Jump to content

Исламский орнамент

(Перенаправлено с исламского украшения )
Геометрические , арабески и каллиграфические узоры, украшающие Михраб в Джама Масджид, Фатехпур Сикри.

Исламский орнамент — это использование декоративных форм и узоров в исламском искусстве и исламской архитектуре . Его элементы можно разделить на арабески с использованием изогнутых растительных элементов, геометрических узоров с прямыми линиями или правильными кривыми и каллиграфию , состоящую из религиозных текстов со стилизованным внешним видом, используемых как декоративно, так и для передачи смысла. Все три часто включают в себя тщательное переплетение на различных носителях.

Исламский орнамент оказал значительное влияние на европейские формы декоративного искусства, особенно на западные арабески .

Геометрическая Зеллидж плитка , лепной декор с арабской каллиграфией и арабесками в медресе Бу Инания , Фес

Исламское искусство в основном избегает фигуральных изображений, чтобы не стать объектами поклонения. [1] [2] Этот аниконизм в исламской культуре побудил художников исследовать нефигуративное искусство, создав общий эстетический сдвиг в сторону математически обоснованного декора . [3] Еще до проповеди ислама регионы, связанные сегодня с исламским миром, отдавали предпочтение геометрическим и стилизованным растительным украшениям. Еще в четвертом веке византийская архитектура продемонстрировала влиятельные формы абстрактного орнамента в каменной кладке. Сасанидские художники оказали влияние отчасти благодаря своим экспериментам с лепниной как декоративным средством.

Исламские геометрические узоры произошли от рисунков, использовавшихся в более ранних культурах: греческой , римской и сасанидской . Это одна из трех форм исламского украшения, остальные представляют собой арабески, основанные на изогнутых и ветвящихся формах растений, и исламскую каллиграфию ; все три часто используются вместе в таких материалах, как мозаика, лепнина, кирпичная кладка и керамика, для украшения религиозных зданий и предметов. [4] [5] [6] [7]

Такие авторы, как Кейт Кричлоу [а] утверждают, что исламские узоры созданы для того, чтобы привести зрителя к пониманию лежащей в их основе реальности, а не являются просто украшением, как иногда подразумевают писатели, интересующиеся только узорами. [8] [9] В исламской культуре считается, что узоры являются мостом в духовную сферу, инструментом очищения разума и души. [10] Дэвид Уэйд [б] заявляет, что «большая часть искусства ислама, будь то архитектура, керамика, текстиль или книги, представляет собой искусство украшения, то есть трансформации». [11] Уэйд утверждает, что цель состоит в том, чтобы преобразить мечети, превратив их «в легкость и узор», а «украшенные страницы Корана могут стать окнами в бесконечность». [11] Против этого выступила Дорис Беренс-Абусейф. [с] утверждается В своей книге «Красота в арабской культуре» , что «основное различие» между философским мышлением средневековой Европы и исламского мира заключается именно в том, что в арабской культуре понятия добра и прекрасного разделены. Она утверждает, что красотой, будь то в поэзии или в изобразительном искусстве, наслаждались «ради нее самой, без приверженности религиозным или моральным критериям». [12]

Арабески

[ редактировать ]
Каменный рельеф с арабесками из усиков, пальметт и полупальметт в мечети Омейядов в Дамаске

Исламская арабеска — это форма художественного оформления, состоящая из «ритмичных линейных узоров из завитков и переплетений листвы, завитков» или простых линий. [13] часто сочетается с другими элементами. Обычно он состоит из одного дизайна, который можно «разложить» или плавно повторить столько раз, сколько необходимо. [14] Эта техника, возникшая благодаря художественному интересу к более древним геометрическим композициям в позднеантичном искусстве, позволяла зрителю представить, как бы выглядел узор, если бы он продолжался за его фактические пределы. Это особенность, которая сделала его отличительным для исламского искусства. [15]

Полностью «геометризированные» арабески появились в X веке. [15] Растительные формы, обычно используемые в узорах, такие как листья аканта , виноград и более абстрактные пальметты , первоначально были заимствованы из позднеантичного и сасанидского искусства . характерно Для сасанидов использование вьющейся лозы в качестве декоративного элемента, заимствованного у римлян через византийское искусство. В исламский период этот свиток с виноградной лозой превратился в арабеску. [16] Считается, что орнамент виноградной лозы, популярный в исламском орнаменте, возник в эллинистическом и раннехристианском искусстве . [17] [18] Однако свиток с виноградной лозой претерпел стилистические изменения, в результате которых узор виноградной лозы превратился в более абстрактный орнамент, сохранивший лишь остатки эллинистической модели. Дополнительные мотивы, такие как цветы, начали добавляться ближе к 14 веку. [15]

