Jump to content

История евреев в Польше ХХ века.

После создания Второй Польской Республики после Первой мировой войны и в межвоенный период число евреев в стране быстро росло. По данным польской национальной переписи 1921 года, во Второй Польской республике проживало 2 845 364 еврея; к концу 1938 года это число выросло более чем на 16 процентов, примерно до 3 310 000, в основном за счет миграции из Украины и Советской России. Средняя ставка постоянного поселения составляла около 30 000 в год. В то же время ежегодно через Польшу в неофициальной эмиграции за границу проезжало около 100 000 евреев. Между окончанием польско-советской войны 1919 года и концом 1938 года еврейское население республики выросло почти на полмиллиона, или более чем на 464 000 человек. [1] Евреи предпочитали жить в относительно толерантной Польше, а не в Советском Союзе , и продолжали интегрироваться , вступать в браки с польскими нееврейскими семьями, приводить их в свою общину посредством брака, чувствовать себя поляками и составлять важную часть польского общества. [2] Между 1933 и 1938 годами около 25 000 немецких евреев бежали из нацистской Германии в убежище в Польше. [3]

Еврейская община в Польше больше всего пострадала в последовавшем за этим Холокосте . Из 6 миллионов польских граждан, погибших во время оккупации Польши во Второй мировой войне, примерно половина (или 3 миллиона) были польскими евреями, убитыми в лагерях смерти Освенцим нацистских , Треблинка , Майданек , Белжец , Собибор и Хелмно . Другие умерли от голода и жестокого обращения в гетто . Оккупированная Польша стала крупнейшим объектом нацистской программы уничтожения, поскольку там проживало большинство жертв. Лишь около 50 000–120 000 польских евреев пережили войну на родной земле. [4] [5] [6] а также до 230 000 на советской земле. [7] Вскоре после окончания войны выжившие евреи начали в больших количествах покидать Польшу благодаря соглашению о репатриации с Советским Союзом. Польша была единственной страной Восточного блока , которая разрешила свободную еврейскую алию без виз и разрешений на выезд. [8] Исход происходил поэтапно. Многие уехали просто потому, что не хотели жить в коммунистической стране. Другие не хотели начинать свою жизнь там, где их семьи были убиты, и вместо этого присоединились к своим родственникам за границей. [9]

Польское движение за независимость

[ редактировать ]

Как только в 1912–1914 годах возникло польское движение за независимость с целью развернуть вооруженную борьбу за суверенную Польшу после столетия разделов , была сформирована главная организация свободы, Komisja Skonfederowanych Stronnictw Niepodległościowych , которая выполняла функции временного правительства. Значительную роль в ней сыграли такие польские евреи, как Герман Фельдштейн , Хенрик Эйле (будущий лейтенант Войска Польского ), Самуэль Гершталь , Зигмунт Лезер , Генрих Орлеан , Виктор Хаес , работавшие в различных ее подкомиссиях. Также евреи внесли значительный финансовый вклад в формирование польского военного фонда Polski Skarb Wojskowy . [10]

Межвоенный период (1918–1939)

[ редактировать ]

Во время Первой мировой войны , в то время как многие другие непольские меньшинства были амбивалентны или нейтральны по отношению к идее суверенного польского государства, евреи активно участвовали в борьбе за независимость Польши между 1914 и 1918 годами - значительное число присоединилось к Юзефу Пилсудскому на знаменитой площади Олеандрии. в Кракове , среди них Бронислав Мансперль-Хабер, убитый в 1915 году в качестве старшего лейтенанта 1-й бригады Польских легионов . Во Львове под председательством Марии Левенштейн две существующие еврейские женские ассоциации объединились в «Огниско Кобиет» с целью финансовой поддержки и заботы о семьях солдат и их детях. Представители местных еврейских купеческих обществ приняли резолюцию, в которой провозглашали свое участие в борьбе за независимость Польши, и выступили с обращением к еврейским массам. Аналогичные заявления исходили от еврейской молодежной организации Zjednoczenie . [10]

Во время военных конфликтов, охвативших в то время Восточную Европу — Гражданской войны в России , польско-украинской войны и польско-советской войны множество погромов против евреев было организовано со всех сторон. Считалось, что значительное количество евреев поддерживало большевиков в России. Они подвергались частым нападкам со стороны всех противников большевистского режима. [11] Сразу после окончания Первой мировой войны Запад встревожился сообщениями о предполагаемых массовых погромах евреев в Польше. Давление со стороны Америки с требованием действий правительства достигло точки, когда президент Вудро Вильсон направил официальную комиссию для расследования этого вопроса. Комиссия, возглавляемая Генри Моргентау-старшим , объявила, что сообщения о погромах преувеличены, а в некоторых случаях могли быть даже сфабрикованы. Он выявил восемьдесят девять крупных инцидентов, произошедших в 1918–1919 годах, и оценил число жертв в 200–300 евреев. Четыре из них были приписаны действиям дезертиров и недисциплинированных отдельных солдат; никто не был обвинен в официальной политике правительства. Среди инцидентов в Пинске польский офицер обвинил группу еврейских коммунистов в заговоре против поляков, расстреляв 35 из них. Во Львове (тогда Лемберг) в 1918 году, когда польская армия захватила город, в хаосе погибли сотни людей, среди них около 72 евреев. В Варшаве солдаты Голубой армии нападали на евреев на улицах, но их наказаны военными властями. Когда польские войска вошли в Вильнюс первый в современном городе литовский погром литовских евреев в 1919 году, произошел , как отмечает Тимоти Снайдер со ссылкой на Михала Пия Рёмера . [12] Многие другие события в Польше позже были признаны преувеличенными, особенно современными газетами, такими как «Нью-Йорк Таймс» , хотя серьезные нарушения в отношении евреев, включая погромы, продолжались и в других местах, особенно на Украине . Результатом беспокойства по поводу судьбы евреев западной Польши стал ряд четких положений Парижской мирной конференции, защищающих права евреев в Польше.

Еврейская и польская культура

[ редактировать ]

В новой независимой Второй Польской республике проживало большое еврейское меньшинство — к моменту начала Второй мировой войны в Польше была самая большая концентрация евреев в Европе. По данным польской переписи 1931 года, по заявлению их религии насчитывалось 3 130 581 польский еврей. Принимая во внимание как прирост населения, так и эмиграцию из Польши в период с 1931 по 1939 год, по состоянию на 1 сентября 1939 года в Польше проживало около 3 474 000 евреев (примерно 10% от общей численности населения). [13] Евреи были преимущественно сосредоточены в крупных агломерациях: 77% проживали в городах и 23% в деревнях. В 1939 году в Варшаве проживало 375 000 евреев, или треть населения города. [14] [15] Только в Нью-Йорке проживало больше евреев, чем в Варшаве. Еврейские религиозные группы, политические партии, газеты и театр процветали. Большинство варшавских евреев говорили на идиш, но польский язык все чаще использовала молодежь, у которой не было проблем с полной идентификацией себя как евреи, варшавяне и поляки. Польские евреи входили в основную часть польского общества, хотя многие считали себя отдельной национальностью в Польше. В 1937–1938 учебном году действовало 226 начальных школ и двенадцать средних школ, а также четырнадцать профессиональных училищ с идиш или ивритом в качестве языка обучения. [16] Научный институт YIVO (Jidiszer Wissenszaftlecher) базировался в Вильно , а во время войны был переведен в Нью-Йорк. Еврейские политические партии, обе: Социалистический Всеобщий еврейский трудовой союз (Бунд) [17] а также партии сионистского правого и левого крыла и религиозные консервативные движения были представлены в Сейме (Польском парламенте), а также в региональных советах. [ нужна ссылка ]

Ханна Ровина в роли Лили в «Диббуке» .

