Alfonse Pogrom
( Погром Альфонса по- Pogrom польски alfonsów ' погром сутенеров ; '; польский жаргонный термин alfons означает ' сутенер ' [1] [2] 24–26 мая 1905 г.) [3] произошли трехдневные беспорядки в Варшаве, Польша . Насилие привело к разрушению нескольких десятков публичных домов и гибели 15 человек. [4] Отчеты и анализ события различаются в зависимости от его целей и участников (в зависимости от участия еврейских активистов лейбористской партии Бунда , еврейских рабочих, христианских рабочих, [5] [6] и преступники; [7] [8] а также происхождение события и точное число жертв). [4] [9] [10]
Фон
[ редактировать ]
Во второй половине 19 века проституция , торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации и сексуальное рабство получили распространение в Варшаве . [12] В этой деятельности в основном доминировал еврейский преступный мир, и их существование вызвало большую напряженность и противоречия внутри польско-еврейской общины Варшавы. [12] В то время как в Конгрессе Польши и Варшавы в целом 72,7% проституток были католиками и 21,36% - евреями, в Варшаве доля еврейских проституток была намного выше. В 1874 году две трети всех зарегистрированных проституток в Варшаве были евреями. [13] В 1889 году около 75% всех публичных домов Варшавы принадлежали евреям. [14] [6]
Мнения о причине насилия расходятся. Некоторые считают это политической акцией еврейских рабочих. [4] По мере эскалации жестоких беспорядков во время волнений в середине 1900-х годов напряженность между еврейским преступным миром и рабочими выросла до такой степени, что становился все более вероятным широкомасштабный инцидент с применением насилия. [12] По словам Лауры Энгельштейн , бундовцы воспринимали сутенеров как агентов охранки ( российской царской полиции). [15]
Бунт
[ редактировать ]Погром начался после слухов, хотя неясно, какой именно слух на самом деле спровоцировал погром. [4] [12] По одной из версий, сестру или невесту активиста Бунда похитили и отвезли в бордель, а он был ранен, пытаясь ее спасти. [3] [12] Другой говорит, что еврейская проститутка обратилась к еврейскому рабочему за помощью в ее тяжелом положении, и когда он попытался ее спасти, его убили. [12] Все версии предполагают, что после того, как спасатель был ранен или убит, его друзья устроили масштабный бунт. [12] еврейские активисты, связанные с рабочей партией Бунда . В беспорядках приняли участие [12]
Другая версия - причиной беспорядков стало криминальное вмешательство в конкуренцию легальных и нелегальных публичных домов. Антоний Полонский отвергает точку зрения, что это была политическая акция, организованная Бундом как «реакция еврейских рабочих на эксплуатацию еврейских женщин». Полонский пишет, что в этом серьезно замешан преступный мир, и отмечает, что «затронуты только лицензированные публичные дома». [8]
Хотя версии событий различаются, большинство сходится во мнении, что банды еврейских рабочих переходили из борделя в бордель, нападали на сутенеров и проституток, разрушали и грабили имущество. Столкновения распространились и на улицы города. [4] [16] Беспорядки начались на северо-западе Варшавы, а затем распространились по всему городу. [12] По мнению некоторых ученых (например, Боржиминьской и Якубчака), на второй день к беспорядкам присоединились христианские рабочие, а на третий день преступники воспользовались хаосом для совершения грабежей. [3] Еврейские рабочие действовали только в еврейских кварталах, нанося удары только по еврейским частям преступного мира. Христианские рабочие вели переписку с христианскими гангстерами. [6] Царская полиция якобы пыталась организовать антиеврейский погром. [3] (такие обвинения являются частью бундовского повествования о событиях [16] ), но когда попытка провалилась, российский губернатор Константин Максимович приказал военным подавить бунт. [3] [12]
Считается, что бунт был подавлен к 26 мая 1905 года, хотя меньшие инциденты продолжались еще несколько дней, и 28 мая еще три человека погибли. [12]
