Очерк истории
![]() Обложка книги «Очерк истории [Создание нашего мира]» (первое издание, 1920 г.) | |
Автор | Герберт Уэллс |
---|---|
Иллюстратор | Дж. Ф. Хоррабин |
Язык | Английский |
Издатель | Джордж Ньюнс |
Дата публикации | 1919–20 |
Текст | Очерк истории в Wikisource |
«Очерк истории » с подзаголовком «Вся история человека» или «Простая история жизни и человечества» — это работа Герберта Уэллса , в которой описывается история мира от происхождения Земли до Первой мировой войны . Он появился в виде иллюстрированной версии, состоящей из 24 выпусков, выходящих каждые две недели, начиная с 22 ноября 1919 года, и был опубликован одним томом в 1920 году. [1] [2] Было продано более двух миллионов экземпляров, оно было переведено на многие языки и оказало значительное влияние на преподавание истории в высших учебных заведениях. [3] Уэллс смоделировал « Очерк» на основе энциклопедии Дидро Дени . [4]
Пересмотренные издания
[ редактировать ]Многие исправленные версии были опубликованы при жизни Уэллса, и автор вел записи фактических исправлений, которые он получал со всего мира. Последняя редакция, опубликованная при его жизни, была опубликована в 1937 году.
В 1949 году расширенная версия была выпущена Рэймондом Постгейтом , который расширил повествование, чтобы оно могло включать Вторую мировую войну , а позже он опубликовал еще одну версию, которая расширила повествование до 1969 года. Постгейт писал, что «читатели хотят услышать мнения Уэллса, а не Постгейта», и он старался сохранить голос Уэллса на протяжении всего повествования. В более поздних изданиях Дж. П. Уэллс , сын автора, обновил первые главы о предыстории доверял , чтобы они отражали современные теории: например, в предыдущих изданиях «Пилтдаунский человек» до того, как он был разоблачен как мистификация . Последнее издание вышло в 1971 году, но более ранние издания все еще издаются.
Организация работы
[ редактировать ]Третье переработанное и переработанное издание состоит из глав, тематика которых следующая:
- Ч. 1–2: Происхождение Земли
- Ч. 3–6: Естественный отбор и эволюция жизни.
- Ч. 7: Происхождение человека
- Ч. 8: Неандертальцы и ранний палеолит Глава
- Ч. Поздний палеолит 9 :
- Ч. 10: неолита Эпоха
- Ч. 11: Ранняя (долингвистическая) мысль
- Ч. 12: Гонки
- Ч. 13: Языки
- Ч. 14: Первые цивилизации
- Ч. 15: Морские путешествия и торговля
- Ч. 16: Написание
- Ч. 17: Организованная религия
- Ч. 18: Социальные классы
- Ч. 19: Евреи
- Ч. 20: Арийскоязычные (или индоевропейскоязычные ) народы
- Ч. 21–23: Древние греки
- Ч. 24: Александрия
- Ч. 25: Буддизм
- Ч. 26–28: Рим.
- Ч. 29: Христианство
- Ч. 30: Азия (50 г. до н. э. – 650 г. н. э.)
- Ч. 31: Ислам
- Ч. 32: Крестовые походы
- Ч. 33: Монголы
- Ч. 34: Ренессанс в Западной Европе
- Ч. 35: Политические события, в том числе события великой державы
- Ч. 36: Американская и Французская революции
- Ч. 37: Наполеон
- Ч. 38: Девятнадцатый век
- Ч. 39: Великая война
- Ч. 40: Следующий этап истории.
