Jump to content

Анонсировать Джейкоба

Анонсировать Джейкоба
Серебряная монета, отчеканенная во время правления Анунда Якоба ок. 10.20-10.30
Король Швеции
Царствование 1022–1050
Предшественник Олоф Скётконунг
Преемник Эмунд Старый
Рожденный в. 25 июля 1008 или 1010 г.
Умер 1050 (41–42 года)
Супруга Гуннхильд Свейнсдоттир
Проблема С королевой Дании
Дом Дом Мунсё
Отец Олоф Скётконунг
Мать Эстрид из оботритов
Религия Халкидонское христианство

Анунд Якоб или Джеймс ( древнескандинавский : Īnundr Jakob ; шведский : Anund Jakob ; ок. 25 июля 1008/10 — ок. 1050) был королем Швеции с 1022 по 1050 год. Считается, что он родился 25 июля в то ли 1008, то ли 1010 как Якоб , [1] сын короля Улофа Скётконунга и королевы Эстрид . Будучи вторым христианским королем шведского королевства, его долгое и отчасти бурное правление сопровождалось растущим распространением христианства, а также неоднократными попытками повлиять на баланс сил в Скандинавии. На протяжении всего своего правления он пытался подорвать растущую датскую гегемонию в Скандинавии, поддерживая норвежскую монархию. Он также поддержал правление своего зятя Ярослава Мудрого в Киевской Руси . Он упоминается положительно в немецких и норвежских исторических источниках. Его правление было одним из самых продолжительных в Швеции в эпоху викингов и в средние века .

Присоединение

[ редактировать ]

Основными источниками о правлении Анунда Якоба являются почти современные церковные хроники Адама Бременского и несколько скандинавских историй XII и XIII веков, в частности Снорри Стурлусона » «Хеймскрингла . Адам и Снорри рассказывают, что отец Анунда Якоба Олоф Скётконунг (ок. 995–1022) столкнулся с проблемами со своими подданными ближе к концу своего правления. [2] По словам Адама, все еще языческое население Свеланда убеждало ревностно христианского правителя отступить в Вестергётланд . Снорри, с другой стороны, утверждает, что своевольное правление короля Улофа заставило шведов восстать против него, в результате чего его младший сын Якоб был провозглашен королем. Когда Шведская вещь должна была избрать его правителем Швеции , народ возражал против его нескандинавского имени . Затем они дали имя Анунд ему . [3] Олоф и Анунд Якоб в конце концов пришли к соглашению: Олоф должен был сохранить свой королевский титул до конца своей жизни, но Анунд Якоб будет соправителем и управлять частью королевства, а также должен будет поддерживать крестьянство, если Олоф создаст дальнейшие проблемы. . В хронологии Снорри это произошло в ок. 1019. Три года спустя Олоф умер, оставив единоличным правителем Анунда Якоба. [4]

Политическая повестка дня

[ редактировать ]

Историография коренных народов Швеции сохранила очень скудные воспоминания о правителях до 1250 года, но указывает на Анунда Якоба как на жестокого хозяина. Перечисление королей, приложенное к Вестготскому закону (ок. 1240 г.), говорит о том, что он носил эпитет Кольбранна . («угольщик»), поскольку имел привычку сжигать дома своих противников Это может относиться к известной в средневековой Швеции практике законного сжигания домов людей, выступавших против власти. [5] Иное мнение о его характере дает Адам Бременский: «Конечно, он был молод годами, но превзошел всех своих предшественников в мудрости и благочестии. Ни один король не был так любим шведским народом, как Анунд». [6] Скандинавские саги подчеркивают его дружелюбное и услужливое отношение к своим королевским норвежским родственникам.

Анунд Якоб продолжил чеканку монет в Сигтуне в Центральной Швеции; однако выпуск монет был прекращен позже, во время его правления, и возобновился только королем Канутом I в конце 12 века. [7] Снорри упоминает Центральную Швецию, Вестергётланд и Смоланд среди регионов, которыми правил Анунд Якоб, но на его представления о Швеции могли повлиять условия Средневековья . [8] Стихотворение 1040-х годов, описывающее битву норвежцев против датчан и шведских вспомогательных войск, предполагает, что по крайней мере некоторые геаты стояли под командованием Анунда Якоба: «Геатический щит и кольчугу / я принес домой из битвы». [9]

