Jump to content

Битва при Стиклестаде

Координаты : 63 ° 47'48 "N 11 ° 34'00" E  /  63,79667 ° N 11,56667 ° E  / 63,79667; 11,56667
Битва при Стиклестаде

Смерть Олафа II в битве при Стиклестаде.
Дата 29 июля 1030 г. (трад.)
Расположение
Результат Победа фермерской армии
Воюющие стороны

и союзники Олафа Харальдссона Наемник .

«Фермерская армия», состоящая из соперничающих ярлов, вождей, жителей деревни и других людей, верных Кнуту Великому .
Командиры и лидеры
Олаф II Норвегии  
Дагр Хрингссон
Харальд Хардрада ( WIA )
Калф Арнасон
Торир Сотня
Харек из Тьотты
Торир Пес
Сила
что. 6600 что. 14 400
Жертвы и потери
что. 4200 что. 4600

Битва при Стиклестаде ( норвежский : Slaget på Stiklestad ; древнескандинавский : Stiklarstaðir ) в 1030 году — одно из самых известных сражений в истории Норвегии . В этом сражении король Норвегии Олаф II ( Олаф Харальдссон был убит ). Во время понтификата папы Александра III Римско -католическая церковь провозгласила Олафа святым в 1164 году. [1]

Его младший сводный брат Харальд Хардрада ( Haraldr Haraldsson harðráði ) также присутствовал в битве. Харальду было всего пятнадцать, когда произошла битва при Стиклестаде. Он стал королем Норвегии в 1047 году до своей смерти в результате неудавшегося вторжения в Англию в битве при Стэмфорд Бридж в 1066 году.

Подлинность битвы как исторического события подлежит сомнению. Современные источники сообщают, что король был убит. Согласно англосаксонским хроникам 1030 года, Олаф был убит своими людьми. Адам Бременский написал в 1070 году, что Олаф был убит в засаде, как и Флоренция Вустерская в 1100 году. Это единственные современные источники, в которых упоминается смерть короля. После канонизации царя сложилось мнение, что святой не мог умереть при таких обстоятельствах. История битвы при Стиклестаде, известная большинству, постепенно развивалась в течение двух столетий после смерти короля Олафа. Поскольку Олаф был причислен к лику святых, он, должно быть, пал в крупной битве за христианство. [2]

В 9 веке Норвегия была разделена между несколькими местными королями, контролировавшими свои феодальные владения . К концу века королю Харальду Прекрасноволосому (древнескандинавский: Харальд Харфагри ) удалось, в основном благодаря военному превосходству, полученному в результате его брачного союза с Хаконом Грьотгардссоном Нидаросским . , подчинить себе эти мини-королевства, и он создал единое норвежское государство .

Этот союз распался после смерти Харальда. Ярлы Лейда и различные потомки Харальда Прекрасноволосого проведут следующее столетие в междоусобицах из-за власти. Помимо силовой политики, в этих конфликтах сыграла роль и религия: двое потомков Харальда Прекрасноволосого, Хокон Добрый и Олаф Трюггвасон пытались обратить тогдашних норвежцев-язычников в христианство . В 1000 году Свейн Хаконарсон и Эйрик Хаконарсон из Ладе взяли под свой контроль Норвегию при поддержке датского короля Свейна Вилобородого (древнескандинавский: Свейн Харальдссон Тьюгускегг ). В 1015 году Олаф Харальдссон, представлявший потомков Харальда Прекрасноволосого, вернулся из одного из своих путешествий викингов и сразу же был избран королем Норвегии. В июне 1016 года он выиграл битву при Нешаре у ярлов Ладе.

Успеху Олафа Харальдссона в становлении королем Норвегии способствовало то, что датчане были заняты продолжающимися боевыми действиями в Англии . В 1028 году датский король Кнут Великий заключил союз с Ладами, и Олафу пришлось отправиться в ссылку в Киевскую Русь (древнескандинавский: Гардарики ). В 1029 году последний ярл Ладе, Хокон Сигурдссон (древнескандинавский: Hákon Sigurðarson ), утонул, и Олаф подготовил военную экспедицию, чтобы вернуть себе трон. Олафа поддержал шведский король Анунд Якоб , который хотел ослабить власть Кнута и предоставил Олафу 400 человек и проводников, которые могли провести Олафа через Даларну в Норвегию.

Согласно источникам саг, Олаф путешествовал со своей армией численностью 3600 человек через Швецию и пересек горы в долину Вердал (древнескандинавский: Верадалр ), примерно в 80 километрах (50 миль) к северу от города Тронхейм . Олаф и его люди прибыли в Стиклестад , ферму в нижней части долины. Именно здесь произошла битва при Стиклестаде, как описано Снорри Стурлусоном в его знаменитом произведении «Хеймскрингла» , написанном примерно 200 лет спустя.

