Jump to content

1968 Польский политический кризис

1968 Польский политический кризис
Часть протестов 1968 года.
Мемориальная доска в Варшавском университете студентам, требующим свободы слова, 1968 год.
Дата Март 1968 г.
Расположение
Вызвано Реформистские требования и протесты, политический кризис внутри ПОРП .

Польский политический кризис 1968 года , также известный в Польше как Март 1968 года , Студенческий марш или мартовские события ( польский : Marzec 1968; studencki Marzec; wydarzenia marcowe ), представлял собой серию крупных студенческих, интеллектуальных и других протестов против правящего Польского объединенного союза. Рабочая партия Польской Народной Республики . [1] Кризис привел к подавлению силами безопасности студенческих забастовок во всех крупных академических центрах страны и последующим репрессиям польского диссидентского движения. Это также сопровождалось массовой эмиграцией после антисемитской (называемой « антисионистской ») кампании. [2] [3] [4] [5] проводился министром внутренних дел генералом Мечиславом Мочаром с одобрения первого секретаря (ПОРП) Владислава Гомулки Польской объединенной рабочей партии . Протесты совпали с событиями Пражской весны в соседней Чехословакии , что породило новые надежды на демократические реформы среди интеллигенции . Кульминацией чехословацких беспорядков стало вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию 20 августа 1968 года. [6] [7]

Антисионистская кампания началась в 1967 году и проводилась одновременно с разрывом СССР всех дипломатических отношений с Израилем после Шестидневной войны , но также включала борьбу за власть внутри самой ПОРП. Последующие чистки внутри правящей партии, возглавляемые Моцаром и его фракцией, не смогли свергнуть правительство Гомулки, но привели к изгнанию из Польши тысяч коммунистов еврейского происхождения, включая профессионалов, партийных чиновников и функционеров тайной полиции, назначенных Иосифом Сталиным после Вторая мировая война. В ходе тщательно организованной публичной демонстрации поддержки фабричные рабочие по всей Польше собрались, чтобы публично осудить сионизм . [2] [8] По крайней мере, 13 000 поляков еврейского происхождения эмигрировали в 1968–72 годах в результате увольнения со своих должностей и различных других форм притеснений. [9] [10] [11]

Политические беспорядки конца 1960-х годов на Западе были проиллюстрированы все более жестокими протестами против войны во Вьетнаме случаи протеста и восстаний, особенно среди студентов, которые отразились на всей Европе в 1968 году. и включали многочисленные События Пражской весны , начавшиеся 5 января 1968 года. [6] [7] Волна протестов в Чехословакии стала кульминацией более широкой серии диссидентской социальной мобилизации. По мнению Ивана Крастева , движение 1968 года в Западной Европе , подчеркивающее индивидуальный суверенитет, принципиально отличалось от движения в Восточном блоке, озабоченного прежде всего национальным суверенитетом. [12]

В Польше середину 1960-х годов ознаменовал нарастающий кризис, связанный с контролем коммунистической партии над университетами, литературным сообществом и интеллектуалами в целом. Среди преследуемых за политическую активность на территории кампуса были Яцек Куронь , Кароль Модзелевски , Адам Михник и Барбара Торунчик и другие. [13] [14] Десятью годами ранее Польша стала ареной протестов в Познани 1956 года и событий польского Октября .

Реакция на арабо-израильскую войну 1967 года.

[ редактировать ]
Владислав Гомулка с Леонидом Брежневым в Берлине 17 апреля 1967 года.

События 1967 года и необходимость польских коммунистических лидеров следовать советскому примеру изменили относительно благоприятные отношения между Народной Польшей и Израилем . Сочетание международных и внутренних факторов породило в Польше кампанию ненависти против предполагаемых внутренних врагов, среди которых евреи стали наиболее заметной мишенью. [15]

Когда 5 июня 1967 года началась израильско-арабская шестидневная война Польши , на следующий день Политбюро собралось и приняло политические решения, заявив об осуждении «агрессии Израиля» и полной поддержке «справедливой борьбы арабских стран ». Первый секретарь Владислав Гомулка и премьер-министр Юзеф Циранкевич отправились в Москву 9 июня на ближневосточную конференцию коммунистических лидеров. Участники совещались в угнетающей атмосфере. Принятые решения включали продолжение военной и финансовой поддержки Варшавским договором арабских государств и разрыв дипломатических отношений с Израилем, в котором только Румыния . отказалась участвовать [16]

В Польше началась кампания в средствах массовой информации, за которой вскоре последовали митинги «антиизраильского империализма», прошедшие в различных городах и местах работы. [16] После возвращения правительственной делегации в Варшаву Гомулка, пессимистично настроенный и опасающийся возможной ядерной конфронтации и раздраженный сообщениями о поддержке Израиля среди многих польских евреев, [16] 19 июня заявил на Конгрессе профсоюзов, что агрессия Израиля «была встречена аплодисментами в сионистских кругах евреев – граждан Польши». Гомулка специально пригласил «тех, кто чувствует, что эти слова адресованы им» эмигрировать, но Эдвард Охаб и некоторые другие члены Политбюро возражали, и заявление было удалено до публикации речи. Гомулка не призывал к антиеврейским кадровым чисткам, но так называемая «антисионистская» кампания все равно началась при поддержке его близких соратников Зенона Клишко и Игнация Лога-Совиньского. Его охотно поддержали генерал Мечислав Мочар министр внутренних дел , некоторые военачальники, давно ожидавшие возможности «поселиться с евреями», и другие официальные лица. Список из 382 «сионистов» был представлен министерству 28 июня, и чистка постепенно развивалась, начиная с еврейских генералов и других высокопоставленных офицеров польских вооруженных сил. [2] [17] Около 150 офицеров-евреев были уволены в 1967–68 годах, в том числе Чеслав Манкевич, начальник национальной противовоздушной обороны. Министр обороны Мариан Спыхальский пытался защитить Манкевича и тем самым скомпрометировал свою позицию. [18] Министерство внутренних дел вновь предложило запретить еврейским организациям получать иностранные пожертвования от Американского еврейского объединенного распределительного комитета . На этот раз, в отличие от предыдущих случаев, просьба была быстро удовлетворена Секретариатом ЦК ПОРП , и хорошо развитая еврейская общественная, образовательная и культурная организованная деятельность в Польше столкнулась с резким сокращением или даже практической ликвидацией. [19]

Около 200 человек потеряли работу и были отстранены от высшего руководства партии в 1967 году, в том числе Леон Касман , главный редактор «Трибуны Луду» , главной ежедневной газеты партии. [17] Касман был ненавистным соперником Мочара еще со времен войны, когда он прибыл из Советского Союза и был сброшен с парашютом в Польшу. [19] После марта 1968 года, когда служение Мочара наконец получило свободу действий, к которой оно так долго стремилось, [19] Из редакции Польского научного издательства (PWN) уволено 40 сотрудников. Это крупное государственное издательство выпустило ряд томов официальной Большой Универсальной Энциклопедии . Осенью 1967 года Моцар и другие протестовали против якобы несбалансированного подхода к проблемам Второй мировой войны , а именно подчеркивая еврейское мученичество и непропорциональное количество евреев, убитых в нацистских лагерях смерти . [17]

