Холокост в Польше
Обзор | |
---|---|
Период | 1941–1945 |
Территория | Оккупированная Польша , а также нынешняя западная Украина и западная Белоруссия, среди других. |
Преступники | Нацистская Германия вместе со своими пособниками |
Убит | 3 000 000 польских евреев |
Выжившие | 157 000–375 000 в Советском Союзе. [1] 50 000 освобождено из нацистских концлагерей [2] 30 000–60 000 скрываются [2] |
Холокост в Польше представлял собой геттоизацию, грабежи, депортацию и убийства евреев одновременно с другими этническими группами по идентичным расовым предлогам в оккупированной Польше , организованные нацистской Германией . [3] Три миллиона польских евреев были убиты, в основном в Хелмно , Белжец , Собибор , Треблинка и Освенцим II-Биркенау лагерях смерти , что составляет половину всех евреев, убитых во время общеевропейского Холокоста.
Во время нацистской оккупации страна потеряла 20% своего населения, или шесть миллионов человек, в том числе три миллиона евреев (90% еврейского населения страны). Важная польская еврейская община до войны была практически уничтожена. Все поляки, христиане или евреи, были обречены на полное уничтожение. [3]
В 1939 году нацистская Германия вторглась в Польшу , а Советский Союз вторгся в Польшу с востока . В оккупированной немцами Польше евреев убивали, подвергали принудительным работам и заставляли переселяться в гетто. В 1939 году было убито около 7000 евреев, но открытые массовые убийства прекратились до июня 1941 года. [4] Советский Союз депортировал многих евреев вглубь СССР, где большинство из них пережило войну. В 1941 году Германия вторглась в Советский Союз и начала систематическое убийство евреев. 1,8 миллиона евреев были убиты в ходе операции «Рейнхард» , расстреляны в ходе облав в гетто, умерли во время поездки на поезде или убиты отравляющим газом в лагерях смерти . В 1943 и 1944 годах оставшиеся трудовые лагеря и гетто были ликвидированы. Многие евреи пытались бежать, но выжить, скрываясь, было очень сложно из-за таких факторов, как отсутствие денег на оплату помощников и риск доноса. Лишь от 1 до 2 процентов польских евреев на оккупированной немцами территории выжили. [5]
После войны выжившие столкнулись с трудностями при возвращении своей собственности и восстановлении своей жизни. Особенно после погрома в Кельце многие бежали в лагеря для перемещенных лиц в оккупированной союзниками Германии .
Фон
Евреи жили в Польше с двенадцатого века . Многие польские евреи поселились в дворянских поместьях, где им предлагали защиту в обмен на экономические выгоды, которые они могли предоставить. [6] По оценкам, в 1933 году в Польше проживало около 3 миллионов евреев, что составляло около десяти процентов населения. [7] [8] Из-за исторических ограничений на занятия евреям было разрешено заниматься такими профессиями, как торговля и ремесла. [9] Многие жили в небольших городках, называемых штетлами . [10] После основания Второй Польской Республики одновременно с перемирием от 11 ноября 1918 года, положившим конец Первой мировой войне , евреи пострадали от институционализированной дискриминации, и многие из них были бедными. [8]
Антисемитизм стал государственной идеологией в Германии после того, как нацисты пришли к власти, но даже до этого восточноевропейские евреи, называемые в Германии остьюденами, занимали особенно низкую позицию в немецком восприятии. [11] [12] Евреи в Германии, как правило, были секуляризованы и в значительной степени ассимилировались с немецким обществом, в то время как большинство польских евреев жили в традиционалистских религиозных общинах, говорили на идиш и отличались по одежде и обычаям от своего окружения. [13] Предрассудки усилились во время Первой мировой войны , когда многие евреи с оккупированных восточных территорий переехали в Германию. [14] Антисемитская пресса и политики обвиняли их в преступной деятельности, отсутствии гигиены, распространении болезней, спекуляции, торговле женщинами, распространении революции, и в конечном итоге их обвиняли в поражении Германии в войне и в межвоенных экономических проблемах, с которыми столкнулась Германия. [15] Вскоре, особенно в нацистской прессе, термин «Остюде» стал использоваться как оскорбление и как синоним большевиков и коммунистов . [16] В межвоенный период польские евреи в Германии также подвергались юридическим преследованиям. В 1918 году прусское министерство внутренних дел запретило польским евреям въезд в страну под предлогом их нежелания работать, низкой нравственности, физической нечистоплотности и распространения ими тифа. [17] В 1923 году правительство Баварии распорядилось о депортации евреев с польским гражданством как нежелательных. [11]
В Польше после начала Великой депрессии и смерти маршала Юзефа Пилсудского в 1935 году положение польских евреев ухудшилось. [18] Фракция Endecja вела кампанию против евреев, состоящую из экономических бойкотов, ограничений количества еврейских студентов в университетах и ограничений на кошерный убой . [19] Польское правительство заявило о своем намерении «решить еврейскую проблему » путем эмиграции большинства польских евреев. [20] В 1938 году, после того как Польша приняла закон о денатурализации евреев, проживающих за рубежом, Германия изгнала всех польских евреев . в октябре 1938 года [11] Поскольку Польша отказалась их принять, эти евреи оказались на нейтральной полосе вдоль границы. [21]
Вторжение в Польшу
Немецкий Вермахт (вооруженные силы) вторгся в Польшу 1 сентября 1939 года, что вызвало объявление войны со стороны Великобритании и Франции . [22] Во время вторжения в Польшу немецкими оккупантами могло быть расстреляно до 16 000 мирных жителей, заложников и военнопленных; [23] было также много грабежей. [24] Специальные подразделения, известные как айнзацгруппы, следовали за армией, чтобы устранить любое возможное сопротивление. [25] Уже во время боевых действий немцы проводили погромы против еврейского населения, например, 600 человек были убиты в Пшемысле , 200 — в Ченстохове , 200 — сожжены в синагоге в Бендзине . [26] Тысячи евреев были изгнаны в районы, оккупированные советскими войсками. [26] 6000 польских солдат еврейского происхождения были убиты и 60 000 взяты в плен. [27]
Германия получила контроль над 1,7 миллионами евреев в Польше. [28] [29] Части западной и северной Польши были присоединены к Германии и включены в административную структуру Германского рейха как Цихенау , Данциг-Западная Пруссия , Вартеланд и Восточная Верхняя Силезия , а остальные оккупированные немцами территории были обозначены как Генерал-губернаторство. . [30] Около 50 000 польских лидеров и интеллектуалов были арестованы или казнены , особенно в Западной Пруссии, при этом меньше жертв в Вартеланде и еще меньше в Генерал-губернаторстве. [31] Польские еврейские интеллектуалы и лидеры общин не остались в стороне. [32] Около 400 000 поляков были изгнаны из Вартеланда в оккупационную зону Генерал-губернаторства с 1939 по 1941 год, и этот район был переселен этническими немцами из Восточной Европы . [33]
Остальная часть Польши была оккупирована Советским Союзом , который вторгся в Польшу с востока 17 сентября в соответствии с германо-советским пактом . [34] Около 1,6 миллиона польских евреев попали под советскую власть, 250–300 000 из которых были беженцами или изгнанниками из немецкой оккупационной зоны. [35] Из беженцев 35-40 тысяч человек были вынуждены поздней осенью 1939 года уехать вглубь Украины и Белоруссии на заработки. [36] Советский Союз депортировал сотни тысяч польских граждан вглубь СССР в ходе четырех крупных депортаций. [37] На евреях особенно повлиял третий, начавшийся 28/29 июня 1940 года, который затронул беженцев, желающих вернуться на территорию, находившуюся под властью Германии, но на возвращение которых немцы не согласились. В это время было депортировано более 77 700 еврейских беженцев, что составляет 84% от общего числа депортированных. [38] В четвертую депортацию вошли 7000 евреев Вильнюсского района. [36] Хотя большинство евреев не были коммунистами, некоторые из них заняли должности в советской администрации, что способствовало уже существовавшему среди многих неевреев мнению, что советское правление было еврейским заговором. [39] К июню 1941 года около 10 000 польских евреев покинули СССР и перебрались в Палестину, на Ближний Восток и на Запад. [36]
