Зигфрид Швеции
Святой Зигфрид | |
---|---|
Статуя Святого Зигфрида в соборе Векшё | |
Апостол Швеции | |
Рожденный | Неизвестно (10 век) Англия |
Умер | Неизвестно (11 век) Векшё |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Англиканское сообщество |
Главный храм | Векшё |
Праздник | 15 февраля |
Атрибуты | епископ с тремя отрубленными головами; епископ несущий три хлеба (ошибка глав); крещение короля Швеции Улофа; путешествие на корабле с двумя другими епископами; епископу угрожают бесы, |
Покровительство | Швеция |
Святой Зигфрид Шведский ( шведский : Sigfrid , латинский : Sigafridus , древнескандинавский : Sigurðr , древнеанглийский : Sigefrið/Sigeferð ) был епископом-миссионером в Скандинавии в первой половине 11 века. Родом из Англии, святому Зигфриду в списках королей и агиографии позднего Средневековья приписывают крещение первого стойкого христианского монарха Швеции Улофа Скётконунга . [ 1 ] Скорее всего, он прибыл в Швецию вскоре после 1000 года и провел обширные миссии в Гёталанде и Свеланде . [ 2 ] В течение нескольких лет после 1014 года, после своего возвращения в Англию, Зигфрид жил в Тронхейме , Норвегия. [ 3 ] Однако его положение там стало несостоятельным после поражения Олафа Харальдссона . [ 4 ]
Находясь в Норвегии, Зигфрид продолжал участвовать в христианизации Швеции , которой посвятил остаток своей жизни. [ 5 ] По шведской и исландской традиции он удалился в Веренд . [ 6 ] Позже Зигфрид умер в Векшё в неизвестную дату при жизни Адама Бременского . [ 7 ] Место захоронения Зигфрида в Векшё стало центром культа. [ 8 ] Согласно заявлению Йоханнеса Вастовиуса , писателя- антиквара 17 века, [ 9 ] Зигфрид был канонизирован папой Адрианом IV в. 1158. Его праздник — 15 февраля. [ 10 ]
Зигфрида поминают в англиканской . 15 февраля церкви [ 11 ]
Историческая справка
[ редактировать ]В девятом веке Анскар , «Апостол Севера», уже совершил миссионерское путешествие в Швецию и нашел христиан среди находившихся там в плену. [ 12 ] Впоследствии архиепископы Гамбург-Бременские , как преемники Анскара, на основании папских документов, которые сейчас считаются различной степени достоверности, считали себя также ответственными за евангелизацию Крайнего Севера. [ 13 ] Попытки принести христианство в Швецию спорадически продолжались на протяжении девятого и десятого веков. [ 14 ] со значительным успехом, о чем, в частности, свидетельствует археология Вестергётланда. [ 15 ]
В то время Шведское королевство включало Свеаланд на севере и Гёталанд на юге, а также провинции, граничащие с Норвегией, и различные прибрежные острова, включая Готланд . [ 16 ] В течение короткого периода после битвы при Сволдере (1000 г.) король Швеции контролировал значительную часть Норвегии. [ 17 ] и на протяжении всего периода миссий Зигфрида контроль над Сконе оспаривался между Швецией и Данией. [ 18 ] Однако Шведское королевство в целом долгое время оставалось консервативным бастионом традиционного нордического политеизма, защищаясь от христианских миссий законом, запрещающим насильственное обращение в веру. [ 19 ] Разрушение главного культового центра Тора, Водана и Фрикко в Уппсале произошло только в конце одиннадцатого века. [ 20 ] и полная христианизация королевства пришлось отложить до двенадцатого века. [ 21 ]
Таким образом, карьера Зигфрида принадлежала к периоду, когда ни одна из этих целей еще не была достигнута, но его успеха, славы и влияния на молодых миссионеров, тем не менее, было достаточно, чтобы заслужить признание его как главного «апостола Швеции». То, что он также работал в Норвегии, что совершенно не очевидно из его агиографии, утверждает как факт Адам Бременский: [ 22 ] в то время как анонимная Historia Norvegie дополнительно сообщает, что Зигфрид был перевезен из Англии в Норвегию вместе с другими епископами будущим королем и святым Олафом Харальдссоном. Вероятно, это произошло осенью 1014 года. [ 23 ] Он посещал Бремен как минимум два раза; один из них датируется, возможно, ок. 1015, [ 24 ] а другой, более определенно, к c. 1030. [ 25 ] В первом случае он доверил обучение своему протеже по имени Осмунд в школах Бремена; что касается последнего, он принес архиепископу Гамбург-Бременскому хорошие новости об успехе его последних миссий в Швеции. Две шведские епархии , Векше и Скара , называют святого Зигфрида своим епископом-основателем. [ 26 ]
Проблематичный характер свидетельств о деятельности святого Зигфрида.