Начиная с 14 века, арабески геометрической формы начали заменяться более свободными растительными мотивами, вдохновленными китайским искусством и стилем Саз , который стал популярным в османском искусстве в 16 веке. [15]

Геометрические узоры

[ редактировать ]
Геометрический узор Гириха у Дарб-э Имама , Исфахан

Исторический мир исламского искусства широко известен как наиболее опытный в использовании геометрических узоров для художественного выражения. [16] Исламские геометрические узоры развивались в двух разных регионах. Эти места находились в восточных регионах Персии , Трансоксианы и Хорасана , а также в западных регионах Марокко и Андалусии . [19] Геометрические узоры в исламском искусстве часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут перекрываться и переплетаться, как и арабески, с которыми они часто комбинируются, образуя замысловатые и сложные узоры, включая большое разнообразие мозаики . Они могут составлять весь декор, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут отходить на второй план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров развивались от простых звезд и ромбов в девятом веке до множества узоров с 6–13 точками к 13 веку и, наконец, до включения также 14- и 16-конечных звезд в шестнадцатом веке. . [4] [20] [5] [21] Геометрические формы, такие как круги, квадраты, ромбы, двенадцатиугольники и звезды, различаются по своему изображению и конфигурации в разных странах ислама.

Геометрические узоры встречаются в различных формах в исламском искусстве и архитектуре, включая ковры -килимы , [22] Персидский гирих [23] и плитка Western Zellij , [24] [25] Мукарнас , декоративный свод [26] Джали , каменные перегородки [27] керамика , [28] кожа, [29] витражное стекло, [30] [31] работа по дереву, [32] и металлообработка. [33] [34]

Каллиграфия

[ редактировать ]
Чаша, украшенная куфической каллиграфией, X век.

Каллиграфия является центральным элементом исламского искусства, сочетающим в себе эстетическую привлекательность и религиозное послание. Иногда это доминирующая форма орнамента; в другое время он сочетается с арабеской. [35] Важность письменного слова в исламе привела к тому, что эпиграфические или каллиграфические украшения играли заметную роль в архитектуре. [36] Каллиграфия используется для украшения таких зданий, как мечети , медресе и мавзолеи ; деревянные предметы, такие как шкатулки; и керамика, такая как плитка и миски. [37] [38]

Эпиграфическое оформление также может указывать на дальнейшие политические или религиозные послания посредством выбора текстовой программы надписей. [39] Например, каллиграфические надписи, украшающие Купол Скалы, включают цитаты из Корана, в которых говорится о чуде Иисуса и его человеческой природе (например, Коран 19 :33–35), единстве Бога (например, Коран 112 ). и роль Мухаммеда как «Печати Пророков», которые были истолкованы как попытка объявить об отказе от христианской концепции Святой Троицы и провозгласить триумф ислама над христианством и иудаизмом. [40] [41] [42] Кроме того, в фундаментных надписях на зданиях обычно указываются его основатель или покровитель, дата постройки, имя правящего государя и другая информация. [36]

Самые ранние примеры эпиграфических надписей в исламском искусстве демонстрируют более незапланированный подход, при котором каллиграфия не интегрирована с другими украшениями. [43] В X веке возник новый подход к письму. Ибн Мукла известен как создатель хатт аль-мансуб, или пропорционального стиля письма. [44] [ не удалось пройти проверку ] «Хатт», что означает «выделение», подчеркивало физическое разграничение пространства в каллиграфическом письме. Эта концепция рационализации пространства присуща исламскому орнаменту. [43] К IX и X векам надписи были полностью интегрированы в остальную часть декоративной программы объекта или здания, а к XIV веку они стали доминирующим декоративным элементом многих объектов. [43] Самым распространенным стилем письма в ранний период был куфический , в котором преобладали прямые угловатые линии. В монументальных надписях со временем добавлялись определенные завитки для создания таких вариаций, как «цветочный» куфический (в котором цветочные или завитки возникают из букв) или «узловой» куфический (в котором некоторые буквы образуют переплетающиеся узлы). [45] Однако разработка куфического письма также сделала его менее разборчивым, что привело к принятию в архитектурном убранстве более округлых «курсивных» шрифтов, таких как Насх , Тулут и другие. Эти надписи впервые появились на памятниках в 11 веке, сначала для религиозных надписей, но затем и для других надписей. Курсивное письмо подверглось дальнейшей доработке в течение следующих столетий, в то время как куфику отводилась второстепенная роль. Надписи становились длиннее и многолюднее по мере включения большего количества информации и добавления названий к именам покровителей. [45]

Влияние на западный орнамент

[ редактировать ]
Семь западных арабесок, Фарнсборо, Англия. Рисунки Жюля Лашеза и Эжена-Пьера Гурде, 1880–1886 гг.

