Jump to content

Иоганн Адольф Шайбе

Иоганн Шайбе
Иоганн Адольф Шайбе.
Иоганн Адольф Шайбе.
Рожденный 5 мая 1708 г. ( 1708-05-05 )
Лейпциг
Умер 22 апреля 1776 г. ( 1776-04-23 ) (67 лет)
Копенгаген
Занятие Датский композитор

Иоганн Адольф Шайбе (5 мая 1708 – 22 апреля 1776) был немецко-датским композитором, выдающимся критиком и теоретиком музыки. Хотя большая часть его теоретических работ сохранилась, большинство его сочинений утеряны, хотя дошедшие до нас произведения демонстрируют стиль между периодами барокко и классицизмом .

Иоганн Адольф Шайбе родился в Лейпциге в семье Иоганна Шайбе (ок. 1675–1748), мастера по изготовлению органов, и начал уроки игры на клавиатуре в возрасте шести лет. В 1725 году он начал изучать право и философию в Лейпцигском университете и в ходе учебы познакомился с профессором риторики и поэзии Иоганном Кристофом Готшедом , чьи эстетические теории глубоко повлияли на Шайбе. Сочинения Готшеда, направленные в первую очередь на реформу немецкой поэзии и драматургии, во многом повлияли на формулировку Шайбе его философии музыки.

Из-за финансовых трудностей Шайбе не смог закончить учебу в университете и вместо этого посвятил себя музыкальной карьере в основном самоучки. В 1729 году он безуспешно претендовал на должность органиста в церкви Св. Фомы в Лейпциге , где Иоганн Себастьян Бах был кантором . Шайбе был активен на музыкальной сцене Лейпцига до 1735 года.

В 1736 году он переехал в Гамбург, где у него появились влиятельные друзья, включая Иоганна Маттесона и Георга Филиппа Телемана . Воодушевленный обоими, Шайбе издавал журнал «Der Critische Musikus» между 1737 и 1740 годами. Журнал получил широкое внимание и остается важным и сегодня, поскольку в нем обсуждаются выдающиеся современные композиторы.

В 1739 году маркграф Фридрих Эрнст Бранденбург-Кульмбахский назначил Шайбе своим капельмейстером . В следующем году по приглашению сестры маркграфа, датской королевы Софии Магдалины , он стал капельмейстером при дворе короля Дании Кристиана VI . Шайбе быстро стал самой значимой музыкальной фигурой Копенгагена . Он руководил королевским оркестром, сочинял вокальную и инструментальную музыку и был движущей силой основания первого музыкального общества «Det Musikalske Societet», которое проводило публичные концерты между 1744 и 1749 годами.

После смерти короля в 1746 году его преемник Фридрих V отошел от пиетизма предыдущих монархов. Театр и опера снова были разрешены, и в 1749 году открылся Датский Королевский театр . Музыкальный вкус обратился к итальянской опере и французской комической опере. Шайбе был категорически против этого нового стиля, и его работа была уволена в 1748 году. Его заменой стал Паоло Скалабрини .

Шайбе переехал в Сённерборг , где открыл детскую музыкальную школу, продолжая при этом писать, сочинять и переводить датские тексты на немецкий. В это время он поддерживал контакты с музыкальной жизнью Копенгагена, часто приезжая сюда, чтобы руководить исполнением произведений, написанных для королевских торжеств и концертов. Похоронные кантаты короля Фридриха V и королевы Луизы — одни из лучших его произведений. В 1749 году он опубликовал сборник «Новые масонские песни с легкими мелодиями», будучи членом ложи Зоробабеля с 1746 года.

В 1762 году Шайбе вернулся в Копенгаген, где оставался до своей смерти 14 лет спустя. Хотя большая часть его музыки сейчас утеряна, он написал более 150 церковных пьес и ораторий, около 200 концертов, две оперы, а также множество симфоний, камерных пьес и светских кантат.

