Сосновецкое гетто
Сосновецкое гетто | |
---|---|
Расположение | Сосновец , оккупированная немцами Польша. 50 ° 17'50 "N 19 ° 09'25" E / 50,29722 ° N 19,15694 ° E [1] |
Тип инцидента | Тюремное заключение, принудительные работы, голод, транзит в лагеря смерти |
Организации | Шуцстаффель ( СС ) |
Лагерь | Освенцим |
Жертвы | 35 000 польских евреев |
Сосновецкое гетто ( нем . Ghetto von Sosnowitz ) было гетто времен Второй мировой войны , созданное властями нацистской Германии для польских евреев в районе Сродула Сосновца в провинции Верхняя Силезия . Во время Холокоста в оккупированной Польше большинство заключенных, а это, по оценкам, более 35 000 еврейских мужчин, женщин и детей, были депортированы в лагерь смерти Освенцим на поездах, посвященных Холокосту, после облав, продолжавшихся с июня по август 1943 года. [2] Гетто было ликвидировано во время восстания, последнего акта неповиновения его подпольной еврейской боевой организации (ЖОБ), состоящей из молодежи. Большинство еврейских бойцов погибли.
Сосновецкое гетто составляло единую административную единицу с Бендзинским гетто . [3] потому что оба города являются частью одной и той же агломерации в бассейне Домбровой . До депортации евреи из двух гетто делили огород «Фарма», выделенный юденратом сионистской молодежи. [4]
История
До войны в Сосновце проживало около 30 000 евреев , что составляло около 20% населения города. [5] В течение следующих двух лет немцы переселили тысячи евреев из небольших городов в Сосновец, временно увеличив размер местной еврейской общины до 45 000 человек. [5] К концу 1942 года Бендзин и близлежащий Сосновец (граничащий с Бендзином) стали единственными двумя городами в Заглемском Домбровском регионе, которые все еще были населены евреями. [6]
Город, расположенный на довоенной польско-германской границе, был захвачен немцами в первый день вторжения в Польшу . [7] На следующее утро начались аресты и избиения наиболее известных евреев. 9 сентября 1939 года была сожжена Большая синагога в Сосновце. [8] Местных евреев выселяли из лучших домов и терроризировали на улицах. Еврейские предприятия были разграблены отдельными солдатами и закрыты нацистами до завершения процедуры конфискации. Вскоре последовали расстрелы и первые массовые казни. Принудительное переселение в переполненные многоквартирные дома постепенно привело к созданию гетто. [6] [7] [9]
юденрат и еврейская полиция Вскоре по приказу Германии были созданы ; главой Сосновецкого юденрата был Моше Мерин (Мойжес Мерин по-польски). [10] Введено карточное питание. Евреям было запрещено покупать что-либо за пределами своей общины. В первые месяцы 1940 года в Сосновце было создано Zentrale der Jüdischen Ältestenräte in Oberschlesien (Центральное бюро еврейских советов старейшин Верхней Силезии), возглавляемое Мерином, представляющее около 45 общин. На какое-то время Мерин прославился как диктатор евреев Заглебского края , обладавший властью над жизнью и смертью местных евреев. [11] Был создан трудовой лагерь для евреев, депортированных в Сосновец из Чехословакии для работы на фабрике братьев Шайне. многочисленные объекты принудительного труда Для местных жителей были созданы ; пошив униформы, нижнего белья, корсетов, сумок, кожаных сумочек и военной обуви. [6] [12] В 1940 году в город прибыло около 2592 немецких военных спекулянтов. К 1942 году их число выросло до 10 749 поселенцев, что составляло 10% от общей численности населения. [13]
С момента основания гетто немцы при помощи юденрата и Мерина организовывали многочисленные акции по депортации , отбирая здоровых мужчин для рабского труда в лагерях . [14] Крупные перемещения евреев имели место в мае (1500 человек) и июне 1942 г. (2000 человек). [15] Примерно в октябре 1942 — январе 1943 г. гетто было перенесено в район Сродула . [6] [16] Сродула также граничила с местом расположения Бензинского гетто . На тот момент в Сосновце все еще проживало около 13 000 евреев. Создание Сосновецкого гетто завершилось 10 марта 1943 года, когда оно было окончательно закрыто от внешнего мира.
