Ожидания
Автор | Герберт Уэллс |
---|---|
Оригинальное название | Предвидения влияния механического и научного прогресса на человеческую жизнь и мышление |
Язык | Английский |
Издатель | Харпер и братья (США) Чепмен и Холл (Великобритания) |
Дата публикации | ноябрь 1901 г. |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 342 |
Текст | Ожидания в Wikisource |
«Предчувствия реакции механического и научного прогресса на человеческую жизнь и мышление» , широко известные как «Предчувствия », были написаны Гербертом Уэллсом в возрасте 34 лет. Позже он назвал книгу, ставшую бестселлером, «краеугольным камнем главной арки моя работа». [1] Однако его последний биограф называет эту книгу «одновременно отправной точкой и самой низкой точкой в карьере Уэллса как социального мыслителя». [2]
Взяв за отправную точку революцию в транспорте, которой способствовала «механическая революция», Уэллс сказал читателям, что они переживают реорганизацию человеческого общества, которая изменит все измерения жизни. Академический биограф назвал степень точности предсказаний Уэллса «безусловно феноменальной». [3]
Главы « Ожидания» появились в Великобритании в « Фортнайтли ревью» (апрель – декабрь 1901 г.) и в Соединенных Штатах в « Норт Американ ревью» (июнь – ноябрь 1901 г.) и были опубликованы в виде книги в ноябре 1901 г. « Ожидания» были «первым произведением Уэллса». научно-популярный бестселлер». [4] Том был переиздан Чепменом и Холлом в 1914 году, накануне Первой мировой войны .
Краткое содержание
[ редактировать ]Глава 1: Передвижение в двадцатом веке
[ редактировать ]Предлагая спрогнозировать, «как, вероятно, пойдут дела в этом новом столетии», Уэллс исходит из «вероятного развития и изменений способов передвижения по суше в ближайшие десятилетия». Считая « паровой двигатель, работающий по железной дороге», самым характерным символом XIX века, он анализирует исторические факторы, которые привели к его появлению в такое время. Уэллс предсказывает, что «новые автомобили » приведут к появлению грузовиков, легковых автомобилей («моторные повозки») и автобусов («моторный омнибус»), которые будут «отделены» от конного движения по « специальным дорогам », конкурирующим с железными дорогами. [5]
Глава 2: Вероятное распространение великих городов
[ редактировать ]Уэллс утверждает, что скорость передвижения по суше имеет «почти фундаментальное отношение к человеческому обществу». Таким образом, ускорение передвижения по суше произведет революцию в человеческом обществе. Вместо того, чтобы создавать еще более крупные города, будет создан новый вид «распределения людей», при этом увеличение расстояния, которое рабочий может преодолеть за час, будет действовать как «центробежная» сила, ведущая к значительному развитию «пригородов», в то время как это развитие уравновешивается «центростремительными соображениями», такими как желание доступа к торговым районам, хорошим школам, врачам и «любви толпы». Термины «город» и «страна» устареют по мере развития нового типа « городского региона ». [6]
Глава 3: Развитие социальных элементов
[ редактировать ]По мнению Уэллса , двухклассовая социальная система низшего класса, управляемая высшим классом, возникла из скорости лошадей в аграрном обществе. Революция в технологии, предсказывает он, приведет к созданию в 20 веке системы четырех классов: (1) « класс акционеров », управляющий «безответственной собственностью»; (2) «пропасть», состоящая из людей «без собственности и какой-либо явной функции в социальном организме»; (3) реконструированный, производительный и «способный» средний класс, включая, в частности, «механиков и инженеров», чей потенциал будет зависеть от образования, которое получает этот класс, который больше не является «средним» в каком-либо значимом смысле; и (4) класс непроизводительных управляющих делами , политических организаторов, брокеров , финансистов, клерков и т. д. «Все эти элементы будут перемешаны между собой, переходя один в другой посредством незаметных градаций». Уэллс рассматривает Соединенные Штаты как «социальную массу, которая, пожалуй, дальше всего продвинулась в новом направлении». [7]
Глава 4: Определенные социальные реакции
[ редактировать ]Примерно в 2000 году, предсказывает Уэллс, способный производительный класс выработает образ жизни, характеризующийся научным мировоззрением, этосом социального долга и несентиментальным взглядом на личные отношения, которые заставят его рассматривать «бездетную, бесплодную жизнь» как «бездетную, бесплодную жизнь». по сути неудача и извращение». Семьи этого класса будут жить в эффективных домохозяйствах, не нуждающихся в домашней прислуге . Класс акционеров будет культивировать роскошные, архаичные украшения, о чем Уэллс явно сожалеет, а также опасается, что его богатство может позволить ему не только «скупить почти все доступные архитектурные таланты», но и «в определенном переносном смысле — скупить много женского рода», которые в противном случае принадлежали бы к классу способных. [8]
Глава 5: История жизни демократии