По словам польского ученого Влодзимежа Розенбаума, Шестидневная война «дала Гомулке возможность «убить нескольких зайцев одним выстрелом»: он мог использовать «антисионистскую» политику, чтобы подорвать привлекательность либерального крыла партии. партии, он мог выдвинуть на передний план еврейский вопрос, чтобы ослабить поддержку националистической фракции (в партии) и сделать свою собственную позицию еще сильнее...» одновременно обеспечивая политические перспективы для своих сторонников. [20]

19 июня 1967 года Гомулка предупредил в своей речи: «Мы не хотим создания пятой колонны в нашей стране». Предложение было удалено из опубликованной версии. [21] но такие взгляды он повторял и развивал в последующих выступлениях, например, 19 марта 1968 г. [2] [22] 27 июня 1967 года первый секретарь охарактеризовал позицию Румынии как позорную, предсказал производство Израилем ядерного оружия и в целом рассказал о последствиях, с которыми столкнулись люди, у которых было «две души и два отечества». [23] После антиизраильской и антиеврейской риторики Гомулки службы безопасности начали проверять чиновников еврейского происхождения и искать «скрытых сионистов» в польских учреждениях. [2]

Протест в Варшаве

[ редактировать ]
и Театрализованное представление «Дзяды» его отмена вызвали студенческие протесты и бурную реакцию властей

Вспышка волнений в марте 1968 года, казалось бы, была спровоцирована серией событий в Варшаве, но на самом деле она стала кульминацией тенденций, накапливавшихся в Польше за несколько лет. Экономическая ситуация ухудшалась, и в 1967 году произошло резкое повышение цен на мясо. В 1968 году рынок был еще больше дестабилизирован слухами о предстоящей обмене валюты и последовавшей паникой. Были введены более высокие нормы производительности труда при одновременном снижении заработной платы. Первый секретарь Гомулка боялся всех перемен. Усиливающаяся цензура душила интеллектуальную жизнь, скука застоя и настроение безнадежности (отсутствие карьерных перспектив) порождали социальные конфликты. [24] Несоответствие между ожиданиями, порожденными польским октябрьским движением 1956 года, и действительностью « реального социализма » 1960-х годов привело к растущему разочарованию. [25]

В конце января 1968 года, после плохого приема ЦК правящей ПОРП , власти запретили постановку романтической пьесы « Адама Мицкевича Дзяды » (написанной в 1824 году) в постановке Казимежа Деймека в Национальном театре. Варшава . Утверждалось, что пьеса содержит русофобские и антисоветские отсылки и представляет собой неоправданную прорелигиозную позицию. [26] «Дзяды» ставились 11 раз, [27] последний раз 30 января. За запретом последовала демонстрация после финального выступления, повлекшая за собой многочисленные задержания полицией. [28] Деймека исключили из партии, а затем уволили из Национального театра. Он покинул Польшу и вернулся в 1973 году, чтобы продолжить режиссуру театральных постановок. [26]

петицию, подписанную 3000 человек (или более 4200, в зависимости от источника) с протестом против цензуры « Дзяды» подала в парламент В середине февраля студенческая протестующая Ирена Ласота . [28] [29] Варшавское отделение Союза польских писателей, собравшееся 29 февраля на внеочередное собрание, на котором присутствовало более 400 человек, осудило запрет и другие посягательства на свободу слова. [29] Выступающие обвинили фракцию министра Мочара и партию в целом в антисемитских инцидентах, поскольку эта кампания набирала обороты. [30] [а] 4 марта исключении из Варшавского университета диссидентов об Адама Михника и Хенрика Шлайфера , членов группы «Командоси» официальные лица объявили . Толпа из примерно 500 (или около 1000) студентов, собравшихся у университета 8 марта, подверглась жестокому нападению со стороны организованных «рабочих активистов» (вероятно, полицейских в штатском) и полиции в форме. Тем не менее, днем ​​позже к протесту присоединились и другие высшие учебные заведения Варшавы. [28] [29]

Движение, возглавляемое студентами и интеллектуалами

[ редактировать ]

Дариуш Гавин из Польской академии наук отметил, что события марта 1968 года в последующие десятилетия были мифологизированы, выходя за рамки их скромных первоначальных целей, под длительным влиянием бывших членов «Командоси» , левой студенческой политической группы. Во время кризиса 1968 года диссидентские академические круги подготовили очень мало письменных отчетов и программ. Они испытали моральный шок из-за пропагандистского искажения их намерений и действий и неожиданно жестоких репрессий. Они также испытали идеологический шок, вызванный реакцией власти (агрессия) и общества (безразличие) на их идеалистические попытки осуществить революционные реформы в Польской Народной Республике. Началось отчуждение реформаторского движения от якобы социалистической системы (и собственных левых взглядов). [31]

Студенты были наивны с точки зрения практической политики, но их лидеры исповедовали сильные левые убеждения, выраженные в кратких прокламациях, распространенных в 1968 году. Следуя духу « ревизионистского » манифеста 1964 года Кароля Модзелевского и Яцека Куроня , они требовали уважения к идеалам Марксистско -ленинская «диктатура пролетариата» и принципы социализма. Протестующие студенты спели гимн « Интернационала ». [31] [32] Таким образом, штурм Варшавского университета (фальшивыми) активистами фабричных рабочих стал для студентов полной неожиданностью. [31] Участники митинга 8 марта были встречены жестокими избиениями со стороны добровольческого резерва ОРМО ​​и отрядов ОМОНа ЗОМО , когда они собирались идти домой. [33] Непропорционально жестокая реакция сил безопасности показалась многим наблюдателям провокацией, направленной на обострение беспорядков и содействие дальнейшим раундам репрессий в корыстных интересах политических лидеров. [30] Аналогичная демонстрация произошла 9 марта в Варшавском технологическом университете и сопровождалась столкновениями с полицией и арестами. Куронь, Модзелевский и Михник снова были заключены в тюрьму, а большинство членов Командоси были задержаны. [34] Однако в более поздних отчетах основополагающая мифология польского движения гражданского общества (конец 1970-х годов), а затем создания новой демократически-либеральной Польши стирала социалистические, левые и революционные аспекты мартовского движения 1968 года. [31] [32]