Планы переселения
В результате изгнаний и побегов на землях, включенных в состав Рейха в начале немецкой оккупации, проживало около 500 000 евреев. [26] Немцы планировали депортировать всех евреев с этих территорий к концу 1940 года, к этому времени планировалось разместить их в гетто. [26] Евреев пытались сконцентрировать в Люблинском округе Генерал-губернаторства. К ноябрю 45 000 евреев были депортированы и оставлены на произвол судьбы, что привело к гибели многих людей. [40] Депортации прекратились в начале 1940 года из-за противодействия Ганса Франка , назначенного главы Генерал-губернаторства, который не хотел, чтобы его вотчина стала свалкой для нежелательных евреев. [41] [42] В целом за это время в Генерал-губернаторство из Вартеланда было депортировано от 80 до 90 000 евреев. [43] В то же время побеги, изгнания и убийства продолжались с прежней силой. В результате в феврале 1940 года в провинции Западная Пруссия проживало всего 1800 евреев. [26] В Вартеланде их число упало до 260 000. [44] Депортации в Генерал-губернаторство возобновились в январе 1941 года, но из Вартеланда было депортировано только 2140 евреев и 20 000 поляков. [43]
На этом этапе попытки сконцентрировать евреев на компактной территории были оставлены, основное внимание было уделено разделению и заключению евреев в гетто. Однако полностью от таких планов не отказались. После завоевания Франции в 1940 году нацисты рассматривали возможность депортации евреев на французский Мадагаскар , но это оказалось невозможным. [45] [46] Нацисты планировали, что суровые условия в этих районах приведут к гибели многих евреев. [45] [42] После нападения на Советский Союз планировалось переселить еврейское население в болотистые районы Полесья . [47] Осенью 1941 года от подобных планов отказались. [47]
геттоизация
Во время вторжения синагоги были сожжены, а тысячи евреев бежали или были изгнаны в советскую оккупационную зону. [48] Вскоре были изданы различные антиеврейские постановления. В октябре 1939 года взрослые евреи Генерал-губернаторства были вынуждены выполнять принудительный труд. [49] В ноябре 1939 года им было приказано носить белые повязки. [50] Законы предписывали конфискацию большей части еврейской собственности и захват предприятий, принадлежащих евреям. Когда евреев загнали в гетто, они потеряли свои дома и имущество. [49]
Первые нацистские гетто были созданы в Вартеланде и Генерал-губернаторстве в 1939 и 1940 годах по инициативе местных немецких администраторов. [51] [52] Крупнейшие гетто, такие как Варшава и Лодзь , были созданы в существующих жилых кварталах и закрыты заборами или стенами. Во многих небольших гетто евреев загоняли в бедные кварталы, но без забора. [53] Программы принудительного труда обеспечивали существование многим жителям гетто, а в некоторых случаях защищали их от депортации. Внутри некоторых гетто работали мастерские и фабрики, тогда как в других случаях евреи покидали гетто, чтобы работать за его пределами. [54] Поскольку в гетто не было разделения по признаку пола, в некоторых семьях продолжалась семейная жизнь. [55] Руководство еврейской общины ( Юденрат ) пользовалось определенной властью и пыталось поддержать еврейскую общину, одновременно выполняя требования Германии. В качестве стратегии выживания многие пытались сделать гетто полезными для оккупантов в качестве трудового резерва. [56] [57]
В Варшавском гетто проживало больше евреев, чем во всей Франции; в Лодзинском гетто больше евреев, чем во всех Нидерландах. проживало больше евреев В Кракове , чем во всей Италии, и практически в любом среднем городе Польши еврейское население было больше, чем во всей Скандинавии. Во всей юго-восточной Европе – Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии и Греции – было меньше евреев, чем в первоначальных четырех округах Генерал-губернаторства . [58]
Тяжелое положение евреев в раздираемой войной Польше можно разделить на этапы, определяемые существованием гетто . [59] В Варшаве до 80 процентов потребляемой в гетто еды ввозилось нелегально. Талоны на питание, введенные немцами, обеспечивали лишь 9 процентов калорий, необходимых для выживания. [60] Большинство гетто не были полностью изолированы от внешнего мира, и хотя многие евреи страдали от голода, меньшее число умерло от него, поскольку они могли пополнить свой рацион на черном рынке. [61] «Производственники» среди немецких властей, которые пытались сделать гетто самодостаточными, превратив их в предприятия, одержали верх над «истребителями» только после немецкого вторжения в Советский Союз . [62] Таким образом, наиболее известные гетто были временно стабилизированы за счет производства товаров, необходимых на фронте . [63] поскольку уровень смертности среди еврейского населения начал снижаться. [62]
Гетто создавались как на территории, включенной в состав Рейха, так и в Генерал-губернаторстве. Характерной чертой Вартеланда были так называемые «сельские гетто», которые охватывали несколько смежных деревень. [43] Немцы также создали гетто в районах восточной Польши, оккупированных в результате вторжения Советского Союза в 1941 году. Большинство из них были созданы в Галицком и Белостокском районах. [64] Осенью 1942 года на польской земле действовало более 400 гетто. [64]
Уничтожение евреев в Восточной Польше
Германия и ее союзники вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года. [65] [42] Около 100 000 польских евреев бежали вглубь СССР от немецких солдат. [36] За вермахтом последовали четыре специальные группы ( айнзацгруппы ), которые устроили массовые расстрелы еврейского населения. [66] С сентября 1941 г. были ликвидированы целые еврейские общины. [66] Генерал-губернаторство было расширено за счет добавления округа Галисия ; [67] Белостокский округ управлялся отдельно. [68] Во время вторжения местные жители совершили как минимум 219 погромов , в результате которых погибло от двадцати пяти до пятидесяти тысяч евреев. [69] [70] [71] Погромы были чрезвычайно жестокими: многие евреи были избиты, изнасилованы, украдены и жестоко убиты. [72] Хотя немецкие войска пытались спровоцировать погромы, их роль в возникновении насилия неоднозначна. [73] [74] Согласно политологическим исследованиям, погромы чаще всего происходили «там, где была высока политическая поляризация , где еврейская община была большой и где евреи добивались национального равенства в течение десятилетий до 1941 года». [75]
Параллельно с операцией «Рейнхард» , которая была организована в Генерал-губернаторстве, весной и летом 1942 года в восточной Польше было организовано последнее массовое убийство еврейского населения. [66] Евреи из района Галичина были отправлены в центры уничтожения в Белжеце и Собиборе, среди них около 150 000 евреев, депортированных в Галицию румынскими властями. [66]
Ликвидация гетто
На планы убить большинство евреев в Генерал-губернаторстве повлияли различные цели СС ( Schutzstaffel ), военной и гражданской администрации; простирающийся от чисто расового до более прагматичного, такого как необходимость сократить количество еды, потребляемой евреями, чтобы обеспечить небольшое увеличение пайков полякам-неевреям, и бороться с черным рынком , чтобы избежать голода и увеличения сопротивление среди них. [76] К середине 1942 года нацистские лидеры решили разрешить к концу года выжить в Генерал-губернаторстве только 300 000 евреев для принудительных работ; [76] по большей части только тех, кто работал в производстве вооружений . пощадили [77] 19 июля Гиммлер постановил, что «переселение всего еврейского населения Генерал-губернаторства должно было быть осуществлено и завершено к 31 декабря 1942 года»; отныне евреям будет разрешено жить только в Варшаве, Ченстохове, Кракове и Майданеке. [78] Большинство гетто было ликвидировано в результате массовых казней поблизости, особенно если они не находились рядом с железнодорожным вокзалом. Более крупные гетто чаще всего ликвидировались во время многочисленных депортаций в лагеря смерти. [79] [80] Во время этой кампании около 1,8 миллиона евреев [81] были убиты в ходе крупнейшей кровавой операции Холокоста. [82]
