Еврейские казаки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
казаки |
---|
Казачьи войска |
Другие казачьи группы |
История |
Известные казаки |
казачьи термины |
Из различных ветвей казачества единственной, которая документально допустила евреев в свое общество, было казачество Украины .
Изменения настроений в 17 веке.
[ редактировать ]Когда Польша и Литва были объединены королем Сигизмундом Августом в одно государство (в Люблинской унии 1569 года), Волынская , Подольская и остальная Украина были отделены от Великого княжества Литовского и перешли под прямое управление Польши . Запорожские казаки в целом были безразличны к религиозным вопросам и не питали особой неприязни к евреям до конца 1630-х годов. [ 1 ] Они часто включали в свою компанию религиозных евреев, но после Брестской Мазурской унии иммиграция вызвала негативное отношение к евреям от Польши до Украины во время правления Сигизмунда III (1587–1632), и казаки теперь хотели крестить евреев. Создававшиеся гильдии . , всегда опасавшиеся конкуренции евреев, сыграли заметную роль в связи с различными обвинениями Однако высшее дворянство во многом зависело от того, что какая-то часть евреев выступала в качестве его арендаторов-арендаторов , агентов и финансовых управляющих, и это служило в значительной мере препятствием для преследований. [ нужна ссылка ]
Исторические записи
[ редактировать ]Казачье общество было этнически разнообразным, и некоторые казаки, возможно, происходили из Шотландии. Максим Кривонис был наемником из Шотландии. Иван Пидкова был из Молдавии. Евреи также служили в рядах казачества, хотя механизм их вступления в казачьи ряды неясен. Казачьи полки на Украине, помимо военных, служили административным целям и имели постоянную потребность в способных администраторах, образованных дипломатах и писцах. Евреи могли выполнить эти задачи благодаря своему уровню грамотности и владению несколькими языками. [ 2 ] Хотя казаки не были известны своей религиозностью до 17 века, предполагается, что обращение в христианство было требованием для продвижения по службе в казачьих рядах к началу 17 века. В 1681 году Ахмад Калга , главный советник крымского хана , пожаловался польскому послу Пясачинскому, что казаки Нижнего Днепра напали на Крым . Пясачинский ответил, что казаки не являются подданными короля польского и что поэтому он не может нести ответственность за «деяния неуправляемых бродяг пустыни, которые были отступниками от всех вер, поляков, москвичей, валашов , турок , татар , Евреи и т. д. среди них». [ 3 ]
В ответе речь Йоэла Сяркеса идет о «Берахе-герое», сражавшемся в рядах Петра Сагайдачного казаков и павшем в бою с москвичами . В показаниях соплеменника Берахи «Иосифе, сыне Моисея» в раввинском судебном деле о разрешении вдовы Берахи на повторный брак говорится, что в казачьих рядах Сагайдачного войска в бою, в котором был убит Бераха, было не менее 11 евреев. [ 4 ] В 1637 году Ильяш (Илья) Караимович стал их старостой был одним из офицеров реестровых казаков, а после казни Павлюка . Предполагается, что Караимович родился караимом (тюркской этнической группой, придерживающейся караимского иудаизма). [ 5 ]
В 1594 году еврей, известный только по имени Моисей, служил заместителем Станислава Хлопицкого, казачьего эмиссара при дворе императора Рудольфа II . И Хлопицкий, и Моисей в договоре с императором принесли присягу от имени казачьего войска. [ 6 ] Историк казачества Юрий Мыцык описывает случай, когда в 1602 году еврей из города Берестье принял христианство и присоединился к Войску Запорожскому . Его дети и имущество были захвачены кагалом , и ему пришлось обратиться к королю Сигизмунду III за помощью в возвращении его детей и имущества. Его поиски увенчались успехом, и к нему присоединились его дети. [ 6 ]
Saul Borovoy
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
тайник, содержащий большое количество документов, написанных на иврите историком и лингвистом Саулом Боровым был и украинском языке , найден В 1930-х годах в архивах Запорожской Сечи написанных еврейской графикой . Документы, хранившиеся в Государственном архиве в Москве после разрушения Сечи генералом Петром Текели в 1775 году, касались внешней и финансовой политики Сечи и свидетельствовали не только о присутствии (предположительно обращенных) евреев в верхнем слое Сечи. казачьего общества (в диссертации Борового упоминаются поименно не менее 4), но и в полках.