По мнению Адама Бременского, христианство довольно широко распространилось во времена правления Анунда Якова. [10] с миссионерской работой под руководством епископа Тургота Скара в Вестергётланде до 1030 года, когда его номинально сменил Готтскальк. Оба были назначены архиепископством Гамбург-Бременским . Готскальк, однако, был пассивным церковным магнатом, предпочитавшим оставаться дома в Германии . Английский миссионер Зигфрид в некоторой степени заполнил эту пустоту. С норвежской базы он посетил Швецию, Гёталанд «и все острова за пределами северной земли». [11]

Политическая программа короля Анунда Якоба включала поддержание баланса сил в Скандинавии, поэтому он поддерживал норвежских королей Олафа II (Олава Святого) и Магнуса I против Дании и Англии королей Кнута Великого в 1020-х и 1030-х годах. По словам Снорри, Кнут пытался нейтрализовать Анунда Якоба, когда около 1025 года разгорелся спор с Олафом, посылая ему богатые подарки и предложения дружбы. Однако послы отметили сильную близость Анунда Якоба к Олафу, который был женат на его сестре Астрид . На самом деле Анунд Якоб отправился с большой свитой в Кунгахаллу, где встретился с Олафом для дружеских переговоров. [12] Некоторое время спустя, когда Кнут был в отъезде, ухаживая за своим английским королевством, Олаф напал и опустошил Сьелланд , в то время как Анунд Якоб прибыл с флотом из Свеланда, чтобы атаковать Сканию . Союзники объединили свои силы и стали ждать Кнута, который вернулся из Англии с превосходящим флотом в 1026 году. Хотя поздние норвежские отчеты крайне ненадежны, некоторые детали войны упоминаются в современных скальдических стихах и подтверждают вмешательство Анунда Якоба. [13]

Битва при Хельгео

[ редактировать ]

Согласно отчету Снорри о битве при Хельгео , шведский и норвежский флоты прибыли в устье реки Хельгео на восточном побережье Скании. Там они приготовили ловушку, построив дамбу из деревянных веток и дерна недалеко от устья. Когда флот Кнута приблизился, дамба была снесена, а стремительная вода и плавающие бревна создали беспорядок в датском флоте. Однако вскоре многие датские корабли были готовы противостоять шведам и норвежцам. Перед лицом превосходящего противника Анунд Якоб и Олаф отступили. Позже Олаф пробрался обратно в Норвегию со своим окружением через Смоланд и Вестергётланд . [14]

Фактические обстоятельства битвы при Хельгео обсуждаются историками из-за противоречивых источников. Почти современные «Англосаксонские хроники» утверждают под 1025 годом (ошибка в 1026 году): «В этом году король Кнут отправился с флотом в Данию к холму у священной реки [Helge å]; где против него выступили Ульф и Эйлаф с очень большими силами как на суше, так и на море, из Швеции. На стороне короля Кнута было потеряно очень много людей, как датских, так и английских, и шведы владели полем битвы». [15] Личность Ульфа и Эйлафа (вероятно, офицеров, подчиненных Анунду Якобу) не известна — возможно, они тождественны двум братьям с таким именем, которые были сыновьями шведского или гетишского магната Рагнвальда Ульфссона . [16] Это также могли быть англо-датский Ульф Ярл и его брат Эйлаф, поскольку в некоторых поздних источниках утверждается, что Ульф сражался в войне на шведско-норвежской стороне. [17] Современный скальдический стих Сигвата Тордарсона частично соответствует Снорри, утверждая, что Кнут отбил или остановил шведское нападение (Svíum hnekkðir Þu) и защитил свое королевство от двух королей. [18] Однако это стихотворение, восхваляющее Кнута, и, следовательно, не является беспристрастным источником. Поэтому не совсем ясно, победили ли Анунд Якоб и Олаф Кнутом или победили. река, по-видимому, называлась Хельго Было даже высказано предположение, что на самом деле битва произошла на юго-востоке Уппландии, где в средние века . Согласно этой гипотезе, это место гораздо лучше соответствует топографическим деталям рассказа Снорри, чем восточные Скании. [19]

