Каср Мушатт
Каср Мушатт | |
---|---|
Каср аль-Мшатта | |
Общая информация | |
Тип | дворец ( каср ) |
Архитектурный стиль | Омейяды |
Расположение | Иордания, недалеко от международного аэропорта Королевы Алии. |
Координаты | 31 ° 44'15 "N 36 ° 0'37" E / 31,73750 ° N 36,01028 ° E |
Высота | 730 метров |
Строительство началось | 743–744 гг. н.э. |
Завершенный | никогда не завершен |
Клиент | Халиф Аль-Валид II |
Технические детали | |
Площадь пола | 144 х 144 метра |
Веб-сайт | |
https://jordantours.net/qasr-al-mushatta/ |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |
Каср Мушатта ( араб . قصر المشتى , латинизированный : Каср аль-Мшатта , букв. «Зимний дворец») — это руины зимнего дворца Омейядов , вероятно, построенного по заказу халифа Аль-Валида II во время его недолгого правления (743–744). Руины расположены примерно в 30 км к югу от Аммана , Иордания , к северу от международного аэропорта Королевы Алии и являются частью цепочки замков, дворцов и караван-сараев, известных в Иордании и более широком регионе Южного Леванта как « Замки пустыни» ( qasr , pl). . кусур ). Хотя большую часть руин все еще можно найти на месте , самая яркая особенность дворца, его фасад , была удалена и выставлена в Пергамском музее в Берлине . Комплекс так и не был достроен. [ нужна ссылка ]
Архитектура
[ редактировать ]Руины Каср Мушатты представляют собой квадратную ограду, окруженную внешней стеной, состоящей из 25 башен. Его внутреннее пространство разделено на три равные продольные полосы, из которых в той или иной степени достроена только центральная. Эта центральная полоса состоит из трех основных элементов: на ее южной стороне находится то, что KAC Creswell назвал «блоком ворот», за которым следует большой центральный двор, который ведет на север к крылу зала приемов. Блок «Ворота» представляет собой лишь фундамент нескольких помещений, расположенных симметрично вокруг небольшого дворика. Среди помещений есть небольшая мечеть, которую можно узнать по вогнутому михрабу на южной стене, обращенной к Мекке . [ нужна ссылка ]
В центре большого центрального двора находился прямоугольный пруд. Крыло зала приемов, названное Кресвеллом «Главным зданием», расположенное в центре северной части ограды, было единственной полностью построенной частью дворца. Он состоит из зала в форме базилики (сводчатый коридор с тремя нефами, разделенными колоннами), ведущего в тронный зал. Тронный зал имеет форму триконха («тройной айван »), в центральной раковине когда-то находился трон, и он был покрыт кирпичным куполом. Боковые помещения крыла приемного зала были объединены в четыре жилых номера, называемых по-арабски буют , множественное число от байт , [1] [2] [3] сводчатые и вентилируемые скрытыми воздуховодами.
Самым известным элементом Мшатты является резной фриз, украшавший часть южного фасада по обе стороны от входных ворот. Примечательно, что фриз украсил не весь фасад, а только его центральную треть, соответствующую той самой полосе комплекса, видимо, зарезервированной для халифа, и единственную, близкую к завершению. [4] Фриз имеет большое значение для ученых из-за оригинального сочетания классических и сасанидских декоративных элементов, тем самым являясь ранним примером синтеза востока и запада, который привел к развитию полноценного исламского искусства. Хотя большая часть украшенной части фасада была удалена, остальную часть конструкции все еще можно осмотреть на месте , хотя от того, что, вероятно, когда-то было роскошными декоративными схемами, осталось мало. [ нужна ссылка ]
Скульптура
[ редактировать ]Помимо резного фриза, в Мшатте было обнаружено множество скульптур. Одна из них вырезана в форме лежащего льва. Скульптура льва имеет высоту 72,5 см (около 2,38 фута), ширину 121,5 см (около 3,99 фута) и вырезана из известняка. Он изображен лежащим в напряженной позе, голова обращена вертикально, большая часть которой отсутствует, а передние ноги вытянуты вперед. [5] На шее в виде завитков вырезаны остатки гривы, а хвост заворачивается под тело и опирается на задние конечности. Лев, возможно, был создан для тронного зала Мшатты. [5]
Хотя конкретно об этой скульптуре льва мало что написано, в тронном зале Мшатты была найдена еще одна львиная лапа. [5] Парные животные символизируют королевскую власть в исламском контексте, и исламские правители часто держали изображения львов возле своих тронов. [6] Эта скульптура льва, возможно, находилась на одной стороне трона халифа. Львы часто изображаются на мозаиках, например, на мозаике с изображением льва и газели, найденной в небольшом зале для аудиенций Хирбата аль-Мафджара, которая символизирует мир, наступивший после триумфа ислама. [7] Поэтому возможно, что лев Мшатта имел аналогичное значение. Львы часто встречаются в исламском искусстве, и их можно увидеть нападающими на более слабых животных, подчеркивая тысячелетний символ королевской власти и власти. Они также сыграли роль в историях, рассказанных, например, рассказом Ибн Хайяна, чтобы проиллюстрировать, как общение Абд ар-Рахмана со львами реализовало качества идеального правителя, и он использовал живых львов, чтобы символизировать свою королевскую власть. [6]