Архив Сечи стал основой трехсторонней докторской диссертации Борового 1940 года. Части I и II были опубликованы в 1940 году в Ленинграде и в 1941 году в Москве соответственно. Боровой не мог вернуться к этой теме в послевоенной антисемитской атмосфере в Советском Союзе , и третья часть его диссертации так и не была напечатана, а уже собранные типографские наборы были уничтожены. Статьи Борового на эту тему впервые подверглись критике со стороны антисемитских кругов в советских научных кругах, поскольку его исследования опровергли ярлык трусости и робости, обычно навешиваемый антисемитами на евреев. Боровой продемонстрировал, что еврейское общество в Польше стало поляризованным из-за большого слоя обездоленных евреев, которые были маргинализированы кагалом , и эти евреи, скорее всего, отступят и будут искать счастья у казаков. Позже Боровой подвергся критике со стороны некоторых еврейских кругов, не желавших признавать классовый антагонизм, который сделал возможным еврейское присутствие на стороне казачества. [ 6 ] [ нужна ссылка ]
В течение 18 века
[ редактировать ]Известно много случаев вступления евреев в казачество в эпоху, предшествовавшую разрушению Сечи в 1775 году. Одним из примечательных случаев является Симон Чернявский, крестившийся на Сечи в 1765 году. Позже он служил сечевым эмиссаром при дворе императрицы Екатерины II. . Моисей Горлинский служил на Сечи переводчиком, а Иван Ковалевский (который еще до прибытия на Сечь крестился) дослужился до полковника. Некоторые евреи присоединились к казакам в подростковом возрасте искатели счастья, одним из них был Василий Перехрист, сын Айзика, вступивший в войско в 1748 году. Другой еврей получил точно такую же фамилию при крещении на Сечи два года спустя. Иван Перехрист был похищен со всем своим сословием хедеров во время казачьего набега в 1732 году. Яков Крыжановский стал казаком до 1768 года, он также служил дьяконом в Сечевой церкви. Он владел многими языками и отличился под командованием Петра Калнышевского во время русско-турецкой войны 1769–1774 годов. [ 6 ]
В фольклоре
[ редактировать ]Еврейская энциклопедия пишет, что в украинских былинах, известных как думы, есть упоминание о полковнике по имени Матвий Борохович (1647), фамилия которого может читаться как «сын Баруха» и, следовательно, может указывать на его еврейское происхождение. [ 7 ] На самом деле есть настоящий полковник 17 века Михаил Борохович . А Матвий Борохович был также среди руководителей Хмельницкого восстания . [ нужна ссылка ]
Казачьи фамилии еврейского происхождения
[ редактировать ]В исследовании Сюзанны Любер учетных книг Реестрового казачества встречается много фамилий, указывающих на еврейское происхождение. [ 8 ] Cossack family of Jewish origin включает Hertzyk, Osypov-Perekhrest, Perekhryst, Kryzhanovsky, Markevych/Markovych, Zhydenko, Zhydok, Zhydovynov, Leibenko, Yudin, Yudaev, Khalayev, Nivrochenko, Matsunchev, Shab rayitel' и другие. [ 9 ]
Исраиловский полк.
[ редактировать ]В декабре 1787 года князь Потемкин , Великой и министр Екатерины фаворит , основал полк еврейских казаков с целью освобождения Иерусалима — кульминация его филосемитизма . [ 10 ]
Первый раздел Польши в 1772 году привел в Российскую империю большое количество евреев. Екатерина пожаловала Потемкину огромное имение, названное Кричев , на вновь приобретенных землях. Таким образом, Потемкин впервые вступил в контакт с евреями. Потемкин приступил к задаче заселения поселенцами пустующих южных степей вокруг Черного моря и сразу же попытался привлечь в свои новые поселения евреев как из Польши, так и из Средиземноморья, особенно тех евреев, которые активно занимались виноградарством . Этих евреев он расселил в пустующих подворьях, оставленных запорожцами . Он также собрал вокруг себя группу раввинов, с которыми обсуждал богословие.
