Еврейский вопрос
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Еврейский вопрос представлял собой широкую дискуссию в Европе XIX и XX веков, которая касалась надлежащего статуса евреев и обращения с ними . Дебаты, которые были похожи на другие « национальные вопросы », касались гражданского, правового, национального и политического статуса евреев как меньшинства в обществе, особенно в Европе в 18, 19 и 20 веках.
Дебаты начались с эмансипации евреев в Западной и Центральной Европы обществах в эпоху Просвещения и после Французской революции . Вопросы дебатов включали правовые и экономические ограничения евреев (такие как еврейские квоты и сегрегация ), еврейскую ассимиляцию и еврейское Просвещение .
Это выражение использовалось антисемитскими движениями с 1880-х годов, кульминацией которого стала нацистская фраза « Окончательное решение еврейского вопроса». Точно так же это выражение использовалось сторонниками и противниками создания автономной еврейской родины или суверенного еврейского государства .
История «еврейского вопроса»
[ редактировать ]Термин «еврейский вопрос» впервые был использован в Великобритании около 1750 года, когда это выражение использовалось во время дебатов, связанных с Законом о еврейской натурализации 1753 года . [ 1 ] По мнению исследователя Холокоста Люси Давидович , термин «еврейский вопрос», введенный в Западной Европе , был нейтральным выражением негативного отношения к очевидной и стойкой исключительности евреев как народа на фоне растущего политического национализма и новых тенденций. национальные государства . Давидович пишет, что «история еврейской эмансипации и европейского антисемитизма изобилует предлагаемыми «решениями еврейского вопроса » » . [ 2 ]
В следующий раз этот вопрос обсуждался во Франции ( la вопросом juive ) после Французской революции в 1789 году. Он обсуждался в Германии в 1843 году в Бруно Бауэра трактате Die Judenfrage ( « Еврейский вопрос » ). Он утверждал, что евреи смогут добиться политической эмансипации, только если они откажутся от своего религиозного сознания, поскольку он предположил, что политическая эмансипация требует светского государства . Выводы Бауэра были оспорены Карлом Марксом в его эссе «Zur Judenfrage» , в котором он утверждал, что общество не может быть свободным от гнета капитализма, не исключив евреев из общества: «Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность иудаизма — торгашество и его условиях — еврей становится невозможным, потому что его сознание больше не имеет объекта... Социальная эмансипация еврея есть эмансипация общества от иудаизма». [ 3 ]
По словам Отто Дова Кульки [ 4 ] из Еврейского университета , термин получил широкое распространение в 19 веке, когда его использовали в дискуссиях об эмансипации евреев в Германии ( Judenfrage ). [ 1 ] В XIX веке на эту тему были написаны сотни трактатов, брошюр, газетных статей и книг, многие из которых предлагали такие решения, как переселение, депортация или ассимиляция еврейского населения. Точно так же были написаны сотни работ, выступающих против этих решений и предлагающих вместо них такие решения, как реинтеграция и образование. Однако эти дебаты не смогли решить, имеет ли проблема еврейского вопроса больше общего с проблемами, поставленными противниками немецких евреев , или наоборот: с проблемой, которую существование немецких евреев ставит перед их противниками.
Примерно с 1860 года этот термин использовался с возрастающей антисемитской тенденцией: евреи описывались под этим термином как камень преткновения на пути к идентичности и сплоченности немецкой нации, а также как враги внутри собственной страны немцев. Такие антисемиты, как Вильгельм Марр , Карл Ойген Дюринг , Теодор Фрич , Хьюстон Стюарт Чемберлен , Поль де Лагард и другие, объявили это расовой проблемой, неразрешимой посредством интеграции. Они подчеркивали это, чтобы усилить свои требования по «дееврейизации» прессы, образования, культуры, государства и экономики. Они также предложили осудить смешанные браки между евреями и неевреями. Они использовали этот термин, чтобы вытеснить евреев с их якобы доминирующих в обществе позиций.