Еврейская культурная жизнь была особенно яркой и процветала в Польше перед Второй мировой войной. [18] Существовало множество еврейских изданий и более 116 периодических изданий. Идишские авторы, в первую очередь Исаак Башевис Зингер , добились международного признания как классические еврейские писатели, а в случае Зингера получили Нобелевскую премию по литературе 1978 года . Другие еврейские авторы того периода, такие как Януш Корчак , Бруно Шульц , Юлиан Тувим , Ян Бжехва (любимый поэт польских детей) и Болеслав Лесьмян, были менее известны на международном уровне, но внесли важный вклад в польскую литературу. Певец Ян Кепура был одним из самых популярных артистов той эпохи, а довоенные песни еврейских композиторов, таких как Генрик Варс или Ежи Петерсбурский, до сих пор широко известны в Польше. В 1918 году Юлиан Тувим стал соучредителем кабаре «Пикадор» и работал писателем или художественным руководителем во многих других кабаре, таких как «Чарный кот» (Черный кот, 1917–1919), «Qui pro Quo» (1919–1932). , «Банда» Банда и «Стара Банда» Старая банда (1932–1935) и, наконец, «Цирулик Варшавский» (Варшавский цирюльник 1935–1939). Мариан Хемар также писал для некоторых из упомянутых кабаре.Ученый Леопольд Инфельд , математик Станислав Улам или профессор Адам Улам внесли свой вклад в мир науки. Другие — Моисей Шорр , Жорж Шарпак , Самуэль Эйленберг , Эмануэль Рингельблюм — это лишь некоторые из длинного списка польских евреев , известных во всем мире. Термин «геноцид» был придуман Рафаэлем Лемкиным (1900–1959), польско-еврейским ученым-юристом. Леонид Гурвич был удостоен Нобелевской премии по экономике 2007 года . В Варшаве располагались Главная иудейская библиотека и Институт иудаики, религиозные центры имели в своем распоряжении талмудические школы (ешиботы), а также синагоги, многие из которых отличались выдающейся архитектурой. идишский театр Процветал и ; В Польше было пятнадцать идишских театров и театральных коллективов. Варшава была домом для самой важной идишской театральной труппы того времени, Виленской труппы , которая поставила первый спектакль «Диббука» в 1920 году в Елисейском театре . Некоторые будущие израильские лидеры учились в Варшавский университет Менахем Бегин и Ицхак Шамир и другие. Влияние польской и еврейской культур было взаимным. [19] Еврейские шахматисты, такие как Акиба Рубинштейн, входили в число лучших и внесли свой вклад в чемпионат мира в Польше в 1930 году . В Польше было снято множество фильмов на языке идиш, в том числе «Йидл Митн Фидл» (1936), «Диббук» (1937), «Пуримспилер» (1937) и «Мамеле» (1938). В 1937 польско-еврейскую общину обслуживали 150 газет и журналов на идиш (общим тиражом 600 тыс. экземпляров) и ряд газет на польском языке (тираж 180 тыс. экземпляров). [20]

Экономика

[ редактировать ]

Постоянно увеличивающаяся доля евреев в межвоенной Польше жила отдельной жизнью от польского большинства. В 1921 году 74,2% польских евреев считали идиш или иврит своим родным языком, но к 1931 году этот показатель вырос до 87%, что привело к росту напряженности между евреями и поляками. [21] Евреев часто не идентифицировали как польских граждан, и эта проблема была вызвана не только обращением вспять ассимиляции, что было показано в национальных переписях населения между 1921 и 1931 годами, но и притоком советских евреев, спасавшихся от преследований, особенно на Украине, где до произошло 2000 погромов, Во время Гражданской войны в России в ходе которых, по оценкам, было убито непосредственно 30 000 евреев и в общей сложности 150 000 человек погибли. [22] [23] Большое количество евреев иммигрировало в Польшу с востока, поскольку по Рижскому миру они имели право выбирать страну, которую они предпочитают. Несколько сотен тысяч беженцев присоединились к и без того многочисленному еврейскому меньшинству Второй Польской Республики . Более 75% из них проживали в городах. Таким образом, в этих общинах была непропорционально высокая концентрация евреев, среди которых непропорционально много женщин, детей и пожилых людей. [24] Польша была слаборазвитой страной, которая боролась с остатками разрушительной экономической эксплуатации со стороны разделителей и последовавших за ними торговых эмбарго (см. Также немецко-польскую таможенную войну ). В течение многих лет бедность широко распространена среди всех граждан, независимо от этнической принадлежности, но особенно среди безработных евреев, для которых помощь от Американского еврейского объединенного распределительного комитета поступала медленно. Планы их переподготовки, рассмотренные комитетом в 1929 году, не соответствовали глубине польской депрессии. Средний уровень жизни польских евреев был одним из худших среди крупнейших еврейских общин мира. В почти полном отсутствии новых возможностей трудоустройства до индустриализации Польши в середине 1930-х годов винят антисемитизм, но доход евреев на душу населения среди работающих евреев в 1929 году был более чем на 40% выше, чем у польских неевреев. [1] [25] [26] [27] [28] Обедневшие семьи полагались на местную еврейскую благотворительность, которая достигла беспрецедентных размеров в 1929 году, предоставляя такие услуги, как религия, образование, здравоохранение и другие услуги, на сумму 200 миллионов злотых в год. [29] Последствия Великой депрессии были очень серьезными.

Рост антисемитизма

[ редактировать ]

Политическое положение евреев в Польше было наиболее благоприятным при правлении Юзефа Пилсудского (1926–1935). Пилсудский заменил » Эндеции « этническую ассимиляцию политикой «государственной ассимиляции»: о гражданах судили по их лояльности государству, а не по их национальности. [30] 1926–1935 годы положительно воспринимались многими польскими евреями, положение которых особенно улучшилось при кабинете назначенца Пилсудского Казимира Бартеля . [31] Однако сочетание различных причин, включая Великую депрессию, привело к тому, что положение польских евреев никогда не было слишком удовлетворительным, и оно снова ухудшилось после смерти Пилсудского в мае 1935 года. Многие евреи считали его смерть трагедией, поскольку во время войны не было никаких погромов. срок его полномочий. [30] [32] [33] И польские евреи, и польские неевреи имели националистические собственные движения. Ревизионистский сионизм имел последователей среди польских евреев, которые также пережили возрождение иврита и рост идеи алии . Между тем, польское националистическое движение Endecja и Национальный радикальный лагерь также были открыто антисемитскими, несмотря на свою антинацистскую позицию . По мере роста партийного влияния антисемитизм набирал новый импульс и больше всего ощущался в небольших городах и на общественных площадках. В Гродно антисемитские инциденты привели к созданию студенческой группы самообороны под названием « Брит ха-Хаяль» («Солдатский союз»), состоящей из более сильной еврейской молодежи. Польские старшеклассники, находящиеся под влиянием Эндеков, заставляли своих еврейских коллег встать. Учителя обычно боялись вмешиваться. Еврейские дети часто становились жертвами антисемитских инцидентов по дороге в школу или из школы. [34] Дальнейшие академические преследования, антиеврейские беспорядки и полуофициальные или неофициальные квоты ( Numerus clausus ), введенные в 1937 году в некоторых университетах, сократили вдвое количество евреев в польских университетах до конца 1930-х годов. С 1935 по 1937 год в результате антисемитских инцидентов было убито 79 евреев и 500 ранено. [3]