В частности, его близким другом стал Джошуа Цейтлин , богатый купец и ученый. «Двое мужчин — супруг российской императрицы и раввин в ямулке и локонах — ездили вместе, дружелюбно болтая. Цейтлин «гулял с Потемкиным как брат и друг». Он достиг положения, которого ни один практикующий еврей в России никогда не достигал и не достигал. поскольку, оставаясь гордо неассимилированным, пропитанным раввинской ученостью и благочестием, но стоя на высоком посту при дворе князя, Потемкин повысил Цейтлина до «придворного советника» с дворянским титулом, называя его «ХаСар Цейтлин» (господин Цейтлин)». [ 10 ]
После обсуждения с Цейтлином и его странствующими раввинами боевого мастерства библейских израильтян принц решил вооружить евреев. Потемкин собрал в своем имении еврейский кавалерийский эскадрон. Когда началась русско-турецкая война , он хотел освободить Константинополь для Православной церкви и поддерживал идею помочь евреям освободить Иерусалим .
Потемкин основал Израильовский полк еврейских казаков. Командовал ими немец, герцог Фердинанд Брауншвейгский . Принц де Линь , старейшина космополитизма XVIII века и филосемит, писал: «Князь Потемкин разработал уникальный проект по созданию еврейского полка», — писал он своему хозяину, императору Габсбургов Иосифу II. «Он намерен сделать из них казаков. Ничто не забавляло меня больше. [ 10 ]
Вскоре против турок патрулировали два эскадрона еврейских казаков, но Линь утверждал, что они не увенчались успехом. После семи месяцев обучения он с грустью решил прекратить свой редкий эксперимент.
Этот вопрос остается спорным, поскольку в Государственном военном архиве в Москве нет документов, подтверждающих наличие Потемкинского полка.
Было высказано предположение, что некоторые еврейские казаки последовали за полковником Береком Йоселевичем и присоединились к польским кавалерийским формированиям Наполеона. [ 10 ] Йоселевич был убит венграми в ночной засаде во время кампании Наполеона 1809 года. Было высказано предположение, что ветераны Потемкинского полка сражались на стороне Императора при некоторых из его самых знаменитых побед. [ 10 ]
Еврейские польские казаки
[ редактировать ]Великий польский поэт Адам Мицкевич помог сформировать еще один полк еврейских казаков, « Гусары Израиля», для борьбы против Российской империи вместе с Великобританией, Францией и Турцией в Крымской войне . Эти уланы сражались вместе с казаками-диссидентами против русских под Севастополем . [ 11 ]
Гражданская война в России.
[ редактировать ]Во время Гражданской войны (1918–1920), последовавшей после русской революции 1917 года, многие евреи служили как в Красном Казачестве (Красное Казачество), кавалерийских полках Красной Армии, так и в Белоказачестве. Одним из таких полков красных казаков в бригаде Котовского командовал анархист Шолом Шварцбард . С другой стороны, еврейские студенты играли важную роль и в батальоне белых донских казаков под командованием Василия Чернецова , так что целый полк батальона получил название «Еврейский легион». Чернецовские казаки ( чернецовцы ) получили известность, начав вооруженное сопротивление большевикам на Дону. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская энциклопедия - Казаки, ранние восстания
- ^ Боровой С. А. Евреи в Запорожской Ciчи. //Труды Института еврейской культуры ВУАН. – К., 1930.
- ^ (Костомаров, ЛКП 55)
- ^ (1601; Гаркави, «Еврей-Казаки», в «Русском Еврее», 1880, стр. 348; из Респонса Баит Хадаш хаешанот (Отчет о старом новом доме), 57)
- ^ (Костомаров, ЖК 135
- ^ Jump up to: а б с д "Как евреи были козаками » Политарена" . Archived from the original on 2010-03-27 . Retrieved 2010-09-29 .
