Сивки (пасхальная традиция)
Сивки или Сивек (буквально «Пасхальные серые» , как у серых лошадей ) — региональная традиция, уходящая корнями в польский фольклор , в которой процессия одетых людей останавливает прохожих и выполняет над ними трюки. Мероприятие обычно проводится в пасхальное воскресенье или пасхальный понедельник .
Карта польских пасхальных шествий, составленная Анджеем Бренцем, демонстрирует что подобные шествия проходят в районах, где села расположены близко друг к другу. Территория, где соблюдается традиция пасхальных серых, простирается между Мендзыходом , Вольштыном и Познанью в польском регионе Великой Польши . [ 1 ] Серые являются примером нематериального культурного наследия региона.
Истоки обычая и названия
[ редактировать ]Истоки обычая неясны: название предполагает парады серых лошадей. Сивек по-польски означает серая лошадь или кобыла . [ 2 ] Шествие названо в честь Серого Коня – главного героя шествия. Раньше процессию возглавлял всадник на серой лошади (или человек, ведущий двух серых лошадей). [ 1 ]
Станислав Блащик предположил, что лошадь и медведь — аллегория уходящей зимы. Однако Анджей Бренц опроверг эту теорию: шествие происходит весной только потому, что время празднования сдвинуто, как это часто бывает с ритуалами. Доказано, что подобные шествия всадников ( нем . Schimmelreiter ) [ 3 ] на серых лошадях происходило в районе Померании (по карте Зофии Стащак) . [ 4 ] ), а также в регионах Вармии и Мазур , за исключением того, что там они проходили около Рождества , часто в сочельник .
Сегодня люди, участвующие в обычае, наряжаются в белую одежду и маски с отверстиями для глаз и рта, а к их талиям привязывают кукольных лошадей. Анджей Бренц предполагает, что ритуал относится к старым славянским обрядам , связанным с культом лошади и призванным принести хороший урожай и богатство. [ 5 ]
Серые, как празднуют в Чобенице
[ редактировать ]В Чобиенице о серых вспоминают старейшие члены общины, знающие традицию из довоенных источников. Шествие Греев было сфотографировано первыми камерами, доступными в регионе. Хотя происхождение этого обычая отличается от такового в Западной и Центральной Великой Польше , [ 1 ] В составе процессии и функциях персонажей можно заметить ряд сходств.
Сегодня это традиционное шествие собирает толпы участников, последователей, жителей и их семей. У группы есть неформальный лидер, часто состоящий из лидеров общины: членов общинного совета , сотрудников культурного центра, пожарных-добровольцев или членов Ассоциации фермерских жен. [ 6 ]
Персонажи
[ редактировать ]В процессию входят разные персонажи – некоторые из них являются ключевыми фигурами и присутствуют каждую весну. Каждый год это серые (обычно полдюжины или около того), группа трубочистов, старики и женщины, полицейские и музыканты.
Медведь
[ редактировать ]Красочное шествие заимствует мотивы из аналогичных карнавальных мероприятий: медведя традиционно связывали соломенной веревкой, что характерно для бера , традиционного шествия, популярного во всей Великой Польше. [ 7 ] Сегодня медведь носит пушистую коричневую одежду и маску. На талии медведя повязана цепь, и ее звон предупреждает жителей о приближении Серых.
Полицейский
[ редактировать ]Офицер полиции — еще одно свидетельство синкретического способа выбора персонажей шествия: этот персонаж напоминает руководителя аналогичных парадов жандар из Познани . [ 8 ] Полицейский возглавляет процессию, идет впереди и выбирает маршрут. Полицейские останавливают проезжающие мимо машины, чтобы наложить на водителей «праздничные штрафы», и стучат в двери близлежащих домов, чтобы хозяева пропустили процессию и предложили участникам угощение. Полицейский собирает пожертвования, предлагаемые прохожими, водителями и другими людьми. Человек, играющий эту роль, должен быть общительным, уметь интегрировать группу и рассмешить людей.
Трубочист
[ редактировать ]Трубочисты - популярный игровой элемент, который появляется каждый год. Их задачей было мазать людей сажей (сейчас ее заменили гуталином ). Обычно его наносят на лицо целевого человека в перчатках или обнаженной рукой или делая вид, что пожимают руку. В последние годы трубочисты также использовали кнуты, сделанные из коротких кусков веревки, чтобы хлестать ноги прохожих. Эти персонажи оживляют процессию и гоняются за детьми.