Эту тему подхватили и сами евреи. Трактат Теодора Герцля « 1896 года Der Judenstaat» пропагандирует сионизм как «современное решение еврейского вопроса» путем создания независимого еврейского государства, предпочтительно в Палестине, контролируемой Османской империей. [ 5 ] В научно-фантастическом романе 1934 года «Zwei im andern Land немецкого раввина Мартина Саломонски показано убежище для евреев на Луне. [ 6 ]
Наиболее печально известное использование этого выражения было нацистами в начале и середине двадцатого века. Они осуществили то, что они назвали своим « окончательным решением еврейского вопроса», посредством Холокоста во время Второй мировой войны , когда они попытались истребить евреев в Европе. [ 7 ] [ 8 ]
Бруно Бауэр – Еврейский вопрос
[ редактировать ]В своей книге «Еврейский вопрос» (1843 г.) Бауэр утверждал, что евреи смогут добиться политической эмансипации только в том случае, если они откажутся от своего особого религиозного сознания. Он считал, что политическая эмансипация требует светского государства , и такое государство не оставляет никакого «пространства» для социальных идентичностей, таких как религия . По мнению Бауэра, подобные религиозные требования были несовместимы с идеей « прав человека ». Истинное политическое освобождение, по мнению Бауэра, требовало отмены религии. [ 9 ]
Карл Маркс – К еврейскому вопросу
[ редактировать ]Карл Маркс ответил Бауэру в своем эссе 1844 года «О еврейском вопросе» . Маркс отверг точку зрения Бауэра о том, что природа еврейской религии препятствует ассимиляции евреев. Вместо этого Маркс подверг критике саму формулировку вопроса Бауэром: «Могут ли евреи стать политически эмансипированными?» как фундаментально маскирующую природу самой политической эмансипации. [ 10 ]
Маркс использовал эссе Бауэра как повод для собственного анализа либеральных прав. Маркс утверждал, что Бауэр ошибался, полагая, что в « светском государстве » религия больше не будет играть заметную роль в общественной жизни. В качестве примера он привел распространенность религии в Соединенных Штатах , где, в отличие от Пруссии , не было государственной религии . В анализе Маркса «светское государство» не противостояло религии, а, скорее, предполагало ее. Отмена религиозных или имущественных критериев для получения гражданства не означала отмену религии или собственности, а, скорее, натурализовала и то и другое и ввела способ рассматривать людей в абстракции от них. [ 11 ] На этой ноте Маркс вышел за рамки вопроса о религиозной свободе и перешел к своему реальному интересу к анализу Бауэра «политической эмансипации». Маркс пришел к выводу, что, хотя люди могут быть «политически» свободными в светском государстве, они по-прежнему связаны материальными ограничениями свободы из-за экономического неравенства - предположение, которое позже легло в основу его критики капитализма .
После Маркса
[ редактировать ]Вернер Зомбарт XVII–XVIII веков восхвалял евреев за их капитализм и представил придворных евреев как интегрированных и модель интеграции. [ 12 ] На рубеже двадцатого века дебаты все еще широко обсуждались. Дело Дрейфуса во Франции, которое считается свидетельством антисемитизма, повысило известность этого вопроса. Теодор Герцль предложил продвижение отдельного еврейского государства и сионистского дела. [ 13 ]
Между 1880 и 1920 годами миллионы евреев нашли свое собственное решение проблемы погромов в Восточной Европе путем эмиграции в другие места, прежде всего в Соединенные Штаты и Западную Европу.
Нацистское «окончательное решение»
[ редактировать ]В нацистской Германии термин «еврейский вопрос» (на немецком языке: Judenfrage ) относился к убеждению, что существование евреев в Германии представляет собой проблему для государства. В 1933 году два нацистских теоретика, Иоганн фон Леерс и Ахим Герке , выдвинули идею о том, что еврейский вопрос может быть решен путем переселения евреев на Мадагаскар или куда-нибудь еще в Африке или Южной Америке. Они также обсудили плюсы и минусы поддержки немецких сионистов. Фон Леерс утверждал, что создание еврейской родины в Подмандатной Палестине создаст гуманитарные и политические проблемы для региона. [ 14 ]
Придя к власти в 1933 году, Адольф Гитлер и нацистское государство начали применять все более суровое законодательство , направленное на сегрегацию и, в конечном итоге, изгнание евреев из Германии и (в конечном итоге) всей Европы. [ 15 ] Следующим этапом стало преследование евреев и лишение их гражданства посредством Нюрнбергских законов 1935 года . [ 16 ] [ 17 ] Начиная с погрома «Хрустальной ночи» 1938 года , а затем, во время Второй мировой войны , это стало спонсируемым государством интернированием в концентрационные лагеря . [ 18 ] Наконец, правительство осуществило систематическое истребление еврейского народа ( Холокост ). [ 19 ] которое произошло как так называемое окончательное решение еврейского вопроса . [ 7 ] [ 20 ] [ а ]
Нацистская пропаганда создавалась с целью манипулирования общественностью, наиболее яркие примеры которой были основаны на трудах таких людей, как Ойген Фишер , Фриц Ленц и Эрвин Баур в книге «Основы преподавания человеческой наследственности и расовой гигиены» . работа «Die Freigabe der Vernichtung lebensunwerten Lebens» ( «Разрешение уничтожения жизни, недостойной жизни ») Карла Биндинга и Альфреда Хоша и псевдостипендия, которую продвигал Герхард Киттель Свою роль также сыграла . В оккупированной Франции коллаборационистский режим основал собственный Институт изучения еврейского вопроса .