В течение нескольких дней протесты распространились на Краков , Люблин , Гливице , Катовице и Лодзь (с 11 марта), Вроцлав , Гданьск и Познань (12 марта). [35] Частые демонстрации в вышеуказанных местах жестоко подавлялись полицией. [35] Массовые студенческие забастовки прошли во Вроцлаве 14–16 марта, Кракове 14–20 марта и Ополе. Были сформированы студенческий комитет Варшавского университета (11 марта) и межуниверситетский комитет в Кракове (13 марта); попытки организоваться были также предприняты в Лодзи и Вроцлаве. Усилия, направленные на вовлечение промышленных рабочих, например, сотрудников государственных предприятий в Гданьске, Вроцлаве и краковской Новой Гуте, не дали ощутимого эффекта. [35] Но 15 марта в Гданьске до позднего вечера 20 000 студентов и рабочих маршировали и сражались с несколькими типами сил безопасности общей численностью 3700 человек. [36]

Студенты университетов составляли менее 25% арестованных за участие в оппозиционной деятельности в марте и апреле 1968 года (их численное преобладание в движении было частью последующего мифа, писал историк Лукаш Каминьский ). Ведущую роль в распространявшихся по стране уличных протестах сыграли молодые рабочие и учащиеся средних школ. [37]

Репрессии

[ редактировать ]

С 11 марта в СМИ проводилась кампания, дискредитирующая целевые группы и отдельных лиц. Сталинистские « и еврейские («непольские») корни предполагаемых зачинщиков были «разоблачены», и большая часть печатной прессы участвовала в распространении клеветы, за заметными исключениями Политики» и «Тыгодника Повшехного» . Прошли массовые «стихийные» митинги на местах работы и на площадях крупных городов. Участники требовали: «Студенты возобновят учебу, писатели — писать», «Сионисты идут в Сион !» или угрожали: «Мы оторвем голову антипольской гидре». 14 марта региональный секретарь партии Эдвард Герек в Катовице использовал нецензурную лексику в обращении к верхнесилезским толпам: (люди, которые хотят) «сделать нашу мирную силезскую воду более мутной... эти Замбровские , Сташевские , Слонимские и компания Киселевских и Ясеница добрая... ревизионисты, сионисты, лакеи империализма... Силезская вода сокрушит их кости...". [30] [38] [39] Герек ввел в свое выступление новый элемент: заявление о поддержке первого секретаря Гомулки, который до сих пор хранил молчание о студенческих протестах, сионизме и других актуальных проблемах. [30] [39]

Это первоначальное нежелание высшего руководства выражать свою позицию закончилось выступлением Гомулки 19 марта. Он исключил возможность переговоров правительства с бастующими, уничтожив надежду участников на быстрое благоприятное урегулирование. [30] [35] Речь Гомулки, произнесенная перед тремя тысячами («выдающихся в трудные дни») партийных активистов, была полна антиинтеллигентских обвинений . Руководство партии осознало, и он ясно дал понять, что еще слишком рано полностью осознавать и оценивать характер и масштабы нынешних трудностей. [40] Гомулка резко напал на лидеров оппозиции и назвал нескольких писателей, которых он особенно ненавидел (Киселевского, Ясеницу и Шпотанского ), но предложил комплексный и дифференцированный анализ ситуации в Польше (Слонимский был назван в качестве примера польского гражданина, чьи настроения были « космополитическими ». "). [40] Первый секретарь пытался усмирить растущую антисемитскую волну, утверждая, что большинство граждан еврейского происхождения лояльны Польше и не представляют угрозы. [41] Единственным критерием была лояльность Польше и социализму, а не этническая принадлежность, партия высоко ценила тех, кто внес свой вклад, и выступала против любых явлений антисемитского характера. Было понятно, что некоторые люди могут испытывать двойственное отношение к своему месту, а если некоторые чувствовали себя определенно более тесно связанными с Израилем, Гомулка ожидал, что они в конечном итоге эмигрируют. [40] Однако для таких аргументированных аргументов, возможно, было уже слишком поздно, и тщательно проверенная аудитория не отреагировала положительно: их коллективное проявление ненависти было показано по национальному телевидению. [40] Замечания Гомулки (заранее проверены, исправлены и одобрены членами Политбюро и ЦК) [40] подверглись критике через несколько дней на заседании первых секретарей провинциальных партийных комитетов, и антисионистская кампания продолжилась с прежней силой. [41] Во внутреннем бюллетене Министерства внутренних дел Мечислава Мочара говорилось об отсутствии четкой декларации о сионизме со стороны Гомулки и о «публичном сокрытии преступников». Подобная критика в адрес главного партийного лидера была неслыханной и свидетельствовала о растущем влиянии и решимости фракции Мочара. Публично Мочар сосредоточился на осуждении коммунистов, пришедших после войны из Советского Союза и преследовавших польских патриотов (включая, с 1948 года, самого Гомулку, что может частично объяснить неспособность первого секретаря отмежеваться от и его молчаливое одобрение антиеврейских эксцессов). [40] Чистки и попытки разрешить борьбу за власть в высших эшелонах партии вступили в ускоренную фазу. [35]

Массовое протестное движение и репрессии продолжались весь март и апрель. [28] [35] Восстание было встречено роспуском целых академических факультетов, изгнанием тысяч студентов и многих сочувствующих преподавателей (в том числе Зигмунта Баумана , Лешека Колаковского и Стефана Жолкевского ), арестами и судебными процессами. [35] [40] [42] Национальная координация со стороны студентов была предпринята на встрече 25 марта во Вроцлаве; К концу апреля большинство его участников были заключены в тюрьму. [35] 28 марта студенты Варшавского университета отреагировали на увольнение видных преподавателей, приняв Декларацию студенческого движения, в которой был представлен план зрелых системных реформ для Польши. Документ сформулировал новые рамки деятельности оппозиции и создал концептуальный прецедент для будущих постулатов оппозиционного движения «Солидарность» . Власти отреагировали ликвидацией нескольких факультетов университетов и вербовкой многих студентов в армию. [43] Студенческим протестам, запланированным на 22 апреля, помешала кампания арестов, проведенная в Варшаве, Кракове и Вроцлаве. [35]

С 7 марта по 6 апреля было арестовано не менее 2725 человек. [35] Согласно внутренним правительственным отчетам, подавление было эффективным, хотя студентам все же удалось сорвать первомайскую церемонию во Вроцлаве. За исключением относительно небольшого числа хорошо известных лидеров протеста, известные участники восстания 1968 года, как правило, не появлялись вновь в более поздних волнах оппозиционного движения в Польше. [35]

К середине марта кампания протеста распространилась на более мелкие города. Распространение листовок было зарегистрировано в ста городах в марте и в сорока в апреле и, несмотря на многочисленные аресты, продолжалось даже в последующие месяцы. В марте в нескольких населенных пунктах прошли уличные демонстрации. В разных городах аресты и судебные процессы проходили с разной скоростью, отчасти из-за усмотрения местных властей. В Гданьске был самый высокий показатель как «уголовно-административных процедур», так и дел, которые фактически были переданы в суд. Наибольшая часть арестованных и задержанных по всей стране во время мартовско-апрельских беспорядков принадлежала к категории «рабочих». [35]

