Джоан и Питер
![]() Первое издание в США | |
Автор | Герберт Уэллс |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Философский роман |
Издатель | Касселл (Великобритания) Макмиллан (США) |
Дата публикации | сентябрь 1918 г. |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 784 |
«Джоан и Питер» Роман Герберта Уэллса , вышедший в 1918 году , представляет собой одновременно сатирический портрет поздневикторианской и эдвардианской Англии , критику английской системы образования накануне Первой мировой войны и исследование влияния этой войны на английский язык. общества и общее размышление о целях образования. Уэллс считал его «одним из самых амбициозных» своих романов. [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]Роман начинается в 1893 году с рождения Питера Стаблендса, но первые три главы посвящены жизни его родителей. Отец Питера, Артур, является одним из наследников богатой семьи квакерских фабрикантов с запада Англии. Его мать Долли — дочь викария из зажиточной семьи, но, обладая интеллектуальными способностями, она «вычитала себя из великой англиканской культуры». [ 2 ] Артур, склонный к творчеству, но не особенно одаренный, является приверженцем движения искусств и ремесел и фабианским социалистом. Долли встречает его и влюбляется в него, когда она учится «во времена Хаксли в качестве бесплатной студентки в Королевском научном колледже ». [ 3 ] Артур проектирует дом недалеко от Лимпсфилда под названием Ингл-Нук, где они живут и где родился Питер. У Артура есть две сестры с передовыми идеями, тетя Филлис и тетя Фиби, которые являются постоянными гостями.
Долли, однако, сохранила сильные чувства к двоюродному брату, присоединившемуся к военно-морскому флоту, Освальду Сиденхему, лицо которого сильно изранено от бомбардировки Александрии , и который посвятил свою карьеру расширению Британской империи в Африке. Когда свободомыслие Артура доходит до того, что он изменяет Долли, подразумевается, что Освальд и Долли влюбляются друг в друга, но Долли в конечном итоге отвергает страстный призыв Освальда бросить вызов условностям и жить с ним в Центральной Африке. Удрученный Освальд возвращается в Африку. Однако примирение Долли и Артура имеет трагические последствия: во время поездки, призванной отпраздновать преодоление их разногласий, безрассудство Артура с лодочником-любителем заставляет их утонуть у Капри .
В своих завещаниях Долли и Артур назначили Освальда опекуном своего сына; из-за склонности Долли к Освальду Артур перед смертью изменил свое завещание, заменив его тремя другими опекунами: тетями Фиби и Филлис на его стороне и леди Шарлоттой Сиденхэм на стороне Долли, полагая, что она достойная и терпимая женщина. Семейный адвокат, г-н Сикамор, отправляет Освальду письмо, в котором сообщает ему, что из-за отсутствия информации ему пришлось обобщить и заявить, что Долли утонула раньше Артура, тем самым подтверждая его завещание. Это обобщение приводит к длительной борьбе за образование Питера, а также Джоан, внебрачного ребенка брата Долли, доверенного им.
Фиби и Филлис — эксцентрики, преданные делу суфражисток , и с энтузиазмом берутся за их опеку, но леди Шарлотта, «одна из тех крупных, невежественных, безжалостных, из низшей церкви богатых и благородных женщин , которые сделали так много, чтобы сделать Англию такой, какой она есть». это было в дни перед Великой войной». [ 4 ] ненавидит их ценности. Она планирует окрестить Джоан и Питера, а затем замышляет забрать детей из причудливой «Школы Святого Георгия и достопочтенного Беды», основанной на идеях Фребеля и Раскина , чтобы дать им более традиционное образование. С помощью своего адвоката леди Шарлотта похищает детей; Питера помещают в подготовительную школу High Cross, расположенную недалеко от Виндзорского замка , а Джоан оказывается во власти злой миссис Пибус, сестры служанки леди Шарлотты. Питер подвергается издевательствам и жестокому обращению со стороны как сокурсников, так и учителей, и он убегает после несправедливого наказания; Джоан заболевает корью. Освальд возвращается в Англию после того, как «отдал почти восемнадцать лет Восточной и Центральной Африке». [ 5 ] особенно Уганда. На дворе 1903 год, и здоровье заставило его вернуться в Англию, решив посвятить себя образованию своих подопечных.