[ редактировать ]Утверждения о жизни святого Зигфрида, которые можно считать безупречными, трудно найти ни в средневековых первоисточниках, ни в современных справочниках; Ученые сходятся во мнении, что о нем можно с уверенностью сказать очень мало. [ 27 ] Основная трудность для историков заключается в том, что ни одна переписка этого миссионера-первопроходца не сохранилась, и, насколько нам известно, ни один из его коллег по скандинавской миссионерской деятельности не написал мемуаров, описывающих его достижения. Хотя почти немыслимо, чтобы какой-либо важный руководитель миссии дореформации, родом из Англии, приступил к своей работе без папской аккредитации, [ 28 ] Что касается святого Зигфрида, то нет известных записей о его отношениях с Римом, королями или архиепископами Англии. Уничтожение пожаром в 1069 году архивов Йоркского собора. [ 29 ] не позволило восстановить в деталях историю скандинавских миссий, отправленных из Англии до этой даты. [ 30 ]
Агиографические рассказы о работе Зигфрида в Швеции
[ редактировать ]
Источники, свидетельствующие о деятельности святого Зигфрида — жития позднего средневековья, списки королей Швеции и списки епископов шведских епархий — сегодня обычно отвергаются академическими историками как в Швеции, так и в англоязычном мире как сомнительные. . [ 31 ] Два основных латинских Vitae открываются эпизодом, в котором король Свеара (или Готара) по имени Олавус отправляет послов к королю Англии по имени Милдред с просьбой послать в его страну христианских миссионеров. Зигфрид, «архиепископ Йоркский», отвечает положительно. [ 32 ] Гораздо менее бросающим вызов современным скептическим взглядам являются предания о том, что вскоре после своего первого прибытия в Швецию святой Зигфрид получил землю для церкви от новокрещеного короля Олава в Хусаби (в Вестергётланде, недалеко от Скара), [ 33 ] а также еще два поместья, названные Хофф и Тюрбю, в окрестностях будущего города Векшё, на этот раз в качестве судебной компенсации за убийство трех его племянников, которые помогали ему в его миссии. [ 34 ] В Витах они названы как Унаман (священник), Сунаман (дьякон) и Винаман (иподиакон). [ 35 ] Сообщается, что их отрубленные головы, намеренно брошенные убийцами в озеро, были чудесным образом обнаружены, за исключением тел, их дядей. [ 36 ] Еще до тройного убийства ангел во сне поручил Зигфриду построить церковь в месте под названием Острабо, позже известном как Векшё. [ 37 ]
В то время как агиографы позднего Средневековья описывают первые дни Зигфрида в Швеции довольно подробно, с чрезвычайной точностью в отношении имен и мест, большая часть его последующей долгой миссионерской карьеры в Шведском королевстве очерчена в дошедших до нас житиях с раздражающей неопределенностью и с раздражающей неопределенностью. нет никаких упоминаний о каких-либо поездках и пребываниях, которые он мог совершить где-либо за пределами этой страны после своего первого путешествия туда из Англии через Данию. Вита I завершается сообщением о том, что гораздо позже в своей жизни он решил поехать в Веренд , «самый южный район Гёталанда». [ 38 ] для выхода на пенсию, где он, будучи очень старым человеком, умер в Векшё. [ 39 ] Эта традиция также затрагивается в списках епископов Скара позднего Средневековья. [ 40 ] и в исландской сказке, также позднесредневековой, о составном персонаже саги по имени епископ Сигурд. «Сигурд», по-видимому, представляет собой смесь Сигеварда, также известного как Йоханнес, первого из трех епископов из Англии, о которых Адам Бременский сообщил, что они базировались в Тронхейме, и [ 41 ] и третий такой епископ, которого можно назвать нашим святым Зигфридом. Исландский текст добавляет подробности о кончине епископа Сигурда в Веренде, что может указывать на доступ его автора к более богатым достоверным сведениям о святом Зигфриде, чем мы имеем, но, к сожалению, здесь не только слово «Варенд» ошибочно принимается за название города, но и другие рассказы того же автора о епископе Сигурде - его походе в Иерусалим и его мужественном противостоянии с язычниками Сигтуны - слишком романистичны по своему подходу, чтобы вызвать доверие осторожных ученых. [ 42 ]
Вита II утверждает, что Зигфрид основал отдельные епископства для западной и восточной частей Гёталанда, а также, дальше на север, в Свеланде, для Уппсалы и Стренгнеса. [ 43 ] Хотя нет ничего невероятного в предположении, что святой Сигфрид «из Англии» (предположим, что ему было дано папское разрешение и статус миссионерского архиепископа) мог последовать примеру святых Августина, Виллиброрда и Бонифация в рукоположении епископов для сельских регионов и В населенных пунктах его миссионерского поля в Северной Европе эти сообщения об основании епископства обычно не воспринимаются всерьез. И дело не только в том, что агиографический контекст, в котором они представлены, легко отбросить как ткань лживых рассказов: сами сообщения, похоже, противоречат описанию шведской церковной истории, представленному Адамом Бременским, гораздо более ранним и, по-видимому, более надежный авторитет. Однако эти соображения не обязательно приводят к убедительному опровержению. [ 44 ]
Значения
[ редактировать ]По хронологическим причинам святого Зигфрида Шведского невозможно отождествить с Сигефридом, монахом из Гластонбери, чья деятельность в качестве миссионерского епископа в Норвегии относилась ко временам английского короля Эдгара (даты правления 959–975). [ 45 ] Несмотря на большую путаницу, вызванную исландскими источниками, этого святого Зигфрида также необходимо четко отличать от Сигеварда (также известного как Йоханнес), ведущего епископа в Норвегии Олафа Трюггвасона в конце десятого века, которого весьма вероятно можно отождествить с епископом-миссионером. по имени «Сивард», который удалился в монастырь Рамсея в аббатство Эднот (993 – ок. 1008). [ 46 ]
С другой стороны, кажется безопасным отождествить Зигфрида шведской агиографии и традиций епископского списка с «Сигафридом» Адама Бременского, миссионером в Швеции, а также в Норвегии. Однако также можно идентифицировать шведского апостола и «епископа норвежцев» с Сигефердом, епископом Линдси, подписавшим некоторые хартии Этельреда II примерно во времена тысячелетия. [ 47 ]
В его агиографии святой Сигфрид Шведский проблематично описывается как занимавший должность архиепископа Йоркского. [ 48 ] Возможно, Сигеферд из Линдси мог быть избран на эту должность в конце весны 1002 года, после смерти архиепископа Элдвульфа, но из-за призыва к евангелизации Швеции подал в отставку до интронизации, после чего Вульфстан, епископ Лондона, занял его место в Йорке. Тщетно ищут архиепископа Йоркского, подписавшего английские королевские хартии летом 1002 года. [ 49 ] Но возможность того, что один из них был назначен только для того, чтобы исчезнуть за границей, конечно, не подлежит доказательству. Альтернативные гипотезы относительно предполагаемого архиепископского звания святого Зигфрида могут быть обоснованно обсуждены, как и в прошлом. [ 50 ]
