Мшатта Фасад

Фасад Мшатты — декорированная часть фасада жилого VIII века Омейядов дворца Каср Мшатта , одного из пустынных замков Иордании , который сейчас установлен в южном крыле Пергамского музея в Берлине , Германия . Он является частью постоянной экспозиции Пергамского музея исламского искусства, посвященной исламскому искусству VIII-XIX веков. Это была лишь сравнительно небольшая часть всей длины фасада, окружающего главный вход; большая часть стены не была украшена и осталась на месте .
История
[ редактировать ]
Фасад принадлежал Каср Мшатте или дворцу Мшатта, который был раскопан примерно в 30 км к югу от современной иорданской столицы Аммана . Считается, что в период Омейядов он служил зимней резиденцией и складскими помещениями . Строительство дворца, вероятно, относится к эпохе халифа Аль -Валида II (743-744). После того, как Аль-Валид был убит, он остался незавершенным, а затем был разрушен в результате землетрясения . участки внешней стены Сохранившиеся на месте гораздо скромнее.
Что необычно для зданий Омейядов, основные конструкции построены из обожженного кирпича, опирающегося на фундаментный слой из мелко обработанного камня; резной фасад также выполнен из камня. Название этого места, Мшатта, - это имя, используемое современными бедуинами в этом районе, а первоначальное название остается неизвестным.
Остатки дворца были раскопаны в 1840 году. Фасад был подарком османского султана Абдул Хамида II императору Германии Вильгельму II . Большая часть его была перевезена в тогдашний музей Кайзера Фридриха (ныне Музей Боде ) в Берлине в 1903 году. Он был реконструирован как фасад длиной 33 метра и высотой 5 метров с двумя башнями и частями центральных ворот. . В 1932 году он был реконструирован в Пергамском музее. Он серьезно пострадал во время Второй мировой войны и бомбардировок Берлина. Сегодня это один из важнейших экспонатов Музея исламского искусства в Пергамском музее , а также ключевой памятник раннего исламского искусства и архитектуры, демонстрирующий ранние формы арабесок , миллефлера , а также рельефных резных животных .
Много обсуждается тот факт, что в декоре левой стороны фасада среди лиственных форм присутствует много животных, а справа от входа в центре животные отсутствуют. Было высказано предположение, что это произошло потому, что правая сторона была внешней стеной мечети. [1]
Украшение
[ редактировать ]
Описание
Часть фасада, находящаяся в Пергамском музее, состоит из двух стен по обе стороны от центрального портала южного фасада дворца Мшатта. В инсталляцию также входят скульптуры животных и людей, найденные во дворце. [2] Убранство фасада в основном состоит из рельефной резьбы, изображающей закрученные узоры виноградной лозы с вкраплениями растительных мотивов, птиц и других животных. Фриз фасада разделен пополам зигзагообразной линией листьев аканта , образующей серию чередующихся вертикальных и перевернутых треугольников. Каждый треугольник содержит уникальную схему дизайна, организованную вокруг центральной розетки , окаймленной листьями аканта. Некоторые из распространенных изображений включают вазы и амфоры с растущими из них виноградными лозами, птиц, сидящих среди виноградных лоз, и хищных животных, пьющих из богато украшенных чаш. [3] В то время как каждая секция на левой стороне портала украшена различными фигурными рисунками животных и людей, правая сторона полностью состоит из растительных и других нефигуративных мотивов. Наиболее распространенное объяснение этого несоответствия — наличие мечети за правой стороной фасада. были бы исключены, Фигурные узоры на стене киблы чтобы соответствовать исламской традиции использования нефигуративных изображений в религиозных пространствах. [4] Другие ученые предположили, что разница между двумя сторонами фасада может быть частью более масштабного изменения во всей планировке. [3]
Греко-римское и сасанидское влияние