Последствия
[ редактировать ]За время беспорядков 150 жилищ (в том числе 40 публичных домов) [3] [12] были уничтожены, материальный ущерб оценивается в 200 000 рублей, [3] 5 человек погибли, 10 получили серьезные ранения (большинство скончались позже в больницах) [3] и более 40 получили ранения. [3] По словам Скотта Ури, в самих событиях погибли 5 человек, еще 10 скончались от полученных ран, более 40 были госпитализированы. [4] По данным агентства Reuter, число раненых составило 100 человек. [17] Полиция арестовала около 100 сутенеров и проституток. [12]
Руководство Бунда сначала раскритиковало своих активистов, принявших участие в беспорядках, но позже изменило свою позицию и заявило, что бунт был праведным действием против морально развращенного правительства и преступников. [18]
Бунт привлек внимание широкой общественности к проблеме проституции в Польше и привел к попыткам решить эту проблему посредством дальнейших дебатов и реформ. [19] Лео Бельмонт написал стихотворение «Po pogromie» («После погрома») об этом инциденте. [7]
См. также
[ редактировать ]- История Варшавы
- Цви Мигдал
- Ракель Либерман
- Саймон Рубинштейн (сутенер)
- Ашкеназум
- Сексуальное рабство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подрацкий, Ежи (1 января 2003 г.). о польском языке и культуре и люди: Очерки Слова (на польском языке). Адам. стр. 41. ISBN 9788372324283 .
Альфонс: мужчина, живущий за счет женщин. (Польская цитата: Альфонс – мужчина, живущий за счет женщин. )
- ^ Хетерингтон, Филиппа (апрель 2018 г.). «Рецензируемая работа: Цепь дьявола: проституция и социальный контроль в разделенной Польше, Стаутер-Хальстед, Кили». Славянское и восточноевропейское обозрение . 96 (2): 368–371. дои : 10.5699/slaveasteurorev2.96.2.0368 . JSTOR 10.5699/slaveasteurorev2.96.2.0368 .
В мае 1905 года толпа разгневанных рабочих ворвалась в варшавский район борделей... Этот фурор стал известен как «погром Альфонса», названный в честь жаргонного термина, обозначающего сутенера.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Боржиминская, Зофия (2003). Польский иудаистский словарь: история, культура, религия, люди (на польском языке). Издатель Прушинский и С-ка. стр. 68. ISBN 9788372551269 . Запись воспроизведена онлайн здесь. Архивировано 27 ноября 2020 года в Wayback Machine Еврейским историческим институтом. (Цитата в переводе: «В первый день беспорядков группы еврейских рабочих напали на сутенеров на улицах и разрушили их квартиры и братьев. На второй день к ним присоединились христиане; на третий день криминальный элемент совершил грабежи». Оригинальная цитата на польском языке: «В первый день беспорядков группы еврейских рабочих напали на сутенеров на улицах и разрушили их квартиры и публичные дома. На второй день к инциденту присоединились христиане; на третий день - преступный элемент. - грабежи».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скотт Юри (8 августа 2012 г.). Баррикады и знамена: революция 1905 года и трансформация варшавского еврейства . Издательство Стэнфордского университета. п. 127. ИСБН 978-0-8047-8104-6 .
- ^ Сикорска-Кулеша, Иоланта (2007). « Суммарное правосудие за проституцию в Варшаве в мае 1905 года в свете прессы». Рочник Варшавский (на польском языке). XXXV : 111–127.
Нападения варшавских рабочих, как христиан, так и евреев, на братьев, сутенеров, воров.
- Разместить резюме в: « «Суды упрощенного производства» по делу проституции в Варшаве в мае 1905 года в свете прессы / Иоланта Сикорска-Кулеша. Рочник Варшавский» . Публичная библиотека столицы Варшавы Варшава (Каталог библиотеки).
- ^ Jump up to: а б с Якубчак, Александра (2015). «Альфонсовский погром в Варшаве 1905 года в свете еврейской прессы» [Варшава 1905 года «Альфонсовский погром» в свете еврейской прессы]. Студия Иудаика (на польском языке). 2015 (2 (36)). Варшава: 339–357. дои : 10.4467/24500100STJ.15.015.4606 .
