Здравоохранение в Государстве Палестина
Эту статью необходимо обновить . Причина: требуется тщательное обновление. ( июнь 2018 г. ) |
Под здравоохранением в Государстве Палестина понимаются государственные и частные поставщики медицинских услуг, к которым имеют доступ жители заявленной территории. [1] С 1967 года улучшился доступ к медицинскому обслуживанию и общее состояние здоровья жителей. [2] Достижения в обучении, расширение доступа к самым современным медицинским технологиям и различные правительственные положения позволили увеличить финансирование на душу населения и, следовательно, улучшить общее состояние здоровья жителей региона. [3] Кроме того, расширенный доступ и финансирование со стороны таких международных организаций, как Всемирная организация здравоохранения, Организация Объединенных Наций, Министерство здравоохранения Палестины и Проект Всемирного банка по восстановлению образования и здравоохранения, способствовали нынешнему положению дел в сегменте здравоохранения в регионе. Палестинские территории. [4]
Однако, хотя многие усилия по улучшению состояния здравоохранения на палестинских территориях показали улучшение, еще предстоит предпринять усилия. Чтобы продолжать добиваться значительных успехов в этой области, потребуются дальнейшие усилия по признанию и устранению геополитических барьеров. [5] Наконец, решение демографических тенденций в регионе, таких как различия в показателях беременности и смертности, будет необходимо для улучшения состояния здоровья на палестинских территориях. [6] В этой статье каждый из этих вопросов рассматривается более подробно, дается обзор основных правовых и этических изменений в сфере здравоохранения на палестинских территориях, а также обсуждаются дальнейшие препятствия, с которыми регион сталкивается из-за инфраструктурных и политических барьеров.
Инициатива по измерению прав человека [7] считает, что Палестина выполняет 83,8% того, что она должна выполнять в отношении права на здоровье, исходя из уровня ее дохода. [8] Если рассматривать право на здоровье детей, то Палестина достигает 97,4% от ожидаемого уровня, исходя из ее текущего дохода. [8] Что касается права на здоровье среди взрослого населения, страна достигает 95,4% того, что ожидается, исходя из уровня доходов страны. [8] Палестина попадает в «очень плохую» категорию при оценке права на репродуктивное здоровье, поскольку страна выполняет только 58,7% того, чего от нее ожидают, исходя из имеющихся у нее ресурсов (доходов). [8]
История
[ редактировать ]Соглашения Осло и создание ПНА
[ редактировать ]В период с 1993 по 1995 год Государство Израиль и Организация освобождения Палестины (ООП) заключили серию пактов, известных под общим названием « Соглашения Осло» . [9] Заключению соглашений способствовало международное сообщество во главе с Соединенными Штатами и Российской Федерацией . В соответствии с соглашениями была создана автономная Палестинская национальная администрация (ПНА), которая могла управлять оккупированными территориями. [10] Соглашения передали юрисдикцию над палестинцами, проживающими в секторе Газа и на Западном Берегу , от Израиля к ПНА, чей устав предусматривает создание демократически избранного Законодательного совета , который мог бы писать законы, касающиеся потребностей экономики, безопасности, образования и здравоохранения. Палестинцы Газы и Западного Берега.
Создание Министерства здравоохранения ПНА.
[ редактировать ]подразделение израильских вооруженных сил, известное как Департамент здравоохранения гражданской администрации (HDCA). С 1967 года за надзор за здравоохранением на оккупированных территориях отвечало [11] В это время работу HDCA активно поддерживали три других крупных источника здравоохранения: неправительственные организации , ООН и частный сектор.
Вскоре после Осло I и соответствующей передачи юрисдикции ПНА учредила Министерство здравоохранения (МЗ) для управления здравоохранением в секторе Газа и на Западном берегу.