Чтобы уменьшить сопротивление, на гетто совершались набеги без предупреждения, обычно рано утром, и масштабы операции скрывались как можно дольше. [83] Травники ( Trawnikimänner ) из советских военнопленных. [84] или Польская синяя полиция [85] [86] будет оцеплять гетто, пока немецкая полиция порядка и полиция безопасности будут проводить акцию. [84] Помимо местных коллаборационистов-неевреев, еврейским советам и еврейской полиции гетто часто приказывали помогать в акциях по ликвидации, хотя эти евреи в большинстве случаев были убиты позже. [87] Хаотичный, причудливо выполненный выбор определял, кого погрузить в поезда. [83] Многие евреи были застрелены во время акции (что составляет, возможно, 20 или более процентов от общего числа погибших), часто оставляя гетто усыпанными трупами. [83] [81] Выжившие евреи были вынуждены убирать тела жертв и собирать все ценные вещи. [83]
Лагеря смерти
Газовые фургоны , разработанные на основе тех, которые использовались для убийства психически больных с 1939 года, были переданы в состав айнзацгрупп и впервые использовались в ноябре 1941 года; жертв затолкали в фургон и убили выхлопными газами двигателя. [88] Первым лагерем смерти был Хелмно в Вартеланде, созданный по инициативе местного гражданского администратора Артура Грейзера с одобрения Гиммлера; он начал свою деятельность в декабре 1941 года с использованием газовых фургонов. [89] [90] [91] В октябре 1941 года высший руководитель СС и полиции Люблина Одило Глобочник. [92] начал работу по планированию Белжца — первого специально построенного лагеря смерти со стационарными газовыми камерами — на фоне растущих разговоров среди немецких администраторов в Польше о крупномасштабных убийствах евреев в Генерал-губернаторстве. [93] [89] В конце 1941 года в Восточной Верхней Силезии евреев в исправительно-трудовых лагерях организации Шмельта, признанных «непригодными для работы», начали группами отправлять в Освенцим, где они были убиты. [94] [95] В марте 1942 года в Белжеце начались убийства нетрудоспособных евреев из Люблина. Сообщается, что эта акция сократила черный рынок и была сочтена успешной, и ее можно было повторить в других местах. [96] [80] Белжец был прототипом лагеря, на базе которого базировались остальные. [97]
Лагеря располагались на железнодорожных путях, чтобы облегчить транспортировку евреев на смерть, но в отдаленных местах, чтобы их не заметили. [92] Вонь, вызванная массовыми убийствами, была заметна всем, кто находился поблизости. [98] Людей обычно депортировали в лагеря в переполненных вагонах для перевозки скота . поместили до 150 человек В один товарный вагон . Многие погибли в пути , отчасти из-за низкого приоритета, отдававшегося этим перевозкам. [99] [100] Нехватка железнодорожного транспорта иногда приводила к отсрочке или отмене депортаций. [101] По прибытии у жертв отобрали оставшееся имущество, заставили раздеться, остригли волосы и загнали в газовую камеру. [102] Смерть от газа была мучительной и могла длиться до 30 минут. [97] [103] Газовые камеры были примитивными и иногда выходили из строя. Некоторых заключенных расстреляли из-за того, что газовые камеры не работали. [104] В других лагерях смерти почти все, кто находился в транспорте, были убиты по прибытии, но в Освенциме около 20–25 процентов были отправлены на работы. [105] хотя многие из этих заключенных позже умерли. [106]
Белжец, Собибор и Треблинка сообщили о совокупном доходе от украденного у жертв имущества в размере 178,7 миллиона ринггитов, что намного превышает затраты. [107] [108] В совокупности лагеря требовали труда менее 3000 еврейских заключенных, 1000 травников (в основном украинских вспомогательных сил) и очень небольшого количества немецких охранников. [109] [100] Около половины евреев, погибших во время Холокоста, умерли от отравляющего газа. [110] Тысячи цыган также были убиты в лагерях смерти. [111] Восстания заключенных в Треблинке и Собиборе привели к тому, что эти лагеря были закрыты раньше, чем предполагалось. [112] [113] Менее 150 евреев выжили в этих лагерях смерти. [114]
Лагерь | Расположение | Число убитых евреев | Технология убийства | Планирование началось | Продолжительность массового газования |
---|---|---|---|---|---|
Хелмно | Вартеланд [115] | 150,000 [115] | Газовые фургоны [115] | июль 1941 г. [115] | 8 декабря 1941 г. - апрель 1943 г. и апрель – июль 1944 г. [116] |
Белжец | Люблинский район [115] | 440,823–596,200 [81] | Стационарная газовая камера , выхлоп двигателя [115] | Октябрь 1941 г. [116] | 17 марта 1942 г. – декабрь 1942 г. [116] |
Собибор | Люблинский район [115] | 170,618–238,900 [81] | Стационарная газовая камера , выхлоп двигателя [115] | Конец 1941 или март 1942 года. [117] | Май 1942 г. – октябрь 1942 г. [117] |
Треблинка | Варшавский район [115] | 780,863–951,800 [81] | Стационарная газовая камера , выхлоп двигателя [115] | апрель 1942 г. [115] | 23 июля 1942 г. – октябрь 1943 г. [115] |
Освенцим II – Биркенау | Восточная Верхняя Силезия [115] | 900,000–1,000,000 [115] | Стационарная газовая камера , цианистый водород [115] | сентябрь 1941 г. (построен как лагерь для военнопленных) [118] [115] | Февраль 1942 г. – октябрь 1944 г. [115] |
Генеральное правительство
Систематические убийства начались в Люблинском районе в середине марта 1942 года. Люблинское гетто было опустошено с 16 марта по 20 апреля; многие евреи были расстреляны в гетто, а 30 000 депортированы в Белжец. [119] Большинство жертв из Люблинского района были отправлены в Собибор, за исключением 2000 подневольных рабочих, заключенных в тюрьму в Майданеке. Убийства были прерваны 10 июня и возобновились в августе и сентябре. [120] Одновременно с этими убийствами многие евреи были депортированы из Германии и Словакии в гетто Люблинского района, которые ранее были очищены. [121]
С конца мая и особенно после прекращения депортаций в Люблине тысячи евреев были депортированы из Краковского округа в Белжец. Эти перевозки были остановлены железнодорожным мораторием 19 июня. [122]
Варшавское гетто было очищено с 22 июля по 12 сентября. Из первоначального населения в 350 000 евреев 250 000 были убиты в Треблинке, недавно построенном лагере смерти в 50 километрах (30 милях) от него, 11 000 были депортированы в трудовые лагеря, 10 000 были расстреляны в гетто, 35 000 было разрешено остаться в гетто после окончательный отбор, и около 20 000 или 25 000 человек сумели спрятаться в гетто. Попытки ввести в заблуждение убедили многих евреев, что они могут избежать депортации, пока не станет слишком поздно. [123]
В течение шести недель, начиная с августа, 300 000 евреев из Радомского района . в Треблинку было отправлено [124] [125]
В 1942 году в Генерал-губернаторстве практически не было еврейского сопротивления. [126] Восстания в гетто начались только тогда, когда жители начали верить в неизбежную смерть. [127] В 1943 году более крупные восстания в Варшаве и Белостоке потребовали применения тяжелого вооружения. [128] Восстание в Варшаве побудило нацистское руководство ликвидировать дополнительные гетто и трудовые лагеря в оккупированной немцами Польше, их жители были расстреляны или депортированы в лагеря смерти из-за опасений развития дополнительного еврейского сопротивления. [129] Тем не менее, в начале 1944 года более 70 000 евреев выполняли принудительные работы в Генерал-губернаторстве. [130]
Аннексированные Германией территории
Десятки тысяч евреев были депортированы из гетто в Вартеланде и Восточной Верхней Силезии в Хелмно и Освенцим. [131]
Вооруженное сопротивление и восстания в гетто
Евреи сопротивлялись нацистам не только вооруженной борьбой, но и духовным и культурным противостоянием, отстаивавшим свое достоинство, несмотря на нечеловеческие условия жизни в гетто. [132] [133] Существовало множество форм сопротивления, хотя старейшины опасались массового возмездия против женщин и детей в случае антинацистского восстания. [134] Когда немецкие власти начали ликвидировать гетто, вооруженное сопротивление было оказано более чем в 100 местах по обе стороны польско-советской границы 1939 года , особенно в восточной Польше. [135] Восстания вспыхнули в пяти крупных городах, 45 провинциальных городах, пяти крупных концентрационных лагерях и лагерях смерти и как минимум 18 принудительных трудовых лагерях. [136]