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]По мнению историков Рональда Дж. Дженсена и Стюарта Ни, к 1870-м годам российско-американские отношения обострились из-за плохого обращения с американскими евреями, приезжавшими в Россию. Президент Улисс С. Грант ответил на просьбы американских евреев принять меры по защите посетителей. [ 21 ] К 1880-м годам вспышка антисемитских погромов в России и последующая массовая эмиграция евреев в Нью-Йорк ухудшили отношения. После 1880 года эскалация погромов оттолкнула как элиту, так и общественное мнение в США. [ 22 ] В 1903 году в результате Кишиневского погрома погибло 47 евреев, было ранено 400, а 10 000 человек остались без крова и нуждались в помощи. Американские евреи начали масштабную организованную финансовую помощь и содействовали эмиграции из России. [ 23 ] Рост насилия в России привел в 1911 году к тому, что Соединенные Штаты аннулировали торговый договор 1832 года. [ 24 ]
По словам историка Лео Рибуффо, в 1920-х годах автомобильный магнат Генри Форд спонсировал крупную волну нападок на евреев в своем журнале Dearborn Independent , пачки которого он каждую неделю рассылал всем дилерским центрам Ford. Он особенно продвигал «Протоколы сионских мудрецов» , а также публиковал новые статьи, в которых евреи обвинялись в проблемах Америки. В 1927 году, после иска Аарона Сапиро, Форд публично извинился за свой антисемитизм, отказался от своих прежних взглядов и закрыл свой журнал. [ 25 ]
«Еврейская проблема» эвфемистически обсуждалась в странах с большинством европейского населения за пределами Европы, даже когда Холокост был в разгаре. Американский летчик и знаменитость Чарльз А. Линдберг неоднократно использовал эту фразу в публичных выступлениях и письмах. Например, в своей дневниковой записи от 18 сентября 1941 года, опубликованной в 1970 году в журнале « Военные журналы Чарльза А. Линдберга» , он написал: [ 26 ]
[Джон Т.] Флинн говорит, что он не подвергает сомнению истинность того, что я сказал в Де-Мойне: [ 27 ] но считает нецелесообразным упоминать еврейскую проблему. Мне трудно понять позицию Флинна. Он так же твердо, как и я, считает, что евреи являются одними из основных факторов, подталкивающих эту страну к войне. Он говорил это часто и говорит это сейчас. Он вполне готов поговорить об этом с небольшой группой людей наедине.
Современное использование
[ редактировать ]Доминирующей антисемитской теорией заговора является вера в то, что еврейский народ имеет неправомерное влияние на средства массовой информации, банковское дело и политику. Основываясь на этой теории заговора, определенные группы и активисты обсуждают «еврейский вопрос» и предлагают различные предложения по его решению. В начале 21 века белые националисты , альтернативные правые и неонацисты использовали инициализм JQ для обозначения еврейского вопроса. [ 28 ] [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемит и еврей
- Антисемитская утка
- Армянский вопрос
- Дэвид Ниренберг § Антииудаизм
- немецкий вопрос
- ирландский вопрос
- Мартин Лютер и антисемитизм
- Национальный вопрос
- Негритянский вопрос
- Польский вопрос
- Расовый вопрос
- Ульрих Фляйшхауэр
- Полезный еврей
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дополнительную информацию см. в Ванзейской конференции .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кулька, Отто Д. (1994). "Введение". В Ауэрбахе, Рена Р. (ред.). «Еврейский вопрос» в немецкоязычных странах, 1848–1914 гг., Библиография . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8153-0812-6 . В свободном доступе на «Следующее эссе профессора Отто Дов Кульки основано на предисловии к книге Рены Р. Ауэрбах, изд.: «Еврейский вопрос» . Библиографический проект Феликса Позена по антисемитизму, Еврейский университет в Иерусалиме . Архивировано из оригинал от 25 ноября 2005 г.