Де-факто выход Газы из ПНА
[ редактировать ]До 2007 года политика ПНА в области здравоохранения была полностью осуществима как на Западном Берегу, так и в секторе Газа. Однако в битве за Газу в 2007 году ополченцы Хамаса насильно изгнали всех соперников из сектора Газа, в результате чего Газа прочно оказалась под контролем Хамаса. [12] Таким образом, по состоянию на 2007 год контроль ПНА де-факто не распространяется на сектор Газа . Несмотря на отсутствие фактического контроля, ПНА по-прежнему вносит финансовый вклад в здравоохранение в Газе, помогая выплачивать зарплату некоторым чиновникам здравоохранения и отправляя медикаменты. [13] [14]
Правовая основа
[ редактировать ]По данным Всемирного банка , правовую основу здравоохранения ПНА составляют два документа: Конституция Палестины 2003 года и Закон об общественном здравоохранении 2004 года. В своих статьях, касающихся здравоохранения, конституция требует, чтобы ПНА регулировала медицинское страхование и гарантировала медицинскую помощь следующим категориям людей: раненым, военнопленным, семьям погибших бойцов сопротивления и инвалидам . Кроме того, Закон об общественном здравоохранении 2004 года состоит из 13 глав и 85 положений и охватывает такие вопросы, как здоровье женщин и детей, борьба с болезнями, гигиена окружающей среды и инфраструктура общественного здравоохранения. [15] Важно отметить, что закон требует от Министерства здравоохранения предлагать палестинцам определенные виды медицинских услуг, включая профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и неотложную помощь. Помимо определения Минздрава в качестве государственного источника предоставления медицинских услуг, закон возлагает на министерство ответственность за регулирование трех других секторов здравоохранения. [16]
Основные источники здравоохранения и расходы на здравоохранение
[ редактировать ]Государственный сектор
[ редактировать ]Через свое Министерство здравоохранения (МЗ) ПНА предоставляет медицинские услуги палестинцам, находящимся под ее юрисдикцией, в соответствии с Конституцией и Законом об общественном здравоохранении. Кроме того, государственный план страхования PNA является основным поставщиком услуг страхования на территориях, находящихся под управлением PNA. С момента прихода к власти правительства Хамаса в Газе Министерство здравоохранения ПНА больше не выполняет правительственные функции в сфере здравоохранения в секторе Газа, и его заменил ХАМАС. Большая часть финансирования услуг Минздрава поступает за счет иностранной помощи и налогов. Расходы государственного сектора составляют около 32% расходов на здравоохранение на палестинских территориях. [17]
сектор БАПОР
[ редактировать ]С момента своего создания в 1948 году БАПОР осуществляло юрисдикцию в отношении социальных услуг палестинских беженцев. В бюджете организации (который определяется ООН) есть деньги на предоставление бесплатных медицинских услуг палестинцам, имеющим на это право, проживающим на Западном Берегу и в секторе Газа, при условии, что они зарегистрированы в качестве беженцев. По состоянию на 2012 год БАПОР предоставляет медицинские услуги 727 471 человеку на Западном берегу через примерно 42 центра первичной медико-санитарной помощи и 1 167 572 жителям Газы через 21 центр первичной медико-санитарной помощи. [18] [19] БАПОР финансирует около 24% всех расходов на здравоохранение в Палестине.
сектор НПО
[ редактировать ]Палестинские неправительственные организации (НПО), финансируемые частными благотворителями, охватывают значительную часть экономики здравоохранения в ПНА. Опрос Всемирного банка показал, что 11,7% палестинцев чаще всего обращаются к НПО для решения своих медицинских задач. 