Эмунд Старый
Эмунд Старый | |
---|---|
Король Швеции | |
Царствование | в. 1050–ок. 1060 |
Предшественник | Анонсировать Якоба |
Преемник | Stenkil |
Умер | в. 1060 |
Супруг | Астрид Ньялсдоттер (?) |
Проблема | Анунд Ингамодер, королева Швеции |
Дом | Дом Мунсё |
Отец | Олоф Скётконунг |
Мать | Еда |
Эмунд Старый ( древнескандинавский : Eymundr gamli ; древнешведский : Æmundær gamlæ , Æmundær gammal , Æmundær slemæ ; шведский : Emund den gamle ; умер около 1060 г.) был королём Швеции с ок. 1050 до ок. 1060. [1] Его короткое правление характеризовалось спорами с Бременским архиепископством по поводу церковной политики, а также исторически обсуждаемым вопросом о делимитации шведско-датской границы.
Путь к трону
[ редактировать ]Эмунд был сыном Улофа Скётконунга , первого христианского правителя Швеции. Его мать была соженой, [2] Эдла , дочь славянского вождя с южного побережья Балтийского моря . У него было две единоутробные сестры по имени Астрид и Холмфрид. Его сводными братьями и сестрами, рожденными от законной королевы оботритов Олофа Эстрид , были Анунд Джейкоб и Ингегерд . По словам историка XIII века Снорри Стурлусона , Эстрид была вспыльчивой и плохо обращалась со своими пасынками. Позже король Олоф отправил Эмунда на воспитание в славянскую семью его матери. Во время пребывания там он не смог придерживаться христианской религии. [3]
Олофу наследовал другой его сын Анунд Якоб, у которого, однако, не было собственных сыновей. Снорри сообщает, что Эмунд правил в Сигтуне , важном центре шведского королевства, к 1035 году. [4] Однако другие источники показывают, что Анунд Якоб тогда был еще жив; имена Анунд и Эмунд могли быть перепутаны. [5] Немецкий церковный летописец Адам Бременский в своей книге Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum (Деяния епископов Гамбургской церкви) говорит, что Анунд Якоб умер в 1049 году или вскоре после него, и ему наследовал Эмунд; нет ничего, что указывало бы на то, что преемственность была нерегулярной. [6]
Конфликт с Бременом
[ редактировать ]Нашим единственным современным источником информации о правлении Эмунда является Адам Бременский, который рисует очень негативную картину нового правителя. Главным образом это связано с своевольным отношением Эмунда к Бременской архиепархии. Адам рассказывает, что Эмунд был крещен, но мало заботился о христианской вере. Он также дает Эмунду когномен пессимус (худший), что позже отражено в краткой хронике вестготского закона (ок. 1240 г.), где король также известен как Слемме , плохой. [7] Вестготский закон гласит, что Эмунд был неприятным человеком, когда хотел добиться какой-либо цели. [8]
Спор с Бременом был вызван настойчивым требованием Эмунда сохранить епископа по имени Осмунд . Первоначально Осмундус, протеже норвежского миссионера Зигфрида , вырос в школе в Бремене, но не был рукоположен в епископы Папой. В конце концов он был рукоположен польским архиепископом Гнезно и отправился в Швецию, где завоевал доверие короля Эмунда. В середине 1050-х годов архиепископ Бременский отправил в Швецию послов во главе с Адалвардом Старшим , который должен был стать новым епископом. Делегация была очень оскорблена, столкнувшись с Осмундом, который носил привычки архиепископа и «совратил еще недавно обращенные дикие народы путем неправильного воспитания в нашей вере». По настоянию Осмундуса Эмунд отклонил послов от собрания. Однако шведский магнат Стенкил , родственник короля, сопровождал делегацию на обратном пути. [9]
Время бедствий
[ редактировать ]
Через некоторое время после раскола король Эмунд отправил своего сына Анунда с армией «чтобы расширить царство». Экспедиция викингов пересекла море и пришла, по словам Адама, в Terra Feminarum , Страну женщин. Адам помещает это где-то в Скифии . Современные ученые предположили, что этот термин относится к Квенланду , который, вероятно, располагался к востоку от Ботнического залива на территории современной Финляндии ( квен мог быть перепутан с нордическим словом kvinna , женщина). «Женщины, — говорит Адам, — тотчас же смешали яд с родниковой водой и тем самым принесли смерть самому царю и его войску». Этот отрывок подразумевает, что Анунд носил титул короля вместе со своим отцом. [10]
Военная катастрофа сопровождалась сильной засухой и неурожаем. По другим источникам этот неурожай можно датировать 1056 годом. [11] Якобы бедствия заставили шведов обратиться к архиепископу Бремена с просьбой вернуть Адалварда в качестве епископа, назначенного Бременом. Адальвард вовремя прибыл в Швецию, где посвятил свои усилия обращению Вермланда к границе с Норвегией . Осмунд, похоже, в конце концов подчинился Адалварду, но уехал из Швеции в Англию . незадолго до 1066 года [12] На очень общих основаниях предполагалось, что он был тем же человеком, что и Осмунд Корессон , выдающийся резчик рунических надписей в Уппланде . [13] Одна из надписей последнего включает отрывок «Осмунд Корессон вырезал руны справа. Затем сел Эмунд». Было много предположений, что это относится к Эмунду, восседающему на троне. [14]