- ^ Давидович, Люси С. (1975). Война против евреев, 1933-1945 гг . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. XXI – XXIII. ISBN 978-0-03-013661-0 . ОСЛК 1103005 .
- ^ Джонсон, Пол (1 апреля 1984 г.). «Марксизм против евреев» . Комментаторский журнал .
- ^ По состоянию на 2008 год работы Отто Дова Кулки распроданы, но следующие материалы могут быть полезны и доступны в микрофильмах: Воспоминания об Отто Дове Кулке (Глен Рок, Нью-Джерси: Microfilming Corp. of America, 1975), ISBN 978-0-88455-598-8 , OCLC 5326379 .
- ^ Герцль, Теодор (1988) [1896]. «Биография Алекса Бейна» . Der Judenstaat [ Еврейское государство ]. перевод Сильви д'Авигдор (переиздание). Нью-Йорк: Курьер Дувр . п. 40. ИСБН 978-0-486-25849-2 . Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ «Евреи в космосе. Шесть вопросов Лене Куглер» . 11 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стиг Хорншой-Моллер (24 октября 1998 г.). «Речь Гитлера в рейхстаге 30 января 1939 года» . Проект «История Холокоста» . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Фюре, Франсуа . Вопросы без ответа: нацистская Германия и геноцид евреев . Шокен Книги (1989), с. 182; ISBN 978-0-8052-4051-1
- ^ Пелед, Йоав (1992). «От теологии к социологии: Бруно Бауэр и Карл Маркс к вопросу об эмансипации евреев» . История политической мысли . 13 (3): 463–485. ISSN 0143-781X . JSTOR 26214177 .
- ^ Карл Маркс (февраль 1844 г.). «К еврейскому вопросу» . Немецко-французские ежегодники . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Маркс 1844:
Политическое аннулирование частной собственности не только не отменяет частную собственность, но даже предполагает ее. Государство по-своему отменяет различия по рождению, социальному рангу, образованию, профессии, когда оно объявляет рождение, социальное положение, образование, занятие неполитическими различиями, когда оно провозглашает, не принимая во внимание эти различия, что каждый член нации является равноправным участником национального суверенитета, когда он рассматривает все элементы реальной жизни нации с точки зрения государства. Тем не менее государство позволяет частной собственности, образованию, занятию действовать по-своему – т. е. как частная собственность, как образование, как занятие, и оказывать влияние своей особой природы. Государство не только не уничтожает эти реальные различия, но и существует только при предпосылке их существования; оно чувствует себя политическим государством и утверждает свою универсальность только в противовес этим элементам своего бытия.
- ^ Вернер Зомбарт (1911) [переведено в 2001 г.]. Евреи и современный капитализм (PDF) . Книги Баточе . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Теодор Герцль (1896). Еврейское государство: попытка современного решения еврейского вопроса (на немецком языке). Книжный магазин-издатель М. Брайтенштейна . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Доктор Ахим Герке. «Решение еврейского вопроса» .
- ^ Дэвид М. Кроу. Холокост: корни, история и последствия [ постоянная мертвая ссылка ] . Вествью Пресс, 2008.
