Вторая схоластика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Часть серии о Современная схоластика | |
![]() | |
Титульный лист Работы о религии (1625 г.) Франсиско Суареса . | |
Фон | |
---|---|
Протестантская Реформация | |
Современная схоластика | |
Вторая схоластика школы Саламанки | |
Реакции внутри христианства | |
Иезуиты против янсенизма | |
Реакции внутри философии | |
Неологи против лютеран | |
Вторая схоластика , [1] также называемый современной схоластикой , это период возрождения схоластической системы философии и теологии в 16 и 17 веках. Научная культура второй схоластики превосходила свой средневековый источник ( схоластику ) по числу сторонников, широте своего охвата, аналитической сложности, историко-литературно-критическому смыслу, объему редакционной продукции, большая часть которой остается до сих пор незначительной. исследовал.
Скотизм и томизм
[ редактировать ]В отличие от «Первой», т. е. средневековой схоластики, типичной особенностью второй схоластики было развитие школ мысли, развивающих интеллектуальное наследие своего «учителя». Две школы пережили ранние фазы схоластики: скотизм и томизм . К скотистам, в основном принадлежащим к различным ветвям францисканского ордена, относятся итальянцы Антонио Тромбетта , Бартоломео Мастри , Бонавентура Беллуто ; француз Клод Фрассен , ирландские эмигранты Люк Уоддинг , Джон Панч и Хью Коуэлл ; и немцы Бернхард Санниг и Кресцентиус Криспер . Томисты обычно, но не исключительно, были представлены иберийцами в доминиканском и кармелитском орденах . В их число входят Томас Каэтан (или Кайетан), Франциск Феррариенсис , Доминго де Сото , Доминго Баньес , Жоао Пуансо , Комплутенсы и другие.
Вторая схоластика в католической сфере
[ редактировать ]
Схоластика сыграла значительную роль во время Контрреформации, движения внутри католической церкви, возникшего в ответ на протестантскую Реформацию 16-го века. В течение этого периода, охватывающего примерно середину 16-го и середину 17-го веков, мыслители-схоласты внесли несколько важных вкладов в богословскую и философскую сферы, чтобы укрепить позиции Католической церкви. Некоторые из этих вкладов включают: Защита католической традиции, схоластики в Контрреформации, сосредоточенная на защите и сохранении католической традиции от проблем, создаваемых протестантской Реформацией. Схоластики выступали за авторитет Церкви и традиции в толковании Священного Писания, в отличие от индивидуалистических интерпретаций, продвигаемых некоторыми протестантскими реформаторами. Разъяснение доктрины: мыслители-схоласты работали над разъяснением католических доктрин, предоставляя подробные и систематические объяснения по ключевым богословским вопросам. Это включало разработку богословских трактатов и систематизацию католического богословия, что способствовало укреплению внутренней связности церковного учения. Богословские споры: Схоластика во время Контрреформации обращалась к различным богословским спорам, возникшим в контексте Реформации. Например, он сосредоточился на дебатах об оправдании, благодати и таинствах, представив аргументы в поддержку католических позиций и опровергнув протестантские возражения. Развитие философии и морального богословия: Схоластика внесла свой вклад в развитие философии и морального богословия. Они исследовали этические и моральные вопросы в философских рамках, стремясь обеспечить этическое и моральное руководство в контексте, когда католические практики и учения подвергались сомнению. Поддержка католического образования. Многие схоластические мыслители были связаны с католическими учебными заведениями, такими как Университет Саламанки, Университет Алькалы, Университет Коимбры или Университет Левена, где они преподавали и продвигали католическое образование. Обучение католических священников и ученых считалось необходимым для противодействия реформатским идеям и поддержания католической ортодоксальности. Таким образом, схоластика сыграла решающую роль в Контрреформации, предлагая интеллектуальную и систематическую защиту католической веры, разрешая богословские противоречия и способствуя развитию теологии и философии в рамках католической церкви. Эти усилия помогли консолидировать и укрепить позиции Католической церкви в период серьезных проблем.
Появление второй схоластики в эпоху Возрождения в Университете Саламанки во многом определялось влиянием Франсиско де Витории и доминиканского ордена , которые в первой половине XVI века предоставили Второй схоластике некоторые основные фигуры, такие как вышеупомянутые Франсиско де Витория , а также Доминго де Сото , и ориентация, сосредоточенная на праве , экономике , теологии и других академических дисциплинах, связывала схоластику с темами и проблемами, более типичными для современных обществ.
Интеллектуальное влияние второй схоластики было усилено основанием Общества Иисуса (1540 г.) Игнатием Лойолой с одобрения Папы Павла III . «Иезуиты» считаются третьей «школой» второй схоластики, хотя это относится скорее к общему стилю академической работы, чем к какому-то общему учению. Важными фигурами являются Педро да Фонсека , Антонио Рубио , Конимбрисенсы , Роберт Беллармин , Франсиско Суарес , Луис де Молина , Габриэль Васкес , Педро Уртадо де Мендоса , Родриго де Арриага , Томас Комптон Карлтон и многие другие. Совместная интеллектуальная и дидактическая работа иезуитов и доминиканцев в рамках Контрреформации способствовала распространению идей второй схоластики по Новому Свету и Европе, где ордены, поддерживаемые монархиями и местными властями, основывали академии, семинарии, университеты. также руководил многочисленными престижными университетами того периода.
