Тыгодник Повшехны
Тип | еженедельный журнал |
---|---|
Владелец(и) | Tygodnik Powszechny sp. z o. |
Редактор | Петр Мухарский |
Основан | 1945 |
Политическая расстановка | Христианская демократия Субсидиарность Либеральный католицизм |
Штаб-квартира | Краков |
Тираж | 38 000 (октябрь 2016 г.) |
Веб-сайт | tygodnikpowszechny.pl |
Тыгодник Повшехны (англ. Польское произношение: [tɨˈɡɔdɲik pɔˈfʂɛxnɨ] , The Common Weekly ) — польский римско-католический еженедельный журнал, издаваемый в Кракове , в котором основное внимание уделяется социальным, культурным и политическим вопросам. [ 1 ] Он был основан в 1945 году под эгидой кардинала Адама Стефана Сапеги . Ежи Турович был его главным редактором до своей смерти в 1999 году. Его сменил Адам Бонецкий священник .
Tygodnik Powszechny часто освещает политику, религию, культуру, общество, польско-еврейские отношения и международные дела. Его иностранный отдел публикует материалы корреспондентов со всего мира, включая Европу, США, Азию, Африку и Ближний Восток. [ 1 ] Писатель и репортер Войцех Ягельский является членом международного отдела с 2017 года. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Кардинал Адам Стефан Сапега помог основать еженедельный журнал Tygodnik Powszechny , первый выпуск которого вышел 24 марта 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны . Первоначально в состав редакции входило четыре человека: Ян Пивоварчик, священник; Ежи Турович , многолетний главный редактор; Константин Туровский и Мария Чапская . Позже к ним присоединились Зофья Старовейская-Морстинова, Стефан Киселевский , Леопольд Тырманд , Антоний Голубев , Павел Ясеница (пока он не был арестован коммунистами в 1948 году), Станислав Стомма , Ханна Малевская и Юзефа Гольмонт-Хеннелова .
В 1953 году издание еженедельника было приостановлено и лишилось типографии после отказа печатать некролог премьер-министра СССР Иосифа Сталина . [ 3 ] С 1953 по 1956 год его издавала новая редакция, представляющая проправительственную ассоциацию ПАКС. [ 3 ] и был неофициально известен как Тыгодник Паксовский . В течение этого периода использовался тот же формат, и нумерация была непрерывной, хотя ни один из предыдущих редакторов еще не работал в газете.
После польского октября 1956 года «оттепель» позволила первоначальным редакторам возобновить контроль над журналом в декабре. В число обозревателей входили видные священнослужители, такие как Кароль Войтыла (впоследствии Папа Иоанн Павел II ), ученые и поэты, журналисты и другие писатели, в том числе Владислав Бартошевский , Ежи Завейский , Яцек Возняковский, Стефан Вилканович, Адам Шосткевич , Лешек Колаковский , Станислав Лем , Збигнев. Герберт , Войцех Карпинский , Тадеуш Кудлинский и Чеслав Згожельский.
Чеслав Милош на протяжении многих лет публиковал свои стихи в «Тыгоднике Повшехны» . В 1945 году он подготовил рукописный сборник стихов Wiersze pół-perskie для редактора Ежи Туровича. Вынужденный покинуть страну , Милош продолжал публиковаться в журнале. После получения Нобелевской премии это был единственный журнал, в котором Милош публиковал свои стихи.
В конце 1950-х годов газета вошла в состав официально признанной политической партии «Знак» , вновь организованной на волне «оттепели». Когда Знак помог основать движение «Солидарность» , его капелланом стал отец Юзеф Тишнер , один из авторов краковского издания.
После объявления военного положения журнал приостановил выход на несколько месяцев. С 1982 года «Тыгодник Повшехны» издается непрерывно.
После того, как Войтыла был избран Папой Иоанном Павлом II, Тыгодник Повшехный стал самым популярным средством распространения его учения в Польше. Долгое время это был единственный журнал в мире, в котором появилось интервью с новым Папой, которое было опубликовано 3 августа 1980 года.
В 1980-е годы журнал неофициально представлял польскую демократическую оппозицию. Иногда его считали единственным легальным оппозиционным журналом в Польской Народной Республике (ПРЛ). В 1987 году он опубликовал скандальное эссе Яна Блоньского «Бедные поляки смотрят на гетто» («Biedni Polacy patrzą na getto»), в котором исследовались исторические отношения между католическими и еврейскими поляками, а также опыт Холокоста во время мировой войны. Вторая война.
С 1990-х годов часть церковной иерархии критиковала «Тыгодник Повшехны» за его чрезмерно либеральные взгляды. Это не отражает местническое распространение журнала.
сняла документальный фильм «Обыкновенная доброта» , В 1998 году Мария Змаж- Кочанович рассказывающий историю Туровича.
В 1999 году, после смерти Туровича, главным редактором стал отец Адам Бонецкий . [ 4 ]
В апреле 2007 года ITI Group приобрела 49% журнала. С 5 декабря 2007 г. «Тыгодник Повшехны» выходит в меньшем размере. Изменился также его формат и редакционный состав.
