Элизабет Рудинеско
Элизабет Рудинеско | |
---|---|
Рожденный | 10 сентября 1944 г. Париж, Франция | лет ) ( 79
Награды | Декабрьская цена |
Научная карьера | |
Поля |
Элизабет Рудинеско ( румынский : Rudinescu ; родилась 10 сентября 1944 г.) — французский ученый, историк и психоаналитик. Она ведет семинар по истории психоанализа в Высшей нормальной школе .
Работа Рудинеско сосредоточена в основном на психиатрии, психологии и психоанализе во Франции, а также во всем мире. Она написала биографии Жака Лакана и Зигмунда Фрейда . Ее биография Фрейда, « Фрейд, в его время и в наше », была награждена «Prix Decembre» 2014 и «Prix des Prix» 2014. Вместе с Мишелем Плоном она опубликовала огромный «Словарь психоанализа» (7-е издание в 2023 году), который был переведен на многие языки, но еще не на английский. Ее книга «Генеалогии» (также неопубликованная на английском языке) была удостоена премии «Лучшая книга» Французского общества истории медицины. Ее работы переведены на тридцать языков.
Жизнь
[ редактировать ]Рудинеско родился в семье полуевреев в только что освобожденном Париже в сентябре 1944 года и вырос там. Ее матерью была Дженни Обри , урожденная Вайс, дочь иудео-протестантской буржуазии, известного психоаналитика и больничного нейропедиатра, которая всю свою жизнь провела, присматривая за страдающими детьми: брошенными, больными и находящимися в трудном положении. Она была англофилом, которая в 1950-х годах познакомила Францию с теориями Джона Боулби о важности материнской заботы, и работала в сотрудничестве с Тавистокской клиникой в Лондоне. Она была подругой Жака Лакана, а ее сестрой была феминистка Луиза Вайс из семьи Жаваль . Ее отцом был врач Александр Рудинеско румынского происхождения, который имел «страсть к истории и феноменальную библиотеку». Он родился в Бухаресте в еврейской и франкофильской среде, а его отец был редактором. [1]
Среднее образование она получила в Париже в Колледже Севинье . Она изучала литературу в Сорбонне со специализацией в области лингвистики; степень магистра ее курировал Цветан Тодоров , а докторскую диссертацию под названием Inscription du désir et roman du sujet [Написание желания и романа субъекта] - Жан Левайан в Университете Париж VIII-Венсен в 1975 году.
она также училась у Мишеля де Серто , Жиля Делёза и Мишеля Фуко. Во время получения степени магистра [ нужна ссылка ] . Затем она защитила свою «habilitation à diriger des recherches» (HDR – французская аккредитация, необходимая для руководства докторскими диссертациями) в 1991 году под руководством Мишель Перро в качестве руководителя и Алена Корбена , Доминика Лекура , Жан-Клода Пассерона , Робера Кастеля и Сержа Леклера в качестве членов. экзаменационной комиссии. Эта работа была опубликована под названием «Генеалогии» .
С 1969 по 1981 год она была членом Парижской школы фрейдиен , основанной психоаналитиком и философом Жаком Лаканом . Она также была членом редакционной коллегии журнала Action Poétique (1969–1979). Она писала для французских национальных газет Libération (1986–1996), а затем с 1996 года для Le Monde . [ нужна ссылка ]
Последние 30 лет она замужем за Оливье Бетурне, генеральным директором Éditions du Seuil . [ нужна ссылка ]
Методология
[ редактировать ]Литературный
[ редактировать ]В 1970-х годах первые работы Элизабет Рудинеско были связаны с литературной критикой, особенно с Раймоном Русселем , Антоненом Арто , Бертольтом Брехтом и Луи-Фердинандом Селином . Тогда ее работа заключалась в соединении единичной траектории и творчества автора, не прибегая к психобиографии, иначе говоря, психологизации литературного произведения путем клинического изучения его автора. Такой подход позволил ей продемонстрировать, что большая часть литературы 20-го века находилась под влиянием истории фрейдизма и психологической медицины, основанной на теории дегенерации. [2]
История психоанализа во Франции
[ редактировать ]С 1979 года Элизабет Рудинеско пишет историю психоанализа во Франции. В то время основной моделью по-прежнему была биография, поскольку архивы и документы психоаналитического движения все еще находились в руках наследников Фрейда .