Некоторые осмелились открыто защищать студентов, в том числе некоторые писатели, епископы и небольшая парламентская группа -католиков депутатов «Знак» во главе с Ежи Завейским . Знак подал официальный запрос 11 марта на имя премьер-министра. Они подвергли сомнению жестокие антистуденческие вмешательства полиции и поинтересовались намерениями правительства в отношении демократических требований студентов и «широкого общественного мнения». [24] [42]

После заседания Политбюро 8 апреля, на котором Стефан Едрыховский резко раскритиковал антисемитскую кампанию, но большинство участников выразили противоположную точку зрения или поддержали «средний» курс Гомулки, [40] Заседание Сейма , проходившее с 9 по 11 апреля, косвенно касалось кризиса. Премьер-министр Юзеф Циранкевич заявил, что Радио «Свободная Европа» использовало запрос Znak для своей пропаганды. Другие выступавшие утверждали, что запрос был в первую очередь направлен на вовлечение враждебных иностранных интересов в дела Польши. Завейский говорил примирительным тоном, направляя свои комментарии и апеллируя к Гомулке и Зенону Клишко , признавая их жертвами прошлых ( сталинских ) политических преследований. Недавнее избиение «неизвестными» католического публициста Стефана Киселевского он расценил как нападение на представителя польской культуры. Лидеры партии отреагировали прекращением членства Завейского в Польском государственном совете , коллективном руководителе государственного органа, и запретом ему занимать политические посты в будущем. Участники публичных дебатов в Сейме сосредоточились на нападках на Знак и вообще избегали обсуждения событий и вопросов мартовских протестов или их подавления (предметов запроса). [42]

Эффективность вмешательства ОРМО ​​в университетские кампусы и вспышка дальнейшего недовольства граждан (см. протесты в Польше 1970 года ) побудили Министерство общественной безопасности заняться массовым расширением этой силы, которая на пике своего развития в 1979 году достигла более 450 000 членов. [44]

Антисионистская/еврейская мобилизация и чистки, партийная политика

[ редактировать ]
Генерал Мечислав Моцар инициировал и возглавил широкомасштабную антисемитскую кампанию 1968 года.

В марте 1968 года резко активизировались антисионистская кампания, громкая пропаганда и массовая мобилизация. Процесс чистки еврейских чиновников, бывших сталинистов, высокопоставленных соперников-коммунистов и моральных сторонников нынешнего либерального оппозиционного движения был ускорен. [30] [2] Роман Замбровский , Стефан Сташевский , Эдвард Охаб , Адам Рапацкий и Мариан Спыхальский были среди смещенных или нейтрализованных лидеров партии высшего эшелона. [2] [10] Замбровский, еврейский ветеран польского коммунистического движения , был выделен и исключен из партии первым (13 марта), хотя он был политически бездействующим в течение нескольких лет и не имел никакого отношения к нынешнему кризису. [30] Бывший первый секретарь Охаб подал в отставку со своих нескольких высоких постов в знак протеста «против антисемитской кампании». [45] 11 апреля 1968 года Сейм внес изменения на некоторые важные руководящие должности. Спыхальский, покинув министерство обороны, сменил Охаба на более титульной должности председателя Государственного совета. Войцех Ярузельский Новым министром обороны стал сменил Стефан Едрыховский . Рапацкого, еще одного противника антисемитских чисток, в Министерстве иностранных дел . Новый закон о высшем образовании был разработан, чтобы дать правительству больший контроль над академической средой. [10]

Гомулка считал главной «опасностью» ревизионизм, а не «сионизм». [45] По словам историка Дариуша Столы , первый секретарь, жена которого была еврейкой, не питал антисемитских предрассудков. [30] [46] Но он оппортунистически и инструментально допустил и принял антиеврейскую инициативу министра Моцара и секретных служб, контролируемых Моцаром. Кампания дала Гомулке инструменты, необходимые для борьбы с интеллектуальным бунтом, предотвращения его распространения на рабочие массы (путем «мобилизации» их и направления их разочарования против скрытого и чужеродного «врага»), разрешения партийного соперничества в конечном итоге в его пользу. преимущество и стабилизировать ситуацию в Польше в опасный для партии период либерализационного движения «Пражская весна» в Чехословакии. Многих поляков (независимо от этнического происхождения) обвиняли в том, что они сионисты. Их исключили из партии и/или их карьера была прекращена из-за политики, которая была циничной, предвзятой или и той, и другой. [2] В конце марта — начале апреля в различных государственных учреждениях и предприятиях проходили длительные (иногда в течение нескольких дней) партийные собрания и дискуссии. Они занимались вопросом «сионизма» и были посвящены выявлению ответственных и виновных (внутри собственных рядов учреждения), их исключению из партии и требованиям отстранения от занимаемых ими должностей. [32]

Были предприняты попытки отвлечь внимание широкой общественности от студенческого движения и пропаганды социальных реформ, сосредоточенных вокруг защиты свободы слова интеллектуалов и деятелей искусства, а также права критиковать режим и его политику. [35] Моцар, лидер жесткой сталинистской фракции партии, обвинил в студенческих протестах «сионистов» и использовал протестную деятельность как предлог для более широкой антисемитской кампании (официально называемой «антисионистской») и партийных чисток. В действительности студенческие и интеллектуальные протесты, как правило, не были связаны с сионизмом или другими еврейскими проблемами. [11] Распространяемая идея «сионистского вдохновения» студенческого восстания частично возникла из-за присутствия детей еврейских коммунистов среди тех, кто оспаривал политический порядок, включая особенно членов группы «Командоси» . Для увеличения их численности использовались такие обороты речи, как «Михники, Шлайферы, Замбровскис». [30] Призыв к национальной забастовке из Варшавы (13 марта) выступил против как антисемитизма, так и сионизма. [36] [47] На одном баннере, повешенном Жешува , было написано: «Мы приветствуем наших товарищей-сионистов». 27 апреля в средней школе [35]

Однако Гомулка предупредил, что «сионизм и антисемитизм — две стороны одной националистической медали», и настаивал на том, что коммунизм отвергает все формы национализма. По словам Гомулки, который отверг обвинения Запада в антисемитизме, «официальные круги в США включились в грязную антипольскую кампанию, сделав заявления, обвиняющие Польшу в антисемитизме. Мы предлагаем, чтобы правящие круги в США проверили, являются ли американские Граждане польского происхождения когда-либо имели или имеют сейчас те же возможности, что и польские граждане еврейского происхождения, для хороших условий жизни и образования, а также для занятия ответственных должностей. Тогда станет ясно, кто кого может обвинить в национальной дискриминации». Далее он сказал, что «западные сионистские центры, которые сегодня обвиняют нас в антисемитизме, не пошевелили пальцем, когда политика геноцида Гитлера истребляла евреев в порабощенной Польше, наказывая поляков, которые прятались и помогали евреям смертью». [48] Лидер партии отреагировал на волну западной критики и воспользовался некоторыми опубликованными отчетами, которые были несовместимы с коллективной польской памятью об исторических событиях, Второй мировой войне и Холокосте . в частности о [2]