Повстанцы Несвижского вспыхнуло 3 сентября . гетто на востоке Польши дали отпор 22 июля 1942 года. Восстание в Лахвском гетто 14 октября 1942 года гетто Мизоч их примеру последовало . Перестрелка Варшавском гетто в 18 января 1943 года привела к крупнейшему еврейскому восстанию Второй мировой войны, начавшемуся 19 апреля 1943 года. 25 июня евреи Ченстоховского гетто восстали. В Треблинке 2 августа 1943 года узники зондеркоманды , вооруженные украденным оружием, напали на охрану. Днем позже Бендзина и Сосновца вспыхнули восстания в гетто . 16 августа восстание в Белостокском гетто вспыхнуло . Восстание в лагере смерти Собибор произошло 14 октября 1943 года. В Освенциме-Биркенау повстанцы взорвали один из крематориев Биркенау 7 октября 1944 года. [135] [136] Подобное сопротивление было оказано в Луцке , Минске-Мазовецком , Пиньске , Понятовой и в Вильно . [137]
Международный ответ
26 июня 1942 года службы BBC на всех языках опубликовали доклад Еврейского социал-демократического Бунда и других групп сопротивления, переданный польским правительством в изгнании , в котором задокументировано убийство 700 000 евреев в Польше. В декабре 1942 года Организация Объединенных Наций приняла совместную декларацию, осуждающую систематические убийства евреев. [138]
Побег, сокрытие и спасение
Многие евреи пытались избежать смерти, прыгая с поездов, но большинство из них немедленно вернулись в гетто, чтобы избежать риска быть разоблаченными поляками, что привело бы к немедленной смерти. [81] [139] Умение говорить по-польски было ключевым фактором выживания. [140] как и финансовые ресурсы для оплаты помощников. [141]
Смертная казнь угрожала лицам , скрывавшим евреев и их семьи. [142] Каждый сельский староста отвечал за передачу всех евреев и сбежавших советских военнопленных, партизан и других чужаков немецким оккупационным властям под угрозой коллективного наказания для села. [143] Хотя одно исследование показало, что по меньшей мере 700 поляков были казнены за помощь евреям. [144] смертная казнь не всегда приводилась в исполнение на практике. [145] [142] Мотивация спасателей варьировалась от альтруизма до ожидания секса или денег; помощники нередко предавали или убивали евреев, если у них заканчивались деньги. [146] [142] [147] Также нередко одни и те же люди помогали одним евреям, но выслеживали или убивали других. [142] [148]
В сентябре 1942 года по инициативе Зофии Коссак-Щуцкой и при финансовой поддержке Польского подпольного государства Временный комитет помощи евреям ( Tymczasowy Komitet Pomocy Żydom с целью спасения евреев был основан ). На смену ему пришел Совет помощи евреям ( Rada Pomocy Żydom ), известный под кодовым названием Жегота и возглавляемый Юлианом Гробельным . Неизвестно, скольким евреям в целом помог Жегота; находилось 2500 еврейских детей Варшаве в какой-то момент в 1943 году под его опекой в одной только под руководством Ирены Сендлер . Жегота была предоставлена [ кем? ] почти 29 миллионов злотых (более 5 миллионов долларов) с 1942 года на выплаты помощи тысячам больших еврейских семей в Польше. [149] [150]
По оценкам, от 30 000 до 60 000 польских евреев выжили, скрываясь. [2] Некоторые спасатели столкнулись с враждебностью или насилием за свои действия после войны. [151]
Некоторые польские крестьяне участвовали в организованной немцами Judenjagd («охоте на евреев») в сельской местности, где, по словам Яна Грабовского , около 80% евреев, пытавшихся спрятаться от немцев, в конечном итоге были убиты. [152] [153] По словам Грабовского, только в Польше число жертв «Юденягда» может достигать 200 тысяч; [154] Шимон Датнер дал меньшую оценку — 100 000 евреев, которые «стали жертвами немцев и их местных помощников или были убиты при различных необъяснимых обстоятельствах». [155]
Помимо крестьян и отдельных коллаборационистов, немецкие власти также мобилизовали довоенную польскую полицию , которая стала известна как « Голубая полиция ». Среди других обязанностей польским полицейским было поручено патрулировать евреев, сбежавших из гетто, а также поддерживать военные операции против польского сопротивления . [156] [157] На пике своего развития в мае 1944 года «Голубая полиция» насчитывала около 17 000 человек. [158] Немцы также сформировали Baudienst («строительную службу») в нескольких округах Генерал-губернаторства. Военнослужащих Баудиенста иногда привлекали для поддержки акций (облав на евреев с целью депортации или уничтожения ), например, для блокады еврейских кварталов или для обыска еврейских домов в поисках укрытий и ценностей. [156]
Польские правые Национальные вооруженные силы ( Национальные вооруженные силы , или НСЗ ) — националистическая, антикоммунистическая организация, [159] [160] [ нужна страница ] [161] широко воспринимается как антисемитский [162] [163] [164] [165] [166] - также несколько раз сотрудничал с немцами, убивая или выдавая еврейских партизан немецким властям, [163] : 149 и убийства еврейских беженцев. [167] [168] [169]
Среди примерно 30 000 украинских националистов, бежавших в Полнищен Гебитете , тысячи присоединились к «Похидным групам» в качестве диверсантов, переводчиков и гражданских ополченцев, прошедших подготовку на немецких базах в округе Кракау . [170] [171] Методы геноцида, перенятые у немцев, такие как предварительное планирование действий по умиротворению , выбор места и внезапное окружение, стали отличительной чертой ОУН-УПА массовых убийств поляков на Волыни и Восточной Галиции, начавшихся в марте 1943 года, а также убийств евреев. на Западной Украине параллельно с ликвидацией гетто в рейхскомиссариате Остланд по приказу Гиммлера. [172] [173] Тысячи евреев, спасшихся от депортации и спрятавшихся в лесах, были убиты бандеровцами . [174]
Существование военизированных формирований Sonderdienst из немцев из Польши представляло серьезную опасность для тех, кто пытался помочь находящимся в гетто евреям в городах со значительными немецкими и прогерманскими меньшинствами, как в случае с Избицким и Минско -Мазовецким гетто , среди многих других. [ нужна ссылка ]
Число погибших
Половина всех еврейских жертв Холокоста, около 3 миллионов человек, были выходцами из Польши. [175] [176] По оценкам, около 350 000 польских евреев пережили Холокост. [177] Около 230 000 из них выжили в СССР и на контролируемых Советским Союзом территориях Польши, включая мужчин и женщин, бежавших из территорий, оккупированных Германией. [177] [178] После Второй мировой войны более 150 000 польских евреев, по данным Гжегожа Берендта , или 180 000, по данным Давида Энгеля , были репатриированы или изгнаны обратно в новую Польшу вместе с молодыми мужчинами, призванными в Красную Армию из Кресов в 1940–1941 годах. Их семьи погибли во время Холокоста. [179] По оценкам Гуннара С. Паулссона , в трудовых лагерях выжило 30 000 польских евреев; [180] но, по данным Энгеля, из лагерей только в Германии и Австрии было освобождено до 70 000–80 000 из них, за исключением того, что заявление о своем гражданстве не имело смысла для тех, кто не собирался возвращаться. [181] Дариуш Стола обнаружил, что наиболее правдоподобные оценки числа евреев, выживших в бегах, составляют от 30 000 до 60 000 человек. [2]
Последствия
в За капитуляцией Германии мае 1945 года последовали масштабные изменения в политической географии Европы. [182] [183] Границы Польши были перекроены союзниками в соответствии с требованиями, выдвинутыми Иосифом Сталиным во время Тегеранской конференции , подтвержденными как не подлежащие обсуждению на Ялтинской конференции 1945 года. [184] Польское правительство в изгнании было исключено из переговоров. [185] Территория Польши сократилась примерно на 20 процентов. [186] До конца 1946 года около 1,8 миллиона польских граждан были изгнаны и насильственно переселены в новые границы. [184] [185] Впервые в своей истории Польша стала однородным национальным государством силой , при этом национальное богатство сократилось на 38 процентов. Финансовая система Польши была разрушена. Интеллигенция была в значительной степени уничтожена вместе с евреями, а население сократилось примерно на 33 процента. [186]
Многие неевреи получили собственность или рабочие места, освобожденные евреями во время войны, и отказались отдать эти доходы выжившим евреям. [187] Уничтожение польской аристократии, а также польских евреев расчистило путь к созданию этнически польского среднего класса. [188]
