Jump to content

Первые и последние дела

Первые и последние дела
Первое издание (Великобритания)
Автор Герберт Уэллс
Оригинальное название Первое и последнее: исповедание веры и правило жизни
Язык Английский
Предмет Философия
Издатель Арчибальд Констебль (Великобритания)
Сыновья ГП Патнэма (США)
Дата публикации
ноябрь 1908 г.
Место публикации Великобритания
Страницы 307
Предшественник Новые миры для старых  
С последующим Война в воздухе  

«Первые и последние вещи » — философский труд Герберта Уэллса 1908 года , излагающий его убеждения в четырех «книгах», озаглавленных «Метафизика», «О вере», «Об общем поведении» и «Некоторые личные вещи». Части книги были опубликованы в журнале Independent Magazine в июле и августе 1908 года. [1] Уэллс тщательно переработал книгу в 1917 году в ответ на свое религиозное обращение, но позже в 1929 году опубликовал дополнительную редакцию, которая восстановила большую часть книги в ее прежней форме. Его главными интеллектуальными влияниями являются дарвинизм и некоторые немецкие мыслители, которых читал Уэллс, такие как Август Вейсман . [2] Прагматизм Уильяма Джеймса , ставшего другом Уэллса, также оказал влияние. [3]

Краткое содержание

[ редактировать ]

В первой книге Уэллс подчеркивает свой скептицизм : ни на чувства, ни на разум нельзя полагаться некритически, и «мир фактов не является тем, чем кажется». [4] Убеждения — это не убеждения, а, скорее, позиции, возникшие «точно так, как художник создает картину» и принятые «потому что я чувствую в них потребность, потому что я чувствую в них часто совершенно не поддающуюся анализу правоту... Моя вера в них зиждется на на том основании, что они работают на меня и удовлетворяют стремление к гармонии и красоте». [5]

Во второй книге, посвященной его «основным убеждениям», [6] Уэллс утверждает как «совершенно произвольный акт моего разума» и «выбор» свое «наиболее всеобъемлющее убеждение»: «внешнее, внутреннее и я сам... составляют одну вселенную, в которой я и каждая часть в конечном счете важны». По этому поводу он отказывается от аргументов, называя это «необоснованное и произвольное заявление» своим «фундаментальным религиозным исповеданием». [7] Но он отвергает использование «имени Бога», потому что «множество людей» неправильно поймет его смысл. [8] Он утверждает свободу воли и утверждает: «Что мне делать?» это вечный вопрос нашего существования». [9] Проанализировав различные мотивы к действию, которые он чувствует, он разрешает их, принимая «правящую идею», а именно. исторически возникающая «солидарность человечества», хотя он и признает, что «вид в целом еще не пробудился, все еще погружен в заблуждение о постоянной обособленности индивидуума, рас и наций». [10] Уэллс, однако, считает эту солидарность человечества биологическим «фактом». [11] Направление этого человеческого развития — «к Силе и Красоте», но он занимает откровенно «мистическую» позицию по отношению к этим терминам, отказываясь дать им определение или даже разграничить их. [12] Он отвергает личное бессмертие. Он критикует христианство, в котором он вырос, потому что не верит в существование «богочеловеческого друга и посредника» (хотя и признает «великолепную творческую привлекательность» этой идеи). [13] Он считает, что «все религии в какой-то мере истинны», но также и «ложны». [14]

В третьей книге, самой длинной и занимающей более половины тома, Уэллс развивает «правило жизни», обещанное им в подзаголовке. Это предполагает решимость работать на благо социализма, который он считает «великим социальным и политическим движением, которое соотносится с моей концепцией великого синтеза человеческой цели как аспекта универсальной схемы, обращенного к нам». [15] Но он отвергает понятия «права» и «справедливости» как основания для этой концепции: «Во вселенной нет справедливости». [16] Уэллс часто ссылается В этой части книги «Первые и последние дела» на тома, которые он написал за предыдущие шесть или семь лет, рассматривая эту точку зрения, обращаясь также к таким тактическим вопросам, как отношение человека, стремящегося к дальнейшим социальным изменениям, которое следует занять по отношению к существующим институтам и конвенциям. «Насколько это возможно, человек должен соответствовать общепринятым предрассудкам, распространённым обычаям и всем законам — каковы бы ни были его оценки их». [17] Эта книга также содержит пророческий раздел о природе современных войн, а также несколько разделов о женщинах, сексе и браке, которые в эдвардианской Англии считались чрезвычайно смелыми и провокационными.