Еврейская община в Польше была большой и динамичной внутри, но существенно беднее и менее интегрированной, чем евреи в большинстве стран Западной Европы. К концу 1930-х годов, несмотря на надвигающуюся угрозу Польской Республике со стороны нацистской Германии, на пути к примирению между польским и еврейским обществами было мало что заметно. Многие польские христиане считали, что в стране слишком много евреев. Польское правительство начало активно помогать сионистскому движению в его цели создания государства Израиль , а также вооружало и обучало польских евреев в военизированных группах, таких как Хагана , Иргун и Лехи . Антисемитизм в Польше рос. Дискриминация и насилие в отношении евреев, охватившие большую часть Центральной и Восточной Европы, привели к тому, что польское еврейское население стало еще более нищим. В 1937 году католические профсоюзы польских врачей и юристов ограничили своих новых членов поляками -христианами, в то время как многие государственные должности в течение всего этого периода оставались недоступными для евреев. В июле 1939 года Gazeta Polska , неофициальный орган польского правительства, писала: [35] «Тот факт, что наши отношения с рейхом ухудшаются, ни в коей мере не деактивирует нашу программу в еврейском вопросе — нет и не может быть какой-либо точки соприкосновения между нашей внутренней еврейской проблемой и отношениями Польши с гитлеровским рейхом». [36] [37] Эскалация враждебности по отношению к польским евреям и официальная поддержка еврейской Палестины правительством во главе с Зеэвом Жаботинским продолжались вплоть до вторжения нацистов в Польшу. [35]

Вторая мировая война и уничтожение польского еврейства (1939–1945)

[ редактировать ]

До начала Второй мировой войны отношения между евреями и местным нееврейским населением, среди которого были белорусы, украинцы, но в основном поляки, в целом были хорошими, за исключением Восточной Польши , особенно Волыни , где безжалостно преследовались еврейские лавочники. изгнаны украинскими националистами из примерно 3000 сел. [38] 23 августа 1939 года Советский Союз и нацистская Германия заключили Пакт о ненападении, Пакт Молотова-Риббентропа , с секретным протоколом, предусматривавшим раздел Польши. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу , а две недели спустя, Советы вторглись 17 сентября 1939 года, .

В отличие от французского режима Виши или норвежского режима Квислинга , поляки не сформировали пронацистское коллаборационистское правительство. Кроме того, поляки не формировали коллаборационистские нацистские подразделения , такие как 29-я гренадерская дивизия Ваффен СС РОНА (1-я русская) .

УВЕДОМЛЕНИЕ
Касательно:
Укрытие беглых евреев.
   Необходимо напомнить, что в соответствии с пунктом 3 декрета от 15 октября 1941 года об ограничении проживания в Генерал-губернаторстве (стр. 595 Реестра ГГ) евреи, самовольно покинувшие Еврейский квартал, подлежат смерти. штраф .
   Согласно этому указу, смертной казни подлежат также те, кто сознательно помогает этим евреям, предоставляя им кров, снабжая их едой или продавая ее.

   Это категорическое предостережение нееврейскому населению против:
         1) Предоставление приюта евреям,
         2) Обеспечение их продовольствием,
         3) Продажа им продуктов питания.
Ченстохова 24.09.42      
Капитан города
Доктор Франке

Польская сентябрьская кампания

[ редактировать ]

Численность евреев в Польше на 1 сентября 1939 г. составляла около 3 474 000 человек. [13] В ожидании немецкого нападения летом 1939 года евреи и этнические поляки сотрудничали в подготовке противотанковых укреплений. [39] Вопреки многим заблуждениям, евреи в Польше не были просто жертвами последовавшего за этим Холокоста. Еврейские польские солдаты были одними из первых, [40] начать вооруженное сопротивление войскам нацистской Германии во время вторжения в Польшу в 1939 году . [41]

Среди миллиона польских солдат, сражавшихся с немцами в сентябре 1939 года, около 10 процентов (100 000) были польскими евреями , что соответствовало проценту еврейского населения, проживавшего в Польше до войны. [42] [43] Подсчитано, что за время Второй мировой войны погибло 32 216 еврейских солдат и офицеров и 61 000 были взяты в плен немцами; большинство не выжило. [44] Освобожденные солдаты и унтер-офицеры в конечном итоге оказались в гетто и трудовых лагерях, где их постигла та же участь, что и других мирных евреев. В сентябре 1939 года немцы убили около 20 000 мирных жителей, многие из которых были евреями. Например, в Ченстохове 4 сентября было убито 227 мирных жителей, из них 22 еврея. [44]

Уже в 1939 году несколько сотен синагог были взорваны или сожжены немцами, которые иногда заставляли евреев делать это самостоятельно. Во многих случаях немцы превращали оставшиеся синагоги в складские помещения, мастерские, места развлечений или специальные тюрьмы. Раввинам и другим религиозным евреям было приказано танцевать и петь публично с остриженными или рваными бородами. Через несколько недель немцы приказали всем польским евреям зарегистрироваться, и на их удостоверениях личности было проставлено слово «Джуд». Евреи были поставлены вне закона, и их жизнь регулировалась приказами и указами. Был введен и жестко соблюдался ряд ограничений и запретов. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в места отдыха, на спортивные арены, в театры, музеи и библиотеки. На улице евреям приходилось снимать шляпу перед прохожими немцами, а контакты между евреями и неевреями были запрещены. [45] [46] [47]

Немецко-советская оккупация Польши.

[ редактировать ]

В недавно разделенной Польше, согласно переписи 1931 года, 61,2% польских евреев оказались под немецкой оккупацией , а 38,8% проживали на польских территориях, аннексированных Советским Союзом . Судя по миграции населения с Запада на Восток во время и после вторжения в Польшу, процент евреев на оккупированных Советским Союзом территориях, вероятно, был выше, чем по данным переписи 1931 года. [48]

Советская аннексия сопровождалась массовыми арестами польских правительственных чиновников, полицейских и военнослужащих, учителей, священников, судей, пограничников и т. д., за которыми последовали казни и массовые депортации во внутренние районы СССР, и в результате многие из них погибли в трудовых лагерях. суровых условий. Самую большую группу всех арестованных или депортированных составляли этнические поляки, но евреи составляли значительный процент всех заключенных. Еврейские беженцы из Западной Польши, зарегистрировавшиеся для репатриации обратно в немецкую зону, богатые еврейские капиталисты, довоенные политические и общественные активисты были названы «классовыми врагами» и по этой причине депортированы. Евреи, пойманные за незаконное пересечение границы или занимавшиеся незаконной торговлей и другой «незаконной» деятельностью, также были арестованы и депортированы. Несколько тысяч, в основном пленных польских солдат, были казнены на месте, некоторые из них были евреями. Частная собственность, земля, банки, фабрики, предприятия, магазины и крупные мастерские были национализированы. Политическая деятельность прекратилась, и тюрьмы заполнились политическими заключенными, многие из которых позже были казнены. Сионизм был признан контрреволюционным и запрещен. Все еврейские и польские газеты были закрыты в течение дня после ввода советских войск, а антирелигиозная пропаганда велась в основном через новую советскую прессу, которая нападала на религию в целом и еврейскую веру в частности. Хотя синагоги и церкви не были закрыты, они облагались высокими налогами. Советизация экономики затронула все население. Однако еврейские общины были более уязвимы из-за своей особой социальной и экономической структуры. Красная Армия также принесла с собой новые и другие экономические нормы, выраженные в низкой заработной плате, нехватке материалов, росте цен и снижении уровня жизни. Советы также внедрили новую политику занятости, которая позволила многим евреям найти работу в качестве государственных служащих вместо бывших польских высокопоставленных чиновников и ведущих деятелей, которые были арестованы и сосланы в отдаленные регионы России вместе со своими семьями. Некоторые еврейские ополченцы участвовали в депортациях поляков советским НКВД . [48] [49]

