Это бусины
Это бусины | |||
---|---|---|---|
![]() Современные «новые» бусины дзи из травленого агата. | |||
Китайское имя | |||
китайский | 天Бусины Дзи | ||
Ханью Пиньинь | Тяньчжу | ||
Буквальный смысл | небесные бусы | ||
| |||
тибетское имя | |||
тибетский | золото | ||
|
Бусина дзи (тибетский: གཟི། ; произносится как «зи»; альтернативное написание: gzi ) — тип агатовой бусины неопределенного происхождения, найденный в регионах Гималаев, включая Тибет, Бутан и Ладакх.
Традиционно их носят как часть традиционного тибетского ожерелья . В традиционных тибетских ожерельях бусины дзи обычно окружены кораллами. Иногда их также носят с бусами из янтаря и бирюзы.
Считается, что бусина приносит владельцу положительную духовную пользу. Эти бусины обычно ценятся как защитные амулеты , иногда их заземляют и используют в традиционной тибетской медицине. На бусах, подвергнутых этому процессу, видны небольшие «следы раскопок», где часть бусины была соскоблена или сошлифована для использования в медицине. Некоторые бусины дзи также подвергаются шлифовке и полировке для использования в качестве инструмента для полировки при нанесении сусального золота на картины тханка или позолоте бронзовых скульптур.
Самыми ценными бусинами дзи являются древние «чистые дзи». Первоначальный источник этих бус в настоящее время остается загадкой. В то время как древние бусины «чистого дзи» и бусины «Чунг дзи» очень ценятся, новые бусины дзи современного изготовления также завоевывают популярность среди тибетцев как доступная и более доступная альтернатива.
Имена
[ редактировать ]Значение тибетского слова «дзи» [གཟི།] переводится как «сияние, яркость, ясность, великолепие». В материковом Китае и на Тайване они широко известны под названием «天珠, tīan zhū», которое дано тайваньскими коллекционерами и на китайском языке означает «небесная бусина» .
Дизайн
[ редактировать ]
Бусины Дзи сделаны из агата и могут иметь декоративные символы, состоящие из кругов, овалов, квадратов, волн или зигзагов, полос, линий, ромбов, точек и различных других архетипических и символических узоров.
Цвета в основном варьируются от коричневого до черного, с рисунком обычно цвета слоновой кости. Бусины Дзи могут быть разных цветов, форм и размеров; поверхность обычно гладкая и восковидная, предположительно в результате длительного износа.
Иногда естественные узоры (обычно «слоистые» завитки) агата можно увидеть под или позади декоративных символов и рисунков.

Некоторые бусины дзи имеют так называемые «пятна крови» — крошечные красные точки в белых областях, указывающие на содержание железа . Это очень желательная характеристика среди коллекционеров, но относительно редкая. [ нужна ссылка ] Еще одним желательным эффектом является « кожа наги », при которой на поверхности бусины имеются крошечные круглые следы выветривания, напоминающие чешуйки . Иногда бусины из натурального агата без полос и искусственной гравировки также рассматриваются тибетцами как разновидность дзи.
Количество «глаз» или круглых рисунков на камне считается важным при рассмотрении важности дзи. Символическое значение бусин дзи иногда основано на количестве и расположении точек. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]Камни Дзи впервые появились между 2000 и 1000 годами до нашей эры в древней Индии : предположительно, несколько сотен тысяч были привезены тибетскими солдатами из Персии во время набега . Зловещее воздействие «сглаза» эти люди воспринимали очень серьезно. Считалось, что Дзи противодействует сглазу. Мастера, изготовившие дзи, создали амулеты с «глазами» в качестве формы защиты «сражайся с огнем». Ремесленники использовали агат в качестве основного камня, а затем украсили линии и формы бусин, используя древние методы, которые до сих пор остаются загадочными. Лечение могло включать затемнение растительным сахаром и теплом, отбеливание и травление белых линий натроном , а также защиту определенных участков жиром, глиной, воском или подобным веществом. Отверстие было просверлено перед украшением бусины, поскольку сверление приводило к большей части поломок в процессе производства, а отверстия также были полезны для нанизывания и окунания многочисленных бусинок на этапе окраски. Самые ранние отверстия были коническими и делались цельными сверлами с обоих концов и, как мы надеемся, сходились в центре бусины. Использовались очень маленькие наконечники сверл из сколотого кремня без абразивов и многих других материалов, независимо от твердости, при использовании с абразивами. Бусины эпохи неолита также сверлились с помощью полых трубчатых кусочков тростника, а позже, во время энеолита, меди. Они просверлили отверстие с агатовым стержнем внутри трубчатого сверла. Трубчатые отверстия для долот имели параллельные стенки, а не конические, но также выполнялись с обоих концов. Оба метода требовали кропотливой работы, проделанной с луковое сверло , при этом время и усилия определяются твердостью абразива, от молотого песка (кварца) до корунда.