На этом месте также были обнаружены две фрагментарные женские скульптуры. Оба фрагмента представляют собой нижнюю часть туловища и бедра частично обнаженных женщин. Первый фрагмент высотой 70 см и шириной 50 см в настоящее время хранится в Музее исламского искусства Пергамского музея в Берлине, Германия. [8] Фигура срезана над лобком и выше колена. Она обнажена, за исключением рельефных деталей на верхней части левого бедра. Приподнятые вертикальные выступы напоминают драпированную ткань или ее край с бахромой, указывая на то, что эта женщина частично прикрыта или раздевается. На левом бедре статуи глубоко вырезана куфическая надпись , на которой должно было быть указано женское имя, хотя перевод надписи еще не завершен. [8] Второй фрагмент, хранящийся в Иорданском археологическом музее в Аммане, Иордания, имеет размеры 75 на 52 см. [9] Эта скульптура обрезана по талии и выше колена. Драпировка прилегает к бедрам, что обозначено неглубокими изогнутыми линиями. Одежда падает ниже лобка, обнажая живот и таз. Изогнутые горизонтальные линии на ее животе означают жировые отложения. Рука, вырезанная неглубоким рельефом, прижимает к телу небольшой предмет, возможно, фрукт. Продолговатая форма свисает с ее правого бедра; это может быть контейнер для духов. [9] Эти женские фигурки могут изображать танцовщиц или членов княжеского гарема. Вероятно, они не представляют конкретных людей, а скорее символизируют роскошь, которой наслаждаются члены королевской семьи. [10] Фрукты и духи, которые держит вторая фигура, могут представлять собой подарки принцу. [8]
Во время халифата Омейядов (годы правления 661–750 гг. н. э.) исламское искусство все еще развивало свой собственный уникальный стиль. До тех пор, пока ислам не распространился дальше на восток и не унаследовал художественные мотивы Центральной и Восточной Азии, архитекторы и художники обращали внимание на визуальную культуру недавних соседних империй, а именно Сасанидов и Византии. [11] Озабоченность правителями и королевскими развлечениями во многом унаследована от предыдущей Сасанидской империи. Скульптура обнаженной фигуры в круглой форме взята из классической традиции. Пухлые тела этих фигур напоминают классические идеалы красоты, предполагая, что эти идеалы разделялись покровителями в исламском мире. [12] Одежда, которая открывает больше, чем скрывает, — это мотив, распространенный в изображениях Афродиты или Венеры. В таких скульптурах, как греческая Афродита Книдская и последующих за ней, ткань используется для усиления эротизма, предлагая переход между одеждой и раздеванием. [13] Таким образом, эти цифры, вероятно, были предназначены для сексуального обвинения. Круглая человеческая скульптура стала гораздо менее распространенной в более поздней исламской истории, поскольку вкусы начали отходить от классических стилей. [14] Однако не все ученые согласны с тем, что эти изображения представляют собой исключительно «княжеские забавы». Мириам Гельфер-Йоргенсен утверждает, что изображения танцовщиц унаследованы от сасанидского искусства, в котором эти фигуры часто сопровождаются символами загробной жизни. Таким образом, она заключает, что изображения танцоров служат напоминанием зрителям о роскоши, ожидающей их в раю. [10] Этот дворец, скорее всего, был построен для того же покровителя, что и современный дворец в пустыне Хирбет аль-Мафжар: принца аль-Валида II, печально известного своим декадентским образом жизни. [11] Хилленбранд заключает, что, хотя животные и растительные мотивы, найденные в других частях дворца, могут поддерживать теорию о том, что эти изображения представляют собой рай, эти мотивы, возможно, изначально не были предназначены для этого, поскольку аль-Валид II не был известен своей набожностью. Скорее, утверждает Хилленбранд, эти эротизированные фигуры могли быть предназначены для развлечения гостей халифа, пока они ждали его встречи. [11]
История
[ редактировать ]есть ряд замков и дворцов В Сирии , Иордании, Израиле , на палестинском Западном Берегу и в Ливане , датируемых династией Омейядов, так называемые « Замки пустыни ». Каср аль-Мшатта – один из наиболее ярких примеров. Судя по всему, у них было несколько ролей, вероятно, включая политический и военный контроль над местной территорией, а также удовольствие от охоты.
