Тринадцатое племя
![]() Первое британское издание | |
Автор | Артур Кестлер |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Хазарская империя |
Издатель | Хатчинсон |
Дата публикации | 1976 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 244 (издание Pan Books 1977 г.) |
ISBN | 0-394-40284-7 |
«Тринадцатое племя» — книга Артура Кестлера, вышедшая в 1976 году. [1] отстаивая хазарскую гипотезу ашкеназского происхождения , тезис о том, что евреи-ашкенази произошли не от исторических израильтян древности, а от хазар , тюркского народа . Кестлер выдвинул гипотезу, что хазары (принявшие иудаизм в 8 веке) мигрировали на запад, в Восточную Европу, в 12 и 13 веках, когда Хазарская империя распадалась.
В качестве источников Кестлер использовал предыдущие работы Дугласа Мортона Данлопа , Рафаэля Патая и Авраама Полака . Его заявленное намерение состояло в том, чтобы заставить антисемитизм исчезнуть, опровергнув его расовую основу.
Популярные отзывы о книге были неоднозначными, академическая критика ее исследований в целом была негативной, а биографы Кестлера Дэвид Чезарани и Майкл Скаммелл раскритиковали ее. В 2018 году газета New York Times назвала книгу «широко дискредитированной». [2] Оно также не было эффективным для опровержения антисемитизма, поскольку антисемиты просто адаптировали его — как и предыдущие работы над этой гипотезой — для аргументации нелегитимности современных евреев.
Краткое содержание
[ редактировать ]Содержание
[ редактировать ]Кестлер выдвигает тезис о том, что евреи-ашкенази произошли не от исторических израильтян древности, а от хазар , тюркского народа, происходящего и населяющего империю к северу от Черного и Каспийского морей и между ними . Гипотеза Кестлера заключается в том, что хазары, принявшие иудаизм в 8 веке, мигрировали на запад, в нынешнюю Восточную Европу (в первую очередь в Украину , Польшу, Беларусь , Литву , Венгрию и Германию) в 12 и 13 веках, когда Хазарская империя распадалась.
В конце последней главы книги Кестлер резюмирует ее содержание и свои намерения следующим образом: «В первой части этой книги я попытался проследить историю Хазарской империи на основе скудных существующих источников. Во второй части, главы V -VII, я собрал исторические свидетельства, указывающие на то, что основная часть восточного еврейства – и, следовательно, мирового еврейства – имеет хазарско-тюркское, а не семитское происхождение. В последней главе я попытался показать, что это данные антропологии. согласуется с историей в опровержении распространенного мнения о еврейской расе, произошедшей от библейского племени».
Источники
[ редактировать ]Маттиас Гарделл пишет, что диссертация Кестлера «частично основана на любительской антропологии». [3] а его научные аргументы взяты из и его дочери Дженнифер «Миф о еврейской расе » (1975) книги Рафаэля Патаи . [4] Он также опирается на работы более ранних историков, в частности на российско-израильского историка Авраама Поляка еврейскую книгу «Хазария: Толедот мамлахах иехудит» (1951), [5] [6] и «История еврейских хазар » (1954) Дугласа Мортона Данлопа , автора, которого сам Кестлер называет основным источником. [7] Нил Макиннес пишет, что Данлоп, однако, был «гораздо более осторожным» в своих выводах, как и другие историки Хазарии, включая Питера Голдена и Мозеса Шулвасса. [7] Сам Голден назвал книгу «спорной», заявив, что она содержит «огромные заявления о хазарском наследии и влиянии». [8]
Мотив
[ редактировать ]Биограф Кестлера Майкл Скаммелл пишет, что Кестлер сказал французскому биологу Пьеру Дебре-Ритцену, что он «был убежден, что если бы он мог доказать, что основная часть восточноевропейских евреев (предки сегодняшних ашкенази) произошли от хазар, расовой основы антисемитизма. будет устранен, и сам антисемитизм может исчезнуть». [5] По словам Джорджа Урбана , желание Кестлера связать евреев-ашкенази с хазарами было «основано на молчаливом убеждении, что интеллектуальный блеск и международное влияние венгров и евреев, особенно венгерских евреев или евреев-венгров, объяснялись каким-то необъяснимым, но явно древним родством. между двумя народами». [9]
Прием
