Луна (Хазар)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Месяц | |
---|---|
Каган | |
Каган Хазарии | |
Царствование | 740 - 786 |
Предшественник | Хазер Тархан Каутар (генерал) |
Преемник | Обадия |
Рожденный | Начало 700-х годов |
Умер | в. 786 |
Дом | Буланиды |
Религия | Тенгрианство более поздний иудаизм |
Булан был хазарским царем , который возглавил обращение хазар в иудаизм . Его имя означает « лось ». [ 1 ] или « харт » по- древнетюркски . Дата его правления неизвестна, поскольку дата обращения горячо оспаривается, хотя несомненно, что Булан правил где-то между серединой 8-го и серединой 9-го веков. Неизвестно также, был ли Булан беком или каганом хазар.
Ученый Д.М. Данлоп считал, что Булан и его царские потомки, включая Аарона II и Иосифа , были каганами из-за наследственной природы этой линии и его интерпретации слова «священник» ( Коэн ) в Сефер ха-Иттим Иудой бен Барзиллаем . [ 2 ] Однако более поздние ученые, такие как Дэн Шапира [ 3 ] и Кевин Брук, [ 4 ] предполагают, что Булан был беком из-за упоминаний о том, что он руководил военными кампаниями. Хазарская традиция считала, что до своего обращения Булан не был религиозным. В своем стремлении выяснить, какая из трех авраамических религий сформирует его собственные религиозные убеждения, он пригласил представителей каждой из них объяснить свои фундаментальные принципы. В конце концов он выбрал иудаизм.
В «Хазарской переписке» король Иосиф прослеживает свою родословную до Булана. Он называет реформатора хазарского правителя Обадию одним из «сыновей сыновей Булана». Хотя Данлоп допускал возможность того, что Обадия мог быть внуком Булана, [ 5 ] еврейская фраза менее определенна и может указывать на более отдаленное происхождение. Царские потомки Булана хазарские исследователи называют Буланидами , хотя их самоназвание неизвестно.
Имя Сабриэль дано в Письме Шехтера (примерно одновременно с письмом короля Иосифа) в честь хазарского царя, который возглавил обращение в иудаизм. Письмо Шехтера также дает Сабриэлю, по крайней мере, частичное еврейское / израильское происхождение. Сабриэль описывается как ведший успешные кампании на Кавказе и в Иранском Азербайджане , возможно, в рамках хазарско-арабских войн.
Его жена Серах описана как еврейка и поощряла его изучать и принимать иудаизм. В письме Шехтера ничего не говорится о том, была ли Сабриэль Буланом; имя Булан не фигурирует в этом документе.
Хазарские ученые иногда называют царя, который возглавил обращение хазар в иудаизм, «Булан Сабриэль», хотя вполне возможно, что это были разные люди. Например, в «Истории еврейских хазар» Д. М. Данлоп исследовал (и в конечном итоге отверг) теорию других ученых о том, что Сабриэль отсылал к Обадии . [ 6 ]
Стэнфорд Моммертс-Браун, специалист по генеалогии, историк, а также принявший иудаизм, отмечает, что евреи, независимо от того, родились ли они среди неевреев или обратились в иудаизм, обычно имеют два имени. Один из них представляет собой номенклатуру народа, среди которого он живет (или родился), и еврейское имя. Имя г-на Моммартс-Брауна - Йонатан Мика Хиллель. «Булан» — явно тюркское имя. После обращения он взял бы еврейское или еврейское имя. «Сабриэль» очень похоже на тюркский идиоматический вариант имени «Габриэль».
Дэн Шапира выдвинул гипотезу, что имена Булан и Сабриэль на самом деле означают одно и то же. Он писал, что еврейское слово, являющееся корнем слова «Сабриэль», означает «думать, надеяться, верить, узнавать, понимать», тогда как булан было словом на языке тюрков-огузов , которое означало «тот, кто узнает». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрдал, Марсель (2007). «Хазарский язык». В Голдене, Питер Б.; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш (ред.). Мир хазар: новые перспективы - Избранные доклады Международного хазарского коллоквиума в Иерусалиме, 1999 г. Брилл. п. 79.
- ^ Данлоп, Дуглас М. (1954). История еврейских хазар . Издательство Принстонского университета. стр. 132, 145–146.
- ^ Шапира, Дэн (1998–1999). «Два имени первого хазарского еврейского бека». Архив Евразии Медии Аеви . 10 : 237.
Подведем итог: под именами Булан и Сабриэль подразумевается один и тот же человек, легендарный первый хазар-бек, и оба имени относятся к его обращению в иудаизм.
- ^ Брук, Кевин (2018). Евреи Хазарии (3-е изд.). Издательство Rowman & Littlefield. стр. 84–85.
- ^ Данлоп, Дуглас М. (1954). История еврейских хазар . Издательство Принстонского университета. п. 144.
- ^ Данлоп, Дуглас М. (1954). История еврейских хазар . Издательство Принстонского университета. п. 158.
- ^ Шапира, Дэн (2008). «Евреи в Хазарии». В Эрлихе, М. Аврум (ред.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 3. АВС-КЛИО. п. 1102.
Источники
[ редактировать ]- Кевин Алан Брук. Евреи Хазарии . 3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2018.
- Дуглас М. Данлоп , История еврейских хазар, Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1954.
- Норман Голб и Омелян Прицак , Хазарско-еврейские документы десятого века. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1982.
- Владимир Петрухин , «Сакральное царствование и иудаизм хазар», в книге «Обращения: в поисках идеологических изменений в раннем средневековье» под редакцией Лешека П. Слупецкого и Рудольфа Симека, стр. 291–301. Вена: Фассбендер, 2013.
- Дэн Шапира, «Два имени первого хазарского еврейского бека», Archivum Eurasiae Medii Aevi vol. 10 (1998–1999), стр. 231–241.
- Борис Живков, Хазария в 9 и 10 веках, Лейден: Brill Academic Publishers, 2015.