Литературное творчество

[ редактировать ]

Шайбе перевел и написал [ нужны разъяснения ] биография барона Людвига Хольберга , чьи работы по естественному и общему праву оставались значительными на протяжении 200 лет.

В 1745 году он опубликовал собрание «Критики музыки». Другие его крупные работы — «Трактат о возрасте и происхождении музыки» (1754) и «О музыкальной композиции» (1773).

Комментарии современников

[ редактировать ]

Шайбе считал Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя лучшими композиторами клавишной музыки, придавая первостепенное значение структуре и орнаменту. Он считал Баха лучшим современным исполнителем на органе, клавесине и клавикорде, несравнимым со всеми, кроме Генделя. Итальянский концерт Баха (BWV 971), опубликованный в 1735 году, был для Шайбе прекрасным примером хорошо построенного концерта.

Часто цитируемые возражения Шайбе против музыки Баха взяты из анонимного письма 1737 года в Critischer Musikus . Шайбе обвинил музыку Баха в «напыщенности». Иоганн Авраам Бирнбаум, профессор риторики в Лейпциге, защищал Баха в этом случае. Ссора между Шайбе и Бирнбаумом была очень продолжительной и значительной. [1] По мнению Шайбе Баха, музыка Баха была искусственной и запутанной по стилю, а обозначение таких сложных орнаментов (вместо того, чтобы оставлять орнамент на усмотрение исполнителя, как это было принято) затемняло мелодию и гармонию. Вместо четкого разделения мелодии и аккомпанемента Бах сделал все голоса равными в своей полифонии, которая, по мнению Шайбе, делала музыку перегруженной, неестественной и угнетенной.

В знаменитой книге Альберта Швейцера о Бахе Швейцер описывает Шайбе как литературного поборника чисто немецкого стиля музыки, который оторвался от итальянских моделей. Итальянское влияние было направлено на искусственность и сложность. Немецкий импульс был к естественности и простоте, в соответствии с образом мышления Шайбе.

Эта теория лишила его возможности «отдать должное Баху», писал Швейцер. На его вкус Бах был слишком сложным и, следовательно, слишком итальянским. Хотя, конечно, признавая таланты Баха, он все же пришел к выводу, что Бах, трагически, пал «от естественного к искусственному и от высокого к неясному... удивляешься мучительному труду всего этого, который, тем не менее, ни к чему не приводит». , так как это противоречит разуму».

Это привело к обмену мнениями между Шайбе и Иоганном Авраамом Бирнбаумом (1702–1748), поклонником Баха и профессором риторики Лейпцигского университета. Этот разговор пошел на пользу репутации Баха, поскольку колючий тон Шайбе «повсюду вызывал симпатию к Баху».

Шайбе считал, что музыкальный талант врожден, и что музыкант может выразить эмоции, только поддавшись их влиянию силой своего воображения. В многочисленных опубликованных трактатах и ​​эссе Шайбе исследовал природу вкуса, мелодии, выражения и музыкальных изобретений и защищал националистическую концепцию музыкального стиля. Его теории, выдвинутые для его времени, основывались на рациональных принципах, чистоте выражения, подражании природе и применении риторического искусства к процессам музыкального творчества.

Музыкальные произведения

[ редактировать ]

Шайбе сочинял концерты, симфонии, сонаты, сюиты, партиты и музыкальное сопровождение. Его вокальная музыка включает оперы, кантаты, оратории, хоралы, мессы, песни и оды. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Агата Сюёр, Тормоз и жало. Музыкальное красноречие и ораторский номер (16-18 века) , Париж, Classiques Garnier, 2014.
  2. ^ Хауге, Питер (2018). Иоганн Адольф Шайбе: Каталог его работ . Датские гуманистические тексты и исследования. Том. 58. Датская королевская библиотека . ISBN  978-87-635-4560-0 .
  • Эта статья изначально была переведена из датской Википедии.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa3e7367820a74b95e5c4912e6673984__1688382960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/84/fa3e7367820a74b95e5c4912e6673984.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Adolf Scheibe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)