Взгляд Адама Бременского на миссии в Швецию
[ редактировать ]Адам Бременский , магистр бременских школ в третьей и четвертой четверти XI века, писал о миссионерской деятельности в Скандинавии в контексте истории архиепископства Гамбург-Бременского, Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum. Неудивительно, что на первый план он выдвигает миссии, отправленные архиепископами этой провинции, которые считали себя законными наследниками святого Анскара и утверждали, что на них возложена исключительная ответственность за евангелизацию Крайнего Севера в папских документах различной степени достоверности. [ 51 ] Согласно рассказу Адама, единственной епархией, основанной в Шведском королевстве в первой половине XI века, была епархия Скара в Гёталанде, подаренная Олофом Скётконунгом в последние годы его жизни вместе с Тюрготом, кандидатом от архиепископа Унвана Гамбург-Бременского. , как его первый епископ. [ 52 ] Лишь в 1060-х годах архиепископ Гамбург-Бременский предпринял еще одну попытку основать епископство в Швеции, на этот раз в Сигтуне в Свеланде, и эта попытка провалилась. [ 53 ] Причиной этой неудачи, по мнению Адама, было языческое противодействие, и нам не следует сомневаться, что это было одним из факторов. Но другой причиной могло быть благосклонность, с которой «английские» миссионеры, в отличие от миссионеров, отправленных из Бремена, стали пользоваться уважением среди населения Свеланда, которое к тому времени приняло христианство. Сведения о рунических мемориальных камнях, датируемых соответствующим периодом, позволяют предположить, что таких людей уже было довольно много. [ 54 ]
Дата (не указанная Адамом) основания Скарской епархии, по-видимому, была ок. 1020 год, если судить по традициям о почти одновременных событиях, изложенных в «Саге о Святом Олафе» Снорри Стурлусона. [ 55 ] Епископ Тюрго, проработав неустановленный период времени среди Гётаров, по какой-то необъяснимой причине был отозван в Бремен, где он заболел и умер в ок. 1030. [ 56 ] Человек, назначенный его преемником, Готскальк, аббат Рамельсло, отказался когда-либо покинуть свой северогерманский монастырь и отправиться в Швецию. [ 57 ] и результатом стала виртуальная вакансия в Скаре. Похоже, это длилось более четверти века и закончилось только со смертью Готскалка в ок. 1055 г. и возможное вступление на престол епископа Адальварда I в ок. 1058. [ 58 ] Будучи избранным епископом, Адалвард, бывший декан Бремена, сначала должен был свергнуть Осмунда, придворного епископа Эмунда, короля Швеции, который, как было обнаружено, вел себя так, как если бы он был архиепископом этой страны. Более того, поначалу Осмунду удалось заявить, что у него больше прав на церковное первенство в Швеции, чем у Адальварда, который имел на свою миссию только разрешение Гамбурга-Бремена, а не Рима. [ 59 ]
Судя по рассказам Адама, епископ Осмунд получил образование в школах Бремена под покровительством Сигафрида, епископа норвежцев. [ 60 ] предположительно, тот самый третий епископ в Тронхейме, известный также своими миссиями в Швецию. [ 61 ] На основании этого инцидента можно предположить, что этот епископ Зигфрид, хотя и был родом из Англии, был склонен поддерживать хорошие дипломатические отношения с Гамбургско-Бременским архиепископством. Еще одним свидетельством его учтивости по отношению к властям в Бремене является тот факт, что он находился там с визитом, сообщая о своих успехах в Швеции, в момент смерти и похорон Тюрго. [ 62 ] Но очевидно, что он не был назначенцем архиепископа Гамбург-Бременского. Не был также и его протеже и очевидный преемник Осмунд, который, заявив о разрешении папы на принятие на себя архиепископской роли в Швеции в середине 1050-х годов, навлек на себя обвинения в неподчинении и неблагодарности по отношению к архиепархии, которая дала ему образование. [ 63 ]
Адам, историк этой архиепархии, обладал достаточно широким кругозором, чтобы во многих случаях признавать важную роль, которую сыграли миссионеры, посланные из других мест, помимо Бремена, в евангелизации Крайнего Севера. Он ручается именно за славу Зигфрида. [ 64 ] Но его информация о процессах евангелизации Норвегии и Швеции была импрессионистской, неоднородной, а иногда и устаревшей, поскольку была получена из вторых рук от много путешествующих посетителей Бремена, а не в результате личных поездок и установления фактов.
Его самым выдающимся информатором был Свейн Эстритсен, король Дании, который провел свои военные дни на службе у Анунда Якоба, сына и наследника Олофа Скётконунга. [ 65 ] Свейн Эстритсен питал большое уважение к миссионерам, работавшим среди «варваров» в отдаленных частях территории, которую архиепископство Гамбург-Бремен считало своей провинцией, указав однажды архиепископу Адальберту, что они имели явное преимущество перед духовенством из Бремена, прибывая из культурного происхождения, которое дало им близость и общий язык со своими потенциальными новообращенными. [ 66 ] Англо-скандинавы были бы среди людей, которые он имел в виду, наряду с христианами датской, норвежской или шведской национальности. Общее впечатление, которое сложилось у Адама, скорее всего, от Свейна Эстритсена, заключалось в том, что «среди норвежцев и шведов, поскольку насаждение христианства является чем-то новым, до сих пор не были назначены епархии с фиксированными границами, но все епископы избирались король или население объединяются, чтобы построить церковь и, путешествуя по региону, привлечь к христианству как можно больше людей и управлять ими без злобы, пока они живы». [ 67 ] Таким образом, Адам подчеркивает мобильность и адаптируемость миссионеров, лидером которых, по-видимому, был святой Зигфрид, а также совместный характер их предприятий. Он не упоминает конкретных названий мест в Швеции, где епископы ставились в церкви по общему согласию. Но это не означает, что Зигфрид не мог быть инициатором строительства церквей в Уппсале и Стренгнесе, которые с самого начала задумывались как, по крайней мере, потенциальные соборы этих городов и окружающей их сельской местности - или что он мог этого не делать, исходя из Вначале предполагалось, что недавно приобретенные церковные владения в Хусаби и в округе Веренд станут штаб-квартирой для двух отдельных миссий, направленных на два основных сектора, на которые был разделен Гёталанд. Вопрос о том, имели ли отчеты об основании епископства в «Вите Сигфриди II» фактическую основу, назрел для пересмотра.