[ редактировать ]Уэллс утверждает, что « демократия » — это термин с небольшой конкретикой, означающий немногим больше, чем отрицание того, «что какой-либо конкретный человек или лица должны действовать в рамках своего внутреннего права или способности от имени сообщества в целом». В качестве политического кредо Уэллс считает демократию хрупкой и несостоятельной: «Я не знаю ни одного случая выборного демократического правительства современных государств, который нельзя было бы разбить на куски за пять минут». Появление представительной демократии Уэллс связывает с тем, что он назвал «механической революцией» (отсюда и ее раннее появление в Великобритании, США и Франции), и объясняет появление веры в «народ» не более чем неверием. у монархов и дворян . По мнению Уэллса, не народ, а скорее «научно подготовленный средний класс беспрецедентного типа» «станет, я верю, наконец, сознательно государством ». Настоящие губернаторы, которых порождает «демократия» — политические боссы и демагоги, — по мнению Уэллса, могут провоцировать войны. Но они будут неспособны управлять этими войнами, что приведет к их замене. [9]
Глава 6: Война
[ редактировать ]Уэллс считает, что механическая революция сделает деление армий на пехоту и кавалерию устаревшим. «Новая война» определяется увеличением дальности и точности винтовки (а также полевой пушки ). Уэллс предсказывает, что несколько снайперов смогут защитить территорию от более крупных сил. Война станет менее «драматичной» и более «чудовищной». Государство организует все общество для поддержки своей военной машины. Уэллс анализирует, как изменится тактика благодаря быстрому передвижению, господству в воздухе и «легким, быстрым кораблям». (Но «моё воображение, даже несмотря на подстегивание, отказывается представить, чтобы какая-либо подводная лодка делала что-либо, кроме как удушить свой экипаж и затонуть в море».) Решающее значение будут иметь технические, а не моральные факторы. Преобладать будут общества с наиболее развитыми и консолидированными «образованными эффективными классами». [10]
Глава 7: Языковой конфликт
[ редактировать ]Уэллс предсказывает, что «объединяющие источники» дадут шанс на процветание в будущем только английскому, французскому (или, возможно, немецкому) и китайскому языкам. Отвергая расистскую мысль, связанную с романтическим национализмом, как «ерунду», он предсказывает, что такие языки, как испанский и русский , к 2000 году «будут все больше и больше становиться вторыми языками двуязычных сообществ». [11]
Глава 8: Большой синтез
[ редактировать ]Хотя это может занять «столетия непонимания и кровопролития», Уэллс предсказывает, что процесс, который он описывает, «нацелен, наконец, и приведет к установлению единого мирового государства, находящегося в мире внутри себя». Современная экономическая интеграция предвосхищает это, как и «по крайней мере пять обширных движений объединения»: англосаксонизм, британский империализм , пангерманизм , панславизм и идея союза «латинских» народов. Уэллс анализирует каждый из них. Но он считает, что именно «естественно и неформально организованный, образованный класс», а не какое-либо региональное политическое движение, станет средством, посредством которого «Новая Республика» придет к доминированию в мире. Уэллс внимательно изучает настоящее в поисках признаков такого развития и находит их в американских трестах, неофициальных организациях, таких как Военно-морская лига, филантропических магнатах и т. д. [12]
Глава 9: Вера, мораль и государственная политика Новой Республики
[ редактировать ]В своей заключительной главе Уэллс зашел так далеко, как никогда, в направлении евгеники , защищая «эвтаназию слабых и чувственных». В своем тексте он настаивает на том, что социальные группы будут рассматриваться не «вообще как расы», а как личности. Однако нельзя отрицать, что Уэллс заявляет, что он отвергает расизм и антисемитизм. Недавний биограф сказал: «Ничто не нанесло большего ущерба репутации Уэллса, чем заключительная глава « Предчувствий ». [13]
Уэллс предсказывает, что суровая мораль, освобожденная от оков взорвавшихся религиозных убеждений и основанная на идеях мальтузианства и естественного отбора, будет поддерживать агрессивные действия «Мирового Государства» по «сдерживанию» и «контролю» человеческой деятельности, чтобы «способствовать продолжению рода». того, что прекрасно, эффективно и прекрасно в человечестве». Будущие правители не дрогнут перед необходимостью использовать «метод» «смерти»; о смерти «у них не будет суеверий». Также можно использовать фразу «[хорошая] научно причиненная боль», но ее использование может быть «небезопасным и деморализующим» для тех, кто ее причиняет. Так что «убивать в благоприятных условиях, которые может себе позволить наука, - это гораздо менее оскорбительная вещь». Сексуальная мораль, с другой стороны, будет полностью либерализована, что будет способствовать достижению цели: «возможно, половина населения мира в каждом поколении будет ограничена или склонна уклоняться от воспроизводства». Заявляя, что это политика, направленная на «цель большую, чем счастье», Уэллс заявляет, что «кинетические люди человечества» стремятся не к бессмертию, а к «просторному» «будущему нашей расы» [т. грядущее время» будет «жить и умирать». [14]