Общие темы
[ редактировать ]История как поиск общей цели
[ редактировать ]Со времен неолита (12 000–10 000 лет назад, по оценке Уэллса) «[т] история человечества... представляет собой историю более или менее слепых попыток постичь общую цель, ради которой все люди могли бы жить счастливо, и создавать и развивать общий запас знаний, который может служить и освещать эту цель». [5]
Периодическое завоевание цивилизации кочевниками
[ редактировать ]Уэллс не был уверен, следует ли поместить «начала оседлых общин, живущих в городах» в Месопотамии или Египте . [6] Он также не был уверен, следует ли рассматривать развитие цивилизации как нечто возникшее из «широко распространенной гелиолитической неолитической культуры» или как нечто возникшее отдельно. [7] Он заметил, что между кочевым культурами, зародившимися в эпоху неолита, и оседлыми цивилизациями на юге, «на протяжении многих тысяч лет наблюдалось почти ритмичное повторение завоеваний цивилизаций кочевниками». [8] По мнению Уэллса, этот диалектический антагонизм отражал не только борьбу за власть и ресурсы, но и конфликт ценностей: «Цивилизация, как показано в этом очерке, возникла как сообщество повиновения и, по сути, была сообществом повиновения. [t]тут был постоянный приток властной воли из лесов, парков и степей. Человеческий дух наконец полностью восстал против слепого подчинения обычной жизни, которую он искал. своего рода цивилизация, которая также должна быть сообществом воли». [9] Уэллс рассматривал демократические движения современности как аспект этого движения. [10]
Развитие свободного интеллекта
[ редактировать ]Уэллс видел в бардах , которые, по его мнению, были общими для всех «арийскоязычных народов», важное «следствие и дальнейший фактор в [] развитии разговорного языка, который был главным фактором всех человеческих достижений, достигнутых в Времена неолита... они знаменуют собой новый шаг вперед в могуществе и широте человеческого разума», расширяя временные горизонты человеческого воображения. [11] Он видел в древних греках еще одно решительное развитие этих способностей, «начало того, что сегодня становится, наконец, доминирующей силой в человеческих делах, «свободного разума человечества». [12] Первым человеком, которого он называет воплощением свободного разума, является греческий историк Геродот . [13] Еврейских пророков и основанную ими традицию он называет «параллельным развитием свободной совести человечества». [14] Намного позже он выделяет Роджера Бэкона как предшественника «великого движения в Европе… к реальности», которое способствовало развитию «интеллекта». [15] Но «[т] только в восьмидесятых годах девятнадцатого века эта область исследований начала давать результаты, впечатляющие простой ум. Затем внезапно появился электрический свет и электрическая тяга , а также трансмутация сил, возможность передачи энергии». .. начали проникать идеи простых людей». [16]
Неприятие расового или культурного превосходства
[ редактировать ]Хотя некоторые отрывки в «Очерке истории» отражают расистское мышление, Уэллс решительно отверг все теории расового и цивилизационного превосходства. По поводу расы Уэллс пишет, что «Человечество с точки зрения биолога — это вид животных, находящийся в состоянии замедленной дифференциации и возможного смешения… [Все расы более или менее смешаны». [17] Что касается утверждения о превосходстве западных умов, он заявляет, что при рассмотрении «это обобщение... растворяется в воздухе». [18]
Опущенные аспекты мировой истории
[ редактировать ]ряд тем преуменьшается В «Очерке истории» : древнегреческая философия и римское право среди них фигурируют . Другие вообще отсутствуют, несмотря на собственную интеллектуальную привязанность Уэллса к некоторым из них: , романтизм , концепция эпохи Просвещения и феминизм например .
Состав работы
[ редактировать ]Методика Уэллса
[ редактировать ]В годы, предшествовавшие написанию «Очерка истории», Уэллс все больше увлекался историей, о чем свидетельствуют многие работы. (См., например, «Новый Макиавелли» , «Брак» , «Англичанин смотрит на мир» , «Жена сэра Исаака Хармана» , «Мистер Бритлинг видит это насквозь » и т. д.) Во время Первой мировой войны он пытался пропагандировать всемирную историю как спонсировался Союзом Лиги Наций , членом которого он был. Но ни один профессиональный историк не взялся бы за это взяться, и Уэллс, находившийся в устойчивом финансовом положении благодаря успеху книги «Мистер Бритлинг видит это насквозь» и полагая, что его работа принесет мало денег, решил посвятить этому проекту год. Его жена Кэтрин (Джейн) согласилась сотрудничать с ним в наборе текста, исследованиях, организации, переписке и критике. Уэллс в значительной степени полагался на Британскую энциклопедию (11-е изд., 1911 г.) и стандартные вторичные тексты. Он воспользовался услугами Лондонской библиотеки и нанял в качестве критически настроенных читателей «команду консультантов для комментариев и исправлений, главным из которых был Эрнест Баркер , Гарри Джонстон , Э. Рэй Ланкестер и Гилберт Мюррей . Затем разделы были переписаны и распространены для дальнейшего обсуждения, пока Уэллс не пришел к выводу, что они достигли удовлетворительного стандарта». [19] Основная часть работы была написана в период с октября 1918 по ноябрь 1919 года.