[ редактировать ]В книге «Изобретение еврейского народа » Шломо Санд , историк кино, французской интеллектуальной истории и национализма из Тель-Авивского университета , пишет: «В то время как хазары отпугивали израильских историков, ни один из которых не опубликовал ни одной статьи на эту тему, Кестлера «Тринадцатое колено» раздражало и вызывало гневные отклики. Еврейские читатели в течение многих лет не имели доступа к самой книге, узнавая о ней только через ядовитые доносы». [10] В своей статье в The Wall Street Journal редактор Chronicle of Higher Education Эван Гольдштейн утверждает: «Сэнд предполагает, что те, кто напал на книгу Кестлера, сделали это не потому, что ей недоставало достоинств, а потому, что критики были трусами и идеологами. «Никто не хочет искать под камнями». когда под ними могут скрываться ядовитые скорпионы, готовые атаковать самооценку существующего этноса и его территориальные амбиции». [11]
В арабском мире теория, поддерживаемая книгой Кестлера, была принята людьми, которые утверждали, что, если бы евреи-ашкенази были преимущественно хазарскими, а не семитскими по происхождению, они не имели бы никаких исторических претензий на Израиль и не были бы субъектом библейского обещания Ханаана . израильтянам , , тем самым подрывая теологическую основу как еврейских религиозных сионистов так и христианских сионистов . [12] Делегат Саудовской Аравии в ООН заявил, что теория Кестлера «отрицает право Израиля на существование». [13] Кестлер не считал, что предполагаемое хазарское происхождение умаляет притязания евреев на Израиль, которые, по его мнению, были основаны на мандате Организации Объединенных Наций, а не на библейских заветах или генетическом наследовании. [3] [14] По его мнению, «проблема хазарского вторжения тысячу лет назад… не имеет отношения к современному Израилю». [14]
Неонацистский журнал The Thunderbolt назвал книгу Кестлера «политической бомбой века». [13] и его с энтузиазмом поддержали последователи движения «Христианская идентичность» . [3] [15] По словам Джеффри Каплана, Тринадцатое племя было «основным источником хазарской теории»; они чувствовали, что книга Кестлера подтвердила их собственные взгляды на евреев, [14] [16] и продали его «через свои службы доставки по почте ». [14] Гольдштейн пишет, что «Кестлер и хазарская теория, которую он продвигал, живут в лихорадочных болотах белого националистического движения». [17] Майкл Баркун пишет, что Кестлер, очевидно, «либо не знал, либо не обращал внимания на то, как антисемиты использовали хазарскую теорию с момента ее появления на рубеже веков». [14]
Оценка
[ редактировать ]После первой публикации Фицрой Маклин в «Нью-Йорк Таймс Книжное обозрение» назвал «Тринадцатое племя» превосходным, написав: «Книга г-на Кестлера столь же удобна для чтения, сколь и заставляет задуматься. Ничто не может быть более стимулирующим, чем мастерство, элегантность и эрудиция с где он систематизирует факты и развивает свои теории». [18] Рецензируя работу в Вашингтонском докладе по делам Ближнего Востока в 1991 году, журналист и писатель Грейс Халселл описала ее как «тщательно исследованную книгу», которая «опровергает идею еврейской «расы». [19]
Несмотря на некоторые положительные отзывы в прессе, Джеймс А. Беверли пишет: «Когда было выпущено «Тринадцатое племя» , академическая критика его исследования была быстрой, публичной и в целом негативной». [20] и Эван Гольдштейн заявляет, что он «разгромлен критиками». [11] В обзоре Time журнала за август 1976 года теория Кестлера описывалась как «слишком поверхностная, несмотря на очевидные усилия и время, которые автор потратил на свое исследование», и говорилось, что «Кестлер предлагает массу информации, но недостаточно убедительных фактов для подтверждения своего тезиса». . [21] В обзоре журнала National Review за ноябрь 1976 года говорилось, что эта работа «не имела ни ценности хорошо выполненного честного научного исследования, ни эмоциональной привлекательности полемики - только признаки плохо исследованной и наспех написанной книги». [22] в 1977 году как смесь ошибочных этимологий и неверно истолкованных первоисточников Анализ Кестлера был описан Чименом Абрамски в 1976 году и Хайамом Маккоби . [23] [24]
Баркун описывает книгу как «эксцентричную работу» и пишет, что Кестлер «не имел специального образования, которое, как можно было бы подумать, требовалось для этой темы», но что он «тем не менее предпринял серьезную любительскую попытку исследовать и поддержать теорию». [14] Профессор польско-еврейской истории Гершон Д. Хундерт написал в 2006 году: «Нет никаких доказательств в поддержку теории о том, что предками польского еврейства были евреи, пришедшие из Крымско-еврейского королевства Хазария», назвав Кестлера «самым известным защитником " теории. [6] В 2009 году Джеффри Голдберг написал, что книга представляет собой «комбинацию дискредитированных и забытых [идей]». [17]