В 2014 году журнал изменил логотип, макет и формат, чтобы привлечь более молодых читателей. [ 5 ]
Ценности
[ редактировать ]Тыгодник Повшехны пытался примирить ценности либерализма с принципами веры. В нем представлен открытый экуменический взгляд на польский католицизм , названный редакторами «открытым католицизмом». [ 1 ] Ее цель – диалог. К участию в печатных дебатах приглашаются лица некатолических взглядов. Согласно анализу Ярослава Говина , представленному в его книге Kościół w czasach wolności («Церковь во времена свободы»), журнал является одним из главных представителей «открытого» католицизма, вдохновленного католическим персонализмом .
Сергиуш Ковальский, анализировавший историю журнала с 1993 по 1995 годы, писал: «Авторы «Тыгодника Повшехного» ценят умеренность, открытость, готовность к диалогу и компромиссам, ищут модус вивенди между либеральной демократией и церковью, между современностью и традицией». (Ковальский 1997: 148).
Критика
[ редактировать ]Во времена Польской Народной Республики (ПРЛ) «Тыгодник Повшехны» был известен как журнал, который позволял публиковать некоторую критику коммунистических властей, хотя и в пределах, установленных государственной цензурой.
После 1989 года журнал рассматривался как один из вариантов диалога внутри Церкви, получившего название «открытый католицизм», который подвергся критике со стороны людей из других кругов. после 1989 года «Тыгодник Повшехный» Считалось, что представлял только одну политическую партию — Демократический союз , который позже был преобразован в Союз свободы . Многие люди, работавшие в журнале, участвовали в политических изменениях эпохи ( Юзефа Геннелова , Тадеуш Мазовецкий , Кшиштоф Козловский ).
Критики краковского еженедельника часто цитируют письмо Иоанна Павла II от 15 мая 1995 года по случаю 50-летия журнала:
1989 год принес Польше глубокие изменения, связанные с падением коммунистической системы. Возобновление независимости парадоксальным образом совпало с усилением нападок светских левых партий и либеральных группировок, направленных против Церкви, Епископата , а также против Папы Римского. Особенно я почувствовал это в контексте моего последнего визита в Польшу в 1991 году. Целью было стереть из памяти граждан, какова была роль Церкви в стране на протяжении последних лет. Умножались обвинения и клевета на клерикализм, а также на предполагаемое намерение Церкви управлять Польшей и препятствование политическому освобождению польского общества. Простите меня, если я скажу, что эти влияния были заметны и в «Тыгоднике Повшечном» . В те трудные времена, к сожалению, Церковь не нашла в ней поддержки и защиты, которых она в каком-то смысле могла ожидать: «она не чувствовала себя достаточно желанной», как я когда-то сказал.
[ нужна ссылка ] – Письмо Иоанна Павла II от 15 мая 1995 г. Ежи Туровичу , главному редактору Tygodnik Powszechny .
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристиан Гейдрих: Новый вопрос о Боге и церкви. Взгляд на «Тыгодник Повшехного» и «Христианин в современности». В: Александра Хилевска-Тёлле / Кристиан Гейдрих (редакторы): Извилины культурного трансфера. Польские и немецкие церкви в 20 веке. Берлин [Logos Verlag] 2014, с. 249-275. ISBN 978-3-8325-3660-2
- Михал Ягелло, «Тыгодник Повшехны» и коммунизм , Варшава: NOWA , 1988.
- Яцек Жаковский , Анатомия вкуса, или разговоры о судьбе команды Tygodnik Powszechny в 1953–1956 годах , Варшава: Wydawnictwo Wolne Pismo, 1988
- Яцек Жаковский, Ежи Турович: Три четверти века: беседы с Ежи Туровичем , Краков: Знак , 1999, ISBN 83-7006-166-4
- Яцек Жаковский: Полвека против течения. Или будни «Тыгодника Повшечного» в героические времена . Краков: Знак, 1999, ISBN 83-7006-886-3
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «О нас» . www.tygodnikpowszechny.pl (на польском языке). 31 декабря 2014 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Войцех Ягельский в «Тыгоднике Повшехны». «Здесь я могу практиковать тот стиль журналистики, который мне больше всего подходит» » . www.wirtualnemedia.pl (на польском языке) . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриберг, Анника (май 2008 г.). «II». Проект примирения: журналисты и религиозные активисты в польско-германских отношениях, 1956–1972 гг. (PDF) (Диссертация). Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . п. 54. дои : 10.17615/9q1a-pd95 . ISBN 978-0-549-53566-9 . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Лоуренс Вайнбаум (осень 2002 г.). «Покаяние и предубеждение: Римско-католическая церковь и Едвабне» . Обзор еврейских политических исследований . 14 (3–4) . Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ « Тыгодник Повшехны меняет логотип, макет и формат» . www.wirtualnemedia.pl (на польском языке) . Проверено 13 января 2022 г.