В 1964 году в Мшатте был найден кирпич с надписью на нем Сулеймана ибн Кайсана. Известно, что Кайсан жил между 730 и 750 годами нашей эры, что является дополнительным доказательством теории о том, что халиф Аль-Валид II заказал строительство. Это было первое из четырех коротких правления халифов между 743 и 750 годами, после которого к власти пришла династия Аббасидов и перенесла столицу из Дамаска , расположенного рядом с дворцом, в Багдхад . Если работа еще не была прекращена, то, без сомнения, именно в этот момент она и была прекращена.
Архитектурное чудо
[ редактировать ]Одной из отличительных особенностей Каср Аль-Мушатты является исключительный архитектурный дизайн. Дворец представляет собой смесь римского, византийского и арабского влияния, отражающую разнообразное культурное слияние того времени. Сооружение отличается массивными размерами, прямоугольной планировкой и богато украшенным фасадом. Замысловатая резьба, богато украшенные узоры и сложные фризы украшают внешние стены, демонстрируя мастерство мастеров Омейядов.
Среди украшений следует отметить знаменитые фасады Мушатты, которые планировалось украсить внутренний двор дворца. Эти резные панели, изготовленные из известняка, изображают различные мотивы, в том числе геометрические узоры, сцены охоты и мифических существ. Сложность и точность резьбы дают представление о художественном изяществе эпохи Омейядов.
Галерея
[ редактировать ]- За фасадом, 2008 г.
- Часть внешней стены с башнями
См. также
[ редактировать ]- Замки пустыни
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
- Исламское искусство
- Исламская архитектура
- Иорданское искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эндрю Петерсен (2002). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. п. 140 . ISBN 0-415-06084-2 . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Дворец Мшатта, Иордания; 743-744 гг. н.э.» . Сайт Мусульманского наследия . Фонд науки, технологий и цивилизации (FSTC). 20 апреля 2005 г. Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ «Дворец Мшатта» . www.qantara-med.org . Кантара Средиземноморское наследие. Архивировано из оригинала 5 января 2016 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Роберт Хилленбранд, Исламское искусство и архитектура , Темза и Гудзон, Лондон, 1999.
- ^ Перейти обратно: а б с «Фигура животного (круглая скульптура)» . Музей исламского искусства .
- ^ Перейти обратно: а б Россер-Оуэн, Мариам (2021). «Стихи в камне: образы, текст и смысл в искусстве Амиридов». Формулирование хиджаба: культурный покровительство и политическая легитимность в Аль-Андалусе . Лейден. стр. 347–349.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (2013). Исламское искусство . Искусство и идеи (переиздание 2013 г.). Лондон: Файдон. ISBN 978-0-7148-3176-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Фрагмент женской статуи из Мушатты» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ .
- ^ Перейти обратно: а б «Нижняя часть полуобнаженной женской статуи» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ .
- ^ Перейти обратно: а б Гельфер-Йоргенсен, Мирьям (1997). «Изображения танцовщицы в исламском искусстве». Информационный бюллетень RIdIM/RCMI . 22 (1): 4–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилленбранд, Роберт (1981). Данешвари, А. (ред.). «Исламское искусство на перепутье: Восток против Запада в Мшатте». Очерки в честь Кэтрин Дорн : 64–75.
- ^ Баер, Ева (1999). «Человеческая фигура в раннем исламском искусстве: некоторые предварительные замечания». Мукарнас . 16 :32–35.
- ^ Ли, Мирей М. (2015). «Другие« способы видения »: женщины-зрители Книдийской Афродиты». Гелиос . 42 (1): 110.
- ^ Баер, Ева (2004). «Человеческая фигура в исламском искусстве: наследие и исламские трансформации». Библиотека Ираника. Серия исламского искусства и архитектуры . 11 . Коста Меса, Калифорния: Мазда: 23.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО Каср Мушатта
- Запись в Archnet о Каср Мушатте с фотографиями и архитектурными планами
- Фотографии Каср аль-Мшатты , Американский исследовательский центр
- Фотографии Каср аль-Мшатты в Манар аль-Асар фотоархиве
- Каср аль-Мушатта: архитектурное чудо