Тысячи евреев были депортированы из Сосновца в Освенцим в июне 1943 года во время крупной акции по депортации, распространившейся на соседний Бендзин. [17] Гетто было ликвидировано два месяца спустя, в августе, а почти все оставшиеся евреи также были депортированы в Освенцим. [18] Несколько сотен евреев остались в гетто Сродула, которое было ликвидировано в январе 1944 года. [18]
Восстание
велась значительная подпольная деятельность Среди евреев Сосновца и близлежащего Бензинского гетто , организованная молодежными организациями Ха-Ноар ха-Зийони , Гордония и Ха-Шомер ха-Заир . Во время последней крупной депортации в августе 1943 года Еврейская боевая организация ( польский : Żydowska Organizacja Bojowa , ŻOB) в Бендзине и Сосновце организовала восстание против немцев. [6] [19] Восстание, начавшееся 3 августа 1943 года, возглавили Цви (Цви) Брандес, Фрумка Плотницкая и братья Кожуч. Это был последний акт неповиновения местного населения, не имеющий шансов на успех. Большая часть молодых еврейских бойцов погибла (400 убитых в бою ), [13] борьба с превосходящими силами немцев. [20] Последний транспорт Холокоста с евреями, вынужденными хоронить мертвых, в Освенцим-Биркенау, покинул Сосновец 15 января 1944 года. [13]
О сопротивлении жителей гетто свидетельствует одна из улиц Сосновца, носящая название «Улица героев гетто» (Ul. Bohaterów Getta). Есть также площадь братьев Кожух (Plac Braci Kożuchów) с мемориалом гетто. [ нужна ссылка ]
Спасение Холокоста
Католический монастырь монахинь кармелиток - под руководством матери Терезы Кероциньской помогал евреям в гетто и скрывающимся. Кероциньска была награждена медалью Праведника через 46 лет после смерти. провозгласил ее «героиней добродетели». В 2013 году Папа Франциск Сестры-кармелитки управляют приютом при монастыре. Они доставляли бесплатный хлеб скрывающимся евреям, отправляли продуктовые посылки в Освенцим и спасали еврейских детей, пряча их под вымышленными именами среди христианских сирот. Женский монастырь часто проверялось гестапо по подозрению в незаконной деятельности. [21]
Во время ликвидации гетто Данута Шварцбаум-Бахмайер сбежала со своим новорожденным ребенком и была спасена четой Чавинских. [22] Шлому Шпрингера (Шпрингер) с 5-летним сыном Вольфом спасла Пелагия Гучак , еще одна обладательница награды «Праведник народов мира». [23] [24] Адела Завадска с трехлетним ребенком и ее сестрой Розией Завадской бежали из депортации 1943 года и были спасены Юзефой Ханкус и ее сестрой Розалией Порембской, которые получили фальшивые документы от польского подполья ; Розия использовала свою фальшивую Кеннкарту , чтобы вытащить из лагеря своего жениха Элека Якубовича, которому помог железнодорожник Йохан Брис. Розалия Порембская приютила их обоих, а также помогла многим другим евреям из Сосновца. Семья и друг Порембской, всего семь человек, получили награду Праведника в 1982 году. [25] Моше Кокотек, жена которого Брандла была убита немцами, бежал из гетто со своей 9-летней дочерью Фелицией и оставался с поляками на арийской стороне до 1944 года. Они вместе покинули город после того, как Сосновец стал юденфраем . Маленькую Фелицию взяла на воспитание Леокадия Статник (Пессель) в Охойце под Катовице . Моше оставил их там и погиб, но его дочь выросла на попечении Леокадии и в 1957 году иммигрировала в Израиль. [26] Другой ребенок, Зофия Гольдман, спасенная Марией Сущевич, была возвращена ее выжившему отцу Хенрику и уехала с ним в Австралию. [27]
Шесть евреев были приютены в течение двух лет с 1943 года до прихода Советов в 1945 году Марией Ситко и ее дочерью Вандой Ситко-Гельбхарт, в том числе Фелой Кац и ее тетей Фридой, Хениеком Мандельбаумом, Ежи Федером, а также Фелицией и Леоном Вайнтраубами. Они делили крохотную квартирку, состоящую из одной комнаты с кухней и прихожей с дверью в коридор. Фрида с Фелой сбежали из поезда Холокоста. Во время полицейских обысков евреи спускались в две землянки, устроенные мужчинами под полом, чтобы ситковские женщины могли сделать вид, что не укрывают беглецов, за что в те времена грозила смертная казнь. Ванда Ситко украла удостоверение личности во время посещения полицейского участка и передала его Ежи Федеру, что позволило ему выйти с ней на улицу, чтобы получить все необходимое для жизни на арийской стороне города. Все евреи пережили Холокост. Тридцать лет спустя, в 1986 году – уже после смерти матери – Ванда Ситко-Гельбхарт получила письмо от выживших, в котором говорилось: «Вы и ваша мать, рискуя своей жизнью, делали невозможное и великое, все это бескорыстно, действуя только от всего сердца». , что в то время было поистине героическим. [28]
См. также
Примечания
- ^ «ПЛАН ГЕТТО В БЕДЗИНЕ И СОСНОВЦЕ» . Виртуальный штетл . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ СЕРДЦЕ (2007). «Четвертая депортация: воскресенье, 1 августа 1943 года» . Уничтожение евреев Сосновца, Бендзина и окрестностей: 2 июня 1945 г. Группа по образованию и исследованию архивов Холокоста . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Дэвид Фишер. «Гетто Сосновец (Сродула)» . Свидетельства Холокоста . PolishJews.org . Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ «Еврейская молодежь в коллективе «Фарма» . Вашингтон, округ Колумбия: Мемориальный музей Холокоста США. Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 28 марта 2016 г. - из Интернет-архива.