В Стиклестаде Олаф встретил армию под предводительством Харека из Тьётты (древнескандинавский: Hárekr ór Þjóttu ), Торира Хунда из Бьяркёя и Калфра Арнасона , человека, который ранее служил Олафу. Крестьянская армия, по словам Снорри, состояла из ста сотен, что в длинных сотнях означает 14 400, а не 10 000. Он утверждает, что боевым кличем людей Олафа было «Фрам, фрам, кристсменн, кроссменн, конунгсменн!» (Вперед! Вперед! Люди Христа, люди креста, люди короля!), в то время как противостоящая армия была Фрам, фрам, búandmenn! (Вперед! Вперед! Фермеры!).

короля Олафа Падение

По словам Снорри, Олаф получил три тяжелых раны – в колено, в шею и, прислонившись к большому камню, последнее смертоносное копье вонзилось ему под кольчугу и в живот. Согласно источникам саг, Торир был среди тех, кто нанес Олафу смертельные раны, вместе с Кальфром Арнасоном и Торстейном Кнарресмедом из Ровде в Суннмёре . [3] Хотя более ранние источники не уточняют, кто нанес королю его удары, Снорри возлагает ответственность за последнего на Торира Хунда, используя копье, которое убило его племянника и положило начало ссоре между королем и Ториром. Во время битвы при Стиклестаде король Олаф чуть не убил Торира Хунда боевым молотом. Однако Торстейн Кнарресмед сумел встать между ними и нанес Олафу рану прямо над левым коленом. Вскоре после этого Торир Хунд вонзил копье королю в живот, прежде чем Кальфр Арнасон ударил короля своим мечом в горло. Впоследствии Торстейн Кнарресмед был убит ударом в спину, но позже в тот же день ему отомстил один из людей Торира. [4] Тело короля было унесено и тайно похоронено на песчаном берегу реки Нидельва к югу от города Тронхейм . [5]

Последствия

[ редактировать ]
Святой Олаф

Через год после битвы его могилу и гроб открыли и, по словам Снорри, тело было нетленным , а волосы и ногти выросли с тех пор, как его похоронили. Затем гроб был перенесен в церковь Святого Климента в Тронхейме . [6] Среди епископов, которых Олаф привез с собой из Англии, был Гримкетель , и именно он инициировал беатификацию Олафа 3 августа. Церковь Стиклестад ( Stiklestad kyrkje ) была возведена на вершине камня, на котором умер святой Олаф. Камень предположительно до сих пор находится внутри алтаря церкви. [7]

Сто лет спустя Нидаросский собор в Тронхейме на месте его первоначального захоронения был построен . Тело Олафа было перенесено в эту церковь и положено в серебряном реликварии за главным алтарем. Этот реликварий имел форму миниатюрной церкви, обычной для средневековых реликвариев, содержащих все тело святого, но был уникален тем, что, как говорят, на вершине фронтонов у него были головы драконов, подобные тем, которые до сих пор можно увидеть в норвежских деревянных церквях. . В XVI веке, в период протестантской Реформации , тело Олафа было извлечено из этого реликвария, переплавленного для чеканки монет по приказу датско-норвежского короля. Его останки были перезахоронены где-то в Нидаросском соборе – именно там, где до сих пор остается неразгаданная загадка. Королева Норвегии и Швеции Жозефина Лейхтенбергская , супруга Оскара I одну известную сохранившуюся реликвию Святого Олафа, локтевую или лучевую кость, в средневековом реликварии в Датском национальном музее , попросила у короля Фредерика VII Дании . дал ей, а она, в свою очередь, дала Собор Святого Олафа в Осло в августе 1862 года.

Хотя описание Снорри сражений в Хеймскрингле представляет собой эпическое чтение, его величие, скорее всего, объясняется склонностью писателя к великому.

В Гардарике Олафа окружали только самые преданные его последователи. Нельзя также ожидать, что вербовка была особенно обильной в Швеции или в малонаселенных долинах, по которым путешествовал Олаф. Таким образом, армия Олафа, вероятно, носила довольно разрозненный характер, и это впечатление усиливалось рассказами о том, как к ней присоединялись местные группы разбойников, когда Олаф продвигался вниз по Вердалю . Вербовка банд разбойников и других негодяев, вероятно, не была неожиданностью для язычников-политеистов, которые противостояли попыткам Олафа насильственно обратить их в свою веру, убивая и пытая региональных ярлов и королей, чтобы запугать их и заставить принять христианство. Хеймскрингла сообщает, что Анунд Якоб не смог заручиться поддержкой шведов для вторжения в Норвегию и мог лишь предоставить Олафу меньший отряд, состоящий из его личных солдат.