Битва за контроль над образованием детей заканчивается, когда свидетели доказывают, что Долли погибла после Артура. В результате ее воля берет верх. Освальд становится единственным опекуном Джоан и Питера и обязуется дать им лучшее образование. Он разочарован, узнав, что не существует школ, приспособленных к потребностям времени. В конце концов, он отправляет Питера в Уайт-Корт, а Джоан — в школу Хаймортон. Позже Питер посещает Кэкстон, а Освальд переезжает в дом в Пелхэм Форд, в Уэре, Хартфордшир . Домом занимается дама по имени миссис Мокстон.
Глава 11, «Подростковый возраст», самая длинная в романе, в ней довольно подробно анализируется взросление Джоан и Питера. То, что они выросли как брат и сестра, задерживает осознание того, что они любят друг друга; действительно, на протяжении большей части подросткового возраста они глубоко расходятся друг с другом, особенно в отношении своих друзей. Но когда Джоан случайно узнает через друга и тетю Филлис, что ее семья не имеет никакого отношения к Питеру, вновь возникают более глубокие чувства. Джоан и Питер сейчас оба студенты Кембриджа .
Начинается Великая война , и в нее вступают все их знакомые. Освальд признан инвалидом; большинство любовников Жанны убиты разными способами; Питер присоединяется к Королевскому летному корпусу . Его чуть не убили в бою, и, оправившись от серьезных ран, он стал более просвещенным в жизни. Пока он находится в отпуске в Англии, Джоан говорит Питеру, что любит его. Они женятся. Питер снова тяжело ранен, когда сбивается наблюдательный шар, на котором он служит. Но он вышел из войны и надеется на работу над будущим мировым государством.
Персонажи
[ редактировать ]![]() | Этот список литературы неполный ; Вы можете помочь, добавив недостающие элементы . ( октябрь 2021 г. ) |
В Джоан и Питере присутствует большое количество персонажей, которые так или иначе связаны с главными героями и поэтому более или менее важны для сюжета.
Родители и их семья
[ редактировать ]Представлено в порядке важности.
Долли Сиденхэм была матерью Питера.
Артур Стабленд был отцом Питера.
Уильям Сиденхэм был отцом Джоан; через Хантли (см. ниже) Джоан узнает, что он также был поэтом. В конце концов он погиб в автокатастрофе.
Фанни Дибенхэм была матерью Джоан; через тетю Филлис Джоан узнает, что она умерла вскоре после ее рождения.
Освальд Сиденхэм — двоюродный брат Долли и опекун Джоан и Питера.
Тети Филлис и Фиби — сестры Артура, а Джоан и Питера — опекуны около шести лет; из них двоих у Фиби более радикальные идеи. Она пишет книги и стихи под образом швеи, является суфражисткой, а леди Шарлотта, испытывая отвращение к их курению сигарет, подозревает, что она не носит корсет. Освальда беспокоит ее привычка оставлять шокирующие книги по дому. Во время Великой войны она начинает ходить во сне (к большому огорчению сестры) и планирует написать «Открытое письмо немецким женщинам». Тетя Филлис спокойнее и относится к Джоан по-матерински.
Научные знакомства
[ редактировать ]Представлено в порядке смерти; если живы, в порядке последнего упоминания. Ученики подготовительной школы High Cross не включены - они не встречаются добровольно после того, как Освальд становится опекуном детей. О них см. «Другое».
Труп был другом двух главных героев. Он американец, который настаивает на том, чтобы называть Джоан «Кид» и играть в теннис по правилам, к большому раздражению ее и Питера. Он записывается на шесть дней раньше Питера; его судьба неизвестна.