Последовательность событий миссионерской деятельности святого Зигфрида: попытка реконструкции
[ редактировать ]
Средневековые первоисточники единодушны в утверждении, что святой Сигфрид происходил из Англии (лат. Anglia ), причем «Англия» — географический термин, который для Адама Бременского означал весь большой остров, известный римлянам как Британия, в отличие от Ирландии. (Hibernia) «слева от него». [ 68 ] Ни в одном из сохранившихся досовременных текстов не содержится никакой информации о точном месте рождения Зигфрида в Англии или о какой-либо привязанности, которую он мог иметь к монашеской общине, английской или континентальной.
Агиографические традиции о первом прибытии святого Зигфрида в Шведское королевство предполагают политическую подоплеку, в которой король по имени Олав, желавший принятия своей страной католического христианства, правил королевством, включавшим как Свеаланд, так и Гёталанд. В то же время Англией и Данией правили два отдельных короля, а не один, как это было во время правления Кнута, который в конечном итоге получил контроль над Норвегией, а также над Англией и Данией. Таким образом, сценарий, возникший в проблемных первых эпизодах «Житий святого Зигфрида», наводит на мысль о ситуации, возникшей сразу после битвы при Сволдере в 1000 году, когда Этельред II был королем Англии, а датский король Свейн Вилобородый и его шведский коллега , Олоф Эрикссон Скётконунг, недавно заключили договор, соглашаясь продвигать христианство в своих странах и распространять его за рубежом. [ 69 ] Поэтому гипотетически можно предположить дату первого прибытия святого Зигфрида в Швецию и начала его миссионерской деятельности в начале первого десятилетия нового тысячелетия.
Вещественные свидетельства англосаксонского христианского влияния на Улофа Скётконунга с начала его правления в ок. В его чеканке можно найти 995. [ 70 ] Распространение моды на (в основном христианские) рунические камни к северу от Дании свидетельствует об интенсивной миссионерской деятельности, особенно в Гёталанде в первой четверти одиннадцатого века. [ 71 ] Это период, к которому также могут относиться самые ранние из фрагментов литургических рукописей английского происхождения, найденных в Швеции, хотя существует много споров по поводу датировки конкретных примеров. [ 72 ]
Основное пребывание Зигфрида в Норвегии, очевидно, пришлось на годы правления Олафа Харальдссона. [ 73 ] который захватил там трон в 1015 году. По данным анонимной Historia Norvegie , [ 74 ] Зигфрид — так звали одного из четырех епископов, перевезенных через Северное море из Англии в Норвегию этим морским военачальником, вероятно, осенью 1014 года, после эпизода, когда он помог вернуть Этельреда II на английский престол. Поэтому вполне вероятно, что в сагах-повествованиях Снорри Стурлусона действия, приписываемые епископу Сигурду во время правления Олафа Харальдссона (Святого Олафа), отражают реальные события норвежского служения святого Зигфрида, тогда как действия, приписываемые идентичному Названный епископ в саге об Олафе Трюггвасоне отражает достижения более раннего английского епископа Сигеварда, также известного как Йоханнес.
Зигфрид был «епископом норвежцев» в то время, когда он доверил будущему епископу Осмунду школы Бремена. [ 75 ] Дата рождения Осмунда ок. О дате 1000 года свидетельствует тот факт, что он казался монахам Эли «старым», когда он провел свой отдых в их компании в период между 1057 и 1072 годами. [ 76 ] Возможно, Зигфрид привез юного Осмунда через Северное море из Англии в конце 1014 года и в следующем году отвез его в Бремен. Но можно представить и другие последовательности событий, а значит, и другую хронологию.
Королевское неудовольствие со стороны Улофа Скётконунга является наиболее вероятным объяснением отъезда Зигфрида из Шведского королевства обратно в Англию, а затем в Норвегию. [ 77 ] Конечно, в ц. В 1020 году, когда этот король, удалившись в Гёталанд, решил основать новое епископство в Скаре, он искал епископа именно в Бремене, а не в Англии. Но смерть Улофа Скётконунга, [ 78 ] достаточно скоро последовавший отзыв Тюрго, епископа Скара, в Бремен, изменил церковно-политическую ситуацию в Швеции таким образом, что мог бы побудить Зигфрида уже в середине 1020-х годов снова обосноваться исключительно на своей старой миссии. поле.
Последнее появление в Норвегии епископа Сигурда в саге Снорри об Олафе «Хельга», глава 120, косвенно приурочено к десятому году правления Олафа Харальдссона Норвежского (1025 г.); В главе 114 сообщается, что смерть Олофа, короля Швеции, произошла раньше. Нам нет нужды предполагать, что назначение Зигфрида третьим епископом, базирующимся в Тронхейме, связывало его исключительно с Норвегией: вполне вероятно, что все это время он имел право навещать своих коллег, работавших по другую сторону норвежско-шведской границы — учитывая, что Олаф Харальдссон, как говорят, поощрял епископов, которых он переправил через Северное море, отправиться в «Свеаланд, Гёталанд и все острова за пределами Норвегии». [ 79 ] Адам Бременский особо утверждает, что епископ Зигфрид проповедовал и шведам, и норвежцам «бок о бок» ( лат. «iuxta» ). [ 80 ] Путешествие от одного поля миссии к другому, хотя и было трудным, если бы оно осуществлялось по суше, было бы достаточно легким на корабле. Так что, возможно, Зигфрид все еще базировался в Норвегии во время поражения Олафа Харальдссона от Кнута Датского и Анунда Якоба Шведского в битве на Святой реке (1027 г.). Но после этого за приходом к власти в Норвегии Кнута последовала радикальная смена церковного руководства, которая сделала бы прежнее положение Зигфрида в Тронхейме несостоятельным. [ 81 ] К ц. В 1030 году он мог вспомнить большие успехи именно на своей шведской миссионерской деятельности, о которых он смог сообщить архиепископу Либенцию, когда — в компании с двумя со-епископами, Одинкаром Младшим из Дании и Рудольфом из Норвегии — он сделал учтивое обращение визит в Бремен во время похорон епископа Тюрго. [ 82 ]
Передвижения Зигфрида после этого визита не зафиксированы, за исключением его возможного переезда в Веренд. О периоде, предшествовавшем его отставке, Вита I сообщает нам лишь следующее: «Он объездил все части Швеции, проповедуя, крестя и обращая людей в веру Христову, а также призывал тех, кого он наполнил верой святыми увещевания о том, что им следует проявлять настойчивость, ибо они получат вечную награду от Бога. В частности, он строил церкви, рукополагал священнослужителей и давал им указания приобретать людей для Господа проповедью и крещением». [ 83 ]
К 1030 году Зигфрид, вполне возможно, уже достиг возраста, подходящего для выхода на пенсию из жизни, полной столь требовательной деятельности. Однако отказ избранного епископом Готскалька поселиться в Гёталанде привел к длительному кризису руководства в недавно основанной Скараской епархии, и есть некоторые свидетельства того, что Зигфрид, предположительно обосновавшийся в Хусаби, первым вмешался в нарушение.