Вызов Моцара, часто представляемый в терминах конкурирующих политических взглядов (он был неформальным главой фракции националистической коммунистической партии, известной как «Партизаны»), [2] отражало, по мнению историка Анджея Хойновского, прежде всего стремление к смене поколений в партийном руководстве и на других уровнях по всей стране. К 1968 году Гомулка, чьи навыки связей с общественностью были плохими, был непопулярен и потерял связь с населением, которым он правил. Кадровые изменения, которым сопротивлялся Гомулка, в целом были желанными и ожидаемыми, и альтернативой в партии был генерал Моцар. За ним мобилизовалось большое количество в целом более молодых функционеров, мотивированных потенциальной возможностью продвинуться по своей застойной карьере. Найти козлов отпущения (возможно, просто заявив, что кто-то был в восторге от победы Израиля) и стать их заменой означало в 1968 году прогресс в этом направлении. [32] Деятельность фракции Мочара была одним из основных факторов, способствовавших волнениям 1968 года, но назревшая смена поколений внутри партии полностью материализовалась только тогда, когда Эдвард Герек сменил Гомулку в декабре 1970 года. [49] Сам Мочар безжалостно вел кампанию, в конечном итоге безуспешно пытаясь стать заменой или преемником Гомулки. [2]

Эмиграция польских граждан еврейского происхождения

[ редактировать ]

В парламентской речи 11 апреля 1968 года премьер-министр Циранкевич изложил официальную позицию правительства: «Лояльность социалистической Польше и империалистическому Израилю невозможна одновременно... Тот, кто хочет столкнуться с этими последствиями в форме эмиграции, не столкнется с какими-либо препятствие." Уезжающих лишили польского гражданства. [2]

Историк Давид Энгель из Института YIVO писал: «Министерство внутренних дел составило картотеку всех польских граждан еврейского происхождения, даже тех, кто на протяжении поколений был оторван от организованной еврейской жизни. Евреи были отстранены от работы на государственной службе, в том числе от преподавания. должности в школах и университетах оказывалось на них давлением с целью покинуть страну бюрократическими действиями, направленными на подрыв их источников существования, а иногда даже физической жестокостью». [50] По мнению Дариуша Столы из Польской академии наук , «термин «антисионистская кампания» вводит в заблуждение по двум причинам, поскольку кампания началась как антиизраильская политика, но быстро превратилась в антисемитскую кампанию, и эта очевидная антисионистская кампания Еврейский характер оставался ее отличительной чертой». [2] Пропаганда приравнивала еврейское происхождение к сионистским симпатиям и, следовательно, к нелояльности к коммунистической Польше. На митингах использовались антисемитские лозунги. Видные евреи, предположительно сионистского толка, в том числе ученые, менеджеры и журналисты, потеряли работу. По данным польского государственного Института национальной памяти (IPN), расследовавшего события, произошедшие в 1968–69 годах в Лодзи , «в каждом случае решению об увольнении предшествовало партийное постановление об исключении из партии». [22]

По словам Джонатана Орнштейна, из 3,5 миллионов польских евреев до Второй мировой войны, после Холокоста осталось 350 000 или меньше . [51] Большинство выживших, заявивших о своем статусе еврейского гражданства в конце Второй мировой войны, включая тех, кто зарегистрировался в Центральном комитете польских евреев в 1945 году, эмигрировали из послевоенной Польши уже в первые годы ее существования. По оценкам Давида Энгеля, из менее чем 281 000 евреев, находившихся в Польше в разное время до июля 1946 года, к середине 1947 года в стране осталось лишь около 90 000. [50] К 1951 году, когда правительство запретило эмиграцию в Израиль, осталось менее 80 000 человек. [52] Еще 30 000 человек прибыли из Советского Союза в 1957 году, но почти 50 000, обычно люди, активно выражающие еврейскую идентичность, покинули Польшу в 1957–59 годах при Гомулке и при поддержке его правительства. [50] К 1967 году в Польше проживало примерно 25 000–30 000 евреев. Как группа они становились все более ассимилированными и светскими и имели хорошо развитые и функционирующие еврейские светские институты. [2] Многие из евреев, оставшихся в Польше, сделали это по политическим и карьерным причинам. Их ситуация изменилась после арабо-израильской войны 1967 года и польского академического восстания 1968 года, когда фракции воюющей партии использовали евреев в качестве козлов отпущения и заставили их массово эмигрировать. снова [50] По словам Энгеля, около 25 000 евреев покинули Польшу в период 1968–70 годов, оставив в стране лишь от 5 000 до 10 000 евреев. [50] Около 11 200 евреев из Польши иммигрировали в Израиль в 1968 и 1969 годах. [22]

После окончания Второй мировой войны навязанное Советским Союзом правительство в Польше, не имея сильной народной поддержки, сочло целесообразным непропорционально зависеть от евреев при выполнении канцелярских и административных должностей, и многие евреи поднялись на высокие посты в рядах политических и внутренних служб безопасности. [50] Следовательно, как заметил историк Майкл К. Штайнлауф , «профиль их группы все больше напоминал мифическую Жидокомуну » (см. Также еврейский большевизм ). [52] [53] По сложным историческим причинам евреи занимали многие репрессивные должности при послевоенной польской коммунистической администрации. [54] В марте 1968 года некоторые из этих чиновников стали центром организованной кампании по приравниванию еврейского происхождения к сталинистским симпатиям и преступлениям. Политические чистки, часто якобы направленные против функционеров сталинской эпохи, затронули всех польских евреев, независимо от их происхождения. [2]

До событий 1967–68 годов польско-еврейские отношения были запретной темой в коммунистической Польше. Доступная информация ограничивалась распространением поверхностных и искаженных официальных версий исторических событий, в то время как большая часть традиционного социального антисемитского недовольства назревала под поверхностью, несмотря на нехватку еврейских объектов. [2] Народный антисемитизм послевоенных лет был тесно связан с антикоммунистическими и антисоветскими настроениями и как таковой встречал сопротивление властей. [25] Из-за этой исторически правой ориентации польского антисемитизма евреи в целом чувствовали себя в безопасности в коммунистической Польше и испытали «мартовский шок», когда многие в правящем режиме переняли антисемитские взгляды довоенных польских националистов, чтобы оправдать применение агрессивной пропаганды. и психологический террор. Внешне сталинский характер кампании парадоксальным образом сочетался с антисталинской и антижидокомунской риторикой. [55] [56] Средства массовой информации «разоблачали» различные прошлые и настоящие еврейские заговоры, направленные против социалистической Польши, часто используя предвзятые еврейские стереотипы, которые якобы составляли грандиозную еврейскую антипольскую схему. Были также «раскрыты» западногерманско -израильский и американо-сионистский антипольские блоки. Утверждалось, что в Польше старые еврейские сталинисты тайно готовили собственное возвращение к власти, чтобы помешать завоеваниям польского Октября . Небольшое количество евреев, оставшихся в Польше, подверглось невыносимому давлению со стороны государственных монопольных СМИ, в которых часто доминировали сторонники министра Мочара. Многие евреи и неевреи были оклеветаны и удалены местными базовыми партийными организациями (ПОП), после чего их пришлось уволить с работы. Жертвами стали и многие профессионалы и нечлены партии. [57]