По оценкам, после войны в Польше было убито от 650 до 1200 евреев. [189] Самым заметным инцидентом стал погром в Кельце в июле 1946 года, унесший жизни 42 человек. [190]
Польское государство провело суды над военными преступниками согласно указу от 31 августа 1944 года . Историк Эндрю Корнблут подсчитал, что «несколько десятков поляков были казнены за разоблачение, захват и убийство своих еврейских соседей во время войны», а еще тысячи преступников были расследованы или получили меньшее наказание. [191]
Эмиграция
Многие евреи, опасаясь за свою жизнь, бежали в лагеря для перемещенных лиц в Германии. [187] Погром побудил генерала Спыхальского из PWP из военной Варшавы. [192] подписать законодательный указ, позволяющий оставшимся в живых покинуть Польшу без западных виз или разрешений на выезд из Польши. [193] [194] Это также способствовало укреплению признания правительства среди правых антикоммунистов, а также ослабило влияние Великобритании на Ближнем Востоке. [181] Большинство беженцев, пересекающих новые границы, покинули Польшу без действующего паспорта. [194] Бесперебойное движение через польскую границу резко возросло. [195] [181] [196] К весне 1947 года в Польше оставалось всего 90 000 евреев. [197] [198] Великобритания потребовала, чтобы Польша (среди других) остановила исход евреев, но их давление в основном не увенчалось успехом. [199]
Около 13 000 польских евреев покинули страну в период с 1968 по 1972 год из-за государственной антисемитской кампании . [176] В 2019 году еврейское население Польши оценивалось в 4000 человек. [200]
Наследие
Хотя послевоенная еврейская община хотела сделать Треблинку главным мемориалом, польское правительство решило вместо этого построить мемориал в бывшем Варшавском гетто и сосредоточить усилия по увековечению памяти в Освенциме. [201] В коммунистическую эпоху различия между различными преследуемыми группами были скрыты. [176] Мемориалы были установлены в Белжеце, Собиборе и Треблинке в 1960-х годах как реакция на судебные процессы в Западной Германии, но эти лагеря остаются гораздо менее известными. [202] Самый известный музей Холокоста в мире — Государственный музей Освенцим-Биркенау. [203] который принимает около 2 миллионов посетителей в год по состоянию на 2021 год. [update]. [114] С 1988 года «Марш живых» . на месте бывшего лагеря ежегодно проводится [204] Музей истории польских евреев ПОЛИН открылся в 2014 году на месте бывшего Варшавского гетто и связан с более ранними памятниками, такими как Памятник героям гетто 1948 года и мемориал на Умшлагплац. [205] Явление туризма, связанного с Холокостом, резко возросло после 1989 года из-за снижения ограничений на поездки и повлекло за собой рост туризма и коммерциализации, что иногда критиковалось как китч . [204]
В 1999 году был создан Институт национальной памяти для продвижения поддерживаемых государством исторических повествований, хотя степень его политизации со временем изменилась. [206] В 2018 году польское правительство вызвало дипломатический кризис , предложив поправку к Закону об Институте национальной памяти , которая предусматривала бы лишение свободы на срок до трех лет для тех, кто «приписывает польской нации или польскому государству... со- ответственность за нацистские преступления, совершенные Третьим рейхом... или иным образом явно минимизирует ответственность реальных виновников этих преступлений». [207] Позже закон был изменен на гражданское наказание. [208]
Ссылки
- ^ Эделе, Марк; Уорлик, Ванда (2017). «Спасены Сталиным? Траектории и численность польских евреев во Второй мировой войне» . Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 96, 123. ISBN. 978-0-8143-4268-8 .
Включая несколько других контингентов польских евреев, по меньшей мере 157 000 и не более 375 000 человек были случайно спасены от Холокоста сталинским Советским Союзом, который предоставил суровую, но в основном приемлемую альтернативу геноциду.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стола, Дариуш (2017). «Еврейская эмиграция из коммунистической Польши: упадок польского еврейства после Холокоста». Восточноевропейские еврейские дела . 47 (2–3): 169–188 [171]. дои : 10.1080/13501674.2017.1398446 . S2CID 166031765 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пиотровский, Тадеуш (2007). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 гг . МакФарланд и компания. п. 115.
- ^ Герлах 2016 , с. 63, 437.
- ^ Бурцлафф 2020 , с. 1065.
- ^ Росман, Моше. «Польша: Польша до 1795 года» . Энциклопедия YIVO . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Беорн 2018 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бэкон, Гершон. «Польша: Польша с 1795 по 1939 год» . Энциклопедия YIVO . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Беорн 2018 , с. 12.
- ^ Беорн 2018 , с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хильберг 2003 , с. 188.
- ^ Жебровский, Рафал. «Остюден» . Польский иудаистский словарь (на польском языке) . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Снайдер 2010 , стр. 122.
- ^ Клиймук 2018 , с. 101.
- ^ Клиймук 2018 , с. 101-103.
- ^ Клиймук 2018 , с. 104.
- ^ Хильберг 2003 , с. 189.
- ^ Циммерман 2015 , с. 14.
- ^ Корнблут 2021 , с. 13.
- ^ Циммерман 2015 , стр. 19–20.
- ^ Франкл, Михал (2020). «Гражданство ничейной земли? Помощь еврейским беженцам в Збоншине и Центрально-Восточной Европе, 1938–1939» . С:ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 7 (2): 37–49. ISSN 2408-9192 .
- ^ Герлах 2016 , с. 56.
- ^ Герлах 2016 , с. 57.
- ^ Беорн 2018 , с. 98.
- ^ Беорн 2018 , стр. 99, 101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Жбиковский 2008 , с. 110.
- ^ Жбиковский 2008 , с. 107.
- ^ Беорн 2018 , с. 96.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 148.
- ^ Грунер и Остерло, 2015 , с. 6.
- ^ Герлах 2016 , стр. 57–58.
- ^ Беорн 2018 , стр. 102–103.
- ^ Герлах 2016 , с. 58.
- ^ Беорн 2018 , стр. 46, 73.
- ^ Жбиковский 2008 , с. 106-107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Жбиковский 2008 , с. 109.
- ^ Беорн 2018 , с. 86.
- ^ Жбиковский 2008 , с. 108.
- ^ Беорн 2018 , стр. 89–90.
- ^ Беорн 2018 , с. 108.
- ^ Беорн 2018 , стр. 107–109.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартов 2023 , с. 201.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жбиковский 2008 , с. 113.
- ^ Жбиковский 2008 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонгерих 2010 , с. 164.
- ^ Беорн 2018 , стр. 109, 117.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жбиковский 2008 , с. 117.
- ^ Беорн 2018 , стр. 87, 103.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беорн 2018 , с. 116.
- ^ Беорн 2018 , с. 115.
- ^ Мирон 2020 , стр. 247, 251, 254.
- ^ Беорн 2018 , с. 117.
- ^ Мирон 2020 , с. 252.
- ^ Мирон 2020 , с. 253.
- ^ Мирон 2020 , стр. 253–254.
- ^ Мирон 2020 , с. 254.
- ^ Энгель 2020 , с. 240.
- ^ Браунинг, Кристофер (1995). Путь к геноциду: очерки о поиске окончательного решения . Издательство Кембриджского университета. п. 194. ИСБН 978-0-521-55878-5 – через Google Книги.
- ^ Гутман, Израиль (1989). Первые месяцы фашистской оккупации . Издательство Университета Индианы. п. 12. ISBN 978-0-253-20511-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Уолтер Лакер; Джудит Тайдор Баумель (2001), Энциклопедия Холокоста , издательство Йельского университета, стр. 101–1. стр. 260–262, ISBN. 978-0300138115
- ^ Герлах 2016 , с. 255.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браунинг, Кристофер (2005), Перед «окончательным решением»: нацистская политика геттоизации в Польше (1940–1941) (PDF) , Центр перспективных исследований Холокоста. Мемориальный музей Холокоста США, стр. 13–17 из 175 в текущем документе, заархивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2016 г.
- ^ Питер Фогельсанг; Брайан Ларсен (2002), Польские гетто , Датский центр исследований Холокоста и геноцида, заархивировано из оригинала 6 марта 2016 г. - через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жбиковский 2008 , с. 120.
- ^ Герлах 2016 , с. 67.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Жбиковский 2008 , с. 127.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 265.