Фактически, почему Олаф решил путешествовать через политически враждебный Трёнделаг вместо того, чтобы попытаться сплотить своих родственников и политических союзников в Восточной Норвегии , до сих пор остается неразгаданной загадкой. Возможно, он делал последнюю попытку завоевать Нидарос , надеясь добиться признания своих претензий на трон среди фермеров Трёнделага.

С другой стороны, у оппозиции – в основном низшей знати и крупных фермеров под влиянием короля Кнута – не могло быть много времени, чтобы собрать большие силы. Когда их предупредили о присутствии Олафа, они, должно быть, отреагировали быстро, учитывая, что они встретили Олафа относительно далеко вверх по долине. Таким образом, их действия больше направлены на небольшой, наспех организованный митинг людей, а не на сложную логистику, которая была бы необходима для сбора 10-тысячной армии.

) могла бы мобилизовать крупномасштабную армию, Местная знать Трёнделага (ярким примером которой был Эйнар Тамбарскельфир в основном примечательна своим отсутствием с обеих сторон. Кроме того, поле ожесточенной битвы между почти 20 000 человек должно было привести к богатым археологическим находкам на этот счет; однако в Стиклестаде их мало, хотя в Норвегии это обычное явление. Каменистая почва не так хорошо подходит для археологии на поле боя, как континентальная или английская почва. Это делает показания георадара практически непригодными для использования, а местоположение места боя становится крайне неопределенным. Почва на Стиклестаде представляет собой глубокую почву с небольшим количеством глины, и в 2008 году использовался георадар, показавший следы больших зданий, но не так много, чтобы указать на поле боя. Как и в случае с большинством сражений, упомянутых в сагах, размеры сражающихся армий, вероятно, невозможно определить.

Роль Олафа в норвежской истории только началась после его смерти. Хотя дворяне и богатые фермеры ожидали, что их положение улучшится после устранения агрессивного Олафа, произошло обратное. Правление любовницы Кнута и их маленького сына Свейна было чрезвычайно суровым по отношению к людям. Особенно сильному давлению подверглась церковь – традиционный союзник Олафа.

Таким образом, статус мученика покойного короля был подчеркнут, что помогло побудить простой народ восстать против невзгод, вызванных последующим датским правлением. Пропаганда, провозглашающая героический характер последней битвы Олафа, послужила отличным материалом для построения нации в незрелом норвежском государстве, где воинская этика викингов, а также их боги и богини все еще пользовались большим уважением. По мнению Снорри, даже природа протянула руку помощи, поскольку день битвы совпал с почти полным солнечным затмением , что отражено в описании злополучного «кровавого красного солнца», которое интерпретировалось как некое дурное предзнаменование. грядущие дела. Однако солнечное затмение произошло около 14:00 31 августа того же года вопреки традиционной дате сражения 29 июля. [8]

Олаф был довольно упрямым и опрометчивым правителем. Современные историки в целом сходятся во мнении, что Олаф был склонен к насилию и жестокости. [9] По иронии судьбы, он стал покровителем Норвегии. Его канонизация была произведена только через год после его смерти епископом Нидаросским. Культ Олафа не только объединил страну, но и осуществил обращение нации, то, за что король так упорно боролся. [10]

При жизни Олаф вызывал разногласия, но после смерти Олаф стал – Rex Perpetuus Norvegiae – вечным королем Норвегии, обладавшим объединяющей силой, которую ни один иностранный монарх не мог надеяться отменить. Кнут, больше всего отвлеченный задачей управления Англией, сумел после битвы управлять Норвегией в течение пяти лет через своего сына-наместника Свейна . Однако, когда внебрачный сын Олафа Магнус (прозванный «Добрым») претендовал на норвежский трон, Кнуту пришлось уступить. Таким образом, последовал век процветания и расширения, продолжавшийся до тех пор, пока королевство снова не погрузилось в эпоху гражданской войны в Норвегии из-за вопроса о престолонаследии». [11]

Наследие

[ редактировать ]
Мемориал в Сталхейме
Олавстётта в Олавхаугене

Национальный культурный центр Стиклестад ( Stiklestad Nasjonale Kultursenter ) в Вердале был основан постановлением парламента в 1995 году. Олавсстётта — памятник в Национальном культурном центре Стиклестад. Он был установлен в 1807 году в память о битве при Стиклестаде. Мемориал является одним из старейших сохранившихся общественных памятников Норвегии. [12] [13]

