Мальтийский сокол (роман)
![]() | Эта статья содержит категории, на которые нет ссылок ( Категория: Крутые криминальные романы ). ( Апрель 2022 г. ) |
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Дэшил Хэмметт |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Детективная фантастика |
Опубликовано | 1930 ( Альфред А. Кнопф ) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( твердый переплет ) |
Предшественник | Проклятие Дайна |
С последующим | Стеклянный ключ |
Текст | Мальтийский сокол онлайн |
«Мальтийский сокол» — детективный роман американского писателя Дэшила Хэммета , вышедший в 1930 году, первоначально публиковавшийся в журнале «Черная маска» , начиная с сентябрьского номера 1929 года. История рассказана полностью от третьего лица; нет никакого описания мыслей или чувств персонажей, только то, что они говорят и делают, и как они выглядят. Роман несколько раз экранизировали для кино.
Главный герой, Сэм Спейд (который также появился позже в некоторых менее известных рассказах), был отходом от безымянного детектива Хэммета « Континентальная операция» . Спейд сочетал в себе несколько черт предыдущих детективов, в частности, его холодную отстраненность, острый взгляд на детали, непоколебимую, а иногда и безжалостную решимость добиться своей собственной формы правосудия и полное отсутствие сентиментальности. В 1990 году роман занял 10-е место в 100 лучших криминальных романов всех времён» списке « , составленном Ассоциацией писателей-криминалистов . Пять лет спустя в аналогичном списке американских детективных писателей роман занял третье место.
Сюжет
[ редактировать ]Сэм Спейд — частный детектив из Сан-Франциско , сотрудничающий с Майлзом Арчером. Прекрасная «мисс Уандерли» нанимает их следить за Флойдом Терсби, который, по ее словам, сбежал со своей сестрой. Арчер берет первый отрезок, но той ночью его находят застреленным. Позже Терсби также убивают, а Спейд является подозреваемым. На следующее утро Спейд хладнокровно приказывает секретарю своего офиса Эффи Перин перекрасить дверь офиса, чтобы на ней было написано просто «Сэмюэл Спейд».
Вскоре выясняется, что «мисс Уандерли» — это жадная авантюристка по имени Бриджит О'Шонесси, которая участвует в поисках черной статуэтки неизвестной, но значительной ценности. За этим соколом охотятся и другие, в том числе Джоэл Каиро, женоподобный преступник, и Каспер Гутман, толстяк, которого сопровождает злобный молодой бандит Уилмер Кук. О'Шонесси умоляет Спейда защитить его, рассказывая ему как можно меньше. Они встречаются с Каиром в квартире Спейда, и Спейд снова требует от О'Шонесси подробностей; она снова останавливается, но целует Спейда. На следующее утро она спит в его постели. Оставив ее там, Спейд ускользает обыскивать ее квартиру.

Эффи считает, что с О'Шонесси «всё в порядке», и Спейд должен ей помочь. Эффи соглашается спрятать ее в собственном доме, но О'Шонесси снова исчезает. Когда Спейд встречает Гутмана в его гостиничном номере, ни один из них не рассказывает того, что ему известно. Спейд подразумевает, что он заботится о себе, а не об О'Шонесси. Отвлекающих маневров предостаточно. Полиция подозревает Спейда в перестрелке: он спал с женой Арчера, Ивой. Окружной прокурор связывает стрельбу с Дикси Монахан, игроком из Чикаго, которая наняла Терсби в качестве телохранителя на Дальнем Востоке.
При второй встрече Гутман рассказывает Спейду историю дани Мальтийского сокола . 16-го века Он был сделан из золота и драгоценных камней мальтийскими рыцарями в подарок королю Испании, но был захвачен пиратами. Перейдя от владельца к владельцу, в какое-то время его покрыли черной эмалью, чтобы скрыть свою ценность. Гутман выследил сокола до генерала Кемидова, русского изгнанника в Константинополе , и нанял О'Шонесси, чтобы добыть его; она пригласила Каир на помощь. О'Шонесси и Терсби сбежали с соколом в Гонконг , а оттуда в Сан-Франциско. Во время этого разговора Гутман накачивает Спейда, и тот теряет сознание на полу.
Спейд просыпается один и возвращается в свой офис, где, шатаясь, входит раненый капитан корабля с пакетом с соколом и умирает. О'Шонесси звонит в офис, умоляет Спейда о помощи, но отправляет его в погоню за дикими гусями. Когда он возвращается, О'Шонесси ждет перед домом Спейда. Внутри квартиры Спейда они находят поджидающих Гутмана, Уилмера и Каира с оружием наготове. Гутман предлагает за сокола 10 000 долларов наличными, но Спейд утверждает, что полиция должна арестовать кого-то за убийства. Во время драки Спейд нокаутирует Уилмера, и Гутман соглашается передать Уилмера полиции.
Спейд просит Эффи принести сокола, но Гутман обнаруживает, что это подделка (приманка, сделанная генералом Кемидовым, или, возможно, легендарный сокол никогда не был настоящим). Во время волнения Уилмер убегает. Гутман решает отправиться в Константинополь за настоящим соколом; Каиро присоединяется к нему, и они уходят. Затем Спейд звонит в полицию и рассказывает им эту историю, добавляя, что у него есть оружие Уилмера и другие доказательства. Пока они ждут, он заставляет О'Шонесси признаться в своей настоящей роли.