Таким образом, результаты войны не ясны ни в одном из источников. Однако очевидно, что шведско-норвежское нападение провалилось, поскольку Кнут остался хозяином своего королевства и смог совершить паломничество в Рим в 1027 году. На обратном пути в Данию он продиктовал письмо, в котором говорилось, что он намерен совершить мир с народами и народами, которые пытались лишить его царства и жизни, но потерпели неудачу, поскольку Бог лишил их власти. [20] В следующем году Олаф II был изгнан из Норвегии, и вместо него сюзереном был провозглашен Кнут. [21] Кнут также утверждал, что в эти годы был королем части шведов. Примерно в то же время в Свеланде чеканились монеты имени Кнута. Все это позволяет предположить, что народы вокруг озера Меларен, возможно, на какое-то время изгнали Анунда Якоба и приветствовали Кнута. [22] Возможность кратковременного сюзеренитета Дании в Центральной Швеции вызвала серьезные споры; с одной стороны, монеты Кнута могли быть просто скопированы с англо-датских монет механическим способом, но с другой стороны, ряд нумизматов утверждали, что монеты слишком оригинальны в изготовлении, чтобы их можно было считать копиями. [23] Любопытно, что в Сигтуне также были найдены монеты, на которых написано, что шведский король Улоф Скётконунг был королём Англии. В любом случае король Анунд Якоб снова оказался у власти около 10:30.

Поддержка Магнуса Доброго

[ редактировать ]

Изгнанный Кнутом, Олаф II Норвежский отправился через Швецию в Киевскую Русь со своим сыном Магнусом . В 1030 году он предпринял попытку вернуть себе трон. Анунд Джейкоб предоставил ему отряд из 400 опытных людей и позволил ему набрать как можно больше людей из своего королевства. [24] План Олафа, похоже, заключался в том, чтобы обойти датский флот, обычно размещавшийся недалеко от Эресунна , и попытаться захватить тогдашнюю норвежскую столицу Нидарос напрямую, войдя через Емтланд . Снорри Стурлусон сообщает, что Анунд Якоб предоставил Олафу следопытов, которые провели его через коварную местность Даларны , чтобы добраться до тогдашней норвежской провинции Хярьедален . Однако Олаф был убит, сражаясь с норвежской крестьянской армией в битве при Стиклестаде в 1030 году. Пять лет спустя его сын Магнус приехал в Сигтуну в Швеции из Руси и встретился со своей мачехой Астрид Олофсдоттер , сестрой Анунда Якоба. Согласно рассказу Снорри, подкрепленному рядом современных скальдических стихов, Астрид защищала дело Магнуса на мероприятии в Анграре. Значительные силы шведских воинов собрались под командованием Магнуса, который вторгся в Норвегию через Хельсингланд в 1035 году. Предприятие имело большой успех, и претендент был провозглашен королем (Магнус I, Магнус Добрый). [25] Кнут Великий умер в том же году, и его сыновья лишились его способностей. Когда в 1042 году умер последний из них, Хартакнут , Магнус унаследовал и Данию. Политику Анунда Якоба по поддержанию баланса сил Северных стран можно увидеть в последовавшем за этим изменении повестки дня. Анунд Якоб держал племянника Кнута Свейна Эстридсена в качестве протеже и поддерживал его претензии на датский трон. Как рассказывают Снорри и Адам Бременский, Свейн неоднократно пытался установить свою власть в Дании, но каждый раз терпел поражение от короля Магнуса. После каждого поражения он находил убежище у Анунда Якоба в Швеции. Магнус умер в 1047 году и завещал Норвегию своему дяде Харальду Хардраде , при этом право Свейна на датский престол было признано. Несмотря на это, между Свейном и Харальдом разгорелась новая война, в которой Анунд Якоб, похоже, продолжал поддерживать Свейна. [26] Борьба все еще продолжалась, когда Анунд Джейкоб умер.

