Мечеть Джама, Фатехпур Сикри
Мечеть Джама, Фатехпур Сикри | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Географические координаты | 27 ° 05'42 "с.ш. 77 ° 39'46" в.д. / 27,09500 ° с.ш. 77,66278 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Конгрегационалистская мечеть |
Стиль | Индо-исламский , Могольский |
Основатель | Акбар |
Технические характеристики | |
Длина | 165,20 м |
Ширина | 133,60 м |
Купол (ы) | 3 |
Материалы | Красный песчаник |
Джама Масджид 16-го века — общинная мечеть в Всемирного наследия ЮНЕСКО , объекте Фатехпур-Сикри , расположенном в штате Уттар-Прадеш , Индия . Она была построена императором Великих Моголов Акбаром и на момент постройки была самой большой мечетью в империи. Дизайн Джама Масджид основывался на более ранних мечетях, построенных различными домогольскими султанатами, и послужил важным прецедентом в последующей архитектуре Великих Моголов .
Известные памятники в комплексе мечети включают Буланд Дарваза , который действует как южные ворота мечети, и гробницу Салима Чишти , святого, в честь которого была построена мечеть.
История
[ редактировать ]Акбар построил Джама Масджид как часть своей новой столицы Фатехпур Сикри. Это сооружение было одним из первых объектов, построенных в городе, и, согласно его собственным надписям, оно было завершено где-то между 1571 и 1574 годами. [1] [2] Мечеть была построена в честь суфийского шейха Салима Чишти , духовного наставника Акбара. Он также должен был служить ханкой ( монашеской школой) для потомков шейха. В свое время его превозносили различные авторы и путешественники за красоту и величие. [3]
Мечеть сыграла роль в религиозных замыслах Акбара. В 1579 году он совершил хутбу для общей молитвы, на которой присутствовали жители Фатехпур-Сикри. Хотя некоторые из его предков поступали так, чтение хутбы обычно предназначалось только религиозным лидерам (таким как имам ) и, следовательно, воспринималось улемами как радикальное. Акбар также присоединился к населению в их молитве, и его даже видели подметающим полы мечети. [1] [4] Кавури-Бауэр утверждает, что все эти действия были сознательными шагами со стороны Акбара, который использовал мечеть, чтобы изобразить себя божественным сувереном, а не обычным правителем. [1]
Джама Масджид в Фатехпур-Сикри оставалась «символом наследия и гордости Великих Моголов» после правления Акбара. [5] Мечетью восхищался сын и преемник Акбара Джахангир , который называл ее одним из величайших архитектурных достижений своего отца. Джахангир подробно обсуждал комплекс мечети со своим сыном Хуррамом во время пребывания в Фатехпур-Сикри в 1619 году. [6] [3] Хуррам впоследствии стал императором Великих Моголов Шахом Джаханом и назвал эту мечеть образцом для своей собственной Джама Масджид в Дели . [5]
Архитектура
[ редактировать ]Джама Масджид расположена на самой высокой точке скалистого хребта, на котором расположен комплекс Фатехпур Сикри. [7] Он установлен на возвышении, построенном так, чтобы обеспечить ровную поверхность. [3] Комплекс мечети окружен крепостными стенами; Сразу за южной стеной находится большой баоли (восьмиугольный ступенчатый колодец). [8] Как и остальная часть Фатехпур-Сикри, мечеть построена из красного песчаника, добытого в местных карьерах. [7] В отделке также используется желтый песчаник, мрамор и сланец, а также присутствует персидская и арабская каллиграфия . [8]
На момент постройки мечеть была крупнейшей в Индии Великих Моголов . Он представляет собой сплав исламской , индуистской и джайнской архитектуры с заметным влиянием Гуджарати. [8] Ашер утверждает, что мечеть заимствована из Джама Масджид в Манду и Джама Масджид в Чандери , обоих домогольских построек. [9] Альфиери также видит вдохновение в Джама Масджидах до Великих Моголов, но вместо этого цитирует мечети в Атале и Чампанере . [10]
Ворота
[ редактировать ]Вход в комплекс мечети осуществляется через трое ворот. [7] Восточные ворота, известные как Бадшахи Дарваза (Императорские ворота), использовались Акбаром для доступа к мечети. Он декорирован резной мозаикой. Северные и южные ворота, возможно, исторически напоминали друг друга — однако в 1573 году южные ворота были перестроены Акбаром как Буланд Дарваза (Высокие ворота) в честь успеха его военной кампании в Гуджарате . Это самые выдающиеся ворота и памятник сами по себе, с коридорами и комнатами на многих этажах. [10] Ашер говорит, что, скорее всего, ворота были построены, чтобы подчеркнуть связь Акбара с Орденом Чишти . [11]
Двор
[ редактировать ]Сан . (двор) имеет размеры 165 на 130 метров для омовения . В центре находится резервуар [12] Северная, южная и восточная стороны двора окружены даланами (аркадами). Они затенены сплошной выступающей чхаджей (карнизом), поддерживаемой кронштейнами . Чхатрис возвышается над парапетами этих аркад. Внутренний отсек аркад разделен на худжры (клетки), вероятно, используемые как спальные помещения для преданных. [8]
К северной стороне двора находятся могила Салима Чишти , могила Ислам-хана и нескольких других членов семьи Чишти. Мавзолей Салима Чишти контрастирует с красным песчаником комплекса Джама Масджид за счет массового использования мрамора Макрана . [10] Под двором расположены подземные резервуары с водой. [7]
Молитвенный зал
[ редактировать ]Прямоугольный молитвенный зал (размеры 89 на 20 м) расположен в западной части двора и обращен к Мекке в соответствии с исламской традицией. [2] На его фасаде доминирует величественный пиштак с тремя арочными входами. С крыши поднимаются три купола, соответствующие трем пролетам, на которые разделен зал. [8] Центральный отсек имеет квадратную форму и богато украшен геометрическими мраморными вставками, а также полихромными цветочными картинами. [4] На его западной стене расположены богато украшенные михрабы (молитвенные ниши), окаймленные мозаикой и глазурованной плиткой. [3] Два боковых отсека представляют собой залы с колоннами, каждый из которых содержит квадратную камеру. В этих залах есть собственные украшенные михрабы , которые поддерживаются колоннами в индуистском стиле . [8] По краям молитвенного зала расположены зенаны (женские галереи). [10]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Индии
- Джодха Бай Махал
- Тадж-Махал
- Могила Салима Чишти
- Ибадат Хана
- Наубат Хана
- Буланд Дарваза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кавури-Бауэр, Санти (2 января 2019 г.). «Влияние Ахлак-и Насири на формы и пространство Фатехпур Сикри Акбара» . Исследования Южной Азии . 35 (1): 43–62. дои : 10.1080/02666030.2019.1605574 . ISSN 0266-6030 .
- ^ Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 53-54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альфиери 2000 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер 1992 , с. 202.
- ^ Ашер 1992 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ашер 1992 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Джами Масджид, Фатехпур Сикри, Индия» . АрхНет .
- ^ Ашер 1992 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Альфиери 2000 , с. 220.
- ^ Ашер 1992 , с. 53.
- ^ Альфиери 2000 , с. 219-220.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер, Кэтрин Б. (1992), Архитектура Индии Великих Моголов , издательство Кембриджского университета , ISBN 9780521267281
- Альфьери, Бьянка Мария (2000), Исламская архитектура Индийского субконтинента , издательство Laurence King Publishing , ISBN 9781856691895