Jump to content

Seraya Shapshal

Seraya Shapshal, 1895

Серая Шапшал или Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал [ 1 ] ( Karaim : Серая Бен Мордехай Шапшал; Lithuanian : Seraja Šapšalas ; Polish : Seraj Szapszał ; Russian : Серге́й Маркович Шапшал ) (1873–1961) was a hakham and leader of the Crimean and then the Polish and Lithuanian Crimean Karaites (Karaim) community.

Биография

[ редактировать ]

Шапшал родился в Бахчесарае , Крым , и учился в Санкт-Петербургском университете, где получил диплом филолога и восточных языков . Во время учебы он стал решительным последователем теории русского востоковеда В. Григорьева о хазарском происхождении крымских караимов . Сразу после его окончания в 1901 году он был приглашен в качестве личного наставника иранского наследного принца Мухаммеда Али Шаха , а в 1907 году стал министром персидского правительства (на самом деле он был русским шпионом). [ 2 ] В 1911 году он вернулся в Крым и стал главой хахама крымских караимских общин в Крыму .

С 1920 по 1927 год жил в Стамбуле . Здесь он принимал активное участие в пантюркском движении. [ нужна ссылка ] . В 1927 году, живя в Турции, он был избран главой караимов в Польше и в 1928 году переехал в Вильно .

Он отрицал какую-либо связь между крымскими караимами и евреями-раввинами . Шапшал — основоположник крымской караимской религии и исторического учения деиудаизации . [ 3 ] [ 4 ] В соответствии с этой доктриной он изменил традиционный титул « Хахам » на «Гахан» («Хахан»). [ 5 ] что, по его мнению, восходит к хазарскому слову « каган ». В середине 1930-х годов он приступил к созданию теории алтайско - тюркского происхождения караимов и языческих корней караимского религиозного учения (поклонение священным дубам, многобожие во главе с богом Тенгри , Жертвоприношение). Доктрина Шапшала до сих пор остается темой критических исследований и общественных дискуссий.

Он провел ряд реформ, направленных на тюркизацию караимов и искоренение еврейских элементов из их культуры и языка. [ 6 ] Он издал указ об отмене преподавания иврита в караимских школах, заменил названия еврейских праздников и месяцев на тюркские , переименовал «Гахан» в должность « Хахам » по созвучию со словом « хан ». По мнению Шапшала, учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а караимы на протяжении веков верили в Иисуса и Мухаммеда как в пророков. Крымские караимы приняли закон Моисея , но продолжали придерживаться древнетюркских языческих верований.

Караимские и татарские воины на памятной литовской монете. Идею караимских воинов внесли Шапшал и его последователи.

Между попытками навязать хазарское происхождение крымским караимам был процесс «милитаризации» их истории, зародившийся в межвоенной Польше 20-го века : [ 7 ] тенденция представления караимского населения Восточной Европы как нации воинов. [ 8 ] Шапшал был одним из инициаторов этого процесса.

В 1939 году, используя свои связи с сообществом русских эмигрантов в Германии, он обратился в органы МВД рейха с просьбой изучить вопрос об этнической принадлежности крымских караимов . После оккупации немецкими войсками районов Восточной Европы, населенных крымскими караимами , это наименование перешло к немецкой администрации. В них были задействованы три крупных специалиста-историка по истории караимов: Зелиг Калманович , Меир Балабан и Ицхак (Игнаций) Шипер . Несмотря на то, что все трое были до войны ярыми противниками теории тюркского происхождения крымских караимов, они поддержали теорию Шапшала, чтобы спасти европейских караимов от Холокоста. Шапшал сыграл важную роль в формулировании нацистской политики в отношении караимов. Будучи Хахамом из Вильнюса, он был печально известен своими столкновениями с такими деятелями еврейской общины, как Зелиг Калманович . Он также был известен тем, что его заставили (под страхом угрозы собственной общине) предоставить нацистам подробный список членов организации. крымских караимов Общины в Троках и Вильнюсе , что позволяет им легко выявлять и арестовывать евреев , подделавших документы, подтверждающие, что они крымские караимы .

В 1945 году он официально отрекся от поста караимского Гаана, подав заявление уполномоченному по делам религии Совета Министров Литовской ССР , и получил должность научного сотрудника Института истории советским контролем. находившейся под Литовской академии наук,

Он был соавтором караимско - русско - польского словаря (опубликован в 1974 году) и написал ряд статей о крымских караимах .

