Исаак Баер Левинсон
Исаак Баер Левинсон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Кременец , Волынь. | 13 октября 1788 г.
Умер | 13 февраля 1860 г. Кременец, Волынь | (71 год)
Занятие | Писатель |
Язык | иврит |
Литературное движение | Хаскала |
Исаак Баер Левинсон ( идиш : יצחק בער לעווינזאהן ; 13 октября 1788 — 13 февраля 1860), также известный как Рибал ( ריב״ל ), был еврейским знатоком иврита, сатириком , писателем и лидером Хаскалы . Его называли « Мендельсоном России». В своей книге «Бет-Иегуда» (1837 г.) он сформулировал философию и описал вклад евреев в цивилизацию в попытке улучшить еврейско-христианские отношения .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Его отец, Иуда Левин, был внуком Иекутиэля Соломона, поселившегося в Кременце и нажившего значительное богатство, и сыном Исаака, женившегося на дочери Залмана Коэна, прославившегося своим богатством и ученостью. Отец Левинсона был богатым купцом и пользовался популярностью как среди евреев, так и среди язычников. Он владел польским языком , свободно писал на классическом иврите (редкое достижение в то время) и был доскональным знатоком Талмуда . В возрасте трех лет Левинсон был отправлен в Хедер , где вскоре у него проявились необычайные способности к обучению; а в девять лет он написал каббалистический труд, заслуживший похвалу ученых и раввинов. [ 1 ] В десять лет он был сведущ в Талмуде и знал Танах наизусть. Благодаря своим огромным умственным способностям и трудолюбию он быстро ознакомился с раввинской литературой. В восемнадцать лет он женился и поселился в Радзивилове , зарабатывая преподаванием и переводами; однако его семейная жизнь была несчастливой, и он развелся с женой.
Карьера
[ редактировать ]
Некоторые из первых литературных усилий Левинсона относились к области еврейской поэзии. Среди прочих он написал патриотическое стихотворение об изгнании французов из Российской империи, которое было передано министру внутренних дел генералом Гирсом, комендантом Радзивиловского гарнизона. Сам Левинсон считал свои стихи простыми литературными упражнениями и не пытался их печатать; большая часть из них была потеряна. Чрезмерная учеба привела к нервным расстройствам, и Левинсон отправился в Броды , тогдашний центр Хаскалы , чтобы проконсультироваться с местными врачами. Там будущий реформатор украинских евреев нашел благоприятную атмосферу в кругу Маскилимов . Вскоре он познакомился с Исааком Эртером , еврейским сатириком, а позже с Соломоном Рапопортом . Хотя он работал бухгалтером в местном банке, он находил время для продолжения учебы. Вскоре он сдал учительские экзамены и был назначен преподавателем иврита в Тарнопольской гимназии . Там он вскоре сблизился с ученым. Джозеф Перл , благодаря чьему влиянию он получил должность преподавателя в еврейском колледже Бродов.
Новая должность Левинсона привела его к близким отношениям с Нахманом Крохмалем из Золькиева , авторитетом по всем вопросам раввинского образования и еврейских обычаев. В 1817 году он представил Крохмалю свое первое критическое исследование под названием «Ха-Мазкир» , и Крохмаль был настолько впечатлен работой, что предложил внести свой вклад в расходы на публикацию. К сожалению, он так и не был напечатан, и лишь часть его была включена в «Теудда» и «Бейт-Иегуда» .
Примерно в это же время он написал сатиру на хасидов под названием «Дибре цадиким» . Вернувшись в Кременец в том же году, он начал работу «Теудда бе-Исраэль» — произведение, которому суждено было оставить неизгладимое впечатление на целое поколение украинских евреев. Она была закончена в 1823 году, но опубликована только в 1828 году. В книге предпринята попытка решить многие проблемы современной еврейской жизни на Украине. Он призывал к изучению Священных Писаний до Талмуда, а также к необходимости изучения светских языков, особенно языка страны проживания. Он также призывал к изучению науки и литературы, а также к большому значению для евреев участия в сельскохозяйственных и промышленных работах. Он настоятельно рекомендовал отказаться от мелкой торговли и других ненадежных источников средств к существованию.