Хотя географическое происхождение бусин дзи неясно, принято считать, что теперь их называют «тибетскими бусинами» , подобно «тибетским кораллам» , которые также пришли в Тибет из других мест. Тибетцы бережно хранят эти бусы и считают их наследственными драгоценностями. Таким образом, они сохранились на протяжении тысячелетий, их носили сотни отдельных людей. Дзи встречаются преимущественно в Тибете, но также и в соседних Бутане , Непале , Ладакхе и Сиккиме . [ нужна ссылка ] Хотя агатовые бусины типа дзи изготавливались в долине Инда в Хараппский период и в различных местах Индии, богатых месторождениями агата, таких как Кхамбхат, начиная с периодов неолита, самая ранняя археологически контролируемая находка агатовой бусины с украшением в стиле дзи Найдены прямые и изогнутые линии, а также круглый глаз из раскопок сакской культуры (Уйгарак) в Казахстане, датированных 7-5 веками до нашей эры. Считалось, что это импорт из Индии, отражающий дальнюю торговлю с более кочевыми сакскими или скифскими племенами.
Иногда пастухи и фермеры находят бусины дзи в почве или на лугах. Из-за этого некоторые тибетцы традиционно верят или верят, что дзи образуются естественным путем, а не искусственным.
Поскольку знания о бусах основаны на нескольких различных устных традициях , бусины вызвали споры относительно их источника, метода изготовления и даже их точного определения. [ нужна ссылка ] В тибетской культуре считается, что эти бусины привлекают местных защитников, дхармапал или божеств или, возможно, благотворных духов, предков или даже бодхисаттв . Благодаря этому к бусинам дзи всегда относятся с уважением. [1]
Новое сегодня
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( июнь 2018 г. ) |
![]() |
Сообщается, что бусины в стиле дзи современной эпохи изготавливались в Идар-Оберштайне, Германия, по крайней мере, еще в 19 веке. Немецкие огранщики агата в Идар-Оберштайне занимались своим ремеслом еще с римского периода. Они довели окраску агатов до науки, а огранку и сверление до механического уровня совершенства, которым известны немцы.
было зарегистрировано относительно недавнее их воспроизводство Из-за сомнительного происхождения большинства бусин дзи, изготовленных вручную, и высокого спроса на них, в Азии . Самая убедительная копия древних бусин дзи пришла из Тайваня в 1990-х годах. Примерно с 2006 года в Китае также производятся бусины дзи хорошего качества. [ нужна ссылка ]

Хороший дзи должен быть изготовлен из агата хорошего качества, а его резка, сверление и декорирование займут много дней. Современные методы и технологии, такие как лазеры, современные сахара и химикаты, а также вакуумные камеры , могут дать очень хорошие результаты. [2] Восковой вид по-прежнему желателен, но иногда его нет. Некоторые особенно хорошо сделанные новые дзи принимаются тибетцами, потому что их безопасно носить в общественных местах, поскольку они выглядят как древние дзи. Некоторый [ ВОЗ? ] требовать новую функцию Дзи с той же эффективностью, что и старые; другие полагают, что защитные энергии древней дзи могут перейти в новую дзи, если камень того же или лучшего качества и две бусины хранятся вместе или при выполнении связывающих ритуалов. [ нужна ссылка ]
Дзи также популярны в Китае , Тайване , Таиланде и Сингапуре . Настоящие древние дзи слишком дороги для большинства тибетцев ; те, кто не владел дзи в течение нескольких поколений, больше не могут позволить себе их купить. Некоторые из новых дзи стали очень коллекционными, что привело к гораздо более высоким ценам.
