Jump to content

Стеклянный ключ

Стеклянный ключ
Обложка первого издания
Автор Дэшил Хэмметт
Язык Английский
Жанр Преступление
Опубликовано 1931 ( Альфред А. Кнопф )
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать ( твердый переплет )
Страницы 214
Предшественник Мальтийский сокол  
С последующим Тонкий человек  

«Стеклянный ключ» — роман американского писателя Дэшила Хэммета . Впервые опубликованный в виде сериала в журнале Black Mask в 1930 году, затем был собран в 1931 году (в Лондоне; американское издание последовало 3 месяца спустя). В нем рассказывается история игрока и рэкетира Неда Бомонта, чья преданность Полу Мэдвигу, нечестному политическому боссу , заставляет его расследовать убийство сына местного сенатора, поскольку назревает потенциальная война между бандами. Хэммет посвятил роман своей бывшей возлюбленной Нелл Мартин .

В США было две экранизации ( 1935 и 1942 годы романа ). Радиоадаптация с Орсоном Уэллсом в главной роли вышла в эфир 10 марта 1939 года в рамках его сериала «Театр Кэмпбелла» . [ 1 ] Книга также оказала большое влияние на братьев Коэнов фильм 1990 года «Перекресток Миллера» , в котором используется аналогичный сценарий.

Премия «Стеклянный ключ» (по-шведски Glasnyckeln ), названная в честь романа, вручается ежегодно с 1992 года за лучший криминальный роман скандинавского писателя.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

История вращается вокруг Неда Бомонта. Бомонт — лучший друг, доверенное лицо и политический советник криминального политического босса Пола Мэдвига. Нед находит на улице тело сына сенатора, и Мэдвиг просит его помешать расследованию окружного прокурора, мотивируя это тем, что он хочет поддержать коррумпированного сенатора, чтобы жениться на его дочери Джанет. Нед отправляется в Нью-Йорк в поисках Берни, букмекера, который задолжал ему большую сумму денег из-за игрового долга, но в конечном итоге его избивают.

Кто-то отправляет серию писем близким к преступлению людям, намекая, что убийцей был Мадвиг. Подозрение в этом падает на дочь Мадвига Опал, девушку потерпевшего. Политическая база Мадвига начинает рушиться, когда он отказывается вызволить из тюрьмы брата своего последователя. Последователь отправляется к конкурирующему боссу мафии Шаду О'Рори, который устраняет свидетеля преступления брата. Затем Мэдвиг объявляет войну О'Рори, который предлагает подкупить Бомонта, чтобы тот разоблачил Мэдвига в газете. Бомонт отказывается, теряет сознание и просыпается пленником в темной комнате, где его ежедневно избивают.

Госпитализированный после побега, Бомонт сообщает Мэдвигу и Джанет, что он готовил ловушку для О'Рори; Затем он изо всех сил пытается встать с постели, чтобы помешать газете напечатать разоблачение. Бомонт противостоит О'Рори, издателю, и дочери Мэдвига Опал. Издатель кончает жизнь самоубийством после того, как Бомонт соблазнил его жену.

Затем Бомонт берет интервью у Джанет и обнаруживает, что она написала письма и что сенатор знал об убийстве до того, как Бомонт нашел тело. Новая подсказка указывает на Мэдвига, и при столкновении он признается, но не может объяснить шляпу жертвы - деталь, которую Бомонт многозначительно повторяет на протяжении всего романа.

