Какая безумная вселенная
![]() Суперобложка из первого издания | |
Автор | Фредрик Браун |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | EP Даттон |
Дата публикации | 1949 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | 255 |
ОКЛК | 1030471 |
What Mad Universe — научно-фантастический роман, написанный в 1949 году американским писателем Фредриком Брауном . Он высмеивает многие условности научной фантастики из американских журналов 1940-х годов, в то же время включая такие стереотипные элементы в последовательную альтернативную вселенную, действительную на своих собственных условиях.
Краткое содержание
[ редактировать ]Кит Уинтон — редактор научно-фантастического журнала, работавший в конце 40-х годов, когда жанровые фантастические журналы еще не уступили место телешоу. Вместе со своей гламурной коллегой Бетти (сотрудницей журнала «Романтические истории», в которую он необъявленно влюблен) он навещает своего босса в его элегантном поместье в Кэтскиллс , к сожалению, в тот же день, что и экспериментальная ракета, нагруженная с высоковольтным генератором, который можно будет увидеть, разряжающимся на поверхности Луны. Бетти должна вернуться в Нью-Йорк. Кит один в саду своих друзей, глубоко задумавшись, когда внезапно генератор ракеты (запуск которой не удался) падает на дом его друзей и рассеивает свой гигаваттный электрический заряд прямо на том месте, на котором стоит Кит. Мощный энергетический разряд позволяет его физической форме «перемещаться» между измерениями, перенося его в странную, но обманчиво похожую параллельную вселенную .
На первый взгляд, улицы выглядят одинаково, стоят такие же машины и люди носят одинаковую одежду (и он тоже знает некоторых людей, хотя иногда они его не знают), и радио транслирует знакомые мелодии оркестра Бенни Гудмана . Но в этой, казалось бы, привычной реальности есть много несочетаемых элементов. С дикими глазами Кит удивляется, увидев, как кредиты заменили доллары; удивляется, когда встречает полураздетых девушек в стиле пин-ап , одновременно являющихся астронавтами ; впадает в ступор, когда встречает своего первого лунного уроженца, отдыхающего на Земле. Он случайно обнаруживает, за свой счет, что такое невинное занятие, как сбор монет, может привести к подозрению в том, что он арктурианский шпион – а поскольку арктурианцы обладают огромными умственными способностями и стремятся истребить человечество, любое такое подозрение может привести к расстрелян на месте. Сумев избежать шпионской паники, он обнаруживает, что в Нью-Йорке нет ночной жизни; там полная, непроглядная тьма, и бродит совершенно темно Таймс-сквер может привести к фатальной встрече с ужасными Найтерами. Пытаясь найти себя в этом запутанном мире, Уинтон обнаруживает, что – хотя межзвездные космические полеты и войны с инопланетянами стали повседневной реальностью – научная фантастика все еще пишется и читается. Он считает, что лучшим способом заработка для него будет работа писателем-фантастом. Но это оказывается еще одной ошибкой, ставящей его под серьезное подозрение со стороны грозного WBI (Всемирного бюро расследований) и еще одной узкой вероятностью быть расстрелянным как шпион.