- ^ Адольф Гитлер ; Вильгельм Фрик ; Франц Гюртнер ; Рудольф Гесс (15 сентября 1935 г.). «Нюрнбергский закон о защите немецкой крови и немецкой чести» . Архивировано из оригинала 19 марта 2008 года . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Адольф Гитлер; Вильгельм Фрик (15 сентября 1935 г.). «Закон о гражданстве Рейха» . Архивировано из оригинала 21 марта 2008 года . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Дорис Берген (2004–2005). «Германия и лагерная система» . Освенцим: внутри нацистского государства . Общественное телевидение Южной Калифорнии . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Невик, Дональд Л. Колумбийский путеводитель по Холокосту , Columbia University Press , 2000, стр. 45: «Холокост обычно определяется как убийство немцами более 5 000 000 евреев во Второй мировой войне». См. также «Холокост», Британская энциклопедия , 2007: «систематическое спонсируемое государством убийство шести миллионов еврейских мужчин, женщин и детей, а также миллионов других людей нацистской Германией и ее пособниками во время Второй мировой войны. Немцы называли это « окончательное решение еврейского вопроса».
- ^ Горд Макфи (2 января 1999 г.). «Когда Гитлер принял окончательное решение?» . Проект «История Холокоста» . Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 25 марта 2008 г.
- ^ Рональд Дж. Дженсен, «Политика дискриминации: Америка, Россия и еврейский вопрос 1869–1872». Американская еврейская история 75.3 (1986): 280–295 онлайн .
- ^ Стюарт Ни, «Напряженность в российско-американской дипломатии девятнадцатого века:« еврейский вопрос »». Восточноевропейские еврейские дела 23 № 1 (1993): 79-90.
- ^ Филип Эрнест Шенберг, «Американская реакция на Кишиневский погром 1903 года». American Jewish Historical Quarterly 63.3 (1974): 262–283 онлайн .
- ^ Стюарт Э. Ни, «Дипломатия нейтралитета: Теодор Рузвельт и русские погромы 1903-1906 годов». Ежеквартальный журнал президентских исследований 19 № 1 (1989): 71–78 онлайн.
- ^ Лео П. Рибуффо, «Генри Форд и «международный еврей » » American Jewish History 69.4 (1980): 437-477. онлайн
- ^ Линдберг, Чарльз Август (1970). «Четверг, 18 сентября». Журналы военного времени Чарльза А. Линдберга . Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович. п. 541. ИСБН 978-0-15-194625-9 . LCCN 78124830 . OCLC 463699463 .
- ^ «Речь в Де-Мойне» . Архивировано 30 января 2017 года в Wayback Machine . ПБС. Проверено: 19 января 2011 г.
- ^ Кестенбаум, Сэм (21 декабря 2016 г.). «Белые националисты создают новое обозначение «еврейского вопроса» » . Форвард . Проверено 25 мая 2017 г.
- ^ «JQ означает «еврейский вопрос», антисемитскую теорию заговора, согласно которой еврейский народ имеет чрезмерное влияние на средства массовой информации, банковское дело и политику, и с этим необходимо каким-то образом бороться» (Кристофер Матиас, Дженна Аматулли, Ребекка Кляйн, 2018, The HuffPost , 3 марта 2018 г., https://www.huffingtonpost.com/entry/florida-public-school-teacher-white-nationalist-podcast_us_5a99ae32e4b089ec353a1fba )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арендт, Ханна . «Еврей как изгой» в книге «Еврей как изгой: еврейская идентичность и политика в современную эпоху» . Р. Х. Фельдман, изд. Нью-Йорк: Grove Press 1978.
- Бирнбаум, Пьер и Ира Кацнельсоны, ред. Пути эмансипации: евреи, государства и гражданство . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1995.
- Кейс, Холли. Эпоха вопросов (Princeton University Press, 2018) , отрывок
- Кац, Джейкоб. Из гетто: социальные предпосылки еврейской эмансипации, 1770-1870 гг . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1973.
- Ковач, Томас. «Неуловимость толерантности: «еврейский вопрос» от Лессинга до наполеоновских войн». Исследования восемнадцатого века 32.1 (1998): 127–128.
- Рудинеско, Элизабет (2013) Возвращаясь к еврейскому вопросу , Лондон, Polity Press, стр. 280
- Вольф, Люсьен (1919) «Заметки по дипломатической истории еврейского вопроса» , Еврейское историческое общество Англии.
- Еврейское дело: введение в другую историю Израиля – влияние этой темы во время Холокоста
- Ниренберг, Дэвид (2013). Антииудаизм: западная традиция . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-34791-3 .
- Смит, Стивен Б. Спиноза, либерализм и вопрос еврейской идентичности . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1997. ISBN 0300066805