Первые и последние дела
Автор | Герберт Уэллс |
---|---|
Оригинальное название | Первое и последнее: исповедание веры и правило жизни |
Язык | Английский |
Предмет | Философия |
Издатель | Арчибальд Констебль (Великобритания) Сыновья ГП Патнэма (США) |
Дата публикации | ноябрь 1908 г. |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 307 |
Предшественник | Новые миры для старых |
С последующим | Война в воздухе |
«Первые и последние вещи » — философский труд Герберта Уэллса 1908 года , излагающий его убеждения в четырех «книгах», озаглавленных «Метафизика», «О вере», «Об общем поведении» и «Некоторые личные вещи». Части книги были опубликованы в журнале Independent Magazine в июле и августе 1908 года. [1] Уэллс тщательно переработал книгу в 1917 году в ответ на свое религиозное обращение, но позже в 1929 году опубликовал дополнительную редакцию, которая восстановила большую часть книги в ее прежней форме. Его главными интеллектуальными влияниями являются дарвинизм и некоторые немецкие мыслители, которых читал Уэллс, такие как Август Вейсман . [2] Прагматизм Уильяма Джеймса , ставшего другом Уэллса, также оказал влияние. [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]В первой книге Уэллс подчеркивает свой скептицизм : ни на чувства, ни на разум нельзя полагаться некритически, и «мир фактов не является тем, чем кажется». [4] Убеждения — это не убеждения, а, скорее, позиции, возникшие «точно так, как художник создает картину» и принятые «потому что я чувствую в них потребность, потому что я чувствую в них часто совершенно не поддающуюся анализу правоту... Моя вера в них зиждется на на том основании, что они работают на меня и удовлетворяют стремление к гармонии и красоте». [5]
Во второй книге, посвященной его «основным убеждениям», [6] Уэллс утверждает как «совершенно произвольный акт моего разума» и «выбор» свое «наиболее всеобъемлющее убеждение»: «внешнее, внутреннее и я сам... составляют одну вселенную, в которой я и каждая часть в конечном счете важны». По этому поводу он отказывается от аргументов, называя это «необоснованное и произвольное заявление» своим «фундаментальным религиозным исповеданием». [7] Но он отвергает использование «имени Бога», потому что «множество людей» неправильно поймет его смысл. [8] Он утверждает свободу воли и утверждает: «Что мне делать?» это вечный вопрос нашего существования». [9] Проанализировав различные мотивы к действию, которые он чувствует, он разрешает их, принимая «правящую идею», а именно. исторически возникающая «солидарность человечества», хотя он и признает, что «вид в целом еще не пробудился, все еще погружен в заблуждение о постоянной обособленности индивидуума, рас и наций». [10] Уэллс, однако, считает эту солидарность человечества биологическим «фактом». [11] Направление этого человеческого развития — «к Силе и Красоте», но он занимает откровенно «мистическую» позицию по отношению к этим терминам, отказываясь дать им определение или даже разграничить их. [12] Он отвергает личное бессмертие. Он критикует христианство, в котором он вырос, потому что не верит в существование «богочеловеческого друга и посредника» (хотя и признает «великолепную творческую привлекательность» этой идеи). [13] Он считает, что «все религии в какой-то мере истинны», но также и «ложны». [14]
В третьей книге, самой длинной и занимающей более половины тома, Уэллс развивает «правило жизни», обещанное им в подзаголовке. Это предполагает решимость работать на благо социализма, который он считает «великим социальным и политическим движением, которое соотносится с моей концепцией великого синтеза человеческой цели как аспекта универсальной схемы, обращенного к нам». [15] Но он отвергает понятия «права» и «справедливости» как основания для этой концепции: «Во вселенной нет справедливости». [16] Уэллс часто ссылается В этой части книги «Первые и последние дела» на тома, которые он написал за предыдущие шесть или семь лет, рассматривая эту точку зрения, обращаясь также к таким тактическим вопросам, как отношение человека, стремящегося к дальнейшим социальным изменениям, которое следует занять по отношению к существующим институтам и конвенциям. «Насколько это возможно, человек должен соответствовать общепринятым предрассудкам, распространённым обычаям и всем законам — каковы бы ни были его оценки их». [17] Эта книга также содержит пророческий раздел о природе современных войн, а также несколько разделов о женщинах, сексе и браке, которые в эдвардианской Англии считались чрезвычайно смелыми и провокационными.
В последней книге Уэллс «бессовестно» [18] предлагает некоторые личные размышления о любви, смерти и жизни. «Страстная любовь» — это «самая сильная вещь в жизни»; «Важнейшим фактом любви, как я ее понимаю, является то, что она разрушает границы личности». [19] Заключительное предложение « Первых и последних вещей » гласит: «В конечном счете я знаю, хотя и не могу каким-либо образом доказать свое знание, что все правильно и все мое». [20]
Фон
[ редактировать ]«Первые и последние дела» были написаны в то время, когда «частная жизнь Уэллса была в значительной степени неспокойной». [21] Эмбер Ривз , его возлюбленная, вдохновившая Анну Веронику и родившая в 1909 году дочь от Уэллса, была блестящей студенткой философии в Кембриджского университета Ньюнхэм-колледже . [22] Действительно, некоторые отрывки из «Первого и последнего дела» содержат критику идей Уэллса со стороны «друга», которым, несомненно, является Эмбер Ривз. [23]
Истоки « Первого и Последнего» можно найти в группе чтения и обсуждения, частью которой была Эмбер Ривз. Группа «первоначально основывалась на молодых фабианцах и, вероятно, была тесно связана с оксфордским социалистическим движением». [24] Осенью 1907 года Уэллса пригласили прочитать группе три лекции, и, как он говорит на первых страницах тома, «мои записи вскоре превзошли все возможности», и он «развернул эти меморандумы в книгу». [25]
Прием
[ редактировать ]«Первые и последние вещи» получили мало современных обзоров. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 188.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 122. Смит — биограф Уэллса, который уделил наибольшее внимание « Первому и последнему вещам» ; см. его работу для комментариев и более подробной информации.
- ^ Дэвид Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 188.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , I, §4.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , I, §11; акцент в оригинале.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §15.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §1. Винсент Бром ( HG Wells: A Biography [Longmans, Green, 1951], стр. 138) отмечал, что « Первые и последние дела » «совершенно фантастически выявили в нем склонность, мистическую жилку, о которой никто из его недоброжелателей не признавался и не хотел знать». », хотя самого Брома это очень привлекает.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §2.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §5.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §8.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §9.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §10. Уэллс, однако, говорит, что «[Красота] — это свет, я прибегаю к этому образу, это все, чем может быть свет: маяк, разъяснение, удовольствие, комфорт и утешение, обещание, предупреждение, видение реальности».
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §13.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §14.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , III, §2. Довольно удивительно, что, принимая во внимание его более поздние мысли, Уэллс также утверждает, что «я думаю, что есть разумные основания считать себя частью католической церкви и быть обязанным работать для ее исправления и развития» (II, §12).
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §23.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , II, §29.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §6.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §2.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , IV, §6.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 121.
- ↑ Подробное обсуждение отношений Уэллса с Эмбер Ривз можно найти в гл. 16 и 17 Нормана и Джинн Маккензи, Герберт Уэллс: Биография (Саймон и Шустер, 1973).
- ^ См., например, « Первые и последние вещи », III, §§15 и 24. В другом месте «моя подруга мисс Эмбер Ривз» упоминается по имени в связи с «статьей» о силлогистической логике (I, §8).
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 121.
- ^ Герберт Уэллс, Первое и последнее , «Введение».
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (издательство Йельского университета, 1986), стр. 127.