Недоказанные обвинения в плагиате
[ редактировать ]![]() | В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( ноябрь 2014 г. ) |
В 1927 году канадка Флоренс Дикс подала в суд на Уэллса за нарушение авторских прав и злоупотребление доверием. Она утверждала, что он украл большую часть содержания «Очерка истории» из работы «Сеть мировой романтики» , которую она отправила канадскому издателю Macmillan Canada, который хранил рукопись почти девять месяцев, прежде чем отклонил ее. Суд Онтарио счел доказательства недостаточными и прекратил дело. [20] Апелляция в Апелляционный отдел Онтарио была отклонена. [21] как и последнее обращение в Судебный комитет Тайного совета , [22] в то время высший апелляционный суд Британской империи. [23]
В 2000 году была выпущена книга под названием «Дева и пророк»; Флоренс Дикс, Герберт Уэллс и тайна похищенного прошлого , автор: А. Б. Маккиллоп , профессор истории Карлтонского университета. В этой книге рассматривается дело Дикса против Уэллс за присвоение информации из ее рукописи «Сеть мирового романа», которую она доверила MacMillan Canada. В записях неясно, кто ее обрабатывал, и МакКиллоп утверждает, что, когда она наконец получила отклоненную рукопись несколько месяцев спустя, она оставила ее нераспечатанной почти на год. Тем временем вышел «Очерк истории», она купила копию и заподозрила, что Уэллс скопировал ее рукопись.
История МакКиллопа в основном косвенная из-за отсутствия убедительных фактов в некоторых областях, но оригинальные материалы из записей Макмиллана и Дикса были доступны для проверки и изучения. Он рисует портрет женщины, добивающейся своего права на признание и разочарованной правовой системой, которая в то время сильно отдавала предпочтение мужчинам, как в Канаде, так и в Великобритании. Три свидетеля-эксперта со стороны Дикса показали, что не может быть никаких сомнений в том, что Уэллс скопировала ее рукопись, которая была возвращена ей тщательно перелистнутой и потертой с пятнами, как будто кто-то просматривал ее в течение нескольких месяцев.
Первоначальной предпосылкой Дикса было создание истории важных женщин в истории и их достижений. Позже она изменила ее, сделав ее скорее всемирной историей, но с сильным акцентом на то, что сейчас можно было бы назвать феминизмом. Ей показалось, что Уэллс использовал большую часть ее работ, лишив их феминизма. Некоторые ошибки, допущенные Дикс в ее рукописи, также были замечены в книге Уэллса, и ее свидетели-эксперты считали, что в то время, когда Уэллс писал свой «Очерк», он, возможно, не мог провести все исследования, предполагая, что большая часть была скопирована. из работы Дикса.
В 2004 году Денис Н. Магнуссон, почетный профессор юридического факультета Королевского университета в Кингстоне, Онтарио, опубликовал статью по делу Дикс против Уэллса в журнале Queen's Law Journal . В нем он пересматривает дело в отношении книги МакКиллопа (описанной в редакционном предисловии как «роман»). Проявляя некоторую симпатию к Диксу, он «бросает вызов излиянию общественной поддержки» в ее адрес. Он утверждает, что у нее были слабые доводы, которые не были хорошо представлены, и хотя она, возможно, столкнулась с сексизмом со стороны своих адвокатов, суд все же был справедливым. Далее он говорит, что примененный закон, по сути, тот же закон, который применялся бы к аналогичному делу сегодня (т.е. в 2004 году). [24]
Прием
[ редактировать ]«Очерк истории» вызвал отклики от серьезных до пародийных.
- В 1921 году Круглого стола Алгонкина член Дональд Огден Стюарт добился своего первого успеха с сатирой под названием «Пародийный очерк истории» .
