Seraya Shapshal
Серая Шапшал или Его Превосходительство Хаджи Серая Хан Шапшал [ 1 ] ( Karaim : Серая Бен Мордехай Шапшал; Lithuanian : Seraja Šapšalas ; Polish : Seraj Szapszał ; Russian : Серге́й Маркович Шапшал ) (1873–1961) was a hakham and leader of the Crimean and then the Polish and Lithuanian Crimean Karaites (Karaim) community.
Биография
[ редактировать ]Шапшал родился в Бахчесарае , Крым , и учился в Санкт-Петербургском университете, где получил диплом филолога и восточных языков . Во время учебы он стал решительным последователем теории русского востоковеда В. Григорьева о хазарском происхождении крымских караимов . Сразу после его окончания в 1901 году он был приглашен в качестве личного наставника иранского наследного принца Мухаммеда Али Шаха , а в 1907 году стал министром персидского правительства (на самом деле он был русским шпионом). [ 2 ] В 1911 году он вернулся в Крым и стал главой хахама крымских караимских общин в Крыму .
С 1920 по 1927 год жил в Стамбуле . Здесь он принимал активное участие в пантюркском движении. [ нужна ссылка ] . В 1927 году, живя в Турции, он был избран главой караимов в Польше и в 1928 году переехал в Вильно .
Он отрицал какую-либо связь между крымскими караимами и евреями-раввинами . Шапшал — основоположник крымской караимской религии и исторического учения деиудаизации . [ 3 ] [ 4 ] В соответствии с этой доктриной он изменил традиционный титул « Хахам » на «Гахан» («Хахан»). [ 5 ] что, по его мнению, восходит к хазарскому слову « каган ». В середине 1930-х годов он приступил к созданию теории алтайско - тюркского происхождения караимов и языческих корней караимского религиозного учения (поклонение священным дубам, многобожие во главе с богом Тенгри , Жертвоприношение). Доктрина Шапшала до сих пор остается темой критических исследований и общественных дискуссий.
Он провел ряд реформ, направленных на тюркизацию караимов и искоренение еврейских элементов из их культуры и языка. [ 6 ] Он издал указ об отмене преподавания иврита в караимских школах, заменил названия еврейских праздников и месяцев на тюркские , переименовал «Гахан» в должность « Хахам » по созвучию со словом « хан ». По мнению Шапшала, учение Анана бен Давида было близко к раннему христианству, а караимы на протяжении веков верили в Иисуса и Мухаммеда как в пророков. Крымские караимы приняли закон Моисея , но продолжали придерживаться древнетюркских языческих верований.
Между попытками навязать хазарское происхождение крымским караимам был процесс «милитаризации» их истории, зародившийся в межвоенной Польше 20-го века : [ 7 ] тенденция представления караимского населения Восточной Европы как нации воинов. [ 8 ] Шапшал был одним из инициаторов этого процесса.
В 1939 году, используя свои связи с сообществом русских эмигрантов в Германии, он обратился в органы МВД рейха с просьбой изучить вопрос об этнической принадлежности крымских караимов . После оккупации немецкими войсками районов Восточной Европы, населенных крымскими караимами , это наименование перешло к немецкой администрации. В них были задействованы три крупных специалиста-историка по истории караимов: Зелиг Калманович , Меир Балабан и Ицхак (Игнаций) Шипер . Несмотря на то, что все трое были до войны ярыми противниками теории тюркского происхождения крымских караимов, они поддержали теорию Шапшала, чтобы спасти европейских караимов от Холокоста. Шапшал сыграл важную роль в формулировании нацистской политики в отношении караимов. Будучи Хахамом из Вильнюса, он был печально известен своими столкновениями с такими деятелями еврейской общины, как Зелиг Калманович . Он также был известен тем, что его заставили (под страхом угрозы собственной общине) предоставить нацистам подробный список членов организации. крымских караимов Общины в Троках и Вильнюсе , что позволяет им легко выявлять и арестовывать евреев , подделавших документы, подтверждающие, что они крымские караимы .
В 1945 году он официально отрекся от поста караимского Гаана, подав заявление уполномоченному по делам религии Совета Министров Литовской ССР , и получил должность научного сотрудника Института истории советским контролем. находившейся под Литовской академии наук,
Он был соавтором караимско - русско - польского словаря (опубликован в 1974 году) и написал ряд статей о крымских караимах .