Этот тупик и растущий интерес Бомонта к Джанет, любовному интересу Мэдвига, вызывают второй раскол между мужчинами. Бомонт и Джанет объединяются, чтобы раскрыть убийство. Бомонт обнаруживает доказательства, доказывающие, что сенатор убил собственного сына, и передает его полиции. Бомонт рассказывает Мэдвигу о его новом открытии, и они уходят уже не враги, но и не друзья.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Нед Бомонт — игрок и детектив-любитель, который находит тело Тейлора Генри.
  • Пол Мэдвиг — нечестный политический босс, поддерживающий сенатора Генри, потому что он влюблен в Джанет; лучший друг Неда Бомонта
  • Сенатор Ральф Бэнкрофт Генри — готов к переизбранию; отец Тейлора и Джанет и убийца Тейлора
  • Джанет Генри — дочь сенатора Генри; ненавидит Мэдвига и влюбляется в Неда
  • Шад О'Рори — соперник Мэдвига, гангстер, жестоко избивший Неда за отказ помочь подставить Пола; убит Джеффом
  • Берни Деспейн - игрок, который задолжал Неду денег и которого Нед подозревает в убийстве Тейлора Генри.
  • Джек Рамсен — частный детектив, нанятый Недом, чтобы выследить Берни
  • Майкл Фарр — окружной прокурор, в кармане Пола Мэдвига
  • Джефф Гарднер — телохранитель О'Рори, который избивает Неда, а затем душит О'Рори

Как заметил литературный критик Джеймс Ф. Максфилд, «Хэммет использует объективный подход, просто сообщая о разговорах и описывая поверхностные действия своих персонажей, никогда напрямую не излагая их мысли и чувства». [ 2 ] Это оставляет некоторую двусмысленность в обосновании действий Неда Бомонта, таких как его подозрения в отношении отца Джанет Генри. Это затрудняет определение характера отношений Неда с Джанет. [ 2 ] Хотя существуют разногласия относительно того, будут ли они вместе в конце, тот факт, что отношения вообще существуют, свидетельствует о «герое другого типа». [ 2 ]

Бомонт по сравнению с другими героями Хэммета

[ редактировать ]

Нед Бомонт не соответствует ни популярному, известному архетипу Юнга, ни более слабому, менее альтруистическому типу «героя» других произведений Хэммета, но совершенно отличается от них обоих.

Детективы Хэммета обычно избегают отношений, но Нед — другое дело. Он не обладает тем «иммунитетом» к эмоциональным связям, который поддерживали предыдущие детективы автора, такие как Континентальная операция Хэммета в «Красной жатве» . Из-за этих предполагаемых отношений между Недом и Джанет, «Стеклянный ключ» развивает более традиционную сюжетную линию, историю детективного «героя» и его прекрасной героини, заканчивающуюся поездкой на закат Нью-Йорка.

По словам Максфилда, «ни оперативник, ни [детективный персонаж Хэммета] Сэм Спейд не пошли бы с Джанет, поскольку, будучи детективами, они оба стремились подчиняться, насколько это возможно, разуму. Но Бомонт — игрок, а не детектив, Мужчина привык рисковать. Точно так же, как он продолжает делать ставки, хотя у него полоса неудач, он готов сделать еще одну ставку на Джанет, несмотря на большие шансы на то, что отношения закончатся плохо, потому что он готов принять риск. что влекут за собой человеческие обязательства, Бомонт является если не идеальным героем Хэммета, то его наиболее человечным героем». [ 2 ]

Великая депрессия, мораль маленького городка и «удача»

[ редактировать ]

Более очевидная тема в «Стеклянном ключе» проявляется через персонажей и их мораль. Действие романа происходит в безымянном городе, в более скромном месте – меньшем и менее изысканном – чем его предыдущие романы. Таким образом, это место, более открытое для коррупции. Здесь представлены выборные должностные лица, общественные деятели и им подобные, которые участвуют в заговорах, которые чаще всего считаются присущими преступному миру. Из-за этого персонажи открыто проявляют больше анималистических качеств, чем в предыдущих романах Хэммета.

Персонажи, возможно, благодаря объективности стиля письма, изображены беспощадными и почти дикими. Одна из причин их очевидного сползания к насилию, скорее всего, связана с ранним началом Великой депрессии , поскольку роман был опубликован в 1931 году. [ 3 ] Утрата «удачи», описанная в романе («Какая от меня польза, если моя удача пропала?» — спрашивает он. «С таким же успехом ты можешь понести наказание и покончить с этим») является еще одним решающим фактором в действиях персонажи. [ 3 ] В этом отношении роман похож на более поздние романы эпохи Депрессии, такие как «Почтальон всегда звонит дважды» .