Восточная политика

[ редактировать ]

Русская летопись Нестора повествует, что «варягский князь» Якун , одетый в золотой плащ, в 1024 году возглавил шведскую экспедицию на восток, на другой берег Балтийского моря . Он предоставил военное подкрепление Ярославу I Мудрому (зятю Анунда Якоба). ) в битве против Мстислава Черниговского . Бой произошел во время грозы и закончился поражением союзников, и Якун отправился обратно за море. [27] По мнению Гудмунда Йорана Адлербета из Шведской академии (1802 г.), Якун был идентичен королю Анунду Якобу и был слепым. [28] Альтернативно, имя Якун могло соответствовать кому-то по имени Хокан , неизвестному в истории той эпохи. [29]

Анунд Якоб брал дань с балтийских народов, называемых земгалами или в саге об Ингварах с балтийским сеймгалиром. Племя какое-то время отказывалось платить налоги Олофу Скётконунгу, поэтому Олоф послал Анунда Якоба, своего сына, и Ингвара, чтобы восстановить налоговую систему. На трех кораблях они прибыли, чтобы убедить земгальских вождей продолжать платить налоги шведам, поскольку именно они были племенами в Прибалтике, которые отказывались платить такие налоги. Большинство земгальских вождей и их королей теперь согласились платить дань Швеции. Благодаря убедительным уговорам Ингвара земгалы и шведы пришли к соглашению.

Однако три племенных вождя земгалов отказались платить дань и вооружили свои войска, чтобы изгнать шведов. Последовала война, в которой шведы выиграли после смертоносных боев. Земгальский король предоставил Анумнду Якобу и Ингвару солдат для победы над мятежниками, а самый непокорный земгальский вождь был схвачен и повешен. Двум другим вождям удалось сбежать. После войны викинги или шведы отобрали у земгальских повстанцев много золота, серебра и драгоценных вещей. Ингвар стал самым могущественным вождем Швеции после короля.

Олоф Скётконунг получил дань от земгалов после войны.

Крупная экспедиция шведских викингов на восток под руководством Ингвара произошла около 1040 года и упоминается на большом количестве рунических камней из Центральной Швеции. Судя по надписям, предприятие оказалось в Серкланде (мусульманские земли на юго-востоке России), видимо, при катастрофических обстоятельствах. Поздняя исландская сага содержит множество фантастических подробностей об экспедиции.

Смерть и преемственность

[ редактировать ]
Камень короля Ане на предполагаемом месте захоронения короля Анунда Якоба

Правление Анунда Якоба традиционно датируется периодом с 1022 по 1050 год, но существует неопределенность относительно года его смерти. Вероятно, он был жив в 1049 году, поскольку Адам относит свою смерть к смерти датского принца Бьёрна, графа в Англии, в том же году; его сводный брат и преемник Эмунд наверняка правил Швецией летом 1060 года. [30] По словам Адама Бременского, Анунд Якоб был женат на некой Гунхильд , которая раньше могла быть женой Свена Эстридсена. [31] Адам не предполагает, что у них были дети, но более поздний летописец Саксон Грамматик (ок. 1200 г.) говорит, что супруга Свейна Эстридсена Гида была дочерью шведского короля, подразумевая Анунда Якоба. [32] предположили Биргер Нерман и другие Камень короля Ане , что король Анунд Якоб был похоронен там, где находится в Западном Готланде . [33]

два скальда Известно, что Анунду Якобу служили : Сигватр Тордарсон и Оттарр Сварти .

Сага о Хервараре XIII века завершается хроникой шведских королей, в которой кратко описывается правление Анунда Якоба:

Онундр был сыном шведского короля Олафа, который сменил его на посту короля и умер от лихорадки. В свои дни конунг Олав совершил паломничество в Стикластадир. Эймундром звали второго сына Олафа Сански, который сменил своего брата на посту короля. [34]