Западный стиль орнамента , основанный на исламской арабеске, развился в Европе, начиная с Венеции конца 15 века ; его называли либо мавританским , либо западным арабеском . Он использовался во многих декоративных искусствах , особенно в книжном дизайне и переплетном деле . [46] Совсем недавно Уильям Моррис из движения «Искусства и ремесла» находился под влиянием всех трех типов исламских орнаментов. [47]

Теории исламского орнамента

[ редактировать ]

Изображение узора — одна из самых ранних форм художественного выражения; однако научные и теоретические исследования моделей появились сравнительно недавно. Систематическое изучение их свойств и значения началось в конце 19 века. Теории орнамента можно найти в трудах Алоиса Рейгля , Уильяма Морриса , Джона Раскина , Карла Семпера и Виолле-ле-Дюка .

Олег Грабарь — один из теоретиков, изучающих способность орнамента вызывать мысли и интерпретации. Он утверждает, что орнамент используется не просто как украшение, но и как посредник в создании и просмотре. Более того, его декоративные качества, кажется, дополняют предмет, придавая ему качество. Это «качество» — ощущение, передаваемое через визуальные послания орнамента.

Оуэн Джонс в своей книге «Грамматика орнамента» (1856 г.) предлагает теории цвета, геометрии и абстракции. Один из его руководящих принципов гласит, что любой орнамент основан на геометрической конструкции. [48]

Гранада, Альгамбра, Зал Двух сестер, потолок мукарнас.

Эрнст Гомбрих подчеркивает практические эффекты орнамента, такие как обрамление, заполнение и связывание. [49] Он считает, что наиболее значимые аспекты искусства неорнаментальны, что связано с предпочтением западному изобразительному искусству. Геометрический узор в исламском орнаменте предполагает заполнение пространства, технически описываемое как «тесселяция посредством изометрии». [44] Основная задача геометрических узоров, «заполняющих» пространство, — увеличить его. В своей книге «Размышление об орнаменте » Олег Грабарь отходит от Гомбриха, европейской позиции чтобы показать, как орнамент может быть предметом дизайна. Он различает наполнение пространства дизайном и преобразование пространства посредством дизайна.

Иран, мавзолей Харракана, 1087 год, оборотная сторона.

Грабарь обращает внимание на «иконофорность» орнамента. Использование им слова «иконофорный» означает «показательный» или «выразительный». Рассмотрение орнамента ради самого по себе подрывает его субъективность. Геометрические формы могут превращаться в предметы благодаря их способности передавать или усиливать иконографическое , семиотическое или символическое значение. Орнамент в исламском творчестве используется для передачи сути идентифицируемого сообщения или самих конкретных сообщений. Богато текстурированные геометрические формы в Альгамбре служат проходом, сутью, позволяющей зрителям размышлять о жизни и загробной жизни. [44] Один из примеров использования геометрии для обозначения конкретного сообщения можно увидеть над входом в одну из башен Харракана , где многоугольники в форме звезд обрамляют слово «Аллах» (Бог).

Развитие растительного орнамента из Египта, древнего Ближнего Востока и эллинистического мира достигло кульминации в исламской арабеске . [3] Растительный орнамент — это намек на жизнь, а не на ее изображение. Его органичные, ритмичные линии создают ощущение роста и движения.