«Фарма» представляла собой участок земли между Бедзином и Сосновцем, который Еврейский совет выделил местным сионистским молодежным движениям для выращивания овощей.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Charmatz 2003, Google Print, стр.28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Александра Намысло, Станислав Бубин (28 июля 2006 г.), Интервью с доктором Александрой Намысло, историком Филиала Института национальной памяти в Катовице , Dziennik Zachodni через Интернет-архив (на польском языке) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Charmatz 2003, Google Print, стр. 14.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.15.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.16.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.20.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.22.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр. 28-30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Адам Марчевски (21 января 2011 г.). «Еврейская история Сосновца» . Виртуальный штетл .
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.32.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр.38.
- ^ Charmatz 2003, Google Print, стр. 46.
- ^ Майкл Флеминг (2014). Освенцим, союзники и цензура Холокоста . Издательство Кембриджского университета. п. 184. ИСБН 978-1-107-06279-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шармац, Google Print, стр.53.
- ^ Авраам Дж. Эдельхейт, Мир в смятении: комплексная хронология Холокоста и Второй мировой войны , Greenwood Publishing Group, 1991, ISBN 0-313-28218-8 , Google Print, стр. 284.
- ^ «Еврейская история Бендзина» . Виртуальный штетл . п. 9. Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Польские праведники (2016). «Кьероциньская Янина» . Архив Матери Терезы Кероциньской в Сосновце, Документы и воспоминания свидетелей жизни М. Терезы Кероциньской . ПОЛИН Музей истории польских евреев .
- ^ Михал Гринберг (1993). Книга праведников . Издатель Наука. ПВН. стр. 74. ISBN 978-83-01-11186-1 .
- ^ Исраэль Гутман; Люсьен Лазар; Сара Бендер (2004). Энциклопедия Праведников народов мира: Спасатели евреев во время Холокоста . Яд Вашем. п. 791.
- ^ «Весенняя Пелагея (1918 – 2007)» . db.yadvashem.org . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ "Порембская СЕМЬЯ" . db.yadvashem.org . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Люсьен Лазар; Исраэль Гутман; Дэн Михман; Сара Бендер (2004). Энциклопедия Праведников народов мира: Польша . Яд Вашем. п. 749.
- ^ Исраэль Гутман; Люсьен Лазар; Сара Бендер (2004). Энциклопедия Праведников народов мира: Спасатели евреев во время Холокоста . Яд Вашем. п. 766.
- ^ Исраэль Гутман; Люсьен Лазар; Сара Бендер (2004). Энциклопедия Праведников народов мира: Спасатели евреев во время Холокоста . Яд Вашем. стр. 711–712.
Ссылки
- Конрад Шармац (2003), Кошмары: воспоминания о годах ужаса нацистского правления в Европе, 1939-1945. Издательство Сиракузского университета; ISBN 0-8156-0706-7 , через Google Книги.
- Исраэль Гутман (1990), Энциклопедия Холокоста. Макмиллан, ISBN 0-02-896090-4
- Мечислав Лыщарж, Мартиролог евреев Сосновца во время нацистской оккупации (монографический очерк), Сосновец, 1970.
- Генри Шваб, Отголоски, которые остаются , Филателистический музей кардинала Спеллмана, 1992, стр. 55.
- Ярослав Собашек, Лукаш Подлейский, евреи Сосновца – неполная история. , ОБОЖАЮ Домбровую Гурничу 2005
- Н.Е.Штернфинкель, Холокост евреев Сосновца , Катовице, 1946 год.
Внешние ссылки
- Конрад Элькана Шармац (2000), Кошмары: Воспоминания о годах ужаса под нацистским правлением в Европе, 1939–1945 , перевод с идиша Мириам Дашкин Беккерман, полный текст в Монреальском институте исследований геноцида и прав человека (MIGS).
- Сосновецкое гетто на orans.org
- Книга Сосновца и окрестностей в Заглембе
- Фотография из Сосновецкого гетто
- СВИДЕТЕЛЬСТВА ХОЛОКОСТА: Гетто Сосновец (Сродула).
- Документы и открытки из Сосновецкого гетто.
- Сосновец, Польша, в JewishGen