Делимитация границы
[ редактировать ]Мало что известно об отношениях между Швецией и ее северными соседями во времена короля Эмунда. Возможно, он продолжил поддержку своего брата Анунда Якоба датского короля Свейна Эстридсена против Харальда Хардрады из Норвегии. [15] Меморандум о скорейшей делимитации шведско-датской границы сохранился в большом количестве средневековых шведских рукописей. В тексте говорится, что «Эмунд Слемме был королем в Уппсале , а Свейн Вилкобородый в Дании. Они установили пограничные знаки между Швецией [Суэрики] и Данией. Теперь перечисляются Рагнвальде из Тьюндаланда , Ботвид из Хельсингланда , Ботэ из Фьярдхундраланда , Гримальд из Эстергётланда . , Толе и Тоте и Токке из Ютландии , Гункил из Сьелланда , Дан из Скании , Гримульф из Гриметона в Халланде . Они положили шесть камней между двумя королевствами. Первый камень стоит в Снутруасе, второй в Данабеке, третий — Кинна стен. , четвёртый в Уракснаэсе, пятый Вита стен, шестой — Бремзе стен между Блекинге и Мёре ». [16] За меморандумом следует рассказ о встрече трех нордических королей на Данахольмене, где датский король держал узду лошади шведского короля, а норвежский король держал его стремена, тем самым, по-видимому, признавая превосходство короля Уппсалы. [17]
В старой историографии обычно предполагалось, что по этому случаю провинция Блекинге была передана из Швеции в Данию. [18] Источник конца IX века утверждает, что Блекинге в то время принадлежал шведам, тогда как средневековые источники ясно дают понять, что он принадлежал Дании. Современные ученые ставят это под сомнение, поскольку есть даже сомнения, считался ли Блекинге датчанином в 1060-х годах. [19] Более того, правдивость меморандума была поставлена под сомнение Питером Сойером по разным причинам. Эмунд Старый и Свейн Вилкобородый не были современниками (хотя королем в то время был другой Свейн, Свейн Эстридсен [1047–1074]), и некоторые особенности могли бы Высокого средневековья лучше соответствовать условиям . По мнению Сойера, меморандум мог быть написан датчанами в первой половине 13 века, чтобы доказать раннее происхождение датских претензий на Халланд и Блекинге. [20] Тем не менее некоторые другие историки отстаивали подлинный характер текста и датировали его ок. 1050. [21]
Семья и преемственность
[ редактировать ]Жена Эмунда в источниках прямо не упоминается. Благодаря сочетанию информации из саги о Хервараре и Адама Бременского иногда предполагалось, что он был женат на Астрид Ньялсдоттер из Скьялгаэттена (ум. 1060). [22] Астрид была дочерью норвежского дворянина Ниала Финнссона (ум. 1011), сына Гунхильд Халвдансдоттер из семьи Скьялга в Хологаланде , Норвегия . Эмунд произвел на свет двоих известных детей от своей супруги: Анунда, который умер раньше своего отца, и дочь , имя которой неизвестно, но которая была королевой-консортом короля Швеции Стенкиля и матерью еще двух шведских королей, Инге I и Хальстена . [23]
Прозвище « Гамле » известно от Адама Бременского , хотя он ошибочно принимает его за имя собственное и упоминает в одном эпизоде «короля Гамле», хотя на самом деле это Эмунд. Имя означает «старый» и может означать, что он был стар, когда стал королем, или что он был старшим братом своего предшественника Анунда Якоба. Эмунд был последним королем древнего королевского дома шведов (иногда известного в современной исторической литературе как Дом Мунсё ). Известно, что он был жив еще летом 1060 года и, вероятно, вскоре умер. [24] Адам Бременский рассказывает в своей работе, что Эмунду наследовал его «племянник или пасынок», на самом деле, вероятно, зять Стенкил . При нем началась новая династия, просуществовавшая до 1120-х годов. [25]
В саге о Хервараре (13 век) говорится, что Эмунд был королем лишь короткое время:
Эймундром звали второго сына Олафа Сански, который сменил своего брата на посту короля. В те времена шведы не любили христианство. Эймунд был королем недолгое время . [26] | У Олафа Шведа был еще один сын по имени Эймунд, взошедший на престол после своего брата . В его время шведы пренебрегали христианской религией, но он был королем лишь короткое время. [27] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Одельберг, Май (1995), «Эмунд Гамле», Vikingatidens ABC , Шведский музей национальных древностей , ISBN 91-7192-984-3 , заархивировано из оригинала 30 сентября 2007 г.