Патриотизм

[ редактировать ]
Еврейское надгробие в Монте-Кассино

Было много евреев, которые считали себя одновременно хорошими поляками и хорошими евреями и демонстрировали лояльность по отношению к Польше, помогая полякам во время жестокой советской оккупации. Среди польских офицеров, убитых НКВД в 1940 году во время Катынской резни, было 500–600 евреев, среди них Барух Штейнберг , главный раввин Войска Польского во время немецкого вторжения в Польшу. С 1939 по 1941 год от 100 000 до 300 000 польских евреев были депортированы с оккупированной Советским Союзом территории Польши в Советский Союз . Некоторые из них, особенно польские коммунисты (например, Якуб Берман ), переехали добровольно; однако большинство из них было насильно депортировано , некоторые — в ГУЛАГ . Небольшое количество польских евреев (около 6000) смогли покинуть Советский Союз в 1942 году вместе с армией Владислава Андерса , среди них был будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин . польской армии II корпуса Во время пребывания в Палестине под британским мандатом 67% (2972) еврейских солдат дезертировали, многие из них присоединились к « Иргун» . Генерал Андерс решил не преследовать дезертиров. кладбище польских солдат, погибших во время битвы при Монте-Кассино , и кладбище в Касамассиме. [50] содержит также надгробия со звездой Давида .

В состав Военного продолжения Второй Польской Республики , Польского правительства в изгнании , входили представители польских евреев: Шмуль Зигельбойм и Игнаций Шварцбарт . Польское подпольное государство и его военное подразделение, Армия Крайова , как одно из крупнейших антинацистских движений сопротивления в Европе, включали в себя еврейские подразделения: Еврейский военный союз и Еврейскую боевую организацию .

Сотрудничество

[ редактировать ]

Хотя большинство поляков всех национальностей имели антисоветские и антикоммунистические настроения, часть еврейского населения, а также этнические белорусы, украинцы и поляки-коммунисты изначально приветствовали советские войска. [51] [52] [53] Общим чувством среди польских евреев было чувство облегчения от того, что они избежали опасности попасть под власть нацистов, а также от открытой политики дискриминации евреев, существовавшей в польском государстве, включая дискриминацию в сфере образования, занятости и торговли, а также антисемитское насилие, которое в некоторых случаях достигало уровня погромов. [54] [55] Польский поэт и бывший коммунист Александр Ват заявил, что евреи были более склонны сотрудничать с Советами. [56] [57] Норман Дэвис отметил, что среди информаторов и коллаборационистов поразительный процент евреев, и они подготовили списки польских «классовых врагов», [56] в то время как другие историки указывали, что уровень еврейского сотрудничества вполне мог быть ниже, чем у этнических поляков. [58] Исследователь Холокоста Мартин Дин писал, что «немногие местные евреи получили власть при советской власти». [59]

Вопрос о еврейском сотрудничестве с советской оккупацией остается спорным. Большая группа ученых отмечает, что, хотя многие евреи и не были прокоммунистами, они считали Советы меньшей угрозой по сравнению с нацистами. Они подчеркивают, что истории о евреях, приветствующих Советский Союз на улицах, в значительной степени импрессионистичны и не являются надежным показателем уровня поддержки Советов евреями. Кроме того, было отмечено, что этнические поляки занимали такое же видное место, как и евреи, на гражданских и полицейских должностях в оккупационной администрации, и что евреи, как гражданские лица, так и военнослужащие польской армии, одинаково пострадали от рук советских оккупантов. [60] Какой бы первоначальный энтузиазм по поводу советской оккупации ни испытывали евреи, он вскоре рассеялся, когда они ощутили влияние подавления еврейского общественного образа жизни оккупантами. [61] Напряженность между этническими поляками и евреями, возникшая в этот период, по мнению некоторых историков, сказалась на отношениях между поляками и евреями на протяжении всей войны, создавая до сих пор тупик на пути польско-еврейского сближения. [62]

После операции «Барбаросса» на территориях, ранее оккупированных Советским Союзом, были совершены многочисленные злодеяния, некоторые из них — с помощью самих поляков, как в случае с резней в Едвабне , когда около 300 еврейских граждан Едвабне были сожжены заживо в сарае ( Институт национальной памяти : окончательные выводы ). [63] Участие поляков в массовых убийствах польской еврейской общины остается спорным вопросом, отчасти из-за того, что еврейские лидеры отказываются позволить эксгумировать останки еврейских жертв и должным образом установить причину их смерти. Польский институт национальной памяти выявил и другие погромы, похожие на Едвабне. Причины этих массовых убийств до сих пор обсуждаются, но они включали в себя негодование по поводу сотрудничества с советскими захватчиками и предшествующее сотрудничество в польско-советской войне и вторжении в регионы Креси в 1939 году , не говоря уже о принуждении нацистов к участию в немецких резнях. . [48] [49]

Лишь небольшой процент еврейской общины был членами Коммунистической партии Польши в межвоенный период, хотя они занимали влиятельное и заметное место в руководстве партии и среди рядовых членов в крупных центрах, таких как Варшава, Лодзь. и Львов. Большее количество молодых евреев, часто через промарксистский Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз) или некоторые сионистские группы, симпатизировали коммунизму и Советской России, которые были врагами Второй польской республики . В результате этих факторов после 1939 года им было легко участвовать в советской оккупационной администрации в Восточной Польше, и они на короткое время заняли видные должности в промышленности, школах, местных органах власти, полиции и других учреждениях, установленных Советским Союзом. Антисемитская польская концепция «иудео-коммунизма» усилилась в период советской оккупации (см. « Жидокомуна »). [64] [65]

Холокост в оккупированной немцами Польше

[ редактировать ]
Восстание в Варшавском гетто 1943 года привело к разрушению того, что осталось от гетто.

К концу 1941 года все евреи в оккупированной немцами Польше были гетто. За исключением детей, они должны были носить опознавательные знаки с синей звездой Давида. Многие евреи на территории тогдашней восточной Польши также стали жертвами мобильных нацистских отрядов смерти , называемых айнзацгруппами , которые убивали евреев, особенно в 1941 году. [20] Польша была единственной оккупированной страной во время Второй мировой войны, где нацисты официально приговорили к смертной казни всех, кто укрывал и помогал евреям. [66] [67] Продовольственные пайки для поляков были очень маленькими (669 ккал в день в 1941 году), а цены на продукты на черном рынке были высокими, что затрудняло скрытие людей и почти невозможно спрятать целые семьи, особенно в городах. Несмотря на эти драконовские меры, введенные нацистами, Польша имеет наибольшее количество наград «Праведник народов мира» в музее Яд Вашем .