Изображения, использованные на фасаде Мшатты, как и многое другое в раннем исламском искусстве, черпают вдохновение из различных исторических источников. Мотивы виноградной лозы, листьев аканта и амфор обеспечивают четкую связь с греко-римской и византийской визуальной культурой. Эти мотивы постоянно использовались в византийских церквях, а также в ранних памятниках Омейядов, таких как Купол Скалы в Иерусалиме. [3] Некоторые мифические существа, изображенные на рельефе, также имеют греко-римское происхождение, например, грифон и кентавр . Одна часть фасада содержит центральное изображение в нижнем регистре грифона и другого существа с головой собаки и хвостом павлина. Это существо было идентифицировано как симург из зороастрийской мифологии. Появление зороастрийского мифического существа позволяет предположить, что визуальная культура Сасанидской империи на оформление фасада Мшатты повлияла . Это подтверждается растительными изображениями на правой стороне фасада. Среди виноградных лоз можно увидеть бутоны, похожие на сосновые шишки, и крылатые пальметты, напоминающие культовую корону сасанидских царей. [3]
Ученые предложили множество стимулов для использования халифом мультикультурных образов. Одна из теорий предполагает, что Аль-Валид II намеренно заказал изображения бывших правящих империй Сирии, чтобы отразить культурную неоднородность своих подданных. [5] В сочетании с использованием военной архитектуры, использованной во всем дворцовом комплексе, эти мультикультурные образы могли быть использованы для передачи широкой мощи халифата Омейядов. [6] Другая теория считает, что архитекторы и художники, вырезавшие рельеф, являются движущей силой объединения культурных мотивов. Известно, что Омейяды нанимали коптских и православных архитекторов, которые были знакомы с классическими мотивами, которые мы видим на фасаде Мшатты. [7] Параллельно с этой теорией учёные утверждали, что сасанидские мотивы, воспроизведённые на фасаде, настолько отличаются от своего происхождения, что на них, вероятно, повлияли сасанидские ткани, монеты или книги , а не созданные ремесленниками, знакомыми с сасанидской культурой. [3]
Галерея
[ редактировать ]- Рисунок реконструкции Бруно Шульца 1903 года, представленный в Музее исламского искусства в Берлине.
- Левый фасад Пергамского музея, Берлин
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард Эттингхаузен, Олег Грабар и Мэрилин Дженкинс-Мадина, 2001, Исламское искусство и архитектура: 650-1250 , 50, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-08869-8
- ^ «Фасад Мшатты. Музей исламского искусства Берлина» . вселенные.арт . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мейнеке, Катарина (30 апреля 2014 г.), «ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ НОВОЙ ИМПЕРИИ» , Использование изображений в поздней античности , Oxbow Books, стр. 283–300, doi : 10.2307/j.ctvh1dwzx.19 , получено в 2022–11 гг. -20
- ^ Эттингхаузен, Ричард (2001). Исламское искусство и архитектура 650-1250 гг . Олег Грабарь, Мэрилин Дженкинс (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08867-1 . OCLC 44764251 .
- ^ Хаазе, Клаус-Петер (2015). «Каср аль-Мшатта и структура позднеримских и раннеисламских фасадов». В Эвансе, Хеллен К. (ред.). Переходный период: Византийская культура в исламском мире . Нью-Йорк. ISBN 978-1-58839-559-7 . OCLC 898114278 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хилленбранд, Роберт (1999). Исламское искусство и архитектура . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-20305-9 . OCLC 40624753 .
- ^ Ирвин, Роберт (1997). Исламское искусство в контексте: искусство, архитектура и литературный мир . Река Аппер-Сэдл, штат Нью-Джерси. ISBN 0-13-599812-3 . ОСЛК 36029669 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Грабарь, Олег Дата и значение документов Мшатты Думбартон-Оукс, Vol. 41, Исследования по искусству и археологии в честь Эрнста Китцингера в день его семидесятипятилетия (1987), стр. 243–247.
- Эндерляйн, Фолькмар Мшатта-А Дворец халифов Пергамский музей Информационный буклет № ISL I, Берлин, 1996 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]