- ^ Еврейская энциклопедия - больные казаки, Жалоба на казачьи грабежи
- ^ "ЕВРЕИ-КАЗАКИ - Казачество - Web-журнал "Интеллектус" - "Патентбюро" " .
- ^ Мишалов М. Украинские кобзарские думы. К вопросу о возникновении развития и современного состояния украинского кобзарского эпоса. – Сидней, 1990 (Russian) Mishalow M. Ukrainian kobzar dumy. Закрепление вопроса о разработке и современном государстве украинский кобзарь epos - Sydney, 1990
- ^ Jump up to: а б с д и Саймон Себаг Монтефиоре об обращении с евреями в России - в The Spectator, 16 сентября 2000 г. Архивировано 17 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ МИКЕВИЧ И ЕВРЕЙСКИЙ ЛЕГИОН В ВОСПОМИНАНИЯХ О КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ САДЫКА-ПАШИ (МИХАЛА ЧАЙКОВСКИ) ГАРОЛЬДА Б. СЕГЕЛЯ, The Polish Review, Vol. 10, № 3 (лето 1965 г.), стр. 78-81 (4 страницы).
- ^ http://slavakazakam.ru/donarm5?start=12 Архивировано 25 марта 2012 г. в Wayback Machine Белоказачье сопротивление большевикам.
Источники
[ редактировать ]- Евреи-казаки в начале XVII в. // Киевская старина. – 1890. – № 5. – С. 377-379. (in Russian)
- Иохводова А. «Евреи-запорожцы и крепость Хаджибея » Вестник (на русском языке)
- Borovoy, S. «Евреи в Запорожской Сечи (по материалам сечевого архива)» («Исторический сборник», Л., 1934, т. 1) (in Russian)
- Kostomarov, M. Ruina, istoricheskaia monografiia iz zhizni Malorossii 1663–1687 gg . (The Ruin: A Historical Monograph on the Life of Little Russia from 1663 to 1687, 1st edn in Vestnik Evropy , nos 4–9 [1879] and nos 7–9 [1880]),
- Шрайбер, М. Еврейская энциклопедия Шенхольда (3-е издание), Нью-Йорк, 2002 г.
- Доктор Сергей Плохий. Казачество и религия в Украине раннего Нового времени. Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- Еврейская энциклопедия - Казаки
- Евреи-запорожцы (на русском языке)
- Монтефиоре, Саймон Себаг «Кошерные казаки». Зритель . 9 сентября 2000 г.
- Кошерные казаки
- Главный Apxив древних актов в Варшаве. – Ф. «Apxив Замойских». – № 3048. – p. Двести восемьдесят шестой: «Mycyk J. Zyd na Siczi Zaporoskej w XVII w. // Биулятин Зудовского института Историчневского в Польше. – Warszawa, 1993. – p. 65-66.
- Горн М. Военные обязанности евреев в Польской республике в XVI и XVII веках. - Варшава, 1978.
- с. 103.
- Любер С. Происхождение запорожских казаков 17 века по личным именам . Берлин, 1983. – с. 100.
- Архив Юго-Западной России. - Киев., 1914. - Ч. III. - Т.4. - № 45. - p. 100-102.
- Сичинский В. Чужеземцы об Украине. – К., 1992. – p. 99-100.
- Центральный держащий исторический apxiв Украины в Киеве). – Ф. 229. – On. I. – № 232. – Арк. 199.
- Лиман И. И. Церковь в духовном мире Запорожского казачества. – Запорожье, 1992. – p. 8.
- Скальковский А. А. История Новой Ciчи или последнего Коша Запороэького. –Днепропетровск, 1994. – p. 192.
- Apxив Коша Новой Запорожской Ciчи. Описание дел. 1713–1776. – К., 1994. – С. 77.
- Боровой С. А. Евреи в Запорожской Ciчи. //Труды Института еврейской культуры ВУАН. – К., 1930.