в которой процессия одетых людей останавливает прохожих и выполняет над ними трюки. Мероприятие обычно проводится в пасхальное воскресенье или пасхальный понедельник .

Карта польских пасхальных шествий, составленная Анджеем Бренцем, демонстрирует что подобные шествия проходят в районах, где села расположены близко друг к другу. Территория, где соблюдается традиция пасхальных серых, простирается между Мендзыходом , Вольштыном и Познанью в польском регионе Великой Польши . [ 1 ] Серые являются примером нематериального культурного наследия региона.

Истоки обычая и названия

[ редактировать ]

Истоки обычая неясны: название предполагает парады серых лошадей. Сивек по-польски означает серая лошадь или кобыла . [ 2 ] Шествие названо в честь Серого Коня – главного героя шествия. Раньше процессию возглавлял всадник на серой лошади (или человек, ведущий двух серых лошадей). [ 1 ]

Станислав Блащик предположил, что лошадь и медведь — аллегория уходящей зимы. Однако Анджей Бренц опроверг эту теорию: шествие происходит весной только потому, что время празднования сдвинуто, как это часто бывает с ритуалами. Доказано, что подобные шествия всадников ( нем . Schimmelreiter ) [ 3 ] на серых лошадях происходило в районе Померании (по карте Зофии Стащак) . [ 4 ] ), а также в регионах Вармии и Мазур , за исключением того, что там они проходили около Рождества , часто в сочельник .

Сегодня люди, участвующие в обычае, наряжаются в белую одежду и маски с отверстиями для глаз и рта, а к их талиям привязывают кукольных лошадей. Анджей Бренц предполагает, что ритуал относится к старым славянским обрядам , связанным с культом лошади и призванным принести хороший урожай и богатство. [ 5 ]

Серые, как празднуют в Чобенице

[ редактировать ]

В Чобиенице о серых вспоминают старейшие члены общины, знающие традицию из довоенных источников. Шествие Греев было сфотографировано первыми камерами, доступными в регионе. Хотя происхождение этого обычая отличается от такового в Западной и Центральной Великой Польше , [ 1 ] В составе процессии и функциях персонажей можно заметить ряд сходств.

Сегодня это традиционное шествие собирает толпы участников, последователей, жителей и их семей. У группы есть неформальный лидер, часто состоящий из лидеров общины: членов общинного совета , сотрудников культурного центра, пожарных-добровольцев или членов Ассоциации фермерских жен. [ 6 ]

Персонажи

[ редактировать ]
Медведь г. и трубочист, Чобенице, 2015

В процессию входят разные персонажи – некоторые из них являются ключевыми фигурами и присутствуют каждую весну. Каждый год это серые (обычно полдюжины или около того), группа трубочистов, старики и женщины, полицейские и музыканты.

Красочное шествие заимствует мотивы из аналогичных карнавальных мероприятий: медведя традиционно связывали соломенной веревкой, что характерно для бера , традиционного шествия, популярного во всей Великой Польше. [ 7 ] Сегодня медведь носит пушистую коричневую одежду и маску. На талии медведя повязана цепь, и ее звон предупреждает жителей о приближении Серых.

Полицейский

[ редактировать ]

Офицер полиции — еще одно свидетельство синкретического способа выбора персонажей шествия: этот персонаж напоминает руководителя аналогичных парадов жандар из Познани . [ 8 ] Полицейский возглавляет процессию, идет впереди и выбирает маршрут. Полицейские останавливают проезжающие мимо машины, чтобы наложить на водителей «праздничные штрафы», и стучат в двери близлежащих домов, чтобы хозяева пропустили процессию и предложили участникам угощение. Полицейский собирает пожертвования, предлагаемые прохожими, водителями и другими людьми. Человек, играющий эту роль, должен быть общительным, уметь интегрировать группу и рассмешить людей.

Трубочист

[ редактировать ]
Трубочист мажет лицо девушки смолой

Трубочисты - популярный игровой элемент, который появляется каждый год. Их задачей было мазать людей сажей (сейчас ее заменили гуталином ). Обычно его наносят на лицо целевого человека в перчатках или обнаженной рукой или делая вид, что пожимают руку. В последние годы трубочисты также использовали кнуты, сделанные из коротких кусков веревки, чтобы хлестать ноги прохожих. Эти персонажи оживляют процессию и гоняются за детьми.