Стиль письма

[ редактировать ]

Отличительный и новаторский стиль Хэммета помог открыть крутой жанр. [ 4 ] «Стеклянный ключ» , написанный Хэмметом в последние годы нуара, является ярким примером его стилистической силы. [ 4 ] Рэймонд Чендлер , писатель и критик 20-го века, обсудил ощущение Хэмметом современного мира в «Стеклянном ключе» :

Реалист в области убийств пишет о мире, в котором гангстеры могут править нациями и почти править городами... где ни один человек не может безопасно пройти по темной улице, потому что закон и порядок - это то, о чем мы говорим, но воздерживаемся от практики; ...Это не благоухающий мир, но это мир, в котором вы живете, и некоторые писатели с твердым умом и хладнокровным духом отстраненности могут сделать из него очень интересные и даже забавные закономерности? [ 5 ]

Уильям Кеннеди , также писатель и книжный критик 20-го века, объяснил, в чем сложность стиля письма Хэммета: «Стратегия Хэммета состоит в том, чтобы показать, что процесс обнаружения мотивирован и влияет на дружбу между двумя мужчинами. Из этих материалов Хэммет создает динамическая структура неопределенных, постоянно меняющихся человеческих отношений». [ 5 ]

В «Стеклянном ключе » Хэммет отказывается впустить читателя в сознание персонажей. Возможно, Хэммет считал, что во всей художественной литературе не должно быть внутреннего монолога; в реальном мире люди понимают только действия и речь, и это все, что дают нам персонажи Хэммета. Держа читателей в неведении об истинных намерениях своего персонажа, согласно одному анализу, он усиливает у читателя ощущение двусмысленной природы реальности. [ 5 ] То есть мы никогда не можем доверять, если персонаж делает то, что он делает, из лояльности или из эгоистических намерений. [ 5 ]

По общему мнению, «Мальтийский сокол» и «Стеклянный ключ» — две лучшие книги Хэммета. [ 6 ] [ 7 ] С годами Хэммет все более жестко относился к своей художественной литературе, но признавал, что «Стеклянный ключ» «не так уж и плох». Его прием был даже лучше, чем у предыдущего романа, как и продажи: через восемнадцать месяцев после публикации было продано 20 000 экземпляров. Некоторые предпочитали « Сокол» , другие просто говорили, что Хэммет написал три лучших детективных рассказа всех времен, а в « Нью-Йоркере» Дороти Паркер кричала, что «о работе Дэшила Хэммета слишком мало кричат».

Хэммет чувствовал, что законченная книга была его лучшей работой, тем не менее, потому что «подсказки были хорошо расположены… хотя, казалось, никто этого не заметил». Рецензенты были менее оптимистичны. Дэвид Т. Базелон, писавший для Commentary , считал, что Хэмметт попытался создать традиционный роман, в котором персонажи действуют из соображений лояльности, страсти или власти. Даже на этих щедрых основаниях он нашел роман неудовлетворительным: «Мы никогда не знаем, является ли мотивом в раскрытии убийства преданность, работа или любовь... эта двусмысленность отражает, я думаю, трудности Хэммета в написании неформулированного романа. - тот, в котором фундаментальным является анализ мотивов». Другие критики писали, что роман был «наименее удовлетворительным для Хэммета» и что герой был «механическим, и в нем не было эмоций». Роберт Эденбаум, по сути, по тем же причинам, назвал «Стеклянный ключ» Хэммета «наименее удовлетворительным романом… [у Хемингуэя] маска снимается каждый раз, когда персонаж остается один; он признается самому себе в своем несчастье… обнажает свою внутреннюю жизнь. Маска Хэммета никогда не снимается; персонаж Хэммета никогда не впускает вас внутрь. Вместо потенциального отчаяния Хемингуэя Хэммет дает вам непревзойденный контроль и машинную эффективность».

Луи Унтермейер писал: «Хэмметт внес что-то необычайно новое в историю убийств и детективов. Он заставил читателя интересоваться отношениями его людей друг с другом не меньше, чем разгадкой истории». Сомерсет Моэм видел в Неде Бомонте «любопытного, интригующего персонажа, которого любой писатель с гордостью мог бы представить». В любом случае эта история имеет право на существование. Все остальное — бирюльки в гостиной».