- «Очерк истории» получил высокую оценку при публикации Э. М. Форстера и Беатрис Уэбб . [25]
- Эдвард Шэнкс охарактеризовал «Очерк» как «замечательную книгу». Однако он также раскритиковал то, что он считал «нетерпеливостью» Уэллса, и заявил, что «прискорбным фактом является то, что г-н Уэллс часто оказывается в положении, когда он ругает все человечество». [26]
- Американские историки Джеймс Харви Робинсон и Карл Беккер высоко оценили « Очерк» и назвали Уэллса «грозным союзником». [27]
- В 1925 году Г. К. Честертон написал «Вечный человек» , критику « Очерка истории» с католической точки зрения. [28]
- В 1926 году Илер Беллок написал «Спутник к « Очерку истории » мистера Уэллса ». Набожный католик, Беллок был глубоко оскорблен отношением Уэллса к христианству в «Очерке истории» . Уэллс написал короткую книгу в опровержение под названием « Мистер Беллок возражает против «Очерка истории». В 1926 году Беллок опубликовал свой ответ « Мистер Беллок все еще возражает» . [29]
- В 1934 году Арнольд Дж. Тойнби отверг критику «Очерка истории» и высоко оценил работу Уэллса в своем «Исследовании истории» :
ссылался на «Очерк» Тойнби несколько раз в «Исследовании истории» , высказывая свою долю критики, но сохраняя в целом положительный взгляд на книгу.г-на Герберта Уэллса «Очерк истории» был встречен рядом специалистов по истории с явной враждебностью. . . . Они, казалось, не осознавали, что, заново переживая всю жизнь Человечества как единый воображаемый опыт, г-н Уэллс достиг чего-то, на что они сами вряд ли осмелились бы попытаться... Книга Уэллса, кажется, была более оценена широкой публикой, чем профессиональными историками того времени. [30]
- Также в 1934 году Джавахарлал Неру заявил, что «Очерк истории» оказал большое влияние на его собственную работу «Проблески всемирной истории» . [31]
- После смерти Уэллса «Очерк» все еще был объектом восхищения историков А. Дж. П. Тейлора (который назвал его «лучшим» общим обзором истории) и Нормана Стоуна , который хвалил Уэллса за то, что он в значительной степени избегал европоцентристских и расистских взглядов своего времени. [32]
- В своей автобиографии Кристофер Ишервуд вспоминал, что, когда он и У. Х. Оден столкнулись с могилой Наполеона во время школьной поездки во Францию в 1922 году, их первой реакцией была процитация Очерке» . негативной оценки французского правителя в « [33]
- Малхам Вакин , заведующий кафедрой философии Академии ВВС США , призвал своих студентов рассмотреть и оспорить утверждение, сделанное Уэллсом в «Очерке истории» : «Профессиональный военный ум по необходимости является низшим и лишенным воображения умом; обладающий высокими интеллектуальными качествами, охотно заключил бы свои дарования в тюрьму такого призвания». [34] [35]
Цензура
[ редактировать ]«Очерк истории» был одной из первых книг Уэллса, запрещенных в нацистской Германии . [36]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В книге Дэшила Хэммета « 1930 года Мальтийский сокол» Каспер Гутман говорит: «Это факты, исторические факты, не история из школьных учебников, не история мистера Уэллса, но, тем не менее, история».
- В Вирджинии Вульф посмертно опубликованном в 1941 году романе «Между актов» героиня Люси Суизин читает книгу под названием «Очерк истории» .
- В фильме Джона Хьюстона 1941 года «Мальтийский сокол» Каспер Гутман, которого играет Сидни Гринстрит, говорит: «Это факты, исторические факты, не история школьных учебников, не история мистера Уэллса, но, тем не менее, история». [37]
- В научно-фантастическом романе Фредрика Брауна 1949 года «Что за безумная вселенная» главный герой оказывается перенесенным в альтернативную вселенную . Найдя копию « Очерка истории» Уэллса , она оказывается идентичной той, которую он знал до 1903 года, после чего альтернативный Уэллс записывает изобретение антигравитации , быструю человеческую экспансию в космос, жестокую войну за завоевание. Марса , который Уэллс решительно осуждает, за которым последовал титанический конфликт с Арктуром .
- В фильме Сатьяджита Рэя 1959 года «Мир Апу» книга, завернутая в белую тканевую обложку, где видно только название, находится на книжной полке главного героя Апурбы Роя.
- В рассказе Джона Апдайка 1961 года « Голубиные перья » молодой главный герой находит экземпляр «Очерка истории» Уэллсом и удивляется и встревожен описаниями Иисуса . Апдайк описывает рассказ Уэллса об Иисусе следующим образом:
Он был малоизвестным политическим агитатором, своего рода бродягой, в небольшой колонии Римской империи. По случайности, которую невозможно восстановить, он (маленький мальчик, напугавший Давида) пережил собственное распятие и, предположительно, умер несколько недель спустя. На этом странном происшествии возникла религия. Легковерное воображение того времени ретроспективно приписывало Иисусу чудеса и сверхъестественные притязания; вырос миф, а затем и церковь, богословие которой по большинству пунктов находилось в прямом противоречии с простым, довольно коммунистическим учением Галилеянина. [38]
- Уильям Голдинг использовал описание неандертальцев, данное Уэллсом, в качестве основы для создания своего собственного племени неандертальцев в своем романе 1955 года «Наследники» . [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Х.Г. (1920). Очерк истории: простая история жизни и человечества . Том. Я (1-е изд.). Нью-Йорк: Макмиллан . Проверено 1 июля 2016 г. - из Интернет-архива. ; Уэллс, Х.Г. (1920). Очерк истории: простая история жизни и человечества . Том. II (1-е изд.). Нью-Йорк: Макмиллан . Проверено 1 июля 2016 г. - из Интернет-архива.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 252; А.Б. Маккиллоп, Дева и пророк (Четыре стены, восемь окон, 2000), с. 147.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 252-53; Дэвид К. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертный: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 258–60.