13,3% домохозяйств на Западном берегу полагались на НПО по сравнению с 8,1% домохозяйств в секторе Газа. В отчете Всемирного банка поясняется, что в Газе действует меньше НПО, чем на Западном Берегу, и что жители Газы с большей вероятностью будут классифицированы как беженцы и, следовательно, будут иметь доступ к услугам, предоставляемым БАПОР. Палестинцы чаще всего посещают НПО, когда им требуются консультации по психическому здоровью, физиотерапия и реабилитация, а также медицинское обучение, и они реже всего обращаются к НПО для оказания неотложной помощи, плановых осмотров, а также для нужд материнства и педиатрии. Министерство международного развития , британское правительственное учреждение, обнаружило, что посещение клиники первичной медико-санитарной помощи, управляемой НПО, стоит в два раза дороже, чем посещение государственной клиники, и в четыре раза дороже, чем посещение учреждения БАПОР. В 2004 году DFID сообщило, что в НПО занято 33% работников палестинского сектора здравоохранения, в то время как Центральное статистическое бюро Палестины оценило эту цифру в 26% в 2005 году. В 2003 году палестинские НПО получили от доноров 54 миллиона долларов из примерно 240 миллионов долларов, пожертвованных на здравоохранение на палестинских территориях. [20]
Частный сектор
[ редактировать ]Пространство частного здравоохранения в последние годы выросло с появлением частных больниц, аптек, лабораторий и реабилитационных центров. Также развивается зарождающаяся фармацевтическая промышленность, которая способна удовлетворить около половины общего спроса Палестины на рецептурные лекарства. Были созданы некоторые программы частного медицинского страхования, хотя и с ограниченной популярностью. Многие палестинцы, располагающие средствами, самостоятельно оплачивают медицинские услуги, недоступные им другими способами, а частные расходы составляют примерно 37% всех расходов на здравоохранение в секторе Газа и на Западном берегу. [ нужна ссылка ]
Данные о системе здравоохранения
[ редактировать ]Чтобы обеспечить информативный обзор текущего состояния здравоохранения на палестинских территориях, некоторая статистическая информация о текущей системе обеспечит большую ясность в положении дел. В настоящее время на палестинских территориях имеется около шестидесяти больниц и медицинских центров в регионе, а также множество других медицинских исследовательских институтов, реализующих инициативы по различным медицинским достижениям, включая такие вопросы, как лечение рака и болезни Паркинсона, а также исследования стволовых клеток. Однако палестинцам не хватает фундаментальной и полноценной системы первичной медико-санитарной помощи, которая могла бы охватить местное население. Инфраструктурные проблемы ограничивают передвижение врачей и предметов медицинского назначения, а отсутствие эффективной логистики препятствует скоординированным усилиям всех поставщиков медицинских услуг по оказанию необходимой первичной помощи. [21] Поскольку все лекарства должны поставляться через Израиль, ПА не может воспользоваться более низкими ценами, которые часто доступны в арабских странах. [22]
Продолжающаяся пандемия COVID-19 возникла в Государстве Палестина 5 марта 2020 года . В настоящее время 7,32% населения признанного Государства Палестина получили прививки от COVID-19, что в общей сложности на 4,21% ниже среднемирового показателя в 11,53% и на 55,76% ниже общего показателя вакцинации в Государстве Израиль, составляющего 63,08% , что вызывает похвалу Израильская « успешная программа вакцинации против COVID-19 ». Такая похвала была встречена резкой критикой со стороны правозащитных организаций, ссылающихся на статью 56 Четвертой Женевской конвенции , в которой говорится, что «оккупирующая держава обязана обеспечивать и поддерживать, в сотрудничестве с национальными и местными властями, медицинские и больничные учреждения». учреждений и служб, общественного здравоохранения и гигиены на оккупированной территории, уделяя особое внимание принятию и применению профилактических и профилактических мер, необходимых для борьбы с распространением заразных болезней и эпидемий». Однако недавняя эскалация насилия между Израилем и ХАМАС в период с 10 по 11 мая 2021 г. усугубили это неравенство за счет резкого роста числа случаев заболевания в Газе после бомбардировки Израилем « центральной испытательной лаборатории COVID-19 в клинике Римал» в секторе Газа; более 2300 единиц жилья , что привело к внутреннему перемещению 77 000 новых палестинцев Газы и, таким образом, к бездомности, что еще больше усугубило условия перенаселенности Газы; а также в результате израильских авиаударов по жилому дому 16 мая 2021 года, в результате которых был убит доктор Айман Абу аль-Ауф , главный врач внутренних болезней больницы Аль-Шифа в секторе Газа, где он также занимал должность директора по реагированию на коронавирус. .