Используя свое положение, он продолжал пропагандировать свои идеи, в том числе подделки. [ 7 ] некоторых свидетельств военного прошлого крымских караимов , опубликовав статьи о своих «открытиях» в ведущих научных журналах Советского Союза. [ 9 ] Недавние исследования архива Шапшала показали, что его черновики включают несколько вариантов текстов «оригинальных» документов: [ 7 ] доказывающие подделку. Несмотря на это, идеи Шапшала о караимских воинах получили широкое распространение в СССР и даже за рубежом. [ 10 ] Так, в Тракае , современной Литве , посетителям часто рассказывают, что караимские воины охраняли Тракайские замки . была выпущена памятная монета номиналом 50 литов В 1997 году в честь 600-летия татар и крымских караимов в Литве . На монете изображены татарские и караимские воины.
Некоторые его произведения (в том числе «История караимов») остаются неопубликованными. Часть его коллекций и книг хранится в Национальной библиотеке Литвы , другая — в небольшом музее в старой кенесе Тракай , где он умер в 1961 году.
Некоторые из его потомков поселились в Израиле в 1990-х годах в соответствии с Законом о возвращении . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Его Превосходительство Шапшал Хадж Серай Хан» — так он называл себя по-польски // Архив современных записей Министерства религиозных конфессий и народного образования (Варшава). Д. 1464. Л. 30, 97.
- ^ Браун, Э.Г. Персидская революция 1905-1909 годов. Кембридж, 1910. С. 105, 130, 170-171, 198-200, 202, 207, 214, 279, 324, 418-420
- ^ Роман Фройнд «Караимы и деиудаизация» (Acta Universitas Stockholm. 1991. - №30).
- ^ Довиле Тросковит. «Идентичность в переходный период: случай польских караимов в первой половине 20 века» // Клайпедский университет.
- ^ (Новахович З. Здравствуй, пастырь! // Караимская мысль: 4—5 (1928). — С. 1—4; Э. Э. Сераджа Бей Шапшал // Караимская мысль: 4—5 (1928). — С. 5—7 ) сравнивая с (Пастырское послание Е.Е.Гагана Караимова в Польшу // Мк 2:1 (1929). — С. 3-4)
- ^ М. Кизилов, «Новые материалы к биографии Шапшала»// Материалы девятой международной конференции по иудаике (2002), с. 255—273.
- ^ Jump up to: а б с Кизилов М. Ильяш Караимович и Тимофей Хмельницкий: кровная месть, которой не было , Karadeniz Araştırmaları, Cilt: 6, Sayı: 22, Yaz 2009, C.43-74.
- ^ Шапира Д. Польский сарматизм, тюркизм и «еврейская шляхта»: некоторые размышления о культурном контексте польско-литовских караимов // Караимы в Восточной Европе в последних поколениях. Материалы Иерусалимского караимского коллоквиума, Института Бен-Цви и Центра изучения польского еврейства и его культуры. Эд. ДДИ Шапира. Иерусалим, 2008 г.
- ^ Шапшал С. М. О прибывании Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея в Крыму, // Вопросы истории № 8, 1955, Письма и заметки.
- ^ Ингмар Карлссон. Караимы и гагаузы - еврейский и христианский тюркские народы - лекция, прочитанная в Шведском научно-исследовательском институте в Стамбуле 22 февраля 2006 г.
- ^ Михаил Кизилов. Караимы Галичины: этнорелигиозное меньшинство среди ашкенази, тюрков и славян, 1772—1945 (Studia Judaelavica, 2009)] с. 340
- Shapshal, S. M.: Karaimy SSSR v otnoshenii etnicheskom: karaimy na sluzhbe u krymskich chanov. Simferopol', 2004
- Kizilov M. New Materials on the Biography of S. M. Szapszał in 1928-1939 // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной Конференции по Иудаике. – М., 2002. – Ч. 1. – С. 255–273
- Шапира Дан Д.Ю. Еврейский пантюркист: Серая Сапсзал (Шапшалоглу) и его работа Qırım Qaray Türkleri (1928) (Judaeo-Türkica XIII) // Acta Orientalia Hungaricae. – Декабрь 2005. – Том. 58, № 4. – С. 349–380.
- Зайцев И.В. «Что мне делать и как быть?» (письма Серайя Марковича Шапшала академику В.А.Гордлевскому: 1945-1950) // Вестник Евразии. Acta Eurasica. № 4 (38). М., 2007. С.147-169
- Петров-Дубинский О.В. С.М.Шапшал (Эдиб-ус-Султан) ― учитель Валиахда Мохаммед-Али, генерал-адъютант Мохаммед-Али-шаха // Восток. 2007, № 5. С. 64-78
- Прохоров Д.А., Кизилов М.Б. Шапшал Серайя Маркович (1873-1961) // Крым в лицах и биографиях. Симферополь, 2008. С. 396-400