Немцы создали сотни гетто , в которых евреев держали взаперти и морили голодом, хотя жестоко давали им надежду на выживание, прежде чем они в конечном итоге подверглись геноциду. Варшавское гетто было самым большим, в нем проживало 380 000 человек, а Лодзинское гетто , второе по величине, содержало около 160 000 человек. Другие польские города с большими еврейскими гетто включали Белосток , Ченстохову , Кельце , Краков , Люблин , Львов и Радом . Гетто создавались и в небольших поселениях. Условия жизни в гетто были ужасными. Евреев, пытавшихся бежать, расстреливали, а их изрешеченные пулями тела оставляли на виду у публики до наступления темноты в качестве предупреждения. Многие из тех, кто бежал на арийскую сторону, не имея связей с поляками-христианами, готовыми рисковать своей жизнью, чтобы помочь, вернулись в гетто, когда не смогли найти места, где можно спрятаться. Сотни четырех-пятилетних еврейских детей массово переходили на арийскую сторону, иногда по несколько раз в день, контрабандой пронося еду в гетто и возвращаясь с товарами, которые часто весили больше, чем они сами. Иногда контрабанда была единственным источником существования для этих детей и их родителей, которые в противном случае умерли бы от голода. Расстрел евреев, пойманных при попытке пронести еду, стал обычным явлением. Людей расстреливали за то, что они принесли курицу или литр молока. Поляки с арийской стороны сочли, что помощь евреям в добыче еды подлежит смертной казни. [66] [67]

Варшавское гетто

[ редактировать ]

Варшавское гетто было создано немецким генерал-губернатором Гансом Франком 16 октября 1940 года. [68] Немецкие власти разрешили создать Еврейский совет ( Юденрат ) из 24 человек во главе с Адамом Черняковым . [69] [70] сформировать собственную полицию для поддержания порядка в гетто. Юденрат также отвечал за организацию трудовых батальонов, требуемых немцами. В это время население гетто оценивалось примерно в 380 000 человек, около 30% населения Варшавы . Однако размер гетто составлял около 2,4% от размера Варшавы. Затем 16 ноября того же года немцы закрыли Варшавское гетто от внешнего мира, построив вокруг него стену. В течение следующих полутора лет в Варшавское гетто свозили евреев из небольших городов и деревень, в то время как болезни (особенно брюшной тиф ) и голод держали жителей примерно на том же уровне. Средний рацион питания в 1941 году для евреев в Варшаве был ограничен 253 ккал и 669 ккал для поляков по сравнению с 2613 ккал для немцев.

Депортации в лагеря смерти

[ редактировать ]

22 июля 1942 г. началась массовая депортация жителей Варшавского гетто; в течение следующих пятидесяти двух дней (до 12 сентября 1942 года) поездами в лагерь смерти Треблинка было перевезено около 300 000 человек . Депортации осуществили пятьдесят немецких солдат СС , 200 солдат латвийских батальонов шуцманшафтен , 200 украинских полицейских и 2500 еврейских полицейских гетто . Сотрудники юденрата , в том числе полиции гетто, [71] вместе со своими семьями и родственниками получили иммунитет от депортации в обмен на сотрудничество. Кроме того, в августе 1942 года еврейским полицейским гетто под угрозой депортации было приказано лично «доставить» пятерых жителей гетто на железнодорожную станцию ​​Умшлагплац . 18 января 1943 года некоторые жители гетто, в том числе члены ЖОБ ( Żydowska Organizacja Bojowa , Еврейская боевая организация), сопротивлялись, часто с оружием в руках, попыткам Германии провести дополнительные депортации в Треблинку. Считается, что первое восстание в гетто произошло в 1942 году в небольшом городке Лахва в Полесском воеводстве (см. Лахвинское гетто ).Окончательное разрушение Варшавского гетто произошло через четыре месяца после подавления одного из самых героических и трагических сражений войны — восстания в Варшавском гетто , возглавляемого Мордехаем Анелевичем . За восстанием в Варшавском гетто, которое отразилось на всей Польше и остальном мире как пример мужества и неповиновения, последовали другие неудачные восстания в гетто в оккупированной нацистами Польше. Некоторые из выживших во время восстания в Варшавском гетто , все еще удерживаемые в лагерях в Варшаве или вблизи нее, были освобождены год спустя во время более крупного Варшавского восстания 1944 года , возглавляемого польским движением сопротивления «Армия Крайова» , и немедленно присоединились к польским бойцам. Лишь немногие из них выжили. Польский командир этого еврейского отряда Вацлав Микута охарактеризовал их как одного из лучших бойцов Варшавского восстания, всегда находившихся на передовой. По оценкам, более 2000 польских евреев, некоторые из которых также известны как Марек Эдельман или Ицхак Цукерман , и несколько десятков греков, [72] Венгерские или даже немецкие евреи, освобожденные Армией Крайовой из концентрационного лагеря Генсювка в Варшаве, мужчины и женщины, принимали участие в боях против нацистов во время Варшавского восстания 1944 года . 1944 года погибло около 17 000 польских евреев Во время Варшавского восстания , которые либо сражались в частях АК, либо были обнаружены в бегах.

Судьба Варшавского гетто была аналогична судьбе других гетто, в которых были сконцентрированы евреи. С решением нацистской Германии начать « Окончательное решение» — уничтожение евреев Европы — в 1942 году началась операция «Рейнхард» с открытием лагерей смерти Белжец , Собибор и Треблинка , за которыми последовал Освенцим-Биркенау , где были казнены люди. к смерти в газовых камерах и массовым казням (стена смерти). Многие умерли от голода, голодания, болезней, пыток или в результате псевдомедицинских экспериментов. Вскоре последовала массовая депортация евреев из гетто в эти лагеря, как это произошло в Варшавском гетто, и только к октябрю 1943 года в лагерях «Актион Рейнхард» было убито более 1,7 миллиона евреев.

Польское правительство в изгнании было первым (в ноябре 1942 года), которое раскрыло существование нацистских концентрационных лагерей и систематическое уничтожение евреев нацистами через своего курьера Яна Карского и через деятельность Витольда Пилецкого , члена Армии Крайовой и единственный человек, который вызвался добровольно попасть в Освенцим и организовал движение сопротивления внутри самого лагеря. [73] Один из еврейских членов Национального совета польского правительства в изгнании, Шмуль Зигельбойм , покончил жизнь самоубийством в знак протеста против безразличия союзных правительств перед лицом Холокоста в Польше. Польское правительство в изгнании было также единственным правительством, создавшим организацию ( Жегота ), специально направленную на помощь евреям в Польше.

Польские евреи в Советском Союзе

[ редактировать ]

Тысячи польских евреев мигрировали, были депортированы или позже эвакуированы в Центральный или Восточный Советский Союз, и многие из них пережили Холокост. Однако некоторые из них погибли из-за тяжелых условий, советских репрессий или в результате насилия украинских националистов . Два лидера Бунда, Виктор Альтер и Генрих Эрлих, были казнены в декабре 1941 года в Москве как предполагаемые агенты нацистской Германии. Некоторые евреи присоединились к Польской коммунистической армии ( Юзеф Ружанский , Влодзимеж Брус ) или Союзу польских патриотов ( Юлия Бристигер ) и вернулись в Польшу в 1944 году, другим было разрешено покинуть Советский Союз после войны или примерно в 1956 году ( Лью Рывин ).

Коммунистическое правление: 1945–1989 гг.

[ редактировать ]

От 40 000 до 100 000 польских евреев пережили Холокост в Польше, скрываясь или присоединившись к польским или советским партизанским отрядам. Еще 50 000–170 000 были репатриированы из Советского Союза и 20 000–40 000 из Германии и других стран. На послевоенном пике в Польше проживало 180 000–240 000 евреев, расселенных в основном в Варшаве , Лодзи , Кракове, Вроцлаве и Нижней Силезии , например, в Белаве . Дзержонюв .