- ^ Адам Бременский (1984), История Гамбургской епархии и ее епископов . Стокгольм: Proprius, стр. 103 (книга II, глава 59).
- ^ Снорре Стурлусон (1992), Сказки о скандинавских королях: Сага об Олаве Святом . Стокгольм: Фабель, стр. 107-8 (Сага об Олаве Святом, глава 88).
- ^ Снорре Стурлусон (1993), Nordiska kungasagor: Магнус ден годе до Магнуса Эрлингссона . Стокгольм: Фабель, с. 19 (Сага о Магнусе Добром, глава 1).
- ^ Оскар Монтелиус (1919), Sveriges historia to våra dagar, Första delen . Стокгольм: PA Norstedt & Söners Förlag, стр. 293–4.
- ^ Адам ав Бремен (1984), с. 138 (книга III, глава 15).
- ^ Питер Сойер (1991), Когда Швеция стала Швецией . Алингсос: Виктория Бокферлаг, стр. 34.
- ^ Младший Вестгёталаген
- ^ Адам ав Бремен (1984), с. 139-40 (книга III, глава 15)
- ^ Адам ав Бремен (1984), с. 140 (книга III, глава 15); п. 248 (Книга IV, Схолион 123).
- ^ П. А. Мунк (1855), История норвежского народа. Анден Дил , Христиания: Тонсбергс, стр. 192.
- ^ Адам ав Бремен (1984), с. 143 (книга III, глава 16); п. 201 (Книга IV, Параграф F); Питер Сойер (1991), с. 34.
- ^ Стуре Болин, «Эмунд Гамле», шведский биографический лексикон
- ^ Оскар Монтелиус (1919), стр. 294-5.
- ^ Эрик Гуннес (1976), история Норвегии. Том 2 . Осло: Каппелен, стр. 283.
- ^ Питер Сойер (1991), с. 72.
- ^ П.А. Мунк (1855), с. 173.
- ^ Стуре Болин, «Эмунд Гамле», шведский биографический лексикон
- ^ Питер Сойер (1991), с. 68. Адам говорит, что Сконе в его время была «самой дальней частью Дании» и граничила с землей шведов; Адам ав Бремен (1984), с. 208 (книга IV, глава 7).
- ^ Питер Сойер (1991), с. 70.
- ^ Ларс Гарн (1988), Королевство Швеция в источниках и историографии . Докторская диссертация, Гетеборгский университет.
- ^ Ханс Гиллингстам (1981), «Ненордические и нордические в древнейших шведских династических связях», Журнал личной истории 77:1, стр. 18 [1]
- ^ Стенкил, король Швеции (скандинавская семейная книга)
- ^ Адам Бременский (1984), стр. 275.
- ^ Адам ав Бремен (1984), с. 140-3 (Книга III, главы 15-16).
- ^ Рассказ Хервара и издание Хейдрека , Гудни Йонссона и Бьярни Вильялмссона в «Norrøne Tekster og Kvad».
- ↑ Сага о Херворе и Хейтреке в «Истории и баллады о далеком прошлом», перевод с норвежского (исландского и фарерского) Н. Кершоу. Кембридж в University Press, 1921. Архивировано 27 декабря 2006 года в Wayback Machine.
Другие источники
[ редактировать ]- Сойер, Питер (1997), Оксфордская иллюстрированная история викингов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Ольмаркс, Оке (1973), Все королевы Швеции . Стокгольм: Геберс.