Наследие

[ редактировать ]

Дэшил Хэммет и «Стеклянный ключ» оказали влияние на многих других крутых писателей. Рэймонд Чендлер в своем часто цитируемом эссе « Простое искусство убийства » писал, что Хэммет и другие крутые писатели создали стиль, который убрал интригу типичных детективных романов и заменил ее реализмом: «Где убийство совершается по определенным причинам. , и люди говорят и действуют как настоящие люди». Чендлер утверждал, что именно благодаря этим авторам этот стиль развился и поднялся из общей формы на «новый уровень художественного содержания».

Вместе с романом Хэммета « Красная жатва » 1929 года «Стеклянный ключ» послужил источником вдохновения для фильма братьев Коэн 1990 года «Перекресток Миллера» . [ 8 ]

Экранизация 1942 года ненадолго появляется в финале второго сезона шоу «Босх» во время разговора Босха и детектива по делу об убийстве его матери.

Книга является основным ориентиром в фильме 2017 года «Меркурий в ретрограде» , персонажи которого подробно обсуждают ее в решающей сцене книжного клуба. [ 9 ]

Адаптации

[ редактировать ]

Роман был адаптирован для фильма 1935 года «Стеклянный ключ» , снятого Фрэнком Таттлом и продюсером Э. Ллойда Шелдона , по сценарию Кэтрин Скола и Кубека Гласмона . Его распространяла компания Paramount Pictures . Главных героев сыграли Джордж Рафт в роли Эда [не Неда] Бомонта, Эдвард Арнольд в роли Пола Мэдвига и Клэр Додд в роли Джанет Генри. [ 10 ] [ нужен лучший источник ]

Другой фильм, также названный «Стеклянный ключ» , был выпущен в 1942 году режиссером Стюартом Хейслером и продюсером Бадди Дж. ДеСильва по сценарию Джонатана Латимера . Его также распространяла компания Paramount Pictures. [ 4 ] В фильме снимались Алан Лэдд в роли Эда [не Неда] Бомонта, Брайан Донлеви в роли Пола Мэдвига и Вероника Лейк в роли Джанет Генри. Ирландский гангстер Шэд О'Рори, сыгравший главную роль как в романе, так и в первой экранизации (в которой его сыграл Роберт Глеклер ), во втором фильме был заменен средиземноморским гангстером Ником Варной, которого сыграл Мальтийский актер Джозеф Каллея . [ 11 ]

» 1990 года , хотя и не является прямой адаптацией, братьев Коэн Фильм « Перекресток Миллера имеет аналогичную предпосылку и персонажей. [ 12 ] [ 13 ]

«Стеклянный ключ» был адаптирован Говардом Э. Кохом для эпизода Орсона Уэллса CBS Radio сериала «Театр Кэмпбелла» от 10 марта 1939 года . В актерский состав вошли Уэллс (Пол Мэдвиг), Пол Стюарт (Нед Бомонт), Рэй Коллинз (Шэд О'Рори), Майрон МакКормик (сенатор Генри), Эффи Палмер (миссис Мэдвиг), Элспет Эрик (Опал Мэдвиг), Элизабет Морган ( телефонный оператор), Эверетт Слоан (Фарр), Ховард Смит (Джефф), Лора Бакстер (Джанет Генри) и Эдгар Барьер (Расти). [ 14 ] : 351  [ 15 ] [ 16 ]

Другая адаптация Роберта Сенеделлы была представлена ​​в программе « Час тайн» на канале ABC 7 июля 1946 года. Кеннет Уэбб был режиссером, а Эдвин Маршалл - продюсером. [ 17 ]

Телевидение

[ редактировать ]

«Стеклянный ключ» как часть телесериала Westinghouse Studio One . был адаптирован сценаристом Уортингтоном Майнером и режиссером Джорджем Закари [ 18 ] [ нужен лучший источник ] Телевизионная версия с участием Дональда Бриггса, Лоуренса Флетчера и Джин Карсон была первоначально показана 11 мая 1949 года. [ 19 ] [ 20 ]