Хотя недавно была реализована политика иммунизации палестинских младенцев, политики для молодежи и взрослых не существует. [23] По данным Всемирного банка, только 44 процента всех палестинцев имеют доступ к «разумному и традиционному» здравоохранению. Другими словами, только 44 процента всех палестинцев имеют доступ ко всему необходимому лечению. В результате ошеломляющие 56 процентов населения практически не имеют доступа к медицинской помощи. [24] [ нужна ссылка ]
Палестинская администрация и статистика естественного движения населения на палестинских территориях фиксируют рождаемость в регионе, а недавние исследования показывают, что уровень рождаемости среди палестинцев находится почти на рекордно высоком уровне. Фактически, 46% населения моложе 15 лет. Эти демографические сдвиги создают интересные проблемы и возможности для системы здравоохранения на палестинских территориях. [25] Несмотря на то, что на палестинских территориях существует социализированная система здравоохранения, которая обеспечивает всеобщий и обязательный охват услугами здравоохранения для всех граждан, медицинское обслуживание, предоставляемое в этом универсальном плане, намного ниже обычного стандарта медицинской помощи, предоставляемой здоровым людям. Эти неадекватные условия здравоохранения, наряду с неправильным профилактическим уходом и выбором образа жизни, способствуют четырем основным причинам смерти в регионе, к которым относятся сердечно-сосудистые заболевания, рак, цереброваскулярные заболевания и диабет. [26]
Среди палестинцев в возрасте 15–64 лет 58% имеют избыточный вес, 36% имеют высокий уровень холестерина и 8,5% страдают сахарным диабетом. Дополнительными причинами плохого здоровья являются большая распространенность (38%) курящих мужчин и 75% палестинцев, которые вообще не занимаются какой-либо активной физической деятельностью. Палестинская национальная стратегия здравоохранения пытается решить и смягчить эти проблемы со здоровьем в регионе, предлагая гражданам соответствующий режим питания и физических упражнений, обеспечивая хорошее управление и лидерство в надзоре и регулировании палестинского сектора здравоохранения, а также обеспечивая основу для доступа граждан к и получать высококачественную и безопасную медицинскую помощь. [27]
Основные проблемы
[ редактировать ]Барьеры доступа
[ редактировать ]В статье The Lancet названа израильскими военными за 2012 год блокада сектора Газа серьезной проблемой для здравоохранения. [28] Больницы на Западном Берегу и в секторе Газа иногда не оборудованы для решения более сложных медицинских проблем и процедур. В таких случаях врачи направят своих пациентов в более сложные лечебные центры Израиля. Такое лечение часто задерживается из-за израильской бюрократической процедуры, которая должна утверждать запросы. Машины скорой помощи, едущие с палестинских территорий в больницы в восточном Иерусалиме, часто задерживаются или им отказывают на контрольно-пропускных пунктах. [29] Более того, на Западном берегу мобильность ограничена, поскольку жители должны проходить через израильские контрольно-пропускные пункты, чтобы путешествовать между различными городами Западного берега. Это означает, что жители Западного берега испытывают трудности с доступом к поставщикам медицинских услуг, расположенным в других близлежащих городах Западного берега. Ограниченная мобильность имеет еще более серьезные последствия в чрезвычайных ситуациях, когда машины скорой помощи, курсирующие между городами Западного берега, задерживаются. [30]
По данным ВОЗ, жители Газы находятся в особенно опасном положении, учитывая напряженные отношения Израиля с де-факто правительством ХАМАС. ХАМАС утверждает, что Израиль серьезно препятствует потоку товаров в этот регион с 2007 года, препятствуя ввозу необходимого медицинского оборудования и лекарств, отпускаемых по рецепту. В последние годы периодические бои между боевиками Хамаса и израильскими военными привели к значительному ущербу медицинской инфраструктуре в секторе Газа, который невозможно быстро восстановить из-за ограничений на количество строительных материалов, импортируемых в регион. По данным правительства Израиля, с 2010 года оно не ввело никаких ограничений на поставки медицинского оборудования и медикаментов. В любом случае, поставки могут быть импортированы через границу Газы с Египтом. [31] Кроме того, палестинские чиновники утверждают, что качество медицинских работников в секторе Газа ухудшилось, поскольку им часто не разрешают выезжать за границу на конгрессы и тренинги, где они могут совершенствовать свои навыки и знания. [32]
Отсутствие контроля над сектором Газа
[ редактировать ]Помимо проблем, вызванных конфликтом с Израилем, серьезной проблемой для здравоохранения на территориях ПНА является тот факт, что ПНА в настоящее время не имеет права физически осуществлять политику в секторе Газа. В настоящее время степень его участия в здравоохранении Газы ограничивается финансовыми вкладами, которые он там делает.
Психическое здоровье
[ редактировать ]Реформы: Национальная стратегия здравоохранения
[ редактировать ]Хотя вышеперечисленные проблемы в основном проистекают из геополитической реальности, с которой сталкивается ПНА, ПНА считает, что существуют определенные области, в которых прогресс находится под ее прямым контролем и достижим. Эти области были определены в недавно выпущенной Министерством здравоохранения Национальной стратегии здравоохранения, которая была составлена совместно с представителями вышеупомянутых основных «секторов» палестинской системы здравоохранения. Идеи, изложенные в этом документе, в настоящее время служат основой реформы. Важно отметить, что ПНА считает, что будущая политика, заложенная в ее Национальной стратегии здравоохранения, также применима к жителям Газы, несмотря на фактический контроль Хамаса над регионом. [37] Согласно соглашениям Осло, ПНА по-прежнему сохраняет де-юре юрисдикцию над населением Газы, и ПНА надеется провести в Газе те же реформы, которые проводятся на Западном Берегу, в такое время, когда это станет возможным. Однако в Национальной стратегии здравоохранения не упоминаются беженцы, живущие в Иордании, Ливане и Сирии, поскольку в соответствии с соглашениями Осло эти люди остаются под юрисдикцией БАПОР до тех пор, пока окончательные переговоры не смогут определить их статус. Следовательно, план не учитывает потенциальное будущее переселение беженцев.