Биографы Кестлера также критически отнеслись к этой работе. В книге «Артур Кестлер: Бездомный разум » (1998) Дэвид Чесарани заявляет, что он «избирательно использует факты для крайне полемических целей» и «смехотворен как наука». [7] В книге «Кестлер: Литературная и политическая одиссея скептика двадцатого века» (2009) Майкл Скаммелл пишет, что теория Кестлера «была почти полностью гипотетической и основана на малейших косвенных доказательствах». [5] и считает книгу доказательством того, что мозг Кестлера «начал его подводить». [25]
Генетические исследования
[ редактировать ]Исследование 2005 года, проведенное Nebel et al. , на основе полиморфных маркеров Y-хромосомы, показало, что евреи-ашкенази более тесно связаны с другими еврейскими и ближневосточными группами, чем с популяциями, среди которых они жили в Европе. Однако было обнаружено, что 11,5% мужчин-ашкенази принадлежат к гаплогруппе R1a , доминирующей гаплогруппе Y-хромосомы у жителей Восточной Европы, что предполагает возможный поток генов. Ссылаясь на «Тринадцатое племя» , авторы исследования отмечают, что «некоторые авторы утверждают, что после падения их царства во второй половине X века нашей эры новообращенные хазары были поглощены формирующейся еврейской общиной ашкенази в Восточной Европе». Они заключают: «Однако, если хромосомы R-M17 у евреев-ашкенази действительно представляют собой остатки загадочных хазар, то, согласно нашим данным, этот вклад ограничивался либо одним основателем, либо несколькими близкородственными людьми, и не превышают ~12% современных ашкенази». [26] Последующие исследования показали, что ашкеназские разновидности R1a не могли быть хазарскими по происхождению, а их левитская ветвь R1a-Y2619 внутри R1a-M582 имела ближневосточное происхождение. [27] [28] и их нелевитская гаплогруппа R1a-M12402, имеющая близкие славянские совпадения, но далекую от тюркских. [29]
В своей статье в журнале Science Майкл Балтер утверждает, что тезис Кестлера «противоречит нескольким недавним исследованиям, предполагающим, что еврейство , включая ашкеназскую версию, имеет глубокие генетические корни». Он ссылается на исследование 2010 года, проведенное генетиком Гарри Острером , которое показало, что евреи-ашкенази «более тесно группируются с евреями Ближнего Востока и сефардами, что, по мнению исследователей, не согласуется с хазарской гипотезой», и приходит к выводу, что «все три еврейские группы — Ближнего Востока, Сефарды и ашкенази — имеют общие генетические маркеры всего генома, которые отличают их от других популяций мира». Генетик Ной Розенберг утверждает, что, хотя недавние исследования ДНК «не подтверждают» хазарскую гипотезу, они также не «полностью ее исключают». [30]
Исследование Косты и соавт., проведенное в 2013 году. включил «Тринадцатое племя» в свой список литературы и попытался генетически проверить хазарскую гипотезу. [31] Он пришел к выводу, что «практически ни одна» гаплогруппа ашкеназской митохондриальной ДНК (мтДНК) не возникла на Северном Кавказе или в Чувашии, что, по его мнению, опровергает гипотезу Кестлера. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Артур Кестлер (1976). Тринадцатое племя (1-е изд.). Лондон: Хатчинсон. ISBN 978-0-09-125550-3 . Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Кершнер, Изабель (2 мая 2018 г.). «Палестинский лидер разжигает бурю негодования своими высказываниями, признанными антисемитскими» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарделл, Маттиас . Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм , Duke University Press , 2003, ISBN 978-0-8223-3071-4 , с. 124.
- ^ Биале, Дэвид . Кровь и вера: распространение символа между евреями и христианами , University of California Press , 2008, ISBN 978-0-520-25798-6 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с Скаммелл, Майкл . Кестлер: Литературная и политическая одиссея скептика двадцатого века , Random House , 2009, ISBN 978-0-394-57630-5 , с. 546.
- ^ Перейти обратно: а б Хундерт, Гершон Дэвид. Евреи в Польше и Литве в восемнадцатом веке: генеалогия современности , University of California Press , 2006, ISBN 978-0-520-24994-3 , с. 6 сноска 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Макиннес, Нил. «Кестлер и его еврейская диссертация» , The National Interest , осень 1999 г.
- ^ Голден, Питер Б. , «Хазарские исследования: достижения и перспективы», в Голден, Питер Б.; Бен-Шамай, Аггей; Рона-Тас, Андраш. Мир хазар: новые перспективы , издательство Brill , 2007, ISBN 978-90-04-16042-2 , с. 9.
- ^ Урбан, Джордж . Радио «Свободная Европа» и стремление к демократии , издательство Йельского университета , 1997, ISBN 978-0-300-06921-1 , с. 200.