Совет Левинсона не понравился хасидам, которые во многом выступали против него и настолько ожесточили его существование, что он был вынужден покинуть Кременец. Приехав в Бердичев, он стал частным репетитором в семье богатого еврея и, собрав вокруг себя круг прогрессивных друзей, организовал общество содействия культуре. Считая своей особой миссией нести просвещение молодому поколению, он проживал последовательно в Остроге, Немирове и Тульчине. По пути в последнее названное место Левинзон остановился в Каминке, имении князя Витгенштейна , фельдмаршала Российской империи. Когда принц узнал о приезде Левинсона, он пригласил его к себе в дом, выделил ему анфиладу комнат и продержал там все лето. Фельдмаршал любил проводить вечера в беседах с ученым евреем и часто следовал его советам.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1823 году Левинсон по состоянию здоровья был вынужден вернуться в Кременец. Вскоре после прибытия туда он был прикован к постели из-за болезни, из-за которой он был прикован к постели двенадцать лет. Несмотря на это, он никогда не смирялся с умственным бездействием и за эти долгие годы страданий познакомился с арабским, греческим и сирийским языками, изучил классику, политическую экономию и философию.
Левинсон усердно трудился на благо своих единоверцев на Украине. Он разработал и представил правительству различные проекты улучшения положения евреев, такие как план, который он представил цесаревичу Константину в 1823 году, свою записку министру просвещения в 1831 году, свой проект относительно цензура еврейских книг в 1833 году и его план создания еврейских колоний в 1837 году. Николай I. Последнее тщательно обдумал Известно также, что император написал Левинсону личное письмо по поводу этого плана, но его содержание неизвестно. Создание еврейских земледельческих колоний в Бессарабии в 1838–39 и позднее, а также организация еврейских учебных заведений, несомненно, во многом обязаны предложениям Левинсона. Правительство оценило его услуги и, помимо денежного вознаграждения, предложило ему важные должности, от которых он отказался. Ухудшение здоровья заставило его отказаться и от назначения членом еврейской комиссии, заседавшей в Петербурге в 1843 году, а в 1853 году он снова отказался от назначения членом особой комиссии по еврейским делам. По его же просьбе на его надгробии были начертаны следующие слова: «Из ничего Бог призвал меня к жизни. Увы, земная жизнь прошла, и я снова буду спать на лоне Матери-Природы, о чем свидетельствует этот камень. Я сражался с врагами Божьими не острым мечом, а Словом. Я сражался за истину и справедливость перед народами. Зоровавель и Эфес Дамим Свидетельствуют ».
Он умер в Кременце 13 февраля 1860 года.
Работа
[ редактировать ]Теудда
[ редактировать ]В 1827 году, за год до появления Теудды, Левинсон представил рукопись с объяснительной запиской российскому императорскому правительству, которое приняло ее с большой благосклонностью, и наградил Левинсона, по представлению Д. Н. Блудова , тысячей рублей. «за работу на иврите, имеющую своей целью нравственное воспитание еврейского народа». В том же году министр народного просвещения принц Ливен представил Левинсону тридцать четыре вопроса по еврейской религии и истории, среди них следующие: «Что такое Талмуд ? », «Кто был его автором?», «Кто был его автором?» Когда, где и на каком языке он был написан?», «Есть ли у евреев другие книги такого авторитета?», «Есть ли что-нибудь разумное в Талмуде?», «Утверждается, что он полон невероятных легенд и басен». «Как могли авторы Талмуда позволить себе дополнять или умалять заповеди Торы, которая это запрещает?», «Какова цель многочисленных обрядов, отнимающих столько полезного времени?», «Разве это правда, что евреи являются потомками тех Фарисеи, которых законодатель христиан обвинил во лжи и суевериях?", "Правда ли, что Талмуд запрещает евреям изучение иностранных языков и наук, а также занятие сельскохозяйственными занятиями?", "Что такое хасидизм, и кто был ее основателем?», «В каких городах в основном проживают хасиды?», «Есть ли у евреев школы или научные книги?», «Как еврейские массы относятся к своим школам?», «Может ли состояние Евреи улучшатся? и если да, то какими средствами?», «Какого Мессию ждут евреи?», «Правда ли, что евреи рассчитывают править всем миром, когда придет Мессия, и что представители других религий будут исключены из участия в загробной жизни?» и «Как может еврей быть принят в христианское общество и получить полные гражданские права, если он держится в стороне от христиан и не интересуется благополучием страны, в которой он проживает? Левинсон отсылал министра к своей «Теудде» и к другим трудам на разных языках, передавал ему краткие ответы на его вопросы и обещал написать книгу, в которой эти вопросы будут подробно рассмотрены.