Распространенным заблуждением в понимании арабески является подчинение ее чисто религиозным посланиям. Это означает, что исламское использование орнаментов возникло как стилистический ответ на отказ от поклонения идолам или иконам. Хотя орнамент используется как средство священного созерцания и единения с Богом, он не ограничивается этой функцией.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кричлоу — профессор архитектуры и автор книги об исламских образцах.
  2. ^ Уэйд — автор серии книг по узорам в различных видах искусства.
  3. ^ Беренс-Абусейф — профессор истории искусства и архитектуры в SOAS .
  1. ^ Буаисса, Маликка (27 июля 2013 г.). «Решающая роль геометрии в исламском искусстве» . Журнал Аль Арте. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  2. ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Нью-Йорк: Спрингер. п. 1. ISBN  978-1-4419-0216-0 . OCLC   1001744138 .
  3. ^ Jump up to: а б Бир, Кэрол (сентябрь 2008 г.). «Искусство и Миталь: чтение геометрии как визуальный комментарий». Иранские исследования . 41 (4): 491–509. дои : 10.1080/00210860802246176 . JSTOR   25597484 . S2CID   171003353 .
  4. ^ Jump up to: а б «Геометрические узоры в исламском искусстве» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 1 декабря 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б Хэнкин, Эрнест Хэнбери (1925). Рисунок геометрических узоров в сарацинском искусстве. Мемуары Археологической службы Индии № 15 . Центральное издательское отделение правительства Индии.
  6. ^ Баер 1998 , с. 41.
  7. ^ Клевено, 2017 , стр. 7–8, 63–112.
  8. ^ Кричлоу, Кейт (1976). Исламские модели: аналитический и космологический подход . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27071-6 .
  9. ^ Филд, Роберт (1998). Геометрические узоры исламского искусства и архитектуры . Публикации Тарквина. ISBN  978-1-899618-22-4 .
  10. ^ Ахуджа, Манго; Леб, Ал. (1995). «Тесселяции в исламской каллиграфии». Леонардо . 28 (1): 41–45. дои : 10.2307/1576154 . JSTOR   1576154 . S2CID   191368443 .
  11. ^ Jump up to: а б Уэйд, Дэвид. «Эволюция стиля» . Образец в исламском искусстве . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 12 апреля 2016 г. Большая часть искусства ислама, будь то архитектура, керамика, текстиль или книги, представляет собой искусство украшения, то есть трансформации. Цель, однако, состоит не в том, чтобы просто украсить, а скорее в том, чтобы преобразить. ... Огромные здания мечетей преображаются в легкость и узор; украшенные страницы Корана могут стать окнами в бесконечность. Возможно, самое главное, Слово, выраженное в бесконечных каллиграфических вариациях, всегда создает впечатление, что оно более долговечно, чем предметы, на которых оно начертано.
  12. ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1999). Красота в арабской культуре . Маркус Винер. стр. 7–8. ISBN  978-1-558-76199-5 .
  13. ^ Флеминг, Джон; Честь, Хью (1977). Словарь декоративного искусства . Пингвин. ISBN  978-0-670-82047-4 .
  14. ^ Робинсон, Фрэнсис (1996). Кембриджская иллюстрированная история исламского мира . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-66993-1 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Bloom & Blair 2009 , стр. 65–66, Глава: Арабески.
  16. ^ Jump up to: а б Ирвин, Роберт (1997). Исламское искусство в контексте . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Н. Абрамс. стр. 20–70. ISBN  0-8109-2710-1 .
  17. ^ Диманд, Морис С. (1937). «Исследования исламского орнамента: I. Некоторые аспекты Омейяда и раннего орнамента Аббасидов» . Арс Исламика . 4 : 293–337. ISSN   1939-6406 . JSTOR   25167044 .
  18. ^ «Геральдический стиль» , «Проблемы стиля» , Princeton University Press, стр. 41–47, 04 декабря 2018 г., doi : 10.2307/j.ctv7r40hw.9 , S2CID   239603192 , получено 11 декабря 2022 г.
  19. ^ БОННЕР, ДЖЕЙ (2018). ИСЛАМСКИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ УЗОРЫ: их историческое развитие и традиционные методы... построения . СПРИНГЕР-ВЕРЛАГ НЬЮ-ЙОРК. ISBN  978-1-4939-7921-9 . OCLC   1085181820 .
  20. ^ Бруг, Эрик (2008). Исламские геометрические узоры . Темза и Гудзон . стр. 183–185, 193. ISBN.  978-0-500-28721-7 .
  21. ^ Абдуллахи, Яхья; Бин Эмби, Мохамед Рашид (2013). «Эволюция исламских геометрических узоров» . Границы архитектурных исследований . 2 (2): 243–251. дои : 10.1016/j.foar.2013.03.002 .