За некоторыми исключениями, новые бусины не имеют мистических ассоциаций с древними бусами, но считается возможным придать новым дзи аналогичные силы, потратив некоторое время и усилия: 1) отдав их на благословение ламе или гуру . ; 2) брать их в паломничество к святым местам, таким как ступы и святыни ; и 3) чтение мантр , а также принятие вместе с ними религиозных обетов. Преимущество новых бусин Дзи в том, что они не несут в себе никакой плохой кармы предыдущих владельцев. Считается возможным избавить камень от плохой энергетики, погрузив его на несколько часов в соленую воду, а затем окуривая благовониями его . С этого момента к Дзи следует относиться с уважением. загорание на солнце и окуривание Говорят, что травами очищают бусины. Подношение духовного аромата и чтение Чинтамани дхарани также считаются полезными для зарядки бусины.
Имитация Дзи
[ редактировать ]Имитация дзи создается из материалов, отличных от агата или халцедона . Они могут быть изготовлены из стекла, смолы, лэмпворка, дерева, кости, пластика, металла или нетрадиционных гравированных камней. Имитация дзи имеет долгую историю, некоторые из которых насчитывают пару сотен лет. Старые макеты Дзи имеют некоторую коллекционную ценность. Некоторые из смоляных имитаций дзи имеют свинцовую начинку для придания веса.
Некоторые люди также называют современные, вырезанные и просверленные на станке, полированные новые дзи «ложным дзи». Почти всегда они производятся серийно, продаются менее чем за два доллара и часто продаются в розницу. Травление на этих дешевых бусинах выполнено очень быстро, и украшения не проникают во внутреннюю сердцевину бусины. Они обычно предназначены для продажи покупателям из материкового Китая в качестве фэн-шуй талисманов на удачу .
Ценить
[ редактировать ]Рыночная стоимость древних бус может легко достигать сотен тысяч долларов США, особенно бус с большим количеством «глаз». Крошечные красные пятна, вызванные включениями железа в агате, также повышают ценность. Цены на новые дзи колеблются примерно от десяти до двух тысяч долларов США, в зависимости от качества и блеска.
Похожие бусины
[ редактировать ]Похожими на бусины дзи являются так называемые чунг дзи. [4] которые были импортированы в Тибет с древних времен. Они могут быть простыми, с естественными полосами. [5] агатовые бусины или травленые бусины (часто с черно-белыми полосатыми узорами). Некоторые из них представляют собой сердолики или черный агат с тонкими белыми узорами травления, напоминающими спину черепахи, что представляет собой древний узор, восходящий к эпохе Хараппской культуры Инда. Древнеримские агатовые бусы, а также травленые бактрийские , ближневосточные , китайские, афганские , йеменские , [6] а бусины из индийского агата и сердолика проникли в Тибет. Все это считается чунг дзи (по-тибетски «чунг» означает обычный или обычный). Считается, что Чунг Дзи имеет свойства, аналогичные настоящим «глазым» Дзи; они менее ценны, но высоко ценятся тибетцами и также считаются разновидностью дзи.
Другая похожая бусина называется Лук Мик («козий глаз») – это естественно сформированная «одноглазая» монета. [3] агат (на фото). Лук Мик — предпочтительный дзи для путешествий по Тибету.
Античные бусины Пью и Пхумтек из Бирмы также в чем-то похожи на дзи: они имеют некоторые общие узоры из бусин дзи, но вместо агата Пхумтек обычно изготавливаются из окаменелой опаловой пальмовой древесины, а бусины Пью часто изготавливаются из красного цвета. или оранжевый сердолик с тонкими белыми линиями, вытравленными щелочью.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паттисон, Элиот. [2004] (2004). Красивый призрак. Сент-Мартин Пресс. ISBN 0-312-27759-8
- ^ «Травленые бусины и бусины дзи» . Архивировано из оригинала 16 мая 2006 г. Проверено 12 апреля 2006 г. горнист
- ^ Перейти обратно: а б Гловер, Ян К.; Беллина, Беренис (15 ноября 2018 г.). «Щелочные травленые бусины Востока Индии в поздний доисторический и ранний исторический периоды» . Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 88 (1): 191–215. дои : 10.3406/befeo.2001.3513 .
- ^ «Древние травленые бусы» . www.ancientbead.com .
- ^ «Древние бусы с хараппским узором» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2010 г. Проверено 11 апреля 2010 г.
- ^ "Бусы из агата Сулемани Бабагория" . www.ancientbead.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эббингауз, Дэвид и Уинстен, Майкл (1988). «Тибетские бусины дзи (гЗи)». Тибетский журнал 13 (1): стр. 38–56.
- Болин, Тилии (2018). «Полная книга бусин Дзи».
- Норбу, Намкай (1981). «Ожерелье Зи». (Шанг Шунг Эдизиони)