короля У шведского Олафа был сын по имени Энунд, который стал его преемником. Он умер в своей постели. В его дни пал король Олаф Святой при Стиклестаде . У Олафа Шведа был еще один сын по имени Эймунд , взошедший на престол после своего брата. [35]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Снорре Стурлусон (1992), Сказки о скандинавских королях: Сага об Олаве Святом . Стокгольм: Фабель», стр. 107, 127 (Сага об Олаве Святом, главы 88 и 94)
  2. ^ Адам Бременский (1984), История Гамбургской епархии и ее епископов . Стокгольм: Proprius, стр. 102–3 (книга II, глава 58).
  3. ^ Снорре Стурлусон (1992), Сказки о скандинавских королях: Сага об Олаве Святом . Стокгольм: Фабель, стр. 127 (Сага об Олаве Святом, глава 94).
  4. ^ Снорри Стурлусон (1992), стр. 158 (Сага об Олаве Святом, глава 114).
  5. ^ Н. Бекман, «Анунд Якоб», шведский биографический лексикон.
  6. ^ Адам Бременский (1984), стр. 103 (Книга II, глава 59).
  7. ^ Питер Сойер (1991), Когда Швеция стала Швецией . Алингсос: Виктория Бокферлаг, стр. 33.
  8. ^ Уве Моберг (1941), Олав Великий, Кнут Великий и Швеция . Лунд: Глирупс, стр. 205.
  9. ^ Снорре Стурлусон (1993), Сказки о скандинавских королях: Магнус Добрый Магнусу Эрлингссону . Стокгольм: Фабель, стр. 57 (Сага о Магнусе Добром, глава 33).
  10. ^ Адам Бременский (1984), стр. 111 (Книга II, глава 73).
  11. ^ Адам Бременский (1984), стр. 102 (Книга II, глава 57).
  12. ^ Снорри Стурлусон (1992), стр. 190, 198 (Сага об Олаве Святом, главы 132, 134).
  13. ^ Снорри Стурлусон (1992), стр. 231–7 (Сага об Олаве Святом, главы 145–149).
  14. ^ Снорри Стурлусон (1992), стр. 237–40 (Сага об Олаве Святом, главы 149–150).
  15. ^ Англосаксонские хроники
  16. ^ Снорри Стурлусон (1992), стр. 120 (Сага об Олаве Святом, глава 93).
  17. ^ Саксон Грамматик, Хроника Дании
  18. ^ Снорре Стурлусон (1992), с. 240 «Сага об Олаве Святом», глава 150.
  19. ^ Бо Греслунд (1986), «Кнут Великий и Свейрикет: Битва при Хельгео в новом свете», Скандия» 52: 2. [1]
  20. ^ Курт Вейбулл (1921), Швеция и соседние с ней северные державы в раннем средневековье . Лунд: Глируп, стр. 150.
  21. ^ Англосаксонские хроники [2] .
  22. ^ Н. Бекман, «Анунд Якоб», шведский биографический лексикон.
  23. ^ Бо Греслунд (1986), стр. 213–6.
  24. ^ Адам Бременский (1984), стр. 104 (Книга II, глава 61).
  25. ^ Снорре Стурлусон (1993), Сказки о скандинавских королях: Магнус Добрый Магнусу Эрлингссону . Стокгольм: Фабель, стр. 19–25 (Сага о Магнусе Добром, главы 1–5).
  26. ^ Адам Бременский (1984), стр. 113, 137–8 (Книга II, глава 78, Книга III; главы 12–13); Снорри Стурлусон (1993), стр. 48–62 (Сага о Магнусе Добром, главы 29–37); Пер Свеаас Андерсен (1977), Объединение Норвегии и христианизация страны 800-1130 гг . Берген: Университетское издательство, стр. 165.
  27. ^ А. Норрбак, Хроника Нестора . Стокгольм: Норстедт и Сёнер, 1919, стр. 90.
  28. ^ Информация в истории короля Анунда Джейкобса из русских действий в Кинге. Vitterhets Historie och Antiquitets Akademiens Handlegar, Стокгольм, 1802 г., стр. 61.
  29. ^ Эрнст Куник (1844), Призвание шведского Родсена финнами и славянами . Санкт-Петербург: Императорская Академия наук [3]
  30. ^ Адам Бременский (1984), стр. 138, 275.
  31. ^ Адам Бременский (1984), стр. 189 (Книга III, Схолион 66).
  32. ^ Саксон Грамматик, Хроника Дании
  33. Статья заархивированная 30 августа 2021 г. в Wayback Machine Марианной Густафссон, Фрамместад . для деревни
  34. ^ Сага о Хервараре и издание Хейдрека , Гудни Йонссона и Бьярни Вильялмссона в «Norrøne Tekster og Kvad». Архивировано 8 мая 2007 г. в Национальной и университетской библиотеке Исландии.
  35. ^ Сага о Херворе и Хейтреке в «Истории и баллады о далеком прошлом», перевод с норвежского (исландского и фарерского) Н. Кершоу. Кембридж в University Press, 1921. Архивировано 27 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Анонсировать Якоба
Родился: 25 июля 1008 или 1010 г.   Умер: 1050 г.
Царственные титулы
Предшественник Король Швеции
1022–1050
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee6085d87aa27a373b83578b5679f550__1722687960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/50/ee6085d87aa27a373b83578b5679f550.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anund Jacob - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)