Вскоре после окончания Второй мировой войны евреи начали покидать Польшу благодаря соглашению о репатриации с СССР. Польша была страной Восточного блока , которая разрешила свободную еврейскую алию в подмандатную Палестину . [74] Исход происходил поэтапно. После войны подавляющее большинство выживших уехали по нескольким причинам, часто более чем по одной. Многие уехали просто потому, что не хотели жить в коммунистической стране. Некоторые уехали из-за отказа коммунистического режима вернуть довоенную частную собственность. Другие не пожелали восстанавливать свою жизнь в местах, где были убиты их семьи. Третьи хотели отправиться в Палестину под британским мандатом, чтобы вскоре стать Израилем . У некоторых из выживших были родственники за границей. Однако доминирующим фактором стало решение генерала Спыхальского из PWP подписать указ, позволяющий оставшимся в живых покинуть Польшу без виз или разрешений на выезд. [9] Польша была единственной страной Восточного блока , разрешившей свободную еврейскую алию после окончания Второй мировой войны. [8] Следовательно, еврейская эмиграция из Польши резко возросла. [75] Великобритания потребовала от Польши (среди прочих) остановить исход евреев, но их давление в основном не увенчалось успехом. [76] Польская еврейско-писательница Рахела Ауэрбах, посетившая Треблинку в ноябре 1945 года в составе официальной делегации Главной комиссии по расследованию гитлеровских преступлений, обнаружила, что некоторые польские крестьяне раскапывали пепел в поисках забытых ценностей. Белжец аналогичным образом подвергался осквернению, начиная с 1943 года, после закрытия лагеря. [77] (см. Sonderaktion 1005 о ликвидации в 1943 году фактических массовых захоронений в Треблинке и Белжеце ). [78]

Послевоенная Польша была хаотичной страной, в которой просоветские коммунисты и патриотические националисты воевали друг с другом. Сотни евреев были убиты в результате антиеврейского насилия , в том числе многочисленные функционеры нового сталинистского режима. [79] Во время Кельцкого погрома 1946 г. [80] тридцать семь евреев были зверски убиты. До сих пор в Польше продолжаются дебаты о предполагаемых доказательствах провокации советского НКВД и причастности российских солдат к убийствам. Между 1945 и 1948 годами Польшу покинули 100 000–120 000 евреев. Их отъезд был в основном организован сионистскими активистами в Польше, такими как Адольф Берман и Ицхак Цукерман, под эгидой полуподпольной, терпимой правительством Польши организации Бериха («Бегство»). [81] Брат Бермана Якуб курировал силовики, поэтому был одним из самых влиятельных людей в Польше. Бериха также был ответственен за организованную эмиграцию евреев из Румынии , Венгрии , Чехословакии и Югославии , в общей сложности 250 000 (включая Польшу) переживших Холокост.

Вторая волна еврейской эмиграции (50 000 человек) произошла во время либерализации коммунистического режима между 1957 и 1959 годами. Затем в 1968–1969 годах произошла третья крупная волна эмиграции, которую можно назвать изгнанием евреев. После этого почти все евреи, решившие остаться в Польше, «перестали» быть евреями.

Бунд принял участие в послевоенных выборах 1947 года по общему списку с (некоммунистической) Польской социалистической партией (ППС) и получил свое первое и единственное место в парламенте в своей истории Польши, а также несколько мест в муниципальных советах. Под давлением коммунистических властей, установленных Советским Союзом, лидеры Бунда «добровольно» распустили партию в 1948–1949 годах, несмотря на сопротивление многих активистов.

Сталинский период

[ редактировать ]

Для тех польских евреев, которые остались, восстановление еврейской жизни в Польше было осуществлено в период с октября 1944 по 1950 год Центральным комитетом польских евреев ( CKŻP ), который обеспечивал юридическую, образовательную, социальную, культурную и пропагандистскую помощь. услуги. Еврейская религиозная община по всей стране, возглавляемая Давидом Кахане , который занимал должность главного раввина Польских вооруженных сил, действовала между 1945 и 1948 годами, пока не была поглощена CKŻP. Одиннадцать независимых политических еврейских партий, восемь из которых были легальными, существовали до своего роспуска в 1949–50 годах.

Ряд польских евреев участвовали в создании антиревизионистского социалистического правительства в Польской Народной Республике между 1944 и 1956 годами, занимая, среди прочего, видные посты в Политбюро Польской объединенной рабочей партии (например, Якуб Берман , Хилари Минц – ответственный за создание социалистической экономики), службу безопасности Urząd Bezpieczeństwa (UB) и дипломатию/разведку. После 1956 года, во время процесса десталинизации в Польше при Владислава Гомулки режиме Urząd Bezpieczeństwa, , некоторые должностные лица в том числе Роман Ромковский (урожденный Натан Грунсапау-Кигель), Юзеф ( Яцек ) Ружанский (урожденный Юзеф Гольдберг) и Анатол Фейгин , были привлечены к ответственности. за «злоупотребления властью», включая пытки польских антикоммунистов (среди них Витольда Пилецкого ), и приговорен к длительным срокам тюремного заключения. Чиновник УБ Юзеф Святло (урожденный Исаак Фляйхфарб) после побега в 1953 году на Запад через Радио Свободная Европа разоблачил методы УБ, которые привели к его роспуску в 1954 году. Ежи Борейша был важным редактором прессы и книг, привлекавшим многих талантливых писателей.

Были созданы некоторые еврейские культурные учреждения, в том числе Государственный театр на идише, основанный в 1950 году под руководством Иды Каминьской , Еврейский исторический институт , академическое учреждение, специализирующееся на исследовании истории и культуры евреев в Польше, и идишская газета « Фолькс-Штиме». .

С 1967 по 1989 год

[ редактировать ]

В 1967 году, после Шестидневной войны между Израилем и арабскими государствами, коммунистическая Польша разорвала дипломатические отношения с Израилем. Победа Израиля над поддерживаемыми Советским Союзом арабскими государствами в 1967 году была встречена поляками с ликованием; «Наши евреи дали советским арабам барабанную дробь!» К 1968 году большинство из 40 000 оставшихся в Польше евреев были ассимилированы в польское общество, но в течение следующего года они стали центром поддерживаемой Советским Союзом централизованно организованной кампании, приравнивавшей еврейское происхождение к сионистским симпатиям и, следовательно, нелояльности к Польше.

В марте 1968 года студенческие демонстрации в Варшаве ( политический кризис в Польше 1968 года ) дали правительству Гомулки повод направить общественные антиправительственные настроения в другое русло. Таким образом, начальник его службы безопасности Мечислав Мочар использовал ситуацию как предлог для начала антисемитской кампании в прессе (хотя официально использовалось выражение «сионист»). Спонсируемая государством «антисионистская » кампания привела к исключению евреев из Польской объединенной рабочей партии и с преподавательских должностей в школах и университетах. Из-за экономического, политического и полицейского давления 25 000 евреев были вынуждены эмигрировать в 1968–1970 годах. Кампания, хотя и была якобы направлена ​​против евреев, занимавших государственные должности в сталинскую эпоху, и их семей, затронула большинство оставшихся польских евреев, независимо от их происхождения.