- ^ Герлах 2016 , с. 108.
- ^ Копштейн и Виттенберг 2018 , стр. 2, 121.
- ^ Герлах 2016 , стр. 69, 440.
- ^ Копштейн 2023 , стр. 105, 107–108.
- ^ Копштейн 2023 , с. 104.
- ^ Копштейн 2023 , с. 107.
- ^ Бартов 2023 , с. 202.
- ^ Копштейн 2023 , с. 106.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герлах 2016 , с. 91.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 342.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 335.
- ^ Беорн 2018 , с. 220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кей 2021 , с. 200.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ленштадт 2021 , с. 63.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 340.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лонгерих 2010 , с. 339.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонгерих 2010 , с. 338.
- ^ Грабовский, Ян (2022). «Оценки потерь польских евреев, скрывающихся, 1942–1945: возвращение к наблюдениям Иегуды Бауэра». Журнал исследований Холокоста . 36 (1): 96–109. дои : 10.1080/25785648.2021.2014673 . S2CID 246652977 .
- ^ Виатр, Ева (2017). « «Выдача евреев» – участие «синих» полицейских в депортациях евреев на примере Радомского уезда» . Исследования и материалы Холокоста (4): 302–314. ISSN 1689-9644 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бартов 2023 , с. 209.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 279.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герлах 2016 , с. 74.
- ^ Беорн 2018 , с. 209.
- ^ Longerich 2010 , стр. 290–291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беорн 2018 , с. 210.
- ^ Longerich 2010 , стр. 280, 293–294, 302.
- ^ Лонгерих 2010 , стр. 280–281, 292.
- ^ Герлах 2016 , стр. 208–209.
- ^ Герлах 2016 , с. 243.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лонгерих 2010 , с. 330.
- ^ Берген 2016 , стр. 247, 251.
- ^ Герлах 2016 , стр. 286–287.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кей 2021 , с. 204.
- ^ Герлах 2016 , с. 283.
- ^ Кей 2021 , стр. 204–205.
- ^ Кей 2021 , с. 199.
- ^ Стоун 2010 , стр. 153–154.
- ^ Герлах 2016 , с. 199.
- ^ Герлах 2016 , с. 211.
- ^ Герлах 2016 , с. 273.
- ^ Кей 2021 , с. 209.
- ^ Герлах 2016 , с. 274.
- ^ Герлах 2016 , с. 121.
- ^ Кей 2021 , с. 247.
- ^ Герлах 2016 , с. 111.
- ^ Кей 2021 , с. 208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ленштадт 2021 , с. 62.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Герлах 2016 , с. 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Герлах 2016 , стр. 74, 120.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герлах 2016 , стр. 93–94, 120.
- ^ Longerich 2010 , стр. 281–282.
- ^ Longerich 2010 , стр. 330–331.
- ^ Longerich 2010 , стр. 332–333.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 331.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 334.
- ^ Longerich 2010 , стр. 335–336.
- ^ Кей 2021 , с. 203.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 337.
- ^ Longerich 2010 , стр. 341, 353–354.
- ^ Энгель 2020 , стр. 241–242.
- ^ Герлах 2016 , с. 110.
- ^ Longerich 2010 , стр. 378–380.
- ^ Герлах 2016 , с. 214.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 343.
- ^ Тоттен, Сэмюэл; Файнберг, Стивен (2009). Преподавание и изучение Холокоста . ИАП. стр. 52, 104, 150, 282. ISBN. 978-1607523017 . Человеческое достоинство и духовное сопротивление. Также в: Гершенсон, Ольга (2013). Призрачный Холокост . Издательство Университета Рутгерса. п. 104. ИСБН 978-0813561820 .
- ^ Кристофер Браунинг (2001), «Рауль Хильберг» , Исследования Яд Вашем , Wallstein Verlag, стр. 9–10, ISSN 0084-3296
- ^ Исайя Транк (1972), «Отношение советов к физическому сопротивлению» , Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией , U of Nebraska Press, стр. 464–466, 472–474, ISBN 978-0803294288 , заархивировано из оригинала 3 января 2014 г.
Наивысшая степень сотрудничества была достигнута, когда председатели или другие ведущие члены Совета сами активно участвовали в подготовке и проведении акций сопротивления, особенно при ликвидации гетто. Примеры включают Варшаву , Ченстохову , Радомско, Паенчно, Сасув, Пиньск , Молчадзь, Иваниску, Вильно , Несвеж, Здзи3 , Тучин (Рувне) и Марцинканце ( Гродно ) и другие.
Также в: Мартин Гилберт (1986), Холокост: еврейская трагедия , Коллинз, с. 828, ISBN 9780002163057 - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энциклопедия Холокоста (2011 г.), Еврейское сопротивление , Мемориальный музей Холокоста США, см. карту. , заархивировано из оригинала 26 января 2012 г. - через Интернет-архив. Также в: Шмуэль Краковский (2010), Armed Resistance , YIVO, заархивировано из оригинала 2 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мемориальный музей Холокоста США, Сопротивление во время Холокоста (PDF) , Центр Майлза Лермана по изучению еврейского сопротивления, стр. 6 из 56 в текущем документе, заархивировано (PDF) из оригинала 29 августа 2017 г. .
- ^ Энциклопедия Холокоста (2017 г.), Сопротивление в Виленском гетто , Мемориальный музей Холокоста США, заархивировано из оригинала 3 августа 2017 г.
- ^ Ланичек 2012 , стр. 74–75, 81.
- ^ Беорн 2018 , с. 236.
- ^ Бретур, Миранда (2019). «Еврейско-неевреи скрываются во время Холокоста в Соколовском уезде, Польша (1942–1944)». Журнал исследований Холокоста . 33 (4): 277–301 [299–300]. дои : 10.1080/25785648.2019.1677090 . S2CID 211662916 .
Тесные контакты в польской общине и достойное знание польского языка были чрезвычайно полезны, если не необходимы, для обеспечения убежища... Было раскрыто еще несколько случаев, когда местный поляк пытался спрятать группу евреев, а затем впоследствии был обвинен или убит. обвинения, переходя от помощника к преступнику.
- ^ Грабовский, Ян (2008). Спасение за деньги: платные помощники в Польше, 1939-1945 гг . Яд Вашем. ISBN 978-965-308-325-7 .
Материалы послевоенных процессов над коллаборационистами, многие из которых совершили преступления против евреев, и другие материалы показывают, что феномен платной помощи был далеко не маргинальным. У еврея с деньгами и другим имуществом было гораздо больше шансов на спасение, чем у еврея без гроша в кармане.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бартов 2023 , с. 206.
- ^ Фридель 2018 , стр. 190–191.
- ^ Беорн 2018 , с. 269.
- ^ Герлах 2016 , с. 360.
- ^ Беорн 2018 , стр. 269–270.
- ^ Бурцлафф 2020 , стр. 1065, 1075.
- ^ Фридель 2018 , стр. 197.
- ^ Чесарани, Дэвид; Кавано, Сара. Холокост . Рутледж. п. 64.
- ^ Ресурсный центр Яд Вашем Шоа, Зегота. Архивировано 20 октября 2013 г., в Wayback Machine , страница 4/34 отчета.
- ^ Подбельска, Алиция (2019). « Это за укрывательство евреев!» Насилие против спасателей Холокоста в Польше после освобождения, 1944–1948 годы» . С:ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 6 (2): 110–120. ISSN 2408-9192 .
- ^ Ян Грабовский (9 октября 2013 г.). Охота на евреев: предательство и убийства в оккупированной немцами Польше . Издательство Университета Индианы. стр. 2–4. ISBN 978-0-253-01087-2 .
- ^ Уильямс, Тимоти; Бакли-Зистел, Сюзанна, ред. (17 апреля 2018 г.). Исполнители и совершение массового насилия: действие, мотивация и динамика . Рутледж. п. 337. ИСБН 9781351175845 .
- ^ Грабовский, Ян (2013). Охота на евреев: предательство и убийства в оккупированной немцами Польше . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-01074-2 .
- ^ Охота на евреев: предательство и убийство в оккупированной немцами Польше , издательство Indiana University Press, Ян Грабовски, стр. 2–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фридрих, Клаус-Петер (зима 2005 г.). «Сотрудничество в «стране без Квислинга»: модели сотрудничества с оккупационным режимом нацистской Германии в Польше во время Второй мировой войны» . Славянское обозрение . 64 (4): 711–746. дои : 10.2307/3649910 . JSTOR 3649910 .