Большая часть последней волны (1968–69) эмигрантов выбрала другие направления, кроме Израиля, что противоречило заявлениям правительства об их произраильской преданности. Непропорционально большую часть в польском обществе они представляли высокообразованных, профессиональных и опытных людей. [11] Некоторые активисты коммунистической партии ранее воспринимали этот фактор как чрезмерную «плотность» евреев на важных постах, пережиток сталинских времен, что привело к призывам к их маргинализации и выдворению из страны. [58]

Более тысячи бывших жестких сталинистов еврейского происхождения покинули Польшу в 1968 году и после него, среди них бывший прокурор Хелена Волинска-Брус и судья Стефан Михник . IPN расследовал сталинские преступления, совершенные некоторыми эмигрантами в марте 1968 года, включая Михника, поселившегося в Швеции, и Волиньской-Брус, проживавшей в Соединенном Королевстве. Обоих обвинили в «пособничестве судебному убийству». Заявления об их экстрадиции были поданы на основании европейских ордеров на арест . [59] [60]

В период с 1961 по 1967 год средний уровень еврейской эмиграции из Польши составлял 500–900 человек в год. [22] В 1968 году в общей сложности 3900 евреев подали заявления о выезде из страны. По данным Министерства внутренних дел, с января по август 1969 года число эмигрировавших евреев составило почти 7300 человек. Органы безопасности хранят исчерпывающие данные о лицах «семейного происхождения в Израиле» или еврейского происхождения, в том числе об уволенных со своих должностей и о тех, кто не занимал никаких официальных должностей, но подал заявку на эмиграцию в Израиль. [22]

Прекращение антисионистской кампании

[ редактировать ]

11 апреля 1968 года секретарь ЦК Артур Старевич передал Гомулке подробное письмо, в котором указал на разрушительность демагогии, антиеврейскую одержимость и другие аспекты кампании. [46] В конце апреля Гомулка понял, что кампания, которую он разрешил, изжила себя и выходит из-под контроля; многие участники переусердствовали, и жалобы с разных сторон умножились. Однако чтобы положить этому конец и восстановить нормальный партийный контроль и дисциплину, потребовалось несколько недель неоднократных предупреждений и других усилий. [2] 24 июня Гомулка резко раскритиковал Стефана Ольшовского , руководителя партийной пропаганды, и роль публикаций PAX . Оба активно участвовали в «антисионистской», но также и «националистической» кампании в СМИ, начавшейся 11 марта. [30] [61] 1 июля Леопольд Домб ( Леопольд Треппер ), бывший председатель Социально-культурной ассоциации евреев (в Польше), написал письмо своему партийному боссу Гомулке. Домб горько жаловался на постепенную ликвидацию тысячелетних достижений польско-еврейской цивилизации и перечислял многочисленные примеры такого разрушения общества и культуры, происходящие в современной коммунистической Польше. [62]

5 июля Гомулка признал «определенные проблемы» с Министерством внутренних дел и объявил об отстранении министра Мочара от должности в кабинете министров, что лишило его власти в этом ведомстве. Отстранение Мочара было представлено как повышение по службе: он стал секретарем ЦК и заместителем члена Политбюро. [2] [61] «Товарищ Мочар — человек дисциплинированный и сделает то, что ему говорят», — так Гомулка увидел резолюцию. Способность Гомулки решительно пресечь антиеврейскую клеветническую кампанию внутренних дел и наказать ее виновников (за вызов партийному руководству) показывает, что он мог бы сделать это раньше, если бы решил действовать своевременно. На XII Пленуме ЦК (8–9 июля) Зенон Клишко официально закрыл «антисионистскую» кампанию. Внутренние нападения и препятствия внутри партии, вооруженных сил и служб безопасности ( СБ ), направленные теперь против Гомулки и Клишко, продолжались в течение некоторого времени. [46] В действительности «антисионистская» деятельность СБ никогда полностью не прекращалась. В течение 1970–80 годов генерал Ярузельский разжаловал в рядовые 1348 еврейских офицеров, эмигрировавших не только примерно в 1968 году. Такая продолжающаяся деятельность велась тайно. [63]

К началу лета пропагандистская машина СМИ была занята осуждением Пражской весны . [46] В августе Польская Народная Армия участвовала во вторжении стран Варшавского договора в Чехословакию . [64]

Последствия событий 1968 года

[ редактировать ]

Пятый съезд ПОРП В ноябре под активным руководством Гомулки состоялся . Его позиция подтвердилась. Собрание, в котором численно преобладали сторонники Моцара, было вынуждено подчиниться кадровым решениям фракции Гомулки. Теперь в партии насчитывалось 2,1 миллиона членов (только 40% были рабочими) после недавней чистки более 230 000 человек. Еврейские активисты ушли, но многие другие ветераны остались, поскольку в коммунистическом руководстве начала происходить смена поколений. Гомулка мог править со своими немногочисленными близкими соратниками до декабря 1970 года, но его престиж пострадал в Польше, за рубежом, а также среди советских лидеров и лидеров других стран Восточного блока . [2] [61]

Следствием протестных событий и их последствий стало отчуждение режима от левой интеллигенции, которой не нравилась официальная пропаганда антисемитизма и принятие националистической риторики. [65] Многие польские интеллектуалы выступали против правительственной кампании, часто открыто. Другим следствием стала деятельность польских эмигрантов на Западе в организациях, поощрявших оппозицию внутри Польши. [11]

Отчуждение польской интеллигенции имело долгую загробную жизнь и в конечном итоге способствовало падению коммунистической диктатуры: события 1968 года стали поворотным моментом в идеологической эволюции тех, кто бросит вызов системе в последующие годы. [63] Яцек Куронь , например, дважды член партии и активист, заключенный в тюрьму за участие в событиях 1968 года, позже сыграл важную роль в Комитете защиты рабочих и рабочем движении «Солидарность» . События 1968 года, которым предшествовали события 1956 года, а затем события 1970, 1976 и 1980 годов, показали, что Польша с ее сильными националистическими традициями, гражданским обществом и мощной католической церковью была источником нестабильности и слабости в стране. Восточный блок. Опасности, которые представляла ПОРП «реакционная» коалиция 1968 года, против которой уже тогда предупреждали некоторые, оказались не мнимыми, но на их реализацию потребовалось еще два десятилетия. [63]

Антисемитская, антиинтеллектуальная и антистуденческая кампания нанесла ущерб репутации Польши, особенно на Западе. [10] [11] Несмотря на всемирное осуждение репрессий марта 1968 года, коммунистические правительства в течение многих лет не признавали антисемитский характер «антисионистской» кампании, хотя некоторые газеты публиковали критические статьи. В феврале и марте 1988 года польское коммунистическое правительство объявило официальные извинения за антисемитские эксцессы 1968 года: сначала в Израиле на конференции по польскому еврейству, а затем в заявлении, напечатанном в Trybuna Ludu . [66] В отчете ЦК даже предлагалось ввести двойное гражданство для улучшения отношений с евреями, покинувшими Польшу. [63]

Последствия

[ редактировать ]
Часть постоянной экспозиции, посвященной мартовским событиям, в Музее истории польских евреев ПОЛИН в Варшаве .