Наряду с этими более ортодоксальными авторами, что касается схоластического течения, мы должны также выделить мысли других философов, близких к схоластике, которые экспериментировали с новыми идеями, «независимых» мыслителей, таких как Себастьян Искьердо , Хуан Карамуэль-и-Лобкович , Кенельм Дигби , Рафаэлло. Аверса и др., смешавших идеи второй схоластики с новыми идеями Просвещения .
Вторая схоластика в протестантской сфере
[ редактировать ]Схоластика как преобладающая философская и богословская традиция в средние века по-разному повлияла на контекст протестантской Реформации XVI века. Хотя реформаторы часто критиковали схоластику в своем стремлении вернуться к библейским источникам, можно выделить некоторые важные вклады этой традиции в Реформацию:Схоластика обеспечила систематическую основу богословия, позволив реформаторам логически и последовательно структурировать и организовать свои собственные доктрины. Это было особенно очевидно при формулировании исповеданий веры и катехизисов, определявших протестантские верования. Реформаторы использовали схоластические методы аргументации и дебатов, чтобы защитить свои богословские взгляды и опровергнуть позиции католической церкви. Эта методология повлияла на создание полемических сочинений и систематическое изложение реформатских доктрин. Хотя реформаторы критиковали некоторые аспекты аристотелевской логики, используемой схоластикой, они все же включали элементы логических рассуждений в свое богословие. Логика и разум использовались для обоснования богословских аргументов и ясного и связного представления доктрин. Схоластика повлияла на разработку систематического богословия в протестантизме. Реформаторы, такие как Жан Кальвин и Мартин Лютер, хотя и критиковали определенные аспекты схоластики, систематически организовывали свои учения, создавая богословские системы, рассматривающие различные доктринальные вопросы. Несмотря на упор реформаторов на возвращение к Священному Писанию как к основному источнику авторитета, они использовали термины и философские категории, разработанные в схоластической традиции. Эти термины использовались для более точного выражения реформатских доктрин и для участия в богословских диалогах того времени. Несмотря на критику и разрыв с некоторыми аспектами схоластики, реформаторы извлекли выгоду из интеллектуальной структуры, обеспечиваемой этой традицией. Они использовали методы и инструменты схоластики, чтобы сформулировать и защитить свои собственные интерпретации веры, способствуя развитию богословской мысли в контексте протестантской Реформации.

Среди тенденций схоластической мысли, типичных для протестантской среды, следует выделить две:Реформатское православие, которое относится к богословской традиции, которая процветала в реформатских церквях в 16 и 17 веках после протестантской Реформации, возглавляемой такими деятелями, как Жан Кальвин и Мартин Лютер. Этот период консолидации и теологической артикуляции был направлен на систематическое установление фундаментальных верований реформатской традиции. В этом контексте были сформулированы исповедания веры и катехизисы, чтобы четко и систематически выражать реформатские доктрины. Яркие примеры включают Вестминстерское исповедание, Дортские каноны и Гейдельбергский катехизис. Эти документы стали доктринальными стандартами и руководствами по преподаванию в реформатских церквях. «Реформатское православие» характеризовалось строгим вниманием к догматическому богословию с целью систематизировать ключевые доктрины христианской веры. Сюда входили сотериология (учение о спасении), учение о Боге, христология, пневматология и другие области систематического богословия. Особое внимание уделялось связности и логической структуре при формулировании убеждений. В этот период возникли богословские дебаты и споры, особенно в таких областях, как предопределение и взаимосвязь между божественной благодатью и человеческой ответственностью. Эти дебаты привели к разработке таких документов, как Дортские каноны, в ответ на арминианские разногласия. Ключевые богословы этого движения включают Теодора Безу, Захарию Урсинуса, Франциска Турретина и других. Каждый из них внес значительный вклад в развитие и формулирование реформатского богословия в этот период. «Реформатское православие» оставило неизгладимое наследие в реформатских церквях, по сей день влияя на богословие и идентичность этих общин. Исповедания и катехизисы, составленные в этот период, остаются важными в обучении и проповедях во многих реформатских церквях.