Будучи редактором научной фантастики, Кит довольно презирал космическую оперу , но теперь обнаружил, что живет в «Безумной Вселенной», где наиболее типичные аспекты этого поджанра являются реальной, повседневной реальностью. Поначалу он склонен считать все это несколько надуманным, но ему делает выговор мирская версия его возлюбленной Бетти: «Вы думаете, что опасность истребления всего человечества - это повод для шутки?» Чтобы иметь хоть какую-то надежду вернуться в свой мир, он должен войти в контакт с невероятно «большим, чем жизнь» героем, который возглавляет борьбу человечества против Арктурианской угрозы, которому помогает помощник «искусственного мозга» Мекки. Для этого Уинтону снова придется спуститься на очень опасные улицы ночного Нью-Йорка. Он вступает в контакт с преступным миром, в который входят как гангстеры с автоматами, так и проксиманы, которые могут сжечь вас дотла, просто наведя красную линзу глаза, устанавливает партнерство с отчаявшимся преступником, крадет частный космический корабль богатых Соединенных Штатов. Сенатор изучает космическую навигацию за одну ночь и едва избегает взрыва военного корабля за вход в ограниченный сектор космоса, прежде чем, наконец, в последнюю минуту ввязывается в отчаянный план, чтобы помешать нападение грозного инопланетного супероружия на Солнечную систему и Землю. В конце концов, у Уинтона нет другого выбора, кроме как самому взять на себя роль лихого космического героя, отправившись в почти самоубийственную атаку в одиночку на ужасный инопланетный корабль. Он может умереть в следующую минуту — или его просто отбросит обратно в свой мир. Но действительно ли он хочет вернуться к своей однодневной жизни в этом здравом мире? Сможет ли он попасть в мир, который немного лучше?
Стиль
[ редактировать ]What Mad Universe полна юмора, в основном вытекающего из описания культурного шока , который испытывает главный герой, и странных вещей, которые есть во вселенной, например, швейных машин , открывающих путь к путешествию в космос. В этом временном масштабе Герберт Уэллс написал не вымышленный рассказ о вторжении марсиан на Землю , а фактический политический трактат, решительно осуждающий вторжение человека и колонизацию Марса. Полусерьезный, полуюмористический взгляд на современное общество и реальность нашего мира, его беззаботный тон будет основан на последующих книгах, в первую очередь на его работе 1955 года « Марсиане, идите домой» .
Идея о том, что человечество сталкивается с непримиримо враждебным инопланетным видом, стремящимся к его уничтожению, с которым невозможны никакие переговоры или компромисс, разделяется с более ранним рассказом Брауна « Арена ».
Прием
[ редактировать ]Баучер и МакКомас назвали «Какая безумная вселенная» лучшим научно-фантастическим романом 1949 года, сославшись на «смесь юмора, логики, ужаса и сатиры». [ 1 ] П. Шайлер Миллер похвалила роман как «весёлое рагу из хорошо проверенных ингредиентов, приготовленное с такой важной разницей во вкусе». [ 2 ] К. Бен Острандер сделал рецензию на переиздание What Mad Universe 1978 года в The Space Gamer No. 18. [ 3 ] Острандер прокомментировал: «В этом романе Браун рассказывает нам кое-что о нас как о читателях научной фантастики. Сегодня это послание так же верно, как и в 1949 году, когда оно было впервые опубликовано». [ 3 ]
Уорд Смайт отмечал, что « Сервантес стремился написать сатиру на рыцарские романы , очень распространенный литературный жанр в его время. В конечном итоге он создал Дон Кихота , одного из лучших вымышленных странствующих рыцарей (лучших из них, с точки зрения из многих). Сатира Фредерика Брауна на «Космическую оперу» — это, конечно, сатира, но, тем не менее, она также является одним из лучших образцов космической оперы…» [ 4 ]
Роман цитируется в Лоуренса Блока книге « Грабитель, который встретил Фредрика Брауна» (2022), которая включает в себя собственный сюжет из альтернативной вселенной, что является прямой данью уважения What Mad Universe .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рекомендуемая литература», F&SF , февраль 1950 г., стр. 105
- ^ «Обзоры книг», Astounding , декабрь 1950 г., стр. 98
- ^ Jump up to: а б Острандер, К. Бен (июль – август 1978 г.). «Книги». Космический геймер (18). Метагейминг : 24.
- ^ Уорд Ксавьер Смайт, «Научная фантастика как литература, литература как научная фантастика» в книге Маргарет Боуэн (ред.) 1940-е, 1950-е и 1960-е годы в ретроспективе: многопрофильный круглый стол , Лондон, 1993.
Источники
[ редактировать ]- Так, Дональд Х. (1974). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези . Чикаго: Адвент . п. 69. ИСБН 0-911682-20-1 .