В 1901 году поэт Пер Сивле написал стихотворение «Торд Фолесон » о знаменосце короля Олафа в битве. Фолесону удалось установить знамя перед своей смертью, и оно оставалось стоять на протяжении всей битвы, даже после того, как король пал. На протяжении веков его поддерживали и заменяли местные жители, и сегодня на этом месте стоит мемориал. Самая известная строка стихотворения, Merket det stend, um mannen han stupa («Символ стоит, даже когда человек падает»), начертана на мемориале в Сталхейме , Норвегия . Он также находится на стене с надписями в мемориальном комплексе концентрационного лагеря Берген-Бельзен . [14]

Пол Кристиан Эгген (вверху) сыграл короля Норвегии Олафа II в драме «Святой Олав» в 2014 году.

Драма Святого Олафа ( Spelet om Heilag Olav ) — это театральное представление под открытым небом, которое проводится каждый конец июля в Стиклестаде. В июле 1954 года владелец фермы в Стиклестаде дал разрешение на постановку спектакля по мотивам сражения на его территории. Пьеса была написана Олафом Гуллвогом и ставится каждый год, начиная с 1954 года. Ежегодно люди едут в Стиклестад, чтобы посмотреть драму Святого Олафа в том, что сейчас является крупнейшим театром под открытым небом в Скандинавии . [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Slaget 29 июля (Slaget i 1030)» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2009 г.
  2. ^ «1030 год нашей эры» . Англосаксонская хроника . Проверено 1 сентября 2017 г.
  3. ^ "Кальв Арнессон" , Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке)
  4. Снорре Стурлусон Хеймскрингла Конгесагер. Архивировано 15 июня 2013 г. в Wayback Machine (Norrøn Mythologi / Norrøn Tid © Idar Lind).
  5. ^ Большая норвежская энциклопедия . «Стиклестад» (на норвежском языке) . Проверено 3 июля 2011 г.
  6. ^ «Археологи в Норвегии находят церковь и алтарь короля викингов Олафа Харальдссона» . Норвежский институт исследования культурного наследия . Проверено 1 сентября 2017 г.
  7. ^ «Церковь Стиклестад» . Поиск культурной памяти . Проверено 1 сентября 2017 г.
  8. ^ Гибридное солнечное затмение 10:30, 31 августа (Отдел гелиофизики)
  9. ^ Багге, Сверре (2010). От оплота викингов к христианскому королевству: формирование государства в Норвегии, ок. 900–1350 . Копенгаген: Museum Tusculanum Press, Univ. Копенгагена. ISBN  978-87-635-0791-2 .
  10. ^ «Обращение мертвеца | Журнал христианской истории» . Институт христианской истории . Проверено 26 июля 2023 г.
  11. ^ Теодорих Монах История древности норвежских королей JSTOR   27712037
  12. ^ «Национальный культурный центр Стиклестад» . Пункт назначения Викинг. Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
  13. ^ «Олавшауген» . стиклестад.но . Проверено 1 сентября 2017 г.
  14. ^ Per Sivle (Великий норвежский лексикон)
  15. ^ Игра о Святом Олаве (Великий норвежский лексикон)

Другие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

На норвежском языке

  • Экрем, Ингер; и др. Легенда об Олаве и латинская историография в Норвегии XII века (Museum Tusculanum Press, 2000) ISBN   978-87-7289-616-8
  • Мосенг, Оле Георг и др. История Норвегии: 750–1537 гг. (Aschehoug. 1999). ISBN   978-82-518-3739-2
  • Хьярдар, Ким и Вике, Вегард Викинги на войне (Спартак. 2011) ISBN   978-82-430-0475-7
  • Лангслет, Ларс Роар (1995) Олав Святой (Осло: Гильдендал) ISBN   8205230390
  • Мортен, Эйстейн (2013) Охота на Олава Святого (Спартак Форлаг, Осло) ISBN   978-82-430-0565-5
  • Хофтун, Оддгейр (2008) Иконография процесса христианизации и правящей власти в скандинавском средневековье (Осло: Solum Forlag) ISBN   978-82-560-1619-8
[ редактировать ]

63 ° 47'48 "N 11 ° 34'00" E  /  63,79667 ° N 11,56667 ° E  / 63,79667; 11,56667

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 536ca831d917fd3b063c42714223c99d__1722653580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/9d/536ca831d917fd3b063c42714223c99d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Stiklestad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)