После падения коммунистического правления Сейм в 1998 году официально осудил антисемитизм событий марта 1968 года. В 2000 году президент Александр Квасьневский принес свои извинения перед группой еврейских студентов «как президент Польши и как поляк».

К 30-летию их отъезда на Варшавско-Гданьском вокзале, откуда большинство ссыльных поляков сели на поезд до Вены , была установлена ​​мемориальная доска. [2]

В марте 2018 года президент Польши Анджей Дуда сказал: «Нам жаль, что вас сегодня здесь нет» и «их тогда депортировали, а также семьи погибших - я хочу сказать, пожалуйста, простите Польшу за это» в отношении 20 000 человек. Евреи были изгнаны или вынуждены бежать в 1968 году. Однако Дуда заявил, что его поколение не несет ответственности за действия прошлой коммунистической администрации. [67] Различие, проведенное Дудой между прошлым польским правительством, которое он считал виновным, и польскими гражданами, которых он считал невиновными, было воспринято критиками как отсутствие извинений. Заявление Дуды также перекликается с еврейскими стереотипами в описании потери Польши: «Вы — элита интеллигенции, но в других странах вы — люди выдающихся успехов, уважаемые, но в других странах ваши творческие силы, ваши научные достижения, ваши блестящие достижения» достижения не сделали чести Республике Польша». [68]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ Вот что написал в 1968 году публицист ПОРП Анджей Верблан : «…своеобразный политический союз нескольких реакционных тенденций… политические родословные наиболее агрессивных ораторов чрезвычайного общего собрания Варшавского отделения ЗЛП 29 Февраль 1968 года. Вот представительные фигуры этого политического союза: Январь Гжендзинский – пилсудский , Стефан Киселевский – представитель отсталых католических кругов, Павел Ясеница – активный участник реакционного подполья 20-летней давности, Антоний Слонимский – связанный с космополитическими и сионистские кружки, Лешек Колаковский – исключен из рядов ПОРП за крайне ревизионистские взгляды и деятельность полтора года назад». [69]