- ^ « Оргия убийств»: поляки, которые «охотились» на евреев и сдавали их нацистам . Гаарец .
- ^ «Польская полиция в Генерал-губернаторстве 1939-1945 — Государственная полиция» . Policepanstwowa.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Гарлински, Йозеф (12 августа 1985 г.). Польша во Второй мировой войне . Спрингер. ISBN 978-1-349-09910-8 .
- ^ Циммерман (2015) .
- ^ Бискупский, Мечислав (2000). История Польши . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 110 . ISBN 978-0313305719 . OCLC 42021562 .
- ^ Саймет, Дэвид (июнь 1999 г.). «Польский государственный антисемитизм как главный фактор, приведший к Холокосту». Журнал исследований геноцида . 1 (2): 169–212. дои : 10.1080/14623529908413950 . ISSN 1469-9494 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Купер, Лео (2000). В тени польского орла: поляки, Холокост и не только . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв. ISBN 978-1-280-24918-1 . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Циммерман (2015) , с. 371.
- ^ Владислав Бартошевский, изд. (2004). Поляки и евреи: представления и заблуждения . Полин (1. Выпущено в мягкой обложке под ред.). Оксфорд: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана. п. 356. ИСБН 978-1-904113-19-5 .
- ^ Шац, Яфф (1991). Поколение: взлет и падение еврейских коммунистов Польши . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 204. ИСБН 978-0520071360 . OCLC 22984393 .
- ^ Саймет (1999) .
- ^ Купер (2000) , с. 141.
- ^ Мушкат, Мэрион (1992). Фило-семитские и антиеврейские настроения в Польше после Холокоста . Льюистон: Эдвин Меллен Пресс. п. 50. ISBN 978-0773491762 . OCLC 26855644 .
- ^ Канторович, Ирена (июнь 2012 г.). «Почитание коллаборационистов – украинский случай» (PDF) . Рони Стаубер, Берил Бельски. Документы программы Кантора. Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2017 года . Проверено 25 ноября 2016 г.
Когда Советы оккупировали восточную Галицию, около 30 000 украинских националистов бежали в Генерал-губернаторство. В 1940 году немцы начали создавать военные учебные отряды из украинцев, а весной 1941 года украинские части были созданы вермахтом.
- ^ Брейтман, Ричард (2005). Разведка США и нацисты . Издательство Кембриджского университета. п. 249. ИСБН 978-0521617949 .
- ^ Снайдер, Тимоти (2003). Реконструкция наций. Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569–1999 гг . Издательство Йельского университета. стр. 162–170. ISBN 978-0-300-10586-5 . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года.
- ^ Спектор, Шмуэль; Вигодер, Джеффри (2001). Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста . Том. III. Нью-Йорк Пресс. п. 1627. ISBN 978-0814793787 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 года.
- ^ Россолински, Гжегож (2014). Степан Бандера: Жизнь и загробная жизнь украинского националиста: фашизм, геноцид и культ . Издательство Колумбийского университета. п. 290. ИСБН 978-3838206844 .
- ^ Берген 2016 , стр. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гжиб 2020 , стр. 620.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йокуш, Лаура; Левински, Тамар (зима 2010 г.). Потерянный рай? Послевоенная память о выживании польских евреев в Советском Союзе . Том. 24. Полный текст загружен с сайта Holocaust and Genocide Studies (при регистрации). Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года.
- ^ Трела-Мазур, Эльжбета (1998) [1997]. 1939–1941 , Советизация системы образования в восточной части Малой Польши в условиях советской оккупации . Кельце: Wyższa Szkoła Pedagogiczna im. Ян Кохановский. стр. 43, 294. ISBN 978-83-7133-100-8 . Также в: Трела-Мазур (1997), Вроцлавские восточные исследования. Вроцлав : Видав. Университет Вроцлава. Том 1, с. 87–104.
- ^ Берендт, Гжегож (2006). «Эмиграция еврейского народа из Польши в 1945–1967 годах » (PDF) . Польша 1944/45–1989. Исследования и материалы . VII . стр. 25–26 (стр. 2–3 в текущем документе). Архивировано (PDF) из оригинала 1 декабря 2017 г.
- ^ Гуннар С. Паулссон (лето – осень 1998 г.). «Спасение евреев неевреями в оккупированной нацистами Польше». Журнал образования в области Холокоста . 7 (1 и 2): 19–44. дои : 10.1080/17504902.1998.11087056 . Соответствующая выдержка о «шансах на выживание в бегах». .
Принимая во внимание, что эти случаи взяты из опубликованных мемуаров и дел, хранящихся в Яд Вашем и Еврейском историческом институте, вполне вероятно, что около 5000 поляков, которые были признаны «Праведниками народов мира», на данный момент представляют собой только Вершина айсберга, и что истинное количество спасателей, соответствующих «золотому стандарту» Яд Вашем, в 20, 50, а может быть, даже в 100 раз больше (с. 23, § 2; доступно при покупке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвид Энгель (2005), «Польша» (PDF) , Освобождение, реконструкция и бегство (1944–1947) , Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO , стр. 5–6 в текущем документе, YIVO , Самая большая группа поляков -Выжившие евреи провели годы войны на советских или контролируемых Советским Союзом территориях., ISBN 9780300119039 , [см. также:] Гольчевский (2000) , с. 330, заархивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 г.
- ^ Лукас (1989) , стр. 5, 13, 111, 201, «Введение» . Также в: Лукас (2001) , с. 13.
- ^ Гольчевский, Франк (2000). Грегор, Нил (ред.). Нацизм . ОУП Оксфорд. стр. 329–330. ISBN 978-0191512032 . Профессор Чеслав Мадайчик приписал 2 000 000 жертв польско-еврейского происхождения лагерям смерти, а еще 700 000 - гетто, трудовым лагерям и операциям по убийству. Заявленная им цифра в 2 770 000 жертв считается низкой, но реалистичной. Мадайчик также оценил 890 000 польских евреев, переживших Вторую мировую войну; около 110 000 из них в лагерях для перемещенных лиц по всей остальной Европе и 500 000 в СССР; в результате чего в 1945 году число евреев за пределами страны достигло 610 000.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) Примечание: некоторые другие оценки, см., например: Engel (2005) , существенно отличаются. - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бертон, Саймон; Поттс, Джоанна (2007). Warlords: необыкновенное воссоздание Второй мировой войны . Да Капо Пресс. п. 285. ИСБН 978-0306816505 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фертач, Сильвестр (2005). «Вырезание карты Польши» [Вырезание карты Польши: Болезненная граница]. Сленский общественно-культурный журнал . Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 г. - через Интернет-архив , 5 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Слэй, Бен (2014). Польская экономика: кризис, реформа и трансформация . Издательство Принстонского университета. стр. 20–21. ISBN 978-1400863730 .
Вторая республика была уничтожена во время Второй мировой войны (1939–1945). В результате семи лет жестоких боев и сопротивления нацистской и советской военной оккупации население Польши сократилось на треть, с 34 849 человек в конце 1938 года до 23 930 человек в феврале 1946 года. Шесть миллионов граждан... погибли. [стр.19–20] ( см. в разделе «Антикоммунистическое сопротивление в Польше (1944–46») Дополнительные данные . )
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герлах 2016 , с. 354.
- ^ Корнблут 2021 , с. 273.
- ^ Цичопек, Анна (2014). За пределами насилия: выжившие евреи в Польше и Словакии, 1944–48 . Издательство Кембриджского университета. п. 117. ИСБН 978-1-107-03666-6 .
- ^ Цихопек 2014 , стр. 116.
- ^ Корнблут 2021 , с. 274.
- ^ Влодарчик, Тамара (2010). «2.10 Брича». Osiedle żydowskie na Dolnym Śląsku w latach 1945–1950 (на przykladzie Kłodzka) (PDF) . стр. 36, 44–45 (23–24 в PDF). Архивировано (PDF) из оригинала 13 апреля 2016 года.