Лютеранское православие, охватывающее конец 16-го - середину 18-го веков, представляет собой поворотную эпоху в лютеранстве, характеризующуюся усилиями по систематизации и определению лютеранских доктрин в ответ на богословские проблемы и противоречия, возникшие после смерти Мартина Лютера. В этот период лютеранские богословы взяли на себя задачу формулирования и защиты лютеранских верований через призму систематического богословия. Центральное место в этих усилиях занимала подготовка исповедальных документов, таких как «Формула согласия». Эти документы сыграли важную роль в разъяснении и объединении лютеранских учений, особенно по спорным вопросам, таким как Вечеря Господня, предопределение и свободная воля. Богословский дискурс в лютеранском православии был отмечен использованием схоластических методов и развитием систематического богословия. Этот акцент на академической строгости был направлен на обеспечение логической и структурированной основы лютеранских доктрин, повышая ясность богословских выражений. Примечательной особенностью лютеранского православия была интеграция аристотелевской философии в богословские дискуссии. Богословы использовали философские концепции для объяснения и защиты лютеранских доктрин, что привело к более полному пониманию богословских принципов. В ответ на интеллектуальные вызовы времени лютеранское православие стало свидетелем создания учебных заведений. Лютеранские университеты и школы были основаны для подготовки богословов и пасторов, что внесло значительный вклад в сохранение и распространение лютеранской теологии. По сути, лютеранское православие сыграло решающую роль в консолидации и сохранении лютеранской теологии в условиях богословских дебатов. Этот период способствовал созданию систематической доктринальной основы, учебных заведений и литургической практики, формируя идентичность и богословие лютеранства, которое продолжает находить отклик в современных проявлениях лютеранской традиции.
Упадок и наследие
[ редактировать ]Золотой век второй схоластики пришелся на конец 16 - первую половину 17 века ; он по-прежнему в основном контролировал университетские учебные программы по философии. [2] Вторая схоластика начала приходить в упадок под влиянием философов, писавших на народных языках. Эти философы не были полностью свободны от влияния второй схоластики, которая действительно играла значительную роль для многих из них, но, тем не менее, искали альтернативы доминирующей аристотелевской мысли. В качестве претендентов выступили такие известные личности, как Декарт , Паскаль и Локк . Вторая схоластика также столкнулась с конкуренцией со стороны более экспериментальных и математических подходов к науке, продвигаемых научной революцией .
В эпоху Просвещения 18 века вторая схоластика оставалась в значительной степени бездействующей за пределами Испанской империи и Португалии. Несмотря на это, такие схоласты, как Франсиско Суарес , Хуан де Мариана и Луис де Молина, сохраняли влияние в течение длительного периода. Несмотря на его упадок, во второй половине 17-го и начале 18-го веков появились влиятельные авторы, оказавшие незначительное влияние в католическом королевстве. Родриго де Арриага , Хуан де Соросабаль, Франсиско Паланко, Мигель де Элизальде и Диего Авенданьо , среди других, внесли свой вклад в этот период. Их влияние не соответствовало обширному влиянию схоластических авторов XVI и первой половины XVII веков.
Под влиянием Эммануэля Меньяна такие философы, как Хайме Сервера и Томас Висенте Тоска-и-Маско, попытались придать новый инновационный импульс современной схоластике. Они стремились синтезировать работы и идеи предыдущих философов, таких как Суарес и Габриэль Васкес, с новыми научными открытиями.

В некоторых иберийских университетах современная схоластическая культура сохранилась до 19 века, подготовив почву для возникновения нео-схоластики в 19 веке. Несмотря на это, в XVIII веке современная схоластика столкнулась с серьезной критикой со стороны ученых, связанных с династией Бурбонов . Культурный сдвиг в испанской интеллектуальной культуре, переход от консервативных взглядов второй схоластики к новым идеям французских и британских философов эпохи Просвещения, еще больше повлиял на современную схоластику. Кроме того, заметный спад произошел после подавления Общества Иисуса в 1767 году .
Интерес к мысли современной схоластики был недавно возрожден журналом Studia Neoaristotelica .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Манлио Белломо, Общее юридическое прошлое Европы, 1000–1800 гг ., Вашингтон, округ Колумбия, Издательство Католического университета Америки, 1995.
- Йозеф Бордат и Йоханна М. Бабукис, «Поздняя схоластика». В: Оксфордская международная энциклопедия истории права . Нью-Йорк 2009.
- Джеймс Франклин, «Наука посредством концептуального анализа: гений поздней схоластики» , Studia Neoaristotelica 9 (2012), 3–24.
- Джеймс Гордли, Философские истоки современной договорной доктрины , Clarendon Press, Oxford 1991, гл. 3.
- Паоло Гросси, Вторая схоластика в формировании современного частного права , Джуффре, Милан, 1973.
- Аннелиз Майер (1949–58) Исследования натурфилософа поздней схоластики , 5 томов.
- Даниэль Д. Новотны, «В защиту барочной схоластики» , Studia Neoaristotelica 6 (2009), 209–233.
- Дэниел Д. Новотны, Ensrationis от Суареса до Карамуэля: исследование схоластики эпохи барокко , Нью-Йорк, издательство Fordham University Press, 2013.
- Дэниел Шварц, Политическая мораль поздней схоластики: гражданская жизнь, война и совесть , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2019.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Схоластикон Джейкоба Дирта [ мертвая ссылка ] Интернет-ресурсы по изучению схоластики раннего Нового времени (1500–1800 гг.): авторы, источники, учреждения.