Действительно, эта модель соответствовала историографическому направлению, сосредоточенному на представлении о фигуре отца-основателя; тенденция, которая лежит в основе любого поиска истоков. Однако эта модель постепенно пришла в упадок.
Рассматривая то, как психоанализ утвердился как движение и система мышления, Элизабет Рудинеско утверждала, что Франция была единственной страной, где в течение длительного периода времени были собраны все необходимые условия для успешного утверждения фрейдизма в научной и культурной жизни. По мнению Элизабет Рудинеско, эта благоприятная ситуация возникла сначала во время Французской революции 1789 года, которая обеспечила научную и юридическую легитимность разуму, вниманию/наблюдению за безумием, породив институт приюта. Затем дело Дрейфуса , которое ускорило появление самосознания интеллектуалов как класса. Называя себя «авангардистами», они выдвинули плодотворные и новаторские идеи. Наконец, появление литературной современности с Бодлером , Рембо и Лотреамоном , которые в новом стиле письма провозглашают проект изменения человека через «Я есть другой».
Элленбергер
[ редактировать ]Научная историография возникла благодаря такой работе, как Анри Элленбергера , «Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии» впервые опубликованной в 1970 году. Хотя с тех пор эта книга была известна в англоязычных странах, книга (опубликованная в Французский в 1974 году) остался практически незамеченным во Франции. Элизабет Рудинеско переиздала его с новым длинным предисловием в 1994 году. [3]
В своей работе Элленбергер развил концептуальность фрейдизма, основанную на архивистике и обращении к концепциям «умственных инструментов», «длинной длины» и «системы мышления». Эта последняя категория предлагала представлять доктрины в своих собственных терминах и структурах. Изучение системы мышления в динамической психиатрии , психотерапии и психологической медицине больше не отсылает к одному основателю, а к множеству единичных маршрутов, разрушающих биографическую модель. [3]
Из диссертации Элленбергера Элизабет Рудинеско сохранила несколько руководящих принципов, добавив при этом методологию, заимствованную из работ французской эпистемологической школы: Жоржа Кангильема и Мишеля Фуко . Таким образом, изучение системы мышления становится той формой, в которой в данный момент знание обретает самостоятельность, обретает равновесие и вступает в общение: история мыслящего человека, системы, которые переплетаются, но и критический анализ понятий. сознания и предмета познания. [3]
Лакан
[ редактировать ]В 1993 году Элизабет Рудинеско опубликовала биографию французского психоаналитика Жака Лакана . С 1938 года Лакан был озабочен всеобщим упадком патриархата и пытался, подобно Фрейду и английской школе, продвигать фигуру отца в западном обществе в форме символической функции. Рудинеско подчеркнул тот факт, что гениальность работы Лакана заключается во внедрении элементов немецкой философии (например, Ницше , Гегеля , Хайдеггера ) в доктрину Фрейда – создание феномена, о котором Фрейд никогда бы не подумал сам, поскольку он построил свою теорию на биологическом модели ( дарвинизм ), сознательно отказываясь рассматривать и включать в свой мыслительный процесс любые философские дискурсы, современные или древние.
Теруань де Мерикур
[ редактировать ]На основе исследования меланхоличной Теруань де Мерикур (1989), ранней феминистки и знаменитого случая в анналах французского алиенизма (на нее «вглядывался» Жан-Этьен Эскироль в «Сальпетриере»), Рудинеско считает, что Французская революция является парадигмой в Французская ситуация фрейдизма. Для Рудинеско было необходимо включить анализ пациентов в анализ доктрин как главный составляющий элемент дискурсов психопатологии .
Фрейдизм и политика
[ редактировать ]Рудинеско считает, что для внедрения идей Фрейда и установления психоаналитического движения в данном пространстве необходимы инвариантные условия. Во-первых, предварительно должно было быть сформировано психиатрическое знание, а именно взгляд на безумие, способный концептуализировать понятие психического заболевания в ущерб объяснению, такому как божественная одержимость. Во-вторых, существование верховенства закона, способного гарантировать свободу передачи инфекции.