Винтербаум был другом двух главных героев. Во время учебы в школе Святого Георгия и достопочтенного Беды он и Петр некоторое время были соперниками. Они воссоединяются в Кембридже во время чаепития, устроенного Банни Каспардом (см. Ниже); он говорит Джоан, что восхищается кубизмом . Он гордится тем, что водит Джоан в клубы; когда он служит в армии, он также носит модные наряды, но в своих «героических» письмах к Джоан признается, что не хочет идти дальше в «пэрство Контаго». Он загадочно умирает в битве при Лоосе и становится первым из их круга знакомых, убитым во время Великой войны.
Уилмингтон был другом двух главных героев, особенно Джоан. Он был другом Питера в Уайт-Корте, но когда он приводит его домой, чтобы познакомиться с Джоан, он сразу же влюбляется в нее. Из всех ее знакомых он любит ее сильнее всех страстно и, встретив ее перед смертью, понимает и говорит ей, что она всегда думает о Петре, когда она с ним, и что он сомневается в верности Петра ей. Во время рождественского бала они особенно развлекаются: она создает иллюзию, что он умеет танцевать, и прежде чем он сыграет ей Крейцерову сонату, она целует его. Он записывается на службу артиллеристом во время Великой войны и вскоре отправляет ей письма длиной с лекциями о глупости армии. Однажды он устанавливал несколько шестидюймовых орудий, и его против его воли перемещают в место, которое, как он знает, является худшим, и его убивает немецкая бомба, когда он строит орудийную яму.
Банни Каспард был другом двух главных героев. Несколько эксцентричный, но беззаботный, он не может относиться к жизни особенно серьезно и во время своего пребывания в Кембридже устраивает чаепития «в первую среду месяца». В начале Великой войны он борется между отказом от военной службы по соображениям совести или поступлением на военную службу; в конце концов он становится солдатом и решает просто кричать и разоружить немцев. Его особенно преследуют два ужасных инцидента, о которых он слышит в армии, отсюда и его решимость. Его и его полк отправляют в Ирландию, где снайпер Шинн Фейн смертельно ранил его в грудь ; Заинтересовавшись пьяным вращением ног и думая, что изобрел новый вид танца («шаг назад»), он умирает со смеху.
Кратко упоминается, что у него есть копия Little Wars , руководства по играм, написанного Уэллсом.
Мир Джеллалудин — друг двух главных героев. Индиец, он мусульманин, но говорит, что его интересует любая другая вера. Он встречает Джоан на собрании, где она читает лекции по буддийским принципам; в конце концов он начинает присылать ей книги, стихи и цветы. Питер настроен против него предвзято при первой встрече, но меняет свое мнение, когда навещает его в больнице, и понимает, что спас ему жизнь в воздушном бою. Джеллалудин сильно разочарован тем, что британская армия не берет на работу индийцев в качестве пилотов, и поэтому работает во французских ВВС.
Кружок Шелдриков — эксцентричная семья, посещавшая Школу Святого Георгия и Достопочтенного Беды. Их костюмированные вечеринки вдохновляют мисс Мергатройд (см. ниже) и танцевальные навыки Джоан; одна из их игр названа захватывающей. Однако во время Великой войны они заняли пацифистскую позицию и укрыли Хантли ; мечтатель, он когда-то был одним из любовников Джоан и раскрывает ей, кем был ее отец, но после того, как она эмоционально ранит его, сказав ему записаться на службу, а не навещать его в Корнуолле, он начинает писать и распространять пацифистские брошюры; подразумевается, что он влюбляется в одну из дочерей, Бэбс, актрису.
Другой
[ редактировать ]Представлено в порядке появления.
Безымянный итальянский лодочник на Капри; он говорит Артуру и Долли Стаблендс, что, поскольку он был каменщиком, его легкие стали нездоровыми, и поэтому он поехал в Италию. Его неопытность в катании на лодке и легкость подстрекательства Артура приводят к тому, что они все тонут.
Мэри была медсестрой Джоан и Питера. Как только Освальд берет на себя ответственность за детей, она незаметно исчезает из сюжетной линии.
