готика
Согласно легенде, рассказанной Иорданом в его «Гетике» , Готискандза была первым поселением готов после их миграции из Скандзы в первой половине I века нашей эры. Он утверждал, что это имя все еще использовалось в его дни (ок. 551 г.).
Аккаунт Джордана
[ редактировать ]Иордан сообщает, что восточногерманское племя готов было выведено из Скандзы их королем Беригом . Как только они ступили на эту землю, они назвали эту местность Готискандза . Самый медленный из трех кораблей перевозил гепидов , которые поселились в «провинции Спесис на острове, окруженном мелководьем Вислы . Этот остров они называли, в речи своих отцов, Гепедойос».
Вскоре они переселились на поселения ругов ( ульмеруги , германского племени, прибывшего в эту местность еще до готов), живших на побережье, и прогнали их. Затем они победили своих новых соседей, вандалов .
Спустя некоторое время, когда после Берига прошло по крайней мере четыре поколения королей, а Филимер королем готов стал , их число увеличилось. Филимер решил, что все должны покинуть Готискандзу и переселиться в новый регион под названием Ойум ( Скифия ).
Надежность Иордана для ранней готической истории была поставлена под сомнение.
Этимология
[ редактировать ]Одна из интерпретаций Готискандзы заключается в том, что это латинизированная форма готского гутиск-ан[д]джа , «готический конец (или граница)», поскольку территория готов простиралась сюда. [1] Другая интерпретация состоит в том, что ан[д]джа означает «мыс», так что все слово означает «готический полуостров». Также возможно, что это слово является продуктом смешения слов «готика» и «скандинавия» . [2] Хервиг Вольфрам упоминает «Готическое побережье» и «Готическую Скандию », но предпочитает последнее, считая первое «лингвистически сомнительным». [3]
Идентификация
[ редактировать ]История и лингвистика
[ редактировать ]В I веке нашей эры устье Вислы указывалось как земля гутонов ( Плиний Старший ) или готов ( Тацит ): [ нужна ссылка ]
За лигийцами живут готы , находящиеся под властью короля; и оттуда содержались в подчинении несколько более строгом, чем другие германские[ic] народы, но не настолько строгом, чтобы лишить их всей свободы. Непосредственно к ним примыкают ругианцы и лемовцы на побережье океана, и отличительными чертами этих нескольких народов являются круглый щит, короткий меч и королевское правление.
— Тацит, Германия , глава 44.
Имена, данные Плинием и Тацитом, по-видимому, идентичны * Gutaniz , реконструированной протогерманской форме Gutans готов и готландцев . , собственному названию [ нужна ссылка ]
Тема Готискандзы была возрождена в немецкой науке Густавом Косинной . [4] Несколько археологов и историков выдвинули теорию о том, что название Готискандза лингвистически развилось в ) на кашубском и других западнославянских языках интерпретацию различных исторических названий Гданьска ( нем . Данциг . [5]
Археология
[ редактировать ]В I веке в устье Вислы появилась новая культура, названная вельбарской культурой, пришедшая на смену местной оксивской культуре . Наиболее заметным компонентом скандинавского влияния в I веке нашей эры является введение скандинавских погребальных традиций, таких как каменные круги и стелы , что показывает, что те, кто хоронил своих умерших, предпочитали делать это в соответствии со скандинавскими традициями. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, есть также археологические свидетельства предыдущего скандинавского влияния в этом районе во время скандинавского бронзового века и доримского железного века . [6] возможно, это соответствует приходу ругианцев и вандалов . [ нужна ссылка ]
В III веке нашей эры вельбаркская культура распространилась в Скифию , где сформировала готскую черняховскую культуру . [ нужна ссылка ]
Скандинавская мифология
[ редактировать ]Скандинавская мифология представляет как минимум две традиции, которые могут быть связаны с Готискандзой. Первая, Гутасага , может относиться к переселению готов, а вторая, легенда о Даге Мудром , к набегам из Скандзы. [ нужна ссылка ]
Гутасага
[ редактировать ]«Гутасага » сообщает, что, когда готландцы размножились настолько, что остров ( Готланд , т. е. Готландия ) больше не мог их прокормить, они тянули жребий так, что одна треть жителей острова была вынуждена покинуть остров и поселиться на юге. В конце концов они поселились на земле греков .
- за долгое время народ, произошедший от этих троих, размножился настолько, что земля не могла прокормить их всех. Затем тянули жребий, и каждый третий выбирался для ухода, а все, что у них было, они могли оставить себе и забрать с собой, кроме своей земли. ... они пошли вверх по реке Двине, через Россию. Они зашли так далеко, что пришли в землю греков. ... они поселились там и живут там до сих пор, и в них до сих пор есть что-то от нашего языка.
Молодежная речь
[ редактировать ]Легенда о Даге Мудром может передавать традиции нападений суйонов во 2-м или 3-м веке. [ нужна ссылка ] В скандинавских источниках территория называется Рейдготаланд — имя, которое последовало за готами во время их миграций в скандинавских сагах .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адриан Роум, Топонимы мира, 2-е изд. [1] Цитата: «готическое название, от Гутиск-аня, «конец готов», поскольку территория этого народа простиралась сюда.», 142
- ^ Зигмунд Файст, Готический этимологический словарь (перевод), Brill, 1986, ISBN 90-04-08176-3 , 158
- ^ Вольфрам, Хервиг . История готов (перевод Томаса Дж. Данлэпа), University of California Press, 1988, ISBN 0-520-06983-8 , 38, 386
- ^ Биргер Нерман (1923), «Старейший дом готов» (PDF) , Форнвеннен : 168
- ^ Мартин Штайнкюлер (автор), Ханс Дж. Шух (редактор). (1997) От Готискандзы до Данцига: из более чем 1000-летней богатой событиями истории . Государственный музей Западной Пруссии: Мюнстер-Вольбек, Германия, стр. 12–23.
- ^ «Аркеологии и античная история: Публикации» . www.arkeologi.uu.se . Архивировано из оригинала 21 августа 2004 года . Проверено 12 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Джордана на английском языке https://archive.org/details/gothichistoryofj00jorduoft