Арчер был застрелен из пистолета Терсби, но ею. Она солгала ему и обманула его. О'Шонесси признает все это, но утверждает, что любит Спейда. Возможно, он действительно заботится о ней, признает Спейд, но говорит ей: «Я не буду играть ради тебя» - по личным причинам, а также из-за необходимости справедливости для своего мертвого партнера; если она отделается большим сроком, он ее дождется, а если повесится, он всегда ее будет помнить. Когда приезжает полиция, он сдает ее, и полиция сообщает ему, что Уилмер только что застрелил Гутмана.
Фон
[ редактировать ]Хотя сам Хэммет какое-то время работал частным детективом в детективном агентстве Пинкертона в Сан-Франциско (и использовал свое имя, Сэмюэл, в качестве главного героя истории), Хэмметт утверждал, что «У Спейда нет оригинала. ощущение, что он тот, кем большинство частных детективов, с которыми я работал, хотели бы быть, и в самые дерзкие моменты они думали, что они подходят». [1]
Сообщается, что Хэмметт использовал свои годы работы детективом при создании многих других персонажей для «Мальтийского сокола » , в котором переработаны элементы некоторых из его рассказов, опубликованных в журнале Black Mask в 1925 году, «The Whosis Kid» и «Потрошение Couffignal». [2] Роман был издан в пяти частях в «Черной маске» в 1929 и 1930 годах, прежде чем был опубликован в виде книги в 1930 году Альфредом А. Кнопфом .
Адаптации
[ редактировать ]Роман четырежды экранизировали, дважды под оригинальным названием:
- «Мальтийский сокол» (1931), первая версия, постановка до «Кодекса» с Рикардо Кортесом в роли Сэма Спейда и Бебе Дэниелс в роли Бриджит О'Шонесси. В 1936 году компания Warner Brothers попыталась перевыпустить фильм, но производственного кодекса Хейса цензоры отказали ему в одобрении из-за его «непристойного» содержания; это привело к созданию адаптации 1936 года. Лишь после 1966 года неотредактированные копии фильма 1931 года можно было показать в Соединенных Штатах.
- Сатана встретил леди (1936), комедийная адаптация с Бетт Дэвис и Уорреном Уильямом в главных ролях , где Сэм Спейд стал «Тедом Шейном». Фильм получил плохие отзывы, и Дэвис позже назвал его «мусором».
- «Мальтийский сокол» (1941), третья и самая известная версия, считается классикой нуара . В этой версии исключена большая часть подозрительного содержания версии 1931 года. В фильме снимались Хамфри Богарт , Мэри Астор , Питер Лорре , Сидни Гринстрит и Глэдис Джордж .
- «Черная птица» (1975), продолжение пародии, в котором Джордж Сигал играет Сэма Спейда-младшего ( Элиша Кук-младший и Ли Патрик повторили свои роли из фильма 1941 года).
Вышло две аудиоадаптации романа:
- Мальтийский сокол (1984) [3] ), полноценная инсценировка BBC Radio 4 с участием Джейн Лапотайр и Тома Уилкинсона . [4]
- «Мальтийский сокол» Дэшила Хэммета (2008), аудиопостановка Голливудского театра «Ухо» . [5]
Также были сценические адаптации в США:
- «Мальтийский сокол» был произведен The Long Beach Shakespeare Company, а его премьера состоялась 29 апреля 2005 года, когда книгу Хэммета адаптировал и поставил Мартин Поуп. Два года спустя та же компания подготовила вторую адаптацию, на этот раз Хелен Боргерс, художественного руководителя компании. [6]
- «Мальтийское убийство» (2008) драматурга Брайана Колли по заказу библиотеки округа Джонсон в Канзасе в рамках Национального фонда искусств Big Read. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Введение в «Мальтийский сокол» (издание 1934 г.)
- ^ Хэмметт, Дэшил. «Введение в «Мальтийский сокол» (издание 1934 года)» . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ Программы BBC
- ^ Мальтийский сокол . Мировой кот. ОСЛК 223117029 .
- ^ МирКэт
- ^ «Шекспировская компания Лонг-Бич производит как старые, так и новые произведения», Telegram Press Long Beach , 6 декабря 2007 г.
- ^ Новая игровая биржа
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Херрон, Дон (2009). Тур Дэшила Хэммета: Путеводитель к тридцатой годовщине . Сан-Франциско: Винс Эмери Продакшнс.
- Лэйман, Ричард (2000). Литературные шедевры . Том 3, Мальтийский сокол . Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Gale Group.
- Лэйман, Ричард, изд. (2005). Открытие «Мальтийского сокола» и Сэма Спейда: эволюция шедевра Дэшила Хэммета, включая фильм Джона Хьюстона с Хамфри Богартом . Сан-Франциско: Vince Emery Productions.
- Миллер, Уолтер Джеймс (1988). Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол» : критический комментарий . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Стоун, Дэн (2006). Знакомство с «Мальтийским соколом» Дэшила Хэммета: аудиогид . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный фонд искусств.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Американские романы 1930 года
- Книги Альфреда А. Кнопфа
- Американские романы экранизированы
- Американские детективные романы
- Крутые криминальные романы
- Романы Дэшила Хэммета
- Романы, впервые изданные серийно.
- Романы, действие которых происходит в Сан-Франциско.
- Работы первоначально опубликованы в журнале Black Mask.
- Повествовательные романы от третьего лица
- Сэм Спейд