Бытие
[ редактировать ]Идея написания статей, которые стали главами «Предчувствий», была предложена Уэллсу Джеймсом Б. Пинкером, его литературным агентом. Пинкер убедил Уэллса, что «мыслящие литераторы» обязаны выражать свои взгляды. [15] Примечательно, пожалуй, и то, что книга была написана в то время, когда Уэллс ожидал рождения своего первенца, Джорджа Филипа («Джип») Уэллса , родившегося 17 июля 1901 года. [16]
В письме к Элизабет Хили Уэллс сказал, что целью «Предчувствий» было «подорвать и уничтожить монарха, моногамию, веру в Бога и респектабельность — и Британскую империю, и все это под видом спекуляций об автомобилях и электрическом отоплении». " [17]
Прием
[ редактировать ]По словам биографа, «Предчувствия » «взяли Англию штурмом», сделав Уэллса «фактически почти знаменитым». [18] Книга и ее взгляды, активно продвигаемые, широко обсуждались. «Каждый значительный мыслитель [в Великобритании], очевидно, читал и думал об этой книге», — говорит академический биограф. [19]
Публикация «Предчувствий» привела к дружбе Уэллса с Э. Рэем Ланкастером , директором Музея естественной истории. Книгу оценили Сидни и Беатрис Уэбб , которые познакомили Уэллса с Грэмом Уолласом . Уильям Джеймс предсказал, что «Предчувствия» повлияют на британскую молодежь, но считал, что Уэллс недостаточно учитывает «человеческую природу». [20]
Уэллса «Предчувствия» вместе с его следующей постановкой «Открытие будущего » сделали его «великим человеком», по словам одного биографа, и в результате его вскоре начали разыскивать многие ведущие деятели того времени. «Берти Уэллс превратился в ХГ» [21] Он стал крупным литературным деятелем, а также новым социалистическим лидером, за которым ухаживали фабианцы.
Более поздние читатели отшатнулись от того, что Ловат Диксон в 1969 году назвал содержащимся в книге предложением «сильновооруженного фашизма». [22] У. Уоррен Вагар , обсуждая и смертной казни в Anticipations пропаганду расизма, евгеники , отметил: «К чести Уэллса, он вскоре отказался от таких мыслей, но все они изложены на простом английском языке в Anticipations , и у нас нет полномочий или лицензии желать их прочь». [23] Ряд писателей (например, Майкл Корен [24] и Джон Кэри ) [25] выдвинули еще более серьезные обвинения против Уэллса. [26] Но на самом деле Уэллс ответил на критику и вскоре выступил против негативной евгеники, отстаиваемой в главе 9, а позже стал ведущим защитником прав человека . Шерборн отмечает, что в течение двух лет после публикации « Ожиданий» : «Уэллс будет выступать против негативной евгеники; в течение трех лет защищать чернокожих людей от расовых предрассудков; в течение четырех лет выступать за желательность многорасового общества». [27]
Культурное влияние
[ редактировать ]В честь этого назван печатный журнал « Молодых фабианцев» , молодежного крыла Фабианского общества , членом которого был Герберт Уэллс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норман и Джинн Маккензи, Герберт Уэллс: Биография (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1973), стр. 161.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), стр. 151-52).
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета , 1986), стр. 92.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 91.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 1.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 2.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 3.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 4.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 5 (выделено в оригинале).
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 6.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 7.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 8.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), стр. 148-49.
- ^ Герберт Уэллс, Ожидания , Гл. 9.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 91.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 146.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 147.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 92.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 95.
- ^ Дэвид К. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 94-95.
- ^ Дэвид С. Смит, Герберт Уэллс: Отчаянно смертен: биография (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1986), стр. 97.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 150.
- ^ У. Уоррен Вагар, Герберт Уэллс: Путешествие во времени . Миддлтаун, Издательство Уэслианского университета Коннектикута, 2004. ISBN 0819567256 (стр. 90-1).
- ^ Майкл Корен, Человек-невидимка: Жизнь и свободы Герберта Уэллса , Лондон: Bloomsbury Publishing, 1993. ISBN 0747511586
- ^ Джон Кэри, Интеллектуалы и массы: Гордость и предубеждение среди литературной интеллигенции, 1880-1939 Лондон: Фабер и Фабер, 1992. ISBN 0571162738
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), стр. 150, 455.
- ^ Майкл Шерборн, Герберт Уэллс: Другой вид жизни (Питер Оуэн, 2010), с. 152.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с Ожиданиями , в Wikisource
- Ожидания в Project Gutenberg
- «Ожидания» Аудиокнига в общественном достоянии на LibriVox