В 1828 году Теудда увидел свет. «Не жажда славы, — говорит Левинсон в предисловии, — побудила меня написать эту книгу... Друзья, ищущие истину и свет, просили меня указать им истинный образ жизни; они желают знать какие знания, кроме Талмуда и комментариев к нему, необходимо приобрести еврею для совершенствования и утончения своей природы как человека и еврея».
Бет-Йеуда
[ редактировать ]
Левинсон теперь приступил к своей более масштабной работе « Бет Иегуда» , которая должна была «открыть взору христиан мир еврейской духовной жизни, основанной на принципах высшей нравственности, мир, тогда неизвестный украинским христианам». Он также хотел придать своей работе образовательную ценность для еврейского народа, чтобы необразованные единоверцы увидели иудаизм в его истинном свете. В то же время он обнаружил, что вынужден проявлять большую осторожность в обращении с этим предметом, чтобы избежать возникновения неоправданного антагонизма. Левинсон представляет в своей книге «Бет Иегуда» удивительно ясное и логичное изложение еврейской религиозной философии. По его мнению, еврейскую религию можно свести к двум принципам веры: вере в единого Бога , которая предполагает отрицание идолопоклонства ; и любовь к ближнему . Он показывает многочисленными цитатами, что под последним подразумевается любовь не только одного еврея к другому, но любовь к любому соседу, независимо от веры. Он представляет историю различных еврейских сект. перечисляет вклад евреев в образование и цивилизацию, а в конце предлагает план реорганизации еврейского образования в Украине. Он настаивает на необходимости основания раввинских семинарий по образцу немецких учреждений, обучения еврейской молодежи религиозному и светскому обучению, открытия начальных еврейских школ по всей черте оседлости , отмены института меламмедим и создания сельскохозяйственных и промышленных школ.
«Бет-Йехуда» оказала мощное влияние на евреев Российской империи и дала план действий прогрессивным элементам еврейства Российской империи. Книга приобрела известность и за пределами Российской империи. Оно было переведено на польский язык, и ученый Гейгер прочитал несколько его глав перед аудиторией в синагоге Бреслау. Но хотя «Бет-Иегуда» была завершена в 1829 году, она оставалась неопубликованной до 1838 года.