  22. ^ Томпсон, Мухаммед; Бегум, Насима. «Исламское текстильное искусство и то, как его неправильно понимают на Западе – наши личные взгляды» . Салон дю Тапис д'Ориент . Проверено 3 декабря 2015 г.
  23. ^ «Гере-Сази» . Тебян. 20 августа 2011 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
  24. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 201, Глава: Архитектура; X. Украшение; Б. Плитка
  25. ^ Нджоку, Рафаэль Чиджиоке (2006). Культура и обычаи Марокко . Издательская группа Гринвуд. п. 58. ИСБН  978-0-313-33289-0 .
  26. ^ Таббаа, Ясир. «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение» (PDF) . Архнет . стр. 61–74. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  27. ^ «Для преподавателей: геометрический дизайн в исламском искусстве: изображение 15» . Метрополитен-музей . Проверено 2 декабря 2015 г.
  28. ^ «Геометрический декор и искусство книги. Керамика» . Музей без границ . Проверено 7 декабря 2015 г.
  29. ^ «Геометрический декор и искусство книги. Кожа» . Музей без границ . Проверено 7 декабря 2015 г.
  30. ^ Кинг, Дэвид К. Кинг (2006). Азербайджан . Маршалл Кавендиш. п. 99 . ISBN  978-0-7614-2011-8 .
  31. ^ Шарифов, Азад (1998). «Шекинский рай в предгорьях Кавказа» . Азербайджанский международный . 6 (2): 28–35.
  32. ^ Герех-Сази . Энциклопедия Ираника . Проверено 2 декабря 2015 г.
  33. ^ Баер, Ева (1983). Металлообработка в средневековом исламском искусстве . СУНИ Пресс. стр. 122–132. ISBN  978-0-87395-602-4 .
  34. ^ Гибб, сэр Гамильтон Александр Росскин (1954). Энциклопедия ислама . Архив Брилла. стр. 990–992. GGKEY:N71HHP1UY5E.
  35. ^ Департамент исламского искусства. « Каллиграфия в исламском искусстве » на хронологии истории искусств Хайльбрунна. Нью-Йорк: Метрополитен-музей (октябрь 2001 г.)
  36. ^ Jump up to: а б Bloom & Blair 2009 , Глава: Архитектура; Х. Украшение
  37. ^ Моццати, Лука (2010). «Каллиграфия: форма божественного слова». Исламское искусство . Престель. стр. 52–59. ISBN  978-3-7913-4455-3 .
  38. ^ «Чаша с куфической каллиграфией» . Бруклинский музей . Проверено 30 сентября 2020 г.
  39. ^ Капилла, Сусана (2018). «Визуальное строительство халифата Омейядов в Аль-Андалусе через Великую мечеть Кордовы» . Искусство . 7 (3): 10. дои : 10.3390/arts7030036 . ISSN   2076-0752 .
  40. ^ Грабарь, Олег (2006). Купол Скалы . Издательство Гарвардского университета. стр. 91–95, 119. ISBN.  978-0-674-02313-0 .
  41. ^ Bloom & Blair 2009 , Глава: Иерусалим.
  42. ^ Хаттштейн, Маркус; Делиус, Питер, ред. (2011). Ислам: искусство и архитектура . Х.Ф. Ульман. п. 64. ИСБН  9783848003808 .
  43. ^ Jump up to: а б с Bloom & Blair 2009 , стр. 73–74, Глава: Орнамент и узор; I. Мотивы и их трансформация; Д. Эпиграфика
  44. ^ Jump up to: а б с Бретт, Дэвид; Грабарь, Олег (1993). «Посредничество орнамента» . Около (обзор) (65): 63. doi : 10.2307/25557837 . ISSN   0263-9475 . JSTOR   25557837 .
  45. ^ Jump up to: а б Bloom & Blair 2009 , стр. 210–212, Глава: Архитектура; X. Украшение; Ф. Эпиграфия
  46. ^ Хартан, Джон П. (1961). Переплетное дело (2-е изд.). HMSO для Музея Виктории и Альберта . стр. 10–12. OCLC   220550025 .
  47. ^ «Место в узоре: исламское искусство и его влияние на британское искусство и ремесла» . Общество Уильяма Морриса . 2020. Архивировано из оригинала 3 октября 2020 года . Проверено 14 октября 2020 г. .
  48. ^ Джонс, Оуэн; Бедфорд, Фрэнсис; Уоринг, Дж. Б.; Вествуд, Дж.О.; Вятт, М. Дигби (1856). Грамматика орнамента . Лондон: Опубликовано Day and Son. дои : 10.5479/сил.387695.39088012147732 .
  49. ^ Гомбрих, Э.Х. (Эрнст Ганс), 1909–2001 гг. История искусства . ISBN  978-0-7148-3247-0 . OCLC   1254557050 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Источники

[ редактировать ]
  • Баер, Ева (1998). Исламский орнамент . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  0-8147-1329-7 .
  • Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  • Клевено, Доминик (2017). Орнамент и украшения в исламской архитектуре . Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-34332-6 . OCLC   961005036 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d3a6b6f3ebaa94e5ae05dd42afc6eea__1703781480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/ea/5d3a6b6f3ebaa94e5ae05dd42afc6eea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic ornament - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)