- ^ Санд, Шломо . Изобретение еврейского народа , Verso Books , 2009, с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдштейн, Эван Р. «Откуда берутся евреи?» , The Wall Street Journal , 29 октября 2009 г.
- ^ См.:
- Плаут, Стивен . «Хазарский миф и новый антисемитизм». Архивировано 25 марта 2011 г. в Wayback Machine , The Jewish Press , 9 мая 2007 г.
- Россман, Вадим. Русский интеллектуальный антисемитизм в посткоммунистическую эпоху , University of Nebraska Press , 2002, ISBN 978-0-8032-3948-7 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Скаммелл, Майкл . Кестлер: Литературная и политическая одиссея скептика двадцатого века , Random House , 2009, ISBN 978-0-394-57630-5 , с. 547.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Баркун, Михаил . Религия и правые расисты: истоки движения за христианскую идентичность , University of North Carolina Press , 1994, ISBN 978-0-8078-4638-4 , стр. 144–145.
- ^ Льюис, Джеймс Р .; Петерсен, Йеспер Огард. Спорные новые религии , Oxford University Press , 2005, ISBN 978-0-19-515683-6 , с. 397.
- ^ Каплан, Джеффри. Радикальная религия в Америке: милленаристские движения от крайне правых до детей Ноя , Syracuse University Press , 1997, ISBN 978-0-8156-0396-2 , стр. 48, 191.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдштейн, Эван. «Изобретая Израиль» , журнал Tablet Magazine , 13 октября 2009 г.
- ^ Маклин, Фицрой. «Шалом Исра» , The New York Times Book Review , 29 августа 1976 г., стр. 219.
- ^ Холселл, Грейс. «Рецензии на книгу. Тринадцатое племя» , Вашингтонский отчет по делам Ближнего Востока , май/июнь 1991 г., стр. 71.
- ^ Беверли, Иллюстрированный путеводитель по религиям Джеймса А. Нельсона , Томас Нельсон , 2009, ISBN 978-0-7852-4491-2 , с. 342.
- ↑ Шеппард, Р.З. «Книги: Кавказские связи» , Time журнал , 23 августа 1976 г.
- ^ Маески, Джейн. «Наглость: Тринадцатое племя, Артур Кестлер», National Review 27 , 12 ноября 1976 г., стр. 1248, цитируется у Блумстока, Роберта. «Иду домой: тринадцатое племя Артура Кестлера», Jewish Social Studies 48 :2, 1986, стр. 94.
- ^ Абрамский, Чимен. «Хазарский миф», Еврейская хроника , 19 , 9 апреля 1976 г.
- ^ Маккоби, Хайам . «Расизм Кестлера», Midstream , 23 марта 1977 г.
- ^ Скаммелл, Майкл . Кестлер: Литературная и политическая одиссея скептика двадцатого века , Random House , 2009, ISBN 978-0-394-57630-5 , с. 548.
- ^ Альмут Небель, Двора Филон, Марина Фаерман, Химла Судьял и Ариэлла Оппенгейм. «Свидетельства Y-хромосомы об эффекте основателя у евреев-ашкенази» , Европейский журнал генетики человека , (2005) 13, 388–391. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201319 PMID 15523495 (опубликовано в Интернете 3 ноября 2004 г.).
- ^ Роотси, Сиири; Бехар, Дорон М.; и др. (17 декабря 2013 г.). «Филогенетическое применение целых последовательностей Y-хромосомы и ближневосточное происхождение ашкеназских левитов» . Природные коммуникации . 4 : 2928. Бибкод : 2013NatCo...4.2928R . дои : 10.1038/ncomms3928 . ПМЦ 3905698 . ПМИД 24346185 .
- ^ Бехар, Дорон М.; Сааг, Лаури; и др. (2 ноября 2017 г.). «Генетическая вариация клады R1a среди Y-хромосомы ашкеназских левитов» . Природные коммуникации . 4 (1): 14969. Бибкод : 2017NatSR...714969B . дои : 10.1038/s41598-017-14761-7 . ПМЦ 5668307 . ПМИД 29097670 .
- ^ Брук, Кевин А. (2022). Материнские генетические линии евреев-ашкеназов . Пресса академических исследований. п. 9. дои : 10.2307/j.ctv33mgbcn . ISBN 978-1644699843 . S2CID 254519342 .
- ^ Балтер, Майкл. «В поисках корней еврейства» , Science , 3 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коста, Марта Д.; Перейра, Джоана Б.; и др. (8 октября 2013 г.). «Существенное доисторическое европейское происхождение среди материнских линий ашкенази» . Природные коммуникации . 4 : 9. Бибкод : 2013NatCo...4.2543C . дои : 10.1038/ncomms3543 . ПМЦ 3806353 . ПМИД 24104924 .