Мистер Сикамор — семейный адвокат тетушек Филлис и Фиби.
Мьюир - доверенный спутник-исследователь Освальда во время его жизни в Африке; когда выясняется, что он больше не может вернуться, Мьюир отправляет остальное свое имущество в Англию.
Мисс Мургатройд — основательница и преподаватель Школы Святого Георгия и Достопочтенного Беды. Она ставит пьесы с помощью кружка Шелдрика (см. ниже) и основывает свою школу на прерафаэлитских и эстетических принципах. Джон Уильям Уотерхаус и Уолтер Крейн — двое художников, упомянутых в ее школе.
Мисс Милл — учительница в школе Святого Георгия и достопочтенного Беды. Она пытается получить диплом лондонского университета, но некомпетентна в математике и грамотности.
Анвин — горничная леди Шарлотты, с которой последняя лицемерно беседует. Она дает ей большинство ее «хороших» идей; ее сестра, миссис Пибус , заботится о Джоан, когда Питера отправляют в подготовительную школу High Cross.
Мистер Граймс — адвокат леди Шарлотты Сиденхэм.
Пробин учился в подготовительной школе Высокого Креста. Он первый, кто проявляет интерес к Питеру, но невольно заставляет его издеваться над своим подпевалом Ньютоном. Он записывается во время Великой войны в качестве бомбардировщика - его шокирующая внешность (длинные волосы и разрисованное лицо) и безрассудство позволяют ему поклоняться однополчанам и бояться немцам. Он и двое других немцев в конечном итоге убиты из пулемета последнего после того, как он неосторожно ведет врага к английским траншеям.
Ньютон учится в подготовительной школе High Cross. Он издевается над Питером; его судьба во время Великой войны неизвестна.
Эймс учится в подготовительной школе High Cross. Он записывается солдатом во время Великой войны, но через месяц службы теряет нижнюю половину ноги; когда он встречает Питера на лодке, направляющейся в Англию, во время первого отпуска последнего после воздушного боя, он сообщает ему, что Пробин (см. Ниже) был убит как бомбардировщик.
Мистер Мэйнваринг — жестокий директор подготовительной школы Высокого Креста. Он, как и двое других учителей, являются некомпетентными учителями и усложняют жизнь Питеру. Он велит студентам писать ложно-восторженные письма своим опекунам и налагать суровые наказания за плохое поведение. Когда Питер убегает, он выпускает парусную лодку и оставляет на ней свою шляпу, заставляя их поверить, что он утонул.
Мистер Маккиндер – извиняющийся школьный учитель. Освальд встречает его в надежде отправить одного из детей в свою школу, и его трогает разговор о тщетности изменения школьной системы с учетом текущих событий.
Темы
[ редактировать ]Джоан и Питер развивают ряд характерно уэллсовских тем.