  1. ^ Театр Меркурий в прямом эфире
  2. ^ Jump up to: а б с д Максфилд, Джеймс Ф. (1985). «Крутые члены и опасные женщины: секс и любовь в детективной фантастике Дэшила Хэммета». Подсказки 6.1: 107–123. Виртуальная справочная библиотека Гейла. Веб. 2 декабря 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хэмметт, Дэшил. Стеклянный ключ. 3-е изд. Np: Винтаж, 1989. Печать.
  4. ^ Jump up to: а б с Лэйман, Ричард. «Глава 17». Человек-тень: Жизнь Дэшила Хэммета. Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 1981. 183. Печать.
  5. ^ Jump up to: а б с д Томпсон, Джордж, Дж. (2007). Моральное видение Хэммета: самое влиятельное полнометражное расследование романов Дэшила Хэммета «Красная жатва», «Проклятие Дайна», «Мальтийский сокол», «Стеклянный ключ» и «Тонкий человек» . Сан-Франциско, Калифорния: Винс Эмери. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Марлинг, Уильям (1983). Дэшил Хэмметт . Бостон: Туэйн.
  7. ^ Нолан, Уильям Ф. (1969). Дэшил Хэммет: История болезни. Санта-Барбара, Калифорния: МакНелли и Лофтин.
  8. ^ Пателл, Сайрус РК (1994). «Экранная память: С Днем Рождения, Хэммет». Гарвардское обозрение , нет. 6 (весна 1994 г.), стр. 20–23.
  9. ^ Outlook, Инди (14 сентября 2017 г.). «Роксана Мескида, Нахарра Таунсенд, Кевин Уэби, Джек К. Ньюэлл, Шейн Симмонс и Майкл Гловер Смит о «Ретроградном Меркурии» » . Инди-перспективы . Проверено 8 мая 2021 г.
  10. ^ "Стеклянный ключ". IMDb. IMDb.com и Интернет. 4 декабря 2012 г. < https://www.imdb.com/title/tt0034798/ >.
  11. ^ «Стеклянный ключ» . Каталог художественных фильмов AFI . Проверено 19 декабря 2014 г.
  12. ^ Кофлин, Пол (14 декабря 2017 г.). «Перекресток Миллера, Стеклянный ключ и Дэшил Хэммет – Чувства кино» . Проверено 10 июля 2021 г.
  13. ^ Орр, Кристофер (10 сентября 2014 г.). « Перекресток Миллера» — идеальный фильм, если не считать этих трёх недостатков . Атлантика . Проверено 10 июля 2021 г.
  14. ^ Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр ; Розенбаум, Джонатан (1992). Это Орсон Уэллс . Нью-Йорк: HarperCollins Издательство . ISBN  0-06-016616-9 .
  15. ^ «Театр Кэмпбелла» . РадиоGOLDINdex . Проверено 19 декабря 2014 г.
  16. ^ «Театр Кэмпбелла: Стеклянный ключ» . Орсон Уэллс в эфире, 1938–1946 гг . Университет Индианы в Блумингтоне. 10 марта 1939 года . Проверено 30 июля 2018 г.
  17. ^ « Час тайны» представляет «Стеклянный ключ » . Таймс . Луизиана, Шривпорт. 7 июля 1946 г. с. 21 . Проверено 11 марта 2020 г. - через Newspapers.com .
  18. ^ « «Студия One» Стеклянный Ключ (ТВ, 1949) — IMDb» . IMDB .
  19. ^ Список серий Westinghouse Studio One # Сезон 1
  20. ^ Ломан, Паси. «Лучший скандинавский криминальный роман». Викинги Бразилии. Викинги Бразилии и Интернет. 4 декабря 2012 г. < http://www.vikingsbr.com.br/en/?p=409 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc62547c65b4caeccfacd6c64c939dbd__1715093580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/bd/cc62547c65b4caeccfacd6c64c939dbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Glass Key - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)