Решение исходило из военных кругов (а не партийного руководства). Организации Бериха под руководством Кви Несера было предложено сохранить в секрете участие MSZ и MON. (24 в PDF) Миграция достигла своего апогея в 1946 году, в результате чего Польшу покинули 150 000 евреев. (21 в PDF)
- ^ Алексюн, Наталья. «Бериха» . ЙИВО.
Рекомендуемая литература: Арье Йозеф Кохави, «Британия и еврейский исход…», Polin 7 (1992): стр. 161–175.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хакоэн (2003) , с. 70, «Польша».
- ^ Маррус, Майкл Роберт; Аристид Р. Зольберг (2002). Нежелательные: европейские беженцы от Первой мировой войны до холодной войны . Издательство Университета Темпл. п. 336. ИСБН 978-1-56639-955-5 .
Это гигантское усилие, известное под еврейским кодовым словом Бриха (бегство), резко активизировалось после погрома в Кельце в июле 1946 года.
- ^ Силяк, Ана ; Там, Филипп (2001). Перекройка наций: этнические чистки в Центрально-Восточной Европе, 1944–1948 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 138. ИСБН 978-0-7425-1094-4 .
- ^ Штайнлауф, Майкл К. (1996). Польша . Джу Пресс. ISBN 9780801849695 . В: Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост . Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- ^ Альберт Станковски с Августом Грабски и Гжегожем Берендтом; Исследования по истории евреев в Польше после 1945 года , Варшава, Еврейский исторический институт, 2000, стр. 107–111. ISBN 83-85888-36-5
- ^ Кохави, Арье Дж. (2001). Политика после Холокоста: Великобритания, США и еврейские беженцы, 1945–1948 гг . Издательство Университета Северной Каролины. стр. xi, 167–169. ISBN 978-0-8078-2620-1 .
Великобритания оказывала давление на правительство Польши.
- ^ Бэзилер и др. 2019 , стр. 311.
- ^ Ленштадт 2021 , с. 66.
- ^ Ленштадт 2021 , стр. 62, 66.
- ^ Гжиб 2020 , стр. 620–621.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гжиб 2020 , стр. 630.
- ^ Гжиб 2020 , стр. 628.
- ^ Корнблут 2021 , стр. 269–270.
- ^ Корнблут 2021 , с. 1.
- ^ Корнблут 2021 , стр. 1, 271.
Цитируемые работы
- Бартов, Омер (2023). «Холокост». Оксфордская история Третьего рейха . Издательство Оксфордского университета. стр. 190–216. ISBN 978-0-19-288683-5 .
- Бэзилер, Майкл Дж .; Бойд, Кэтрин Ли; Нельсон, Кристен Л. (2019). В поисках справедливости после Холокоста: выполнение Терезинской декларации и реституция недвижимого имущества . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-092306-8 .
- Беорн, Уэйтман Уэйд (2018). Холокост в Восточной Европе: в эпицентре окончательного решения . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-4742-3219-7 .
- Берген, Дорис (2016). Война и геноцид: краткая история Холокоста . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-4422-4228-9 .
- Бурцлафф, Январь (2020). «Противостояние братской могиле: переоценка социальных отношений во время Холокоста в Восточной Европе». Исторический журнал . 63 (4): 1054–1077. дои : 10.1017/S0018246X19000566 .
- Энгель, Дэвид (2020). «Постоянная гражданская борьба: переосмысление реакции евреев на нацистский режим». Спутник Холокоста . Уайли. стр. 233–245. ISBN 978-1-118-97052-2 .
- Фридель, Томаш (2018). «Юденьягд: переоценка роли простых поляков как виновников Холокоста». Преступники и совершение массового насилия . Рутледж. стр. 187–203. ISBN 978-1-351-17586-9 .
- Герлах, Кристиан (2016). Уничтожение европейских евреев . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-70689-6 .
- Гржиб, Аманда Ф. (2020). «Меняющийся ландшафт мемориализации Холокоста в Польше». Спутник Холокоста . Уайли. стр. 619–637. ISBN 978-1-118-97052-2 .
- Грюнер, Вольф ; Остерло, Йорг (2015). "Введение". Великий Германский Рейх и евреи: политика нацистского преследования на аннексированных территориях 1935–1945 гг . Война и геноцид. Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 1–12. ISBN 978-1-78238-444-1 .
- Хакоэн, Девора (2003). Иммиграция из Польши . Издательство Сиракузского университета, 325 страниц. ISBN 978-0-8156-2969-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Хильберг, Рауль (2003). Уничтожение европейских евреев .
- Кей, Алекс Дж. (2021). Империя разрушения: история массовых убийств нацистов . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-26253-7 .
- Клиймук, Александр (2018). «Construct Ostjuden в немецком антисемитском дискурсе 1920–1932 годов». Scripta Judaica Cracoviensia . 16 .
- Копштейн, Джеффри С .; Виттенберг, Джейсон (2018). Интимное насилие: антиеврейские погромы накануне Холокоста . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-1527-3 .
- Копштейн, Джеффри С. (2023). «Общая история насилия?: Погромы лета 1941 года в сравнительной перспективе». Политика, насилие, память: новая социальная наука о Холокосте . Издательство Корнельского университета. стр. 104–123. ISBN 978-1-5017-6676-3 .
- Корнблут, Эндрю (2021). Августовские процессы: Холокост и послевоенное правосудие в Польше . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-25988-1 .
- Ланичек, Ян (2012). «Правительства в изгнании и евреи во время и после Второй мировой войны». Исследования Холокоста . 18 (2–3): 73–94. дои : 10.1080/17504902.2012.11087307 .
- Ленштадт, Стефан (2021). «Акция Рейнхардта - Источники, исследования и память за последние 30 лет» . Дайте показания. Между историей и памятью. Многопрофильный журнал Фонда Освенцима (132): 62–70. дои : 10.4000/temoigner.9886 . ISSN 2031-4183 . S2CID 256347577 .
- Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280436-5 .
- Лукас, Ричард К. (1989). Из ада: поляки помнят Холокост . Университетское издательство Кентукки . п. 13 . ISBN 978-0-8131-1692-1 .
Оценки выживших евреев в Польше.
[ нужен лучший источник ] - Лукас, Ричард К. (2001). Забытый Холокост: поляки под немецкой оккупацией, 1939–1944 гг . Гиппокреновые книги. ISBN 978-0-7818-0901-6 . [ нужен лучший источник ]
- Мирон, Гай (2020). «Гетто и геттоизация - история и историография». Спутник Холокоста . Уайли. стр. 247–261. ISBN 978-1-118-97052-2 .
- Пиотровский, Тадеуш (2007). Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918–1947 гг . МакФарланд и компания. ISBN 0-7864-0371-3 .
- Стоун, Дэн (2010). Истории Холокоста . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956679-2 .
Снайдер, Тимоти (2010). Кровавые земли. Европа между Гитлером и Сталиным . Бодли Хед. ISBN 9780224081412 .
- Циммерман, Джошуа Д. (2015). Польское подполье и евреи, 1939–1945 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-29825-1 .
- Жбиковский, Анджей (2008). «Польские евреи в годы Второй мировой войны». Перемещения, изгнания и побеги 1939-1959 гг. Атлас польских земель [ Перемещения, изгнания и побеги 1939-1959. Атлас земель Польши . Варшава.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
- Бен-Сассон, Хави (2017). Отношения между евреями и поляками во время Холокоста: еврейская перспектива . Иерусалим: Яд Вашем. ISBN 978-965-308-524-4 .
- Бискупская, Ядвига (27 января 2022 г.). «Глава 7 - Вопросы веры - католическая интеллигенция и церковь». Выжившие: Варшава под нацистской оккупацией (в твердом переплете) (новое изд.). Издательство Кембриджского университета . стр. 192–225. дои : 10.1017/9781009026017.008 . ISBN 978-1316515587 .
- Тиндорф, Рышард; Зелинский, Зигмунт (2023). Спасение евреев во время войны польским католическим духовенством: свидетельства выживших и спасателей (PDF) . Том. 1. Люблин: Видавництво КУЛ. ISBN 978-83-8288-040-3 . — Книга для бесплатного скачивания.
- Тиндорф, Рышард; Зелинский, Зигмунт (2023). Спасение евреев во время войны польским католическим духовенством: свидетельства выживших и спасателей (PDF) . Том. 2. Люблин: Видавництво КУЛ. ISBN 978-83-8288-088-5 . — Книга для бесплатного скачивания.