В списках епископов Скары позднего Средневековья «Святой» Зигфрид «из Англии» упоминается как первый епископ епархии – без упоминания Тюрго, не говоря уже о Готскальке. [ 84 ] Зигфриду также приписывают разграничение погостов для трех соседних крошечных деревень в Вестергётланде: Фриггерокер, (Остра) Герум и Агнестад. Этот инцидент вряд ли произошел до того, как христианизация в окрестностях Скара достигла продвинутой стадии, вероятно, в 1020-х или начале 1030-х годов. К тому времени специалисты по рунам полагают, что в Вестергётланде, хотя и не дальше на север Шведского королевства, от старого обычая воздвигать придорожные рунические памятники умершим в значительной степени отказались в пользу захоронений на погосте. [ 85 ] Этот эпизод о трёх деревенских погостах звучит как кратковременное поручение отсутствующего архиерея. После этого случая, как гласит традиция, Зигфрид отправился в Варенд. Возможно, об этом запомнили в Скаре, потому что это было его последнее действие в Вестергётланде.
Далее в списке епископов подразумевается, что Зигфрид на самом деле никогда не «сидел» епископом в Скаре. Лишь на более позднем этапе кризиса «вакансии на престоле» епископ Осмунд, предположительно протеже Зигфрида, отважился на это, после того как ему было предоставлено место жительства на бывшей общественной земле, прилегающей к земле настоятеля, предположительно с согласия настоятеля. местное население и Кафедральный капитул. [ 86 ] С англофильской точки зрения, выраженной в «Жизнеописании Сигфриди II», этот шаг представлял собой перенос епископской кафедры по прошествии длительного времени от Хусаби к Скаре. [ 87 ]
К сведениям, переданным в «Житии I» Сигефрида, о том, что он умер и был похоронен в Векшё, [ 88 ] позднесредневековый автор саги об Олаве Tryggvasonar en mesta добавляет анекдот о епископе Сигурде, действие которого происходит в «городе под названием Варенд». В этой истории утверждается, что перед своей смертью в глубокой старости епископ немного забыл о тонкостях церковной дисциплины. Но хотя в дореформационную эпоху, несомненно, были в обращении более полные описания жизни святого Зигфрида, чем сейчас, уже было дано предостережение не доверять репортажам этого конкретного исландского автора.
Ни один первоисточник не дает точной даты кончины Зигфрида. Единственная достаточно надежная хронологическая находка, выведенная из дошедших до нас свидетельств, заключается в том, что Зигфрид жил в Векшё или рядом с ним в отставке в течение значительного количества лет после своего присутствия, около 1030 года, на похоронах в Бремене епископа Тюрго.
Преемники
[ редактировать ]Что касается Тронхейма, Адам Бременский называет Тольфа и Сивардуса, назначенцев Гамбурга-Бремена, преемниками трех первых епископов, все из которых прибыли «из Англии». [ 89 ] «Тольф», возможно, был Трольфом (Торульфом), епископом, которому, согласно Адаму, было поручено управлять Оркнейскими островами (дневное морское путешествие от Тронхейма), [ 90 ] в то время как «Сивардус», кажется, отождествляется с датским епископом «Сигурдом», который, по словам Снорри, был назначен Кнутом придворным епископом ярла, который стал его первым регентом в Норвегии, но стал настолько непопулярным из-за своего унижения Олафа Харальдссона, что он покинул Норвегию, после чего Гримкель, предшественник Зигфрида в Тронхейме, был отозван из миссии в горах, чтобы заменить его. [ 91 ]
То, что Зигфрид, даже после выхода на пенсию, продолжал быть директором христианской миссии в Швеции, консультируя молодое духовенство в выборе области миссионерской деятельности, является следствием агиографических традиций, связывающих его со святым Эскилом из Стренгнеса и святым Давидом из Вестероса. [ 92 ] Эти два святых занимали видное место среди миссионеров английского происхождения, которые продолжали работу Зигфрида в Свеланде в период, последовавший за изгнанием епископа Осмунда (скорее всего, в 1057 г.) и последующей неудачей в ок. 1060 г. — попытка архиепископа Адальберта основать новую епархиальную кафедру в Сигтуне. Что касается Гёталанда: утверждается, что некоторые из епископов одиннадцатого века в списке преемственности епископов Скара были выходцами из Англии, хотя другие определенно не были.
Проблема заключается в том, что в списках епископов Скара говорится, что непосредственным преемником Зигфрида в Вестергётланде был «архиепископ Унни» или «Святой Унно», при этом уточняется, что он был англичанином, забитым камнями. [ 93 ] Ученые-критики должны решить, следует ли считать его реальной исторической фигурой некоторой важности или вымышленным дублетом архиепископа Гамбурга-Бремена X века. [ 94 ] который умер в Швеции. Говорят, что Осмунд стал его преемником. В списке епископов Векшё Осмунд назван непосредственным преемником Зигфрида, но в списке есть очевидные пробелы, поскольку он перескакивает с «первого» на «третьего» преемника Зигфрида. [ 95 ] Возможно, и здесь имя «Унни»/«Унно» когда-то появилось раньше имени Осмунда, но было удалено кем-то, кто считал его вымышленным.