  1. ^ Кемп-Уэлч, Энтони (2008). Польша при коммунизме: история холодной войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-511-38738-8 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Дариуш Стола . « Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 годов». Архивировано 7 июня 2020 года в Wayback Machine . Исследовательский грант Американского еврейского комитета. См.: Д. Стола, Борьба с тенями (перепечатка), в книге Роберта Блобаума, ред., Антисемитизм и его противники в современной Польше , Издательство Корнельского университета , 2005.
  3. ^ Стола, Дариуш (01 марта 2006 г.). «Антисионизм как многоцелевой политический инструмент: Антисионистская кампания в Польше, 1967–1968» . Журнал истории Израиля . 25 (1): 175–201. дои : 10.1080/13531040500503021 . ISSN   1353-1042 . S2CID   159748636 . «Антисионистское» течение кампании содержало старые антисемитские клише, новые «социалистические» обвинения или переработанные старые. Старые обвинения могли быть (а иногда и действительно были) скопированы из довоенной антисемитской литературы.
  4. ^ Черри, Роберт Д.; Орла-Буковска, Аннамария (2007). Переосмысление поляков и евреев: тревожное прошлое, светлое будущее . Роуман и Литтлфилд . п. 36. ISBN  978-0-7425-4666-0 . Мариан Маржинский — польский еврей, переживший Холокост, спрятавшийся в католическом приюте только для того, чтобы покинуть его в 1968 году во время антисемитской кампании режима.
  5. ^ Маркус, Джордж Э. (1993). Опасные государства: разговоры о культуре, политике и нации . Издательство Чикагского университета. п. 226. ИСБН  978-0-226-50447-6 . Антисемитская кампания 1968 года, вероятно, началась как борьба внутри Коммунистической партии, которая использовала антисемитизм в качестве инструмента».
  6. ^ Jump up to: а б Excel HSC современная история Рональд Э. Рингер. Страница 384.
  7. ^ Jump up to: а б Энциклопедия холодной войны , том 1 Рууда ван Дейка. Страница 374. Тейлор и Фрэнсис, 2008. ISBN   0-415-97515-8 . 987 страниц.
  8. ^ Мир реагирует на Холокост Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Там же. Страницы 120-122.
  9. ^ Дариуш Стола , Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 213, 414, опубликовано Институтом политических исследований Польской академии наук , Варшава, 2000 г., ISBN   83-86759-91-7
  10. ^ Jump up to: а б с д Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 346–347, Wydawnictwo Literackie , Краков, 2011 г., ISBN   978-83-08-04769-9 Рецензия на книгу на Historia.org.pl.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Моника Кравчик (март 2013 г.), Я не забуду тебя, Польша! (Я не забуду тебя, Польша). Архивировано 16 ноября 2018 года на Wayback Machine . форуме польских евреев
  12. ^ Крастев, Иван. (21 февраля 2018 г.). Будет ли 2018 год таким же революционным, как 1968 год? . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 февраля 2018 г.
  13. ^ Фришке, Анджей (12 октября 2011 г.). «Анатомия восстания. Куронь, Модзелевский и коммандос» . Газета Выборча .
  14. ^ Барбара Торуньчик, Opowieści o pokolenie 1968. Дважды в неделю No. 09/2009.
  15. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 7–14
  16. ^ Jump up to: а б с Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 29–46
  17. ^ Jump up to: а б с Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 334–336
  18. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 69–78
  19. ^ Jump up to: а б с Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 47–68
  20. ^ Влодзимеж Розенбаум, CIAO: Междуморье, Национальный съезд Американской ассоциации содействия развитию славистики , Атланта, Джорджия, 8–11 октября 1975 г.
  21. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 274.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Коммюнике: Расследование в отношении коммунистических государственных чиновников, которые публично разжигали ненависть к людям другой национальности. Архивировано 28 октября 2012 года в Wayback Machine Институте национальной памяти , Варшава . Публикация на польском сайте IPN: 25 июля 2007 г.
  23. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 277–279
  24. ^ Jump up to: а б Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 346.
  25. ^ Jump up to: а б Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 13–27
  26. ^ Jump up to: а б Моника Мокшицкая-Покора (январь 2003 г.). «Театральные профили: Казимеж Деймек» . Институт Адама Мицкевича . Архивировано из оригинала 8 марта 2007 года . Проверено 11 сентября 2011 г.
  27. ^ Фазан, Катажина, изд. (2022). История польского театра . Издательство Кембриджского университета. п. 120. ИСБН  978-1108476492 .
  28. ^ Jump up to: а б с д Адам Лещинский, март 68 года [март 68]. 7 марта 2014 г. Март '68. Архивировано 10 марта 2014 г. в Wayback Machine . wyborcza.pl . Проверено 10 марта 2014 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 338.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 79–114
  31. ^ Jump up to: а б с д Дариуш Гавин (19 сентября 2005 г.), март 1968 г. – сила мифа . Центр политической мысли.
  32. ^ Jump up to: а б с д Барбара Полак, Вопросы, которые следует задавать. Барбара Полак беседует с Анджеем Хойновским и Павлом Томасиком о марте 1968 года. Страницы 2–14 Вестника Института национальной памяти , № 3 (86), март 2008 г. PDF-файл, прямая загрузка 4,79 МБ. Интернет-архив.
  33. ^ Петр Осенка (03.08.2008), «Вот так прошел март. Календарь событий 40-летней давности» . Архивировано из оригинала 16 марта 2009 г. Проверено 25 марта 2014 г. . Газета Выборча .
  34. ^ Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 339–340
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Анджей Фришке , «Мартовское движение протеста 1968 года в свете докладов Министерства внутренних дел партийному руководству» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2006 г. Проверено 22 сентября 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) , Междуморье, Том 1, Номер 1, 1997; перевод с польского. Оригинал опубликован в Wiez (март 1994 г.).
  36. ^ Jump up to: а б Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 342.
  37. ^ Лукаш Каминьский , Студенческие протесты. История. Архивировано 29 июня 2017 г. в Wayback Machine Marzec1968.pl IPN.
  38. ^ Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 340–341
  39. ^ Jump up to: а б Ежи Эйслер , Великолепная семерка: первые секретари ЦК Польской объединенной рабочей партии , Wydawnictwo Czerwone i Czarne, Варшава 2014, ISBN   978-83-7700-042-7 , стр. 272-275
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 115–135
  41. ^ Jump up to: а б Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 343.
  42. ^ Jump up to: а б с Анджей Бжезецкий, Гомулки мартовский смех . 12 марта 2013. Мартовское карканье Гомулки . wyborcza.pl . Проверено 14 марта 2014 г.
  43. ^ Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 344–345
  44. ^ Петр Осенка (20 февраля 2011 г.). «Как ОРМО ​​несла вахту» . История . Политика .pl . Проверено 29 мая 2012 г.
  45. ^ Jump up to: а б Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 344.
  46. ^ Jump up to: а б с д Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 235–255
  47. ^ Джордж Кациафикас, Воображение новых левых: глобальный анализ 1968 года , стр. 66–70.
  48. ^ Нью-Йорк Таймс . 2 мая 1968 г.
  49. ^ Анджей Верблан, Роль команды Герека в истории Народной Польши. Роль команды Герека . «Социалистическое обозрение» www.przeglad-socjalistyczny.pl. Проверено 28 марта 2014 г.
  50. ^ Jump up to: а б с д и ж Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO: Польша с 1939 года, автор Дэвид Энгель
  51. ^ Орнштейн, Джонатан. (26 февраля 2018 г.). В Польше продолжается массовое еврейское возрождение . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 марта 2018 г.
  52. ^ Jump up to: а б Майкл К. Стейнлауф. « Польша ». В: Дэвид С. Вайман, Чарльз Х. Розенцвейг. Мировая реакция на Холокост . Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996. ISBN   0-8018-4969-1 .
  53. ^ Стивен Эллиот Гросби, Афина С. Леусси. Национализм и этносимволизм: история, культура и этничность в формировании наций. Издательство Эдинбургского университета, 2007. Стр. 137–139. См. также Михлич (2006), стр. 271-277.
  54. ^ Швагжик, Кшиштоф (2005). Аппараты безопасности в Польше. Управленческий персонал. Том I: 1944–1956 (Служба безопасности в Польше. Управление. Том первый: 1944–1956) (PDF) . Институт национальной памяти (IPN), Варшава. стр. 25, 59, 62, 535. ISBN.  83-89078-94-5 . Архивировано из оригинала (прямая загрузка PDF: 3,63 МБ) 4 января 2012 г. Проверено 15 октября 2013 г.
  55. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 145–150
  56. ^ Альбани, Сюзанна (2016). «Между национализмом и антисемитизмом. Антисемитская кампания в Польской Народной Республике в 1968 году и роль католических светских организаций». Ежегодник исследований антисемитизма . 25 : 170-192.
  57. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 150–188
  58. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 135–143
  59. ^ Тадеуш М. Плужаньский, Сталиновский uciecinierzy , Bibula, 2011, Балтимор-Вашингтон, округ Колумбия, ISSN 1542-7986, перепечатано из Antisocialist Mazowsze, 2006
  60. ^ « Ордер на арест сталинского судьи уже в Швеции». Газета.пл, 27 октября 2010 г.
  61. ^ Jump up to: а б с Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 347–350
  62. ^ Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968, стр. 379–380
  63. ^ Jump up to: а б с д Дариуш Стола, Антисионистская кампания в Польше 1967–1968 гг., стр. 257–268
  64. ^ Анджей Леон Сова, Политическая история Польши 1944–1991, стр. 357–358
  65. ^ Анджей Фришке, Анджей Пачковский, Роман Грачик, « Коммунизм, интеллектуалы, церковь». Коммунизм, интеллектуалы, церковь . 13 октября 2010 г., «Тыгодник Повшехны» www.tygodnikpowszechny.pl. Проверено 7 марта 2018 г.
  66. ^ Дэвид Ост, Солидарность и политика антиполитики , с. 231, 1990 Филадельфия, издательство Университета Темпл , ISBN   0-87722-655-5
  67. ^ «Президент Польши приносит извинения за чистку евреев 1968 года» . Гаарец . Проверено 8 августа 2023 г.
  68. ^ Маколи, Джеймс (01 декабря 2021 г.). «Президент Польши приносит неизвиняющиеся извинения за антисемитскую чистку 1968 года. («Законопроект о Холокосте» все еще находится в разработке.)» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 8 августа 2023 г.
  69. ^ Анджей Верблан, Очерки и полемика, стр. 143, опубликовано в 1970 году издательством Głos i Wiedza , Варшава.
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c94ffb7dcfdb3c5c06be5440c22c2884__1719587640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/84/c94ffb7dcfdb3c5c06be5440c22c2884.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1968 Polish political crisis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)