Финансирование здравоохранения
[ редактировать ]ПНА определила, что государственные расходы на здравоохранение будут неустойчивыми в долгосрочной перспективе без изменений в механизмах финансирования. Примерно 30,5% тех, кто пользуется медицинским обслуживанием от правительства, в настоящее время не платят в систему, в результате чего ПНА влезает в долги или полагается на пожертвования для покрытия разницы. Более того, в последние годы участие в государственном плане здравоохранения снизилось, в результате чего МЗ осталось с меньшими доходами. В ответ ПНА в настоящее время рассматривает возможность принятия системы здравоохранения с единым плательщиком , согласно которой все жители Палестины, находящиеся под ее фактической юрисдикцией, будут обязаны приобретать страховку у правительства. В настоящее время мандат на приобретение страховки ПНА распространяется только на государственных служащих и пенсионеров. ПНА надеется, что универсальная схема стабилизирует доходы и снизит неэффективность. Чтобы удовлетворить новые требования, предъявляемые к системе всеобщего охвата, ПНА сначала придется сделать существенные инвестиции в административные возможности Минздрава. [38]
Информатика здравоохранения
[ редактировать ]ВОЗ охарактеризовала Информационную систему здравоохранения PNA (HIS) как «неполную, фрагментированную, ненадежную и устаревшую». [39] При помощи Агентства США по международному развитию (USAID) в размере 86 миллионов долларов ПНА планирует модернизировать свою систему HIS с бумажной на электронную, что станет первой такой системой на арабском Ближнем Востоке. [40] Центральная база данных предназначена для предоставления компьютеризированной и актуальной информации по таким вопросам, как медицинские работники, медицинские записи пациентов и употребление рецептурных лекарств. Помимо оптимизации информации об отдельных пациентах во всех медицинских учреждениях, собранные данные будут использоваться для исследований, что позволит медицинскому сообществу определять тенденции в области здравоохранения и заболеваемость более точно, чем когда-либо прежде. [41]
См. также
[ редактировать ]- Здоровье в Государстве Палестина
- Список больниц в Государстве Палестина
- Психическое здоровье в Палестине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гордон, Нив (1997). «Палестинское здравоохранение: пренебрежение и кризис» . Палестино-израильский журнал . 4 (2).
- ^ Баргути, Мустафа. Палестинское здравоохранение: на пути к стратегии здорового развития на Западном берегу и в секторе Газа. Иерусалим: Союз палестинских комитетов медицинской помощи, 1993.
- ^ Баргути, Мустафа и Ибрагим Дайбес. Инфраструктура и услуги здравоохранения на Западном Берегу: Рекомендации по планированию здравоохранения. Рамалла: Информационный проект по развитию здравоохранения, в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения, 1993 г.
- ^ Здоровье в Иудее, Самарии и Газе: 1967-1994 гг. Иерусалим: Министерство здравоохранения, 1994.
- ^ Всемирный банк, Развитие оккупированных территорий: инвестиции в мир. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 1993.
- ^ Махмуд, Адель (5 марта 2013 г.). «Проблемы здравоохранения в Палестине» . Наука и дипломатия . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Инициатива по измерению прав человека – первая глобальная инициатива по отслеживанию соблюдения прав человека в странах» . Humanrightsmeasurement.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Палестина — Система отслеживания прав HRMI» . www.righttracker.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2023 г. Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ Шехаде, Раджа. От оккупации к временным соглашениям: Израиль и палестинские территории. Лондон: Kluwer Law International, 1997. Печать.
- ^ «Декларация принципов» . Архивировано из оригинала 18 июня 2004 г.
- ^ «Здравоохранение на Западном берегу: внутри Департамента здравоохранения гражданской администрации» (PDF) . Гражданская администрация Иудеи и Самарии. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ «Хамас выигрывает битву за контроль над сектором Газа» . Лос-Анджелес Таймс . 15 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Иностранная помощь США палестинцам (2012–2013 финансовые годы)» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Омер, Мохаммед. «Больничный фонд Газы почти пуст» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 14 августа 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ «Закон Законодательного совета Палестины об общественном здравоохранении» (PDF) . 23 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2010 г.