Используя свое положение, он продолжал пропагандировать свои идеи, в том числе подделки. [ 7 ] некоторых свидетельств военного прошлого крымских караимов , опубликовав статьи о своих «открытиях» в ведущих научных журналах Советского Союза. [ 9 ] Недавние исследования архива Шапшала показали, что его черновики включают несколько вариантов текстов «оригинальных» документов: [ 7 ] доказывающие подделку. Несмотря на это, идеи Шапшала о караимских воинах получили широкое распространение в СССР и даже за рубежом. [ 10 ] Так, в Тракае , современной Литве , посетителям часто рассказывают, что караимские воины охраняли Тракайские замки . была выпущена памятная монета номиналом 50 литов В 1997 году в честь 600-летия татар и крымских караимов в Литве . На монете изображены татарские и караимские воины.

Некоторые его произведения (в том числе «История караимов») остаются неопубликованными. Часть его коллекций и книг хранится в Национальной библиотеке Литвы , другая — в небольшом музее в старой кенесе Тракай , где он умер в 1961 году.

Некоторые из его потомков поселились в Израиле в 1990-х годах в соответствии с Законом о возвращении . [ 11 ]

  1. ^ «Его Превосходительство Шапшал Хадж Серай Хан» — так он называл себя по-польски // Архив современных записей Министерства религиозных конфессий и народного образования (Варшава). Д. 1464. Л. 30, 97.
  2. ^ Браун, Э.Г. Персидская революция 1905-1909 годов. Кембридж, 1910. С. 105, 130, 170-171, 198-200, 202, 207, 214, 279, 324, 418-420
  3. ^ Роман Фройнд «Караимы и деиудаизация» (Acta Universitas Stockholm. 1991. - №30).
  4. ^ Довиле Тросковит. «Идентичность в переходный период: случай польских караимов в первой половине 20 века» // Клайпедский университет.
  5. ^ (Новахович З. Здравствуй, пастырь! // Караимская мысль: 4—5 (1928). — С. 1—4; Э. Э. Сераджа Бей Шапшал // Караимская мысль: 4—5 (1928). — С. 5—7 ) сравнивая с (Пастырское послание Е.Е.Гагана Караимова в Польшу // Мк 2:1 (1929). — С. 3-4)
  6. ^ М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
  7. ^ Jump up to: а б с Кизилов М. Ильяш Караимович и Тимофей Хмельницкий: кровная месть, которой не было , Karadeniz Araştırmaları, Cilt: 6, Sayı: 22, Yaz 2009, C.43-74.
  8. ^ Шапира Д. Польский сарматизм, тюркизм и «еврейская шляхта»: некоторые размышления о культурном контексте польско-литовских караимов // Караимы в Восточной Европе в последних поколениях. Материалы Иерусалимского караимского коллоквиума, Института Бен-Цви и Центра изучения польского еврейства и его культуры. Эд. ДДИ Шапира. Иерусалим, 2008 г.
  9. ^ Шапшал С. М. О прибывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму, // Вопросы истории № 8, 1955, Письма и заметки.
  10. ^ Ингмар Карлссон. Караимы и гагаузы - еврейский и христианский тюркские народы - лекция, прочитанная в Шведском научно-исследовательском институте в Стамбуле 22 февраля 2006 г.
  11. ^ Михаил Кизилов. Караимы Галичины: этнорелигиозное меньшинство среди ашкенази, тюрков и славян, 1772—1945 (Studia Judaelavica, 2009)] с. 340
  • Shapshal, S. M.: Karaimy SSSR v otnoshenii etnicheskom: karaimy na sluzhbe u krymskich chanov. Simferopol', 2004
  • Kizilov M. New Materials on the Biography of S. M. Szapszał in 1928-1939 // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной Конференции по Иудаике. – М., 2002. – Ч. 1. – С. 255–273
  • Шапира Дан Д.Ю. Еврейский пантюркист: Серая Сапсзал (Шапшалоглу) и его работа Qırım Qaray Türkleri (1928) (Judaeo-Türkica XIII) // Acta Orientalia Hungaricae. – Декабрь 2005. – Том. 58, № 4. – С. 349–380.
  • Зайцев И.В. «Что мне делать и как быть?» (письма Серайя Марковича Шапшала академику В.А.Гордлевскому: 1945-1950) // Вестник Евразии. Acta Eurasica. № 4 (38). М., 2007. С.147-169
  • Петров-Дубинский О.В. С.М.Шапшал (Эдиб-ус-Султан) ― учитель Валиахда Мохаммед-Али, генерал-адъютант Мохаммед-Али-шаха // Восток. 2007, № 5. С. 64-78
  • Прохоров Д.А., Кизилов М.Б. Шапшал Серайя Маркович (1873-1961) // Крым в лицах и биографиях. Симферополь, 2008. С. 396-400
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f49bec1291b3d04ed4ac0a6dd10c91c__1711351020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/1c/0f49bec1291b3d04ed4ac0a6dd10c91c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seraya Shapshal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)