имели несколько исходов Мартовские события 1968 года . Пропагандистская кампания в сочетании с атакой ОРМО ​​на университеты, [82] нанесла ущерб репутации Польши за рубежом, особенно в США. Многие польские интеллектуалы были возмущены пропагандой официального антисемитизма и выступили против этой кампании. Некоторые из людей, эмигрировавших после этого на Запад, основали организации, которые поощряли антикоммунистическую оппозицию внутри Польши.

В конце 1970-х некоторые еврейские активисты были вовлечены в антикоммунистические оппозиционные группы. Самый известный среди них Адам Михник (основатель Gazeta Wyborcza ) был одним из основателей Комитета рабочей защиты (KOR). К моменту падения коммунизма в Польше в 1989 году в стране оставалось всего 5 000–10 000 евреев, многие из которых предпочитали скрывать свое еврейское происхождение.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Иегуда Бауэр , История Американского еврейского объединенного распределительного комитета, 1929–1939 гг. Конечная примечание 20: 44–29, памятка 30 января 1939 г. (30 января 1939 г.), Еврейское издательское общество Америки, Филадельфия , 1974 г.
  2. ^ Тек, Нехама (1993). Вызов: партизаны Бельского . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  0-19-509390-9 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Атлас Холокоста Рутледжа Мартина Гилберта , стр. 21. Соответствующую страницу можно просмотреть с помощью поиска книг Google.
  4. ^ Ричард К. Лукас , Из ада: поляки помнят Холокост, Университетское издательство Кентукки, 1989 г. - 201 страница. Страницы 5, 13, 111; также у Ричарда К. Лукаса, Забытый Холокост: поляки под немецкой оккупацией, 1939-1944 гг. , Университетское издательство Кентукки, 1986 г. - 300 страниц.
  5. ^ Майкл К. Штайнлауф . « Польша ». В: Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост . Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996.
  6. ^ «Список погибших в Холокосте, из Музея Холокоста США» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2012 г. Проверено 8 сентября 2018 г.
  7. ^ Лаура Йокуш, Тамар Левински, Потерянный рай? Послевоенная память о выживании польских евреев в Советском Союзе , полный текст загружен из журнала «Исследования Холокоста и геноцида» , том 24, номер 3, зима 2010 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Девора Хакоэн, Иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и ее последствия... Syracuse University Press, 2003 - 325 страниц. Страница 70. ISBN   0-8156-2969-9
  9. ^ Перейти обратно: а б Алексюн, Наталья. «Бериха» . ЙИВО. Рекомендуемая литература: Арье Дж. Кохави, «Британия и еврейский исход...», Polin 7 (1992): стр. 161–175.
  10. ^ Перейти обратно: а б Зигмунт Зигмунтович, «Евреи-борцы за независимость Польши», отрывок из его книги, опубликованной во Львове в 1939 году на Форуме польских евреев. «Форум Жидова Польского» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 г. Проверено 23 сентября 2010 г.
  11. ^ (на английском языке) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 41–42 . ISBN  0-7864-0371-3 .
  12. ^ Снайдер, Тимоти (2003). Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. п. 49. ИСБН  0-300-09569-4 . Евреи в целом сочувствовали притязаниям Литвы, полагая, что большая многонациональная Литва со столицей Вильно с большей вероятностью будет уважать их права. Наградой им в 1919 году стали первые погромы в современной Вильне.
  13. ^ Перейти обратно: а б Уничтожение польских евреев в 1939–1945 годах. Архивировано 25 августа 2007 г. в Wayback Machine . Источник: Преступления Германии в Польше. Том 1. Центральная комиссия по расследованию немецких преступлений в Польше. Варшава, 1946 год.
  14. ^ Уличное фото, довоенная Варшава, Польский архив кино и фото, Яд Вашем.
  15. Улица Мила, Варшава, Архив фильмов и фотографий довоенной Польши, Яд Вашем.
  16. Учащиеся еврейской школы, Варшава, довоенная Польша. Архивировано 30 мая 2008 г. в архиве фильмов и фотографий Wayback Machine , Яд Вашем.
  17. Совет Бунда в августе 1937 года, Варшава, Польша. Архивировано 20 июля 2009 г. в Wayback Machine , Яд Вашем. архиве фильмов и фотографий
  18. ^ Тадеуш Пиотровский, Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами. МакФарланд, с. 51.
  19. ^ Профессор Петр Врубель, Университет Торонто, «Евреи, поляки и культура Польши в девятнадцатом и двадцатом веках» ; Архивировано 26 декабря 2008 г. в реферате Wayback Machine на польском/еврейском/музыкальном языке! Программа Международной конференции, 15–16 ноября 1998 г., Лос-Анджелес; издатель: Польский музыкальный журнал, Vol. 6, № 1, лето 2003 г. ISSN   1521-6039
  20. ^ Перейти обратно: а б Соответствующие статьи на сайте www.JewishMuseum.org.pl. [ постоянная мертвая ссылка ]
  21. ^ Илья Призель, Национальная идентичность и внешняя политика . Опубликовано издательством Cambridge University Press. Страница 65.
  22. ^ Шарман Кадиш, большевики и британские евреи: англо-еврейская община, Великобритания и русская революция. Опубликовано Routledge, с. 87 [1]
  23. ^ Цви Ю. Гительман, Век двойственности: евреи России и Советского Союза, с 1881 года по настоящее время. п. 70. [2]
  24. ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 (там же), стр. 34.
  25. ^ Иегуда Бауэр : История американского еврейского объединенного распределительного комитета 1929–1939. Там же. Глава 1. Время кризиса: 1929–1932 гг.
  26. ^ Т. Рон Ясински-Герберт, Противостояние между соседями. Архивировано 14 ноября 2009 г. в Wayback Machine , Конференция в Мемориальном музее Холокоста США, Вашингтон.
  27. ^ «Экономические и культурные трудности и достижения Польши в межвоенный период. 2). Реконструкция экономики» . Юридический и исторический сайт © 2006–2009. Архивировано из оригинала 9 января 2010 года . Проверено 6 марта 2013 г.
  28. ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 (там же), стр. 41.
  29. ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 , (там же), стр. 47
  30. ^ Перейти обратно: а б Тимоти Снайдер , Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг ., Издательство Йельского университета, ISBN   0-300-10586-X Google Книги, стр. 144.
  31. Фейг Цеплински , Поляки и евреи: В поисках самоопределения 1919–1934 , Бингемтонский исторический журнал, осень 2002 г. Проверено 2 июня 2006 г.
  32. ^ The history of David-Gorodok village, section IV (tripod.com)
  33. ^ Джозеф Маркус, Социальная и политическая история евреев в Польше, 1919–1939 Вальтер де Грюйтер, 1983, 569 страниц, ISBN   90-279-3239-5 . Страница 20.
  34. ^ Затерянные еврейские миры - Гродно, 2004 г. Яд Вашем. Орган памяти мучеников и героев Холокоста.
  35. ^ Перейти обратно: а б Селия Стопницка Хеллер, На грани разрушения: евреи Польши между двумя мировыми войнами. Издательство Государственного университета Уэйна, 1993.
  36. ^ Эдвард Д. Вайнот-младший, «Необходимая жестокость»: появление официального антисемитизма в Польше, 1936–39. Американский исторический обзор , вып. 4 октября 1971 г. 1035-1058.
  37. ^ Уильям В. Хаген . Перед «окончательным решением»: к сравнительному анализу политического антисемитизма в межвоенной Германии и Польше. Журнал современной истории , июль 1996 г.: 1–31.