Всякий раз, когда один или оба этих элемента отсутствуют, это объясняет, почему не удалось установить фрейдизм (эпоха мира, находящегося под влиянием ислама или когда организация все еще является племенной) или его исчезновение (при тоталитарном режиме, нацизме и коммунизме). Она отмечает, что военная диктатура не остановила распространение психоанализа в Южной Америке (особенно в Бразилии и Аргентине ). Рудинеско оценивает, что режимы каудильо не пытались искоренить психоанализ как «еврейскую науку», как это сделал нацизм в 1933–1944 годах, или как «буржуазную науку», как это сделал коммунизм в период 1945–1989 годов. [4]
Позиции
[ редактировать ]С 1997 года она высказывала свое мнение по различным темам. Она говорила о таких вещах, как мирянство, клонирование и генетика. Она яростно раскритиковала INSERM отчеты экспертов о психотерапии, поскольку в этих отчетах содержалась критика психоанализа.
Библиография
[ редактировать ]Ее книга, биография Зигмунда Фрейда , была удостоена Премии декабря 2014 года, а затем Prix des Prix 2014. Почетный профессор психологии ( Католический университет Лувена ) Жак Ван Рийер подготовил критическую рецензию на эту книгу. [5]
Доступно на английском языке
- Жак Лакан и компания: История психоанализа во Франции, 1925–1985 , 1990, Чикаго, Chicago University Press.
- Безумие и революция: жизнь и легенды Теруань де Мерикур , 1993, обратная сторона.
- Жак Лакан , 1997, Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета.
- Почему психоанализ? , 2001, Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета (Европейские перспективы: серия по социальной мысли и культурной критике)
- «Сцена зеркала: уничтоженный архив» в «Кембриджском спутнике Лакана» , режиссер Жан-Мишель Рабате, 2003, Кембридж, издательство Кембриджского университета.
- Для чего завтра...: Диалог с Жаком Дерридой , 2004, Пало-Альто, издательство Стэнфордского университета.
- «Психоанализ» в Колумбийской истории французской мысли двадцатого века, реж. Лоуренса Д. Крицтмана, 2006, Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета.
- Философия в неспокойные времена: Кангилем, Сартр , Фуко, Альтюссер , Делёз, Деррида , 2008, Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета.
- «Лакан, Чума», Психоанализ и история , изд. Джон Форрестер , Теддингтон, Artesian Books, 2008.
- «Человечество и его боги: атеизм», в книге «Психоанализ, фашизм и фундаментализм» , изд. Джулия Боросса и Иван Уорд, Том. 11, нет. 2 октября 2009 г., Эдинбург, Издательство Эдинбургского университета.
- Наша темная сторона: история извращений , Кембридж, Polity Press , 2009.
- Возвращаясь к еврейскому вопросу , Кембридж, Polity Press, 2013.
- Лакан: Несмотря ни на что , Лондон, Verso Books , 2014.
- Лакан, Прошлое и настоящее: Диалог (с философом Аленом Бадью ), Нью-Йорк, издательство Колумбийского университета, 2014.
- Фрейд: в его и наше время , Кембридж, издательство Гарвардского университета, 2016.
Доступно на испанском языке
- Словарь психоанализа с Мишелем Плоном, 1998, Ediciones Paidos.
- Мыслящее безумие, Очерки о Мишеле Фуко , с Ж. Постелом и Г. Кангилемом, 1999, Пайдос, Аргентина.
- Почему психоанализ? 2000, Пайдос, Аргентина.
- Лакан – Очерк жизни, История системы мысли , 2000, Fondo De Cultura Economica USA.
- Семья в беспорядке , 2003, Фонд экономической культуры США.
- Пациент, терапевт и государство , 2005, 21 век.
- Наша темная сторона – оскуро , анаграмма чето.
Доступно на французском языке
- Введение в общую лингвистику , 1967, Париж, L'Expansion scientifique française.
- Рассуждение о реальности: теория бессознательного и политика психоанализа , 1973, Тур, Маме.
- Бессознательное и его письма , 1975, Тур, Маме.
- За политику психоанализа , 1977, Париж, Ла Декуверт.
- Психоанализ матери и собаки , с Х. Делюи, 1979, Париж, Union Générale d'Editions.
- Теруань де Мерикур. Меланхоличная женщина в эпоху революции , 1989, Париж, Ле-Сёй.
- Жак Лакан. Очерк жизни, история системы мышления , 1993, Париж, Файяр.
- История психоанализа во Франции , т.1, 1994, Париж, Файяр.
- История психоанализа во Франции , т.2, 1994, Париж, Файяр.