Обычай размазывания хорошо известен в польской этнографии - например, в обычаях, наблюдающихся в Великой Польше, аналогичную роль играют персонажи шествия Зеленой недели , называемые «грязниками» ( польск . smolarze , букв. деготьщики ). Станислав Блащик заметил: «Они забрасывают детей грязью, но дети все равно возвращаются, их с криками прогоняют, только чтобы вернуться снова». [ 9 ]
Серая Лошадь
[ редактировать ]Ежегодно в Хобиенице появляется около полдюжины серых. Персонаж одет в белую одежду, часто сделанную из постельного белья или первого причастия альба . Головы и шеи Серых покрыты белой балаклавой . головные уборы с отверстиями для глаз и рта. Символический конь – важнейший элемент наряда. Он представляет собой марионетку лошади, сделанную из двух пластиковых обручей и покрытую белой тканью. Обручи обычно вырезают из пластиковых ведер (ранее – мучных сит). Красные акценты появляются на шнурках, в виде контурных линий маски, на верху балаклавы или в виде символических рисунков головы и хвоста лошади.
Задача Серых — преследовать детей и бить прохожих кнутами: для этой цели обычно использовались ивовые ветки, что является отсылкой к традиции порки зелеными ветками в пасхальный понедельник. Оскар Кольберг упомянул об этом обычае: «На второй и третий день Пасхи в Хелмщине имеет место обычай дынгуса , или порки... В Михалове и Добжине делают то же самое, но еще и обливают друг друга водой. пастухов ходит от дома к дому и хлещет других ветками». [ 10 ]
Анджей Бренц отмечает: «Вероятно, обычай пасхального порки и другой обычай порки людей ветками в Страстную пятницу связаны со старыми, ритуализированными магическими обрядами, которые должны были передать силу зеленых веток человеку, которого их бьют. ». [ 11 ]
Старик и старуха
[ редактировать ]Пожилая пара — неразлучная пара, несущая большую плетеную корзину, выстланную соломой. Задача персонажей – петь и танцевать для пришедших хозяев и собирать в корзину пожертвования: яйца, спиртные напитки, сладости. Женщина, одетая как «старуха», носит сильный макияж, поскольку в прошлом эту роль исполняли мужчины, а макияж был игривым способом выдать себя за другой пол. Одежда старухи китчевая и разноцветная, на ней фартук и платок. Старик носит свободную одежду и шляпу.
Музыканты
[ редактировать ]Музыканты обычно (но не всегда) происходят из местного сообщества. Одетые в яркие одежды, они маршируют вместе с остальными, иногда часами, распевая и играя народные или популярные мелодии. Музыка имела ряд функций: она задавала ритм процессии; интегрировали участников процессии со зрителями (популярные мелодии позволяют зрителям почувствовать себя причастными). Наконец, это дает ведущему, развлекающему Серых, возможность потанцевать или спеть.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Анджей Бренц, Сивки – традиционные пасхальные парады , карта и комментарий №. 854, в: Атлас народного языка и культуры Великопольши , том 11. Познань: Wydawnictwo Naukowe UAM, 2005, стр. 95.
- ^ "siwek - словарь SJP" . sjp.pl. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ По-немецки Шиммель означает «серая лошадь». См.: Лангемац Р., Недо П., Сербское народное искусство , Баутцен, 1968, с. 164.
- ^ Зофия Стащак, Польско-немецкое пограничье как этнографическое пограничье , номер карты. 16, Познань: Wydawnictwo UAM, 1978, стр. 13-14.
- ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены . Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 210.
- ^ "Сивки Хобиенице - naszemiasto.pl" . wolsztyn.naszemiasto.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 г. Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены. Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 120-122.
- ^ А. Ярмуж, Познань, Польша и мир услышат о жандармах , в: Głos Wielkopolski, 03.11.2014, стр. 4
- ^ С. Блащик, Wielkopolscy smolarze , в: LUD , Польское народное общество, том 74, 1991, стр. 71-88.
- ^ Оскар Кольберг, Dzieła Nasze , том 23: Поморье , Вроцлав-Познань, 1962-1967, стр. 66.
- ^ Анджей Бренц, Великопольский ритуальный год. Традиции и перемены. Познань: Wydawnictwo Poznańskie, 2006, стр. 190.