Вопрос о конфликте церковных интересов между Гамбургом-Бременом и Англией в отношении Швеции, вызванный успехом собора святого Зигфрида, не был окончательно решен до двенадцатого века, когда в самой Скандинавии были созданы новые архиепископства, последовательно в Лунде ( 1104 г.), Тронхейм (1152 г.) и Упсала (1162 г.). Будучи папским легатом в Скандинавии в 1150 году, Николас Брейкспир, будущий папа Адриан IV , сыграл важную роль в продвижении последней части процесса, который привел к окончательному урегулированию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том I, стр. 8 для списков королей; том. II, часть I, стр. 356, 368 для агиографических справок; обсуждение этой традиции и альтернативных объяснений крещения в Fairweather 2014, стр. 140–154.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 181–194.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 198–205,
- ^ См. Адама Бременского 4.34; 4,37; Снорри, сага Олафа Хельга, глава 217.
- ^ Адам Бременский 2.57; 4.34.
- ^ Scriptors Rerum Suecicarum Medieval vol. II, часть 1, с. 364 и том. III, часть II, 112,115 (англ. пер. в Fairweather 2014, стр. 210; также исландские предания о епископе Сигурде в саге Олафа Трюггвасонар и мастер-ред. Халлдорсона, том III, стр. 57-64; пер. Майкл Тейлор и др. в Fairweather 2014, стр. 334–8.
- ^ Адам Бременский 4.34.
- ^ Оберг 2007, стр. 9–16.
- ^ Вастовиус (1623), с. 32.
- ^ Оберг 2007, стр. 13.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ↑ Римберт, Жизнь святого Анскария, 9–12.
- ^ Тексты в Куршмане, 1909 г.; обсуждение в Knibbs 2011.
- ^ Адам Бременский 1, 60-3 (Унни); 2.23 (Лиафдаг и Одинкар).
- ^ Вретемарк и Аксельссон 2008.
- ^ Некоторые ранние представления о составе Шведского королевства см. в «Хрониках Эрика Олаи» в Scriptores Rerum Suercicarum Medii Aevi, vol. II, часть I, с. 13, где различаются «Королевство Швеция», «королевство готов» и «королевство Вермиланд».
- ^ См. Снорри, Сага об Олаве Тригвасонар, 123.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 79–87, 341–346.
- ^ Адам Бременский 2.58.
- ↑ Сага о Хервараре, глава 16, Толкин, 1960.
- ^ Биргит и Питер Сойер, 1993 г.
- ^ Адам Бременский 4.34 ср. 2,57; 3.15.
- ^ См. Кэмпбелл, 1949, стр. 69–79; Фэйрвезер 2014, с. 199.
- ^ Адам Бременский 3.15; Fairweather 2014, стр. 218–9.
- ^ Адам Бременский 2.64; Фэйрвезер 2014; стр. 205-6
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. III, часть II, с. 129 (Векшё); стр. 112, 115 (Скара).
- ↑ Критическое рассмотрение доказательств см. в Schmid 1931 and 1942; Ларссон, 1964 г.; Абрамс 1995, стр. 233–4; Fairweather 2014, стр. 176–217.
- ^ См. Talbot 1954 — за тексты, касающиеся карьеры некоторых ранних миссионеров из Англии, отправленных в германские земли.
- ^ см. Norton 2004, стр. 207–34; Рейн 1874–94, т. 1, с. II. стр. 98, 361.
- ^ Об ответственности Йорка за миссии на Север несколько позже см. Raine 1874-94, vol. II, с. 363.
- ^ См., например, Шмид (1931, 1942), П. Сойер (1988), Абрамс (1995).
- ^ Вита I, стр. 346-8; Житие II, стр. 365–6; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 181–189.
- ^ Вита I, стр. 368; Йоханссон 1986, 6; 404 ф.
- ^ Жизнь I, с. 362
- ^ Жизнь I, с. 350; Жизнь II, с. 369
- ^ Вита I, с. 360; Житие II, стр. 369-70; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 190–192.
- ^ Жизнь I, стр. 352-6 ср. Жизнь II, с. 369.
- ^ Так описано в Vita 1, с. 350)
- ^ Жизнь I, с. 364
- ^ Шведские писатели средневековья, 2014, том. III, часть II, стр. 112-3; 115; Английские переводы епископа Ларса-Йёрана Лённермарка в Fairweather 2014, стр. 210
- ^ Адам 4.34
- ^ Сага об Олафе «Величайшее Трюггвасона» (OSTEM), изд. Халлдорссон 1958–2000, Том. III, стр. 57-64; Английский перевод Майкла Тейлора и др. в Fairweather 2014, стр. 334–8.
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. II, часть 1, с. 369-70
- ^ Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 206-7.
- ^ Уильям Малмсберийский, О древности церкви Гластонбери, глава 67; обсуждение в Fairweather 2014, стр. 176
- ^ Госселин, Чудеса Святого Иоанна в Данне Макрее 1886, стр. ликс - лкси
- ^ Сигеферт 20 в онлайн-базе данных Просопографии англосаксонской Англии
- ^ Например, Scriptores Rereum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть I, стр. 348 366.
- ^ Англосаксонские уставы: Электронный Сойер, www.esawyer.org.uk
- ^ Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 187-9.
- ^ См. Куршманн, 1909; Ниббс 2011.
- ^ Адам 2.56; 4.23
- ^ Адам 4.23 со Схолием 136.
- ^ См., например, Б. Сойер 2000, стр. 237-258, особенно находки на рунических камнях в Хобо-Хараде (сельская местность вокруг Сигтуны), датируемые 1020-1070 годами.
- ^ Снорри, Сага об Олафе Хельга: свадьба Олафа Харальдссона, короля Норвегии, с Астрид, дочерью короля Швеции Улофа Эрикссона (глава 92); великий план по изгнанию Олафа Эрикссона из его королевства» (глава 94); Олаф Харальдссон Норвежский на пятом году своего правления зимует в Тронхейме и заключает мир с Олофом, королем Швеции (главу 95 ср. главу 104); смерть короля Швеции Улофа (глава 105)
- ^ Адам 2.58, 64.
- ^ Адам 2.64, 66; 4.23.
- ^ Адам 3. 15-16; Последнее возвращение Адалварда в Скара было синхронно с окончанием плохих погодных условий, которые, согласно другим источникам, омрачили 1056–1057 годы; см. Трилмих об Адаме 3.15.
- ^ См. Fairweather 2014, стр. 26–27; 294-300.