- Генеалогии , 1994, Париж, Файяр.
- Словарь психоанализа , совместно с Мишелем Плоном, 1997, Париж, Файяр.
- Почему психоанализ? , 1999, Париж, Файяр.
- За пределами сознательного: иллюстрированная история психиатрии и психоанализа , с Ж. П. Буржероном и П. Морелем, 2000, Париж, Хазан.
- Анализ, архив , 2001, Париж, Национальная библиотека Франции.
- Семья в беспорядке , 2002, Париж, Файяр.
- Пациент, терапевт и государство , 2004, Париж, Файяр.
- Философы в смятении , 2005, Париж, Файяр.
- Тёмная сторона самих себя – История извращенцев , Альбин Мишель, Париж, 2007.
- Возвращение к еврейскому вопросу , Альбин Мишель, Париж, 2009 г.
Доступно на итальянском языке
- Жак Лакан: профиль жизни, история системы мысли , Милан: Р. Кортина, 1995.
- Почему психоанализ? предисловие Джанкарло Риччи, Рим: Editori Riuniti , 2000.
- Какое завтра...? с Жаком Деррида, Турин: Боллати Борингьери, 2004.
- Антропология ухода , под редакцией Элизабет Рудинеско и Роберто Бенедуче, Боллати Борингьери, 2005 г.
- Антропология и психоанализ . Том I Этнопсихоанализ. Темы и действующие лица неоконченного диалога . Том II Антропология ухода, Турин, Боллати Борингьери, 2005. Под редакцией Элизабет Рудинеско и Роберто Бенедуче.
- Беспорядочная семья , Рим: Мельтеми, 2006.
- Темная часть нас самих. История извращений , Colla Editore, 2008 г.
Доступно на немецком языке
- История психоанализа во Франции . Том I, 1994 г.
- История психоанализа во Франции . Том II, 1998 г.
- Жак Лакан. Отчет из жизни. История системы мышления , 1996, Кипенхойер и Витш.
- Почему психоанализ?, 2002, Клетт-Котта.
- Словарь психоанализа, 2004, Вена, Springer.
- Из чего будет состоять завтра? Диалог , Дж. Деррида, 2006, Клетт-Котта.
Доступно на португальском языке
- Жак Лакан , Захар, 1994.
- Теруань де Мерикур – Меланхоличная женщина во время революции , Захар, 1997.
- Словарь психоанализа , Мишель Плон, Захар, 1998.
- О том, что завтра... , Жак Деррида, Захар, 2004.
- Философы в шторме, Кангилем, Сартр, Фуко, Альтюссер, Делёз и Деррида , Захар, 2008.
- Темная часть нас самих , Захар, 2009.
- Возвращение к еврейскому вопросу , Захар, 2010.
- Лакан, Несмотря на всё и всех , Захар, 2011.
Доступно на польском языке
- Элизабет Рудинеско, Жак Лакан. Его жизнь и мысли , Wydawnictwo KR, Варшава, 2005.
Критическая литература
[ редактировать ]- Натали Жодель
- Рудинеско, самоплагиатор (за ним следуют: Лакан, Моррас и евреи). Издания Наварин, Париж, 2011 г.
- Черная легенда Жака Лакана: Элизабет Рудинеско и ее исторический метод. Издания Наварин, Париж, 2014 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейд: В его время и наше , Элизабет Рудинеско (обзор). Джанет Сэйерс. Times Higher Education , 10 ноября 2016 г.
- ^ Рудинеско, Бессознательное и его буквы , Маме, 1979.
- ^ Jump up to: а б с Частично основано на Roudinesco, Généalogies , Paris, Fayard, 1994.
- ↑ Частично на основе «Исследовательского путешествия: Элизабет Рудинеско» , интервью с Фредериком Гро и Франком Шомоном . Политические причины , 2007/1, № 25 (на французском языке) .
- ^ (на французском языке) Зигмунд Фрейд в свое время и в наше , Сей, 2014 — Заметка для чтения Жака Ван Рильера
- Французские историки XX века
- Французские женщины-историки
- Французские историографы
- Французские психоаналитики
- Академический состав Парижского университета
- Французы еврейского происхождения
- Французы румынско-еврейского происхождения
- Приз победителю декабря
- Рыцари Почетного легиона
- Писатели из Парижа
- 1944 года рождения
- Живые люди
- Француженки 20-го века