...участники «погрома сутенеров» заботились о поддержании порядка и разделении «работы», т. е. еврейские рабочие действовали только в еврейском квартале, нападая только на еврейских членов преступного мира. Христианство сделало то же самое с христианским преступным миром. (пл-...участники "сутенерского погрома" позаботились о поддержании порядка и разделении "работы", т.е. еврейские рабочие действовали только в еврейском квартале, нападая только на еврейских членов преступного мира. То же самое христиане поступали с христианским преступным миром .)
- ^ Jump up to: а б Колодзейска-Смагала, Зузанна; Антосик-Пиела, Мария (2017). Польско-еврейская литература 1861-1918: Антология [ Польско-еврейская литература 1861-1918: Антология ] (на польском языке). Издательство Ягеллонского университета. стр. 28. ISBN 9788323396949 .
В последующие дни к беспорядкам присоединились христиане и обычные преступники».
- ^ Jump up to: а б Энтони Полонский , Евреи в Польше и России , том 2: 1881–1914, Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2010, с. 93.
- ^ Стаутер-Халстед, Кили (2016). Цепь Дьявола: проституция и социальный контроль в разделенной Польше . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. п. 197. ИСБН 9781501701665 .
Историки расходятся во мнениях относительно происхождения беспорядков
- ^ Холевинский, Вацлав (2018). Погром 1905 г. (на польском языке). Познань: Издательство Zysk и Spółka. ISBN 978-83-8116-303-3 .
В конце мая 1905 года в Варшаве произошли загадочные и до сих пор необъяснимые события. Евреи, а позже и поляки, выносили суммарный суд над проститутками и сутенерами, убивали женщин легкого поведения и их покровителей, опустошали и сжигали братьев. (Польская цитата: «В конце мая 1905 года в Варшаве произошли загадочные и до сих пор необъяснимые события. Евреи, а через мгновение и поляки линчевали проституток и сутенеров, убивали женщин легкого поведения и их «опекунов», опустошали и сожженные бордели ) .
- ↑ Необычные кадры знакомых мест , сайт Gazeta Wyborcza.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гаудентий, Радзим (25 января 2019 г.). «Погром сутенеров 1905 года. Кровавый расправа над рабочими с сутенерами и проститутками. Большая часть публичных домов была разрушена» [Погром сутенеров 1905 года. Кровавая стычка рабочих с сутенерами и проститутками. Большинство братьев были уничтожены]. warszawa.naszemiasto.pl (на польском языке) . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Энтони Полонский, Евреи в Польше и России, Том 2: 1881–1914, Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2010, с. 93
- ^ Сикорска-Кулеша, Иоланта (2004). Зло терпимо: проституция в Королевстве девятнадцатом веке Польском в (на польском языке). Грязь. стр. 243. ISBN 9788389624130 .
Религия и национальность владельцев публичных домов - Таблица VIII - 3 католика, 16 евреев (стр. 243)
- ^ Ключи к счастью: секс и поиск современности в России конца века , Лаура Энгельштейн , Cornell University Press, стр. 309
- ^ Jump up to: а б Скотт Юри (8 августа 2012 г.). Баррикады и знамена: революция 1905 года и трансформация варшавского еврейства . Издательство Стэнфордского университета. п. 128. ИСБН 978-0-8047-8104-6 .
- ^ Эдвард Дж. Бристоу, Проституция и предрассудки: Еврейская борьба против белого рабства 1870–1939 , Clarendon Press, 1982, стр. 61
- ^ Скотт Юри (8 августа 2012 г.). Баррикады и знамена: революция 1905 года и трансформация варшавского еврейства . Издательство Стэнфордского университета. п. 129. ИСБН 978-0-8047-8104-6 .
- ^ Кили Стаутер-Халстед (19 февраля 2016 г.). Цепь Дьявола: проституция и социальный контроль в разделенной Польше . Издательство Корнельского университета. стр. 197, 256. ISBN. 978-1-5017-0166-5 .