Обычай размазывания хорошо известен в польской этнографии - например, в обычаях, наблюдающихся в Великой Польше, аналогичную роль играют персонажи шествия Зеленой недели , называемые «грязниками» ( польск . smolarze , букв. деготьщики ). Станислав Блащик заметил: «Они забрасывают детей грязью, но дети все равно возвращаются, их с криками прогоняют, только чтобы вернуться снова». [ 9 ]

Серая Лошадь

[ редактировать ]

Ежегодно в Хобиенице появляется около полдюжины серых. Персонаж одет в белую одежду, часто сделанную из постельного белья или первого причастия альба . Головы и шеи Серых покрыты белой балаклавой . головные уборы с отверстиями для глаз и рта. Символический конь – важнейший элемент наряда. Он представляет собой марионетку лошади, сделанную из двух пластиковых обручей и покрытую белой тканью. Обручи обычно вырезают из пластиковых ведер (ранее – мучных сит). Красные акценты появляются на шнурках, в виде контурных линий маски, на верху балаклавы или в виде символических рисунков головы и хвоста лошади.

Одна из задач полицейского — останавливать прохожих и штрафовать их «отпускными билетами».

Задача Серых — преследовать детей и бить прохожих кнутами: для этой цели обычно использовались ивовые ветки, что является отсылкой к традиции порки зелеными ветками в пасхальный понедельник. Оскар Кольберг упомянул об этом обычае: «На второй и третий день Пасхи в Хелмщине имеет место обычай дынгуса , или порки... В Михалове и Добжине делают то же самое, но еще и обливают друг друга водой. пастухов ходит от дома к дому и хлещет других ветками». [ 10 ]

Анджей Бренц отмечает: «Вероятно, обычай пасхального порки и другой обычай порки людей ветками в Страстную пятницу связаны со старыми, ритуализированными магическими обрядами, которые должны были передать силу зеленых веток человеку, которого их бьют. ». [ 11 ]

Старик и старуха

[ редактировать ]

Пожилая пара — неразлучная пара, несущая большую плетеную корзину, выстланную соломой. Задача персонажей – петь и танцевать для пришедших хозяев и собирать в корзину пожертвования: яйца, спиртные напитки, сладости. Женщина, одетая как «старуха», носит сильный макияж, поскольку в прошлом эту роль исполняли мужчины, а макияж был игривым способом выдать себя за другой пол. Одежда старухи китчевая и разноцветная, на ней фартук и платок. Старик носит свободную одежду и шляпу.

Музыканты

[ редактировать ]

Музыканты обычно (но не всегда) происходят из местного сообщества. Одетые в яркие одежды, они маршируют вместе с остальными, иногда часами, распевая и играя народные или популярные мелодии. Музыка имела ряд функций: она задавала ритм процессии; интегрировали участников процессии со зрителями (популярные мелодии позволяют зрителям почувствовать себя причастными). Наконец, это дает ведущему, развлекающему Серых, возможность потанцевать или спеть.

  1. ^ Jump up to: а б с Анджей Бренц, Сивки – традиционные пасхальные парады , карта и комментарий №. 854, в: Атлас народного языка и культуры Великопольши , том 11. Познань: Wydawnictwo Naukowe UAM, 2005, стр. 95.
  2. ^ "siwek - словарь SJP" . sjp.pl. ​Проверено 15 ноября 2015 г.
  3. ^ По-немецки Шиммель означает «серая лошадь». См.: Лангемац Р., Недо П., Сербское народное искусство , Баутцен, 1968, с. 164.
  4. ^ Зофия Стащак, Польско-немецкое пограничье как этнографическое пограничье , номер карты. 16, Познань: Wydawnictwo UAM, 1978, стр. 13-14.
  5. ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены . Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 210.
  6. ^ "Сивки Хобиенице - naszemiasto.pl" . wolsztyn.naszemiasto.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
  7. ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены. Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 120-122.
  8. ^ А. Ярмуж, Познань, Польша и мир услышат о жандармах , в: Głos Wielkopolski, 03.11.2014, стр. 4
  9. ^ С. Блащик, Wielkopolscy smolarze , в: LUD , Польское народное общество, том 74, 1991, стр. 71-88.
  10. ^ Оскар Кольберг, Dzieła Nasze , том 23: Поморье , Вроцлав-Познань, 1962-1967, стр. 66.
  11. ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены. Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 190.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f081439b573da1edbacad717b7a71b8a__1698839280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/8a/f081439b573da1edbacad717b7a71b8a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Siwki (Easter tradition) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)