  38. ^ (на польском языке) Статья на тему: «Волынское воеводство в межвоенный период. Экономика и общество».
  39. ^ Фототур: Рытье противотанковых рвов поляками и евреями, 1939 год. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine. архиве государственного музея Аушвиц-Биркенау
  40. Польша, 1939, Еврейский солдат Аарон Гафнер в форме польской армии , Архив кино и фото, Яд Вашем.
  41. ^ Бенджамин Мейрчак, ЕВРЕЙСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОТЕРИ В ПОЛЬСКИХ АРМИЯХ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ , Ассоциация еврейских ветеранов войны польских армий в Израиле, Тель-Авив
  42. ^ Еврейский исторический институт
  43. Евреи в польской армии , Яд Вашем.
  44. ^ Перейти обратно: а б Шмуэль Краковский, «Судьба еврейских военнопленных в сентябрьской кампании 1939 года» (PDF) .   (160 КБ) Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста, 35 страниц,
  45. ^ Джошуа Б. Циммерман. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий. Издательство Рутгерского университета, 2003.
  46. ^ Дэвид Чезарани, Сара Кавано, Холокост, опубликованный Routledge. Страница 64.
  47. ^ Стивен Дж. Залога (1982). «Подпольная армия» . Войско Польское, 1939-1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  0-85045-417-4 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с Холокост в Польше , Тадеуш Пиотровский. Опубликовано МакФарландом .
  49. ^ Перейти обратно: а б Польский институт искусств и наук в Америке, «Политика апологии и раскаяния». Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine проф. Иво Киприан Погоновский , Джорджтаунский университет , Вашингтон, округ Колумбия , 8 июня 2002 г.
  50. ^ Кладбище Касамассима
  51. ^ Джошуа Д. Циммерман. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий. Издательство Рутгерского университета, 2003.
  52. ^ Книжный проект «Смерть Хаимке Изкора», JewishGen: Дом еврейской генеалогии
  53. ^ (на английском языке) Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид... McFarland & Company. стр. 49–65 . ISBN  0-7864-0371-3 .
  54. ^ Джошуа Д. Циммерман. Спорные воспоминания: поляки и евреи во время Холокоста и его последствий. Издательство Рутгерского университета, 2003.
  55. ^ Джоанна Б. Михлик. Польша угрожает другим: образ еврея с 1880 года по настоящее время. Университет Небраски Press, 2006.
  56. ^ Перейти обратно: а б Пиотровский, Тадеуш (1998). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918-1947 гг . ISBN  9780786403714 .
  57. ^ Пиотровский, Тадеуш (1998). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918-1947 гг . ISBN  9780786403714 .
  58. ^ Марек Ян Ходакевич. Между нацистами и Советами: оккупационная политика в Польше, 1939–1947. Лексингтонские книги, 2004.
  59. ^ Мартин Дин. Сотрудничество во время Холокоста: преступления местной полиции в Белоруссии и Украине, 1941–44. Макмиллан, 1999.
  60. ^ Сэмюэл Д. Кассов . Кто напишет нашу историю: Эммануэль Рингельблюм, Варшавское гетто и архив Ойнег Шабес. Издательство Университета Индианы, 2007.
  61. ^ Джонатан Франкель. Судьба европейских евреев, 1939–1945 гг.: преемственность или случайность? Издательство Оксфордского университета, 1998.
  62. ^ Тадеуш Пиотровский (1997). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид.... McFarland & Company, стр. 49–65. ISBN   0-7864-0371-3 .
  63. ^ Краткое изложение окончательных выводов IPN по Едвабне. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine (на английском языке).
  64. ^ Джоанна Михлик. Советская оккупация Польши, 1939–41, и стереотип антипольского и просоветского еврея. Еврейские социальные исследования: история, культура и общество. Весна/Лето 2007 г., Том. 13, № 3: 135–176.
  65. ^ Кшиштоф Швагжик. Евреи в руководстве СБУ. Стереотип или реальность? (Евреи в органах польской тайной безопасности. Стереотип или реальность?) , Вестник Института национальной памяти. (11/2005), стр. 37–42
  66. ^ Перейти обратно: а б Дональд Л. Невик, Фрэнсис Р. Никосия , Колумбийский путеводитель по Холокосту , издательство Колумбийского университета, 2000 г., ISBN   0-231-11200-9 , Google Print, стр. 114.
  67. ^ Перейти обратно: а б Энтони Полонский, « Хранитель моего брата?»: Недавние польские дебаты о Холокосте , Routledge, 1990, ISBN   0-415-04232-1 , Google Print, стр. 149.
  68. ^ Шоа. PolishJews.org - Домашняя страница польских евреев.
  69. ^ Дополнительная информация об объекте. Архивировано 30 октября 2008 г. на Wayback Machine.
  70. ^ «Домашняя страница гетто Грейндж» . Архивировано из оригинала 27 октября 2005 г. Проверено 29 сентября 2007 г.
  71. ^ Дополнительная информация о товаре
  72. ^ Дополнительная информация о товаре
  73. Нота от 10 декабря 1942 г., адресованная правительством Польши правительствам ООН по поводу массового истребления евреев. Архивировано 15 мая 2011 г. в Wayback Machine.
  74. ^ Девора Хакоэн, Иммигранты в смятении: массовая иммиграция в Израиль и ее последствия... Syracuse University Press, 2003 - 325 страниц. Страница 70. ISBN   0-8156-2969-9
  75. ^ Маррус, Майкл Роберт; Аристид Р. Зольберг (2002). Нежелательные: европейские беженцы от Первой мировой войны до холодной войны . Издательство Университета Темпл. п. 336. ИСБН  1-56639-955-6 . Это гигантское усилие, известное под еврейским кодовым словом Бриха (бегство), резко активизировалось после погрома в Кельце в июле 1946 года.
  76. ^ Кохави, Арье Дж. (2001). Политика после Холокоста: Великобритания, США и еврейские беженцы, 1945–1948 гг . Издательство Университета Северной Каролины. стр. xi. ISBN  0-8078-2620-0 . Великобритания оказывала давление на правительство Польши.
  77. ^ Гросс, Ян Т. (21 мая 2012 г.). «Золотая лихорадка Треблинки» . Планшетный журнал . Проверено 25 мая 2012 г.
  78. ^ Ицхак Арад . « Операция Рейнхард»: Лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка» (PDF 145 КБ) . Источник: Исследования Яд Вашем XVI, Яд Вашем , Иерусалим, 1984, стр. 205-239 . Ресурсный центр Шоа, Международная школа исследований Холокоста. стр. 26/30 . Проверено 30 мая 2012 г.
  79. ^ Дэвид Энгель, Образцы антиеврейского насилия. PDF-файл: 198,1 КБ. Ядвашем.орг .
  80. ^ Дополнительная информация о товаре
  81. ^ Дополнительная информация об объекте. Архивировано 30 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  82. ^ Анджей Фришке , « Движение протеста в марте 1968 года в свете докладов Министерства внутренних дел партийному руководству », «Междуморье», том 1, номер 1, 1997; перевод с польского Давида Валендовского. Оригинал опубликован в Венце (март 1994 г.).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дыбоски, Роман (сентябрь 1923 г.). «Польша и проблема национальных меньшинств». Журнал Британского института международных отношений . 2 (5): 179–200. дои : 10.2307/3014543 . JSTOR   3014543 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57ea2756038a469c0343d61656f9d822__1714748220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/22/57ea2756038a469c0343d61656f9d822.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in 20th-century Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)