- ^ Матария, Авад; Хатиб, Рана; Дональдсон, Кэм ; Боссерт, Томас; Хантер, Дэвид Дж; Альсаед, Фахед; Моатти, Жан-Поль (1 апреля 2009 г.). «Система здравоохранения: оценка и программа реформ». Ланцет . 373 (9670): 1207–1217. дои : 10.1016/S0140-6736(09)60111-2 . ПМИД 19268349 . S2CID 205953667 .
- ^ Хамдан, Мотасем, доктор философии. «Политика здравоохранения в Палестине: проблемы и возможности».
- ^ «Западный берег» . Агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Газа» . Агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Роль и деятельность палестинских НПО в сфере здравоохранения, образования и сельского хозяйства» (PDF) . Всемирный банк. Декабрь 2006 г. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2012 г. Проверено 6 января 2013 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 августа 2013 г. Проверено 3 сентября 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Огромные различия между израильской и палестинской системами здравоохранения, говорит Правозащитная группа» . Гаарец . Архивировано из оригинала 03.11.2015 . Проверено 22 октября 2015 г.
- ^ «PIJ.ORG: Палестинское здравоохранение: пренебрежение и кризис, Нив Гордон» . PIJ.ORG . Архивировано из оригинала 07 октября 2022 г. Проверено 14 августа 2022 г.
- ^ http://www.thisweekinpalestine.com/details.php?id=2864&ed=173&edid=173 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «SSA - POMS: GN 00307.742 - Записи статистики естественного движения населения на территориях, управляемых Палестиной - 04.11.2010» . Архивировано из оригинала 29 октября 2011 г. Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Медицинские условия на ОПТ, Голаны – 66-я Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ – доклад Секретариата (12 апреля 2013 г.)» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ «Министерство здравоохранения Палестины » . Архивировано из оригинала 02.04.2015 . Проверено 03.09.2013 .
- ^ Витулло, Анита, Абдельнасер Собо, Дженни Оскарссон, Тасним Ататра, Мохамед Лафи и Тони Лоранс. «Барьеры для доступа к медицинским услугам на оккупированной палестинской территории: когортное исследование». (нд): н. стр. Абстрактный. Ланцет (2012): н. стр. Распечатать.
- ^ «Я стар и болен, и моя семья не может быть со мной» . Всемирная организация здравоохранения – Региональное бюро для стран Восточного Средиземноморья .
- ^ Риттер, MJH; Кьялдгаард, Алабама; Броннум-Хансен, Х.; Хельвег-Ларсен, К. (2006). «Влияние вооруженного конфликта на доступ к неотложной медицинской помощи на Западном берегу Палестины: систематический сбор данных в отделениях неотложной помощи» . БМЖ . 332 (7550): 1122–1124. doi : 10.1136/bmj.38793.695081.AE . ПМЦ 1459547 . ПМИД 16585049 .
- ^ «Миф об израильской блокаде сектора Газа 17 августа 2014 года» . Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г.
- ^ «Новостные сводки» . 10 января 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2013 г. Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Хойл, Чарли (12 мая 2017 г.). «Психическое здоровье в Палестине одно из худших в мире» . Новый араб . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Всемирный банк 2022 , с. 7.
- ^ «В ловушке: влияние 15 лет блокады на психическое здоровье детей Газы» . Спасите детей . 15 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Агаджанян, Алия; Финн, Арден; Мохаммад, Надир (14 июня 2023 г.). «Пересечение экономических условий, травм и психического здоровья на Западном берегу и в секторе Газа» . Блоги Всемирного банка . Архивировано из оригинала 15 мая 2024 года . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «Палестинская национальная стратегия здравоохранения» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2015 г.
- ^ «Разумная деятельность под давлением: реформа финансирования здравоохранения и рационализация расходов государственного сектора на здравоохранение» (PDF) . Всемирный банк. Архивировано (PDF) из оригинала 24 августа 2012 года . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ http://www.thisweekinpalestine.com/details.php?id=3227&ed=187&edid=187 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «ВОСВС ВОЗ | Палестинский национальный институт общественного здравоохранения | Программы | Палестина» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Национальная информационная система здравоохранения Палестины - реализована DataSel» . Ютуб . Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- «Психическое здоровье на Западном берегу и в секторе Газа» (PDF) . Всемирный банк . 22 ноября 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2024 г. Проверено 2 июля 2023 г.