- ^ Герберт Уэллс, Мировой мозг , Город-сад, Даблдей Доран, 1938 (стр. 20).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 104 (гл. XI, §6).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 131 (гл. XIV, § 1).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Macmillan, 1921), стр. 131–32 (гл. XIV, §1).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 246 (гл. XX, §3).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 843 (гл. XXVI, §5).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Macmillan, 1921), стр. 842–43 (гл. XXVI, §5).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 243 (гл. XX, § 2).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 204 (гл. XVIII, §3) (курсив в оригинале).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 202 (гл. XVIII, §3).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 234 (гл. XIX, § 4).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Macmillan, 1921), стр. 729–33 (гл. XXXIV, §6).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 927 (гл. XXXVIII, §1).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 110 (гл. XII, §§1–2).
- ^ Герберт Уэллс, Очерк истории , 3-е изд. обр. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1921), с. 556 (гл. XXX, §8).
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 252.
- ^ Дикс против Уэллса , 1930 CarswellOnt, 167 [1930] 4 DLR 513 (Онтарио SC).
- ^ Дикс против Уэллса , 1931 CarswellOnt 247 [1931] 4 DLR 533 (Ont. SC App.Div.).
- ^ Дикс против Уэллса , [1932] UKPC 66.
- ^ Магнуссон, Денис Н. (весна 2004 г.). «Ад не имеет ярости: уроки юристов по авторскому праву из дела Дикс против Уэллса». Журнал королевского права . 29 :680.
- ^ Магнуссон, Денис Н. (весна 2004 г.). «Ад не имеет ярости: уроки юристов по авторскому праву из дела Дикс против Уэллса». Журнал королевского права . 29 : 680, 684.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010)
- ^ Эдвард Шэнкс, «Работа г-на Герберта Уэллса». Лондонский Меркьюри , март – апрель 1922 г. Перепечатано.в Патрике Парриндере , Герберте Уэллсе: Критическое наследие . Лондон; Рутледж и Кеган Пол, 1997 год. ISBN 0415159105 (стр. 255–257)
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010)
- ^ Дейл, Альзина Стоун, Очерк здравомыслия: Биография Г.К. Честертона Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс, 1982. ISBN 9780802835505 (стр. 248)
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010).
- ^ Тойнби, AJ Исследование истории , Том I, Oxford University Press, 1934.
- ^ Неру, Джавахарлал. Взгляды на всемирную историю , vii. Нью-Йорк: Компания Джон Дэй, 1942.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010)
- ^ Ишервуд, Кристофер, Львы и тени , 1938. Издание Новой английской библиотеки, 1974, стр. 18.
- ^ Вакин, Малхам (2000). Честность прежде всего: размышления военного философа . Лексингтонские книги. п. 3. ISBN 0739101706 . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ «Галерея великих профессоров сходятся во мнении, что заинтересованный студент — это то, в чем состоит их работа» . Люди . 13 октября 1975 года . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Джонсон, Алекс. «От Хемингуэя до Герберта Уэллса: книги, запрещенные и сожженные нацистами» The Independent , 8 августа 2018 г. Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ IMDb: Мальтийский сокол (1941) - Памятные цитаты
- ^ Апдайк, Джон (2003). Ранние рассказы 1953–1975 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 14. ISBN 0-345-46336-6 . Однако обратите внимание, что Уэллс не утверждает (по крайней мере, в 3-м исправленном издании «Очерка истории »), что Иисус «пережил собственное распятие и предположительно умер несколько недель спустя»; скорее, Уэллс говорит, что после смерти и погребения Иисуса «вскоре среди [учеников] послышались слухи и истории, довольно противоречивые истории…». (см. гл. XXIX, § 4).
- ^ Искусство Уильяма Голдинга , с. 47, в Google Книгах
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доусон, Кристофер. «Герберт Уэллс и очерк истории» History Today (октябрь 1951 г.), 1 № 10, стр. 28–32.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- издания 1920 года. Полный текст «Очерка истории»
- PDF- версии текста издания 1971 года: Том первый , Том второй в Интернет-архиве.
- Очерк истории в Project Gutenberg
- Обзор Salon.com расследования А. Б. Маккиллопом дела Дикса/Уэллса о плагиате, «Дева и пророк» .