Единство человечества и его связь со Вселенной
[ редактировать ]Джоан и Питер завершают обширное размышление Освальда Сиденхема, в котором он ставит проблему коллективной человеческой воли, идею, которую Уэллс сделает одной из центральных тем своей истории человечества, «Очерка истории» . [ 6 ] «Люди... являются волей и частью воли, которая... парадоксально свободна и связана... Где была эта предполагаемая воля вида? Если у вида действительно существовала такая воля, то почему произошла эта война? И все же, что бы это ни было, несомненно, было нечто большее, чем он сам, поддерживающий его жизнь. И правда заключалась в том, что он не мог ни обнаружить источник этого света, ни определить его. в мире вокруг него было присутствие, которое делало всю жизнь стоящей, и все же оно было Безымянным и Непостижимым. Это была Сущность за пределами Реальности, это было Сердце Всего Сущего». [ 7 ] После публикации книги «Бог-Невидимый Царь» годом ранее в книге «Джоан и Питер» Уэллс находился в процессе отхода от своей теистической позиции, но здесь он по-прежнему представляет религию среди ряда эквивалентных символов отношения человечества к космосу. [ 8 ]
В то же время Освальда преследует кошмар, в котором эта вера отрицается и человечество обречено: «Это была идея темного леса. И бесконечных усилий выбраться из него. Он был одним из капитанов смутно задуманная экспедиция, затерянная в бесконечной глуши теней... и этот лес, который был Жизнью, удерживал его своей тьмой, он опутывал его слизью и болотом. ловушки, он опутал его среди луж и каналов черной и кроваво-красной вонючей воды. Затем далеко сквозь прямые прутья деревьев засиял свет, и в нем зародилась великая надежда. .. и он понял, что лес загорелся». [ 9 ]
Выздоравливая от боевых ран, у Петра возникает довольно кафкианская мечта о Боге как о «Великом экспериментаторе», который упрекает его в том, что он недостаточно приложил все усилия для реализации своих идеалов. Человеку следует не жаловаться Богу на мир, объясняет Господь Бог, а « изменять его». [ 10 ] В результате этого видения и встречи с просвещенным индейцем Петр «явно решил взять на себя личную ответственность за восстановление Британской империи». [ 11 ]
Образование
[ редактировать ]«Джоан и Питер» — это обвинение в «застое образования в Англии в решающие годы перед Великой войной». [ 12 ] и страдания Англии в войне напрямую связаны с этим. [ 13 ]
Уэллс посвящает раздел «Апологии школьного учителя», в котором г-н Маккиндер, директор школы Уайт Корт, объясняет ограничения, которые мешают учителям создавать идеальные школы: «Я должен был быть тем, что от меня требовалось». [ 14 ]
Англии необходимо освободиться от «англиканской системы»
[ редактировать ]Леди Шарлотта Сиденхэм олицетворяет склероз англиканства, который, по мнению Уэллса, занимает одно из первых мест среди причин болезней Британии. «Любопытный исследователь истории Англии за десятилетие до Великой войны найдет ключ к тому, что в противном случае могло бы показаться безнадежным клубком, в устойчивом, неискреннем, озорном антагонизме старой англиканской системы ко всем видам перемен, которые могли бы приблизить страшные процессы модернизации». [ 15 ]
Британская империя как попечитель зарождающегося мирового государства
[ редактировать ]И Освальд, и Питер становятся сторонниками этой уэллсовской надежды.
Редакция и публикация
[ редактировать ]«Жанна и Питер» была написана в 1917 году. [ 16 ]
Прием
[ редактировать ]Джоан и Питер были «хорошо приняты друзьями [Уэллса], но в меньшей степени сторонними рецензентами»; Вирджиния Вулф , например, сочла его слишком поучительным, чтобы стать успешной художественной литературой. [ 17 ] Тем не менее, она придала книге «непрерывность и жизнеспособность» и высоко оценила способность Уэллса составить «целый мир». [ 18 ] Томас Харди похвалил книгу и вечером прочитал ее вслух жене. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид К. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 248.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 2, §1 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 17.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 1, §3 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 11. С 1884 по 1887 год Уэллс учился в этом заведении; до 1890 года он был известен как Нормальная научная школа.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 5, §1 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 65.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 9, §2 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 168.
- ^ Другие темы философии истории Уэллса развиты в гл. 12, «Мир накануне войны», в обсуждении философии истории Освальда.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 14, §10 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), стр. 461–62.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 14, §6 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), стр. 437–38.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 9, §3 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), стр. 172–73.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 13, §15 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 397.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 13, §16 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 400.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 10, §6 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 214.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 14, §2 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), стр. 428–32.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 10, §7 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 222.
- ^ Герберт Уэллс, Джоан и Питер, гл. 12, §9 (Лондон: Эрнест Бенн, 1929), с. 331.
- ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 244.
- ^ Дэвид К. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 248.
- ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 244.
- ^ Дэвид К. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 248.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Джоан и Питер: история образования в Интернет-архиве
Аудиокнига «Джоан и Питер» , общественное достояние, на LibriVox