- ^ Адам 3.15.
- ^ Адам 4.34, ср. 2.57.
- ^ Адам 2.64.
- ^ Адам 3.25.
- ^ Адам 2.57, 64; 4.34.
- ^ Адам 4.21.
- ^ Адам 3.72
- ^ Адам 4.34,
- ^ Адам 4.10
- ^ Адам 2.39.
- ^ Мальмер 1989, 1997.
- ^ Склад 2003 г.
- ^ См. Гнейсс, 2001; Бруниус 2005; Хартцелл, 2006 г.; Ниблей 2010; Бруниус 2013
- ^ Адам 2.57
- ^ ред. Экрем, Мортенсон и пер. Фишер, 2003.
- ^ Адам 3.15
- ^ Книга Илии 2.99
- ^ Обсуждение в Fairweather 2014, с. 197.
- ^ Знакомство ок. 1022 год, выведенный из «Саги Олава Хельги» Снорри, здесь предпочтительнее гораздо более поздней даты, указанной Адамом в 2.73, которая не нашла одобрения у историков.
- ^ Адам 2.57.
- ^ Адам 3.34
- ^ См. Адам 4.34; Снорри Стурласон, Сага об Олафе Хельга 217.
- ^ Адам 2.57
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. II, часть I, с. 364; перевод как в Fairweather 2014, стр. 206
- ^ Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том III, часть II, стр. 112, 115
- ^ Лагер 2003, стр. 501.
- ^ Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 283-4.
- ^ Писатели шведских средневековья, том II, часть I, стр. 368
- ^ Писатели шведских дел Средневековья, том. II, часть I, с. 364
- ^ Адам 4. 34
- ^ Адам 4.35.
- ^ Снорри, Сага об Олафе Хельга, 217
- ^ Scritore Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть I, стр. 389-404. особенно п. 392 (Эскил) и 410 (Давид).
- ^ Обсуждение в Fairweather 2014, стр. 210–212.
- ^ Адам 1. 60-63
- ^ Scriptores Rerum Suecicarum, том III, часть II, стр. 129
Библиография
[ редактировать ]- Оберг, Йёран (2013), Векшёская епархия: прошлое и настоящее, (Växjö Stiftshistoriska Sallskap, Skrifter 20, Векшё).
- Абрамс, Лесли (1995), «Англосаксы и христианизация Скандинавии», Anglo-Saxon England 24, стр. 213–49.
- Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum: латинский текст Шмейдлера (1917); Латинский текст и немецкий перевод в Трилмихе, 1961 г.; Английский перевод в Чане, 2002 г.
- Боше, Людовик (1894 г.), «Закон Весготы» (Westgöta-lagen), переведенный и аннотированный, которому предшествовало исследование источников шведского права (Париж).
- Беренд, Нора, изд. (2007), Христианизация и подъем христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь (Кембридж).
- Списки епископов Скара = Chronicon Vetus Episcoporum Scarensii и Chronicum Rhythmicum Episcoporum Scarensii Бринольфоса. . . Епископ Скаренси в средневековых писателях о Швеции, том. III, часть II, стр. 112–120; английские переводы самых ранних записей в этих списках, сделанные епископом Ларсом-Йораном Лоннермарком, см. Fairweather 2014, стр. 210–11; 283; 286; 301
- Список епископов Векшё: Хроника старых епископов Векшё в Scriptores Rerum Sécicarum Medii Aevi, vol. III, часть II, стр. 129–32.
- Бруниус, Ян (2005) изд. Фрагменты средневековых книг в Швеции: международный семинар в Стокгольме, 13–16 ноября 2003 г. (Стокгольм)
- Бруниус Ян (2013) От рукописей к оберткам: фрагменты средневековых книг в Шведском национальном архиве (сценарии опубликованы в Riksarkivet 33: Стокгольм)
- Кэмпбелл, Алистер (1949) перепечатано в Campbell, Alisdair & Keynes, Simon, Encomium Emmae Reginae, (Camden Classic Reprints 4, Cambridge 1998), стр. 66–82.
- Карвер, Мартин изд. (2003), Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе, 300-1300 гг. н.э. (Йорк и Вудбридж).
- Куршманн, Фриц (1909), Старые папские документы Гамбургской архиепархии (Гамбург и Лейпциг).
- Данн-Макрей, W (1886) изд. Хроника Рамзея, век 10 до около 1200 г. (Rolls Series 833, Лондон)
- Экрем, Ингер, Мортенсен Ларс-Бойе и Фишер, Питер изд. и транс. (2003), Historia Norvegie (Копенгаген)
- Фэйрвезер, Джанет (2014), Епископ Осмунд, Миссионер в Швеции в эпоху позднего викингов (Skara Stiftshistoriska Sällskaps Skriftserie, том 71, Skara).
- Флатейярбок, ред. Г., Вигфуссон и Ч.Р. Унгер (Христиания, 1859–1868 гг.).
- Гнеусс, Хельмут (2001), Список англосаксонских рукописей: список рукописей и фрагментов рукописей, написанных или принадлежавших в Англии до 1100 г.
- Чудеса святого Иоанна Гослена в Данне Макрее, 1886 г. (Приложение II к предисловию)
- Агиография святого Сигфрида = История святого Сигфрида, епископа и исповедника на латыни и суэтическом языке (= Житие I) и Житие святого Сигфрида, епископа и исповедника (= Житие II) в Scriptores Rerum Suecicarum Medii Aevi, том II, часть 1, стр. . 344–370 + тексты, напечатанные в Шмиде в 1942 г.
- Халлдорссон, Олафур изд. (1958-2000) Сага об Олафе Tryggvasonar en mesta, изд. (3 тома. Копенгаген)
- Хартцелл, К.Д. (2006) Каталог рукописей, написанных или принадлежавших в Англии до 1200 г., содержащих музыку (Вудбридж).
- Сага о Хервараре: см. Толкина
- Historia Norvegie: латинский текст в исторических памятниках Норвегии (1880 г.), стр. 69–124; текст и английский перевод в Ekrem, Mortensen & Fisher 2003.
- Йоханссон, Хильдинг (1986) «Skara som stiftstad», в Sträng 1986, стр. 387–410.