Эфес Даммим и другие полемические произведения
[ редактировать ]
Примерно в это же время еврейская община Заславля на Волыни была обвинена в ритуальном убийстве ; многие семьи были заключены в тюрьму, и вся община была в отчаянии. Тогда противники Левинсона отбросили свою вражду и обратились к нему как к единственному человеку, способному доказать ложность обвинения. Несмотря на болезнь, Левинсон начал свою книгу «Эфес Даммим » в защиту обвиняемых евреев. Но из-за отсутствия необходимых средств он был вынужден тратить собственные деньги на сбор материалов и информации. «Цель моей книги, — говорит Левинсон, — оправдать евреев перед глазами христиан и спасти их от ложного обвинения в использовании христианской крови». «Эфес Даммим» написан в форме диалога между патриархом Греческой церкви в Иерусалиме Симиасом и главным раввином местной еврейской синагоги. В книге показан замечательный диалектический талант автора. Он был завершен в 1834 году, опубликован в 1837 году, трижды переиздан и переведен на английский язык во времена « « Дамасское дело » в 1840 году по просьбе сэра Мозеса Монтефиоре и Адольфа Кремье . Оно было переведено также на русский (1883) и немецкий (1884; ещё одно немецкое издание вышло в 1892 году). Ещё одно полемическое произведение «Йемин Цидки » Левинсона доказывает абсурдность об обвинениях против иудаизма и Талмуда. Этот труд был оставлен им в рукописи.
Другими полемическими произведениями, написанными Левинсоном, являются «Ахийя Шилони ха-Хозех» (Лейпциг, 1841 г.) и «Таар ха-Софер» (Одесса, 1863 г.). Ахия Шилони ха-Хозе направлена против работы английского миссионера Александра Маккола под названием «Пути мира» (Лондон, 1839 г.) и представляет собой введение к более крупному труду Левинсона «Зоровавель» , завершенному в 1853 г. Эта последняя работа была частично опубликована. его племянником Дэвидом Баером Натансоном (Лейпциг, 1863 г.); вся работа была опубликована позднее в Варшаве (1876 г.). Эта работа, занявшая двенадцать лет и продолжавшаяся несмотря на болезни и страдания, была не только защитой иудаизма, но и разоблачением ценности традиционного закона в еврейской религии, а также великой мудрости и моральной силы его толкователей. и учителя. Таар ха-Софер направлена против караимов .
Левинсон как филолог
[ редактировать ]Помимо этого, Левинсон писал по еврейской этимологии и сравнительной филологии. В этой области он опубликовал «Бет ха-Озар» , первая и вторая части которого появились в Вильне в 1841 году; первая часть называется «Шораше Ливан» и включает исследования еврейских корней; вторая часть включает статьи на различные темы, а также «Абне Миллуим» — приложение к «Бет-Йехуде» . После смерти Левинсона Натансон опубликовал «Толедот Шем» (Варшава, 1877 г.) и «Охоле Шем» (Варшава, 1893 г.), которые содержали филологические исследования, расположенные в алфавитном порядке, а также исправления книги Бен Зеба « Оцар ха-Шорашим» , которая была переиздана Леттерисом . Левинсон оставил ряд рукописных работ, в том числе «Питтухе Хотам» , посвященный периоду «Песнь песней»; Изре Эль , разные эссе; Беэр-Ицхак , переписка с современными учеными; и Эшколь ха-Софер , письма, стихи и юмористические статьи.
Дискуссии о вегетарианстве
[ редактировать ]Джозеф Джейкобс и Джуда Дэвид Эйзенштейн предположили, что Левинсон, возможно, был первым еврейским деятелем, обсуждавшим «современный вопрос вегетарианства». [ 2 ] По мнению Джейкобса и Эйзенштейна, Левинсон оправдывает строгость правил Терефа ссылкой на вегетарианство и приписывает долголетие поколений от Адама до Ноя их вегетарианской диете. По его словам, хорошие нравы и острый интеллект евреев во многом обусловлены их скудным употреблением мяса. [ 2 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Розенталь, Герман (1904). «Исаак Баер Левинсон» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 42–45.
- ^ Бет Иуда , ii. 126, примечание 2.
- ^ Перейти обратно: а б
Джейкобс, Джозеф; Эйзенштейн, Иуда Дэвид (1906). «Вегетарианство» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 12. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 405.
- ↑ Левинсон, Зоровавель , Книга 4, глава 51.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Залкин, Мордехай (2008). «Левинзон, Ицхак Бер» . В Хундерте, Гершон (ред.). YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Перевод Аронсона, И. Майкла. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.