В последней книге Уэллс «бессовестно» [18] предлагает некоторые личные размышления о любви, смерти и жизни. «Страстная любовь» — это «самая сильная вещь в жизни»; «Важнейшим фактом любви, как я ее понимаю, является то, что она разрушает границы личности». [19] Заключительное предложение « Первых и последних вещей » гласит: «В конечном счете я знаю, хотя и не могу каким-либо образом доказать свое знание, что все правильно и все мое». [20]

«Первые и последние дела» были написаны в то время, когда «частная жизнь Уэллса была в значительной степени неспокойной». [21] Эмбер Ривз , его возлюбленная, вдохновившая Анну Веронику и родившая в 1909 году дочь от Уэллса, была блестящей студенткой философии в Кембриджского университета Ньюнхэм-колледже . [22] Действительно, некоторые отрывки из «Первого и последнего дела» содержат критику идей Уэллса со стороны «друга», которым, несомненно, является Эмбер Ривз. [23]

Истоки « Первого и Последнего» можно найти в группе чтения и обсуждения, частью которой была Эмбер Ривз. Группа «первоначально основывалась на молодых фабианцах и, вероятно, была тесно связана с оксфордским социалистическим движением». [24] Осенью 1907 года Уэллса пригласили прочитать группе три лекции, и, как он говорит на первых страницах тома, «мои записи вскоре превзошли все возможности», и он «развернул эти меморандумы в книгу». [25]

«Первые и последние вещи» получили мало современных обзоров. [26]

  1. ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 188.
  2. ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 122. Смит — биограф Уэллса, который уделил наибольшее внимание « Первому и последнему вещам» ; см. его работу для комментариев и более подробной информации.
  3. ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 188.
  4. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , I, §4.
  5. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , I, §11; акцент в оригинале.
  6. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §15.
  7. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §1. Винсент Бром ( HG Wells: A Biography [Longmans, Green, 1951], стр. 138) отмечал, что « Первые и последние дела » «совершенно фантастически выявили в нем склонность, мистическую жилку, о которой никто из его недоброжелателей не признавался и не хотел знать». », хотя самого Брома это очень привлекает.
  8. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §2.
  9. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §5.
  10. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §8.
  11. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §9.
  12. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §10. Уэллс, однако, говорит, что «[Красота] — это свет, я прибегаю к этому образу, это все, чем может быть свет: маяк, разъяснение, удовольствие, комфорт и утешение, обещание, предупреждение, видение реальности».
  13. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §13.
  14. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §14.
  15. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , III, §2. Довольно удивительно, что, принимая во внимание его более поздние мысли, Уэллс также утверждает, что «я думаю, что есть разумные основания считать себя частью католической церкви и быть обязанным работать для ее исправления и развития» (II, §12).
  16. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §23.
  17. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §29.
  18. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §6.
  19. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §2.
  20. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §6.
  21. ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 121.
  22. Подробное обсуждение отношений Уэллса с Эмбер Ривз можно найти в гл. 16 и 17 Нормана и Джинн Маккензи, Герберт Уэллс: Биография (Саймон и Шустер, 1973).
  23. ^ См., например, « Первые и последние вещи », III, §§15 и 24. В другом месте «моя подруга мисс Эмбер Ривз» упоминается по имени в связи с «статьей» о силлогистической логике (I, §8).
  24. ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 121.
  25. ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , «Введение».
  26. ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 127.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a15cba9e1ad2e3a41a96e0eb8c4928e__1684053420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/8e/3a15cba9e1ad2e3a41a96e0eb8c4928e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First and Last Things - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)