- Списки королей Швеции: шведские писатели средневековья, том. 1, стр. 1–15
- Кьёллерстрем, Свен (1979) Sankt Sigfrid, Sigfridslegenden och Växjö Stift (Лекция, прочитанная в Kyrkohistoriska föreningens ersmöte, Упсала, апрель 1979 г., и на праздновании 500-летия Копенгагенского университета, май 1979 г.).
- Книббс (2011), Анскар, Римберт и поддельные основы Гамбурга-Бремена (Фарнхэм)
- Liber Eliensis: латинский текст под ред. Э.О. Блейк, 1962 (Королевское историческое общество: третья серия Камдена, том 92, Лондон); Английский перевод Джанет Фэйрвезер, 2005 г., Liber Eliensis: История острова Эли с седьмого по двенадцатый век (Вудбридж).
- Лагер, Линн (2003), «Рунические камни и обращение Швеции» в Carver 2003, стр. 497–507.
- Ларссон Ларс-Олоф (1931), Средневековый Веренд (Дисс. Лунд).
- Мальмер, Брита (1989), Чеканка Сигтуны ок. 995-1005 (Комментарии к монетам 9-11 веков, найденным в Швеции, новая серия 4, Стокгольм и Лондон.
- Мальмер, Брита 1997, Англо-скандинавские монеты, ок. 995-1026 (Комментарии к монетам, найденным в 9-11 веках, новая серия 9 (Стокгольм и Лондон)
- Исторические памятники Норвегии: Latinske kildeskrifter til Norges historie в Middelaldern, изд. Г. Стром (Христиания, 1880 г.)
- Ниблеус, Эрик Г. (2010) Влияние Германии на религиозную практику в Скандинавии ок. 1050–1150, Королевский колледж, Лондон, дисс.
- Нортон, Кристофер (2004), «Йоркский собор во времена Вульфстана», в Тауненде, 2004 г., стр. 207–34.
- Величайшая сага Олафа Трюггвасона: «Из Сигурдура Бискупи; Her (s(egir) af framferd Sigurdar byskup; Kapitulum': напечатано в Halldorsson vol III (2000), стр. 57–64; также цитируется во вторичных источниках, например, из Flateyjarbók.
- Опперманн, CJA (1937), Английские миссионеры в Швеции и Финляндии (Лондон)
- Рейн, Джеймс изд. (1874–94), Историки Йоркской церкви и ее архиепископов (серия Rolls, т. LXXI – LXXII, Лондон).
- Римберт, Vita Sancti Anskarii, латинский текст в Waitz 1884 и Trillmich 1961 (с немецким переводом; английский перевод в Robinson 1921).
- Робинсон, Чарльз Х (1921), Анскар, Апостол Севера, 801–65, перевод из Vita Anskarii епископа Римберта (Лондон)
- Сойер, Биргит (2000), Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии (Оксфорд).
- Сойер, Биргит и Сойер, Питер (1993) Средневековая Скандинавия: от обращения к реформации, около 800–1500 гг. (Миннеаполис и Лондон)
- Сойер, Биргит, Сойер, Питер и Вуд, Ян (1987), Христианизация Скандинавии: отчет о симпозиуме, состоявшемся в Кунгальве, Швеция, 4–9 августа 1985 г. (Алингсос)
- Сойер, Питер, Создание Швеции (1988: Периодические статьи на средневековые темы 3 - Виктория Бокфорлаг, Алингсос, в сотрудничестве с историческим факультетом Гетеборгского университета)
- Шведские писатели средневековья (Уппсала 1818-1876):
- том. Я, изд. Э. М. Фант (1818)
- Том. II изд. Э. Дж. Гейер и Дж. Х. Шредер (1828 г.)
- Том. III. ред. Э. Аннерштадт (1871–76).
- Шмейдлер, Бернхард (1917) изд. Адам Бременский, Gesta Hammaburgensis Ecclesie Pontificum (MGH SRG, том 2, 3-е издание).
- Шмид, Тони (1931) Святой Зигфрид (Лунд)
- Шмид, Тони (1942) «Три легенды о святом Зигфриде», Analecta Bollandiana 60, стр. 82–90.
- Скотт, Джон (1981) изд. и пер. Уильям Малмсберийский, О древности Гластонианской церкви (Вудбридж).
- Снорри Стурлусон, Сага об Олафе Хельге, из Heimskringla изд. Адальбьярнарсон 1941–51; Английские переводы в Monson, E. & Smith. АХ (Кембридж, 1932 г.); Голландский. Ли М. (Остин, Техас, 1964).
- Стрэнг, Арне (1986), Скара: До 1700 года, Город в епархии (Скара).
- Талбот, CH (1954), Англосаксонские миссионеры в Германии (Лондон).
- Толкин, Кристофер (1960), Hervarar saga och Heidreks konungs: Сага о короле Хайдреке Мудром, переведенная с исландского языка с введением, примечаниями и приложениями (Лондон).
- Тауненд, Мэтью (2004) изд. Вульфстан, архиепископ Йоркский (Материалы Второй Алкуинской конференции: Исследования раннего средневековья 10: Йорк)
- Трилмих В. (1961) изд. Источники 9 и 11 веков по истории Гамбургской церкви и Империи (Дармштадт).
- Чан Ф. (2002), пер. История архиепископов Гамбурга-Бремена, с предисловием и библиографией Тимоти Рейтера (Нью-Йорк).
- Вастовиус, Иоанн (1623 г.), Vitis Aquilonia (Кёльн, 2-е издание, исправленное и аннотированное Эриком Бенцелиусом, Уппсала, 1708 г.).
- Вретемарк, Мария и Аксельссон, Тони (2008), «Проект археологических исследований Варнема - новый взгляд на христианизацию Вестергётланда», Viking and Medieval Scandian 4, стр. 209–219.
- Вайц, Г. (1884), Vita Anskarii auctore Rimbert: acedit Vita Rimberti (MGH SRG, vol. LV: Hannover).
- Уильям Малмсберийский, см. Scott 1981.
- Вордсворт, Джон, епископ Солсбери (1911), Национальная церковь Швеции (Лондон, Оксфорд, Милуоки)
Внешние ссылки
[ редактировать ]